Освальд Нортумбрийский
Освальд | |
---|---|
Бретвальда | |
Царствование | 633–642 |
Предшественник | Эдвин Нортумбрийский |
Преемник | Освиу |
Король Дейры | |
Царствование | 633–642 |
Предшественник | Осрик из Дейры |
Преемник | Освиу |
Король Берникии | |
Царствование | 634–642 |
Предшественник | Энфрит из Берникии |
Преемник | Освиу |
Рожденный | в. 604 Дейра , Нортумбрия |
Умер | 5 августа 641/642 (37–38 лет) |
Супруг | Кинебурга Уэссекса |
Проблема | Этельвальд из Дейры |
Отец | Этельфрит |
Мать | Ача из Дейры |
Религия | христианство |
Освальд ( Древнеанглийское произношение: [ˈoːzwɑɫd] ; ок. 604 г. - 5 августа 641/642 г. [1] ) был королем Нортумбрии с 634 года до своей смерти и почитается как святой , [2] существовал особый культ . из которых в средние века [3]
Освальд был сыном Этельфрита Берницийского и Ачи Дейрского и пришел к власти после пребывания в изгнании . После победы над валлийским Гвинеда правителем Кадваллоном ап Кадфаном в битве при Хевенфилде Освальд снова подчинил два нортумбрийских королевства — Бернисию и Дейру — одному правителю и способствовал распространению христианства в Нортумбрии. Ему дал весьма положительную оценку историк Беда , написавший чуть менее столетия после смерти Освальда, который считал Освальда святым королем; именно Беда также является основным источником современных исторических знаний об Освальде. После восьми лет правления, в течение которого он был самым могущественным правителем Британии , Освальд был убит в битве при Мазерфилде, сражаясь с силами Пенды Мерсийской, который затем сам был побежден братом Освальда Освиу.
Происхождение, молодость и изгнание
[ редактировать ]Отец Освальда, Этельфрит, был успешным правителем Берникии, который после нескольких лет правления в Берникии также стал королем Дейры и, таким образом, был первым, кто правил обоими королевствами, которые впоследствии стали считаться составляющими королевствами Нортумбрии. Однако было бы анахронизмом ссылаться на нортумбрийский народ или идентичность на этом раннем этапе, когда берникийцы и дейранцы еще были явно разными народами. [4] Мать Освальда, Ача из Дейры , была членом королевской линии Дейрана, на которой Этельфрит, по-видимому, женился в рамках приобретения Дейры или консолидации там власти. [5] Освальд, по-видимому, родился примерно в 604 году, поскольку Беда говорит, что он был убит в возрасте 38 лет в 642 году; [6] Считается, что приобретение Дейры Этельфритом произошло около 604 года. [7]
Этельфрит, который в течение многих лет был успешным военачальником, особенно против коренных британцев, в конечном итоге был убит в битве на реке Айдл около 616 года Рэдвальдом из Восточной Англии . Это поражение означало, что изгнанный член королевской линии Дейрана Эдвин (брат Ачи) стал королем Нортумбрии, а Освальд и его братья бежали на север. Таким образом, Освальд провел остаток своей юности в шотландском королевстве Дал Риата на севере Британии, где он обратился в христианство. [8] Возможно, он также воевал в Ирландии во время этого периода изгнания. [9] Считалось, что Освальд — один из трёх саксонских принцев, упомянутых в ирландской поэме « Тогайл Бруидне да Дерга» , названный в этом произведении «Осалтом». [10]
Победа над Кадваллоном
[ редактировать ]После того, как Кадваллон ап Кадфан, король Гвинеда , в союзе с язычником Пендой Мерсийским , убил Эдвина Дейрского в битве при Хэтфилд-Чейз в 633 (или 632, в зависимости от того, когда считаются начавшимися годы, использованные Бедой), Нортумбрия была разделена на составляющие ее королевства Бернисию и Дейру. Брат Освальда, Энфрит, стал королем Берникии, но был убит Кадваллоном в 634 (или 633) году после попытки заключить мир. Впоследствии Освальд во главе небольшой армии [8] (возможно, с помощью союзников с севера, шотландцев и/или пиктов [11] ), встретил Кадваллона в бою при Хевенфилде , недалеко от Хексема . Традиция гласит, что перед битвой Освальд установил деревянный крест ; он опустился на колени, удерживая крест на месте, пока в яму не было брошено достаточно земли, чтобы он стоял твердо. Затем он помолился и попросил свою армию присоединиться. [12]
Адомнан в своей «Жизни святого Колумбы» предлагает более подробный отчет, который аббат Сежен слышал от самого Освальда. По его словам, Освальду в ночь перед битвой было видение Колумбы, в котором ему было сказано:
Будьте сильными и действуйте мужественно. Вот, Я буду с тобой. [13] В предстоящую ночь выйдите из своего лагеря в бой, ибо Господь даровал мне, чтобы в это время ваши враги были обращены в бегство, и Кадваллон, ваш враг, будет предан в ваши руки, и вы вернетесь победителем после битвы и будете царствовать счастливо. [14]
Освальд описал свое видение своему совету, и все согласились, что после битвы они крестятся и примут христианство. [14] В последовавшей битве валлийцы (британцы) были разбиты, несмотря на их численное превосходство; Сам Кадваллон был убит. [8]
господство
[ редактировать ]После победы при Хевенфилде Освальд воссоединил Нортумбрию и восстановил господство берников, которое было прервано Эдвином. Беда говорит, что Освальд владел империей в течение восьми лет своего правления (и Беда, и «Англосаксонские хроники» говорят, что правление Освальда фактически считалось девятью годами, причем девятый год учитывался путем присвоения Освальду года, предшествующего его правлению, «из-за язычества, практиковавшегося теми, кто правил в тот год между ним и Эдвином» [15] ), и был самым могущественным королем Британии . IX века В англосаксонских хрониках он упоминается как Бретвальда . Адомнан описывает Освальда как «назначенного Богом императором всей Британии». [16]
Освальд, похоже, был широко признан в качестве повелителя, хотя степень его власти неизвестна. Беда утверждает, что Освальд «подчинил себе все народы и провинции Британии», которая, как отмечает Беде, была разделена по языку между англичанами, британцами, шотландцами и пиктами; однако он, кажется, подрывает свои собственные утверждения, когда в другом месте своей истории упоминает, что именно брат Освальда Освиу отдал данность пиктам и шотландцам. [17] Ирландский источник « Анналы Тигернаха» сообщает, что англосаксы объединились против Освальда в начале его правления; это может указывать на попытку положить конец господству Освальда к югу от Хамбера , которая, по-видимому, провалилась. [18]
Мерсийцы . , участвовавшие в разгроме Эдвина в 633 году, по-видимому, стали препятствием для власти Освальда к югу от Хамбера, хотя обычно считалось, что Освальд до некоторой степени доминировал в Мерсии после Хевенфилда Возможно, чтобы умилостивить Освальда, Пенда приказал убить Эдфрита, пленного сына Эдвина (и, таким образом, династического соперника Освальда), хотя также возможно, что у Пенды были свои собственные мотивы для убийства. [19]
Освальд, по-видимому, контролировал Королевство Линдси , учитывая историю, рассказанную Бедой, о перемещении костей Освальда в тамошний монастырь; Беде говорит, что монахи изначально отвергли кости, потому что Освальд правил ими как иностранный король. На севере, возможно, именно Освальд завоевал Гододдина . В ирландских анналах зафиксирована осада Эдинбурга , который считался королевской цитаделью Гододдина, в 638 году, и это, кажется, знаменует собой конец королевства; О том, что эта осада была предпринята Освальдом, свидетельствует очевидный контроль над этой территорией его братом Освиу в 650-х годах. [20]
Освальд, кажется, был в хороших отношениях с западными саксами : он выступил спонсором крещения их короля Кинегилса и женился на дочери Кинегилса. [21] Ее имя сообщается только в одном источнике, Реджинальда Даремского XII века «Вите С. Освальди» , в котором говорится, что это была Кинебурга. [22] Хотя у Освальда был один известный сын, Этельвальд , неясно, был ли это сын от его брака с дочерью Синегилса или от более ранних отношений - поскольку Этельвальд начал править Дейрой в 651 году, утверждалось, что сын от этого брака будет В то время они были слишком молоды, чтобы им можно было доверить эту должность, и, следовательно, могли быть старше, что является результатом отношений Освальда во время его изгнания. [11]
христианство
[ редактировать ]Хотя Эдвин ранее принял христианство в 627 году, именно Освальд сделал больше всего для распространения религии в Нортумбрии. Вскоре после того, как он стал королем, он попросил ирландцев Дала Риаты прислать епископа, чтобы облегчить обращение его народа. Ирландцы сначала послали «сурового» епископа , который не справился со своей миссией, а впоследствии послали Эйдана , который предложил более мягкий подход. Освальд передал остров Линдисфарн Эйдану в качестве епископской кафедры . Эйдан добился больших успехов в распространении христианской веры. Беде упоминает, что Освальд выступал переводчиком Эйдана, когда тот проповедовал, поскольку Эйдан плохо знал английский, а Освальд выучил ирландский язык во время своего изгнания. [23]
Хотя Освальда можно интерпретировать как мученика за свою смерть в бою, Беда четко подчеркивает, что Освальд был святым королем. Беда не акцентирует внимание на своем мученичестве как на главном по отношению к своей святости: действительно, было отмечено, что Беда никогда не использует слово «мученик» по отношению к Освальду. Изображение Освальда Беде выделяется как необычное: король, которого считали святым на протяжении всей своей жизни во время правления, в отличие от короля, который отказывается от королевского сана в пользу религиозной жизни или которого почитают из-за способа его смерти. [24] Беда рассказывает о щедрости Освальда к бедным и незнакомцам и рассказывает историю, подчеркивающую эту особенность: однажды на Пасху Освальд сидел за ужином с Эйданом, и перед ним стояло «серебряное блюдо, полное лакомств», когда слуга, которого Освальд «назначил помощь бедным», вошел и сказал Освальду, что толпа бедняков собралась на улицах и просила милостыню у короля. По словам Беде Освальда, он немедленно раздал еду бедным и даже разбил ее и раздал. Эйдан был очень впечатлен и схватил Освальда за правую руку, заявив: «Пусть эта рука никогда не погибнет». Соответственно, Беда сообщает, что рука и рука остались неповрежденными после смерти Освальда. [25]
Падение
[ редактировать ]Конфликт с языческими мерсийцами под властью Пенды оказался причиной гибели Освальда. Он был убит в 642 г. [1] мерсийцами в битве при Мазерфилде , в Освестри (хотя предлагались и другие кандидаты на место битвы) [26] и его тело было расчленено. Беде упоминает историю о том, что Освальд «закончил свою жизнь в молитве»: он молился за души своих солдат, когда увидел, что тот вот-вот умрет. Голова и конечности Освальда были помещены на колья. [27]
Традиционное отождествление места битвы с Освестри, вероятно, в то время находившимся на территории Поуиса , предполагает, что у Пенды могли быть британские союзники в этой битве, и на это также указывают сохранившиеся валлийские стихи, которые, как считалось, указывают на участие люди Поуиса в битве. Также считалось, что, если традиционная идентификация этого места как Освестри верна, Освальд находился в наступлении на территории своих врагов. Это может противоречить святому изображению Освальда Бедой, поскольку агрессивная война вряд ли может квалифицироваться как справедливая война , что, возможно, объясняет, почему Беда молчит о причине войны. Он говорит только, что Освальд умер, «сражаясь за свое отечество». поскольку он не упомянул о других наступательных войнах, предположительно, Освальд вел между Хэвенфилдом и Мэйзерфилдом. [28] У Освальда, возможно, был союзник в лице брата Пенды Эовы , который также был убит в битве, согласно Historia Britonnum и Annales Cambriae ; хотя источник упоминает только то, что Эова был убит, а не сторону, на которой он сражался, было высказано предположение, что Эова подчинялся Освальду и сражался вместе с ним в битве, против Пенды. [29]
Почитание и наследие
[ редактировать ]Святой Освальд Нортумбрии | |
---|---|
Мученик | |
Рожденный | в. 604 Дейра , Нортумбрия |
Умер | 5 августа 641/642 г. |
Почитается в | Римско-католическая церковь , Англиканская община , Восточное православие |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Главный храм | Бардни Эбби , Линкольншир , Англия ; реликвии позже были перенесены в монастырь Святого Освальда, Глостер , Англия. |
Праздник | 5 августа |
Атрибуты | король в короне, несущий скипетр и державу, киборий, меч, пальмовую ветвь и/или с вороном |
Вскоре Освальда стали считать святым. Беда говорит, что место, где он умер, стало ассоциироваться с чудесами , и люди убирали с этого места землю, в результате чего была выкопана яма глубиной в человеческий рост. [6] Реджинальд Даремский вспоминает еще одно чудо, говоря, что его правая рука была поднесена птицей (возможно, вороном ) к ясеню, что придало дереву нестареющую силу; когда птица уронила руку на землю, из земли появился родник. И дерево, и источник, по словам Реджинальда, впоследствии ассоциировались с чудесами исцеления. [30] [31] Считалось, что некоторые аспекты легенды имеют языческий подтекст или влияние. [31] - это может представлять собой слияние его статуса традиционного германского короля-воина с христианством. Обычно считается, что название этого места, Освестри, или «Дерево Освальда», произошло от смерти Освальда и окружающих ее легенд. [26] Его праздник - 5 августа. Культ, окружавший его, приобрел известность даже в некоторых частях континентальной Европы; ср. Ожбалт в Словении.
Беда упоминает, что брат Освальда Освиу , сменивший Освальда в Бернисии, забрал останки Освальда через год после его смерти. [27] Описывая одно чудо, связанное с Освальдом, Беда дает некоторое представление о том, как относились к Освальду в завоеванных землях: годы спустя, когда его племянница Острит перевезла его кости в аббатство Бардни в Линдси , его обитатели сначала отказались принять их, «хотя они знали чтобы он был святым человеком», потому что «он был родом из другой провинции и правил ими как иностранный король», и, таким образом, «они сохранили свою древнюю неприязнь к нему даже после смерти». И только после того, как кости Освальда оказались в центре внимания, как говорят, было чудом, когда ночью столб света появился над повозкой, в которой везли кости, и засиял в небо, их приняли. в монастырь: «утром братия, отказавшаяся от него накануне, стала усердно молиться о том, чтобы сии святые мощи, столь возлюбленные Богом, были положены среди них». [32]
В начале 10 века Бардней находился на территории викингов, а в 909 году, после совместного набега Западных Саксонии и Мерсии под предводительством Этельфлед , [33] дочери Альфреда Великого , мощи святого Освальда были перенесены в новый собор в Глостере , который в его честь был переименован в монастырь святого Освальда . [34] Этельфлед и ее муж Этельред, элдормен Мерсии , были похоронены в монастыре, а их племянник, король Этельстан , был главным покровителем культа Освальда. [35]
Голова Освальда была похоронена в Даремском соборе вместе с останками Катберта Линдисфарнского (святого, с которым Освальд стал посмертно связан, хотя при жизни они не были связаны; Катберт стал епископом Линдисфарна более чем через сорок лет после смерти Освальда) и другими ценностями. в быстро изготовленном гробу, где, как полагают, он и остался, хотя в континентальной Европе есть как минимум четыре других заявленных головы Освальда. [36] оказалась в аббатстве Питерборо Говорят, что одна из его рук позже, в средние века, . История такова, что небольшая группа монахов из Питерборо пробралась в Бамбург, где хранилась неповрежденная рука Освальда, и под покровом темноты украла ее. Они вернулись с ним в Питерборо, и в свое время для этого рукава была построена часовня - Часовня Освальда. Без руки его и по сей день можно увидеть в южном трансепте собора. Создавая эту часовню, монахи Питерборо подумали о том, как они ее приобрели, и построили в часовне узкую башню — достаточно большую, чтобы монах мог подняться наверх по внутренней лестнице и стоять на страже руки Освальда 24 часа в сутки. , каждый день в году. Монаху пришлось стоять, потому что башня недостаточно велика, чтобы он мог сидеть, сидение могло убаюкать его, и они знали, что может случиться, когда никто не смотрит. [ нужна ссылка ]
Несколько церквей носят имя Святого Освальда, в том числе церковь Святого Освальда, расположенная на месте деревянного креста, оставленного Освальдом в Хевенфилде в ночь перед битвой. Он был перестроен в 1717 году. Это место видно с военной дороги B6318 . Святого Освальда Грасмир предположительно находится на одном из мест, где он проповедовал, на берегу реки Ротэй . Могила Уильяма Вордсворта находится здесь, на кладбище. Церковь Святого Освальда в Комптон-Абдейле в Глостершире была посвящена Святому Освальду после основания Этельфлед монастыря Святого Освальда в 909 году. Католическая церковь Святого Освальда находится к северу от центра города Питерборо.
Некоторые английские топонимы отражают его правление, например, утверждалось, что Освальдтвистл в Ланкашире , что означает поворот Освальда, связан со святым, хотя, скорее всего, это имя владельца земли. Киркосвальд в Камбрии назван так потому, что считается, что его тело было перенесено туда после его смерти. Ему приписывают местную церковь. Другой Киркосвальд в Шотландии также чтит его память. [37]
Освальда вспоминают в англиканской церкви на Малом фестивале 5 августа. [38]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Беда называет годом смерти Освальда 642. Однако возникает вопрос, является ли то, что Беда считал 642, тем же, что сейчас считается 642. Р.Л. Пул ( Исследования по хронологии и истории , 1934) выдвинул теорию, что годы Беды началось в сентябре, и если следовать этой теории (как это сделал, например, Фрэнк Стентон в своей знаменитой «Истории англосаксонской Англии» , впервые опубликованной в 1943 году), то дата битвы при Хевенфилде (и начало Освальда Год правления) перенесен с 634 на 633 год. Таким образом, если бы Освальд впоследствии правил восемь лет, он фактически был бы убит в 641 году. Однако теория Пула оспаривалась, и были высказаны аргументы в пользу того, что Беда начал свой год 25 декабря. или 1 января, и в этом случае годы Беды будут такими, какими он их называет.
- ^ «Результаты поиска» . Англиканская церковь . Проверено 19 февраля 2024 г.
- ^ Крейг, «Освальд»
- ^ Стэнклифф, «Освальд», с. 36.
- ^ Кирби, с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Беда, Церковная история , Книга III, глава 9.
- ^ Кирби, с. 57.
- ^ Перейти обратно: а б с Беда, Книга III, глава 1.
- ^ Кирби, с. 73.
- ^ Берресфорд Эллис, стр.89
- ^ Перейти обратно: а б Зиглер.
- ^ Беда, Книга III, глава 2.
- ↑ Цитируя Книгу Иисуса Навина , 1:9.
- ^ Перейти обратно: а б Адомнан, Книга I, Глава 1.
- ^ Беда, Книга III, глава 1 ; АСЦ , рукопись Е, год 634. Цитата из АСЦ .
- ^ Адомнан, Книга I, глава I.
- ↑ Упоминание о власти Освальда над Британией см. HE , Книга III, глава 6; упоминание о том, что Освиу сделал данником шотландцев и пиктов, см. в Книге II, глава 5 . См. Кирби, , с. 70, поскольку это указывает на то, что Беда слишком преувеличенно определял превосходство Освальда.
- ^ Стэнклифф, «Освальд», с. 60. По словам Стэнклиффа, «Освальда вряд ли бы запомнили как эффективного правителя во многих королевствах Саутумбрии, если бы его власть была ограничена в столь раннем периоде его карьеры». Отчет приведен под 637 годом в «Анналах Тигернаха».
- ^ Стэнклифф, «Освальд», стр. 54 и 71–75. Стэнклифф упоминает возможные причины, по которым Пенда самостоятельно убил Эдфрита, и выражает сомнение в том, что Беда счел бы Освальда такой святой фигурой, если бы он знал, что Освальд несет ответственность за смерть Эдфрита.
- ^ Стэнклифф, «Освальд», с. 58.
- ^ Беда, Книга III, глава 7.
- ^ Тюдор, с. 187, примечание 57.
- ^ Беда, Книга III, главы 3 и 5.
- ^ Стэнклифф, «Освальд», стр. 41–42.
- ^ Беда, Книга III, глава 6.
- ^ Перейти обратно: а б Стэнклифф, «Где был убит Освальд?»
- ^ Перейти обратно: а б Об упоминаниях Беды о предсмертной молитве Освальда (о которой он осторожно сообщает как о слухах) и о расчленении Освальда, размещении частей его тела на кольях, а также о более позднем извлечении Освиу этих частей тела и захоронении их в Бардни , Линдисфарне и Бамбурге , см. ОН , Книга III, глава 12.
- ^ Стэнклифф, «Где был убит Освальд?», Приводит доводы в пользу традиционной идентификации этого места с Освестри. Аргумент Стэнклиффа относительно изображения Беде Освальда как участника только справедливых войн, попытку Беды изобразить Мэйзерфилда как участника справедливой войны (которую ведут за отечество ) и его упущение из предыдущей агрессивной войны, в которой, как полагают, участвовал Освальд, см. . 93.
- ^ Брукс.
- ^ Тюдор, стр. 190.
- ^ Перейти обратно: а б Ролласон, с. 170.
- ↑ Беда, Книга III, глава 11.
- ^ Вуд, Майкл (13 августа 2013 г.). «Леди Мерсийка» . Король Альфред и англосаксы . Би-би-си.
- ^ Шоссе, с. 108.
- ^ Карков, стр. 77–79.
- ^ Бэйли.
- ^ «Киркосвальд» . Справочник Шотландии.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Адомнан, «Жизнь святого Колумбы» перевел и отредактировал Ричарда Шарпа. ISBN 0-14-044462-9
- Беда (731). Церковная история английской нации . (туз Лео Шерли-Прайс (пер.) (2008). Фермер, DH; Лэтэм, Рональд Э. (ред.). Церковная история английского народа . Пингвинская классика. Пингвин. ISBN 978-0-14-044565-7 . )
- Бейли, Ричард Н., «Головы Святого Освальда», в книге К. Стэнклиффа и Э. Кембриджа (редакторы), Освальд: король Нортумбрии — европейский святой (1995, 1996). ISBN 1-871615-51-8
- Берресфорд Эллис, Питер Селт и Саксон BCA, Лондон, 1993 г.
- Брукс, Николас , «Формирование Мерсийского королевства», в С. Бассетте (редактор), « Происхождение англосаксонских королевств» (1989).
- Крейг, диджей (2004). «Освальд [Святой Освальд]». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20916 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Хайвей, Кэролин (2001). «Глостер и новый министр Святого Освальда». В Хайэме, штат Нью-Джерси; Хилл, Д.Х. (ред.). Эдвард Старший 899–924 гг . Рутледж.
- Карьков, Екатерина Евгеньевна (2004). Портреты правителей англосаксонской Англии . Бойделл Пресс. ISBN 1-84383-059-0 .
- Кирби, Д.П., Самые ранние английские короли (1991, 2000). ISBN 0-04-445692-1
- Ролласон, Дэвид, «Святой Освальд в Англии после завоевания», в книге К. Стэнклиффа и Э. Кембриджа (редакторы), Освальд: король Нортумбрии — европейский святой (1995, 1996).
- Стэнклифф, Клэр, «Освальд,« Самый святой и самый победоносный король Нортумбрии »», в книге К. Стэнклиффа и Э. Кембриджа (ред.), Освальд: король Нортумбрии - европейский святой (1995, 1996).
- Стэнклифф, Клэр, «Где был убит Освальд?», в книге К. Стэнклиффа и Э. Кембриджа (редакторы), «Освальд: король Нортумбрии — европейский святой» (1995). ISBN 1-871615-51-8
- Тюдор, Виктория, «Жизнь Реджинальда святого Освальда », в книге К. Стэнклиффа и Э. Кембриджа (редакторы), Освальд: король Нортумбрии — европейский святой (1995, 1996). ISBN 1-871615-51-8
- Зиглер, Мишель, « Политика изгнания в ранней Нортумбрии », «Героический век» , выпуск 2, осень/зима 1999 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Адамс, Макс (2013), Король Севера: Жизнь и времена Освальда Нортумбрии . ISBN 1781854181
- Эльфрик Эйншамский (1881 г.). . Жития святых Эльфрика . Лондон, Паб. для Общества ранних английских текстов Н. Трюбнера и компании.
- Паркер, Станислав Ансельм (1911). Католическая энциклопедия . Том. 11. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Пельтерет, Дэвид А.Е. «Освальд: ум. 642», Путеводитель для читателей по британской истории (Лондон: Routledge, 2003) онлайн в Credo Reference. Историография
- Стивенс, Сэмюэл Дж. «Хевенсфилд». Иллюминации интернет-журнала Fantastic. Поэзия.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Освальд 1 в Просопографии англосаксонской Англии
- «Святой Освальд, король и мученик» . Батлер «Жития святых» . 12 января 2023 г.
- 604 рождения
- 640 смертей
- Христианские мученики VII века
- Английские монархи VII века
- Англосаксы убиты в бою
- Переходит в христианство из англосаксонского язычества.
- Христианские королевские святые
- Римско-католические королевские святые
- Монархи убиты в бою
- Нортумбрийский фольклор
- Англосаксонские воины
- Нортумбрийские монархи
- Нортумбрийские святые
- Похороны в монастыре Святого Освальда, Глостер
- Королевский дом Нортумбрии
- Идингс
- Англиканские святые