Катберт
Катберт | |
---|---|
Епископ | |
Рожденный | в. 634 Данбар , Нортумбрия (сейчас в Шотландии) |
Умер | 20 марта 687 г. Внутренний Фарн , Королевство Нортумбрия (ныне в Англии) |
Почитается в | Католическая церковь ; англиканство ; Восточная Православная Церковь , Церковь Шотландии |
Главный храм | Даремский собор , Англия |
Праздник | 20 марта, Католическая церковь, Епископальная церковь ; 4 сентября (католические ординариаты) |
Атрибуты | Епископ держит в руках вторую коронованную голову; иногда в сопровождении морских птиц и животных |
Покровительство | Королевство Нортумбрия, епархия Хексема и Ньюкасла |
Катберт из Линдисфарна [а] ( ок. 634 — 20 марта 687) — святой ранней Нортумбрийской церкви кельтской традиции . Он был , епископом и отшельником , связанным с монастырями Мелроуз Линдисфарн и монахом в Королевстве Нортумбрия . [б] сегодня в северной Англии и южной Шотландии. И при жизни, и после смерти он стал популярным средневековым святым Северной Англии , культ которого сосредоточен на его могиле в Даремском соборе . Катберт считается покровителем Нортумбрии. Его праздники - 20 марта ( Католическая церковь , Англиканская церковь , Восточная православная церковь , Епископальная церковь) . [7] ) и 4 сентября ( Церковь в Уэльсе , Католическая церковь).
Катберт вырос в Лодердейле или его окрестностях , недалеко от аббатства Олд Мелроуз , дочернего дома Линдисфарна, сегодня в Шотландии. Он решил стать монахом после того, как в ночь 651 года увидел видение, в котором умер Эйдан , основатель Линдисфарна, но, похоже, перед этим он прошел некоторый период военной службы. Он был назначен приглашенным мастером в новом монастыре в Рипоне вскоре после 655 года, но был вынужден вернуться с Эатой из Хексема в Мелроуз, когда вместо этого Уилфриду был передан монастырь. [8] [9] Около 662 года он стал настоятелем Мелроуза, а около 665 года стал настоятелем Линдисфарна. В 684 году он был назначен епископом Линдисфарна, но к концу 686 года он подал в отставку и вернулся в свою обитель, так как чувствовал, что вот-вот умрет. Вероятно, ему было около 50 лет. [10] [11]
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и предыстория
[ редактировать ]Катберт родился (вероятно, в знатной семье) в Данбаре , затем в Нортумбрии, а теперь в Восточном Лотиане, Шотландия , в середине 630-х годов, примерно через десять лет после обращения короля Нортумбрии Эдвина в христианство в 627 году, которое медленно за ним последовали остальные его люди. Политика королевства была жестокой, и позже были эпизоды языческого правления, в то время как распространение понимания христианства в королевстве было задачей, которая продолжалась на протяжении всей жизни Катберта. Эдвина крестил Паулин Йоркский , римлянин, прибывший с григорианской миссией из Рима, но его преемник Освальд также пригласил ирландских монахов из Ионы основать монастырь в Линдисфарне, где Катберт должен был провести большую часть своей жизни. Это было около 635 года, примерно в то время, когда родился Катберт. [12]
Напряженность между римским и кельтским христианством, часто усугубляемая почти современником Катберта Уилфридом , непримиримым и сварливым сторонником римских обычаев, должна была стать главной чертой жизни Катберта. Сам Катберт, хотя и получил образование в кельтской традиции, последовал за своим наставником Эатой и , по-видимому, без труда принял римские формы после Синода Уитби в 664 году. [13] [14] [15] [с] Самые ранние биографии сосредоточены на многих чудесах, которые сопровождали его в молодости, но он, очевидно, был неутомим как странствующий священник, распространявший христианское послание в отдаленные деревни, а также хорошо способный произвести впечатление на членов королевской семьи и знать. В отличие от Уилфрида, его образ жизни был аскетичным, и, когда он мог, он вел жизнь отшельника, хотя по-прежнему принимал много посетителей. [16] [17]
Во времена Катберта Королевство Нортумбрия включало, говоря современным языком, северную Англию и южную Шотландию на периодической и изменчивой основе вплоть до залива Ферт-оф-Форт . Катберт, возможно, был родом из района Данбар в устье Ферт-оф-Форт в современной Шотландии, хотя в «Житиях отцов, мучеников и других главных святых » («Жизни Батлера») Албана Батлера записано, что его воспитывали в детстве рядом с Мелроузом. Воспитание, возможно, является признаком благородного происхождения, как и упоминания о том, что он ездил на лошади в молодости. Однажды ночью, когда он был еще мальчиком и работал пастухом, он увидел душу Эйдана, которую ангелы унесли на небеса , а позже узнал, что Эйдан умер той ночью. Эдвин Бертон считает, что тот факт, что в детстве он пас овец на холмах возле этого монастыря, свидетельствует о его скромном происхождении. [18] Судя по всему, он прошел военную службу, но в какой-то момент присоединился к совершенно новому монастырю в Мелроузе под руководством настоятеля Буасиля . После смерти Буазиля в 661 году Катберт сменил его на посту приора. [18] Катберт, возможно, был троюродным братом короля Нортумбрии Олдфрита (согласно ирландским генеалогиям), что может объяснить его более позднее предложение короновать Олдфрита как монарха. [19] [20]
Карьера
[ редактировать ]Слава Катберта как благочестия, трудолюбия и послушания росла. Когда Алшфрит , король Дейры , основал новый монастырь в Рипоне , Кутберт стал его praepositus hospitum или приглашенным мастером при Эате. Когда Уилфрид был назначен настоятелем монастыря, Иата и Катберт вернулись в Мелроуз. Болезнь поразила монастырь в 664 году, и пока Катберт выздоровел, настоятель умер, и Катберт стал настоятелем вместо него. [21] [22] Он проводил много времени среди людей, удовлетворяя их духовные нужды, совершая миссионерские поездки и проповедуя.
После Синода в Уитби Катберт, кажется, принял римские обычаи, и его старый аббат Эата призвал его представить их в Линдисфарне, как и раньше. Его аскетизм дополнялся его обаянием и щедростью к бедным, а его репутация дара исцеления и проницательности побудила многих людей обратиться к нему за советом, за что он получил имя «Британской чудотворцы». Он продолжал свою миссионерскую работу, путешествуя по всей стране от Бервика до Галлоуэя , чтобы выполнять пастырскую работу, и основал ораторий в Далле, Шотландия , с большим каменным крестом и маленькой кельей для себя. Говорят также, что он основал церковь Святого Катберта в Эдинбурге . [23]
Жизнь отшельника
[ редактировать ]Катберт вышел на пенсию в 676 году, движимый желанием вести более созерцательную жизнь. Получив отпуск аббата, он переехал в место, которое архиепископ Эйр отождествляет с островом Святого Катберта недалеко от Линдисфарна, но которое Рейн [24] думает, что это было недалеко от Холберна , в месте, ныне известном как пещера Святого Катберта . Вскоре после этого Катберт переехал на Внутренний Фарн остров , в двух милях от Бамбурга , где предался суровой жизни. [18] Сначала он принимал посетителей, но потом заперся в своей келье и открывал окно только для того, чтобы благословить. Он не мог отказаться от встречи со святой настоятельницей и королевской девой Эльфледой , дочерью Освиу Нортумбрийского , сменившей святую Хильду на посту настоятельницы Уитби в 680 году. Встреча состоялась на острове Коке , южнее. [25]
Избрание епископом, Линдисфарн и смерть
[ редактировать ]В 684 году Катберт был избран епископом Хексхэма на синоде в Твайфорде (предположительно, это современный Алнмут ). [26] но не хотел выходить из отставки и брать на себя ответственность; только после визита большой группы, включая короля Экгфрита , он согласился вернуться и принять на себя обязанности епископа, но вместо этого в качестве епископа Линдисфарна , поменявшись местами с Итой, который отправился в Хексхэм вместо Катберта. Катберт был рукоположен в Йорке архиепископом Теодором и шестью епископами 26 марта 685 года. Но после Рождества 686 года он вернулся в свою келью на острове Внутренний Фарн, где и умер 20 марта 687 года после мучительной болезни. [2] Он был похоронен в Линдисфарне в тот же день, и после долгих путешествий, спасающихся от датчан, его останки решили, как считалось, поселиться в Дареме , что привело к основанию города и Даремского собора. Евангелие Святого Катберта входит в число предметов, позже извлеченных из гроба Святого Катберта , который также является важным артефактом.
Наследие
[ редактировать ]После смерти Катберта многочисленные чудеса приписывались его заступничеству и заступнической молитве возле его останков . Историк 8-го века Беда написал стихи и прозу о жизни святого Катберта около 720 года. Его описывали как «возможно, самого популярного святого в Британии до смерти Томаса Бекета в 1170 году». [27] В 698 году Катберт был перезахоронен в Линдисфарне в украшенном дубовом гробу, который сейчас обычно называют гробом святого Катберта, хотя у него должно было быть еще много гробов. [д] В 995 году «сообщество Катберта» основало и обосновалось в Дареме, руководствуясь тем, что, по их мнению, было волей святого, поскольку повозка, везшая его гроб обратно на Честер-ле-Стрит после временного бегства от датского вторжения, застряла. тяжело в дороге.
В период средневековья Катберт сыграл важную роль в определении идентичности людей, живущих в Нортумбрии к северу от Тиса. Симеон отметил, что именно «народ Святого Катберта», то есть «весь народ между реками Тис и Твид», вел неудачную кампанию против шотландцев в битве при Кархеме в 1018 году. [28] К концу 11 века епископы Дарема основали полуавтономный регион, известный как Свобода Дарема , позже Пфальц Дарема , между Тайном и Тисом. В этой области епископ Даремский имел почти такую же власть, как и сам король Англии, и святой стал мощным символом автономии, которой пользовался этот регион. Жителей Пфальца стали называть халиверфолками , что примерно переводится как «народ святых», а Катберт приобрел репутацию яростного защитника своих владений. [29] Например, существует история о том, что во время битвы при Невиллс-Кросс в 1346 году настоятель аббатства в Дареме получил видение Катберта, приказавшего ему взять телесную одежду святого и поднять ее на острие копья недалеко от поля битвы. как баннер. При этом настоятель и его монахи оказались под защитой «посредничества святого Катберта и присутствия упомянутой святой реликвии». [30] Независимо от того, правдива ли история видения или нет, знамя святого Катберта регулярно несли в битвах против шотландцев вплоть до Реформации , и оно служит хорошим примером того, как святого Катберта считали защитником своего народа. Современная интерпретация Знамени, разработанная академиком Нортумбрийского университета Фионой Рейсайд-Эллиотт и вышитая местной художницей по текстилю Рут О'Лири, теперь выставлена в храме святого в Даремском соборе.
Культ Катберта также привлекал обращенных датчан, которые теперь составляли большую часть населения Королевства Йорк , а также был принят норманнами, когда они захватили Англию. Храм Катберта в Даремском соборе был основным местом паломничества на протяжении всего Средневековья, пока его не лишили комиссары Генриха VIII во время роспуска монастырей .
Реликвии
[ редактировать ]Согласно или житию святого Беды, когда саркофаг Катберта был открыт через одиннадцать лет после его смерти, было обнаружено, что его тело полностью сохранилось нетленно . [31] Катберта Это очевидное чудо привело к устойчивому росту посмертного культа до такой степени, что он стал самым популярным святым Северной Англии и Южной Шотландии. Его заступничеству и ходатайственной молитве возле его останков приписывались многочисленные чудеса.
В 875 году датчане захватили монастырь Линдисфарн, и монахи бежали, неся с собой тело святого Катберта по разным местам, включая Мелроуз . [22] После семи лет странствий он нашел место упокоения в все еще существующей церкви Святого Катберта на Честер-ле-Стрит до 995 года, когда еще одно датское вторжение привело к его переезду в Рипон. Тогда святой дал понять, как считалось, что желает остаться в Дареме. Была построена новая каменная церковь — так называемая «Белая церковь», предшественница нынешнего величественного собора. В 999 году его мощи были помещены в новую церковь 4 сентября, в день его перевода в Даремском соборе. [32] и как дополнительный памятник католической церкви в Англии. [33] В 1069 году епископ Этельвин попытался перевезти тело Катберта в Линдисфарн, чтобы спастись от короля Вильгельма в начале разгрома Севера . [34]
В 1104 году гробница Катберта была снова открыта, а его мощи перенесены в новую святыню за алтарем недавно построенного собора. Когда гроб был открыт, в нем обнаружилась небольшая книга Евангелия от Иоанна размером 138 на 92 миллиметра (5,4 × 3,6 дюйма), ныне известная как Евангелие Святого Катберта (ныне Дополнительный MS 89000 Британской библиотеки , ранее известная как Стонихерстское Евангелие). был найден. Это старейшая западная книга, сохранившая оригинальный переплет из прекрасно декорированной кожи. [35] Гораздо позже был также обнаружен набор облачений 909–916 годов, сделанных из византийского шелка с узором «Богиня природы», с палантином и украшениями из чрезвычайно редкой английской вышивки или opus anglicanum , которые были положены в его гробницу королем Этельстаном. (годы правления 927–939) во время паломничества, в то время как святыня Катберта находилась на Честер-ле-Стрит. [36] [37]
Храм Катберта был разрушен во время роспуска монастырей, но, что необычно, его мощи сохранились и до сих пор захоронены на этом месте, хотя они также были обнаружены в 19 веке, когда были вывезены его деревянный гроб и различные реликвии. Гроб святого Катберта (на самом деле один из нескольких гробов), реконструированный Эрнстом Китцингером и другими, остается в соборе и является важным редким пережитком нортумбрийской резьбы по дереву. Когда гроб в последний раз осматривали 17 мая 1827 года, был обнаружен «саксонский» квадратный золотой крест, украшенный гранатами, характерной выпуклой формы, который позже использовался в качестве геральдической эмблемы Святого Катберта на гербах университетов Дарема и Ньюкасла. . [ нужна ссылка ]
Тезки
[ редактировать ]На флаге графства Дарем с 2013 года изображен крест Святого Катберта, замененный на синий и золотой цвета графства. На флаге Кирккадбрайтшира в Шотландии с 2016 года также изображен крест Святого Катберта, от имени которого произошло название графства. Крест Святого Катберта является основным элементом герба Даремского университета , пожалованного в 1843 году, с изображением Арджента, креста Святого Катберта Гулеса, на лазурном кантоне, шеврона Или между тремя свирепствующими львами первый («Красный крест Святого Катберта на серебряном щите с тремя серебряными боевыми львами вокруг золотого шеврона на синем квадрате в верхнем левом углу»). Крест также изображен на гербе многих входящих в его состав колледжей. Университет Ньюкасла-апон-Тайн , бывший Королевский колледж Даремского университета, также имеет на гербе крест Святого Катберта, пожалованный в 1937 году. Герб Университета Ньюкасла украшен лазурным гербом, крестом Святого Катберта Арджента и на главе последний лев, проходивший мимо стражника Гулеса. («Серебряный крест Святого Катберта на синем щите, с красным львом, идущим и смотрящим на вас, на серебряной верхней третьей части щита».) Крест Святого Катберта также изображен на значках двух англиканских средних школ. в Тайн-энд-Уир , а именно в школах Дамы Аллан и средней школе Сандерленда.
Общество Святого Катберта , колледж Даремского университета, основанный в 1888 году, назван в его честь и расположен всего в нескольких минутах ходьбы от гроба святого в Даремском соборе. Общество отмечает День Святого Катберта примерно каждый год 20 марта пиршеством. «День Каты», ежегодный день колледжа, отмечается в пасхальный семестр с музыкой, развлечениями, праздниками и выпивкой. «Корс Кадди» — это обозначенный пешеходный маршрут между Честер-ле-Стрит и Даремским собором; он отмечает путешествие между двумя последними местами упокоения гроба.
Колледж Уорксопа , основанный как школа Святого Катберта в 1895 году, был последней школой Вударда открытой .
Святой Катберт также является тезкой колледжа Святого Катберта в Эпсоме, Новая Зеландия ; День Святого Катберта 21 марта — день школьного праздника. Дома школы названы в честь важных мест из жизни святого: Данблейн (желтый), Элгин (зеленый), Иона (фиолетовый), Келсо (синий), Линдисфарн (белый), Мелроуз (красный), Йорк (оранжевый) и Дарем (розовый).
Средняя школа Святого Катберта , римско-католическая школа в Ньюкасл-апон-Тайн , названа в честь святого. День Святого Катберта отмечается мессой, и школьные молитвы включают обращение к своему святому покровителю (всегда заканчивающееся призывом «Святой Катберт, молись за нас»). На школьном значке изображен епископский посох, отсылающий к тому времени, когда святой Катберт был епископом, а также утки, отражающие его любовь к животным.
Еще одна римско-католическая средняя школа, носящая имя Святого Катберта, - это средняя школа Святого Катберта RC в Рочдейле . Основанная в 1968 году как школа епископа Хеншоу, в конце 1980-х годов она была переименована в свое нынешнее название. На значке школы изображен Крест Святого Катберта и девиз «Во Христе мы служим».
Кооперативное общество Св. Катберта (ныне Скотмид ) открыло свой первый магазин в Эдинбурге в 1859 году и расширилось, став одним из крупнейших кооперативов в Шотландии. До 1985 года на ее молочной ферме использовались платформы для доставки, запряженные лошадьми, а между 1944 и 1959 годами молочником работал Шон Коннери , который позже сыграл Джеймса Бонда .
Римско -католическая епархия Хексхэма и Ньюкасла считает святого Катберта своим покровителем, а хиротония епископов в епархии всегда происходит 20 марта, в день праздника Катберта в католической церкви.
Многие церкви названы в честь Катберта. Православная община в Честерфилде , Англия, взяла святителя Катберта своим покровителем. [38]
Ископаемые колонны криноидей, извлеченные из известняка, добытого в карьерах Линдисфарна или найденные выброшенными волнами вдоль береговой линии, которые были нанизаны на ожерелья или четки, стали известны как бусины Святого Катберта .
В Нортумберленде гагу называют кади-уткой. Находясь на островах Фарн, Катберт ввел специальные законы для защиты уток и других морских птиц, гнездящихся на островах. [39] [40] Они до сих пор тысячами размножаются у современного побережья Нортумберленда. [40]
В Камбрии в его честь названы гражданский приход и деревня Холм-Сент-Катберт , а также приходская церковь. Это сельская местность с одной большой деревней и множеством небольших деревушек.
Путь Святого Катберта — пешеходный маршрут на дальние расстояния, один из Великих маршрутов Шотландии . [41]
Катберта вспоминают в англиканской церкви на Малом фестивале 20 марта . [42] или, альтернативно, 4 сентября и в Римско-католической церкви в Англии 4 сентября. [43]
См. также
[ редактировать ]- Жизнь святого Катберта
- История святого Катберта
- Колодец Святого Катберта в Беллингеме, Нортумберленд
- Колледж Ушоу (Колледж Святого Катберта, Ушоу) в графстве Дарем
- Легенда о его захоронении
В художественной литературе
[ редактировать ]- Наследие Святого Катберта описано в романе «Кадди» , Цирк Блумсбери, 2023 год. Бенджамина Майерса
Примечания
[ редактировать ]- ^ просто Запись в Оксфордском национальном биографическом словаре «Катберт», [1] как и запись в Оксфордском словаре святых [2] и запись в Блэквеллской энциклопедии англосаксонской Англии . [3] называет его «Катбертом из Линдисфарна» Майкл Уолш в «Новом словаре святых» . [4] Его имя на древнеанглийском языке было Cūþbeorht , а на латыни Cuthbertus . [5] [6]
- ↑ Катберт происходил из Берникии, части нового Нортумбрийского королевства, которое окончательно объединилось в 634 году, примерно во время его рождения.
- ↑ По крайней мере, Беде не отмечает никакого сопротивления, хотя Фармер и другие подозревают, что он, возможно, не слишком откровенен в этом, будучи сторонником Джарроу.
- ^ Кронин и Хори, 5–7, — самый простой путеводитель по этой очень сложной истории, или см. Battiscombe 1956 , стр. 2–22 и главу Эрнста Китцингера о гробе. Беда, глава 42 является первоисточником.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ролласон и Добсон .
- ^ Jump up to: а б Фермер 2011 , с. 108.
- ^ Такер 2013 .
- ^ Уолш 2007 , стр. 136–137.
- ^ Хейлин, Г. (26 октября 1670 г.). «Помощь в английской истории: описание преемственности всех королей Англии...» Э. Бассет - через Google Книги.
- ^ Сирл, Уильям Джордж. «ономастикон» . Архив CUP - через Google Книги.
- ^ «Катберт» . Архиепископия Фиатиры и Великобритании . Архивировано из оригинала 17 декабря 2019 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Баттискомб 1956 , стр. 120–125.
- ^ Фермер 1995 , с. 57.
- ^ Баттискомб 1956 , стр. 125–141.
- ^ Фермер 1995 , с. 60.
- ^ Баттискомб 1956 , стр. 115–116.
- ^ Баттискомб 1956 , стр. 122–129.
- ^ Фермер 1995 , стр. 53–54, 60–66.
- ^ Браун 2003 , стр. 64–66.
- ^ Баттискомб 1956 , стр. 115–141.
- ^ Фермер 1995 , стр. 52–53, 57–60.
- ^ Jump up to: а б с Бертон 1908 год .
- ^ Хили 1909 , с. 78.
- ^ Ирландия 1991 , с. 64.
- ^ «Святой Катберт Линдисфарнский» . Архивировано из оригинала 23 августа 2006 года.
- ^ Jump up to: а б Аббатство Мелроуз, средневековое аббатство. Архивировано 20 июля 2006 года в Wayback Machine, Мелроуз, Шотландия.
- ^ Веб-сайт Святого Катберта - Шотландская церковь , Лотиан-роуд, Эдинбургская церковь.
- ^ Рейн 1828 , с. ii.
- ^ Батлер 1833 , с. 371.
- ^ Урбан 1852 , с. 504.
- ^ Марнер 2000 , с. 9.
- ^ Кристиан Драммонд, Лидди (2008). Епископство Дарема в позднем средневековье . Бойделл Пресс. п. 187. ИСБН 9781843833772 .
- ^ Лэпсли 1900 .
- ^ Фаулер 1903 , с. 107.
- ^ Беда 721 .
- ^ «Расписание обслуживания с 23 августа 2021 г. по 5 сентября 2021 г.» (PDF) . Даремский собор. Архивировано из оригинала (PDF) 4 сентября 2021 года . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ «Национальный календарь Англии» . Католическая церковь в Англии и Уэльсе . Проверено 4 сентября 2021 г.
- ^ Флетчер 2003 , с. 180.
- ^ «Евангелие Святого Катберта, спасенное для нации» , Блог Британской библиотеки о средневековых и ранних рукописях, по состоянию на 17 апреля 2012 г.
- ^ Вебстер 2012 , с. 172.
- ^ Джонс nd .
- ^ «Загрузка...» stcuthbertsorthodoxcommunity.co.uk . Архивировано из оригинала 26 октября 2022 года . Проверено 26 октября 2022 г.
- ^ «Гагачий пух: знаменитая гагачья колония» . eiderdown.org .
- ^ Jump up to: а б «BBC – Radio 4 – Живой мир: Гагака» . bbc.co.uk.
- ^ «Путь Святого Катберта | Прогулка на большие расстояния от Мелроуза на границе с Шотландией до Святого острова в Нортумберленде, Англия» . Путь Святого Катберта .
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Литургический календарь | Сентябрь 2023 года» .
Ссылки
[ редактировать ]- Баттискомб, CF, изд. (1956). Мощи святого Катберта: исследования разных авторов . Дарем: напечатано для декана и главы Даремского собора в издательстве University Press.
- Беда (721). «Жизнь и чудеса святого Катберта, епископа Линдесфарнского» . Фордэмский университет . Проверено 20 марта 2019 г.
- Бельвю (2020). «Кем был святой Катберт Линдисфарнский?» . Проверено 14 мая 2020 г.
- Браун, Мишель П. (2003). Линдисфарнские Евангелия: общество, духовность и писец . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8597-9 .
- Бертон, Эдвин Хьюберт (1908). « Святой Катберт ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 4. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Батлер, Альбан (1833). Жития отцов, мучеников и других главных святых: В двух томах . Койн.
- Фермер, Дэвид Хью (1995). Ученики Бенедикта . Грейсвинг. п. 58. ИСБН 0-85244-274-2 .
- Фермер, Дэвид Хью (2011). Оксфордский словарь святых (5-е изд.). Оксфорд : Университетское издательство. п. 108. ИСБН 978-0-19-959660-7 .
- Флетчер, РА (2003). Кровная месть: убийство и месть в англосаксонской Англии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-516136-Х .
- Фаулер, Джозеф Томас (1903). Ритуалы Дарема . Общество Сёртиз.
- Хили, Джон (1909). «Был ли святой Катберт ирландцем?» . Статьи и адреса: богословские, философские, биографические, археологические . Дублин: Католическое общество истины Ирландии.
- Ирландия, Калифорния (1991). «Олдфрит из Нортумбрии и ирландские генеалогии» (PDF) . Кельтика . 22 . Дублинский институт перспективных исследований. Архивировано из оригинала (PDF) 24 апреля 2009 года . Проверено 5 июня 2010 г.
- Джонс, GR (nd). «Англосаксонская Англия и большой мир» . Университет Лестера. Архивировано из оригинала 13 января 2007 года.
- Лэпсли, Гайяр Томас (1900). Палатин графства Дарем: исследование конституционной истории . Лонгманс, Грин и компания.
- Марнер, Доминик (2000). Святой Катберт: его жизнь и культ в средневековом Дареме . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-3518-9 .
- Рейн, Джеймс (1828). Святой Катберт: С отчетом о состоянии, в котором были найдены его останки после открытия его гробницы в Дареме в 1827 году . Г. Эндрюс.
- Ролласон, Дэвид; Добсон, Р.Б. «Катберт [Сент-Катберт] (ок.635–687)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/6976 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Такер, Алан (2013). «Катберт, ул.» В Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон; Скрэгг, Дональд (ред.). Энциклопедия англосаксонской Англии Уайли Блэквелла . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-118-31610-8 .
- Урбан, Сильванус (1852 г.). Журнал Джентльмена . Лондон: Джон Бауэр Николс и сын. п. 504 .
- Уолш, Майкл Дж. (2007). Новый словарь святых: Восток и Запад . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-3186-7 .
- Вебстер, Лесли (2012). Англосаксонское искусство: новая история . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-7766-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Анонимный монах из Линдисфарна; Беде ; Колгрейв, Бертрам (1940). Две жизни святого Катберта . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-31385-8 .
- Фермер, Дэвид Хью (1998). Эпоха Беды . Пингвинская классика. ISBN 978-0-140-44727-9 .
- Гретч, Мехтильд (2006). «Катберт: от святого Нортумбрии до святого всей Англии» . В Гретче, Мехтильд (ред.). Эльфрик и культ святых в позднеанглосаксонской Англии . Кембриджские исследования в англосаксонской Англии. Том. 34. Кембридж: Университетское издательство. ISBN 978-1-139-44865-9 .
- Крамплин, Салли (2009). «Катберт, трансграничный святой двенадцатого века» . В Бордмане, Стив; Дэвис, Джон Рубен; Уильямсон, Эйла (ред.). Культы «святых» в кельтском мире . Исследования по кельтской истории. Вудбридж: Бойделл Пресс. ISBN 9781843838456 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Катберт 1 в Просопографии англосаксонской Англии
- Краткая жизнь и история святого Катберта , Джон Батчер, Мелроуза. Историческое общество
- Беде (2008). «iv.27 – iv.32». Церковная история английского народа . Перевод Лео Шерли-Прайса . Пингвинская классика. стр. 256–65. )
- Агиография Святого Катберта
- 634 рождения
- 687 смертей
- Английские епископы VII века
- Христианские святые VII века
- Епископы Хексема
- Епископы Линдисфарна
- История Нортумберленда
- Нетленные святые
- Колумбийские святые
- Нортумбрийские святые
- Люди из Данбара
- Чудотворцы
- Англиканские святые
- Английские римско-католические святые
- История католицизма в Англии