Томас Мортон (епископ)
Томас Мортон | |
---|---|
Епископ Даремский | |
епархия | Епархия Дарема |
В офисе | 1632–1646 ( Епископство упразднено ) [ 1 ] |
Предшественник | Джон Хаусон |
Преемник | Вакантно ( Гражданская война ) |
Другие сообщения | Декан Глостера (июнь 1607–1609) Декан Винчестера (1609–1616) Епископ Честерский (1616–1619) Епископ Ковентри и Личфилда (февраль 1619–1632 гг.) |
Заказы | |
Рукоположение | 1594 |
Посвящение | 1616 |
Личные данные | |
Рожденный | 20 марта 1564 г. |
Умер | 20 сентября 1659 г. Истон Модит , Нортгемптоншир , Англия | ( 95 лет
Похороненный | Приходская церковь Истон Модит |
Национальность | Английский |
Номинал | англиканский |
Резиденция | Ричард Мортон и Элизабет, урожденная Лидейл |
Супруг | никогда не был женат |
Альма-матер | Колледж Святого Иоанна, Кембридж |
Томас Мортон (20 марта 1564 — 20 сентября 1659) — английский церковный деятель, епископ нескольких епархий . Имея хорошие связи и пользуясь поддержкой Якова I, он также был выдающимся писателем-полемистом против взглядов римско-католической церкви . Он стал епископом Дарема , но, несмотря на сочувственное отношение к пуританам как к епархиальному деятелю и лежащие в основе кальвинистские убеждения, показанные в споре о Гагге , его роялизм привел к тому, что он погрузился в нищету в Содружестве.
Жизнь
[ редактировать ]Мортон родился в Йорке 20 марта 1564 г. [ 2 ] шестой из девятнадцати детей Ричарда Мортона, торговца из Йорка и городского олдермена от его жены Элизабет. Церковь Всех Святых, Тротуар, Йорк . Он вырос и получил образование в гимназии в городе и близлежащем Галифаксе . В 1582 году он стал пенсионером в колледже Святого Иоанна в Кембридже, который окончил со степенью бакалавра в 1584 году и магистра в 1590 году. [ 4 ] [ 5 ] Уильям Уитакер выбрал его в качестве члена колледжа, и он получил степень BD в 1598 году и степень DD «с большим отличием» в 1606 году. [ 6 ]
Мортон был рукоположен в сан в 1592 году и занимал должность университетского преподавателя логики до 1598 года, когда он стал жить в церкви Всех Святых в Лонг-Марстоне в Йоркшире. [ 7 ] Затем он был капелланом Генри Гастингса, 3-го графа Хантингдона , лорда-президента Севера . В 1602 году, когда в Йорке свирепствовала чума , он посвятил себя обитателям чумного дома. Он вел диспуты с католиками; Герберт Крофт , ставший епископом Херефорда , был объявлен новообращенным Мортона в Англиканскую церковь . [ 6 ]
В 1602 году он был выбран вместе с Ричардом Краканторпом в качестве его коллеги, чтобы сопровождать Ральфа Эра, 3-го барона Эра, когда его послала Елизавета в качестве чрезвычайного посла к Рудольфу II, императору Священной Римской империи , и Кристиану IV из Дании . Он познакомился с иностранными учеными и богословами, в том числе с иезуитами , и собирал книги во Франкфурте и других местах. Он встретил Хью Бротона , тогда проживавшего в Мидделбурге , которому предложил трудности, связанные с Священными Писаниями. После смерти Элизабет Мортон вернулся в Англию и стал капелланом Роджера Мэннерса, 5-го графа Ратленда . У него было время для богословских работ, а проживание в замке Бельвуар позволяло ему обращаться в лондонские библиотеки. [ 6 ]
Дин
[ редактировать ]По Ричарда Бэнкрофта рекомендации Джеймса I Мортон был назначен одним из капелланов , а в 1606 году стал деканом Глостера и, по предложению своего бывшего покровителя, лорда Эра, лорда-президента, члена Совета марок . Приняв сан декана, он предложил отказаться от жизни Лонга Марстона в пользу своего друга Джона Донна , еще не принявшего священный сан , но предложение было отклонено. был принят на степень ad eundem В том же году он посетил Оксфорд, где 12 июля . По этому случаю он встретился с выдающимися теологами, такими как Джон Кинг , Джон Рэйнольдс , Генри Эйри и Дэниел Фитли . [ 6 ]
В 1609 году Джеймс I назначил его деканом Винчестера , где Томас Билсон передал ему жизнь в Алресфорде . В Винчестере он стал близким другом Артура Лейка , тогдашнего учителя Сент-Кросс, и Джона Хармара , директора Винчестерской школы . В 1610 году он произнес проповедь ad clerum на открытии Созыва . В Лондоне он поселился в благочинии собора Святого Павла у Джона Овербера , в доме которого он наслаждался обществом Исаака Кейсобона , ставшего другом; и встретил Авраама Скультета , Джованни Диодати и Пьера Дю Мулена . установил ему памятник в Вестминстерском аббатстве После смерти Кейсобона в 1614 году Мортон за свой счет . Среди его соратников из-за границы в более поздний период были Фридрих Спангейм и Марко Антонио Де Доминис . [ 6 ]
В 1610 году он был номинирован на одну из семнадцати стипендий Челси-колледжа . Затем последовали предпочтения: в июле того же года он был сопоставлен Тобиасом Мэтью , архиепископом Йоркским , с каноническим саном Хуствейта в Йоркском соборе . В 1615 году, после смерти Джорджа Ллойда , Яков I назначил его епископом Честера ; его посвящение было отложено до 7 июля 1616 года. Церемония необычайной величественности была проведена в Ламбетском дворце Джорджем Эбботом , архиепископом Кентерберийским , при содействии Кристофера Хэмптона , архиепископа Армы ; Александр Форбс , епископ Кейтнесса ; Джон Кинг, епископ Лондона ; и Джон Оверхолм, епископ Ковентри и Личфилда . [ 8 ] Пока дворец в Честере был готов, он остался с Кристофером Хаттоном в Клэй-Холле, Эссекс , где серьезно заболел. Он подал в отставку из Алресфорда, но во время своего епископства сохранял средства к существованию в Стопфорде , подаренном ему Джеймсом I в знак благодарности . [ 6 ]
Епископ Честерский
[ редактировать ]Владения Мортона были обширными: Чешир и Ланкашир , северо-западная часть Йоркшира , а также большие части Камберленда и Уэстморленда . В Ланкашире было католическое большинство и кальвинистское меньшинство. [ 6 ] В этот период вышли две важные работы, в которых Мортону пришлось заниматься местными проблемами, выходящими за рамки более широких разногласий по поводу присяги на верность , которым он посвятил свои усилия. [ 2 ]
Николас Байфилд проповедовал в Честере перед общиной, в которую входил Джон Брюен . [ 9 ] Мортон пытался урезонить свое пуританское духовенство. Его пребывание на посту епископа совпало с переломным моментом во мнениях, а именно с изменением взгляда на относительную угрозу католицизма и протестантского нонконформизма. [ 10 ]
Речь шла о субботе , когда судьи пытались подавить развлечения, обычные в воскресенье после обеда. Джеймс I спросил совета у Мортона, который рекомендовал:
- что не должно быть допущено ничего, что могло бы потревожить молящихся во время богослужения; что следует оставить на совести каждого человека, следует ли ему заниматься обычными видами спорта после окончания службы; что все прихожане должны были посещать свою приходскую церковь; и
- те, кто отказался это сделать, должны были быть отстранены от участия в последующих диверсиях. [ 6 ]
Джеймс основывал содержание своего последующего заявления на этих моментах; но публикация им « Книги спорта» в следующем году привела к новым волнениям. Отношения Мортона с духовенством-нонконформистом отличались умеренностью. [ 6 ]
Епископ Ковентри и Личфилда
[ редактировать ]В 1618 году, после перевода Джона Овербера в Норидж, Мортон стал епископом Ковентри и Личфилда по рекомендации Ланселота Эндрюса . Вместе с епископством он жизнь Клифтона Кэмвилла высоко оценил . В 1621 году он входил в комиссию по выдаче разрешения Джорджу Эбботу, архиепископу Кентерберийскому, за случайное убийство смотрителя в Брэмшилл-парке . [ 6 ]
В феврале 1626 года он принял ведущее участие в конференции Йоркского дома по Ричарда Монтегю инкриминируемым книгам . Вместе с Джоном Престоном Мортон изо всех сил старался оспорить содержащиеся в них утверждения о предопределении и свободной воле. [ 6 ]
Епископ Даремский
[ редактировать ]В июне 1632 года Мортон стал епископом Дарема на него подал жалобы , которым он владел по каноническим правам до своей смерти в 1659 году, хотя парламент утверждал, что лишил его этого титула в 1647 году. Позже в Палату общин его пребендарий Питер Смарт. . Он проявлял терпимость, отстаивая права пфальца, был либерален в раздаче милостыни и поддерживал бедных ученых в университетах. Во время своего путешествия в Шотландию в 1633 году Карл I и его свита были приняты Мортоном по-королевски; шесть лет спустя, в мае 1639 года, он снова развлекал Карла в начале Первой епископской войны . В следующем году, в августе, шотландцы пересекли реку Твид и двинулись к городу Дарем . Духовенство собора бежало, а сам Мортон удалился в Йоркшир . [ 6 ]
В начале 1641 года он находился в Лондоне, посещая парламент, и был назначен членом подкомитета по подготовке дел для рассмотрения несостоявшегося комитета лордов, назначенного 1 марта — в день заключения Уильяма Лауда в Тауэр. Лондон — принять во внимание нововведения в религии. В декабре следующего года толпа угрожала вытащить его из кареты, когда он направлялся в Палату лордов . Мортон больше никогда не занимал свое место среди лордов. Двумя днями позже, 29 декабря, он присоединился к протесту Джона Уильямса против законности всех действий, совершаемых в условиях вынужденного отсутствия духовных лордов . За это он и его 11 соратников на следующий день были привлечены к ответственности за государственную измену по Уильяма Принна предложению ; и в ту же ночь их всех отправили в Тауэр, за исключением Мортона и престарелого Роберта Райта , епископа Личфилда , которым было разрешено остаться в доме привратника черного жезла . [ 6 ]
После четырехмесячного заключения Мортон был освобожден без суда и оставался нетронутым в Дарем-Хаусе на Стрэнде до апреля 1645 года, когда он снова предстал перед коллегией адвокатов Палаты общин по обвинению в крещении маленькой дочери Граф Ратленд в соответствии с обрядами англиканской церкви и отказ от сдачи печати небного графства Дарем . Его поместили под стражу сержанта на шесть месяцев. [ 6 ]
По упразднении епископства в 1646 году ему был назначен годовой доход, но без указания того, кем он должен был выплачиваться, не указано. сумму в 1000 фунтов стерлингов Он получил от комитета Голдсмит-холла , которую использовал для выплаты своих долгов и приобретения ренты. В 1648 году он был изгнан из Дарем-хауса солдатами, которые насильно овладели им. Затем он жил со своими друзьями, графом и графиней Ратленд, в Эксетер-хаусе на Стрэнде; и он провел время с друзьями-роялистами-мирянами. Вернувшись в Лондон верхом на лошади, он познакомился с Кристофером, сыном и наследником Генри Йелвертона . Христофор не узнал епископа. На его вопрос, кто он такой, Мортон ответил: «Я тот старик, епископ Даремский, несмотря на все ваши голоса»; Когда его спросили, куда он собирается, он ответил: «В Лондон, пожить там немного, а потом умереть». В конце концов Йелвертон пригласил его в свой дом в Истон Модит , в десяти милях от Нортгемптона . Мортон стал членом семьи и наставником Генри, своего старшего сына. [ 6 ]
В Истон Модите Мортон провел тайные рукоположения . Йелвертон умер в 1654 году. Мортон умер там 22 сентября 1659 года. Он был похоронен в Йелвертонской часовне приходской церкви. Его капеллан Джон Барвик произнес похоронную проповедь. Он умер неженатым. [ 6 ]
Покровительство
[ редактировать ]Мортон был покровителем ученых людей. В начале Первой гражданской войны в Англии он предложил Томасу Фуллеру дом и содержание. Исаак Басир был одним из ученых, которых он выдвинул. Ральф Браунриг , Генри Ферн и Джон Барвик были среди его капелланов. Он был покровителем иностранных реформатских богословов , которых принимал в своем доме и щедро к ним относился. Он одобрял работу Джона Дьюри по примирению протестантов. Среди своих друзей он числил Ричарда Хукера , а также биографа Хукера Исаака Уолтона , который написал об информации, которую он получил от Мортона. Уильям Лауд был одним из его корреспондентов. [ 6 ]
Просмотры
[ редактировать ]В богословии он принадлежал к школе Джеймса Ашера и Уильяма Беделла и мало симпатизировал лаудианству . Ричард Бакстер говорит о нем как о «принадлежащем к тому классу епископальных богословов, которые ничем существенным не отличаются от остальных реформированных церквей, за исключением церковного управления», а Эдвард Хайд, 1-й граф Кларендон, относит его к «менее формальным и более популярным прелатов». Он был искренним приверженцем епископальной церкви, считая рукоположение пресвитеров действительным в случае необходимости, однако такая необходимость не оправдывала его в англиканской церкви. [ 6 ]
Из-за умеренности своих церковных взглядов одно время он пользовался большим уважением со стороны Уильяма Принна. Эдмунд Калами записал свое либеральное отношение к пуританам, таким как Джон Хиерон , Ричард Мэзер и Джон Шоу из Крайстс-колледжа в Кембридже . [ 6 ]
Его отношение к Римско-католической церкви было враждебным; он был одним из трех епископов, которые, согласно заявлению, сделанному Ричардом Монтегю папскому посланнику Грегорио Панзани , «считались яростно настроенными против папистов». [ 6 ] Мортон переписывался с Сибрандом Люббертом по вопросам антипапской полемики, и их взгляды были близки. [ 11 ] Люббертус был ведущим контр-ремонстрантом , а Мортон был одним из его значительных английских сторонников в конфликте по поводу назначения Конрада Ворстиуса в Лейденском университете . [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]Одним из последних действий Мортона перед смертью была публикация опровержения того, что он в своей речи в Палате лордов признал выдумку посвящения Нага головы Мэтью Паркера , архиепископа Кентерберийского. По своему завещанию он оставил деньги беднякам прихода, в котором он умер, а свою чашу Всех Святых в Йорке, прихода, в котором он родился. Он также завещал позолоченную серебряную чашу и большой диск для использования в часовне, недавно пристроенной к усадьбе Генри Йелвертоном. Приложение к его завещанию содержало заявление о его вере и о его принадлежности к англиканской церкви. [ 6 ]
В 1680-х годах Ричард Бакстер , который, будучи школьником, получил конфирмацию от Мортона в Дареме, назвал его «одним из самых образованных и лучших епископов, которых я когда-либо знал». [ 13 ]
Работает
[ редактировать ]Он приобрел репутацию протестантского полемиста и опубликовал множество работ против римского католицизма , среди которых наиболее заметными являются « Католическая апология» (1605 г.) и «Католический призыв» (1609 г.). [ 7 ] [ 14 ]
Основными работами Мортона были: [ 6 ]
- «Католическая апология, состряпанная из простых противоречий иезуитов» и т. д., часть 1, Лондон [1605–1606]. Джон Донн, возможно, помогал ему в этой работе.
- «Точное открытие римской доктрины в случае заговора и восстания» и т. д., 1605 г.
- Две книги католической апологии, в которых почти все парадоксы, ереси, богохульства и преступления, которые иезуиты и другие понтифики вменяют протестантам, разбавлены открытыми свидетельствами самих понтификов. На примечаниях к Экклезиасту, более суровому изданию», 2 балла. Лондон, 1606 год.
- « Полное удовлетворение по поводу двойного римского беззакония , отвратительного восстания и более чем языческой двусмысленности». Состоит из трех частей», Лондон, 1606 г.
- « Преамбула к встрече с PR (Р. Парсонс), автором лживого трактата о смягчении последствий: относительно римской доктрины как в вопросе восстания, так и в вопросе двусмысленности», Лондон, 1608 г.
- « Католическое обращение к протестантам на основе исповеди римских врачей»; в частности, отвечая на ошибочно названную «Католическую апологию римской веры» протестантов [Дж. Бререли]», Лондон, 1610 г.
- Прямой ответ на скандальные исключения, которые Т. Хиггонс недавно возражал против Д. Мортона [т. е. против его «Католической апологии»]. В котором в основном обсуждаются два наиболее известных возражения, используемых католиками, а именно: (1) Конференция Мартина Лютера с Дивеллом; и (2) Смысл статьи Христа, Его сошествие в ад (Animadversions) , Лондон, 1609 г. Против Теофила Хиггонса . Хиггонс писал в то время с католической точки зрения; произведение представляло собой анимацию по его отрывку. В то время как Хиггонс утверждал, что спор о Descensus более важен, чем вопрос о церковной одежде, которого были лишены нонконформисты, Мортон утверждал, что католическое учение по этому вопросу было неясным, поскольку оно основано на Священных Писаниях или патристике . [ 15 ]
- « Встреча с М. Парсонсом , обзор его последнего трезвого расчета и его исключений, налагаемых в Трактате о его смягчении…», Лондон, 1610 г.
- « Защита невиновности трех церемоний англиканской церкви , а именно Сурплиса, Креста после крещения и Преклонения колен при принятии Святого Причастия», Лондон, 1618 г. Эта работа возникла в результате епархиальных отношений Мортона с пуритане, [ 2 ] и в нем Мортон утверждал, что лишения несогласного духовенства имели место только за упорное и публичное сопротивление церковной доктрине в течение длительного периода времени. [ 16 ] Уильям Хинде утверждал, что стихарь не был библейским. [ 17 ] и что церемонии должны быть безразличны . [ 18 ] Роберт Николлс из Ренбери написал трактат против на коленях , напечатанный позже, в 1660 году. Мортона [ 19 ] Преклонение колен было одним из вопросов, по которым духовенство Линкольнской епархии обратилось к Якову I в 1604 году с просьбой внести изменения в Книгу общих молитв в 1604 году; [ 20 ] Сокращенная форма петиции распространялась в 1617 году в виде книги, тайно напечатанной в Лейдене Уильямом Джонсом. [ 21 ]
- «Королевское дело, или О власти и достоинстве христианских князей против Р. Беллармина», 1620 г.
- «Великий обман (теперь) Римской Церкви проявился в одной этой статье нового Римского Символа веры, а именно: «Святая Католическая и Апостольская Римская Церковь, Мать и Госпожа всех других Церквей, без которой нет спасения». " Второе издание, исправленное... с... дополнениями», Лондон, 1628 г.
- «Об установлении Таинства Святого Тела и Крови Христовых» и т. д., 2 балла, Лондон, 1631 г.; 2-е редактирование. «Увеличенное ... с конкретными ответами», Лондон, 1635 г.
- « Разоблачение пяти обвинений в ложных обвинениях, ложно предъявленных епископу Дюресме английским бароном (Аранделлом Уордорским)», Лондон, 1633 г.
- Те, кто не получил ритуального посвящения в священные ордена, обязаны принять участие в этих обрядах. Никакого папского или платонического чистилища не дано» (в стихах), Кембридж, 1633 г.
- «Противоядие против заслуг Римской церкви, правильно называемое ex congenial ядом», Кантабр. 1637 г.
- «Решение евхаристического спора», Кантабрия. 1640 г.
- «Мнение... Т. Мортона... о мире Церкви», 1641 г.; латинская версия появилась в 1688 году.
- « Необходимость христианского подчинения продемонстрировала … Также трактат под названием «Christus Dei» и т. д., 1643 г.; посмертно напечатано.
- «Колеса Иезекииля: трактат о Божественном провидении», Лондон, 1653 г.
- «Episkopos Apostolikos», или епископство англиканской церкви, оправданное как апостольское. … Перед которым предваряется предисловие… сэра Х. Йелвертона, Лондон, 1670 г.
Другие работы 1590-х годов, приписываемые этому Томасу Мортону, были работами другого Томаса Мортона из Бервика и Крайстс-колледжа в Кембридже . [ 6 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кинг, Питер (июль 1968 г.), «Епископат во время гражданских войн, 1642–1649», The English Historical Review , 83 (328), Oxford University Press: 523–537, doi : 10.1093/ehr/lxxxiii.cccxxviii.523 , JSTOR 564164
- ^ Jump up to: а б с д Квинтрелл, Брайан (2004). «Оксфордский национальный биографический словарь» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/19373 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Гербники епископов Честера» . Чеширское геральдическое общество . Проверено 9 февраля 2021 г.
- ^ «Мортон, Томас (MRTN582T)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ «Томас Мортон (1564–1659)» . Колледж Святого Иоанна, Кембридж .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Венейблс 1894 .
- ^ Jump up to: а б Чисхолм 1911 года .
- ^ Ли, Фредерик Джордж . Действительность Священных орденов англиканской церкви поддерживается и подтверждается как теологически, так и исторически с помощью сносок, таблиц посвящений и приложений, с. 342 .
- ^ Льюис, КП; Такер, AT, ред. (2003), «Ранний современный Честер 1550–1762: Религия, 1550–1642» , История графства Честер , том. 5 Часть 1, Город Честер: Всеобщая история и топография, Лондон: История округа Виктория , стр. 109–112.
- ^ Ричардсон, с. 21; Интернет-архив .
- ^ Энтони Милтон, Католик и реформат: Римская и протестантская церкви в английской протестантской мысли, 1600–1640 (2002), с. 399; Гугл Книги .
- ^ Питер Т. ван Руден, Теология, библейские исследования и раввинские исследования в семнадцатом веке: Константин Л'Эмперер (1591–1648), профессор иврита и теологии в Лейдене (1989), стр. 26; Гугл Книги .
- ^ Патрик Коллинсон (1979). Архиепископ Гриндал 1519–1583 Борьба за реформированную церковь . ISBN 0-224-01703-9 .
- ^ Остатки исторические и литературные, связанные с небными графствами Ланкастер и Честер . Четемское общество. 1865.
- ^ Чарльз В.А. Прайор, Определение Якобинской церкви: политика религиозных противоречий, 1603–1625 (2005), стр. 48; Гугл Книги .
- ^ Питер Лейк, Конформизм и православие в английской церкви, ок. 1560–1660 (2000), с. 142; Гугл Книги .
- ^ Ричардсон, с. 24; Интернет-архив .
- ^ Ричардсон, с. 34; Интернет-архив .
- ^ Ричардсон, с. 34 примечание 47; Интернет-архив .
- ^ Уилфред В. Биггс, Споры по поводу преклонения колен во время Вечери Господней - после 1604 г. , стр. 58–9, в Трудах Конгрегационалистского исторического общества, том. XVII, 1952–1955; archive.org .
- ^ Суэллен Мутчоу Тауэрс, Контроль религиозной печати в ранней Стюартовой Англии (2003), стр. 149; Гугл Книги .
Источники
[ редактировать ]- Р. К. Ричардсон (1972), Пуританство в Северо-Западной Англии: региональное исследование Честерской епархии до 1642 года ; Интернет-архив .
- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Венейблс, Эдмунд (1894). « Мортон, Томас (1564–1659) ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 39. Лондон: Смит, Элдер и Ко.
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Мортон, Томас (епископ) ». Британская энциклопедия . Том. 18 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 882. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Люди, получившие образование в школе Святого Петра в Йорке.
- 1564 рождения
- 1659 смертей
- Выпускники колледжа Святого Иоанна в Кембридже
- Члены колледжа Святого Иоанна, Кембридж
- Епископы Честера
- Епископы Дарема
- Епископы Личфилда
- Деканы Глостера
- Деканы Винчестера
- Лорды-лейтенанты Дарема
- Епископы англиканской церкви 17 века
- Духовенство из Йорка
- Протестанты XVI века
- Протестанты 17 века
- Английские протестанты
- Английские педагоги XVI века
- Английские педагоги 17 века
- Английские религиозные писатели
- Английские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Английские писатели 17 века.
- Английские писатели XVII века