Сибрандус Луббертус
Сибрандус Любберт (ок. 1555–1625) (также известный как Сибранд Любберт или Сибрандус Лубберт ) был голландским богословом- кальвинистом и профессором богословия в Университете Франекера в течение сорока лет с момента основания института в 1585 году. участник Дортского синода (1618–1619). Его основные работы заключались в том, чтобы противостоять римско-католической доктрине (особенно той, которую отстаивал Роберт Беллармин ) и противостоять социнианству и арминианству . [1]
Жизнь
[ редактировать ]Люббертус родился в Лангвардене в 1555 году. Он изучал богословие в Виттенберге в 1574 году и в Женеве в 1576 году, где одним из его профессоров был Теодор Беза . Он также учился в Марбурге в 1578 году и в Нойштадте-ан-дер-Вайнштрассе в 1580 году, где одним из его учителей был Захариас Урсинус . Он получил докторскую степень по теологии 22 июня 1587 года в Гейдельберге под руководством Даниила Тоссана . [2]
Примерно в 1592 году Адриан Саравиа , уехавший из Нидерландов в Англию, написал в своей книге «Де Градибус» жалобу, что правительство Нидерландов выплачивает фиксированные стипендии служителям слишком маленькими и «свидетельствует о том, что церковным чиновникам не оказывалось то уважение, которое было их из-за... он говорил о «misera conditio» министров в Голландии. Правительство вело себя по отношению к ним как к работодателю». [3] Саравиа обнаружил, что его местные чиновники считали, что предоставление министрам слишком большого количества денег заставит их «вырастить уважение и авторитет в глазах народа» и сделает их соперниками бургомистров и шерифов. [3] Теодор Беза уже подвергся нападкам со стороны лейденского профессора Карла Галлуса (который поставил под сомнение его «взгляды на выборы, творение, отношения между церковью и государством и церковный порядок») [3] рассматривал работу Саравиа как очередную атаку на его Церковь. Беза написал Любберту в 1592 году, ожидая поддержки. Люббертус не пришел на помощь преемнику Кальвина, чувствуя, что, поскольку Саравиа принадлежал к англиканской церкви, его взгляды не будут иметь силы апелляции в Нидерландах, чего опасался Беза. [3]
В 1601 году Лубертус написал против Роберта Беллармина в книге De conciliis libri quinque, Scholastice & Theologique collati cum disputationibus Roberti Bellarmine .
Ответ на благочестие Гуго Гроция
[ редактировать ]Луббертус наиболее известен своей оппозицией позиции Гуго Гроция , который защищал право гражданской власти помещать на университетский факультет кого бы то ни было. Люббертус считал, что взгляды профессора Конрада Ворстиуса настолько выходили за рамки норм кальвинизма, что их можно считать нерелигиозными. Люббертус был главным голосом, призывающим к смещению Ворстиуса.
Чтобы заручиться международной поддержкой своей позиции, Люббертус и Мэтью Слейд (ректор академии в Амстердаме, член старейшины английской церкви в Амстердаме и зять амстердамского священника Петруса Планциуса ) начали переписка с английскими богословами, включая Джорджа Эботта , архиепископа Кентерберийского. Их попытки получить поддержку достигли такой степени, что король Англии Яков I стал одержим этим спором.
С экклезиологической точки зрения королю Иакову нравился трактат протестантского Иоганна Втенбогерта « Tractaet van't ampt ende Authorityteyt» , в котором утверждалось, что государство обладает полной властью над церковью (позиция, которую Иаков занимал в своем споре по поводу присяги на верность с иезуитами). Именно из-за разногласий по поводу присяги король Джеймс в 1609 году выпустил «Предчувствие всем могущественным монархам, королям, свободным принцам и государствам христианского мира » как «предупреждение против папских претензий на мирскую власть». [4] Джеймс также начал кампанию брошюр против папства, которого защищали Беллармин и Франсиско Суарес . Иезуит Мартинус Беканус , уроженец Нидерландов, также участвовал в этой памфлетной кампании.
Бекануса Refutatio Apologiae связал короля Иакова с Ворстием, заявив при этом, что аргумент Иакова основан на ересях арианства или македонизма, когда Иаков утверждал, что Святой Дух, а не Петр и его преемники, является наместником Христа. Бекануса В Examen Plagae Regiae он подразумевал, что мнения Иакова и Ворстиуса были одинаковыми и что они вышли за рамки ереси и перешли в атеизм. Это разозлило Иакова и вызвало у него желание выказать свое презрение ко всему, что отдавало инакомыслием. [4]
Присоединившись к делу Любберта против Ворстиуса, король Джеймс в 1612 году выпустил свой собственный том по этому вопросу, озаглавленный « Декларация Его Величества о его действиях с Генеральными штатами Соединенных провинций Нидерландов в деле Д. Конрада Ворстиуса» .
Люббертус привлек внимание голландских гражданских властей, которые встали на сторону ремонстрантов , после публикации 900-страничной книги «Комментарии к ненагинта ошибкам Конради Ворстии» , которая открывалась дарственным письмом Джорджу Эбботу, архиепископу Кентерберийскому. В посвящении он напал на Штаты Голландии и другие власти за назначение Ворстиуса профессором богословия в Лейденском университете и обвинил их во внедрении социанианства в голландскую церковь. [5]
В ответ на работу Любберта против Ворстиуса Гуго Гроций (представитель Роттердама и исполняющий обязанности судьи-адвоката Голландии) написал в 1613 году Ordinum Pietas. Эта едкая полемика не только атаковала взгляды Любберта, но и вызвала его критику в печати (например, перечисление ряд цитат отцов церкви , а затем сказать: «Что ты собираешься ответить на эту массу примеров - Сибранд?» [6] ).
В Ordinum Пиетас Гроций заявил, что позиция Любберта против Ворстиуса была для него просто дымовой завесой для дискредитации Штатов Голландии. Гроций напал на Любберта и контрремонстрантов за сопротивление назначению Ворстиуса, последователей антимеланхтонизма и отказа от надежд на единство. Он заявил, что Лубберт был недоволен Штатами из-за их терпимости к ремонстрантам (и их эрастианским взглядам), тем самым представив все действия Любберта против Ворстиуса как мотивированные просто разочарованием по поводу терпимости, проявленной к ремонстрантам со стороны Штатов Голландии.
Отмечая, как Гроций вовлекал внешние элементы в дебаты по поводу Ворстиуса, Фест Хоммиус написал Любберту 8 ноября 1613 года, предупредив его, что у Гроция может быть скрытый замысел, связанный с привязкой этих элементов к делу Ворстиуса: «Если Люббертус отреагирует на все, он будет противодействовать королю Якову и английским епископам [которым нравился взгляд ремонстрантов на верховенство государства]». [2]
Одним из тех, кто побудил Любберта написать ответ на «Ordinum Pietas» Гроция, был Иоганн Альтузиус (которого Гроций, как ни странно, считал влиятельным в своей собственной мысли). [7]
В феврале 1614 года Лубертус, назвав благочестие Ордена Гроция « высокомерием », подверг критике его обоснование в своем «Ответе на благочестие Гуго Гроция» . [6] Люббертус и многие из его товарищей -контрремонстрантов считали многочисленные цитаты Гроция и «проявление академической эрудиции» софистикой, хотя Гроций считал их необходимыми, чтобы «тем самым оправдать научные ожидания своего времени». [6] Люббертус оспаривал компетентность Гроция рассматривать религиозные вопросы, поскольку он был экспертом в области права, а не опытным богословом. Гроций часто сосредотачивался на вопросах процедуры в ранней Церкви, а не на богословском содержании.
Гроций отметил, что к анабаптистам во Фрисландии относились терпимо, а Люббертус и его сторонники не были против терпимости как концепции. Историк Ганс В. Блом резюмирует точку зрения Люббертуса на толерантность, заявляя, что, по его мнению, терпимость необходимо принять, «потому что человека нельзя заставить верить вопреки его собственным убеждениям, и... потому что бывают времена и обстоятельства, которые делают толерантность вопросом практическая необходимость. ...[но это] не включало свободу высказывать мысли публично. Публичная проповедь не оставляет места инакомыслию. Нельзя быть еретиком с еретиками и в то же время признаваться ортодоксами как ортодоксальные». [6] Люббертус обвинил Ворстиуса в том, что он использовал обман, чтобы добиться положения с видимостью ортодоксальности, чтобы тайно подсовывать еретические труды и идеи в свои планы уроков.
Люббертус назвал подборку Гротием цитат отцов церкви «неудачной», присоединившись к Иоганнесу Богерману (еще одному критику Ordinum pietas , который писал против этого в своих «Аннотациях »), полагая, что Гроций игнорировал первоначальный контекст цитат, чтобы применить их к текущему спору. [6] В своем ответе Гроцию Луббертус не использовал столько источников, сколько его оппонент, основывая свои аргументы «главным образом на сборнике актов соборов и ряде цитат Августина , а также используя тезаурус Стефана для более широкого древнего материала». [6] В ответ на книгу Любберта Гроций анонимно опубликовал Bona Fides Sibrandi Lubberti в конце 1614 года.
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]Люббертус был женат на Труикене ван Остерзее (ок. 1550–1625).Он умер во Франекере 10 января 1625 года.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Э.А. Ливингстон (2000). Краткий Оксфордский словарь христианской церкви . Проверено 14 сентября 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Эдвин Рэбби (1995). Гуго Гроций: Пьета орденов Голландии и Вестфриса, 1613 год . Брилл.
- ^ Jump up to: а б с д Виллем Нидженхейс (1980). Адриан Саравиа (ок. 1532–1613): голландский кальвинист, первый реформатский защитник Ордена английской епископальной церкви на основе Ius Divinum (Исследования по истории христианской мысли, том 21) . Нидерланды: Э.Дж. Брилл.
- ^ Jump up to: а б Виллем Нидженхейс (1972–1994). Ecclesia reformata: Исследования Реформации . Лейден, Нидерланды: Brill.
- ^ Харм-Ян Ван Дам, изд. (2001). Гуго Гроций, De Imperio Summarum Potestatum Circa Sacra (Исследования по истории христианской мысли) . Академический паб «Брилл».
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ганс В. Блом, изд. (2009). Собственность, пиратство и наказание: Гуго Гроций о войне и добыче в De iure praedae . Брилл.
- ^ Харм-Ян Ван Дам (1994). «De Imperio Summarum Potestatum Circa Sacra». В Хенке Дж. М. Неллен и Эдвине Рэбби (ред.). Гуго Гроций Богослов - Очерки в честь Г. М. Постумуса Мейеса . Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл.