Уильям Уитакер (теолог)
Уильям Уитакер ДД | |
---|---|
![]() | |
Церковь | Англиканская церковь |
Личные данные | |
Рожденный | 1548 Холм, Ланкашир |
Умер | 4 декабря 1595 г. Кембридж |
Национальность | Английский |
Номинал | Кальвинистский англиканский |
Родители | Томас и Элизабет Уитакер |
Дети | Александр Уитакер |
Уильям Уитакер (1548 – 4 декабря 1595) был видным протестантским кальвинистским англиканским церковником, академиком и богословом. Он был магистром колледжа Св. Иоанна в Кембридже и ведущим богословом университета во второй половине шестнадцатого века. Его дядей был Александр Ноуэлл , декан собора Святого Павла и катехизатор.
Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Он родился в Холме , недалеко от Бернли , Ланкашир, в 1548 году и был третьим сыном Томаса Уитакера, жившего в этом месте, от Элизабет, его жены, дочери Джона Ноуэлла, эсквайра из Рида, и сестры Александра Ноуэлла , декана церкви Св . Павла ». Получив зачатки обучения в родной приходской школе, он был отправлен своим дядей Александром Ноуэллом в школу Святого Павла в Лондоне. (Александр Ноуэлл, Марианский изгнанник, беглец из «горящих времен» Англо -Итальянский политик, 1553–1558 гг., Также был протестантом, реформатором и англиканским церковником.) Затем Уитакер отправился в Кембридж, где 4 октября 1564 г. поступил в качестве пенсионера Тринити-колледжа. Впоследствии он был избран ученым того же фонда. получил степень бакалавра в марте 1568 года, а 6 сентября 1569 года был избран в младшую стипендию, а 25 марта 1571 года в большую стипендию в своем колледже. В 1571 году он поступил в магистратуру. [1] На протяжении всей его ранней карьеры в университете ему помогал его дядя, который предоставлял ему аренду «бесплатно и без штрафа» для покрытия его расходов. Уитакер выразил свою благодарность, посвятив Ноуэллу перевод Книги общих молитв на греческий язык и аналогичную версию собственного более крупного катехизиса Ноуэлла с латыни на греческий. [2]
Академическая карьера
[ редактировать ]Выраженные способности, с которыми он проявил себя, когда председательствовал в качестве «отца философского акта» на академическом выпуске, по-видимому, впервые привлекли к нему заметное внимание. Он также стал известен как неутомимый исследователь Священных Писаний, комментаторов и ученых , и в самом начале своей карьеры Джон Уитгифт , в то время магистр Тринити, удостоил его особой благосклонности. 3 февраля 1578 года он был назначен каноником Нориджского собора и в том же году был принят в степень BD и 14 июля зарегистрирован в Оксфорде . В 1580 году он был назначен короной на должность королевского профессора богословия, к которой Елизавета вскоре после этого добавила должность канцлера собора Святого Павла в Лондоне, и с этого времени его должность поборника учения протестантской и реформатской церкви Англии. похоже, было определенно принято. В 1582 году, принимая участие в диспуте в начале, он взял для своей диссертации: Pontifex Romanus est ille Antichristus, quern futurum Scriptura Prædixit, или: Римский Папа — это тот Антихрист, которого предсказывали Священные Писания . Его лекции в качестве профессора, впоследствии опубликованные на основе стенограмм, сделанных Джоном Алленсоном, членом церкви Святого Иоанна, были в основном направлены на опровержение римско-католических богословов, особенно Роберта Беллармина и Томаса Стэплтона . Он также резко раскритиковал только что опубликованную Дуэ версию Нового Завета, тем самым ввязавшись в полемику с Уильямом Рейнолдсом . [2]
Его работа, Disputatio de Sacra Scriptura contra hujus temporis papistas, inprimis Robertum Bellarminum , или «Диспуты о Священном Писании» , остается одним из главных томов по доктрине Священного Писания , часто недооцениваемым, мало читаемым, но стоящим как титан среди томов. английского реформатского церковника. Одним из главных вопросов, который разделял и до сих пор разделяет информированных протестантов и католиков, является вопрос о месте Священного Писания. Реформатские церковники, такие как Уитакер, тогда, как и сейчас, заявляли, что только Священное Писание является правилом веры и практики, тогда как католики утверждают равное почитание и соавторитетную роль между Священным Писанием, традициями, которых придерживается Церковь, и другими неписаными вопросами. Эта дискуссия не нова. Уильям Уитакер энергично и блестяще отстаивал протестантскую, реформатскую и англиканскую позицию в 1588 году. неписаные традиции. [2]
28 февраля 1586 года Уитакер по рекомендации Уитгифта и Берли был назначен короной магистром колледжа Св. Иоанна . Однако против этого назначения выступило большинство студентов на основании его предполагаемой склонности к пуританству . Его правление в качестве администратора почти в равной степени оправдывало как назначение, так и противников. Численность и репутация колледжа значительно увеличились, но пуританская партия значительно завоевала позиции в обществе. Уитакер был не менее решительным противником лютеранства , чем римского учения и ритуалов. [2]
При исполнении своих обычных обязанностей наставника его усердие и строгая беспристрастность в распределении наград, находящихся в его распоряжении, успокоили даже тех, кто возражал против его богословского учения, и Бейкер заявляет, что члены колледжа «наконец-то объединились в своей привязанности к их хозяин», и что в конечном итоге «у него не осталось врагов, которых нужно было победить». [2]
В 1587 г. был создан ДД; а в 1593 году, когда должность магистра в Тринити-колледже стала вакантной из-за продвижения доктора Джона Стилла на епископство Бата и Уэллса , он оказался неудачным кандидатом на этот пост. В следующем году он опубликовал свою книгу «De Authoritate Scripturæ» , написанную в ответ Стэплтону, предварив ее посвящением Уитгифту (18 апреля 1594 г.), последнее дает примечательную иллюстрацию его личных отношений с приматом, а также римского полемиста. учение того времени. В мае 1595 года он был назначен каноником Кентерберийским ; но его профессорство, мастерство и каноническое звание, по-видимому, оставили его по-прежнему бедным, и в письме к Берли, написанном примерно за две недели до его смерти, он жалко жалуется на то, что его так часто игнорируют среди «больших повышений по службе столь многих». Возможно, в это время он страдал от уныния из-за разногласий с Уитгифтом, в которых, как и другие руководители Кембриджа, он оказался вовлеченным в судебное преследование Уильям Баррет . В ноябре 1595 года он был отправлен вместе с Хамфри Гауэром , президентом Куинс-колледжа, для обсуждения с примасом вопросов составления Ламбетских статей . В этом случае он, похоже, горячо отстаивал свои кальвинистские взгляды, но безуспешно, и вернулся в Кембридж утомленный и разочарованный. Он заболел и умер 4 декабря 1595 года. [2]
В 1900 году в ложе магистров колледжа Св. Иоанна было два портрета Уитакера (один в гостиной, другой в холле), на обоих было написано: «Доктор Уитакер, мистер 1587», а на другом — «Доктор Уитакер, мистер 1587». Больница и библиотека Четема в Манчестере. Его портрет был выгравирован Уильямом Маршаллом в Томаса Фуллера » «Святом государстве , 1642 год, и Джоном Пейном. Его эпитафия, написанная латинскими гекзаметрами на мраморной табличке, была помещена на северной стене внутри трансепта часовни колледжа. [2]
Его надежды на повышение не оправдались, вероятно, потому, что он был дважды женат и, таким образом, в некоторой степени лишился благосклонности Елизаветы. Девичья фамилия его первой жены, невестки Лоуренса Чедертона , была Калвервелл; его вторая жена, пережившая его, была вдовой Дадли Феннера . У него было восемь детей: один из сыновей, Александр Уитакер , получивший образование в Тринити-колледже, впоследствии стал известен как «Апостол Вирджинии». Александр крестил Покахонтас. Еще одним сыном, который положил глаз на Америку, был Джабез. Он был одним из первых плантаторов в Джеймстауне и помог построить гостевой дом, чтобы приветствовать новые семьи в Вирджинии. [2]
Ни один английский богослов шестнадцатого века не превзошел Уитакера в оценке современников. Ральф Чертон справедливо называет его «гордостью и украшением Кембриджа». Беллармин так восхищался его гением и достижениями, что повесил его портрет в своем кабинете. Джозеф Скалигер , Бишоп Холл и Исаак Кейсобон одинаково отзываются о нем с почти безграничным восхищением. [2]
Работает
[ редактировать ]Ниже приводится список опубликованных работ Уитакера: [2]
- Книга публичных молитв англиканской церкви . . Отредактировано на латыни и греческом языке, Лондон, 1569 г.
- Греческие стихи добавлены к «Демосфену» Карра, 1571 г.
- Катехизис ... на греческом и римском диалекте , Лондон, 1573, 1574, 1578, 1673 гг. (греческая версия написана Уитакером, латинская - Александром Ноуэллом).
- Иоаннис Джуэлли Сарисбур ... против Томаса Хардингума, еще один том английской проповеди, переведенный на латынь Уильямом Уитакером, Лондон, 1578 год.
- К десяти причинам Эдмунда Кампиани… Христианский ответ , Лондон, 1581; перевод Ричарда Стока был напечатан в Лондоне в 1606 году. [а]
- Диссертация, предложенная... в Кантабрийской Академии в день Ассамблеи в 1582 году; сумма которых такова: римский понтифик — это антихрист , Лондон, 1582 год. [а]
- Ответ... защита против опровержения Иоанна Дуррия Скота, священника-иезуита, Лондон, 1583 год. [а]
- «Сорок демонстраций» Николаса Сандера «Что Папа не такой уж примечательный антихрист… и твердое опровержение тех же демонстраций» , Лондон, 1583 год. [а]
- Фрагменты ранних ересей, собранные для конституции Папской церкви , Лондон, 1583 год. [а]
- Ответ на некую книгу, написанную М. Уильямом Райнольдом ... под названием «Опровержение» , Лондон, 1585 г.; Кембридж, 1590 г. [а]
- Диспут Священного Писания против папистов этого времени, прежде всего Роберта Беллармина... и Томаса Стэплтона... предложено и обсуждено шесть вопросов , Кембридж, 1588 г. [а]
- Против Тхо. «Англопапист» Стэплтона… защита церковного авторитета… дублирование авторитета Священного Писания , Кембридж, 1594 г. [а]
- Лекции, в которых полемика, касающаяся церкви против понтификов, особенно Роберта Беллармина Иезуита, разделена на семь вопросов , Кембридж, 1599 г. Под редакцией Джона Алленсона . [3] [а]
- Лебединая песня... это последняя проповедь этого духовенству, прозвучавшая в Кембридже в 1595 году, 9 октября. Кембридж, 1599 г.
- Споры относительно соборов против понтификов, особенно иезуита Роберта Беллармина, разделенные на шесть вопросов , Кембридж, 1600 г. [а]
- Трактат о первородном грехе... против Стэплтона , Кембридж, 1600. [а]
- Лекции о споре о римском понтифике... против понтификов, особенно Роберта Беллармина , Ханау, 1608 г. [а]
- Некоторые лекции против Беллармина (в Conr. Decker De Proprietatibus Iesuitarum , Оппенгейм, 1611). [а]
- Против сторонников всеобщей благодати лекция по 1 Тим. ii. 4 Пет. Барона (в Summa Triurn de Predestinatione Sententiarum , Хардервик, 1613).
- Лекции о Таинствах в жанре и виде. SS. Крещение и Евхаристия , Франкфурт, 1624 год.
- Статьи о предопределении... предложенные Ламбетом и Л. Эндрюсом по тому же решению , Лондон, 1651 г.
Другие работы Уитакера сохранились в рукописях; Бодлианская библиотека имеет Commentarii in Cantica и Prælectiones in Priorem Epistolam ad Corinthios автора ему; Колледж Кая, Тезисы: de fide Давидис ; де Предестинация; и Сент-Джонс Колледжа Кембриджа, трактат о церковном устройстве, который, по мнению Бейкера, был вероятно, из-под его пера, хотя несколько склоняется к эрастианству .
Примечания
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Уитакер, Уильям (WHTR564W)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Маллинджер, Джеймс Басс (1900). . В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 61. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 21–23. . См. Атрибуция.
- ^ Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания 1885–1900. .
Атрибуция:
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Маллинджер, Джеймс Басс (1900). « Уитакер, Уильям (1548–1595) ». В Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 61. Лондон: Smith, Elder & Co., стр. 21–23.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1548 рождений
- 1595 смертей
- Магистр Колледжа Святого Иоанна, Кембридж
- Люди из Кливигера
- Английские писатели XVI века.
- Писатели-мужчины XVI века
- Люди, получившие образование в школе Святого Павла в Лондоне.
- Выпускники Тринити-колледжа Кембриджа
- Региональные профессора богословия (Кембриджский университет)
- Супралапсарии
- Англиканские богословы XVI века