Жизнь святого Катберта
Жизнь святого Катберта | |
---|---|
«Жизнь святого Катберта» | |
Также известен как | Жизнь святого Катберта анонимного автора |
Автор(ы) | Анонимный |
Покровитель | Эдфрит , епископ Линдисфарна (698–721) |
Язык | латинский |
Дата | 699 × 705 |
Провенанс | Линдисфарнский монастырь |
Состояние существования | Восемь рукописей |
Баварская государственная библиотека, Клм. 15817 | |
Сент-Омер 267 | |
Сент-Омер 715 | |
Аррас 812 (1029) | |
Британская библиотека Harley MS 2800 | |
Королевская библиотека Брюсселя MSS 207–208 | |
Трир, Публичная библиотека 1151 | |
Париж, Национальная библиотека, Fonds Latin 5289 | |
Первое печатное издание | Болландисты , Acta Sanctorum Martii , vol. III, (Антверпен, 1668 г.), стр. 117–24 |
Жанр | прозаическая агиография |
Предмет | Катберт , епископ Линдисфарна и англосаксонский святой (умер в 687 г.) |
Параметр | Нортумбрия |
Охваченный период | 7 век |
Vita Sancti Cuthberti (англ. «Жизнь святого Катберта») — прозаическое житие из раннесредневековой Нортумбрии . это самое раннее из сохранившихся житий святого из англосаксонской Англии , в котором рассказывается о жизни и чудесах Катберта Вероятно , (умер в 687 г.), берницианского монаха-отшельника, ставшего епископом Линдисфарна . Сохранившаяся в восьми рукописях из континентальной Европы , она не так хорошо читалась в средние века , как прозаическая версия Беды . Однако это был основной источник Беды для его двух посвященных Катберту работ: «Метрическая жизнь» и «Жизнь в прозе».
Оно было завершено вскоре после перевода тела Катберта в 698 году, где-то между 699 и 705 годами. Составленное на основе устных источников, доступных в Берникии на момент его составления, « Житие» , тем не менее, использовало предыдущие христианские сочинения с континента, особенно Григория Великого. « Диалоги » и «Сульпиций Север » «Vita Sancti Martini» оказали сильное влияние. Имя автора неизвестно, хотя он был монастыря Линдисфарн монахом . Ее часто называют « Анонимной жизнью», чтобы отличить ее от «Прозаической жизни» и «Метрической жизни» Беды. Существует четыре современных издания «Анонимной жизни», последнее из которых принадлежит историку Бертраму Колгрейву .
Предыстория и источники
[ редактировать ]
Написанное сразу после или, возможно, одновременно с Адомнана « Vita Sancti Columbae» («Жизнь святого Колумбы »), «Анонимное житие» является первым произведением нортумбрийской латинской письменности и самым ранним произведением английской латинской агиографии. [ 1 ] Эту честь иногда оказывают анонимному Житию , Григория Великого написанному в Уитби , хотя дата 710 года, приписываемая последнему историком Р. К. Лавом (в отличие от даты между 680 и 704 годами), делает ее более поздней, чем Анонимное Житие Григория Великого, написанное в Уитби. Катберт. [ 2 ]
Работа представляет собой отчет о жизни и чудесах Катберта ( древнеанглийский : Cuðberht ), когда-то Мелроуза монаха , отшельника Фарна , и епископа Линдисфарна который умер 20 марта 687 года. [ 3 ] Как и ирландские святые того периода, «Анонимное житие» изображает берницианского святого по образцу Мартина , епископа Турского (умер в 397 г.), который, как и Катберт, успешно совмещал роль отшельника и епископа. [ 4 ] На «Анонимную жизнь», похоже, особенно повлиял пример Мартина в изображении пастырской и целительской деятельности Катберта. [ 5 ]
Он был заказан епископом Эдфритом (умер в 721 г.), епископом, известным благодаря Линдисфарнским Евангелиям , который также заказал Беде прозу «Жизнь святого». [ 6 ] «Анонимная жизнь» состоит из четырех книг; хотя это не было обычным явлением в литературе того времени, это последовало за организацией метрических Vita Sancti Martini Венантия Фортуната , Григория Турского « De Virtutibus Sancti Martini» и «Диалогий Григория Великого» (содержащих отчет о жизни Бенедикта Нурсии ). [ 7 ] Это может указывать на то, что автор считал Катберта святым, сравнимым с Бенедиктом и Мартином. [ 8 ]
Наибольшее литературное влияние «Анонимной жизни» оказали Христианские Писания . [ 9 ] хотя он также заимствовал некоторые истории, содержащиеся в «Диалогах» Григория , Сульпиция Севера , «Vita Sancti Martini» и « Sancti Antonii» а также в латинском переводе Антония биографии Великого Афанасия Евагрия. Vita [ 10 ] Это влияние распространяется на длинные дословные отрывки, например, из Сульпиция Севера в книге I, глава 2 и книге IV, глава 1. [ 11 ] Автор был также знаком с Виктора Аквитанского » «Epistola ad Hilarium и «Actus Silvestri» . [ 9 ] Однако основным использованным источником была устная традиция монахов Линдисфарна. [ 9 ] Многие из мужчин, с которыми консультировался автор, были неназванными священниками, дьяконами и другими людьми, уважаемыми в своих общинах, хотя некоторые из них названы напрямую, а именно Эльффлед , Этильвальд, Плекгилс, Тиди и Валстод. [ 12 ]
Дата и авторство
[ редактировать ]«Анонимная жизнь» завершилась где-то между 699 и 705 годами. [ 13 ] Посмертные чудеса, Катберта произошедшие после перевода в 698 году, делают 699 год самой ранней возможной датой завершения текста. [ 14 ] Поскольку в тексте также говорится, что король Олдфрит «сейчас мирно правит», он, должно быть, был написан до смерти последнего в 705 году. [ 14 ]
Автор «Жития святого Катберта» не установлен. [ 15 ] Генрих Хан в 1883 году привел аргументы в пользу Херефрита, аббата Линдисфарна, упомянутого Бедой в качестве источника в его собственном житии святого. [ 16 ] Бертрам Колгрейв, последний редактор Anonymous Life, категорически отверг аргумент Хана. [ 15 ] Предлагая Бальдхельма и Кинемунда (два других источника Беды) в качестве лучших кандидатов, Колгрейв не поддержал ни одного из них и заявил, что «это всегда должно быть вопросом предположений». [ 15 ] Из самого текста и из сочинений Беды можно сделать вывод, что он был написан монахом из Линдисфарна . [ 17 ] Беда во введении к своей «Historia Ecclesiastica Gentis Anglorum » почти наверняка ссылается на эту работу, когда пишет, что
То, что я написал о святейшем отце и епископе Катберте, будь то в этом томе или в моей маленькой книжке о его деяниях, я частично взял из того, что я ранее нашел написанным о нем у братьев Линдисфарна. [ 17 ]
На протяжении всей «Анонимной жизни» автор называет Линдисфарн и его монастырь притяжательными местоимениями . [ 17 ] Хотя, возможно, написанное многими авторами, первое лицо единственного числа используется достаточно часто, чтобы указать только одного крупного автора. [ 17 ]
Рукописи
[ редактировать ]«Анонимная жизнь» сохранилась в восьми рукописях. [ 18 ] Самая старая, по словам историка Дональда Буллоу, находится в Мюнхене , Bayerische Staatsbibliothek , Clm. 15817 [ 19 ] Рукопись, вероятно, была составлена в Зальцбурге при епископе Адалраме . [ 20 ] Он занимает листы 100v-119v, следующие за двумя произведениями Августина Гиппопотама ( De пасторибус / Sermo xlvii , 1–53 и De Ovibus , 53r по 99v) и предшествующие Исидора Севильского « Синонимам» . [ 21 ] Копия содержит множество ошибок переписчика, [ 22 ] но также и ряд чтений, превосходящих другие версии. [ 23 ]
Из остальных самый старый, вероятно, написанный в аббатстве Сен-Бертен около ок. 900, сохранился на листах с 67b по 83b книги Святого Омера 267. [ 24 ] Эта рукопись содержит произведения святых Киприана , Иеронима и Августина , а также тексты и музыку гимнов, посвященных Мартину Турскому и Бертену Сен-Омерскому . [ 24 ] Святой Омер 267 до сих пор считается лучшим из всех доступных рукописей как с точки зрения точности, так и с точки зрения возраста. [ 25 ] Другая рукопись святого Омера, святой Омер 715, хранит «Анонимное житие» и занимает листы с 164 по 168b. [ 24 ] Здесь «Анонимное житие» является частью более крупной легенды, скопированной в XII веке, в которой сохранилось пятьдесят семь житий, охватывающих святых в праздники в первые три месяца года (январь, февраль и март). [ 24 ]
Недостающие девять глав «Анонимной жизни» сохранились в рукописи конца X века из аббатства Святого Вааста , Аррас , Аррас 812 (1029). [ 26 ] Он занимает листы с 1 по 26b и к концу выходит из строя. [ 27 ] За ним в рукописи следуют Vita Sancti Guthlaci («Жизнь святого Гутлака »), Vita Sancti Dunstani («Жизнь святого Дунстана ») и Vita Sancti Filiberti («Жизнь святого Филиберта », аббата Жюмьежа). и первоначально содержал еще одну агиографию аббата Жюмьежа, Айшара Жюмьежа . [ 27 ]
Три тома рукописей Британской библиотеки, Harley MSS 2800–2802, содержат очень большую легенду из аббатства Арнштейн в Трирской епархии (ныне Лимбург ), а «Анонимная жизнь» находится в Harley MS 2800, листы с 248 по 251b. [ 27 ] XIII века Та же легенда есть в трех томах Брюсселя : Royal Library MSS 98–100, 206 и 207–208. [ 28 ] Анонимная жизнь присутствует в MS 207–208, листах с 158 по 163. [ 29 ] В Трире, в другом легенде, составленном около 1235 года, вероятно, в аббатстве Святого Максимина , можно найти анонимное житие: Трир, Публичная библиотека 1151, листы 135–142. [ 29 ] Париж, Национальная библиотека , Fonds Latin 5289, написанная в 14 веке, содержит последнюю дошедшую до нас версию «Анонимной жизни». [ 29 ] Он был скопирован не по порядку, начиная с листа 55b, продолжая листами с 49b по 52b и заканчивая листами с 56 по 58b. [ 30 ]
Историк Бертрам Колгрейв считал, что Harley MS 2800 и Брюссель MS 207–208 имеют общее происхождение: легенды XII века из Трирской епархии. [ 31 ] Обе рукописи имеют общие черты, такие как отсутствие топонимов и личных имен (например, Плекгилс). [ 25 ] Колгрейв также приписал общую родительскую рукопись Триру, Публичной библиотеке 1151 и Парижской национальной библиотеке Fonds Latin 5289, как он сделал это Аррасу 812 (1029) и двум рукописям Сент-Омера. [ 32 ] Зальцбургская рукопись может происходить от предка, предшествовавшего общему предку первого и второго набора. [ 33 ]
Современные издания
[ редактировать ]В современную эпоху «Анонимная жизнь» публиковалась четыре раза:
- Болландисты , Acta Sanctorum Martii , vol. III, (Антверпен, 1668 г.), стр. 117–24
- Дж. Дж. Джайлз , Почтенные произведения Беды , т. 1, с. vi, (Лондон, 1843 г.), стр. 357–82
- Джозеф Стивенсон , Незначительные исторические труды достопочтенного Беды (Английское историческое общество, Лондон, 1851), стр. 259–84
- Бертрам Колгрейв , Две жизни святого Катберта: жизнь анонимного монаха из Линдисфарна и прозаическая жизнь Беды (Кембридж, 1940)
Болландистская версия была основана на Сент-Омере 267 и Публичной библиотеке Трира 1151. [ 34 ] Издание Джайлза было переизданием болландистской версии. [ 34 ] Версия Стивенсона также была переизданием болландистской версии с некоторыми исправлениями. [ 34 ] Издание Колгрейва было новым, но, как и болландистская версия, в первую очередь основано на Сент-Омере 267. [ 25 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]
«Анонимная жизнь» состоит из 4 книг: книга I, рассказывающая о юности Катберта, книга II, о его ранних годах служения Богу, книга III, когда он был отшельником на Фарне, и книга IV, когда он был епископом. [ 7 ]
Книга я
[ редактировать ]Первая и вторая главы книги I состоят из пролога и предисловия, в которых автор указывает, что работа была заказана епископом Эдфритом. [ 35 ] В третьей главе восьмилетний Катберт играет с другими детьми, демонстрируя свои физические способности, пока трехлетний товарищ по играм, обращаясь к нему как к «епископу и священнику», не упрекает его за недостаток смирения; автор утверждал, что узнал об этом чуде от епископа Туммы , который, по-видимому, услышал его из уст самого Катберта (хотя Катберт признался, что значение этого чуда ему в то время было неизвестно). [ 36 ] Восьмилетний Катберт хромает, и его посещает ангел, который рассказывает ему, как вылечиться (глава четвертая). [ 37 ]

В пятой главе Катберт, будучи еще юношей, пасущим овец в Лодердейле , видит епископа, возносимого на небеса; впоследствии обнаруживается, что Эйдан , епископ Линдисфарна, умер в тот же час, что и видение Катберта. [ 38 ] Далеко на юге молодой Катберт путешествует зимой и пересекает реку Уир на Честер-ле-стрит , укрываясь в одном из пустых летних жилищ; страдая от недостатка еды, его лошадь стаскивает с крыши жилища теплый хлеб и мясо (глава шестая). [ 39 ] Книга I заканчивается тем, что анонимный автор упоминает о нескольких других чудесах юности Катберта, не вдаваясь в подробности: как Бог обеспечил его едой в лагере с его армией против врага, как он увидел душу начальника, поднятую в небо, его победа над некоторыми демонами и исцеление безумцев ( глава седьмая). [ 40 ]
Книга вторая
[ редактировать ]
Во второй книге Катберт становится монахом (глава первая). [ 41 ] Еще будучи неофитом в монастыре Рипон , Катберту поручают приветствовать гостей; вымыв и натер ноги одного гостя, Катберт пытается накормить гостя, обнаруживает, что в гостевом доме у него нет хлеба, и поэтому отправляется в монастырь; но так как хлеб там еще печется, то ему приходится возвращаться с пустыми руками; когда Катберт возвращается, посетитель - ангел - исчез, оставив три теплых буханки. замаскированный [ 42 ] Катберт, приглашенный в монастырь Колдингем аббатисой Эббе , следует за священнослужителем на пляж, где он проводит одно из своих ночных бдений ; священнослужитель видит, как из волн выходят два морских животного, чтобы очистить и натереть ноги Катберта; автору «Анонимной жизни» рассказал об этом священник Мелроуза по имени Плекгилс (глава третья). [ 43 ] В следующей главе Катберт и два брата, приплыв в страну пиктов , проголодались на территории Ниудуэра ( вероятно, в восточном Файфе ). [ 44 ] ждут, пока море успокоится, чтобы возобновить путешествие; Однако их голод утихает, когда на пляже находят три куска приготовленного мяса дельфина, которых достаточно, чтобы прокормить их в течение трех дней; историю сообщил автору священник по имени Тайди, который все еще жив на момент написания произведения (глава четвертая). [ 45 ]

По словам Тайди, Катберт и мальчик шли вдоль реки Тевиот, обучая и крестя горных людей , когда орел с неба слетел и приземлился у реки; мальчик побежал к орлу и нашел рыбу; отдав половину орлу, группа накормилась другой половиной (глава пятая). [ 46 ] В той же поездке Дьявол создал иллюзию горящего дома, обманув некоторых мужчин, несмотря на предупреждение Катберта; мужчины, осознав свою ошибку, пытаясь потушить пламя, попросили у Катберта прощения и получили его . [ 47 ] В седьмой главе говорится, что Катберт спас от огня дом няни своего детства, монахини и вдовы по имени Кьюсвит из Хрурингахама , посредством молитвы: [ 48 ] а в восьмой главе он изгоняет демона из жены религиозного человека по имени Хильдмер, исцеляя ее болезнь. [ 49 ]
Книга III
[ редактировать ]
Время, проведенное Катбертом на острове отшельником, описано в книге III. Прослужив некоторое время приором Мелроуза, совершив другие чудеса (опущенные автором), Катберт отбывает в Линдисфарн по наущению епископа Эаты ; проектируя там монашеское правило для монахов, Катберт ищет более солидарного существования на острове Фарн, побеждает там демонов и начинает строить резиденцию (глава первая). [ 50 ] Катберт перемещает огромный камень для строительства своего здания (глава вторая), [ 51 ] и приказывает своим людям выкопать каменистую землю, создав открытый источник (глава третья). [ 52 ] Волны дают Катберту 12-футовую балку, необходимую ему для дома, после того как его люди не смогли ее получить (глава четвертая). [ 53 ]
Когда вороны , несмотря на предупреждение, тревожат крышу убежища, построенного для слуг Катберта, святой изгоняет их с острова во имя Иисуса; через три дня один ворон возвращается с просьбой о прощении , и, получив прощение Катберта, оба ворона дают святому достаточно свиного сала , чтобы смазать всем ботинки на целый год (глава пятая). [ 54 ] Катберта вызывает на остров Коке сестра короля Экгфрита, королевская аббатиса Эльффлед ; следуя ее мольбам предоставить информацию о судьбе ее брата, Катберт предсказывает грядущую смерть короля и его преемственность от Олдфрита, монаха Ионы ; Катберт соглашается стать епископом в течение двух лет (глава шестая). [ 55 ] В седьмой главе автор завершает книгу III кратким изложением достоинств и достижений Катберта. [ 56 ]
Книга четвертая
[ редактировать ]Катберт становится епископом Линдисфарна в начале книги IV, принимая эту должность лишь с неохотой и продолжая свой монашеский образ жизни (главы первая и вторая). [ 57 ] Впоследствии рассказывается о многих чудесах исцеления. Катберт лечит жену одного из людей Олдфрита, гесита ( приходит ) по имени Хемма из округа Кинтис (глава третья). [ 58 ] Он исцеляет девушку из деревни под названием Бедесфельд , чудо, свидетелем которого стал и о котором сообщил Этильвальд, тогдашний священник, но во времена автора Мелроуз, родственником которого была девушка (глава четвертая). [ 59 ] Он лечит паралитического мальчика, которого привезли к нему в район Ахсе в горах между Хексхэмом и Карлизой (глава пятая). [ 60 ] В чуде, рассказанном автором Тайди, Катберт спасает младенца и его семью от чумы в деревне Медилвонг . [ 61 ] Катберт - спаситель слуги Сиббы, гесита из Твидсайда, пересказывается благодаря рассказу другого бывшего слуги Сиббы, который сейчас является монахом в Линдисфарне (глава седьмая). [ 62 ]

Пока король Экгфрит сражается с пиктами, Катберт навещает королеву в Карлисе; когда Катберта проводит Вага, городской начальник, он объявляет, что война окончена и Экгфрит убит; позже выяснилось, что утверждение Катберта произошло в тот же час, когда погиб король в битве (глава восьмая). [ 63 ] В Карлайле Катберт встречает отшельника по имени Хереберт , который просит умереть в тот же день и час, что и Катберт; просьба удовлетворена, и впоследствии оба попадают на небеса в один и тот же час одной ночи (глава девятая). [ 64 ] Катберт, обедая в Овингтоне с аббатисой Эльфлед , предсказывает смерть одного из слуг Эльфледа, Хадвальда (глава десятая). [ 65 ] Епископ оставляет свое епископство после двухлетнего епископства и возвращается в Фарн (глава одиннадцатая). [ 66 ] Чудеса продолжаются: Катберт лечит («все еще выжившего») брата по имени Валстод от дизентерии . [ 66 ] Катберт умирает на Фарне, и его тело вымыли и одели перед отправкой в Линдисдфарн (глава тринадцать). [ 67 ]
Спустя одиннадцать лет преемник Катберта епископ Эдберт приказывает снова открыть гроб Катберта; Тело Катберта оказывается нетленным, то есть не разложившимся каким-либо заметным образом (глава четырнадцатая). [ 68 ] Чудеса начинают происходить у гроба Катберта, молитвы и святая вода из траншеи, которой тело Катберта было омыто при исцелении мальчика от одержимости демонами (пятнадцать). [ 69 ] Монах из дома епископа Уилброрда , посетивший Линдисфарн, тяжело заболел, но вылечился после молитвы у гроба Катберта (глава шестнадцатая). [ 70 ] Точно так же паралитический юноша, доставленный в Линдисфарн другим монастырем для оказания помощи Линдисфарнским медикам, вылечивается только после того, как надел туфли, которые когда-то носил Катберт (глава семнадцатая). [ 71 ] Автор заканчивает «Анонимную жизнь Катберта», заявляя, что он опустил многие другие чудеса, чтобы не перегружать своего читателя (глава восемнадцатая). [ 72 ]
Разногласия с Бедой
[ редактировать ]Для двух посвященных Беде рассказов о жизни Катберта «Анонимная жизнь» является главным источником. [ 73 ] Беда, однако, мало признавал своего долга перед «Анонимной жизнью» ни в своей прозе, ни в стихах, и действительно, если бы мы зависели только от Беды, мы, вероятно, не знали бы, что это произведение когда-либо существовало. [ 74 ] Стилистически латынь «Анонимной жизни» не столь грамматична и классична, как «Жизнь в прозе» Беды, и Беде приложил некоторые усилия, чтобы «улучшить» прозу. [ 75 ]
Беда добавляет некоторые детали в свои собственные отчеты, но, по словам историка Антонии Грансден, «большинство его дополнений представляют собой словесные и агиографические обрезки». [ 76 ] Следуя порядку «Анонимной жизни» на протяжении большей части «Жизни в прозе», Беда значительно меняет порядок чудес, найденный в книге IV. [ 77 ] The Anonymous Life предполагает, что Катберт начал свою карьеру в Рипоне, тогда как Беде показывает, что на самом деле это был Мелроуз. [ 77 ] Историк Клэр Стэнклифф предположила, что «Анонимная жизнь» сделала Рипона Катберта местом пострижения, потому что Мелроуз, возможно, была запятнана в некоторых глазах из-за использования тонзуры в ирландском стиле (в отличие от петровской пострижки Рипона). [ 78 ]
Беда добавляет более подробный отчет о смерти Катберта, предоставленный ему аббатом Херефритом. [ 77 ] Беда также расширяет историю Хереберта, добавляя название обители Хереберта как Дервентуотер . [ 77 ] В остальном Беда опустил многие древнеанглийские имена собственные, представленные в «Анонимной жизни». [ 77 ] Беда добавляет истории о смерти Буазиля , гуся на Фарне, смерти епископа Эдберта и предоставляет информацию о преемниках Катберта на Фарне. [ 79 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Любовь, «Агиография», с. 226
- ^ Любовь, «Агиография», с. 226; ср. Лапидж, «Англо-латинская литература», с. 13
- ^ Стэнклифф, «Катберт, пастор и одинокий», стр. 29–36.
- ^ Стэнклифф, «Катберт, пастор и одинокий», стр. 36–42; Такер, «Происхождение», стр. 103–15.
- ^ Такер, «Происхождение», с. 113
- ^ Стэнклифф, «Катберт, пастор и одинокий», с. 24; Уильямс, Смит и Кирби, Биографический словарь Британии темных веков , с.в. «Эдфрит», стр. 112
- ^ Jump up to: а б Бершин, Бершин, « Opus Deliberatum », с. 98
- ^ Марнер, Сент-Катберт , с. 12
- ^ Jump up to: а б с Колгрейв, «Две жизни» , с. 12
- ^ Стэнклифф, «Катберт, пастор и одинокий», стр. 25, 27.
- ^ Такер, «Происхождение», с. 111, н. 58
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 12–13.
- ^ Стэнклифф, «Катберт, пастор и одинокий», с. 22
- ^ Jump up to: а б Колгрейв, «Две жизни» , с. 13
- ^ Хан, Бонифас и Лул , стр. 175–79; Такер, «Линдисфарн», с. 104
- ^ Jump up to: а б с д Колгрейв, «Две жизни» , с. 11
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 17–20, их семь, но Буллоу, «Рукопись начала девятого века», стр. 105–37, добавляет восьмую.
- ^ Буллоу, «Рукопись начала девятого века», стр. 106–07.
- ^ Буллоу, «Рукопись начала девятого века», с. 107, н. 8, цитируя выводы профессора Бернхарда Бишоффа.
- ^ Буллоу, «Рукопись начала девятого века», стр. 107–08.
- ^ Буллоу, «Рукопись начала девятого века», с. 108
- ^ Буллоу, «Рукопись начала девятого века», стр. 116–20, 131–37.
- ^ Jump up to: а б с д Колгрейв, «Две жизни» , с. 17
- ^ Jump up to: а б с Колгрейв, «Две жизни» , с. 45
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б с Колгрейв, «Две жизни» , с. 18
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б с Колгрейв, «Две жизни» , с. 19
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 19–20.
- ^ Колгрейв, Две жизни , с. 43
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 43–45.
- ^ Буллоу, «Рукопись начала девятого века», с. 109
- ^ Jump up to: а б с Колгрейв, «Две жизни» , с. 51
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 60–60.
- ^ Бершин, « Opus Deliberatum », с. 97; Колгрейв, «Две жизни» , стр. 64–67
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 66–69.
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 68–71.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 70–71.
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 72–73.
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 74–77.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 76–79.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 78–83.
- ^ Фрейзер, от Каледонии до Пиктленда , стр. 184–85.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 82–85.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 84–87.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 86–89.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 88–91.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 90–93.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 94–97.
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 96–97.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 98–99.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 98–101.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 100–03.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 102–05.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 104–07.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 110–13.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 114–15.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 116–17.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 116–19.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 118–21.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 120–23.
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 122–23.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 124–25.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 126–29.
- ^ Jump up to: а б Колгрейв, Две жизни , стр. 128–29.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 130–31.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 130–33.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 132–35.
- ↑ Колгрейв, Две жизни , стр. 134–37.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 136–39.
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 138–39.
- ^ Грансден, Историческое письмо , с. 69; Лапидж, «Англо-латинская литература», с. 18
- ^ Бершин, « Opus Deliberatum », с. 96
- ^ Бершин, « Opus Deliberatum », стр. 97–98
- ^ Грансден, Историческое письмо , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б с д и Колгрейв, «Две жизни» , с. 15
- ^ Стэнклифф, «Катберт, пастория и одиночество», с. 23
- ^ Колгрейв, Две жизни , стр. 15–16.
Ссылки
[ редактировать ]- Бершин, Уолтер (1989), « Opus Deliberatum ac Perfectum : Почему достопочтенный Беда написал второе прозаическое жизнеописание святого Катберта?», Боннер, Джеральд; Ролласон, Дэвид ; Стэнклифф, Клэр (ред.), Святой Катберт, его культ и его сообщество до 1200 г. н. э ., Вудбридж: The Boydell Press, стр. 95–102, ISBN 0-85115-610-Х
- Буллоу, Дональд К. (1998), «Заброшенная рукопись Линдисфарн Виты С. Катберти начала девятого века», Anglo-Saxon England , 27 : 105–137, doi : 10.1017/S0263675100004828 , ISSN 0263-6751 , S2CID 162543794
- Колгрейв, Бертрам, изд. (1985) [1940], Две жизни святого Катберта: жизнь анонимного монаха из Линдисфарна и прозаическая жизнь Беды (первое издание в мягкой обложке), Кембридж: Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-31385-8
- Фрейзер, Джеймс Э. (2009), От Каледонии до Пиктленда: от Шотландии до 795 года , Новая Эдинбургская история Шотландии, том. 1, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета, ISBN 978-0-7486-1232-1
- Грансден, Антония (1997), Историческое письмо в Англии , том. 1, с. 550–1307, Лондон: Рутледж, ISBN 0-415-15124-4
- Хан, Генрих (1883 г.), Бонифас и Лул: их англосаксонские корреспонденты; Жизнь архиепископа Лула , Лейпциг: Автор: Фейт
- Лапидж, Майкл (1996), «Англо-латинская литература», в Лапидж, Майкл (ред.), Англо-латинская литература, 600–899 , Лондон: The Hambledon Press, стр. 1–36 , ISBN 1-85285-011-6 .
- Любовь, RC (1999), «Агиография», в Лапидже, Майкл; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон ; и др. (ред.), Энциклопедия англосаксонской Англии Блэквелла , Оксфорд: Blackwell Publishing, ISBN 978-0-631-22492-1
- Марнер, Доминик (2000), Святой Катберт: его жизнь и культ в средневековом Дареме , Лондон: Британская библиотека, ISBN 0-7123-4686-4
- Стэнклифф, Клэр (1989), «Катберт и полярность между пастором и одиноким», в Боннер, Джеральд; Ролласон, Дэвид ; Стэнклифф, Клэр (ред.), Святой Катберт, его культ и его сообщество до 1200 г. н.э. , Вудбридж: The Boydell Press, стр. 21–44, ISBN 0-85115-610-Х
- Такер, Алан (1989), «Линдисфарн и истоки культа святого Катберта», в Боннер, Джеральд; Ролласон, Дэвид ; Стэнклифф, Клэр (ред.), Святой Катберт, его культ и его сообщество до 1200 г. н.э. , Вудбридж: The Boydell Press, стр. 103–22, ISBN 0-85115-610-Х
- Уильямс, Энн ; Смит, Альфред П.; Кирби, Д.П. (1991), Биографический словарь Британии темных веков: Англия, Шотландия и Уэльс, около 500–1050 гг ., Лондон: Сиби, ISBN 1-85264-047-2
- 8 век в Англии
- 700-е годы
- Книги VIII века на латыни
- Христианская агиография
- История графства Дарем
- История Камбрии
- История Нортумберленда
- Нортумбрия
- Религия в графстве Дарем
- Христианство в Камбрии
- Религия в Нортумберленде
- История шотландских границ
- Писатели VIII века на латыни
- Английские писатели VIII века