Одержимость духом
Часть серии о |
Паранормальное явление |
---|
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Social and cultural anthropology |
Одержимость духами – это необычное или измененное состояние сознания и связанное с ним поведение, которое предположительно вызвано контролем человеческого тела и его функций со стороны духов , призраков , демонов , ангелов или богов . [1] Концепция одержимости духами существует во многих культурах и религиях, включая буддизм , христианство , [2] [ ненадежный источник? ] Гаитянское вуду , 21 доминиканская дивизия , индуизм , ислам , викка , а также Юго-Восточной Азии , Африки и коренных американцев традиции . В зависимости от культурного контекста, в котором оно обнаружено, владение может считаться добровольным или недобровольным и может считаться оказывающим благотворное или вредное воздействие на хозяина. [3] Опыт одержимости духами иногда служит доказательством веры в существование духов, божеств или демонов. [4] В исследовании 1969 года, профинансированном Национальным институтом психического здоровья , было обнаружено, что убеждения в одержимости духами существуют в 74% выборки из 488 обществ во всех частях мира, при этом наибольшее количество верующих обществ приходится на тихоокеанские культуры, а наименьшее - в культурах Тихоокеанского региона. заболеваемость среди коренных американцев как Северной , так и Южной Америки . [1][5] As Pentecostal and Charismatic Christian churches move into both African and Oceanic areas, a merger of belief can take place, with demons becoming representative of the "old" indigenous religions, which Christian ministers attempt to exorcise.[6]
Organized religions
[edit]Christianity
[edit]From the beginning of Christianity, adherents have held that possession derives from the Devil (i.e. Satan) and demons. In the battle between Satan and Heaven, Satan is believed to engage in "spiritual attacks", including demonic possession, against human beings by the use of supernatural powers to harm them physically or psychologically.[1] Prayer for deliverance, blessings upon the man or woman's house or body, sacraments, and exorcisms are generally used to drive the demon out.
Some theologians, such as Ángel Manuel Rodríguez, say that mediums, like the ones mentioned in Leviticus 20:27, were possessed by demons. Another possible case of demonic possession in the Old Testament includes the false prophets that King Ahab relied upon before re-capturing Ramoth-Gilead in 1 Kings 22. They were described as being empowered by a deceiving spirit.[7]
The New Testament mentions several episodes in which Jesus drove out demons from persons.[8] Whilst most Christians believe that demonic possession is an involuntary affliction,[9] some biblical verses have been interpreted as indicating that possession can be voluntary. For example, Alfred Plummer writes that when Devil entered into Judas Iscariot in John 13:27, this was because Judas had continually agreed to Satan's suggestions to betray Jesus and had wholly submitted to him.[10]
The New Testament indicates that people can be possessed by demons, but that the demons respond and submit to Jesus Christ's authority:
In the synagogue, there was a man possessed by a demon, an evil spirit. He cried out at the top of his voice, "Ha! What do you want with us, Jesus of Nazareth? Have you come to destroy us? I know who you are—the Holy One of God!" "Be quiet!" Jesus said sternly. "Come out of him!" Then the demon threw the man down before them all and came out without injuring him. All the people were amazed and said to each other, "What is this teaching? With authority and power he gives orders to evil spirits and they come out!" And the news about him spread throughout the surrounding area
— Luke 4:33–35[11]
It also indicates that demons can possess animals as in the exorcism of the Gerasene demoniac.
Catholicism
[edit]Roman Catholic doctrine states that angels are non-corporeal, spiritual beings[12] with intelligence and will.[13] Fallen angels, or demons, are able to "demonically possess" individuals without the victim's knowledge or consent, leaving them morally blameless.[14]
The Catholic Encyclopedia says that there is only one apparent case of demonic possession in the Old Testament, of King Saul being tormented by an "evil spirit" (1 Samuel 16:14), but this depends on interpreting the Hebrew word "rûah" as implying a personal influence which it may not, so even this example is described as "not very certain". In addition, Saul was only described to be tormented, rather than possessed, and he was relieved from these torments by having David play the lyre to him.[15]
Catholic exorcists differentiate between "ordinary" Satanic/demonic activity or influence (mundane everyday temptations) and "extraordinary" Satanic/demonic activity, which can take six different forms, ranging from complete control by Satan or demons to voluntary submission:[14]
- Possession, in which Satan or demons take full possession of a person's body without their consent. This possession usually comes as a result of a person's actions; actions that lead to an increased susceptibility to Satan's influence.
- Obsession, which includes sudden attacks of irrationally obsessive thoughts, usually culminating in suicidal ideation, and which typically influences dreams.
- Oppression, in which there is no loss of consciousness or involuntary action, such as in the biblical Book of Job in which Job was tormented by Satan through a series of misfortunes in business, material possessions, family, and health.
- External physical pain caused by Satan or demons.
- Infestation, which affects houses, objects/things, or animals; and
- Subjection, in which a person voluntarily submits to Satan or demons.
In the Roman Ritual, true demonic or Satanic possession has been characterized since the Middle Ages, by the following four typical characteristics:[16][17]
- Manifestation of superhuman strength.
- Speaking in tongues or languages that the victim cannot know.
- Revelation of knowledge, distant or hidden, that the victim cannot know.
- Blasphemous rage, obscene hand gestures, using profanity and an aversion to holy symbols, names, relics or places.
The New Catholic Encyclopedia states, "Ecclesiastical authorities are reluctant to admit diabolical possession in most cases, because many can be explained by physical or mental illness alone. Therefore, medical and psychological examinations are necessary before the performance of major exorcism. The standard that must be met is that of moral certitude (De exorcismis, 16). For an exorcist to be morally certain, or beyond reasonable doubt, that he is dealing with a genuine case of demonic possession, there must be no other reasonable explanation for the phenomena in question".[18]
Official Catholic doctrine affirms that demonic possession can occur as distinguished from mental illness,[19] but stresses that cases of mental illness should not be misdiagnosed as demonic influence. Catholic exorcisms can occur only under the authority of a bishop and in accordance with strict rules; a simple exorcism also occurs during baptism.[1]
Anglican
[edit]The infliction of demonic torment upon an individual has been chronicled in premodern Protestant literature. In 1597, King James discussed four methods of daemonic influence upon an individual in his book Daemonologie:[20]
- Spectra, being the haunting and troubling of certain houses or solitary places.
- Obsession, the following and outwardly torment of an individual at diverse hours to either weaken or cast diseases upon the body, as in the Book of Job.
- Possession, the entrance inwardly into an individual to beget uncontrollable fits, induce blasphemies,
- Faerie, being the influence those who voluntarily submit to consort, prophesy, or servitude.
King James attested that the symptoms derived from demonic possession could be discernible from natural diseases. He rejected the symptoms and signs prescribed by the Catholic church as vain (e.g. rage begotten from Holy Water, fear of the Cross, etc.) and found the exorcism rites to be troublesome and ineffective to recite. The Rites of the Catholic Church to remedy the torment of demonic spirits were rejected as counterfeit since few possessed could be cured by them. In James' view: "It is easy then to understand that the casting out of Devils, is by virtue of fasting and prayer, and in-calling of the name of God, suppose many imperfections be in the person that is the instrument, as CHRIST himself teaches us (Mat. 7) of the power that false Prophets all have cast out devils".[21]
In medieval Great Britain, the Christian church had offered suggestions on safeguarding one's home. Suggestions ranged from dousing a household with holy water, placing wax and herbs on thresholds to "ward off witches occult", and avoiding certain areas of townships known to be frequented by witches and Devil worshippers after dark.[22] Afflicted persons were restricted from entering the church, but might share the shelter of the porch with lepers and persons of offensive life. After the prayers, if quiet, they might come in to receive the bishop's blessing and listen to the sermon. They were fed daily and prayed over by the exorcists and, in case of recovery, after a fast of from 20 to 40 days, were admitted to the Eucharist, and their names and cures entered in the church records.[23] In 1603, the Church of England forbade its clergy from performing exorcisms because of numerous fraudulent cases of demonic possession.[19]
Baptist
[edit]In May 2021, the Baptist Deliverance Study Group of the Baptist Union of Great Britain, a Christian denomination, issued a "warning against occult spirituality following the rise in people trying to communicate with the dead". The commission reported that "becoming involved in activities such as Spiritualism can open up a doorway to great spiritual oppression which requires a Christian rite to set that person free".[24]
In September 2023, Pastor Rick Morrow of Beulah Church in Richland, Missouri gave a sermon in which he presented the cause of autism as, "the devil's attacked them, he's brought this infirmity upon them, he's got them where he wants them". He asserted that the cure for the neurodevelopmental disorder was prayer by claiming to "know a minister who has seen lots of kids that are autistic, that he cast that demon out, and they were healed, and then he had to pray and their brain was rewired and they were fixed."[25]Members of the pastor's community found his comment to be "derogatory toward individuals with certain disabilities." Their public outcry led to Morrow's resignation from the school board on which he was a member.[26]
Evangelical
[edit]In both charismatic and evangelical Christianity, exorcisms of demons are often carried out by individuals or groups belong to the deliverance ministries movement.[27] According to these groups, symptoms of such possessions can include chronic fatigue syndrome, homosexuality, addiction to pornography, and alcoholism.[28] The New Testament's description of people who had evil spirits includes a knowledge of future events (Acts 16:16) and great strength (Act 19:13–16),[8] among others, and shows that those with evil spirits can speak of Christ (Mark 3:7–11).[8] Some Evangelical denominations believe that demonic possession is not possible if one has already professed their faith in Christ, because the Holy Spirit already occupies the body and a demon cannot enter.
Islam
[edit]Various types of creatures, such as jinn, shayatin, ʻafarit, found within Islamic culture, are often held to be responsible for spirit possession. Spirit possession appears in both Islamic theology and wider cultural tradition.
Although opposed by some Muslim scholars, sleeping near a graveyard or a tomb is believed to enable contact with the ghosts of the dead, who visit the sleeper in dreams and provide hidden knowledge.[29] Possession by ʻafarit (a vengeful ghost) are said to grant the possessed some supernatural powers, but it drives them insane as well.[30]
Jinn are much more physical than spirits.[31] Due to their subtle bodies, which are composed of fire and air (marijin min nar), they are purported to be able to possess the bodies of humans. Such physical intrusion of the jinn is conceptually different from the whisperings of the devils.[32]: 67 Since jinn are not necessarily evil, they are distinguished from cultural concepts of possession by devils/demons.[33]
Since such jinn are said to have free will, they can have their own reasons to possess humans and are not necessarily harmful. There are various reasons given as to why a jinn might seek to possess an individual, such as falling in love with them, taking revenge for hurting them or their relatives, or other undefined reasons.[34][35] At an intended possession, the covenant with the jinn must be renewed.[36] Soothsayers (kāhin pl. kuhhān), would use such possession to gain hidden knowledge. Inspirations from jinn by poets requires neither possession nor obedience to the jinn. Their relationship is rather described as mutual.[37]
The concept of jinn-possession is alien to the Quran and derives from pagan notions.[38] It is widespread among Muslims and also accepted by most Islamic scholars.[39] It is part of the aqida (theological doctrines) in the tradition of Ashari,[32] and the Atharis, such as ibn Taimiyya and ibn Qayyim.[32]: 56 Among Maturidites it is debated, as some accept it, but it has been challenged since the early years by Maturidite scholars such as al-Rustughfanī.[40] The Mu'tazila are associated with substituting jinn-possession by devilish-whisperings, denying bodily possession altogether.[41]
In contrast to jinn, the devils (shayatin) are inherently evil.[42] Iblis, the father of the devils, dwells in the fires of hell, although not suffering wherein, he and his children try to draw people into damnation of hell.[43] Devils don't physically possess people, they only tempt humans into sin by following their lower nafs.[44][45] Hadiths suggest that the devils whisper from within the human body, within or next to the heart, and so "devilish whisperings" (Arabic: waswās وَسْوَاس) are sometimes thought of as a kind of possession.[46] Unlike possession by jinn, the whispering of devils affects the soul instead of the body.
Demons (also known as div), though part of the human conception, get stronger through acts of sin.[47] By acts of obedience (to God), they get weaker. Although a human might find pleasure in obeying the demons first, according to Islamic thought, the human soul can only be free if the demons are bound by the spirit (ruh).[48] Sufi literature, as in the writings of Rumi and Attar of Nishapur, pay a lot of attention to how to bind the inner demons. Attar of Nishapur writes: "If you bind the div, you will set out for the royal pavilion with Solomon" and "You have no command over your self's kingdom [body and mind], for in your case the div is in the place of Solomon".[49] He further links the demons to the story alluded in the Quran (38:34) that a demon replaced the prophet Solomon: one must behave like a triumphant 'Solomon' and chain the demons of the nafs or lower self, locking the demon-prince into a 'rock', before the rūḥ (soul) can make the first steps to the Divine.[50]
Judaism
[edit]Although forbidden in the Hebrew Bible, magic was widely practiced in the late Second Temple Period and well documented in the period following the destruction of the Temple into the 3rd, 4th, and 5th centuries C.E.[51][52] Jewish magical papyri were inscriptions on amulets, ostraca and incantation bowls used in Jewish magical practices against shedim and other unclean spirits. According to the Catholic Encyclopedia, Jewish methods of exorcism were described in the Book of Tobias.[53][54]
In the 16th century, Isaac Luria, a Jewish mystic, wrote about the transmigration of souls seeking perfection. His disciples took his idea a step further, creating the idea of a dybbuk, a soul inhabiting a victim until it had accomplished its task or atoned for its sin.[55] The dybbuk appears in Jewish folklore and literature, as well as in chronicles of Jewish life.[56] In Jewish folklore, a dybbuk is a disembodied spirit that wanders restlessly until it inhabits the body of a living person. The Baal Shem could expel a harmful dybbuk through exorcism.[57]
Possession-trance and adorcism are also engaged with by some Jews. Notably, Ethiopian Jewish women may participate in zār, and Tuisinian Jewish women have a practice called Stambali.[58]
Stambali uses incense, music (traditionally performed by Black musicians from fraternal orders), dance, animal sacrifice, and large spreads of food to induce trance and to appease jinn which may be afflicting someone, and ceremonies may be regularly repeated by that person. Stambali is also sometimes done preventatively as part of wedding, bnei mitzvah, and housewarming festivities to ward away the evil eye. The afflictions of jinn may simply be buildups of emotional stress or more serious illness. During trance, the jinn enter the body, and the participants do not remember what occurred during trance afterwards. If a particular person has needed a Stambali ceremony organized, the jinn afflicting them will be asked what it wants as it possesses them. Usually requests involve clothes and an animal for sacrifice. The atmosphere is festive, and participants wear bright clothes and henna. Aside from musicians, the participants are all women. The dances and lyrics are improvised. Those seen as particularly susceptible to jinn affliction are the victims and perpetrators of aggression, those who are frightened, and those who may have the evil eye directed at them. Showers are also seen as particularly vulnerable places where a jinn may attach themselves to a person.[58]
African traditions
[edit]Central Africa
[edit]Democratic Republic of the Congo
[edit]Zebola[59] is a women's spirit possession dance ritual practised by certain ethnic groups of the Democratic Republic of the Congo. It is believed to have therapeutic qualities and has been noted in the West as a traditional form of psychotherapy.
It originated among the Mongo people but is also practised among various ethnic groups in Kinshasa.[60]
Horn of Africa
[edit]Ethiopia
[edit]Among the Gurage people of Ethiopia, spirit possession is a common belief. William A. Shack postulated that it is caused by Gurage cultural attitudes about food and hunger, while they have a plentiful food supply, cultural pressures that force the Gurage to either share it to meet social obligations, or hoard it and eat it secretly cause feelings of anxiety. Distinctions are drawn between spirits that strictly possess men, spirits that possess women, and spirits that possess victims of either sex. A ritual illness that only affects men is believed to be caused by a spirit called awre. This affliction presents itself by loss of appetite, nausea, and attacks from severe stomach pains. If it persists, the victim may enter a trance-like stupor, in which he sometimes regains consciousness long enough to take food and water. Breathing is often labored. Seizures and trembling overcome the patient, and in extreme cases, partial paralysis of the extremities.[61]
If the victim does not recover naturally, a traditional healer, or sagwara, is summoned. Once the sagwara has determined the spirit's name through the use of divination, he prescribes a routine formula to exorcise the spirit. This is not a permanent cure, it merely allows the victim to form a relationship with the spirit while subject to chronic repossession, which is treated by repeating the formula. This formula involves the preparation and consumption of a dish of ensete, butter, and red pepper. During this ritual, the victim's head is covered with a drape, and he eats the ensete ravenously while other ritual participants participate by chanting. The ritual ends when the possessing spirit announces that it is satisfied. Shack notes that the victims are overwhelmingly poor men, and that women are not as food-deprived as men, due to ritual activities that involve food redistribution and consumption. Shack postulates that the awre serves to bring the possessed man to the center of social attention, and to relieve his anxieties over his inability to gain prestige from redistributing food, which is the primary way in which Gurage men gain status in their society.[61]
The belief in spirit possession is part of the native culture of the Sidama people of southwest Ethiopia. Anthropologists Irene and John Hamer postulated that it is a form of compensation for being deprived within Sidama society, although they do not draw from I.M. Lewis (see Cultural anthropology section under Scientific views). The majority of the possessed are women whose spirits demand luxury goods to alleviate their condition, but men can be possessed as well. Possessed individuals of both sexes can become healers due to their condition. Hamer and Hamer suggest that this is a form of compensation among deprived men in the deeply competitive society of the Sidama, for if a man cannot gain prestige as an orator, warrior, or farmer, he may still gain prestige as a spirit healer. Women are sometimes accused of faking possession, but men never are.[62]
East Africa
[edit]Kenya
- The Digo people of Kenya refer to the spirits that supposedly possess them as shaitani. These shaitani typically demand luxury items to make the patient well again. Despite the fact that men sometimes accuse women of faking the possessions in order to get luxury items, attention, and sympathy, they do generally regard spirit possession as a genuine condition and view victims of it as being ill through no fault of their own. Other men suspect women of actively colluding with spirits in order to be possessed.[63]
- The Giriama people of coastal Kenya believe in spirit possession.[64]
Mayote
- In Mayotte, approximately 25% of the adult population, and five times as many women as men, enter trance states in which they are supposedly possessed by certain identifiable spirits who maintain stable and coherent identities from one possession to the next.[65]
Mozambique
- In Mozambique, a new belief in spirit possession appeared after the Mozambican Civil War. These spirits, called gamba, are said to be identified as dead soldiers, and allegedly overwhelmingly possess women. Prior to the war, spirit possession was limited to certain families and was less common.[66]
Uganda
- In Uganda, a woman named Alice Auma was reportedly possessed by the spirit of a male Italian soldier named Lakwena ('messenger'). She ultimately led a failed insurrection against governmental forces.[67]
Tanzania
- The Sukuma people of Tanzania believe in spirit possession.[68]
- A now-extinct spirit possession cult existed among the Hadimu women of Zanzibar, revering a spirit called kitimiri. This cult was described in an 1869 account by a French missionary. The cult faded by the 1920s and was virtually unknown by the 1960s.[69]
Southern Africa
[edit]- A belief in spirit possession appears among the Xesibe, a Xhosa-speaking people from Transkei, South Africa. The majority of the supposedly possessed are married women. The condition of spirit possession among them is called intwaso. Those who develop the condition of intwaso are regarded as having a special calling to divine the future. They are first treated with sympathy, and then with respect as they allegedly develop their abilities to foretell the future.[70]
West Africa
[edit]- One religion among Hausa people of West Africa is that of Hausa animism, in which belief in spirit possession is prevalent.
African diasporic traditions
[edit]In many of the African diaspora religions possessing spirits are not necessarily harmful or evil, but are rather seeking to rebuke misconduct in the living.[71] Possession by a spirit in the African diaspora and traditional African religions can result in healing for the person possessed and information gained from possession as the spirit provides knowledge to the one they possessed.[72][73][74]
Haitian Vodou
[edit]В гаитянском Вуду и связанных с ним религиях африканской диаспоры один из способов получить духовный опыт для тех, кто участвует или практикует, - это одержимость Лоа (или Ива ). Согласно традиции, когда Лоа нисходит на практикующего, его тело используется духом. Считается, что некоторые духи способны давать пророчества о предстоящих событиях или ситуациях, касающихся одержимого, также называемого Чвал или «Лошадь Духа». Практикующие описывают это как прекрасный, но очень утомительный опыт. Большинство людей, одержимых духом, описывают начало как ощущение черноты или энергии, текущей через их тело. [75]
Умбанда
[ редактировать ]Концепция одержимости духами также встречается в Умбанде , афро-бразильской народной религии . Согласно традиции, одним из таких обладающих духом является Помба Джира , который владеет как женщинами, так и мужчинами. [76]
Худу
[ редактировать ]Культуру худу создали афроамериканцы. Эта традиция имеет свои региональные стили, и по мере того, как афроамериканцы путешествовали, традиция худу менялась в зависимости от среды обитания афроамериканцев. Худу включает в себя почитание духов предков афроамериканских , изготовление лоскутных одеял , лечение травами , погребальные практики баконго и игбо , восклицание Святого Духа , дома хвалы , почитание змей , афроамериканские церкви , одержимость духами, некоторые практики нкиси , черные духовные церкви , черную теологию. , кольцевой крик , космограмма Конго , Симби водные духи , кладбищенское колдовство , дух перекрестка , изготовление колдовских тростей , включение частей животных, обливание возлияний , библейское колдовство и колдовство в афроамериканской традиции. В Худу люди становятся одержимыми Святым Духом. Одержимость духами в худу возникла под влиянием одержимости духами западноафриканского водена . Поскольку африканцы были порабощены в Соединенных Штатах, Святой Дух (Святой Дух) заменил африканских богов во время одержимости. [77] «Одержимость духом была переосмыслена в христианских терминах». [72] [78] В афроамериканских церквях это называется наполнением Святым Духом . «Уолтер Питтс (1993) продемонстрировал современную важность «одержимости» в афро-американских баптистских ритуалах, проследив истоки экстатического состояния (часто называемого «обретением духа») в африканских владениях». [79] Члены церкви в Черных духовных церквях одержимы духами умерших членов семьи, Святым Духом, христианскими святыми и другими библейскими персонажами из Ветхого и Нового Завета Библии. Считается, что когда люди одержимы этими духами, они обретают знания и мудрость и выступают посредниками между людьми и Богом. [80] Уильям Эдвард Бургхардт Дюбуа (WEB Du Bois) изучал афроамериканские церкви в начале двадцатого века. Дюбуа утверждает, что первые годы существования Черной церкви во время рабства на плантациях находились под влиянием вудуизма. [81] [82]
Посредством хоровода против часовой стрелки кричащие на ринге накапливали духовную энергию, которая приводила к общению с духами предков и приводила к одержимости духами. Порабощенные афроамериканцы исполняли хоровод против часовой стрелки до тех пор, пока кто-то не был втянут в центр ринга духовным вихрем в центре. Духовный вихрь в центре кольцевого крика был священным духовным царством. Центр кольцевого крика — это место, где обитают предки и Святой Дух. [83] [84] [85] Кольцевой крик (священный танец в худу) в черных церквях приводит к одержимости духом. «Кольцевой крик» — это хоровод против часовой стрелки с пением и аплодисментами, в результате которого овладевает Святой Дух. Считается, что когда люди одержимы Святым Духом, их сердца наполняются Святым Духом, который очищает их сердце и душу от зла и заменяет их радостью. [86] На Кольцевой Крик в Худу повлияла космограмма Конго, священный символ народа банту-конго в Центральной Африке. Он символизирует цикличность жизни рождения, жизни, смерти и возрождения (перевоплощения души). Космограмма Конго также символизирует восход и заход солнца, солнце, восходящее на востоке и заходящее на западе против часовой стрелки, поэтому крикуны танцуют по кругу против часовой стрелки, чтобы вызвать дух. [87] [88]
Азиатские традиции
[ редактировать ]Яхвизм
[ редактировать ]Есть признаки того, что практики, связанные с трансом, могли сыграть роль в пророческом опыте приверженцев яхвизма . По мнению Мартти Ниссинена , пророки-яхвисты могли получать сообщения от различных богов и богинь яхвистского пантеона через состояние транса. Эту теорию можно реконструировать на основе шумерской мифологии , аналогичной теологии яхвизма, где стандартные пророческие обозначения в аккадском языке muḫûm/muḫḫutum (мужское/женское, древневавилонское) и maḫû/maḫḫtu (мужское/женское). , неоассирийский), происходят от аккадского глагола maḫû «сходить с ума, приходить в исступление». [89] По мнению библеиста Саймона Б. Паркера, могли иметь место трансовые ритуалы, такие как нагота или менее экстремальная альтернатива, транс, когда человек, входящий в транс, принимает бога или дух в свое тело. [90]
Кроме того, по мнению Ниссинена, еврейская Библия может содержать доказательства того, что практики, связанные с трансом, могли быть истоками еврейских традиций пророческих посланий . [89] Однако эти случаи могли быть ограничены: вместо этого транс был способом подтверждения божественного назначения на руководящую должность. [90]
Ниссинен также записал, что музыка была важной частью этих трансовых церемоний на Древнем Ближнем Востоке, и поэтому можно реконструировать ее, возможно, она была найдена в яхвизме. [89] Возможно, использовались такие инструменты, как бубен, арфы, лиры и флейты, поскольку они были обычными инструментами в Древнем Израиле. [91] Наряду с музыкой, возможно, также использовались благовония либо в качестве подношения, либо в качестве энтеогена , либо, возможно, в обоих случаях.
Экзорцизмы также были обычным явлением. Их можно реконструировать как по средневековым еврейским текстам, так и по текстам соседних древних культур, практиковавших экзорцизм. Экзорцисты, действовавшие почти как шаманы, проводили ритуалы по изгнанию «демона» или злого духа. По словам Джины Константинопулос, человек по имени «Ашипу» действовал в качестве экзорциста в Месопотамии и обучался во многих областях оккультизма, жречества и травничества. [92] Поскольку амулеты (называемые терафимами) также использовались в яхвизме для отпугивания злых духов, можно также реконструировать, что в Древнем Израиле были люди, которые действовали как экзорцисты или шаманы и выполняли определенные ритуалы для отпугивания злых духов. Как упоминалось ранее, они могли включать музыку, благовония, молитвы и трансовые ритуалы. По словам Раймунда Лейхта, формулы использовались для защиты от зла наряду с ритуальными жертвоприношениями. [93]
буддизм
[ редактировать ]Согласно индийской медицинской литературе и тантрическим буддийским писаниям, большинство «захватчиков», или тех, кто угрожает жизни маленьких детей, появляются в животной форме: корова, лев, лиса, обезьяна, лошадь, собака, свинья, кошка, ворона. , фазан, сова и змея. По словам Мишеля Стрикманна, помимо этих «кошмарных образов», в некоторых обстоятельствах олицетворение или воплощение животных также может быть очень полезным. [94]
Ци Чун-фу, китайский гинеколог, писавший в начале XIII века, писал, что помимо пяти видов падающего безумия, классифицированных в соответствии с их причинными факторами, существовало также четыре типа других безумий, отличающихся издаваемыми звуками и движениями. жертвой во время припадка: коровье, лошадиное, свиное и собачье бешенство. [94]
В буддизме мара сфере , иногда переводимая как «демон», может быть либо существом, страдающим в ада. [95] или заблуждение. [96] Прежде чем Сиддхартха стал Гаутамой Буддой , Ему бросил вызов Мара , воплощение искушения, и он преодолел его. [97] В традиционном буддизме четыре формы мары : перечисляются [98]
- Клеша-мара , или мара , как воплощение всех неумелых эмоций , таких как жадность, ненависть и заблуждение.
- Мритью-мара , или мара как смерть .
- Скандха-мара , или мара как метафора всего обусловленного существования.
- Девапутра-мара , дэв чувственного царства, который пытался помешать Гаутаме Будде достичь освобождения из цикла перерождений в ночь просветления Будды. [99]
Считается, что мара уйдет в другое царство, как только ее успокоят. [95]
Восточная Азия
[ редактировать ]Некоторые секты даосизма , корейского шаманизма , синтоизма , некоторых японских новых религиозных движений и других восточноазиатских религий содержат идею одержимости духами. В некоторых сектах есть шаманы , которые предположительно становятся одержимыми; медиумы , которые якобы направляют сверхъестественную силу существ; в самурайских Говорят, что чародеи вселяют или воспитывают дух в предметах, например, мечах . [100] Гонконгский фильм «Супернормальный 2» ( 大迷信 , 1993) показывает настоящую известную историю молодой женщины из Тайваня , которая владеет трупом замужней женщины, чтобы прожить заранее определенную оставшуюся жизнь. [101] Она до сих пор служит в храме Чжэнь Тянь в округе Юньлинь . [102]
Китай
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Китай — страна, где 73,56% населения относятся к китайской народной религии /неаффилированной (нерелигиозной). Таким образом, знания китайского населения об одержимости духами в основном получены не от религии. Вместо этого концепция распространяется через сказки/народные сказки и литературные произведения традиционной культуры. По сути, концепция одержимости душой проникла во все аспекты китайской жизни, от народных суеверий, народных табу и погребальных ритуалов до различных литературных произведений на тему призраков, и продолжает распространяться в жизнь людей сегодня.
Разработка
[ редактировать ]Одержимость духами в Китае была широко распространена до прихода к власти коммунистов в 1950-х годах, и большая часть данных, собранных по этой теме, относится к концу 18 века. Некоторые китайцы верят, что болезни человека происходят из-за одержимости злым духом инь (куэй). Эти злые духи становятся таковыми, когда умершим не поклоняются в семье, они умерли неожиданно или, соответственно, не последовали идеалам Конфуция о сыновней почтительности и почтении к предкам. Эти злые духи вызывают необъяснимые бедствия, сельскохозяйственные потрясения и имущество. Болезнь является причиной сверхъестественного, над которым они не имеют контроля. Обычно в сочинениях об этом подробно описываются целители, а не пациенты. Магические практики иногда называют одержимостью духами. Очень сложно отличить религию, магию и местные традиции. Это потому, что во многих случаях все три сливаются вместе, поэтому иногда сложно различить их.
Шаман
[ редактировать ]Другой тип одержимости духами осуществляется через шамана , пророка, целителя и религиозного деятеля, обладающего способностью частично контролировать духов и общаться с ними. Послания, лекарства и даже оракулы передаются через шамана. Иногда этим пользуются люди, которые хотели бы стать важными фигурами. Обычно шаманы дают указания, отражающие существующие ценности клиента. [103]
Теория Инь-Ян
[ редактировать ]Теория Инь-Ян является одной из важнейших основ и компонентов китайской традиционной культуры. Теория инь-ян проникла в различные традиционные китайские культурные вещи, включая календарь, астрономию, метеорологию, китайскую медицину, боевые искусства, каллиграфию, архитектуру, религию, фэн-шуй, гадание и т. д. Теория инь-ян также применима к одержимости духами. В общем, человек считается «слабым», когда Инь и Ян в организме не сбалансированы, особенно когда Инь находится на доминирующей стороне. Духи, которые относятся к стороне Инь, тогда легче возьмут под контроль этих людей в несбалансированной ситуации с доминированием Инь.
Япония
[ редактировать ]Индия
[ редактировать ]Аюрведа
[ редактировать ]Бхутавидья , экзорцизм одержимых духов, традиционно является одним из восьми этапов Аюрведы .
Раджастан
[ редактировать ]Концепция одержимости духами существует в культуре современного Раджастана . Некоторые из духов, предположительно овладевших Раджастханом, считаются добрыми и полезными, а другие — злонамеренными. Говорят, что к добрым духам относятся убитые члены королевской семьи, бог подземного мира Бхайронджи , а также мусульманские святые и факиры. Считается, что к злым духам относятся вечные должники, умирающие в долгах, мертворожденные младенцы, умершие вдовы и иностранные туристы. Предположительно одержимого человека называют горала , или «ездовым животным». Одержимость, даже если она осуществляется доброжелательным духом, считается нежелательной, поскольку считается, что она влечет за собой потерю самоконтроля и сильные эмоциональные всплески. [104]
Тамил Наду
[ редактировать ]тамильские Говорят, что женщины в Индии испытывают одержимость духами пей . Согласно традиции, эти духи в подавляющем большинстве обладают новыми невестами, их обычно идентифицируют как призраки молодых людей, которые умерли в результате романтических или сексуальных разочарований, и подвергаются ритуальному изгнанию нечистой силы. [105]
Шри-Ланка
[ редактировать ]Береговые ведды , социальная группа внутри меньшинства шри-ланкийских тамилов в Восточной провинции Шри-Ланки , впадают в транс во время религиозных праздников, на которых их считают одержимыми духом. Хотя они говорят на диалекте тамильского языка , во время транса они иногда используют смешанный язык, содержащий слова из языка Вед . [106]
Юго-Восточная Азия
[ редактировать ]Индонезия
[ редактировать ]На Бали анимистические традиции острова включают практику, называемую сангхьянг , вызывание добровольного одержимости трансовыми состояниями для определенных целей. Примерно аналогично добровольному одержимости в Водоне (Вуду), сангхьян считается священным состоянием, в котором хьянги (божества) или духи-помощники временно обитают в телах участников. Считается, что целью сангхьянга является очищение людей и мест от злых влияний и восстановление духовного баланса. Поэтому ее часто называют церемонией экзорцизма. [ нужна ссылка ] В Сулавеси женщины бонератского народа Сулавеси практикуют ритуал одержимости-транса , во время которого в кульминационный момент они тушат тлеющие угли босыми ногами. Тот факт, что они не сгорели в процессе, считается доказательством подлинности владения. [107]
Под влиянием религии ислама среди нескольких духов индонезийской веры есть демоны ( сетан ), состоящие из огня, склонные к гневу и страсти. Они завидуют людям из-за их физического тела и пытаются получить над ним контроль. Когда они нападают на человека, они вторгаются в его разум, пытаясь вытеснить человеческий дух. Человеческий разум адаптируется к страстям гнева, насилия, иррациональности и жадности, из которых состоит вторгшийся демон. Считается, что демон изменяет человека, наделяя его сверхъестественными свойствами, такими как сила многих людей, способность появляться более чем в одном месте или принимать форму животного, такого как тигр или свинья, или убивать, не прикасаясь к нему. . Другие становятся сумасшедшими, напоминающими эпилепсию. В крайних случаях присутствие демона может изменить состояние тела, соответствуя его собственным духовным качествам, превратившись в ракшашу . [108]
Малайзия
[ редактировать ]Утверждается, что работницы малазийских фабрик стали одержимы духами, а владельцы фабрик обычно расценивают это как массовую истерию и вторжение иррациональных и архаичных убеждений в современную среду. [109] Антрополог Айхва Онг отметил, что в Малайзии веру в одержимость духами обычно разделяют пожилые замужние женщины, тогда как фабричные работницы обычно молоды и незамужние. Она связывает это с быстрой индустриализацией и модернизацией Малайзии. Онг утверждал, что одержимость духами — это традиционный способ восстания против власти без наказания, и предполагает, что это средство протеста против неприемлемых условий труда и сексуальных домогательств, которым женщины были вынуждены терпеть. [109]
Америка и Карибский бассейн
[ редактировать ]Индо-карибский шактизм
[ редактировать ]В индо-карибской религии мадраси возникает состояние одержимости трансом, известное как «Сами Адутал» на тамильском языке и как «проявление» на английском языке, когда преданный входит в состояние транса после молитвы. Это важная часть индо-карибских церемоний Шакти, сопровождаемая игрой на барабанах Таппу, пением религиозных песен и игрой на барабанах Удукай .
Церемонии, называемые Пуджас, часто включают в себя барабанный бой от трех до пяти тапу, чтобы вызвать божество в пространство. [110] Затем главный пуджари принимает Бога или Богиню в свое тело, действуя как посредник. На среду выливают смесь воды, порошка куркумы и листьев нима , поскольку считается, что энергия Бога нагревает тело, а вода и куркума с листьями нима снова охлаждают его. [111] Службы Пуджи часто проводятся раз в неделю.
Океанические традиции
[ редактировать ]Меланезия
[ редактировать ]Народ урапмин нагорья Новой Гвинеи практикует форму группового одержимости, известную как «дискотека духа» ( Ток Писин : спиритическое диско ). [112] Мужчины и женщины собираются в церковных зданиях, танцуют кругами и подпрыгивают, пока женщины поют христианские песни; это называется «притягивание [Святого] духа» (Ток Писин: пулим дух , Урап : Синик дагамин ). [112] [113] Мелодии песен заимствованы из традиционных женских песен, исполняемых при танцах на барабанах (урап: wat dalamin ), а тексты обычно написаны на телефолском или других языках горных ок . [113] В случае успеха некоторые танцоры «получают дух» (Ток Писин: дух кисим ), дико размахивая руками и носясь по танцполу. [112] Через час или больше одержимые упадут в обморок, пение прекратится, а духовная дискотека завершится молитвой и, если есть время, чтением Библии и проповедью. [112] Считается, что тело обычно «тяжело» ( илум ) от греха, а одержимость — это процесс, когда Святой Дух выбрасывает грехи из тела, делая человека снова «легким» ( фонг ). [112] Это совершенно новый ритуал для урапминов, у которых нет местной традиции одержимости духами. [112]
Микронезия
[ редактировать ]Понятие одержимости духами появляется в штате Чуук , одном из четырех штатов Федеративных Штатов Микронезии . Хотя Чуук является преимущественно христианским обществом, традиционные верования во владение духами мертвых все еще существуют, обычно их придерживаются женщины, а «события» обычно вызываются семейными конфликтами. Предполагаемые духи, говорящие через женщин, обычно призывают членов семьи лучше относиться друг к другу. [114]
Европейские традиции
[ редактировать ]Древняя Греция
[ редактировать ]Итальянская народная магия
[ редактировать ]В традиционной итальянской народной магии владения духами нередки. В этой культуре известно, что человеком могут обладать сразу несколько сущностей. Чтобы избавиться от духа(ов), нужно вызвать куратора, охранителя или практикутеля , что в переводе с итальянского языка означает «целитель» или «знающий». Эти целители проводили священные ритуалы, чтобы избавиться от духов; ритуалы передаются из поколения в поколение и различаются в зависимости от региона Италии. Говорят, что для многих итальянских ритуалов, особенно для избавления от негативных духов, информацию можно передавать только в канун Рождества (особенно для il malocchio ). Если семья религиозна, они могут даже вызвать священника, чтобы провести традиционный католический экзорцизм духа(ов). [115]
Шаманские традиции
[ редактировать ]Шаманизм – это религиозная практика, в которой практикующий, как полагают, взаимодействует с духовным миром через измененные состояния сознания , такие как транс . [116] [117] Целью этого обычно является направление этих духов или духовных энергий в физический мир для исцеления или другой цели. [116]
Новые религиозные движения
[ редактировать ]Викка
[ редактировать ]Виккане верят в добровольное обладание Богиней , связанное со священной церемонией Притягивания Луны . Верховная жрица просит Богиню овладеть ею и говорить через нее. [118]
Научные взгляды
[ редактировать ]Культурная антропология
[ редактировать ]Работы Жана Руша , Жермен Дитерлен и Марселя Гриоля широко цитировались в исследованиях по владениям в Западной Африке , которые распространились на Бразилию и Северную Америку из-за работорговли . [119] [120]
Антрополог И. М. Льюис отметил, что женщины чаще, чем мужчины, участвуют в культах одержимости духами, и предположил, что такие культы действуют как средство компенсации за их исключение из других сфер внутри их соответствующих культур. [121]
Физическая антропология
[ редактировать ]Антропологи Элис Б. Кехо и Доди Х. Джилетти утверждали, что причина того, что женщины чаще встречаются в афро-евразийских культах одержимости духами, заключается в дефиците тиамина , триптофана - ниацина , кальция и витамина D. Они утверждали, что причиной этой проблемы является сочетание бедности и диеты, и что она усугубляется беременностью и лактацией. Они предположили, что непроизвольные симптомы этих недостатков, влияющие на их нервную систему, были официально оформлены как одержимость духами. [122]
Медицина и психология
[ редактировать ]Одержимость духами любого рода, включая демонические, — это лишь один психиатрический или медицинский диагноз, признанный DSM-5 или ICD-10 : «F44.3 Транс и одержимость». [123] В клинической психиатрии транс и расстройства одержимости определяются как «состояния, включающие временную потерю чувства собственной идентичности и полного осознания окружающего» и обычно классифицируются как тип диссоциативного расстройства. [124]
У людей, предположительно одержимых духами, иногда наблюдаются симптомы, схожие с симптомами психических заболеваний, таких как психоз , кататония , мания , синдром Туретта , эпилепсия , шизофрения или диссоциативное расстройство личности . [125] [126] [127] включая непроизвольное поведение без цензуры и внечеловеческий, внесоциальный аспект действий человека. [128] Нередко возникновение сонного паралича приписывают одержимости демонами, хотя это не физическое или психическое заболевание. [129] Исследования показали, что предполагаемая демоническая одержимость может быть связана с травмой. [130]
Во вступительной статье о диссоциативном расстройстве идентичности в DSM -5 говорится: «Идентичность в форме одержимости при диссоциативном расстройстве идентичности обычно проявляется как поведение, которое выглядит так, как будто «дух», сверхъестественное существо или посторонний человек взял на себя контроль, так что человек начинает говорить или действовать совершенно по-другому». [131] Симптомы варьируются в зависимости от культуры. [124] DSM-5 указывает, что личностные состояния диссоциативного расстройства идентичности могут интерпретироваться как одержимость в некоторых культурах, а случаи одержимости духами часто связаны с травматическими переживаниями, что позволяет предположить, что переживания одержимости могут быть вызваны психическим расстройством. [130] Сообщается , что в случаях диссоциативного расстройства идентичности, при котором личность альтернативной личности подвергается сомнению, 29 процентов идентифицируют себя как демонов. [132] Термин 19-го века для обозначения психического расстройства, при котором пациент считает, что он одержим демонами или злыми духами, называется демономания или какодемономанис. [133]
Некоторые выразили обеспокоенность тем, что вера в одержимость демонами может ограничить доступ психически больных к медицинской помощи. [134]
Яркие примеры
[ редактировать ]Предполагаемая демоническая одержимость
[ редактировать ]В хронологическом порядке:
- Марта Броссье (1578)
- Владения Экс-ан-Прованса (1611 г.)
- Мисс Элизабет де Ранфаинг (1621)
- Владения Лаудуна (1634 г.)
- Суд над Дороти Тэлби (1639 г.)
- Владения Лувье (1647 г.)
- Владение Элизабет Кнапп (1671)
- Джордж Лукинс (1788)
- Готлибин Диттус (1842)
- Антуан Гей (1871)
- Иоганн Блюмхардт (1842)
- Клара Джермана Селе (1906)
- Экзорцизм Роланда Доу (1940)
- Аннелиз Мишель (1968)
- Майкл Тейлор (1974)
- Арне Шайенн Джонсон (1981)
- Танаку Экзорцизм (2005)
См. также
[ редактировать ]- Автоматическое письмо
- Тело прыгает
- Демонология
- Божественное безумие
- Энтузиазм
- Ямайский маронский язык одержимости духами
- Список экзорцистов
- Некромантия
- Сексуальность в христианской демонологии
- Дух супруга
- Спиритуалистическая церковь
- Частные воспоминания и исповедь оправданного грешника
- Нечистый дух
- Вход
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Джонс (2005) , с. 8687.
- ^ Марка 5:9, Луки 8:30.
- ^ Сантьяго, Кристофер (осень 2021 г.). Коста, Луис; Ферме, Марианна; Каур, Раминдер; Кипнис, Эндрю Б. (ред.). «Сумеречные состояния: сравнение тематических исследований истерии и одержимости духами» . HAU: Журнал этнографической теории . 11 (2). Издательство Чикагского университета : 635–659. дои : 10.1086/715812 . ISSN 2049-1115 .
- ^ Ван Эйген, Ганс (14 апреля 2023 г.). Эпистемология духовных верований . Исследования Рутледжа в области философии религии. Рутледж. стр. 118, 127. ISBN. 9781003281139 .
Рассмотрение опыта как опыта обладания может служить психологической потребности и в то же время быть достоверным. [...] [...] опыт одержимости [...] может [...] обеспечить prima facie обоснование набора убеждений относительно духов и их природы.]
- ^ Бургиньон и Уко (1969) .
- ^ Роббинс (2004a) , стр. 117–143.
- ^ Родригес (1998) , стр. 5–7.
- ^ Jump up to: а б с «Новый Завет» . Библейский шлюз . 2011 . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ Малачи (1976) , с. 462.
- ^ «Иоанна 13:27» . Кембриджская Библия для школ и колледжей – через Bible Hub.
- ^ Луки 4:33–35.
- ↑ Катехизис Католической Церкви , параграф 328.
- ^ Катехизис Католической церкви, параграф 330.
- ^ Jump up to: а б Аморт (1999) , с. 33.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Уилкинсон (2007) , с. 25.
- ^ Бальо (2009) .
- ^ Приложение к Новой католической энциклопедии . Детройт, Мичиган: Гейл. 2009. с. 359.
- ^ Jump up to: а б Нетцли (2002) .
- ^ Уоррен (2019) , с. 69.
- ^ Уоррен (2019) , стр. 84–86.
- ^ Бродель (2003) , стр. 32–33.
- ^ свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Энергичи ». Британская энциклопедия . Том. 9 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 398. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Шоуолтер (2021) .
- ^ Мехта, Хемант. «Баптистский пастор ложно утверждает, что аутизм является демоническим явлением: «Мой Бог не делает мусор» » . Дружелюбный атеист . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Хоффман, Майкл (13 сентября 2023 г.). «Пастор уходит из школьного совета Стаутленда из-за негативной реакции на комментарии об аутизме во время проповеди» . KY3 . Проверено 18 сентября 2023 г.
- ^ Кунео (1999) .
- ^ Теннант (2001) .
- ^ Дием и Шоллер (2004) , с. 144.
- ^ Вестермарк (2014) , стр. 263–264.
- ^ Ходкевич (2012) .
- ^ Jump up to: а б с Кравиц, Б. (2021). Ислам, миграция и джинны: духовная медицина в управлении здравоохранением мусульман . Германия: Международное издательство Springer.
- ^ Аль-Кренави и Грэм (1997) , стр. 211.
- ^ Рассул (2015) .
- ^ Балкли, Адамс и Дэвис (2009) .
- ^ Маруф (2007) , с. 2.
- ^ Йосефи, Максим (2019). «Истоки традиционного подхода к джиннам поэтического вдохновения в племенной арабской культуре». Материалы семинара по арабистике . 49 . Археопресс: 293–302. JSTOR 27014158 .
- ^ Ислам, Ф.; Кэмпбелл, РА (2014). «Сатана поразил меня!» Одержимость джиннами и психические заболевания в Коране». J Relig Health . 53 (1): 229–243. doi : 10.1007/s10943-012-9626-5 . PMID 22688386 .
- ^ Ваш (2013) , стр. 290–293.
- ^ Харви, Рамон (2021). Трансцендентный Бог, рациональный мир: теология Матуриди . Издательство Эдинбургского университета. п. 164.
- ^ Дейн, Саймон; Абдул Самад Иллайи (2013). «Джинны и психическое здоровье: взгляд на одержимость джиннами в современной психиатрической практике». Психиатр . 37 (9): 290–293. дои : 10.1192/pb.bp.113.042721 .
- ^ Мелдон (1908) , стр. 123–146.
- ^ Буллард, А. (2022). Кризис духовного и психического здоровья в условиях глобализации Сенегала: история транскультурной психиатрии . США: Тейлор и Фрэнсис.
- ^ Селлс (1996) , с. 143.
- ^ Гриффель (2005) , с. 103.
- ^ Сомбати (2014) .
- ^ Владимировна, Моисеева Анна (2020). «Пророк Сулейман в классической персидской поэзии: Semantik und Struktur des Bildes» [Пророк Соломон в классической персидской поэзии: Семантика и структурирование образов]. Востоковед. Африканистик. (на немецком языке). № 3 . Проверено 14 октября 2021 г.
- ^ Шалински, Одри К. (1986). «Разум, желание и сексуальность: значение пола в Северном Афганистане». Этос . 14 (4). JSTOR: 323–43. дои : 10.1525/eth.1986.14.4.02a00010 . JSTOR 640408 .
- ^ Хамори, Андрас (2015). Об искусстве средневековой арабской литературы . США: Издательство Принстонского университета. п. 158.
- ^ Льюисон, Л.; Шекл, К. (2006). Аттар и персидская суфийская традиция: искусство духовного полета . Vereinigtes Königreich: Издательство Bloomsbury. п. 156.
- ^ Бохак (2008) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Выборы (2004 г.) , с. 19.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Демоны и демонология» . Еврейская виртуальная библиотека . 2008 год . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Диббук» . Британская энциклопедия . Проверено 20 ноября 2019 г.
- ^ «Диббук» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 21 ноября 2019 г.
- ^ «Диббук» . Британская онлайн-энциклопедия . Проверено 10 июня 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Сомер, Эли; Саадон, Меир (декабрь 2000 г.). «Стамбали: диссоциативная одержимость и транс в тунисском исцеляющем танце» . Транскультуральная психиатрия . 37 (4): 580–600. дои : 10.1177/136346150003700406 . ISSN 1363-4615 .
- ^ ЭТЮДЫ AEQUATORIA·6 ДЖЕБОЛА Тексты, обряды и значения Традиционная терапия монго Пит КОРСЕ МОНДЖУЛУ Локонга БОНГОНДО Бонже ва Мпай Центр IEquatoria BP 276 Баманья-Мбандака-Заир 1990
- ^ Ламбек, Майкл (1998). Тела и личности: сравнительные перспективы Африки и Меланезии . Кембридж, Великобритания, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 87. ИСБН 978-0-521-62737-5 . OCLC 39035692 .
- ^ Jump up to: а б Шак (1971) , стр. 40–43.
- ^ Хамер и Хамер (1966) .
- ^ Гомм (1975) .
- ^ Макинтош (2004) .
- ^ Ламбек (1988) , стр. 710–731.
- ^ Играя, Диас-Ламбранка и Рихтерс (2008) , стр. 353–371.
- ^ Аллен (1991) , стр. 370–399.
- ^ Таннер (1955) , стр. 274–279.
- ^ Альперс (1984) , стр. 677–702.
- ^ О'Коннелл (1982) , стр. 21–37.
- ^ Pour (1999) , с. 187.
- ^ Jump up to: а б Поллитцер, Уильям (2005). Народ Галла и его африканское наследие . Издательство Университета Джорджии. п. 138. ИСБН 9780820327839 .
- ^ Харпер, Пегги. «Африканский танец» . Британская энциклопедия . Проверено 31 января 2022 г.
- ^ Фернандес Олмос; Парависини-Геберт (1997). Священные владения Воду, Сантерия, Обиа и Карибские острова . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 9780813523613 .
- ^ Фернандес Олмос; Парависини-Геберт (1997). Священные владения Воду, Сантерия, Обиа и Карибское море . Издательство Университета Рутгерса. стр. 19–22. ISBN 9780813523613 .
- ^ Хейс (2008) , стр. 1–21.
- ^ «Раскрытие силы худу: путешествие предков» . Служба общественного вещания . ПБС . Проверено 25 мая 2023 г.
- ^ Опала. «Обычаи и традиции Гуллы» (PDF) . Йельский университет . Архивировано (PDF) из оригинала 7 сентября 2016 года . Проверено 24 мая 2022 г.
- ^ Уилки, Лори (1995). «Магия и расширение возможностей на плантации: археологический анализ афроамериканского мировоззрения» . Юго-восточная археология . 14 (2): 141. JSTOR 40713617 . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ Джейкобс (1989). «Духовные наставники и одержимость в черных духовных церквях Нового Орлеана» . Журнал американского фольклора . 102 (403): 46–48. дои : 10.2307/540080 . JSTOR 540080 . Проверено 14 апреля 2022 г.
- ^ Уортэм, Роберт (2017). ВЕБ Дюбуа и социология Черной церкви и религии, 1897–1914 гг . Лексингтонские книги. п. 153. ИСБН 9781498530361 .
- ^ Хакс (2003). «Американские религии африканского происхождения» . Религия и американские культуры: энциклопедия традиций, разнообразия и популярных выражений · Том 1 : 20. ISBN 9781576072387 .
- ^ Хаззард-Дональд, Катрина (2011). «Религия худу и американские танцевальные традиции: переосмысление ринг-крика» (PDF) . Журнал панафриканских исследований . 4 (6): 203 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Линкольн, К. Эрик (1990). Черная церковь в афроамериканском опыте . Издательство Университета Дьюка. стр. 5–8. ISBN 9780822310730 .
- ^ Поллитцер, Уильям (2005). Народ Галла и его африканское наследие . Издательство Университета Джорджии. стр. 8, 138, 142. ISBN. 9780820327839 .
- ^ Стаки, Стерлинг (2006). «Размышления об изучении африканского происхождения и влиянии на американское рабство» . Журнал афроамериканской истории . 91 (4): 438–440. дои : 10.1086/JAAHv91n4p425 . JSTOR 20064125 . S2CID 140776130 . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Хаззард-Дональд, Катрина (2011). «Религия худу и американские танцевальные традиции: переосмысление ринг-крика» (PDF) . Журнал панафриканских исследований . 4 (6): 203 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Фергюсон. «Волшебные чаши» . Афроамериканское наследие и этнография . Служба национальных парков . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Ниссинен, Мартти. « Пророчество и экстаз, Древнее пророчество: ближневосточные, библейские и греческие перспективы» . Оксфорд . Оксфордский академический . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Паркер, Саймон Б. (4 сентября 1978 г.). « Транс одержимости и пророчества в Израиле до изгнания » . Ветус Заветум . 28 (3). Саймон Б. Паркер: 271–285. дои : 10.1163/156853378X00518 . JSTOR 1517036 .
- ^ «Звуки музыки в древнем Израиле» . Свидетели Иеговы .
- ^ Константинопулос, Джина. «Демоны и экзорцизм в древней Месопотамии» . Джина Константинопулос.
- ^ Легко, Реймунд (4 сентября 2023 г.). «Машбиа Ани Алеха: Типы и образцы древних еврейских и христианских формул экзорцизма» . Ежеквартальный журнал еврейских исследований . 13 (4). Реймунд Лейхт: 319–343. дои : 10.1628/094457006780130466 . JSTOR 40753414 .
- ^ Jump up to: а б Стрикманн (2002) , с. 251.
- ^ Jump up to: а б Сазерленд (2013) .
- ^ «Тибетская буддийская психология и психотерапия» . Образовательный центр тибетской медицины . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ Киннард (2006) .
- ^ Басвелл и Лопес (2013) .
- ^ «Четыре мары» . Архив мудрости Ламы Еше . 2019 . Проверено 8 декабря 2019 г.
- ^ Окстоби и Аморе (2010) , стр. 256–319.
- ^ «История о том, как Чжу Сюхуа одолжил свой труп, чтобы вернуться в Ян» .
- ^ «Глобальная информационная сеть города Фэнъюань Тяньгун» .
- ^ «Духопись и развитие китайских культов» .
- ^ Снодграсс (2002) , стр. 32–64.
- ^ Nabokov (1997) , pp. 297–316.
- ^ Дарт (1990) , с. 83.
- ^ Брох (1985) , стр. 262–282.
- ^ Вудворд, Марк. Ява, Индонезия и ислам. Германия, Springer Нидерланды, 2010. с. 88
- ^ Jump up to: а б Онг (1988) , стр. 28–42.
- ^ Джордж, Стефани Лу (12 августа 2018 г.). «Обращение к сверхъестественному и наднациональному: таппу, транс и тамильские записи в индо-гайанской «мадрасской религии» и политика звукового присутствия» . Цивилизации. Revue Internationale d'Anthropologie et de Sciences Humanes (67): 41–56. doi : 10.4000/civilisations.4822 .
- ^ «Учение вчерашнего дня, Амма » Шри Маха Кали Амма Мандир. 28 августа
- ^ Jump up to: а б с д и ж Роббинс (1998) , стр. 299–316.
- ^ Jump up to: а б Роббинс (2004b) , с. 284.
- ^ Хейзел (1993) .
- ^ Колдовство, целительство и народная магия в Италии . Издательство Манчестерского университета. Январь 2020 г. стр. 151–173. ISBN 9781526137975 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Манвир (2018). «Культурная эволюция шаманизма» . Поведенческие и мозговые науки . 41 : е66: 1–61. дои : 10.1017/S0140525X17001893 . ПМИД 28679454 . S2CID 206264885 .
- ^ Мирча Элиаде; Вилмос Диосеги (12 мая 2020 г.). «Шаманизм» . Британская энциклопедия . Проверено 20 мая 2020 г.
Шаманизм, религиозное явление, сосредоточенное на шамане, человеке, который, как полагают, достигает различных способностей посредством транса или экстатического религиозного опыта. Хотя репертуар шаманов варьируется от одной культуры к другой, обычно считается, что они обладают способностью исцелять больных, общаться с потусторонним миром и часто сопровождать души умерших в этот потусторонний мир.
- ^ Адлер (1997) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Кейруш (2012) , стр. 184–211.
- ^ Де Хойш (2007) , стр. 365–386.
- ^ Льюис (1966) , стр. 307–329.
- ^ Кехо и Джилетти (1981) , стр. 549–561.
- ^ Хендерсон (1981) , стр. 129–134.
- ^ Jump up to: а б Бхавсар, Вентриньо и Динеш (2016) , стр. 551–559.
- ^ «Как работает экзорцизм» . 8 сентября 2005 г.
- ^ Гудвин, Хилл и Аттиас (1990) , стр. 94–101.
- ^ Ферракути, Сакко и Лаццари (1996) , стр. 525–539.
- ^ Стрикманн (2002) , с. 65.
- ^ Бейерштейн (1995) , стр. 544–552.
- ^ Jump up to: а б Брайтмайер, Хеккер и Ван Дуйл (2015) .
- ^ Диагностическое и статистическое руководство психических расстройств . Вашингтон, округ Колумбия: Американское психиатрическое издательство. 2013. С. 293 . ISBN 978-0-89042-554-1 .
- ^ Эрлендссон (2003) .
- ^ Нолл (2009) .
- ^ Дефицит (2014) .
Библиография
[ редактировать ]- Адлер, Марго (1997). Рисуя Луну . Пингвин.
- Аллен, Тим (1991). «Понимание Алисы: Движение Святого Духа в Уганде в контексте». Африка . 61 (3): 370–399. дои : 10.2307/1160031 . JSTOR 1160031 . S2CID 145668917 .
- Аль-Кренави, А.; Грэм, младший (1997). «Одержимость духом и экзорцизм в лечении бедуинского психиатрического пациента». Журнал клинической социальной работы . 25 (2): 211. doi : 10.1023/A:1025714626136 . S2CID 140937987 .
- Альперс, Эдвард А. (1984). « Обычные домашние дела»: ритуал и сила в женском культе одержимости духом на суахили XIX века». Международный журнал африканских исторических исследований . 17 (4): 677–702. дои : 10.2307/218907 . JSTOR 218907 .
- Аморт, Габриэле (1999). Экзорцист рассказывает свою историю . Перевод Маккензи, Николетты В. Сан-Франциско: Ignatius Press. п. 33.
- Бальо, Мэтт (2009). Обряд: создание современного экзорциста . Нью-Йорк: Даблдей .
- Бейерштейн, Барри Л. (1995). «Диссоциативные состояния: одержимость и экзорцизм». В Штейн , Гордон (ред.). Энциклопедия паранормальных явлений . Книги Прометея . стр. 544–552. ISBN 1-57392-021-5 .
- Бхавсар, Вишал; Вентриглио, Антонио; Динеш, Бхугра (2016). «Диссоциативный транс и одержимость духом: проблемы для культур переходного периода» . Японское общество психиатрии и неврологии . 70 (12). Психиатрия и клинические нейронауки: 551–559. дои : 10.1111/шт.12425 . ПМИД 27485275 . S2CID 24609757 .
- Бохак, Гидеон (2008). Древняя еврейская магия: история .
- Бургиньон, Эрика; Уко, Ленора (1969). Межкультурное исследование диссоциативных состояний . Исследовательский фонд Университета штата Огайо получил грант Национального института психического здоровья.
- Брайтмайер, Ларс; Хеккер, Тобиас; Ван Дуйл, Маржолейн (2015). «Глобальное психическое здоровье и воздействие травм: современные доказательства связи между травматическими переживаниями и одержимостью духами» . Европейский журнал психотравматологии . 6 : 29126. дои : 10.3402/ejpt.v6.29126 . ПМЦ 4654771 . ПМИД 26589259 .
- Брох, Харальд Бейер (1985). « « Сумасшедшие женщины выступают в Сомбали »: ритуал одержимости-транса на Бонерате, Индонезия». Этос . 13 (3): 262–282. дои : 10.1525/eth.1985.13.3.02a00040 . JSTOR 640005 .
- Бродель, Ганс Петер (2003). Malleus Maleficarum и построение колдовства . Великобритания: Издательство Манчестерского университета . стр. 32–33 . ISBN 9780719064418 .
- Балкли, Келли; Адамс, Кейт; Дэвис, Патрисия М., ред. (2009). Сновидения в христианстве и исламе: культура, конфликты и творчество . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. п. 148. ИСБН 978-0-813-54610-0 .
- Басуэлл, Роберт младший ; Лопес, Дональд С.младший. , ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. стр. 530–531, 550, 829. ISBN. 9780691157863 .
- Кальме, Августин (1751). Трактат о явлениях духов и вампирах или призраках: Венгрии, Моравии и др. Полные тома I и II. 2016 . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1-5331-4568-0 .
- Ходкевич, М. (2012). «Рухания». В Бирмане, П.; Бьянкис, Теория; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (2-е изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6323 . ISBN 978-90-04-16121-4 .
- Кунео, Майкл (1999). «Экзорцизм» . Современная американская религия . Том. 1. Справочник Macmillan USA: электронные книги Гейла. стр. 243–245 . Проверено 3 декабря 2019 г.
- Дарт, Джон Андерсон (1990). Дхармадаса, Каруна НЕТ; Де Алвис Самарасингхе, SWR (ред.). Исчезающие аборигены: Ведды Шри-Ланки в переходный период . Нью-Дели: Международный центр этнических исследований совместно с NORAD и Vikas Pub. Дом. п. 83. ИСБН 978-0706952988 .
- Де Хойш, Люк (2 октября 2007 г.). «Жан Руш и рождение визуальной антропологии: краткая история Международного этнографического комитета кино». Визуальная антропология . 20 (5): 365–386. дои : 10.1080/08949460701424155 . S2CID 143785372 .
- Дейн, С. (2013). «Джинны и психическое здоровье: взгляд на одержимость джиннами в современной психиатрической практике» . Психиатр . 37 (9): 290–293. дои : 10.1192/pb.bp.113.042721 . S2CID 29032393 .
- Дим, Вернер; Шёллер, Марко (2004). Живые и мертвые в исламе: Эпитафии как тексты . Отто Харрасовиц Верлаг. п. 144. ИСБН 9783447050838 .
- Эрлендссон, Харалдур (2003). «Множественное расстройство личности – Демоны и ангелы или Архетипические аспекты внутреннего я» . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- Ферракути, Стефано; Сакко, Роберто; Лаццари, Р. (1996). «Диссоциативное трансовое расстройство: клинические данные и данные Роршаха у десяти человек, сообщивших о одержимости демонами и лечившихся экзорцизмом». Журнал оценки личности . 66 (3): 525–539. дои : 10.1207/s15327752jpa6603_4 . ПМИД 8667145 .
- Гомм, Роджер (1975). «Торг со слабостью: одержимость духом на побережье Южной Кении». Мужчина . 10 (4): 530–543. дои : 10.2307/2800131 . JSTOR 2800131 .
- Гудвин, Джин; Хилл, Салли; Аттиас, Рейна (1990). «Исторические и народные методы экзорцизма: применение в лечении диссоциативных расстройств». Диссоциация . 3 (2): 94–101. hdl : 1794/1530 .
- Гриффель, Фрэнк (2005). Ислам и рациональность: влияние аль-Газали: документы, собранные к его 900-летию . Лейден, Нидерланды: Brill. п. 103. ИСБН 978-9-004-29095-2 .
- Хамер, Джон; Хамер, Ирен (1966). «Одержимость духом и ее социально-психологические последствия среди Сидамо Юго-Западной Эфиопии». Этнология . 5 (4): 392–408. дои : 10.2307/3772719 . JSTOR 3772719 .
- Хейс, Келли Э. (2008). «Злые женщины и роковые женщины: пол, власть и помба-жира в Бразилии». История религий . 48 (1): 1–21. дои : 10.1086/592152 . S2CID 162196759 .
- Хендерсон, Дж. (1981). Экзорцизм и одержимость в психотерапевтической практике . Том. 2. Канадский журнал психиатрии . стр. 129–134.
- Хезель, Фрэнсис X. (1993). Одержимость духом в Чууке: социокультурная интерпретация . Том. 11. Микронезийский советник.
- Играя, Виктор; Диас-Ламбранка, Беатрис; Рихтерс, Аннемик (2008). «Духи Гамба, гендерные отношения и исцеление в Горонгосе после гражданской войны, Мозамбик» . Журнал Королевского антропологического института . 14 (2): 353–371. дои : 10.1111/j.1467-9655.2008.00506.x .
- Джонс, Линдси (2005). Энциклопедия религии . Том. 13 (2-е изд.). Детройт, Мичиган: Справочник Macmillan USA. п. 8687. ISBN 0-02-865733-0 .
- Каранчи, А. Нурай (2014). «Опасения по поводу шизофрении или одержимости?». Журнал религии и здоровья . 53 (6): 1691–1692. дои : 10.1007/s10943-014-9910-7 . ПМИД 25056667 . S2CID 34949947 .
- Кехо, Элис Б.; Джилетти, Доди Х. (сентябрь 1981 г.). «Преобладание женщин в культах владения: расширенная гипотеза дефицита кальция» . Американский антрополог . 83 (3): 549–561. дои : 10.1525/aa.1981.83.3.02a00030 .
- Киннард, Джейкоб (2006). Энциклопедия религиозной практики Worldmark . Виртуальная справочная библиотека Гейла: Гейл.
- Ламбек, Майкл (ноябрь 1988 г.). «Одержимость духом / преемственность духов: аспекты социальной преемственности среди малагасийцев на Майотте». Американский этнолог . 15 (4): 710–731. дои : 10.1525/ae.1988.15.4.02a00070 .
- Льюис, IM (1966). «Культы одержимости духом и лишения». Мужчина . 1 (3): 307–329. дои : 10.2307/2796794 . JSTOR 2796794 .
- Маруф, Мухаммад (2007). Выселение джиннов как дискурс власти: междисциплинарный подход к современным марокканским магическим верованиям и практикам . Брилл. п. 2. ISBN 9789004160996 .
- Малачи, М. (1976). Заложник дьявола: одержимость и изгнание нечистой силы пятерых живых американцев . Сан-Франциско: Харперколлинз. п. 462. ИСБН 0-06-065337-Х .
- Мелдон, Дж. А. (1908). «Заметки о суданцах в Уганде». Журнал Королевского африканского общества . 7 (26): 123–146. JSTOR 715079 .
- Макинтош, Джанет (март 2004 г.). «Неохотные мусульмане: воплощение гегемонии и морального сопротивления в комплексе одержимости духом Гириама». Журнал Королевского антропологического института . 10 (1): 91–112. дои : 10.1111/j.1467-9655.2004.00181.x .
- Набоков, Изабель (1997). «Изгоните любовника, верните жену: символический анализ южноиндийского экзорцизма». Журнал Королевского антропологического института . 3 (2): 297–316. дои : 10.2307/3035021 . JSTOR 3035021 .
- Нетцли, Патрисия Д. (2002). Гринхейвенская энциклопедия колдовства . Сан-Диего, Калифорния: Greenhaven Press. п. 206. ИСБН 9780737746389 .
- Нолл, Ричард (2009). Энциклопедия шизофрении и других психотических расстройств . Издательство информационной базы. стр. 129–. ISBN 978-0-8160-7508-9 .
- О'Коннелл, MC (1982). «Одержимость духом и ролевой стресс среди шесибе Восточного Транскея». Этнология . 21 (1): 21–37. дои : 10.2307/3773703 . JSTOR 3773703 .
- Онг, Айхва (1988). «Производство владения: спиртные напитки и транснациональные корпорации в Малайзии» . Американский этнолог . 15 (1): 28–42. дои : 10.1525/ae.1988.15.1.02a00030 . S2CID 30121345 .
- Окстоби; Аморе, ред. (2010). Мировые религии: восточные традиции (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 9, 256–319.
- Кейруш, Рубен Кайшета де (2012). «Между чувственным и умопостигаемым: антропология и кино Марселя Мосса и Жана Руша» . Яркий: виртуальная бразильская антропология . 9 (2): 184–211. дои : 10.1590/S1809-43412012000200007 .
- Рассул, Г. Хусейн (2015). Исламское консультирование: введение в теорию и практику . Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-317-44124-3 .
- Роббинс, Джоэл (1998). «Становление грешниками: христианство и желания среди урапминов Папуа-Новой Гвинеи». Этнология . 37 (4): 299–316. дои : 10.2307/3773784 . JSTOR 3773784 .
- Роббинс, Джоэл (2004a). «Глобализация пятидесятнического и харизматического христианства». Ежегодный обзор антропологии . 33 : 117–143. дои : 10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421 . ПроКвест 199862299 .
- Роббинс, Джоэл (2004b). Становление грешниками: христианство и моральные мучения в обществе Папуа-Новой Гвинеи . Издательство Калифорнийского университета. п. 284. ИСБН 0-520-23800-1 .
- Родригес, Анхель Мануэль (1998). «Ветхозаветная демонология» . Служение: Международный журнал для пасторов . 7 (6):5–7 . Проверено 29 октября 2017 г.
- Селлс, Майкл Энтони (1996). Ранний исламский мистицизм: суфий, Коран, Мирадж, поэтические и теологические сочинения . Паулист Пресс. п. 143. ИСБН 978-0-809-13619-3 .
- Шак, Уильям А. (1971). «Голод, тревога и ритуал: лишения и одержимость духами среди жителей Эфиопии». Мужчина . 6 (1): 30–43. дои : 10.2307/2798425 . JSTOR 2798425 .
- Шоуолтер, Брэндон (26 мая 2021 г.). «Группа баптистов Великобритании предостерегает от оккультизма на фоне роста числа убитых горем попыток связаться с умершими» . Христианская почта . Проверено 27 мая 2021 г.
- Снодграсс, Джеффри Г. (2002). «Имитация - это гораздо больше, чем самая искренняя лесть: миметическая сила одержимости духом в Раджастане, Индия». Культурная антропология . 17 (1): 32–64. дои : 10.1525/can.2002.17.1.32 . JSTOR 656672 .
- Стрикманн, Мишель (2002). Фор, Бернар (ред.). Китайская магическая медицина . Издательство Стэнфордского университета. стр. 65, 251.
- Сазерленд, Гейл Хинич (2013). «Демоны и демоническое в буддизме» . Оксфордские библиографии . дои : 10.1093/OBO/9780195393521-0171 . Проверено 12 декабря 2019 г.
- Сомбати, Золтан (2014). «Экзорцизм». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26268 . ISBN 9789004269637 .
- Таннер, RES (1955). «Истерия в медицинской практике Сукумы». Африка: Журнал Международного африканского института . 25 (3): 274–279. дои : 10.2307/1157107 . JSTOR 1157107 . S2CID 145594255 .
- Теннант, Агнешка (3 сентября 2001 г.). «Нужно избавления». Христианство сегодня . 45 : 46–48+. ПроКвест 211985417 .
- Вертер, Брэдфорд (1999). Современные американские религии . Электронные книги Гейла: Macmillan Reference USA. п. 187.
- Уолен, Клинтон (2004). Иисус и нечистота духов в синоптических Евангелиях . п. 19.
Еврейские магические папирусы и чаши для заклинаний также могут пролить свет на наше расследование. Однако тот факт, что все эти источники датируются, как правило, третьим-пятым веками и далее, требует от нас особого внимания...
- Уоррен, Бретт (2019). Аннотированная демонология: критическое издание . Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1532968914 .
- Вестермарк, Эдвард (2014). Ритуалы и верования в Марокко . Возрождение Рутледжа. Том. 1. Рутледж. стр. 263–264. ISBN 9781317912682 .
- Уилкинсон, Трейси (2007). Экзорцисты Ватикана . Нью-Йорк: Warner Books . п. 25.