Атаризм
Часть серии о Суннитский ислам |
---|
Исламский портал |
Часть серии : Салафитское движение |
---|
Исламский портал |
Атаризм ( арабский : الأثرية , латинизированный : аль-Атарийя ) — школа богословия в суннитском исламе , которая развилась из кругов Ахль аль-Хадис , группы, которая отвергла рационалистическую теологию в пользу строгого текстуализма в интерпретации Корана и хадисов .
Приверженцы теологии Атари полагают, что захир (буквальное) значение Корана и хадисов являются единственными авторитетными источниками в вопросах акыды и исламской юриспруденции ; [1] и что использование рационального спора запрещено, даже если оно необходимо для проверки истины. [2] Атарис выступают против использования метафорической интерпретации антропоморфических описаний и атрибутов Бога ( та'вил ) и не пытаются рационально концептуализировать значения Корана. [3] поскольку они верят, что их реальность должна быть передана одному лишь Богу ( тафвид ). [4] По сути, они утверждают, что буквальное значение Корана и хадисов должно быть принято без «как» (т.е. « Би-ля кайфа »).
Теология асари возникла среди исследователей хадисов, которые в конечном итоге объединились в движение под названием Ахль аль-Хадис под руководством Ахмада ибн Ханбала (780–855). В вопросах веры их противопоставляли мутазилитам и другим богословским исламским течениям, и они осуждали многие положения их доктрины, а также крайние рационалистические методы, которые они использовали. [5] В 10 веке аль-Ашари и аль-Матуриди нашли золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами, для защиты большинства принципов доктрины Атари. [6] Хотя в основном ученые-ханбалиты, отвергавшие этот синтез, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на повествовании подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых регионах мусульманского мира , особенно в Аббасидском Багдаде .
Ашаризм и матуридизм часто рассматриваются как вероучения суннитской «ортодоксии», но богословие атари процветало рядом с ним, выдвигая конкурирующие претензии на то, чтобы быть ортодоксальной суннитской верой. [7] В современную эпоху оно оказало несоразмерное влияние на исламское богословие, будучи присвоено ваххабитами и другими традиционалистскими салафитскими течениями и распространилось далеко за пределы ханбалитской школы юриспруденции. [8]
Терминология [ править ]
Несколько терминов используются для обозначения теологии атари или атаризма. Они используются непоследовательно, а некоторые из них подвергались критике.
Обозначение «Традиционалистская теология» происходит от слова «традиция» в его техническом значении как перевод арабского термина хадис . [1] [9] Этот термин встречается в ряде справочных работ. [1] [10] Он подвергся критике со стороны Маршалла Ходжсона (который предпочитал термин «народ хадисов» ). [11] из-за возможности путаницы между техническим и общим значениями слова «традиция». [12] Оливер Лиман также предостерегает от неправильного толкования терминов «традиционалисты» и «рационалисты» как подразумевающего, что первые отдают предпочтение иррациональности или что вторые не используют хадисы . [13] Некоторые авторы отвергают использование этих терминов в качестве ярлыков для групп ученых и вместо этого предпочитают говорить о «традиционалистских» и «рационалистических» тенденциях. [14] Рача эль-Омари применил термин «традиционалистское богословие» таким образом, что он включает в себя как ашаризм , так и матуридизм . [15]
Атари (от арабского слова athar , что означает « остаток » или « следствие ») — еще один термин, который использовался в традиционалистском богословии. [16] Термин «традиционизм» также использовался в том же смысле. [17] хотя Биньямин Абрамов оставляет за исследователями хадисов термин «традиционалисты», отличая его от традиционализма как богословского течения. [1] Термин « Ахль аль-Хадис » («Люди традиции») используется некоторыми авторами в том же смысле, что и Атари , [18] в то время как другие ограничивают его ранними стадиями этого движения, [19] или используйте его в более широком смысле для обозначения особого энтузиазма по отношению к хадисной литературе. [20]
Поскольку подавляющее большинство мусульманских ученых ханбалитской школы юриспруденции придерживается атаризма ( акида ), многие источники называют его «ханбалитской теологией», хотя западные ученые- исламоведы отмечают, что было бы неправильно считать атаризм и Ханбализм как синоним, поскольку были ученые-ханбалиты, которые явно отвергали теологию Атари и выступали против нее. [21] Однако другие отмечают, что некоторые ученые-шафииты также принадлежали к этой богословской школе, в то время как некоторые ханбалиты по праву придерживались более рационалистической школы в теологии. [22] Более того, крайние формы традиционализма не ограничивались рамками ханбализма, а также являются частью Малики , Шафиитов и Ханафи . школ [23] Некоторые авторы называют традиционалистское богословие «классическим салафизмом» или «классической салафией» (от слова «салаф » , что означает «(благочестивые) предки»). [24] Анри Лозьер утверждал, что, хотя в источниках классической эпохи большинство ханбалитских вероисповеданий иногда идентифицировалось как «салафитское», использование соответствующих существительных в этом контексте является анахронизмом. [25]
Оно также известно как традиционалистское богословие или библейское богословие. [а] она возникла как богословская школа в конце 8-го века нашей эры из научных кругов Ахль аль-Хадис , раннего исламского религиозного движения, которое отвергло формулировку исламской доктрины, полученной из рационалистической исламской теологии ( калам ), в пользу строгого текстуализма в интерпретации. Коран и хадисы . [1] [26] Название происходит от слова «традиция» в его техническом смысле, как перевод арабского слова « атхар » . [1] Его приверженцы упоминаются под несколькими именами, такими как « Ахль аль-Асар », « Ахль аль-Хадис » и т. д. [27] [28] [29]
История [ править ]
Происхождение [ править ]
Мусульманские историки и юристы предположили, что его товарищ Зубайр ибн аль-Аввам был одним из первых ученых-традиционалистов и текстуалистов, оказавших влияние на более позднюю схоластику Атари. [30] Метод прототекстуализма Зубайра [31] ранее оказал влияние на ученых Ахль аль-Хадис . Это характеризовалось их подходом к буквальному следованию текстам Корана и хадисов , при этом в значительной степени отвергая методологию кийас (аналогия) Ахль ар-Рая (ученых-логиков). [30] Эта строгая точка зрения, выраженная аз-Зубайром относительно экзегетической интерпретации Корана, была зафиксирована в его основных биографиях, составленных исламскими учеными. К ним относятся заявления аз-Зубайра, такие как его совет одному из своих детей никогда не рассуждать о тексте Корана логически. По мнению аз-Зубайра, толкования Корана должны быть строго связаны с традиционным пониманием хадисов и сунны . Такие антирационалистические, традиционалистские и ориентированные на хадис взгляды также разделяли многие влиятельные ученые в истории, достигшие ранга муджтахид мутлак (передовые ученые, основавшие свой собственный мазхаб ), такие как шафиитский ученый Ибн Касир , ханбалитский ученый Ибн Таймия , [32] [33] Ибн Хазм , независимая школа Бухари [ сломанный якорь ] , [34] а также ученые школ Джарири и Захири . [35]
Другим сподвижником, который, как известно, придерживался такой текстовой позиции, был Абдулла ибн Умар . Когда группа его учеников-табиинов спросила его о его взглядах на Кадарию , Ибн Умар ответил тонким такфиром (отлучением от ислама) по отношению к Кадарии за их отказ от кадара (предопределения). Он также осудил использование ими аналогичного метода ( Кийас ). По мнению современных ученых, причиной осуждения Кадарии Ибн Умаром было сходство между их доктринами и доктринами зороастризма и манихейства из-за их соответствующих дуалистических космологий , которые соответствуют одному хадису , в котором говорится: « Кадарии были волхвами. этой Уммы ».
Формирование [ править ]
Атаризм материализовался как формальная отдельная школа мысли к концу 8-го века нашей эры среди мусульманских ученых-хадисов, которые считали Коран и подлинные хадисы единственными приемлемыми источниками в вопросах права и вероучения. [5] Наряду с Маликом ибн Анасом исламский ученый Ибн Идрис аш-Шафии широко известен среди первых лидеров школы Атари. В дебатах между рационалистами и традиционалистами аш-Шафии удалось успешно отстоять превосходство хадисов над другими средствами (такими как рациональные аргументы, местные традиции, обычаи, раи и т. д.) как источника богословских теологий. знание и толкование Корана. [36] Из этой школы возникло энергичное традиционалистское движение против Ахль ар-Рай и его различных проявлений. [37] [38] Доктрины этих ранних шафиитских богословов будут возрождены в трактатах более поздних ученых-ханбалитов. [39]
Сначала эти ученые составляли меньшинства в существующих кругах религиоведческих исследований, но к началу 9-го века нашей эры они объединились в отдельное традиционалистское схоластическое движение, обычно называемое Ахль аль-Хадис , под руководством Ахмада ибн Ханбала . [5] [40] [б] Другим крупным лидером традиционалистского лагеря в ту эпоху был Дауд ибн Халаф , основатель захиритской ( буквальной) школы. Под руководством этих двух ученых лагерь Атаритов приобрел господство. [41] В юридических вопросах эти традиционалисты критиковали использование личного мнения ( рай ), распространенного среди ханафитских юристов Ирака, а также опору на живые местные традиции маликитских юристов Медины . [5] Они подчеркивали превосходство библейских доказательств, осуждая роль Акля (человеческого интеллекта), а также отвергали методы юриспруденции, не основанные на буквальном чтении Священных Писаний. В отличие от господствующих традиционалистов, Дауд зашел настолько далеко, что объявил все формы кийаса (рассуждений по аналогии) полностью недействительными. [5] [41] В вопросах веры традиционалисты противостояли мутазилитам и другим богословским течениям, осуждая многие положения их доктрин, а также рационалистические методы, которые они использовали для их защиты. [5]
Традиционалисты также характеризовались избеганием всякого государственного покровительства и социальной активностью. [5] Они пытались следовать предписанию « повелевать добром и запрещать зло », проповедуя аскетизм и устраивая нападения линчевателей , чтобы разбить винные бутылки, музыкальные инструменты и шахматные доски. [5] В 833 году халиф аль-Мамун попытался навязать мутазилитскую теологию всем религиоведам и учредил инквизицию ( михна ), которая требовала от них принятия мутазилитской доктрины, согласно которой Коран был создан и, следовательно, не является вечным с мутазилитской доктриной. Бога , что неявно сделало его предметом интерпретации халифов и ученых. [42] Ибн Ханбал возглавил традиционалистское сопротивление этой политике, под пытками подтвердив, что Коран не создан и, следовательно, вечен Богу. [43] Хотя мутазилизм оставался государственной доктриной до 851 года, попытки навязать его только политизировали и ужесточали богословские противоречия. [44] Провал кампании Михны символизировал полное поражение мутазилитов и доктринальный триумф преследуемых традиционалистов, получивших народную поддержку. Помимо всеобщего осуждения доктрины коранического сотворения ; 'Акл (человеческий интеллект) был лишен какой-либо независимой роли в религиозных интерпретациях и был вынужден подчиняться Вахи (Откровению) в суннитской герменевтической парадигме. [45]
Появление Калама [ править ]
Следующие два столетия стали свидетелями появления широких компромиссов как в законодательстве, так и в вероисповедании внутри суннитского ислама. В юриспруденции ханафитские, маликитские, шафиитские и ханбалитские школы постепенно пришли к признанию как традиционалистской опоры на Коран и хадисы , так и использования контролируемых рассуждений в форме кияса . [46] В богословии аль-Ашари (874–936) нашел золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами, для защиты большинства принципов традиционалистской доктрины. [6] Соперничающий компромисс между рационализмом и традиционализмом возник в работах аль-Матуриди (ок. 944 г.), и одна из этих двух богословских школ была принята членами всех суннитских школ юриспруденции, за исключением большинства ханбалитов и некоторых маликитов и Ученые-шафииты, которые якобы упорствовали в своем неприятии калама , хотя сами часто прибегали к рационалистическим аргументам, даже заявляя, что полагаются на буквальный текст исламских писаний. [6]
ответ Традиционалистский
Хотя ученые-традиционалисты, отвергавшие синтез Ашари - Матуриди, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на повествовании подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых районах, особенно в Аббасидском Багдаде . [47] [48] Его популярность неоднократно проявлялась с конца IX по XI века, когда толпы кричали проповедникам, публично излагавшим рационалистическое богословие. [48] После того, как халиф аль-Мутаваккиль приостановил рационалистическую инквизицию, халифы Аббасидов стали полагаться на союз с традиционалистами, чтобы заручиться поддержкой народа. [48] В начале 11 века халиф аль-Кадир издал серию прокламаций, направленных на предотвращение публичного проповедования рационалистического богословия. [49] В свою очередь, сельджукский визирь Низам аль-Мульк в конце XI века поощрял ашаритских богословов, чтобы уравновесить халифский традиционализм, приглашая некоторых из них проповедовать в Багдаде на протяжении многих лет. Один из таких случаев привел к пятимесячным беспорядкам в городе в 1077 году. [49]
Современная и современная эпоха [ править ]
В то время как ашаризм и матуридизм часто называют суннитской «ортодоксальностью», богословие атари процветало рядом с ним, выдвигая конкурирующие претензии на звание ортодоксальной суннитской веры. [7] В современную эпоху оно оказало непропорционально большое влияние на исламское богословие, будучи присвоено ваххабитами и другими традиционалистскими салафитскими течениями и распространилось далеко за пределы ханбалитской школы юриспруденции. [8] Работы йеменского суннитского богослова XIX века Мухаммада аль-Шавкани (ум. 1839 г. н.э./ 1255 г. хиджры) внесли большой вклад в возрождение традиционалистского богословия в современную эпоху. [50] [51]
Традиционалистский писаний также оказывает значительное влияние в рамках ханафитской школы юриспруденции , например, шарх ханафитского ученого Аби аль-Изза Ибн по вероучительному трактату ат-Тахави « Аль-Акида ат-Тахавийя» . Этот трактат станет популярным среди приверженцев позднего движения Салафия , которые считают его истинным представлением ханафитского вероучения, свободным от влияния теологии Матуриди . Многочисленные современные салафитские учёные подготовили суперкомментарии и аннотации к шарху , в том числе Абд аль-Азиз ибн Баз , Мухаммад Насируддин аль-Албани и Салех аль-Фаузан , и он преподаётся как стандартный текст в Исламском университете Медины . [52]
Убеждения [ править ]
Часть серии о Крид |
---|
Включая:
|
Доктрина Атари основана на следующих положениях:
- Строгое соблюдение источников исламского права ; т.е. Коран , Сунна и Иджма (научный консенсус)
- Единообразие основополагающих принципов веры, извлеченных из этих источников.
- Уважение к квалифицированным знатокам хадисов, способным выводить решения из хадисов.
- Сильная враждебность к различным формам бидаа (религиозных нововведений) [53]
О подражании [ править ]
Отношение традиционалистов к религиозным принципам привело их к различению двух схожих терминов: Таклид и Иттиба . Таклид , который представлял собой практику слепого следования ученым и их мнениям ( рай ) без доказательств из Священных Писаний, был резко осужден. С другой стороны, Атарис понимал, что Иттиба следует пророческим учениям, используя библейские свидетельства, предоставленные учеными. Многие традиционалисты, такие как Ахмад ибн Ханбал (ум. 855), крупный ученый, который сформулировал иджтихад и отверг таклид , использовали библейские доказательства из Корана и Сунны , а также в некоторых случаях рациональные доказательства. [1] [54]
Осуждения Атари Таклида достигли своего апогея в трудах богословов 8-го и 14-го веков Ибн Таймийи (ум. 1328 г. н.э. / 728 г. хиджры) и Ибн Кайима аль-Джавзии (ум. 1350 г. н.э. / 751 г. хиджры). По мнению Ибн Таймийи, те, кто отступает от ясных текстов Корана и хадисов, отдавая предпочтение мнению других людей, принадлежат к «Эпохе невежества» ( Джахилийя ) и заслуживают наказания. [55] В одной из своих фетв, резко осуждающих практику слепого таклида , Ибн Таймия заявляет:
Того, кто требует таклида от конкретного имама, нужно попросить покаяться, а если он откажется, его следует убить. [56]
По причине [ править ]
Хотя они пропагандировали строгое соблюдение Корана, хадисов , сунны и иджмы , а также достижение консенсуса, Атарис не пренебрегал использованием разума . По мнению традиционалистов, рациональные аргументы служат доказательством божественного откровения . Несмотря на традиционалистскую критику исламских богословов-рационалистов, разум играет важную роль в теологии Атари. [57]
По мнению средневекового суннитского теолога и ханбалитского ученого Ибн Таймийи (ум. 1328), отклонение от традиций и принятие рационалистических подходов порождают споры среди мусульман. Таким образом, Ибн Таймия защищал доктрину ранних богословов-асари, которая подчеркивает стабильность традиции. [58] Подводя итог традиционалистскому подходу к рациональной аргументации, Ибн Таймия писал:
Предпочтение рациональных аргументов традиционным невозможно и необоснованно. Что касается предпочтения традиционных доказательств, то оно возможно и обоснованно... это происходит из-за того, что познаваемость посредством разума или нет не является неотъемлемым атрибутом (ṣifa lāzima) вещи, а скорее относительным (min аль-умур ан-нисбийа аль-идафийа), ибо Зайд может знать своим разумом то, чего не знает Бакр, и человек может знать в определенное время своим разумом то, чего он не будет знать в другое время. [58]
О Коране [ править ]
Богословы атари считают, что каждая часть Корана не сотворена ( гайр махлюк ). [59] [60] Сообщается, что Ахмад ибн Ханбал (ум. 855) сказал: «Коран — это Речь Бога, которую Он выразил; он не сотворен. Тот, кто утверждает обратное, является джахмитом , неверным . И тот, кто говорит: « Коран — Речь Бога», и на этом он останавливается, не добавляя слова «несозданный», и говорит еще более отвратительно, чем первый». [61]
На каламе [ править ]
По мнению Атариса, достоверность человеческого разума ограничена, а рациональным доказательствам нельзя доверять или на них нельзя полагаться в вопросах веры, что делает калам заслуживающим порицания нововведением. [2] Рациональные доказательства, если они не имеют коранического происхождения, считаются несуществующими и совершенно недействительными. [62] Однако так было не всегда, поскольку многие Атари углублялись в калам , независимо от того, описывали они его как таковой или нет. [63]
Примеры Атариса, написавшего книги против использования калама [64] и человеческий разум включают ханбалитского суфийского ученого Ходжа Абдуллу Ансари и ханбалитского юриста Ибн Кудаму . [65] Ибн Кудама резко осудил калам как одну из худших ересей. Он охарактеризовал ее богословов, мутакаллимунов , как новаторов и еретиков, которые предали и отклонились от простой и благочестивой веры первых мусульман. Он писал: «Богословов сильно ненавидят в этом мире, и их будут пытать в следующем. Ни один из них не преуспеет, и ему не удастся следовать в правильном направлении...» . [66]
Об атрибутах Бога [ править ]
Атарисы стойко утверждают существование атрибутов Бога и считают все они одинаково вечными. Они принимают соответствующие аяты Корана и хадисов такими, какие они есть, не подвергая их рациональному анализу или уточнению. [67] По мнению Атариса, истинное значение атрибутов Бога должно быть передано только Богу ( тафвид ). [4] Согласно этому методу, следует придерживаться текста Корана и верить, что это истина, не пытаясь объяснить ее посредством образного объяснения. [68]
Сообщается, что Ахмад ибн Ханбал заявил: «Его Атрибуты исходят от Него и являются Его собственными, мы не выходим за рамки Корана и традиций Пророка и его сподвижников; и мы не знаем, как это сделать, кроме как путем признания Посланник и подтверждение Корана». [69]
Ибн Кудама аль-Макдиси заявил: «Ибо нам нет необходимости знать значение, которое Аллах вложил в Свои атрибуты; они не подразумевают никакого образа действий, и с ними не связано никаких обязательств. В них можно верить без познание их предполагаемого смысла». [70]
антропоморфизме . Их критики обычно обвиняли богословов Атари в [3] включая ханбалитского учёного и богослова Ибн аль-Джаузи . В некоторых случаях ученые Атари придерживались крайних антропоморфических взглядов, [3] но они обычно не представляют теологию Атари в целом. [71]
Об имане (вере) [ править ]
Атари считают, что иман (вера) увеличивается и уменьшается в зависимости от выполнения предписанных ритуалов и обязанностей, таких как пять ежедневных молитв . [72] [73] Они верят, что иман заключен в сердце, в произнесении языка и в действиях членов. [61]
Классификация таухида [ править ]
Ибн Таймия , кажется, был первым, кто ввел это различие. [74] [75]
Не все приверженцы школы Атари поддерживают разделение Таухида на три части, как это сделал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб , и поэтому считают это новшеством. [76]
Критика [ править ]
Ученый-ашарит XVI века Ибн Хаджар аль-Хайтами осудил богословские взгляды Атари как связанные с доктриной Ибн Таймийи . [77]
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ «Атари, или традиционалистская богословская школа... определяет атрибуты и природу Бога на основе буквального толкования Священного Писания»:
- Палл, Золтан (2018). "Введение". Салафизм в Ливане: местные и транснациональные движения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN 978-1-108-42688-6 .
- Абрамов (2016 , стр. 263–279)
- ↑ Хотя ханбалиты были ярыми сторонниками веры Атари, школа на протяжении всей истории сохраняла широкую популярность во всем суннитском мире:
- Р. Халверсон, Джеффри (2010). «2: Гибель Ильм аль-Калама». Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 34–35. ISBN 978-0-230-10279-8 .
Атари часто ошибочно относят к ханбалитской юридической школе. Ханбалитский мазхаб, напротив, в значительной степени придерживался традиционалистской позиции или позиции атари. Мусульманский мир, хотя и в пределах ряда градаций и сопровождаемый большим количеством религиозно-культурных приростов или удержаний.
- Бишара, Азми (2022). «1: Что такое салафизм?». О салафизме: понятия и контексты . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 2. ISBN 9781503630352 . LCCN 2021061200 .
В трудах первых поколений ханбалитов в десятом и одиннадцатом веках нашей эры они обычно называли себя Ахль аль-Атар (Люди повествования). Тесная связь этого термина со школой ханбалитов означала, что сами ханбалиты стали известны как Ашаб аль-Атар или Атарийюн (нарративисты). Атариюны следовали примеру ас-Салаф ас-Салих (праведных предков), а именно сподвижников Пророка и следующих поколений («искренних» или «верных») преемников.
- Р. Халверсон, Джеффри (2010). «2: Гибель Ильм аль-Калама». Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 34–35. ISBN 978-0-230-10279-8 .
Ссылки [ править ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - библейская и традиционалистская теология» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 263–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN 9780199696703 . LCCN 2016935488 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон (2010 , стр. 36 ).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гувер, Джон (2020). «Ранний мамлюкский ашаризм против Ибн Таймийи по поводу небуквальной интерпретации ( тавиль ) атрибутов Бога» . В Шихаде, Айман; Тиле, Ян (ред.). Философская теология в исламе: поздний ашаризм Востока и Запада . Исламизировать интеллектуальную историю. Том. 5. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 195–230. дои : 10.1163/9789004426610_009 . ISBN 978-90-04-42661-0 . ISSN 2212-8662 . LCCN 2020008682 . S2CID 219026357 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон (2010 , стр. 36–37 ).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Стоун (2014 , стр. 130)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бланкиншип (2008 , стр. 53); Лапид (2014 , стр. 123–124)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун (2009 , стр. 180): «Богословскую школу ашаритов часто называют суннитской «ортодоксальностью». а также конкурирующая суннитская «ортодоксальность».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гувер (2014 , стр. 625)
- ^ Ходжсон (2009 , Kindle, лок. 1589); Абрамов (2016 , стр. 263)
- ^ Лукас (2005) ; Бело (2014) ; Берки (2010) ; Лиман (2008) ; Гувер (2014) .
- ^ Ходжсон (2009 , Kindle, адрес 8374)
- ^ Ходжсон (2009 , Kindle, лок. 1551–1624)
- ^ Лиман (2008 , стр. 81)
- ^ Спевак (2014 , стр. 102)
- ^ Омари (2013)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 34); Браун (2009 , стр. 181)
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 51); Эль Шамси (2008 , стр. 107)
- ^ Браун (2009 , стр. 181)
- ^ Эспозито (2014)
- ^ Лиман (2009)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 34–35); Лауст (1986 , стр. 158)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 35–36); Гувер (2014 , стр. 626)
- ^ Абрамов, Биньямин (1998). "Введение". Исламская теология: традиционализм и рационализм . Джордж-сквер, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. VIII–IX. ISBN 0-7486-1102-9 .
... чистый или крайний традиционализм принадлежит не только ханбалитам, но и шафиитским, маликитским и ханафитским ученым.
- ^ Браун (2009b) ; Шахин (2009)
- ^ Лозьер (2015 , стр. 28 )
- ^ Халверсон (2010 , стр. 36 ). «Таким образом, Атари можно охарактеризовать как школу или движение, возглавляемое группой ученых ( улемов ), обычно ханбалитов или даже шафиитов , которые сохранили влияние или, по крайней мере, общие чувства и концепции благочестия, выходящие далеко за рамки ограниченный круг ханбалитских общин. Эта группа ученых продолжала отвергать теологию в пользу строгого текстуализма даже после того, как ашаризм проник в суннитские юридические школы. теологическое движение, которое не поддается строгому отождествлению с каким-либо конкретным мазхабом и поэтому не может быть названо ханбалитским».
- ^ Азулай, Ривка (2020). Кувейт и Аль-Сабах: племенная политика и власть в нефтяном государстве . Лондон, Великобритания: IB Tauris. п. 224. ИСБН 978-1-8386-0505-6 .
- ^ Влад Гита, Адриан (2019). «Исламское возрождение. Обновление тенденций» [Исламское возрождение: Обновление тенденций]. Богословие и жизнь . 40 (9–12): 143 - через Интернет-библиотеку Центральной и Восточной Европы.
- ^ Бишара, Азми (2022). «1: Что такое салафизм?». О салафизме: концепции и контексты . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 2. ISBN 9781503631786 . LCCN 2021061200 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алвани, ДеЛоренцо и Аль-Шейх-Али 2003 , с. 11
- ^ Тауфик (2019 , стр. 18)
- ^ Стовассер, Барбара Фрейер (1996). Женщины в Коране, традициях и интерпретации . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN 978-0-19-976183-8 .
- ^ Спевак (2014) , стр. 129–130.
- ^ Лукас 2006 , стр. 290–292, 303.
- ^ Стюарт 2002 , стр. 99–158.
- ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямин (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 270–271. ISBN 978-0-19-969670-3 .
Первые два столетия исламской эры стали свидетелями борьбы четырех основных подходов по поводу источников знаний и их авторитетности: писания, древних или местных традиций, пророческих традиций и личной или рационалистической аргументации. Эти дебаты достигли своего апогея ко времени аш-Шафии, которому удалось убедить своих единоверцев признать превосходство пророческих традиций над другими методами как источника юридических и теологических знаний и толкования Корана.
- ^ Глодзихер, доктор Игнац (2008). «Глава 3». Захири, их доктрина и их история: вклад в историю исламского богословия . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill Publishers. п. 21. ISBN 978-90-04-16241 9 .
...кроме услуг Малика б. Анас, мусульмане по праву считают Имама аш-Шафии защитником традиционализма. Из этой школы и возникла последняя энергичная реакция традиционализма против аль-рая и против его последствий...
- ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямин (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 270–271. ISBN 978-0-19-969670-3 .
- ^ Абрамов, Биньямин (1998). «Глава 1: Основы традиционализма». Исламская теология: традиционализм и рационализм . Джордж-сквер, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 1. ISBN 0-7486-1102-9 .
- ^ Филд (2009 , стр. 279)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Б. Халлак, Ваэль (2005). Истоки и эволюция исламского права . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 124. ИСБН 978-0-521-80332-8 .
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49); Лапид (2014 , стр. 130)
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49, 51); Лапид (2014 , стр. 130)
- ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49)
- ^ Б. Халлак, Ваэль (2005). Истоки и эволюция исламского права . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 124–125. ISBN 978-0-521-80332-8 .
- ^ Лапидус (2014 , стр. 130–131)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 35)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Берки (2003 г. , Kindle, лок. 2081–2091).
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берки (2003 г. , Kindle, адрес: 2700–2717)
- ^ Азулай, Ривки (2020). Кувейт и Аль-Сабах: племенная политика и власть в нефтяном государстве . Лондон, Великобритания: IB Tauris. п. 224. ИСБН 9781838605070 .
- ^ Палл, Золтан (2013). Ливанские салафиты между Персидским заливом и Европой . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. п. 18. ISBN 978-90-8964-451-0 .
- ^ Брукмайр, Филипп (27 мая 2020 г.). «Салафитский вызов и ответ Матуриди: современные споры о легитимности Матуриди калама» . Die Welt desИсламс (на немецком языке). 60 (2–3): 293–324. дои : 10.1163/15700607-06023P06 . ISSN 1570-0607 .
- ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямин (2016). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 271. ИСБН 978-0-19-969670-3 .
- ^ Исмаил, Райхан (2021). «Глава 1: Салафизм». Переосмысление салафизма: транснациональные сети салафитов-улемов в Египте, Кувейте и Саудовской Аравии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN 9780190948955 .
Ибн Ханбал сформулировал иджтихад как отказ от таклида.
- ^ Аль-Атауна, Мухаммад (2010). «4: Современная ваххабитская юриспруденция». Ваххабитский ислам перед вызовами современности . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 71–72. ISBN 978-90-04-18469 5 .
- ^ Аль-Атауна, Мухаммад (2010). «4: Современная ваххабитская юриспруденция». Ваххабитский ислам перед вызовами современности . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. п. 71. ИСБН 978-90-04-18469 5 .
- ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямим (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 274–275. ISBN 978-0-19-969670-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямим (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 276. ИСБН 978-0-19-969670-3 .
- ^ Агван и Сингх (2000 , стр. 678)
- ^ Мельхерт (2006 , стр. 154)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон (2010 , стр. 41 ).
- ^ Халверсон (2010 , стр. 39 ).
- ^ Спевак (2014 , стр. 45). «Однако, как обсуждается ниже, это не всегда было так, поскольку многие Атари углублялись в калам, независимо от того, описывали они его как таковой или нет».
- ^ Спевак (2014 , стр. 76).
- ^ Халверсон (2010 , стр. 37 ).
- ^ Халверсон (2010 , стр. 38 ).
- ^ Али Шах (2012 , стр. 573)
- ^ Абрамов (1996 , стр. 6)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 42 ).
- ^ Уэйнс (2003 , стр. 122)
- ^ Халверсон (2010 , стр. 40 ).
- ^ Халверсон (2010 , стр. 20 ).
- ^ Мейсон (1973 , стр. 123)
- ^ Баррелл и др. (2010 , стр. 111 )
- ^ Ибрагим (2006 , стр. 106)
- ^ Трабулси, Самер (2002). «РАННЕЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ РЕФОРМИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ МУХАММАДА ИБН АБД АЛЬ-ВахХАБА» . Мир ислама . 42 (3): 373–415. дои : 10.1163/15700600260435038 . ISSN 0043-2539 .
- ^ Спевак (2016 , стр. 537 )
Источники [ править ]
- Али Шах, Зульфикар (2012). Антропоморфные изображения Бога: концепция Бога в иудейских, христианских и исламских традициях: представление непредставимого . Международный институт исламской мысли (IIIT). ISBN 978-1565645752 .
- Алвани, Таха Джабир Файяд; ДеЛоренцо, Юсуф Талал; Аль-Шейх-Али, AS (2003). Источниковая методология в исламской юриспруденции Усул Аль Фиг Аль Ислами . Международный институт исламской мысли. ISBN 978-1-56564-404-5 . Проверено 20 ноября 2021 г.
- Абрамов, Биньямин (1996). Антропоморфизм и интерпретация Корана в богословии Аль-Касима ибн Ибрагима: Китаб Аль-Мустаршид . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004104089 .
- Агван, Арканзас; Сингх, Северная Каролина (2000). Энциклопедия Священного Корана . Издательство «Глобал Вижн». ISBN 8187746009 .
- Бело, Катарина (2014). «Богословие» . В Ибрагиме Калине (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981257-8 .
- Берки, Джонатан Портер (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг. (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
- Берки, Джонатан Портер (2010). "Ислам". В Роберте Ирвине (ред.). Новая Кембриджская история ислама . Том. 4: Исламские культуры и общества до конца восемнадцатого века. Издательство Кембриджского университета.
- Бланкиншип, Халид (2008). Тим Винтер (ред.). Раннее вероучение . Том. Кембриджский справочник по классической исламской теологии (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
- Браун, Джонатан AC (2009). Хадис: Наследие Мухаммеда в средневековом и современном мире (изд. Kindle). Публикации Oneworld.
- Браун, Джонатан AC (2009b). «Салафизм» . Оксфордские библиографии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
- Баррелл, Дэвид Б.; Коглиати, Карло; Соскице, Джанет М.; Стогер, Уильям Р., ред. (2010). Творение и Бог Авраама . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781139490788 .
- Кампо, Хуан Эдуардо (2009). Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. ISBN 978-1-4381-2696-8 .
- Эль Омари, Рача (2013). «Богословие». В Герхарде Бёверинге, Патрисии Кроне (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.
- Эль Шамси, Ахмед (2008). Тим Винтер (ред.). Социальная конструкция ортодоксии . Том. Кембриджский справочник классической исламской теологии (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
- Эспозито, Джон Л., изд. (2014). «Ахль аль-Хадис» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-512558-0 .
- Халверсон, Джеффри Р. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN 9781137473578 .
- Ходжсон, Маршалл Г.С. (2009). Исламское предприятие, Том 1: Классическая эпоха ислама (изд. Kindle). Издательство Чикагского университета.
- Гувер, Джон (апрель 2014 г.). «Ханбалитское богословие» . В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2016 г.). doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.014 . ISBN 9780199696703 .
- Ибрагим, Хасан Ахмед (2006). «Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и Шах Вали Аллах: предварительное сравнение некоторых аспектов их жизни и карьеры». Азиатский журнал социальных наук . 34 (1): 103–119. дои : 10.1163/156853106776150126 . JSTOR 23654402 .
- Айзекс, Рико; Фриджерио, Алессандро (2018). Теоретизирование политики Центральной Азии: государство, идеология и власть . Спрингер. ISBN 9783319973555 .
- Лауст, Анри (1986). «Ханабила». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3 (Второе изд.). Брилл.
- Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-51430-9 .
- Лозьер, Анри (2015). Становление салафизма: исламская реформа в двадцатом веке . Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231540179 .
- Лиман, Оливер (2008). Тим Винтер (ред.). Развитая традиция калама . Том. Кембриджский справочник по классической исламской теологии (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
- Лиман, Оливер (2009). «Ахль аль-Хадис» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530513-5 .
- Лукас, Скотт С. (2005). «Богословие». В книге Йозефа В. Мери (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж.
- Лукас, Скотт С. (2006). «Правовые принципы Мухаммада Б. Исмаила аль-Бухари и их связь с классическим салафитским исламом». Исламское право и общество . 13 (3): 290–292, 303. doi : 10.1163/156851906778946341 .
- Мейсон, Герберт В. (1973). Герберт В. Мейсон; Рональд Л. Неттлер; Жак Ваарденбург (ред.). Хуманиора Исламика . Том. 1. ISBN 9782719306079 .
- Мельхерт, Кристофер (2006). Ахмад ибн Ханбал . Издательство Oneworld.
- Шахин, Эмад эль-Дин (2009). «Салафия» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-530513-5 .
- Спевак, Аарон (2014). Архетипический суннитский ученый: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. ISBN 978-1-4384-5371-2 .
- Спевак, Аарон (2016). «Египет и поздняя ашаритская школа» . В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 534–546. ISBN 9780199696703 .
- Стюарт, Девин (2002). «Руководство по юриспруденции Мухаммеда ибн Давуда аль-Захири: Аль-Вусул ила ма'рифат аль-ушул» . Исследования по теории исламского права . 15 : 99–158. дои : 10.1163/9789047400851_009 . ISBN 9789047400851 . Проверено 24 ноября 2021 г.
- Тауфик, Мухаммад (2019). Философия исламского права от теории и реализации . Посол СМИ. ISBN 9786237161479 . Проверено 16 ноября 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- Уэйнс, Дэвид (2003). Введение в ислам . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0521539064 .