Jump to content

Атаризм

Атаризм ( арабский : الأثرية , латинизированный : аль-Атарийя ) — школа богословия в суннитском исламе , которая развилась из кругов Ахль аль-Хадис , группы, которая отвергла рационалистическую теологию в пользу строгого текстуализма в интерпретации Корана и хадисов .

Приверженцы теологии Атари полагают, что захир (буквальное) значение Корана и хадисов являются единственными авторитетными источниками в вопросах акыды и исламской юриспруденции ; [1] и что использование рационального спора запрещено, даже если оно необходимо для проверки истины. [2] Атарис выступают против использования метафорической интерпретации антропоморфических описаний и атрибутов Бога ( та'вил ) и не пытаются рационально концептуализировать значения Корана. [3] поскольку они верят, что их реальность должна быть передана одному лишь Богу ( тафвид ). [4] По сути, они утверждают, что буквальное значение Корана и хадисов должно быть принято без «как» (т.е. « Би-ля кайфа »).

Теология асари возникла среди исследователей хадисов, которые в конечном итоге объединились в движение под названием Ахль аль-Хадис под руководством Ахмада ибн Ханбала (780–855). В вопросах веры их противопоставляли мутазилитам и другим богословским исламским течениям, и они осуждали многие положения их доктрины, а также крайние рационалистические методы, которые они использовали. [5] В 10 веке аль-Ашари и аль-Матуриди нашли золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами, для защиты большинства принципов доктрины Атари. [6] Хотя в основном ученые-ханбалиты, отвергавшие этот синтез, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на повествовании подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых регионах мусульманского мира , особенно в Аббасидском Багдаде .

Ашаризм и матуридизм часто рассматриваются как вероучения суннитской «ортодоксии», но богословие атари процветало рядом с ним, выдвигая конкурирующие претензии на то, чтобы быть ортодоксальной суннитской верой. [7] В современную эпоху оно оказало несоразмерное влияние на исламское богословие, будучи присвоено ваххабитами и другими традиционалистскими салафитскими течениями и распространилось далеко за пределы ханбалитской школы юриспруденции. [8]

Терминология [ править ]

Несколько терминов используются для обозначения теологии атари или атаризма. Они используются непоследовательно, а некоторые из них подвергались критике.

Обозначение «Традиционалистская теология» происходит от слова «традиция» в его техническом значении как перевод арабского термина хадис . [1] [9] Этот термин встречается в ряде справочных работ. [1] [10] Он подвергся критике со стороны Маршалла Ходжсона (который предпочитал термин «народ хадисов» ). [11] из-за возможности путаницы между техническим и общим значениями слова «традиция». [12] Оливер Лиман также предостерегает от неправильного толкования терминов «традиционалисты» и «рационалисты» как подразумевающего, что первые отдают предпочтение иррациональности или что вторые не используют хадисы . [13] Некоторые авторы отвергают использование этих терминов в качестве ярлыков для групп ученых и вместо этого предпочитают говорить о «традиционалистских» и «рационалистических» тенденциях. [14] Рача эль-Омари применил термин «традиционалистское богословие» таким образом, что он включает в себя как ашаризм , так и матуридизм . [15]

Атари (от арабского слова athar , что означает « остаток » или « следствие ») — еще один термин, который использовался в традиционалистском богословии. [16] Термин «традиционизм» также использовался в том же смысле. [17] хотя Биньямин Абрамов оставляет за исследователями хадисов термин «традиционалисты», отличая его от традиционализма как богословского течения. [1] Термин « Ахль аль-Хадис » («Люди традиции») используется некоторыми авторами в том же смысле, что и Атари , [18] в то время как другие ограничивают его ранними стадиями этого движения, [19] или используйте его в более широком смысле для обозначения особого энтузиазма по отношению к хадисной литературе. [20]

Поскольку подавляющее большинство мусульманских ученых ханбалитской школы юриспруденции придерживается атаризма ( акида ), многие источники называют его «ханбалитской теологией», хотя западные ученые- исламоведы отмечают, что было бы неправильно считать атаризм и Ханбализм как синоним, поскольку были ученые-ханбалиты, которые явно отвергали теологию Атари и выступали против нее. [21] Однако другие отмечают, что некоторые ученые-шафииты также принадлежали к этой богословской школе, в то время как некоторые ханбалиты по праву придерживались более рационалистической школы в теологии. [22] Более того, крайние формы традиционализма не ограничивались рамками ханбализма, а также являются частью Малики , Шафиитов и Ханафи . школ [23] Некоторые авторы называют традиционалистское богословие «классическим салафизмом» или «классической салафией» (от слова «салаф » , что означает «(благочестивые) предки»). [24] Анри Лозьер утверждал, что, хотя в источниках классической эпохи большинство ханбалитских вероисповеданий иногда идентифицировалось как «салафитское», использование соответствующих существительных в этом контексте является анахронизмом. [25]

Оно также известно как традиционалистское богословие или библейское богословие. [а] она возникла как богословская школа в конце 8-го века нашей эры из научных кругов Ахль аль-Хадис , раннего исламского религиозного движения, которое отвергло формулировку исламской доктрины, полученной из рационалистической исламской теологии ( калам ), в пользу строгого текстуализма в интерпретации. Коран и хадисы . [1] [26] Название происходит от слова «традиция» в его техническом смысле, как перевод арабского слова « атхар » . [1] Его приверженцы упоминаются под несколькими именами, такими как « Ахль аль-Асар », « Ахль аль-Хадис » и т. д. [27] [28] [29]

История [ править ]

Происхождение [ править ]

Мусульманские историки и юристы предположили, что его товарищ Зубайр ибн аль-Аввам был одним из первых ученых-традиционалистов и текстуалистов, оказавших влияние на более позднюю схоластику Атари. [30] Метод прототекстуализма Зубайра [31] ранее оказал влияние на ученых Ахль аль-Хадис . Это характеризовалось их подходом к буквальному следованию текстам Корана и хадисов , при этом в значительной степени отвергая методологию кийас (аналогия) Ахль ар-Рая (ученых-логиков). [30] Эта строгая точка зрения, выраженная аз-Зубайром относительно экзегетической интерпретации Корана, была зафиксирована в его основных биографиях, составленных исламскими учеными. К ним относятся заявления аз-Зубайра, такие как его совет одному из своих детей никогда не рассуждать о тексте Корана логически. По мнению аз-Зубайра, толкования Корана должны быть строго связаны с традиционным пониманием хадисов и сунны . Такие антирационалистические, традиционалистские и ориентированные на хадис взгляды также разделяли многие влиятельные ученые в истории, достигшие ранга муджтахид мутлак (передовые ученые, основавшие свой собственный мазхаб ), такие как шафиитский ученый Ибн Касир , ханбалитский ученый Ибн Таймия , [32] [33] Ибн Хазм , независимая школа Бухари [ сломанный якорь ] , [34] а также ученые школ Джарири и Захири . [35]

Другим сподвижником, который, как известно, придерживался такой текстовой позиции, был Абдулла ибн Умар . Когда группа его учеников-табиинов спросила его о его взглядах на Кадарию , Ибн Умар ответил тонким такфиром (отлучением от ислама) по отношению к Кадарии за их отказ от кадара (предопределения). Он также осудил использование ими аналогичного метода ( Кийас ). По мнению современных ученых, причиной осуждения Кадарии Ибн Умаром было сходство между их доктринами и доктринами зороастризма и манихейства из-за их соответствующих дуалистических космологий , которые соответствуют одному хадису , в котором говорится: « Кадарии были волхвами. этой Уммы ».

Формирование [ править ]

Атаризм материализовался как формальная отдельная школа мысли к концу 8-го века нашей эры среди мусульманских ученых-хадисов, которые считали Коран и подлинные хадисы единственными приемлемыми источниками в вопросах права и вероучения. [5] Наряду с Маликом ибн Анасом исламский ученый Ибн Идрис аш-Шафии широко известен среди первых лидеров школы Атари. В дебатах между рационалистами и традиционалистами аш-Шафии удалось успешно отстоять превосходство хадисов над другими средствами (такими как рациональные аргументы, местные традиции, обычаи, раи и т. д.) как источника богословских теологий. знание и толкование Корана. [36] Из этой школы возникло энергичное традиционалистское движение против Ахль ар-Рай и его различных проявлений. [37] [38] Доктрины этих ранних шафиитских богословов будут возрождены в трактатах более поздних ученых-ханбалитов. [39]

Сначала эти ученые составляли меньшинства в существующих кругах религиоведческих исследований, но к началу 9-го века нашей эры они объединились в отдельное традиционалистское схоластическое движение, обычно называемое Ахль аль-Хадис , под руководством Ахмада ибн Ханбала . [5] [40] [б] Другим крупным лидером традиционалистского лагеря в ту эпоху был Дауд ибн Халаф , основатель захиритской ( буквальной) школы. Под руководством этих двух ученых лагерь Атаритов приобрел господство. [41] В юридических вопросах эти традиционалисты критиковали использование личного мнения ( рай ), распространенного среди ханафитских юристов Ирака, а также опору на живые местные традиции маликитских юристов Медины . [5] Они подчеркивали превосходство библейских доказательств, осуждая роль Акля (человеческого интеллекта), а также отвергали методы юриспруденции, не основанные на буквальном чтении Священных Писаний. В отличие от господствующих традиционалистов, Дауд зашел настолько далеко, что объявил все формы кийаса (рассуждений по аналогии) полностью недействительными. [5] [41] В вопросах веры традиционалисты противостояли мутазилитам и другим богословским течениям, осуждая многие положения их доктрин, а также рационалистические методы, которые они использовали для их защиты. [5]

Традиционалисты также характеризовались избеганием всякого государственного покровительства и социальной активностью. [5] Они пытались следовать предписанию « повелевать добром и запрещать зло », проповедуя аскетизм и устраивая нападения линчевателей , чтобы разбить винные бутылки, музыкальные инструменты и шахматные доски. [5] В 833 году халиф аль-Мамун попытался навязать мутазилитскую теологию всем религиоведам и учредил инквизицию ( михна ), которая требовала от них принятия мутазилитской доктрины, согласно которой Коран был создан и, следовательно, не является вечным с мутазилитской доктриной. Бога , что неявно сделало его предметом интерпретации халифов и ученых. [42] Ибн Ханбал возглавил традиционалистское сопротивление этой политике, под пытками подтвердив, что Коран не создан и, следовательно, вечен Богу. [43] Хотя мутазилизм оставался государственной доктриной до 851 года, попытки навязать его только политизировали и ужесточали богословские противоречия. [44] Провал кампании Михны символизировал полное поражение мутазилитов и доктринальный триумф преследуемых традиционалистов, получивших народную поддержку. Помимо всеобщего осуждения доктрины коранического сотворения ; 'Акл (человеческий интеллект) был лишен какой-либо независимой роли в религиозных интерпретациях и был вынужден подчиняться Вахи (Откровению) в суннитской герменевтической парадигме. [45]

Появление Калама [ править ]

Следующие два столетия стали свидетелями появления широких компромиссов как в законодательстве, так и в вероисповедании внутри суннитского ислама. В юриспруденции ханафитские, маликитские, шафиитские и ханбалитские школы постепенно пришли к признанию как традиционалистской опоры на Коран и хадисы , так и использования контролируемых рассуждений в форме кияса . [46] В богословии аль-Ашари (874–936) нашел золотую середину между мутазилитским рационализмом и ханбалитским буквализмом, используя рационалистические методы, отстаиваемые мутазилитами, для защиты большинства принципов традиционалистской доктрины. [6] Соперничающий компромисс между рационализмом и традиционализмом возник в работах аль-Матуриди (ок. 944 г.), и одна из этих двух богословских школ была принята членами всех суннитских школ юриспруденции, за исключением большинства ханбалитов и некоторых маликитов и Ученые-шафииты, которые якобы упорствовали в своем неприятии калама , хотя сами часто прибегали к рационалистическим аргументам, даже заявляя, что полагаются на буквальный текст исламских писаний. [6]

ответ Традиционалистский

Хотя ученые-традиционалисты, отвергавшие синтез Ашари - Матуриди, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на повествовании подход к вере оставался влиятельным среди городских масс в некоторых районах, особенно в Аббасидском Багдаде . [47] [48] Его популярность неоднократно проявлялась с конца IX по XI века, когда толпы кричали проповедникам, публично излагавшим рационалистическое богословие. [48] После того, как халиф аль-Мутаваккиль приостановил рационалистическую инквизицию, халифы Аббасидов стали полагаться на союз с традиционалистами, чтобы заручиться поддержкой народа. [48] В начале 11 века халиф аль-Кадир издал серию прокламаций, направленных на предотвращение публичного проповедования рационалистического богословия. [49] В свою очередь, сельджукский визирь Низам аль-Мульк в конце XI века поощрял ашаритских богословов, чтобы уравновесить халифский традиционализм, приглашая некоторых из них проповедовать в Багдаде на протяжении многих лет. Один из таких случаев привел к пятимесячным беспорядкам в городе в 1077 году. [49]

Современная и современная эпоха [ править ]

В то время как ашаризм и матуридизм часто называют суннитской «ортодоксальностью», богословие атари процветало рядом с ним, выдвигая конкурирующие претензии на звание ортодоксальной суннитской веры. [7] В современную эпоху оно оказало непропорционально большое влияние на исламское богословие, будучи присвоено ваххабитами и другими традиционалистскими салафитскими течениями и распространилось далеко за пределы ханбалитской школы юриспруденции. [8] Работы йеменского суннитского богослова XIX века Мухаммада аль-Шавкани (ум. 1839 г. н.э./ 1255 г. хиджры) внесли большой вклад в возрождение традиционалистского богословия в современную эпоху. [50] [51]

Традиционалистский писаний также оказывает значительное влияние в рамках ханафитской школы юриспруденции , например, шарх ханафитского ученого Аби аль-Изза Ибн по вероучительному трактату ат-Тахави « Аль-Акида ат-Тахавийя» . Этот трактат станет популярным среди приверженцев позднего движения Салафия , которые считают его истинным представлением ханафитского вероучения, свободным от влияния теологии Матуриди . Многочисленные современные салафитские учёные подготовили суперкомментарии и аннотации к шарху , в том числе Абд аль-Азиз ибн Баз , Мухаммад Насируддин аль-Албани и Салех аль-Фаузан , и он преподаётся как стандартный текст в Исламском университете Медины . [52]

Убеждения [ править ]

Доктрина Атари основана на следующих положениях:

О подражании [ править ]

Отношение традиционалистов к религиозным принципам привело их к различению двух схожих терминов: Таклид и Иттиба . Таклид , который представлял собой практику слепого следования ученым и их мнениям ( рай ) без доказательств из Священных Писаний, был резко осужден. С другой стороны, Атарис понимал, что Иттиба следует пророческим учениям, используя библейские свидетельства, предоставленные учеными. Многие традиционалисты, такие как Ахмад ибн Ханбал (ум. 855), крупный ученый, который сформулировал иджтихад и отверг таклид , использовали библейские доказательства из Корана и Сунны , а также в некоторых случаях рациональные доказательства. [1] [54]

Осуждения Атари Таклида достигли своего апогея в трудах богословов 8-го и 14-го веков Ибн Таймийи (ум. 1328 г. н.э. / 728 г. хиджры) и Ибн Кайима аль-Джавзии (ум. 1350 г. н.э. / 751 г. хиджры). По мнению Ибн Таймийи, те, кто отступает от ясных текстов Корана и хадисов, отдавая предпочтение мнению других людей, принадлежат к «Эпохе невежества» ( Джахилийя ) и заслуживают наказания. [55] В одной из своих фетв, резко осуждающих практику слепого таклида , Ибн Таймия заявляет:

Того, кто требует таклида от конкретного имама, нужно попросить покаяться, а если он откажется, его следует убить. [56]

По причине [ править ]

Хотя они пропагандировали строгое соблюдение Корана, хадисов , сунны и иджмы , а также достижение консенсуса, Атарис не пренебрегал использованием разума . По мнению традиционалистов, рациональные аргументы служат доказательством божественного откровения . Несмотря на традиционалистскую критику исламских богословов-рационалистов, разум играет важную роль в теологии Атари. [57]

По мнению средневекового суннитского теолога и ханбалитского ученого Ибн Таймийи (ум. 1328), отклонение от традиций и принятие рационалистических подходов порождают споры среди мусульман. Таким образом, Ибн Таймия защищал доктрину ранних богословов-асари, которая подчеркивает стабильность традиции. [58] Подводя итог традиционалистскому подходу к рациональной аргументации, Ибн Таймия писал:

Предпочтение рациональных аргументов традиционным невозможно и необоснованно. Что касается предпочтения традиционных доказательств, то оно возможно и обоснованно... это происходит из-за того, что познаваемость посредством разума или нет не является неотъемлемым атрибутом (ṣifa lāzima) вещи, а скорее относительным (min аль-умур ан-нисбийа аль-идафийа), ибо Зайд может знать своим разумом то, чего не знает Бакр, и человек может знать в определенное время своим разумом то, чего он не будет знать в другое время. [58]

О Коране [ править ]

Богословы атари считают, что каждая часть Корана не сотворена ( гайр махлюк ). [59] [60] Сообщается, что Ахмад ибн Ханбал (ум. 855) сказал: «Коран — это Речь Бога, которую Он выразил; он не сотворен. Тот, кто утверждает обратное, является джахмитом , неверным . И тот, кто говорит: « Коран — Речь Бога», и на этом он останавливается, не добавляя слова «несозданный», и говорит еще более отвратительно, чем первый». [61]

На каламе [ править ]

По мнению Атариса, достоверность человеческого разума ограничена, а рациональным доказательствам нельзя доверять или на них нельзя полагаться в вопросах веры, что делает калам заслуживающим порицания нововведением. [2] Рациональные доказательства, если они не имеют коранического происхождения, считаются несуществующими и совершенно недействительными. [62] Однако так было не всегда, поскольку многие Атари углублялись в калам , независимо от того, описывали они его как таковой или нет. [63]

Примеры Атариса, написавшего книги против использования калама [64] и человеческий разум включают ханбалитского суфийского ученого Ходжа Абдуллу Ансари и ханбалитского юриста Ибн Кудаму . [65] Ибн Кудама резко осудил калам как одну из худших ересей. Он охарактеризовал ее богословов, мутакаллимунов , как новаторов и еретиков, которые предали и отклонились от простой и благочестивой веры первых мусульман. Он писал: «Богословов сильно ненавидят в этом мире, и их будут пытать в следующем. Ни один из них не преуспеет, и ему не удастся следовать в правильном направлении...» . [66]

Об атрибутах Бога [ править ]

Атарисы стойко утверждают существование атрибутов Бога и считают все они одинаково вечными. Они принимают соответствующие аяты Корана и хадисов такими, какие они есть, не подвергая их рациональному анализу или уточнению. [67] По мнению Атариса, истинное значение атрибутов Бога должно быть передано только Богу ( тафвид ). [4] Согласно этому методу, следует придерживаться текста Корана и верить, что это истина, не пытаясь объяснить ее посредством образного объяснения. [68]

Сообщается, что Ахмад ибн Ханбал заявил: «Его Атрибуты исходят от Него и являются Его собственными, мы не выходим за рамки Корана и традиций Пророка и его сподвижников; и мы не знаем, как это сделать, кроме как путем признания Посланник и подтверждение Корана». [69]

Ибн Кудама аль-Макдиси заявил: «Ибо нам нет необходимости знать значение, которое Аллах вложил в Свои атрибуты; они не подразумевают никакого образа действий, и с ними не связано никаких обязательств. В них можно верить без познание их предполагаемого смысла». [70]

антропоморфизме . Их критики обычно обвиняли богословов Атари в [3] включая ханбалитского учёного и богослова Ибн аль-Джаузи . В некоторых случаях ученые Атари придерживались крайних антропоморфических взглядов, [3] но они обычно не представляют теологию Атари в целом. [71]

Об имане (вере) [ править ]

Атари считают, что иман (вера) увеличивается и уменьшается в зависимости от выполнения предписанных ритуалов и обязанностей, таких как пять ежедневных молитв . [72] [73] Они верят, что иман заключен в сердце, в произнесении языка и в действиях членов. [61]

Классификация таухида [ править ]

Ибн Таймия , кажется, был первым, кто ввел это различие. [74] [75]

Не все приверженцы школы Атари поддерживают разделение Таухида на три части, как это сделал Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб , и поэтому считают это новшеством. [76]

Критика [ править ]

Ученый-ашарит XVI века Ибн Хаджар аль-Хайтами осудил богословские взгляды Атари как связанные с доктриной Ибн Таймийи . [77]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ «Атари, или традиционалистская богословская школа... определяет атрибуты и природу Бога на основе буквального толкования Священного Писания»:
    • Палл, Золтан (2018). "Введение". Салафизм в Ливане: местные и транснациональные движения . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN  978-1-108-42688-6 .
    • Абрамов (2016 , стр. 263–279)
  2. Хотя ханбалиты были ярыми сторонниками веры Атари, школа на протяжении всей истории сохраняла широкую популярность во всем суннитском мире:
    • Р. Халверсон, Джеффри (2010). «2: Гибель Ильм аль-Калама». Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 34–35. ISBN  978-0-230-10279-8 . Атари часто ошибочно относят к ханбалитской юридической школе. Ханбалитский мазхаб, напротив, в значительной степени придерживался традиционалистской позиции или позиции атари. Мусульманский мир, хотя и в пределах ряда градаций и сопровождаемый большим количеством религиозно-культурных приростов или удержаний.
    • Бишара, Азми (2022). «1: Что такое салафизм?». О салафизме: понятия и контексты . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 2. ISBN  9781503630352 . LCCN   2021061200 . В трудах первых поколений ханбалитов в десятом и одиннадцатом веках нашей эры они обычно называли себя Ахль аль-Атар (Люди повествования). Тесная связь этого термина со школой ханбалитов означала, что сами ханбалиты стали известны как Ашаб аль-Атар или Атарийюн (нарративисты). Атариюны следовали примеру ас-Салаф ас-Салих (праведных предков), а именно сподвижников Пророка и следующих поколений («искренних» или «верных») преемников.

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Абрамов, Биньямин (2016) [2014]. «Часть I: Исламская теология в период формирования и раннего Среднего периода - библейская и традиционалистская теология» . В Шмидтке, Сабина (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд и Нью-Йорк : Издательство Оксфордского университета . стр. 263–279. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.025 . ISBN  9780199696703 . LCCN   2016935488 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон (2010 , стр. 36 ).
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гувер, Джон (2020). «Ранний мамлюкский ашаризм против Ибн Таймийи по поводу небуквальной интерпретации ( тавиль ) атрибутов Бога» . В Шихаде, Айман; Тиле, Ян (ред.). Философская теология в исламе: поздний ашаризм Востока и Запада . Исламизировать интеллектуальную историю. Том. 5. Лейден и Бостон : Издательство Brill . стр. 195–230. дои : 10.1163/9789004426610_009 . ISBN  978-90-04-42661-0 . ISSN   2212-8662 . LCCN   2020008682 . S2CID   219026357 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон (2010 , стр. 36–37 ).
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Стоун (2014 , стр. 130)
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бланкиншип (2008 , стр. 53); Лапид (2014 , стр. 123–124)
  7. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Браун (2009 , стр. 180): «Богословскую школу ашаритов часто называют суннитской «ортодоксальностью». а также конкурирующая суннитская «ортодоксальность».
  8. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гувер (2014 , стр. 625)
  9. ^ Ходжсон (2009 , Kindle, лок. 1589); Абрамов (2016 , стр. 263)
  10. ^ Лукас (2005) ; Бело (2014) ; Берки (2010) ; Лиман (2008) ; Гувер (2014) .
  11. ^ Ходжсон (2009 , Kindle, адрес 8374)
  12. ^ Ходжсон (2009 , Kindle, лок. 1551–1624)
  13. ^ Лиман (2008 , стр. 81)
  14. ^ Спевак (2014 , стр. 102)
  15. ^ Омари (2013)
  16. ^ Халверсон (2010 , стр. 34); Браун (2009 , стр. 181)
  17. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 51); Эль Шамси (2008 , стр. 107)
  18. ^ Браун (2009 , стр. 181)
  19. ^ Эспозито (2014)
  20. ^ Лиман (2009)
  21. ^ Халверсон (2010 , стр. 34–35); Лауст (1986 , стр. 158)
  22. ^ Халверсон (2010 , стр. 35–36); Гувер (2014 , стр. 626)
  23. ^ Абрамов, Биньямин (1998). "Введение". Исламская теология: традиционализм и рационализм . Джордж-сквер, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. стр. VIII–IX. ISBN  0-7486-1102-9 . ... чистый или крайний традиционализм принадлежит не только ханбалитам, но и шафиитским, маликитским и ханафитским ученым.
  24. ^ Браун (2009b) ; Шахин (2009)
  25. ^ Лозьер (2015 , стр. 28 )
  26. ^ Халверсон (2010 , стр. 36 ). «Таким образом, Атари можно охарактеризовать как школу или движение, возглавляемое группой ученых ( улемов ), обычно ханбалитов или даже шафиитов , которые сохранили влияние или, по крайней мере, общие чувства и концепции благочестия, выходящие далеко за рамки ограниченный круг ханбалитских общин. Эта группа ученых продолжала отвергать теологию в пользу строгого текстуализма даже после того, как ашаризм проник в суннитские юридические школы. теологическое движение, которое не поддается строгому отождествлению с каким-либо конкретным мазхабом и поэтому не может быть названо ханбалитским».
  27. ^ Азулай, Ривка (2020). Кувейт и Аль-Сабах: племенная политика и власть в нефтяном государстве . Лондон, Великобритания: IB Tauris. п. 224. ИСБН  978-1-8386-0505-6 .
  28. ^ Влад Гита, Адриан (2019). «Исламское возрождение. Обновление тенденций» [Исламское возрождение: Обновление тенденций]. Богословие и жизнь . 40 (9–12): 143 - через Интернет-библиотеку Центральной и Восточной Европы.
  29. ^ Бишара, Азми (2022). «1: Что такое салафизм?». О салафизме: концепции и контексты . Стэнфорд, Калифорния, США: Издательство Стэнфордского университета. п. 2. ISBN  9781503631786 . LCCN   2021061200 .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Алвани, ДеЛоренцо и Аль-Шейх-Али 2003 , с. 11
  31. ^ Тауфик (2019 , стр. 18)
  32. ^ Стовассер, Барбара Фрейер (1996). Женщины в Коране, традициях и интерпретации . Издательство Оксфордского университета. п. 9. ISBN  978-0-19-976183-8 .
  33. ^ Спевак (2014) , стр. 129–130.
  34. ^ Лукас 2006 , стр. 290–292, 303.
  35. ^ Стюарт 2002 , стр. 99–158.
  36. ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямин (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 270–271. ISBN  978-0-19-969670-3 . Первые два столетия исламской эры стали свидетелями борьбы четырех основных подходов по поводу источников знаний и их авторитетности: писания, древних или местных традиций, пророческих традиций и личной или рационалистической аргументации. Эти дебаты достигли своего апогея ко времени аш-Шафии, которому удалось убедить своих единоверцев признать превосходство пророческих традиций над другими методами как источника юридических и теологических знаний и толкования Корана.
  37. ^ Глодзихер, доктор Игнац (2008). «Глава 3». Захири, их доктрина и их история: вклад в историю исламского богословия . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill Publishers. п. 21. ISBN  978-90-04-16241 9 . ...кроме услуг Малика б. Анас, мусульмане по праву считают Имама аш-Шафии защитником традиционализма. Из этой школы и возникла последняя энергичная реакция традиционализма против аль-рая и против его последствий...
  38. ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямин (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 270–271. ISBN  978-0-19-969670-3 .
  39. ^ Абрамов, Биньямин (1998). «Глава 1: Основы традиционализма». Исламская теология: традиционализм и рационализм . Джордж-сквер, Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. п. 1. ISBN  0-7486-1102-9 .
  40. ^ Филд (2009 , стр. 279)
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Б. Халлак, Ваэль (2005). Истоки и эволюция исламского права . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 124. ИСБН  978-0-521-80332-8 .
  42. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49); Лапид (2014 , стр. 130)
  43. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49, 51); Лапид (2014 , стр. 130)
  44. ^ Бланкиншип (2008 , стр. 49)
  45. ^ Б. Халлак, Ваэль (2005). Истоки и эволюция исламского права . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 124–125. ISBN  978-0-521-80332-8 .
  46. ^ Лапидус (2014 , стр. 130–131)
  47. ^ Халверсон (2010 , стр. 35)
  48. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Берки (2003 г. , Kindle, лок. 2081–2091).
  49. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Берки (2003 г. , Kindle, адрес: 2700–2717)
  50. ^ Азулай, Ривки (2020). Кувейт и Аль-Сабах: племенная политика и власть в нефтяном государстве . Лондон, Великобритания: IB Tauris. п. 224. ИСБН  9781838605070 .
  51. ^ Палл, Золтан (2013). Ливанские салафиты между Персидским заливом и Европой . Амстердам: Издательство Амстердамского университета. п. 18. ISBN  978-90-8964-451-0 .
  52. ^ Брукмайр, Филипп (27 мая 2020 г.). «Салафитский вызов и ответ Матуриди: современные споры о легитимности Матуриди калама» . Die Welt desИсламс (на немецком языке). 60 (2–3): 293–324. дои : 10.1163/15700607-06023P06 . ISSN   1570-0607 .
  53. ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямин (2016). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 271. ИСБН  978-0-19-969670-3 .
  54. ^ Исмаил, Райхан (2021). «Глава 1: Салафизм». Переосмысление салафизма: транснациональные сети салафитов-улемов в Египте, Кувейте и Саудовской Аравии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 15. ISBN  9780190948955 . Ибн Ханбал сформулировал иджтихад как отказ от таклида.
  55. ^ Аль-Атауна, Мухаммад (2010). «4: Современная ваххабитская юриспруденция». Ваххабитский ислам перед вызовами современности . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. стр. 71–72. ISBN  978-90-04-18469 5 .
  56. ^ Аль-Атауна, Мухаммад (2010). «4: Современная ваххабитская юриспруденция». Ваххабитский ислам перед вызовами современности . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. п. 71. ИСБН  978-90-04-18469 5 .
  57. ^ Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямим (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. стр. 274–275. ISBN  978-0-19-969670-3 .
  58. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмидтке, Сабина; Абрамов, Биньямим (2014). «Писательское и традиционалистское богословие». Оксфордский справочник по исламской теологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 276. ИСБН  978-0-19-969670-3 .
  59. ^ Агван и Сингх (2000 , стр. 678)
  60. ^ Мельхерт (2006 , стр. 154)
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Халверсон (2010 , стр. 41 ).
  62. ^ Халверсон (2010 , стр. 39 ).
  63. ^ Спевак (2014 , стр. 45). «Однако, как обсуждается ниже, это не всегда было так, поскольку многие Атари углублялись в калам, независимо от того, описывали они его как таковой или нет».
  64. ^ Спевак (2014 , стр. 76).
  65. ^ Халверсон (2010 , стр. 37 ).
  66. ^ Халверсон (2010 , стр. 38 ).
  67. ^ Али Шах (2012 , стр. 573)
  68. ^ Абрамов (1996 , стр. 6)
  69. ^ Халверсон (2010 , стр. 42 ).
  70. ^ Уэйнс (2003 , стр. 122)
  71. ^ Халверсон (2010 , стр. 40 ).
  72. ^ Халверсон (2010 , стр. 20 ).
  73. ^ Мейсон (1973 , стр. 123)
  74. ^ Баррелл и др. (2010 , стр. 111 )
  75. ^ Ибрагим (2006 , стр. 106)
  76. ^ Трабулси, Самер (2002). «РАННЕЕ ОПРОВЕРЖЕНИЕ РЕФОРМИСТСКИХ ВЗГЛЯДОВ МУХАММАДА ИБН АБД АЛЬ-ВахХАБА» . Мир ислама . 42 (3): 373–415. дои : 10.1163/15700600260435038 . ISSN   0043-2539 .
  77. ^ Спевак (2016 , стр. 537 )

Источники [ править ]

  • Али Шах, Зульфикар (2012). Антропоморфные изображения Бога: концепция Бога в иудейских, христианских и исламских традициях: представление непредставимого . Международный институт исламской мысли (IIIT). ISBN  978-1565645752 .
  • Алвани, Таха Джабир Файяд; ДеЛоренцо, Юсуф Талал; Аль-Шейх-Али, AS (2003). Источниковая методология в исламской юриспруденции Усул Аль Фиг Аль Ислами . Международный институт исламской мысли. ISBN  978-1-56564-404-5 . Проверено 20 ноября 2021 г.
  • Абрамов, Биньямин (1996). Антропоморфизм и интерпретация Корана в богословии Аль-Касима ибн Ибрагима: Китаб Аль-Мустаршид . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN  9004104089 .
  • Агван, Арканзас; Сингх, Северная Каролина (2000). Энциклопедия Священного Корана . Издательство «Глобал Вижн». ISBN  8187746009 .
  • Бело, Катарина (2014). «Богословие» . В Ибрагиме Калине (ред.). Оксфордская энциклопедия философии, науки и технологий в исламе . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-981257-8 .
  • Берки, Джонатан Портер (2003). Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800 гг. (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
  • Берки, Джонатан Портер (2010). "Ислам". В Роберте Ирвине (ред.). Новая Кембриджская история ислама . Том. 4: Исламские культуры и общества до конца восемнадцатого века. Издательство Кембриджского университета.
  • Бланкиншип, Халид (2008). Тим Винтер (ред.). Раннее вероучение . Том. Кембриджский справочник по классической исламской теологии (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
  • Браун, Джонатан AC (2009). Хадис: Наследие Мухаммеда в средневековом и современном мире (изд. Kindle). Публикации Oneworld.
  • Браун, Джонатан AC (2009b). «Салафизм» . Оксфордские библиографии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Баррелл, Дэвид Б.; Коглиати, Карло; Соскице, Джанет М.; Стогер, Уильям Р., ред. (2010). Творение и Бог Авраама . Издательство Кембриджского университета. ISBN  9781139490788 .
  • Кампо, Хуан Эдуардо (2009). Энциклопедия ислама . Издательство информационной базы. ISBN  978-1-4381-2696-8 .
  • Эль Омари, Рача (2013). «Богословие». В Герхарде Бёверинге, Патрисии Кроне (ред.). Принстонская энциклопедия исламской политической мысли . Издательство Принстонского университета.
  • Эль Шамси, Ахмед (2008). Тим Винтер (ред.). Социальная конструкция ортодоксии . Том. Кембриджский справочник классической исламской теологии (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
  • Эспозито, Джон Л., изд. (2014). «Ахль аль-Хадис» . Оксфордский словарь ислама . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-512558-0 .
  • Халверсон, Джеффри Р. (2010). Теология и вера в суннитском исламе: Братья-мусульмане, ашаризм и политический суннизм . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  9781137473578 .
  • Ходжсон, Маршалл Г.С. (2009). Исламское предприятие, Том 1: Классическая эпоха ислама (изд. Kindle). Издательство Чикагского университета.
  • Гувер, Джон (апрель 2014 г.). «Ханбалитское богословие» . В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета (опубликовано в 2016 г.). doi : 10.1093/oxfordhb/9780199696703.013.014 . ISBN  9780199696703 .
  • Ибрагим, Хасан Ахмед (2006). «Шейх Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб и Шах Вали Аллах: предварительное сравнение некоторых аспектов их жизни и карьеры». Азиатский журнал социальных наук . 34 (1): 103–119. дои : 10.1163/156853106776150126 . JSTOR   23654402 .
  • Айзекс, Рико; Фриджерио, Алессандро (2018). Теоретизирование политики Центральной Азии: государство, идеология и власть . Спрингер. ISBN  9783319973555 .
  • Лауст, Анри (1986). «Ханабила». У П. Бирмана; Т.е. Бьянкис; CE Босворт; Э. ван Донзель; В. П. Генрихс (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3 (Второе изд.). Брилл.
  • Лапидус, Ира М. (2014). История исламских обществ (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-51430-9 .
  • Лозьер, Анри (2015). Становление салафизма: исламская реформа в двадцатом веке . Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231540179 .
  • Лиман, Оливер (2008). Тим Винтер (ред.). Развитая традиция калама . Том. Кембриджский справочник по классической исламской теологии (изд. Kindle). Издательство Кембриджского университета.
  • Лиман, Оливер (2009). «Ахль аль-Хадис» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530513-5 .
  • Лукас, Скотт С. (2005). «Богословие». В книге Йозефа В. Мери (ред.). Средневековая исламская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж.
  • Лукас, Скотт С. (2006). «Правовые принципы Мухаммада Б. Исмаила аль-Бухари и их связь с классическим салафитским исламом». Исламское право и общество . 13 (3): 290–292, 303. doi : 10.1163/156851906778946341 .
  • Мейсон, Герберт В. (1973). Герберт В. Мейсон; Рональд Л. Неттлер; Жак Ваарденбург (ред.). Хуманиора Исламика . Том. 1. ISBN  9782719306079 .
  • Мельхерт, Кристофер (2006). Ахмад ибн Ханбал . Издательство Oneworld.
  • Шахин, Эмад эль-Дин (2009). «Салафия» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-530513-5 .
  • Спевак, Аарон (2014). Архетипический суннитский ученый: право, теология и мистицизм в синтезе аль-Баджури . СУНИ Пресс. ISBN  978-1-4384-5371-2 .
  • Спевак, Аарон (2016). «Египет и поздняя ашаритская школа» . В Сабине Шмидтке (ред.). Оксфордский справочник по исламской теологии . Издательство Оксфордского университета. стр. 534–546. ISBN  9780199696703 .
  • Стюарт, Девин (2002). «Руководство по юриспруденции Мухаммеда ибн Давуда аль-Захири: Аль-Вусул ила ма'рифат аль-ушул» . Исследования по теории исламского права . 15 : 99–158. дои : 10.1163/9789047400851_009 . ISBN  9789047400851 . Проверено 24 ноября 2021 г.
  • Тауфик, Мухаммад (2019). Философия исламского права от теории и реализации . Посол СМИ. ISBN  9786237161479 . Проверено 16 ноября 2021 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  • Уэйнс, Дэвид (2003). Введение в ислам . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0521539064 .

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f691a556d5aba468a8c872370d19c8c1__1719438300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/c1/f691a556d5aba468a8c872370d19c8c1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Atharism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)