Jump to content

Источники шариата

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Различные источники исламских законов используются исламской юриспруденцией для разработки корпуса исламского права. [1] В суннитском исламе библейскими источниками традиционной юриспруденции являются Священный Коран , который мусульмане считают прямым и неизменным словом Бога , и Сунна , состоящая из слов и действий, приписываемых исламскому пророку Мухаммеду в хадисной литературе. В шиитской юриспруденции понятие Сунны расширяется и включает традиции имамов . [1]

Поскольку юридически значимые материалы, обнаруженные в исламских писаниях, не затрагивают напрямую все вопросы шариата, возникающие в мусульманских общинах, исламские юристы разработали дополнительные методы вынесения юридических решений. [1] Согласно суннитским юридическим школам, вторичные источники исламского права представляют собой консенсус , точная природа которого сама по себе не предполагает консенсуса; аналогичная причина ; стремление к общественным интересам ; юридическое усмотрение ; постановления ; первого поколения мусульман и местные обычаи . [2] Ханафитская школа часто опирается на аналогию и независимое рассуждение, а Малики и Ханбали обычно вместо этого используют хадисы . Шафиитская школа использует Сунну чаще, чем Ханафитскую, и аналогию больше, чем две другие. [1] [3] [ нужен лучший источник ] Среди шиитов использует юсули школа в юриспруденции Джафари четыре источника: Коран, Сунну, консенсус и интеллект . Они используют консенсус в особых условиях и полагаются на интеллект, чтобы найти общие принципы, основанные на Коране и Сунне, и используют принципы юриспруденции как методологию для интерпретации Корана и Сунны в различных обстоятельствах. Ахбари Джафарис больше полагаются на библейские источники и отвергают иджтихад . [1] [4] По мнению Момена, несмотря на значительные различия в принципах юриспруденции между шиитскими и четырьмя суннитскими юридическими школами, различий в практическом применении юриспруденции к ритуальным обрядам и социальным сделкам меньше. [5]

Первоисточники

[ редактировать ]
Копия Корана, одного из основных источников шариата.

Коран является первым и наиболее важным источником исламского права. Считается, что это прямое слово Бога, открытое Мухаммеду через ангела Гавриила в Мекке и Медине , Священное Писание определяет моральную, философскую, социальную, политическую и экономическую основу, на которой должно строиться общество. Стихи, ниспосланные в Мекке, касаются философских и богословских вопросов, тогда как аяты, ниспосланные в Медине, посвящены социально-экономическим законам. Коран был написан и сохранен при жизни Мухаммеда и составлен вскоре после его смерти. [6]

Аяты Корана разделены на три области: «наука умозрительного богословия», « этические принципы » и «правила человеческого поведения». Третья категория непосредственно связана с вопросами исламского права и содержит около пятисот аятов или одну тринадцатую часть. Задача толкования Корана привела к появлению различных мнений и суждений. Толкования аятов сподвижников Мухаммеда для суннитов и имамов для шиитов считаются наиболее достоверными, поскольку они знали, почему, где и по какому поводу был ниспослан каждый аят. [1] [6]

Сунна является следующим важным источником, и ее обычно определяют как «традиции и обычаи Мухаммеда» или «слова, действия и молчаливые утверждения о нем». Сюда входят повседневные высказывания и высказывания Мухаммеда, его действия, его молчаливое согласие, а также признание заявлений и действий. По мнению шиитских юристов, сунна также включает в себя слова, дела и признания двенадцати имамов и Фатимы , дочери Мухаммеда, которые считаются непогрешимыми . [1] [7]

Обоснование использования Сунны в качестве источника права можно найти в Коране. Коран повелевает мусульманам следовать за Мухаммедом. [8] Еще при жизни Мухаммед дал понять, что его традициям (наряду с Кораном) следует следовать после его смерти. [9] Подавляющее большинство мусульман считают сунну важным дополнением и разъяснением Корана . В исламской юриспруденции Коран содержит множество правил поведения, ожидаемого от мусульман, но не существует конкретных коранических правил по многим религиозным и практическим вопросам. Мусульмане верят, что они могут посмотреть на образ жизни, или сунну , Мухаммеда и его сподвижников, чтобы понять, чему следует подражать, а чего следует избегать.

Большая часть сунны записана в хадисах . Первоначально Мухаммед дал указание своим последователям не записывать его действия, чтобы они не могли спутать его с Кораном. Однако он просил своих последователей распространять его высказывания устно. Пока он был жив, любую сомнительную запись можно было подтвердить как правдивую или ложную, просто спросив его. Однако его смерть вызвала замешательство по поводу поведения Мухаммеда. Таким образом были установлены хадисы. [7] Из-за проблем с подлинностью наука о хадисах утвердилась (араб. «Улум аль-хадис»). Это метод текстовой критики, разработанный ранними мусульманскими учеными для определения достоверности сообщений, приписываемых Мухаммеду. Это достигается путем анализа текста сообщения, масштаба его передачи, маршрутов передачи сообщения и отдельных рассказчиков, участвовавших в его передаче. На основе этих критериев были разработаны различные классификации хадисов. [10]

Чтобы установить подлинность того или иного хадиса или сообщения, его нужно было проверить, проследив по цепочке передачи ( иснад ). Таким образом, репортерам пришлось цитировать свои ссылки, а их ссылки возвращались к Мухаммеду. Все ссылки в цепочке должны были иметь репутацию честных людей и обладать хорошей запоминающейся памятью. [7] Таким образом, тщательно изучается биографический анализ ( 'ilm al-rijāl , букв. «Наука о людях»), содержащий подробности о передатчике. Это включает в себя анализ даты и места рождения; семейные связи; преподаватели и студенты; религиозность; моральное поведение; литературная продукция; их путешествия; а также дату их смерти. На основе этих критериев оценивается надежность ( тикат ) передатчика. Также определяется, действительно ли данное лицо могло передать сообщение, что определяется его современностью и географической близостью к другим передатчикам в цепочке. [11] Примеры биографических словарей включают » Ибн Хаджара аль-Аскалани « Тахзиб ат-Тахзиб или » аль-Захаби « Тазкират аль-хуффаз . [12]

По этому критерию хадисы делятся на три категории: [7]

  1. Несомненные ( мутаватир ), которые очень широко известны и подкреплены многочисленными ссылками.
  2. Широко распространенные ( машхур ), которые широко известны, но подкреплены немногочисленными оригинальными упоминаниями.
  3. Изолированные или одиночные ( вахид ), которые подкреплены слишком небольшим количеством и часто прерывистыми ссылками.

В шариатском суде кади (судья) рассматривает дело, включая свидетелей и доказательства. затем кади выносит решение. иногда кади обращается за мнением к муфтию или знатоку права.

Вторичные источники

[ редактировать ]

Все средневековые мусульманские юристы отвергали произвольные мнения и вместо этого разработали различные вторичные источники, также известные как юридические принципы или доктрины. [ нужны разъяснения ] , чтобы следовать в случае, если первоисточники (т.е. Коран и Сунна) ничего не говорят по этому вопросу. [13]

Консенсус

[ редактировать ]

Иджма , или консенсус среди мусульманских юристов по конкретному правовому вопросу, представляет собой третий источник исламского права. Мусульманские юристы приводят множество аятов Корана, которые узаконивают иджму как источник законодательства. [14] [15] Сам Мухаммед сказал:

  • «Мои последователи никогда не согласятся с ошибкой или тем, что не так»,
  • «Рука Божья со всем обществом». [14] [16]

В истории это был самый важный фактор в определении значения других источников и, таким образом, в формулировании доктрины и практики мусульманской общины. [17] Это так, потому что иджма представляет собой единогласное согласие мусульман относительно постановления или закона в любой момент времени. [18]

Среди мусульман существуют различные взгляды на иджму . Юристы-сунниты считают иджму в вопросах законодательства столь же важным источником, как Коран и Сунна. Однако шиитские юристы считают иджму источником второстепенной важности, источником, который, в отличие от Корана и Сунны, не свободен от ошибок. [19] Иджма всегда использовалась для обозначения соглашения, достигнутого в прошлом, как отдаленном, так и близком. [17] Среди суннитских юристов существуют различия в том, кто имеет право участвовать в иджме , как показано в следующей таблице:

Школа юриспруденции Формирование иджма' Обоснование
Ханафитский по публичному соглашению исламских юристов юристы являются экспертами по правовым вопросам
Шафииты по согласию всего сообщества и общественности в целом люди не могут договориться ни о чем ошибочном
Малики по соглашению жителей Медины , первой исламской столицы Исламская традиция гласит: «Медина изгоняет плохих людей, как печь изгоняет нечистоту из железа».
Ханбали Мухаммеда по соглашению и практике сподвижников они были наиболее сведущими в религиозных вопросах и правильно руководствовались
Метод Обязательным является только согласие улемов того же периода, что и Пророк, или шиитских имамов. Консенсус не является по-настоящему обязательным сам по себе, скорее, он обязателен в той мере, в какой является средством открытия Сунны.
Источник: [1] [19]

В современном мусульманском использовании оно больше не ассоциируется с традиционной властью и выступает как демократический институт и инструмент реформ. [17]

Аналогичная причина

[ редактировать ]

Кийас , или аналогичная причина, является четвертым источником шариата для большинства суннитской юриспруденции. Его цель — провести аналогии с ранее принятым решением. Шииты не принимают аналогии, а заменяют ее разумом ( акл ); Среди суннитов ханбалиты традиционно неохотно принимают аналогию, а захириты не принимают ее вообще. Аналогичный разум в исламе – это процесс юридической дедукции, согласно которому юрист, столкнувшись с беспрецедентным случаем, основывает свои аргументы на логике, используемой в Коране и Сунне . Юридически обоснованная аналогия не должна основываться на произвольных суждениях, а должна быть прочно укоренена в первоисточниках. [20]

Сторонники практики кияса часто указывают на отрывки Корана, описывающие применение аналогичного процесса в исламских общинах прошлого. По мнению сторонников этой практики, Мухаммед сказал: «Там, где нет явленного запрета, я буду судить среди вас по разуму». [21] Далее сторонники утверждают, что он расширил право рассуждать и на других. Наконец, сторонники этой практики утверждают, что она санкционирована иджмой , или консенсусом, среди сподвижников Мухаммеда . [20] Ученый-исламовед Бернард Г. Вайс отметил, что, хотя последующие поколения считали аналогичный разум четвертым источником права, его обоснованность не была предрешена среди более ранних мусульманских юристов. [22] Таким образом, вопрос об аналогии и ее обоснованности вначале был спорным, хотя в конечном итоге эта практика получила признание большинства юристов-суннитов.

Успех и распространение ислама привели его к контакту с различными культурами, обществами и традициями, например, с византийскими и персидскими . Благодаря такому контакту возникли новые проблемы, которые нужно было решить исламскому праву. существовало значительное расстояние Более того, между Мединой , исламской столицей, и мусульманами на периферии Исламского государства . Таким образом, юристам пришлось искать новые исламские решения без пристального надзора со стороны центра исламского права (еще в Медине). Во времена династии Омейядов концепцией кияса правители злоупотребляли . Аббасиды , пришедшие на смену Омейядам , определили его более строго, пытаясь применять его более последовательно. [20]

Общий принцип, лежащий в основе процесса кияса , основан на понимании того, что каждое правовое предписание гарантирует полезную и удовлетворяющую благополучие цель. Таким образом, если причину судебного запрета можно вывести из первоисточников, то аналогичный вывод можно применить и к случаям со схожими причинами. Например, вино запрещено в исламе из-за его опьяняющего свойства. Таким образом, кийас приводит к выводу, что все одурманивающие вещества запрещены. [20]

Ханафитская поддерживает школа мысли очень решительно кияс . Имам Абу Ханифа , выдающийся практик кияса , возвел кийас на позицию огромной важности в исламском праве . Абу Ханифа расширил жесткий принцип принятия решений на основе Корана и Сунны, включив в него мнения и свободу мысли юристов. Чтобы адекватно реагировать на возникающие проблемы, он, как и другие юристы, основывал свои суждения на явном значении первичных текстов (Корана и Сунны). Но он также учитывал «дух» исламского учения, а также то, будет ли это решение отвечать интересам целей ислама. Такие решения были основаны на общественных интересах и благополучии мусульманской общины. [20]

Наши знания — это мнение, это лучшее, чего мы смогли достичь. Тот, кто способен прийти к иным выводам, имеет право на собственное мнение, как и мы имеем право на свое.

Шафиитская школа мысли принимает кияс как действительный источник. Имам Шафии, однако, считал его слабым источником и старался ограничить случаи, когда правоведам приходилось прибегать к киясу . Он критиковал и отвергал аналогичные выводы, которые не были прочно укоренены в Коране и Сунне . По мнению Шафии , если бы аналогичные выводы не были строго основаны на первоисточниках, они имели бы отрицательные последствия. Одним из таких последствий может быть множество различных решений по одному и тому же вопросу. По его мнению, такая ситуация подорвет предсказуемость и единообразие здоровой правовой системы. [23]

Имам Малик признал кийас действительным источником законодательства. По его мнению, если можно было бы установить параллель между действующей причиной закона в первоисточниках и новым случаем, то аналогичная дедукция могла бы стать жизнеспособным инструментом. Малик, однако, вышел за рамки своей приверженности «строгой аналогии» и предложил высказывания на основе того, что юристы считали «общественным благом». [23]

Юридические предпочтения

[ редактировать ]

Абу Ханифа разработал новый источник, известный как юридическое предпочтение. [24] Юридическое предпочтение определяется как:

  • Средство поиска легкости и удобства,
  • Принять толерантность и умеренность,
  • При необходимости превзойти аналогичный разум. [25]

Источник, вдохновленный принципом совести, является последним средством, если ни один из широко распространенных источников не применим к проблеме. Это предполагает оказание поддержки постановлениям, которые устраняют трудности и приносят людям облегчение. [23] Доктрина была оправдана непосредственно аятом Корана, в котором говорится: «Аллах желает вам облегчения и добра, а не трудностей». [25] Хотя его основными приверженцами были Абу Ханифа и его ученики (такие как Абу Юсуф), Малик и его ученики в некоторой степени использовали его. Источник стал предметом широкого обсуждения и аргументации. [26] а его оппоненты утверждали, что оно часто отходит от первоисточников. [23]

Эта доктрина была полезна в исламском мире за пределами Ближнего Востока, где мусульмане столкнулись с условиями и проблемами, с которыми они были незнакомы в Аравии . [24] Один из примеров истисана приводится следующим образом: если колодец загрязнен, его нельзя использовать для ритуального очищения. Истихсан предполагает, что забор из колодца определенного количества ведер воды удалит нечистоты. Однако аналогичная причина подсказывает, что, несмотря на удаление части воды, небольшая концентрация загрязняющих веществ всегда будет оставаться в колодце (или стенках колодца), делая колодец нечистым. Применение аналогии означает, что население не может пользоваться колодцем и, следовательно, вызывает трудности. Таким образом, применяется принцип справедливого предпочтения, и общественность может использовать колодец для ритуального очищения. [25]

Общественный интерес

[ редактировать ]

Малик разработал третичный источник под названием аль-маслах аль-мурсала , что означает то, что отвечает интересам широкой общественности. Согласно этому источнику исламского права, постановления могут выноситься в соответствии с «основным смыслом раскрытого текста в свете общественных интересов». В этом случае юрист использует свою мудрость для преследования общественных интересов. Этот источник отвергается шафиитами, ханбалитами и захиритами из суннитской юриспруденции. [23]

Шафии соглашался на случаи, в которых ему приходилось быть более гибким в применении кисаса. Подобно Абу Ханифе и Малику, он разработал третичный источник законодательства. Школа Шафиитов приняла истидлал, или умозаключение , процесс поиска руководства у источника. Вывод позволил юристам избежать строгой аналогии в деле, в котором не удалось найти явного прецедента. выделялся общественный интерес В данном случае в качестве основы законодательства . [23]

Мусульманские ученые разделили умозаключение на три типа. Первое — это выражение связи, существующей между одним предложением и другим без какой-либо конкретной действующей причины. Далее, умозаключение может означать презумпцию того, что состояние вещей, прекращение которого не доказано, все еще продолжается. Последний тип умозаключения – это авторитетность ниспосланных законов, предшествующих исламу. [27]

Шиитские юристы утверждают, что если решение проблемы не может быть найдено из первоисточников, то необходимо дать aql или разуму полную свободу действий, чтобы вывести правильный ответ из первоисточников. Процесс, в ходе которого юрист прилагает рациональные усилия для вынесения соответствующего решения, когда он применяется, называется иджтихад (буквально означает «прикладывать усилия»). Шиитские правоведы утверждают, что кияс – это особый вид иджтихада. Однако суннитская школа мысли Шафи считает, что и кияс, и иджтихад - одно и то же. [28]

Суннитские юристы приняли иджтихад как механизм вынесения решений. Однако они объявили о прекращении этой практики в тринадцатом веке. Причиной этого было то, что центры исламского образования (такие как Багдад , Нишапур и Бухара ) попали в руки монголов. Таким образом, «двери в иджтихад» были закрыты. [28] Таким образом, в суннитском исламе иджтихад был заменен таклидом или принятием ранее разработанных доктрин. [29] Однако позже в суннитской истории были примечательные случаи, когда юристы использовали разум для выведения права из первых принципов. Одним из них был Ибн Таймия (ум. 728/1328), другим был Ибн Руход (Аверроэс ум. 595/1198). [29]

В Коране и Сунне можно найти множество оправданий использованию иджтихада. Например, во время разговора с Муазом ибн Джабалем Мухаммед спросил первого, как он будет выносить суждения. Муаз ответил, что сначала он обратится к Корану, затем к Сунне и, наконец, приступит к иджтихаду, чтобы вынести собственное суждение. Мухаммед одобрил это. [30]

Юриста, который имеет право использовать этот источник, называют муджтахидом . Такими юристами считались основатели суннитских мазхабов (юридических школ). Все муджтахиды одновременно обладают полномочиями муфтия и могут давать фетву . Некоторые муджтахиды заявляли, что они муджаддиды , или «обновители религии». Считается, что такие люди появляются в каждом столетии. В шиитском исламе они считаются представителями скрытого имама. [29]

Местный обычай

[ редактировать ]

Термин urf, означающий «знать», относится к обычаям и обычаям данного общества. Хотя формально это не было включено в исламское право, [31] Шариат признает обычаи, которые преобладали во времена Мухаммеда, но не были отменены Кораном или традицией (так называемым «Божественным молчанием»). Более поздние нововведения также оправданы, поскольку исламская традиция гласит, что то, что люди в целом считают добром, также считается таковым у Бога . Согласно некоторым источникам, урф имеет такой же авторитет, как иджма (консенсус), и даже больше, чем кияс (вывод по аналогии). Урф – это исламский эквивалент « общего права ». [32]

Местные обычаи впервые были признаны Абу Юсуфом (ум. 182/798), одним из первых лидеров ханафитской школы. Однако оно считалось частью Сунны, а не формальным источником. Позже ас-Саракхси (ум. 483/1090) выступил против этого, считая, что обычай не может преобладать над письменным текстом. [31]

Согласно суннитской юриспруденции, при применении местных обычаев обычаи, принятые в качестве закона, должны широко распространены в регионе, а не просто в изолированной местности. Если это находится в абсолютном противоречии с исламскими текстами, то обычай игнорируется. Однако, если он противоречит аналогичному разуму, предпочтение отдается обычаю. Юристы также склонны с осторожностью отдавать предпочтение обычаям перед докторскими мнениями весьма уважаемых ученых. [32] Шиитские ученые не считают обычаи источником юриспруденции, равно как и ханбалитские или захиритские школы суннитской юриспруденции.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Мутаххари, Мортеза . «Юриспруденция и ее принципы» . Тахрик Тарсил Коран . Проверено 26 июля 2008 г.
  2. ^ «Шариат и Фикх» . Сборник мусульманских текстов USC-MSA . Университет Южной Калифорнии. Архивировано из оригинала 18 сентября 2008 года . Проверено 26 июля 2008 г.
  3. ^ Мотаххари, Мортеза . «Роль иджтихада в законодательстве» . Аль-Таухид . Проверено 26 июля 2008 г.
  4. ^ Момент (1985), стр. 185–187 и 223–234
  5. ^ Момент (1985), с. 188
  6. ^ Jump up to: а б Номани и Рахнема (1994), стр. 3-4
  7. ^ Jump up to: а б с д Номани и Рахнема (1994), стр. 4-7
  8. ^ Коран   59:7
  9. ^ Кадри (1986), с. 191
  10. ^ «Хадис», Энциклопедия ислама .
  11. ^ Берг (2000) стр. 8.
  12. ^ См.:
    • Робинсон (2003), стр. 69–70;
    • Лукас (2004) с. 15
  13. ^ Макдиси, Джон (1985). «Правовая логика и справедливость в исламском праве», Американский журнал сравнительного права, 33 (1): 63–92.
  14. ^ Jump up to: а б Махмасани, С. Фалсафе-э Ганунгозари дар Ислам . Тегеран: Амир Кабир. п. 143
  15. ^ Стихи Корана   2:143 , Корана   3:103 , Корана   3:110 , Корана   4:59 , Корана   4:115 и Корана   9:119 представлены Махмасани.
  16. ^ Муслехуддин, М. Философия исламского права и востоковеды . Нью-Дели: принтеры Taj, 1986. с. 146
  17. ^ Jump up to: а б с Британская энциклопедия, Иджма .
  18. ^ "Идджма", Энциклопедия ислама.
  19. ^ Jump up to: а б Номани и Рахнема (1994), стр. 7-9
  20. ^ Jump up to: а б с д и ж Номани и Рахнема (1994), стр. 9-12
  21. ^ Махмасани, С. Фалсафе-э Ганунгозари дар Ислам . Тегеран: Амир Кабир. п. 140
  22. ^ Бернард Г. Вайс , В поисках Божьего закона: исламская юриспруденция в трудах Сайфа ад-Дина аль-Амиди , стр. 633. Солт-Лейк-Сити : Университет Юты Press , 1992.
  23. ^ Jump up to: а б с д и ж Номани и Рахнема (1994), стр. 13-15
  24. ^ Jump up to: а б Британская энциклопедия, Истихсан
  25. ^ Jump up to: а б с Хасан (2004), стр. 157–160
  26. ^ Халлак, «Соображения о функции и характере суннитской теории права».
  27. ^ Ходкинсон, Кейт. Мусульманское семейное право: справочник . Индия : Рутледж , 1984.
  28. ^ Jump up to: а б Номани и Рахнема (1994), стр. 15-16
  29. ^ Jump up to: а б с Иджтихад, Энциклопедия ислама
  30. ^ Алвани (1973), с. 9
  31. ^ Jump up to: а б «Урф», Энциклопедия ислама
  32. ^ Jump up to: а б Хасан (2004), стр. 169–71

Энциклопедии

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фадлалла, Мохамед; Долго, Питер. Исламский закон о браке и опеке над детьми в Судане , Франкфурт, 2001 г. ISBN   3-631-37722-3
  • Фадлалла, Мохамед. Проблема признания решений иностранных судов: Вклад в международное гражданское процессуальное право и арбитраж . Тектум, 2004. ISBN   3-8288-8759-7
  • Глассе, Сирил. Краткая энциклопедия ислама , 2-е издание. Лондон: Стейси Интернэшнл, 1991. ISBN   0-905743-65-2
  • Гольдзихер, Игнац; перевод Хамори Р. Введение в исламское богословие и право . Принстон : Издательство Принстонского университета , 1981. ISBN   0-691-10099-3
  • Халлак, Ваэль. «Были ли ворота иджтихада закрыты?», Международный журнал ближневосточных исследований , 16 (1): 3–41, 1984.
  • Камали, Мохаммад Хашим. Принципы исламской юриспруденции , Кембридж: Общество исламских текстов, 1991. ISBN   0-946621-24-1
  • Камали, Мохаммад Хашим. Принципы исламской юриспруденции , 2003.
  • Муса, Аиша Ю. Хадис как Священное Писание: дискуссии об авторитете пророческих традиций в исламе , Нью-Йорк: Пэлгрейв, 2008.
  • Ричард Потц: Исламское право и европейская правовая передача , в: European History Online , под ред. из Института европейской истории (Майнц) , 2011 г., дата обращения: 24 августа 2011 г.
[ редактировать ]

сунниты

Шииты

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d2aeac3777d98f3c6e2a880fbfb4327e__1722226680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d2/7e/d2aeac3777d98f3c6e2a880fbfb4327e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sources of Sharia - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)