Иснад
В исламском изучении хадисов иснад (цепочка передатчиков) относится к списку людей, передавших традицию, от первоначального авторитета, которому приписывают традицию, до нынешнего человека, декламирующего или составляющего эту традицию. [1] Традиция, с которой связан иснад, называется матн . Иснады являются важной особенностью жанра исламской литературы, известного как хадисы , и им отдается приоритет в процессе определения того, является ли рассматриваемая традиция подлинной или недостоверной.
Согласно традиционной исламской точке зрения, традиция хадисоведения преуспела в использовании иснадов для различения подлинных и недостоверных традиций, восходящих к Мухаммеду и его сподвижникам . Однако современная точка зрения в современных исследованиях хадисов заключается в том, что иснады обычно подвержены подделке, и поэтому их необходимо тщательно проверять, прежде чем использовать, чтобы гарантировать передачу традиции. [2]
Происхождение
[ редактировать ]Джозеф Горовиц предположил, что практика объединения традиции или высказывания с цепочкой передатчиков, восходящих к первоначальному авторитету, возникла в раввинской литературе, откуда она была принята в зарождающуюся науку о хадисах . [3] прежде чем он подвергся гораздо более тщательной местной систематизации в исламской традиции. [4] По словам Майкла Кука : [5]
Затем мы можем пойти дальше и найти в исламском здании элементы, которые выглядят как специфические заимствования из иудаизма... Суфьян от Абу ль-Зинада от Мусы ибн Аби Усмана от его отца от Абу Хурайры от Пророка, который сказал...» Единственная другая религиозная культура, в которой мы находим такой стиль атрибуции, - это иудаизм, как в «Рабби Зарика сказал: Рабби Амми сказал: Рабби Симеон бен Лакиш сказал:...» Отличие заключалось в том, что, будучи принята в исламе, эта практика развивалась гораздо более систематически и применялась к гораздо более широкому кругу материалов.
Был выдвинут ряд предположений относительно времени, когда иснады начали использоваться в связи с передачей традиций в исламском мире. Одним из наиболее распространенных свидетельств, рассматриваемых в этих дискуссиях, является заявление, приписываемое басранскому ученому Ибн Сирину (ум. 110/728 г. н.э.), в котором говорится: [6]
Лам йакуну йас'алуна 'ан аль-иснад. Фа-ламма вакаат аль-фитна сказал: «Самму ла-на риджала-кум фа-юнзару иля ахль ас-сунна фа-ю'кхадху хадису-хум ва-юнзару иля ахль аль-бида' фа-ла ю'кхадху Хадиту-хум».
Они не спрашивали об иснаде . Когда фитна разразилась (гражданская война), они сказали: «Назовите нам своих информаторов ( риджал ), чтобы мы могли распознать людей [ортодоксальной] традиции и принять их хадисы, а также признать людей [еретических] нововведений и не принимайте их хадисов».
Согласно этой традиции, использование иснадов начинается с эпохи фитны . Однако этот термин неоднозначен, и так много научных дискуссий касалось значения фитны в этом отрывке, поскольку его можно было рассматривать как ссылку на Первую Фитну (656–616 гг. н.э.) (точка зрения Мухаммада Мустафы Азми ), Вторая Фитна (680–692) (точка зрения ГСГ Джуйнболла ), или Третья Фитна (744–750) (точка зрения Йозефа Шахта , возможная только в том случае, если традиция была ошибочно приписана Ибн Сирину и, следовательно, датирована позже) . Со времени Джуйнболла, который заметил, что самые ранние источники чаще всего связывают использование этого слова изолированно со Второй Фитной, становится все более общепринятым, что рассматриваемая традиция относит начало использования иснадов к эпохе Второй Фитны. . Более того, оценка Джуйнболла смягчила скептицизм в отношении вопроса о том, сделал ли Ибн Сирин такое заявление. [7]
Современные исследования хадисов
[ редактировать ]В современных исследованиях хадисов иснады подвергаются более тщательному изучению, и практически все авторитеты полагают, что иснады страдают от более высокого уровня частичной или полной подделки, чем обычно предполагалось. Полная подделка представляет собой массовое изобретение иснада, тогда как частичная подделка обычно включает в себя фабрикацию списка ранних передатчиков традиции, чтобы связать ее с фигурой более высокого престижа, такой как сам Мухаммед или один из его уважаемых последователей . Один из наиболее скептических примеров современных взглядов на иснады можно найти во влиятельных трудах Йозефа Шахта (ум. 1969), который в своей книге «Происхождение мусульманской юриспруденции» (1950) утверждал, что иснады массово фабриковались к концу второго исламского периода. век . По мнению Шахта, иснады «выросли в обратном направлении», что означает, что с течением времени традиция приписывалась более ранним и более ранним авторитетам, пока они не вернулись к Мухаммеду. [2] Согласно этой точке зрения, по мере того, как наука о хадисах развивалась и все больше отдавала приоритет полным пророческим иснадам (без каких-либо недостающих звеньев и восхождений к Мухаммеду) в период после 150 г.х., возникал растущий стимул модифицировать или подделывать иснады, чтобы они соответствовали этим критериям. Иснады, записанные в эту эпоху, но не соответствующие этим критериям, поэтому с большей вероятностью будут реальными, поскольку они не были оформлены и оформлены в соответствии с появляющимися редакционными стандартами ученых-хадисоведов ( мухаддитин ). [8] Эта точка зрения материализовалась в часто цитируемом изречении Шахта: «чем совершеннее иснад, тем позже традиция». [9]
Сегодня считается, что иснады вошли в употребление спустя три четверти века после смерти Мухаммеда, до этого хадисы передавались бессистемно и анонимно. Как только они начали использоваться, стали указываться имена авторитетов, популярных деятелей, а иногда даже вымышленных деятелей. [10] [11] Со временем иснады будут доработаны, чтобы соответствовать более строгим стандартам. [12] Дополнительную озабоченность вызывает значительный процент хадисов, которые, как сообщается, отвергли традиционные критики, а также трудности с выделением исторических хадисов из огромного количества неисторических. [13] [14] Эта точка зрения ставит под сомнение традиционные методы проверки хадисов, учитывая их предположение о том, что иснад сообщения дает достаточно точную историю его передачи, чтобы иметь возможность подтвердить или опровергнуть его. [15] и установление приоритета иснадов над другими критериями, такими как наличие анахронизмов в хадисе, в котором может быть иснад, соответствующий традиционным стандартам проверки. [16]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Браун 2020 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Ахмед 2015 , с. 17–19.
- ^ Горовиц 2016a .
- ^ Горовиц 2016b .
- ^ Кук 2024 , с. 189.
- ^ Павлович 2018 , с. 18.
- ^ Павлович 2018 , с. 23–24.
- ^ Ахмед 2015 , с. 32–33.
- ^ Нет Бога, кроме Бога: Истоки, эволюция и будущее ислама , Реза Аслан, (Random House, 2005), стр.163
- ^ Джуйнболл 1983 , с. 72–73.
- ^ Ибн Раванди, «Истоки ислама», 2000 : стр.118.
- ^ Патрисия Кроун, Римское, провинциальное и исламское право (1987/2002 в мягкой обложке), стр. 23–34, издание в мягкой обложке
- ^ Кроун, П., Римское, провинциальное и исламское право , стр.33.
- ^ Ибн Раванди, «Истоки ислама», 2000 : стр.119-120.
- ^ Шахт 1950 , с. 162–175, особенно. 163.
- ^ Гольдзихер, И., Мусульманские исследования , т. 2, Лондон, 1966, 1971, стр. 140–141, цитируется у Ибн Раванди, «Происхождение ислама», 2000 : стр. 117.
Источники
[ редактировать ]- Ахмед, Шахаб (2015). До православия: сатанинские стихи в раннем исламе . Издательство Гарвардского университета.
- Браун, Дэниел (2020). "Введение". В Брауне, Дэниел (ред.). Краткий справочник по хадисам Уайли Блэквелла . Уайли-Блэквелл. стр. 1–11.
- Кук, Майкл (2024). История мусульманского мира . Издательство Принстонского университета.
- Горовиц, Джозеф (2016a). «Древность и происхождение Иснада». В Моцки, Харальд (ред.). Хадис: происхождение и развитие . Рутледж. стр. 151–158.
- Горовиц, Джозеф (2016b). «Дальше о происхождении Иснада». В Моцки, Харальд (ред.). Хадис: происхождение и развитие . Рутледж. стр. 159–161.
- Джуйнболл, Гонтье Х.А. (1983). Мусульманская традиция: исследования хронологии, происхождения и авторства ранних хадисов . Издательство Кембриджского университета.
- Павлович, Павел (2018). «Происхождение Иснада и восстания аль-Мухтара ибн Аби Убайда в Куфе (66-7/685-7)» . Аль-Кантара . 39 (1): 17–48.
- Шахт, Йозеф (1950). Истоки мусульманской юриспруденции (PDF) . Оксфорд: Кларендон . Проверено 3 марта 2020 г.