Истислах
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2020 г. ) |
Истислах ( араб . استصلاح, букв. « считать правильным » ) — это метод, используемый исламскими юристами для решения проблем, которые не находят четкого ответа в священных религиозных текстах. Оно связано с термином مصلحة Маслаха , или «общественный интерес» (оба слова происходят от одного и того же трехсогласного корня «ṣ-l-ḥ»). [1] Внетекстовые прагматические соображения обычно принимаются в исламской юриспруденции в отношении областей, где Коран и практика первых мусульманских поколений ( салафит ) не дают конкретных указаний.
Истислах имеет некоторое сходство с традицией естественного права на Западе , примером которой является Фома Аквинский . Однако, в то время как естественный закон считает хорошим то, что самоочевидно хорошо, в зависимости от того, как оно стремится к реализации личности, истислах называет добром все, что связано с одним из пяти «основных благ». Аль-Газали абстрагировал эти «основные блага» из пяти юридических предписаний Корана и Сунны — религии, жизни, разума, происхождения (или потомства) и собственности. В этой классической формулировке истислах отличается от утилитаризма — «величайшего счастья для наибольшего числа людей» — потому что то, что приводит к «величайшему счастью», может нарушать любую из пяти основных ценностей. Истислах больше похож не на утилитаризм, а на деонтологизм .
Юридические концепции Истислаха и Маслахи привлекли значительное внимание в работах суннитского юриста XX века Мухаммада Рашида Риды (ум. 1354 г. хиджры / 1935 г. н.э.), который считал « нет вреда - нет возмездия » хадис важным текстуальным принципом. Ссылаясь на андалузского -маликита юриста Аль-Шатиби (ум. 790 г. хиджры / 1388 г. н.э.), Рида разработал Маслаху как «основной принцип» в юриспруденции и разделил дела на вопросы «Ибадат (ритуалы) и Муамалат (сделки). Первый состоит из абсолютных, неизменных правил; в то время как правила, касающиеся вопросов Муамалат, могут меняться со временем, поскольку Откровение не является абсолютным во всех из них. Однако, в отличие от обширного « Муамалата» Аль-Шатиби; Рида разделил проблемы Муамалата на два типа: i) те, которые являются моральными нормами, и ii) те, которые не имеют морального значения. Первые подобны правилам Ибадата , которые были ниспосланы Богом, который определил моральные нормы и, следовательно, установил их. Те, кто нарушает эти правила, являются грешными преступниками . Последняя категория проблем может быть решена путем Кияс . [2]
В современную эпоху некоторые права человека считаются «исламскими» с использованием методов Истислах и Маслаха . В Египте этот подход был поддержан Верховным конституционным судом , который ратифицировал справедливые меры, приносящие пользу женщинам даже там, где они, казалось бы, противоречат принципам классического шариата .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мавил Иззи Дьен (2020). [://books.google.com/books?id=fQzVVL8zI0sC Исламское право: от исторических основ к современной практике ]. ???. п. 5. ISBN 9780748614592 .
{{cite book}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Кнут С. Викор (2005). Между Богом и султаном: история исламского права . Издательство Оксфордского университета. стр. 234–35. ISBN 9780195223989 .