Jump to content

Истихсан

Истихсан ( араб . ‏ اِسْتِحْسَان ‎) — арабский термин, обозначающий юридическое усмотрение. В буквальном смысле это означает «считать что-то хорошим». Мусульманские ученые могут использовать его, чтобы выразить свое предпочтение конкретным суждениям исламского права перед другими возможностями. Это один из принципов юридической мысли, лежащий в основе научной интерпретации или иджтихада .

Среди классических юристов существовал ряд споров по поводу этого принципа, при этом ханафитская школа юриспруденции и ее юристы ( фукаха ) принимали его в качестве вторичного источника. Это не то же самое, что истислах , который играет заметную роль в других школах, включая школу Малики , или истихляль , который является насмешливым термином, обозначающим то, что запрещено, как дозволенное.

Этимология

[ редактировать ]

Истихсан ( استحسان [istiħsaːn] ) — арабское слово, происходящее от слова аль-хусн ( الحسن ), что означает «хорошо», что является противоположным значением слова «аль-кубх» ( القبح ), которое означает «плохой». Слово истихсан используется для выражения «украшение, улучшение или рассмотрение чего-то хорошего». [1] Оно также применяется для обозначения чего-то, к чему человек склонен или что он предпочитает, даже если это не одобряется другими. [2] Технически это было определено факихами (исламскими юристами) по-разному:

  • Баздави определяет это как уход от последствий аналогии к аналогии, которая сильнее ее. [3]
  • Аль-Халвани определяет это как отказ от аналогии в пользу более веских доказательств из Корана , Сунны или иджмы . [3]
  • Юрист Малики определяет Абу Бакр ибн аль-Араби это как принесение в жертву некоторых последствий доказательств в порядке исключения. [3]
  • Аль-Кархи определяет истихсан следующим образом: « Истихсан – это когда человек принимает решение по определенному делу, отличному от того, по которому были приняты решения по аналогичным делам, на основе его прецедентов, по причине, которая является более сильной, чем та, которая обнаруживается в аналогичных делах, и что требует отступления от этих дел». [4]

Виды истихсана

[ редактировать ]

Юристы использовали ряд классификаций:

  • Истихсан через текст ( Насс )
  • Истихсан на основе консенсуса ( иджма )
  • Истихсан на основе добра ( Маруф )
  • Истихсан по необходимости ( Дарура )
  • Истихсан на основе пользы ( Маслаха )
  • Истихсан на основе аналогии ( Кияс )

Примеры истихсана

[ редактировать ]

Ниже приведены классические примеры этого принципа:

  • Абу Ханифа заявил, что тот, кто ест по забывчивости во время поста, должен повторить пост – однако он отходит от этого свидетельством повествования, позволяющего соблюдать пост. [5]
  • Аналогия требует, чтобы производственный контракт с предоплатой был запрещен на основании аналогии – однако это разрешено согласно иджме .
  • Аналогия требует, чтобы для омовения использовалась чистая вода, поэтому колодцы, в которые попала грязь или трупы животных, были бы запрещены к использованию по строгой аналогии. Необходимость делает это исключением и разрешает использование этой воды при условии, что сначала будут применены официальные методы очистки.

Аш-Шафии рассматривал практику юридических предпочтений как ересь, узурпирующую исключительное право Бога как законодателя исламского права . [6] Утверждалось, что эта критика больше вращается вокруг лингвистического значения этого термина, а не его технического значения. [5] хотя современные ученые рассматривают комментарии Шафиита как прямую критику технического значения. [7] Известно, что Малика ибн Анаса спросили об обязательном разводе. Когда он произнес свой ответ, его ученик быстро потянулся за табличкой, чтобы записать это решение. Поняв, что делает его ученик, Малик попросил его остановиться, отметив, что его мнение может измениться до наступления темноты. [8]

Сарахси отмечает, что некоторые юристы критикуют «Истихсан» на том основании, что эта аналогия выдается за личное мнение, что запрещено в исламе. Он опровергает это понимание как непонятное, поскольку ни один юрист не отказался бы от авторитета из-за чего-то, чему не хватает доказательств. [9]

  1. ^ Мохд Хафиз Джамалудин и Ахмад Хидаят Буанг « Шариатские суды в Малайзии и развитие исламской юриспруденции: исследование истихсана » Международный журнал Нусантара Ислам 1, вып. 1 (2014): 2. ISSN   2252-5904 . два : 10.15575/ijni.v1i1.33
  2. ^ Ньязи, Исламская юриспруденция, 2000, с. 231
  3. ^ Jump up to: а б с аль-Баздави, Усул аль-Баздави
  4. ^ Саим Каядиби, Доктрина истихсана (юридического предпочтения) в исламском праве , (Конья: Tablet Kitabevi, 2007), 104. ISBN   978-975-6346-79-2
  5. ^ Jump up to: а б Абд аль-Азиз аль-Бухари, Каш аль-Асрар, Том 4,7
  6. ^ Аш-Шафии , Китаб аль-Умм , том. 7, с. 309-320. Каир Дар аль-Фикр, 1990 год.
  7. ^ Бернард Г. Вайс , В поисках Божьего закона: исламская юриспруденция в трудах Сайфа ад-Дина аль-Амиди , стр. 672. Солт-Лейк-Сити : Университет Юты Press , 1992.
  8. ^ Вирани, Шафик Н. Исмаилиты в средние века: история выживания, поиск спасения (Нью-Йорк: Oxford University Press), 2007, стр.156.
  9. ^ аль-Сарахси, Китаб аль-Усул

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Камали, Мохаммад Хашим. Принципы исламской юриспруденции (2)
  • Ниязи, Имран Ахсан Хан. Исламская юриспруденция
  • Каядиби, Саим. Истихсан: Доктрина юридического предпочтения в исламском праве . Исламский книжный фонд, Куала-Лумпур. ISBN   978-967-5-06247-6
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7e1ca69f4d313c5a5967afefeec8d8d3__1700999640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7e/d3/7e1ca69f4d313c5a5967afefeec8d8d3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Istihsan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)