Истишаб
Истихаб ( араб . استصحاب перевод. непрерывность ) — исламский термин, используемый в юриспруденции для обозначения принципа презумпции непрерывности. [1] Оно происходит от арабского слова «сухба» , что означает «сопровождать». [2] Это один из фундаментальных принципов юридической дедукции , предполагающий продолжение факта. Он основан на вероятности и может применяться при отсутствии других доказательств. [3]
Истишаб, инициатива аш-Шафии , [4] Это рационалистический принцип выработки правового решения , согласно которому изменения не считаются произошедшими до тех пор, пока не станут очевидными явные признаки этих изменений. Он служит основой для многих юридических постановлений, таких как презумпция невиновности: человек считается невиновным, если его вина не доказана. Малик ибн Анас и аш-Шафии считали это доказательством, пока ему не опровергли. [5] Некоторые юристы-классики разошлись во мнениях по поводу этого принципа, при этом некоторые юристы- ханафитцы отказывались рассматривать его как доказательство. [6] [7] В настоящее время он широко используется современными учеными. [8] [9]
Определение
[ редактировать ]Ибн аль-Кайим определил это как [10]
Продолжение того, что установлено, или отрицание того, чего не существует, т. е. суждение, отрицательное или положительное, продолжается до тех пор, пока не появятся доказательства изменения состояния. Это продолжение подтверждается не положительными доказательствами, а отсутствием новых доказательств.
Аль-Карафи выразил это как обоснованность прежнего государства следующими словами.
Истишаб означает веру в то, что прошлое или настоящее должно оставаться таким, какое оно есть в настоящем или будущем.
Типы
[ редактировать ]Истишаб делится на несколько типов. Большинство ученых сходятся во мнении о трех типах. [11]
Презумпция первоначального отсутствия
[ редактировать ]Это отсутствие каких-либо норм шариата для взрослого мусульманина, пока не будет установлена их легитимность. Примером может служить отсутствие обязательной для мусульманина шестой молитвы , презумпции невиновности человека в совершении преступления и т. д. Исламские богословы единодушны в обоснованности этого типа. [12]
Основой в повседневной жизни является дозволенность.
[ редактировать ]Подавляющее большинство правоведов считают, что в основе полезных бытовых вещей лежит дозволенность , а во вредных — запрет . Например, определенный вид пищи разрешен до тех пор, пока не будет установлен шариатский аргумент, доказывающий его запрет.
Презумпция существования до того, как будут доступны доказательства
[ редактировать ]Если в отношении какой-либо нормы существуют шариатские тексты, подкрепленные Истишабом, то заявления об отмене этого правила не будут приняты, пока они не будут подкреплены доказательствами. Примером является сохранение прав собственности. Заявление о прекращении собственности не будет принято до тех пор, пока не будут представлены доказательства, подтверждающие эти заявления. Другим примером является действительность омовения , которое не будет признано недействительным только на основании сомнений.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Истишаб - Оксфордские исламские исследования онлайн» . www.oxfordislamicstudies.com . Архивировано из оригинала 2 августа 2015 года . Проверено 30 ноября 2017 г.
Исламский юридический термин, обозначающий презумпцию непрерывности, когда ситуация, существовавшая ранее, предполагается продолжающейся в настоящее время, пока не будет доказано обратное.
- ^ Команда, Германия. «Перевод и значение Истишаба в арабско-английском словаре» [Значение Истишаба в англо-арабском словаре Almaany]. www.almaany.com . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Ахмад, Абу Умар Фарук (2010). Теория и практика современных исламских финансов: анализ примера из Австралии . Универсал-Издательство. ISBN 9781599425177 .
- ^ Сухдео, Патрик (30 июня 2014 г.). Понимание исламской теологии . КнигаBaby. ISBN 9780989290548 .
- ^ Баамир, Абдулрахман Яхья (1 апреля 2016 г.). Шариатское право в коммерческом и банковском арбитраже: право и практика в Саудовской Аравии . Рутледж. ISBN 9781317055624 .
- ^ аль-Хасан., Мухаммади, Абу (2002). Мабани-и истинбат-и Хукук-и Ислами, йа, Усул-и фикх (Глава 14-е изд.). Тегеран: Муассаса-и Интишарат ва Чап-и Данишгах-и Тегеран. ISBN 9640340766 . OCLC 54049210 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ аль-Хилли, аль-Аллама (10 ноября 2016 г.). Основы юриспруденции - Введение в имамитскую шиитскую правовую теорию: Мабади аль-вушул иля илм аль-ушул . СВЕТИТЬ. ISBN 9789004311770 .
- ^ Камали, Мохаммад Хашим (17 марта 2008 г.). Закон шариата: введение . Публикации Oneworld. ISBN 9781780740379 .
- ^ «Аль-Каваид аль-Фикхия - Шакиль Махате» . www.smahate.com . Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ «Восьмой принцип: принцип истишаба (презумпции непрерывности)» . www.iium.edu.my. Проверено 30 ноября 2017 г.
- ^ Глив, Роберт (2000). Неизбежное сомнение: две теории шиитской юриспруденции . БРИЛЛ. ISBN 9004115951 .
- ^ аль-Хилли, аль-Аллама (10 ноября 2016 г.). Основы юриспруденции - Введение в имамитскую шиитскую правовую теорию: Мабади аль-вушул иля илм аль-ушул . СВЕТИТЬ. ISBN 9789004311770 .