ад-Даула
Арабское и т. д.) означает «династия» или «государство» (в современном использовании « правительство название ад-Даула ( الدولة , часто переводимое как ад-Даула , ад-Даула , уд-Даула » или «национальное государство»). и появляется во многих почетных и царственных титулах в исламском мире . Такие титулы , изобретенные в X веке для высокопоставленных государственных деятелей Аббасидского халифата , вскоре распространились по всему исламскому миру и послужили образцом для широкого спектра подобных титулов с другими элементами, таких как ад-Дин («Вера» или «Религия»). .
Происхождение и эволюция
[ редактировать ]Термин давла первоначально означал «цикл, время, период правления». Оно особенно часто использовалось ранними халифами Аббасидов для обозначения своего «времени успеха», то есть правления, и вскоре стало особенно ассоциироваться с царствующим домом и приобрело оттенок «династии». [1] В современном использовании, начиная с XIX века, оно стало означать «государство», в частности светское государство западного типа в отличие от династических или религиозных государственных систем, существовавших до сих пор в исламском мире. [2]

С начала X века форма ад-Даула стала появляться как составная часть почетных титулов, дарованных халифами своим старшим придворным, начиная с визиря аль-Касима ибн Убайд Аллаха ибн Вахба , которому был пожалован титул вали. ад-Даула («Друг династии») халифа аль-Муктафи ( годы правления 902–908 ), эпитет, который также появлялся на халифских монетах. [3] Такой же чести был также удостоен сын аль-Касима, аль-Хусейн в феврале 932 года назвал Амид ад-Даула («Опора династии») , которого аль-Муктадир . [3]
Важным поворотным моментом стало двойное присвоение титулов Насир ад-Давла («Помощник династии») и Сайф ад-Давла («Меч династии») хамданидским принцам Хасану и Али в апреле 942 года. После этого В то время «наделение губернаторов такими титулами формально символизировало передачу политической власти «князьям» провинциальных династий» (Г. Эндресс). [3] [4] В 946 году, после победы буидов в борьбе за контроль над Ираком и столицей халифата Багдадом , победивший Ахмад ибн Буя принял титул Муизз ад-Давла («Укрепитель династии»), а его братья принял титулы Имад ад-Даула и Рукн ад-Давла («Опора» и «Столп династии» соответственно). [3] [4]
Примеру Хамданидов и Буидов вскоре подражал весь исламский мир, от Саманидов и Газневидов на востоке до Фатимидов Египта Испании и даже некоторых таифских королевств в мусульманской . [3] Однако к концу X века использование элемента ад-Даула стало настолько распространенным, что оно ухудшилось и начало дополняться - и в конечном итоге заменяться - другими названиями. Буиды, которые с самого начала начали использовать доисламские сасанидские титулы, такие как Шаханшах, параллельно своим арабским титулам, снова лидировали, а Адуд ад-Давла получил от халифа титул Тадж аль-Милла («Корона [исламского] сообщества»). титулы с элементами милла («религия»), умма («[исламская] община»), дин («вера»). С тех пор стали появляться [3] [5]
Действительно, распространение многочисленных и все более высоких титулов, начавшееся с вручения форм ад-Даула , было настолько быстрым и обширным, что уже около 1000 года ученый аль-Бируни жаловался на эту практику, жалуясь, что «дело стало совершенно невозможным. противоречащие здравому смыслу и в высшей степени неуклюжие, так что тот, кто упоминает о них, устает, едва успев начать, и тот, кто их пишет, теряет свое время и место для письма, а тот, кто обращается к ним, рискует упустить время молитвы». . [6] К XII веку титулы ад-Даулы превратились в скромные почетные наименования; простой придворный врач при багдадском дворе, такой как Ибн ат-Тильмид , мог получить титул Амин ад-Даула («Доверенный сторонник династии»). Тем не менее, несмотря на свое унижение, титулы, по мнению Ф. Розенталя, оставались свидетельством «высокого положения в обществе» их носителя. [3] В Индии их продолжали использовать отдельные мусульманские правители, а в Иране члены кабинета министров до 1935 года часто получали титулы с соединением ад-Даула . [3]
В главном индийском мусульманском княжестве Хайдарабаде Хана Даула был одним из аристократических титулов, дарованных правящим Низамом придворным мусульманским слугам, стоящим выше , Хана Бахадура, Наваба (омонимичного титулу высокого мусульманского правителя), Джанга (в порядке возрастания). ), а под Мулком , Умарой и Джа . Эквивалентом придворных индуистских вассалов был Вант . В Бахвалпуре , Мухлис ад-Давла («Преданный слуга государства»), ад-Давла Сайф Муин ад-Давла и Рукн ад-Давла были дополнительными титулами правящих наваба и эмира. использовала Персидская династия Каджаров титулы с суффиксом Эд-Доуле как почетное звание для членов королевской семьи. В Египте раннего Нового времени и Туниса бейлике Сахиб ад-Давла («Господь государства») использовался в качестве почетного знака для высокопоставленных министров, тогда как Раис ад-Давла («Глава государства» был формальным титул Абд эль-Крима , лидера Республики Риф .
Примеры почетного ад-Даула
[ редактировать ]- Адуд ад-Даула
- Ала ад-Даула
- Амид ад-Даула
- Амин ад-Даула
- Асад ад-Даула
- Баха ад-Даула
- Дия ад-Даула
- Фахр ад-Даула
- Хусам ад-Даула
- Ифтихар ад-Даула
- Имад ад-Даула
- Итимад ад-Даула
- Изз ад-Даула
- Джалал ад-Даула
- Маджд ад-Даула
- Муайяд ад-Даула
- Муизз ад-Даула
- Мумаххид ад-Даула
- Муртада ад-Даула
- Мушарриф ад-Даула
- Мушир ад-Даула
- Мутамид ад-Даула
- Насир ад-Даула
- Кавам ад-Даула
- Рукн ад-Даула
- Саад ад-Даула
- Саад ад-Даула
- Саид ад-Даула
- Сама ад-Даула
- Самсам ад-Даула
- Сайф ад-Даула
- Шамс ад-Даула
- Шараф ад-Даула
- Шибл ад-Даула Наср
- Сирадж уд-Даула
- Султан ад-Даула
- Тадж ад-Даула
- 'Уддат ад-Даула
- Захир ад-Даула
Примечания
[ редактировать ]- ^ Розенталь 1965 , стр. 177–178.
- ^ Аюби 1995 , стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Розенталь 1965 , с. 178.
- ^ Jump up to: а б Эндресс 2002 , стр. 148.
- ^ Эндресс 2002 , стр. 148–149.
- ^ Эндресс 2002 , стр. 147–148.
Источники
[ редактировать ]- Аюби, Назих Н. (1995). Переоценка арабского государства: политика и общество на Ближнем Востоке . Лондон и Нью-Йорк: IBTauris. ISBN 1850438285 .
- Эндресс, Герхард (2002). Ислам: историческое введение . Издательство Эдинбургского университета. ISBN 0748616209 .
- Розенталь, Франц (1965). «Даула» . В Льюисе, Б .; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том II: C – G. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 177–178. OCLC 495469475 .