аль-Ради
ар-Ради биллах Доволен Богом | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф Командир правоверных | |||||
![]() Золотой динар ар-Ради, отчеканенный в аль-Ахвазе в 934 году. | |||||
20-й халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 24 апреля 934 г. - 12 декабря 940 г. | ||||
Предшественник | аль-Кахир | ||||
Преемник | аль-Муттаки | ||||
Рожденный | Мухаммад ибн Джафар аль-Муктадир [1] 1 января 909 г. [1] Багдад [1] | ||||
Умер | 13 декабря 940 г. [2] (31 год) Багдад [2] | ||||
Похороны | Аль-Русафа , Ирак [ нужна ссылка ] | ||||
Супруга | Фара [3] Подавляющий [3] | ||||
Проблема | аль-Аббас | ||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Муктадир | ||||
Мать | Залум | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу'л-Аббас Мухаммад ибн Джафар аль-Муктадир ( арабский : ; 1 января 909 Абу'л-Аббас Ахмад (Мухаммад) ибн Джафар аль-Муктадир, латинизированный: Абу аль-Аббас Ахмад (Мухаммад) ибн аль-Муктадир - 13 декабря 940), обычно известный просто под своим царственным именем ар-Ради билла ( арабское : довольство Богом , латинизированное : ар-Ради билла , букв. «Довольство с Богом»). [4] ), был двадцатым халифом Аббасидского халифата , правивший с 934 года до своей смерти. Он умер 23 декабря 940 года в возрасте 31 года. Его правление ознаменовало конец политической власти халифа и появление сильных военных, которые боролись за титул эмира аль-умара .
Ранний период жизни
[ редактировать ]Будущий ар-Ради родился 20 декабря 909 года в семье халифа аль-Муктадира ( годы правления 908–932 ) и рабыни-наложницы греческого происхождения по имени Залум. [5] [6] В возрасте четырёх лет он получил номинальный губернатор Египта и Магриба и был отправлен вместе с главнокомандующим Мунисом аль-Музаффаром в Египет, который стал его наставником. [6]
Когда Мунис и аль-Муктадир поссорились в 927 году, Абу'л-Аббас и визирь Ибн Мукла попытались выступить посредниками между его отцом и могущественным главнокомандующим, но безуспешно. [6] В 930 году Абу-л-Аббас получил наместничество над Сирией от своего отца, хотя и остался в Багдаде , проживая в своем дворце в квартале Мухаррим города. [6] В следующем году распространились слухи, что Мунис намеревался похитить Абу-л-Аббаса, увезти его в Сирию и объявить там халифом. Это встревожило аль-Муктадира, который приказал своему сыну поселиться с ним в халифском дворце. [6]
Когда его отец был убит в 932 году, Абу'л-Аббас был предложен в качестве преемника, но в конечном итоге его дядя аль-Кахир ( годы правления 932–934 ). был выбран [5] [6] Абу'л-Аббас был заключен в тюрьму как опасный соперник, а его имущество конфисковано. Он оставался в заключении до свержения аль-Кахира, когда он был освобожден и возведен на трон (24 апреля 934 г.). [5] [6] [7]
Халифат
[ редактировать ]Современный историк аль-Масуди описывает его как человека приятного внешнего вида, обильно использующего ароматы, щедрого человека и отличавшегося щедрыми подарками, которые он дарил своим придворным. По словам аль-Масуди, халиф «любил говорить о людях и вещах прошлого, разыскивал ученых и литераторов, часто вызывал их к себе и оказывал им знаки своей щедрости». [8] В отличие от сильного аль-Кахира, он быстро стал номинальным правителем, а власть в государстве захватили амбициозные люди. [5]
После того как выдающийся бывший визирь Али ибн Иса аль-Джарра отказался быть повторно назначенным на этот пост из-за своего преклонного возраста, этот пост получил Ибн Мукла , который возглавил заговор против аль-Кахира. [5] [7] Однако в первые месяцы правления Мухаммад ибн Якут продолжал оставаться самым влиятельным членом двора до своего падения в апреле 935 года; только тогда Ибн Мукла действительно получил контроль над администрацией. [5] В 935 году правительство было вынуждено принять меры по противодействию беспорядкам в Багдаде из-за поведения некоторых фанатиков -ханбалитов . Поддерживаемые народными настроениями, они нападали на людей на улицах, врывались в частные дома, опорожняли сосуды с вином везде, где только можно было найти, ломали музыкальные инструменты и плохо обращались с певицами, вмешивались в детали торговли, избивали своих соперников -ашаритов и обычно действовали произвольным образом против любого, кто нарушал их строгое толкование исламских законов и обычаев. [5]
К этому времени самой большой угрозой, с которой столкнулся Халифат, была растущая независимость региональных губернаторов, которые воспользовались внутренними раздорами при дворе Аббасидов, чтобы усилить собственный контроль над своими провинциями, и удержали причитающиеся Багдаду налоги, оставив центральное правительство покалечено. [7] Ибн Мукла решил восстановить свой контроль над соседними провинциями с помощью военной силы и выбрал Хамданидами контролируемую Джазиру в качестве своей первой цели: в 935 году он начал кампанию, которая захватила столицу Хамданидов Мосул , но он был вынужден вернуться в Багдад. Другая попытка в 936 году начать кампанию против мятежного губернатора Васита Мухаммада ибн Раика даже не началась. В сочетании с его неспособностью противостоять нарастающему финансовому кризису, эта последняя катастрофа привела к падению Ибн Муклы. [9] В апреле 936 года Ибн Мукла был арестован братом Мухаммада ибн Якута аль-Музаффаром, который вынудил аль-Ради уволить его с поста визиря. [5]
Увольнение Ибн Муклы ознаменовало конец независимости халифов Аббасидов, поскольку вскоре после этого ар-Ради назначил Ибн Раика на новый пост амира аль-умара («командующего военачальников»), военную должность, которая стала фактический правитель того, что осталось от Халифата. Халиф сохранил лишь контроль над Багдадом и его непосредственными окрестностями, а все государственные дела перешли в руки Ибн Раика и его секретаря. [5] [10] Имя амира аль-Умара даже поминалось в хутбе пятничной молитвы наряду с именем халифа. [5]
Об Аль-Ради обычно говорят как о последнем из настоящих халифов: последнем, кто произносил речи на пятничной службе, проводил собрания с философами для обсуждения вопросов дня или совещался по государственным делам; последний раздавал щедрость нуждающимся или вмешивался, чтобы смягчить суровость жестоких офицеров.
И все же при всем при этом он был всего лишь зависимым от другого. За пределами тени Васира дома мало что осталось. А за границей еще меньше: исчез богатый Восток, берберская Африка и Египет, а также большая часть Сирии и Месопотамии ; Мосул был независимым; полуостровная Аравия принадлежала карматам и местным вождям; даже Басра и Васит подняли восстание. Наступление «греков» ( Византийской империи ) остановил только храбрый принц Хамданидов , заслуженно прозванный Сайф ад-Даула « Меч нации».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Дуиндам, Дж.; Артан, Т.; Кунт, М. (2011). Королевские суды в династических государствах и империях: глобальная перспектива . Правители и элиты. Брилл. п. 204. ИСБН 978-90-04-20622-9 .
- ^ Jump up to: а б Масуди 2010 , с. 393.
- ^ Jump up to: а б аль-Зубайр, ARI; Каддуми, Г.Х. (1996). Книга подарков и раритетов . Гарвардские монографии Ближнего Востока. Центр ближневосточных исследований Гарвардского университета. п. 191. ИСБН 978-0-932885-13-5 .
- ^ Боуэн 1928 , с. 336.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Зеттерштён 1995 , с. 368.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Озайдин 2007 , с. 489.
- ^ Jump up to: а б с Кеннеди 2004 , с. 194.
- ^ Масуди 2010 , с. 411.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 194–195.
- ^ Кеннеди 2004 , стр. 195 и далее..
Источники
[ редактировать ]- Боннер, Майкл (2010). «Упадок империи, 861–945». В Робинсоне, Чейз Ф. (ред.). Новая Кембриджская история ислама, Том 1: Формирование исламского мира, с шестого по одиннадцатый века . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 305–359. ISBN 978-0-521-83823-8 .
- Боуэн, Гарольд (1928). Жизнь и времена Али ибн Исы: доброго визиря . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. OCLC 386849 .
- Кеннеди, Хью (2004). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (второе изд.). Харлоу: Лонгман. ISBN 978-0-582-40525-7 .
- Масуди (2010) [1989]. Золотые луга: Аббасиды . Перевод Пола Лунде и Кэролайн Стоун. Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-7103-0246-5 .
- Озайдин, Абдулкерим (2007). «Рази-Биллах» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 34 (Османпазари – Ресулдар) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 489–490. ISBN 978-975-389-456-2 .
- Зеттерштейн, К.В. (1995). «ар-Ради биллах» . в Босворте, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс В.П. и Лекомт Г. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том VIII: Нед-Сэм . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 368. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6170 . ISBN 978-90-04-09834-3 .
- Этот текст адаптирован из Уильяма Мьюра « общедоступной книги Халифат: его взлет, упадок и падение».