Jump to content

аль-Хади


аль-Хади
Абу Мухаммад Муса бин Аль-Махди Аль-Хади
Халиф
Амир аль-Муминин
Дирхам аль-Хади, отчеканенный в 786/787 году в аль-Харунии.
Четвертый халиф Аббасидского халифата
Царствование 24 июля 785 г. - 14 сентября 786 г.
Предшественник аль-Махди
Преемник Харун ар-Рашид
Рожденный 26 апреля 764 г.
Рай , Аббасидский халифат (на территории современной провинции Тегеран )
Умер 14 сентября 786 г. (22 года)
Багдад , Аббасидский халифат
Похороны
Хадита
Супруга
Проблема
Имена
Абу Мухаммад Муса ибн Мухаммад аль-Хади
Династия Аббасид
Отец аль-Махди
Мать аль-Хайзуран
Религия Суннитский ислам

Абу Мухаммад Муса ибн Мухаммад аль-Хади ( арабский : Абу Мухаммад Муса ибн аль-Махди аль-Хади ; 26 апреля 764 г. - 14 сентября 786 г. н.э.) [1] более известный под своим лакабом аль-Хади ( الهادي ), был четвертым арабским Аббасидов халифом , который сменил своего отца аль-Махди и правил с 169 г. хиджры (785 г. н. э.) до своей смерти в 170 г. хиджры (786 г. н. э.). Его короткое правление закончилось внутренним хаосом и борьбой за власть с его матерью. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Аль-Хади родился в 764 году. Его отцом был аль-Махди, а аль-Хайзуран бинт Атта была матерью обоих халифов Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида. [3] У нее был еще один сын по имени Иса ибн аль-Махди. [4] и дочь по имени Банука или Бануджа. [5] Его мать, аль-Хайзуран, родилась в Мекке и выросла в Джураше. [6] У нее было две сестры Салсал бинт Атта. [7] и Асма бинт Атта, [4] и брат Гитриф ибн Атта. [7] Она была любимой женой аль-Махди. Аль-Махди консультировался с ней по важным вопросам обороны и управления, а офицеры и священнослужители день и ночь приходили к ее двери, чтобы получить от халифа то, что они хотели, через нее, а просители выстраивались в очередь перед ее дверью, и там было многолюдно, как на рынке. . Влияние Хайзуран в общественной и политической жизни постепенно возрастало от вмешательства и решительных вторжений во время правления ее мужа до более мощных и широких во время правления двух ее сыновей. [8] У Аль-Хади также было несколько сводных братьев; Убайдалла , Ибрагим , Мансур , Али, Абдалла. У него также были сводные сестры; Аббаса была его старшей сводной сестрой, другими были Улайя и Алия.

Аль-Хади был старшим сыном аль-Махди и аль-Хайзурана и старшим братом Харуна ар-Рашида. Он был очень дорог своему отцу и был назначен своим отцом первым наследным принцем в возрасте 16 лет и выбран лидером армии. [9] Перед своей смертью аль-Махди предположительно отдал предпочтение своему второму сыну Харуну ар-Рашиду в качестве своего преемника, взяв его в несколько военных экспедиций в 779 и 781 годах, чтобы подготовить его к тому, чтобы он стал следующим халифом, как его готовил его собственный отец, но умер до того, как могла произойти официальная передача титула наследного принца. Не говоря уже о том, что их мать Хайзуран играла в этих мыслях аль-Махди водителя и была напарницей. С другой стороны, ар-Рашид был генералом и, возможно, сопровождал своего отца на войну, чтобы обучаться и выполнять свою профессию.

Независимо от намерения, в 785 году Аль-Махди погиб во время экспедиции вместе со своим сыном Харуном, который поспешил обратно в Багдад, чтобы сообщить об этом своей матери. После безвременной кончины аль-Махди Хайзуран взял ситуацию под свой контроль. Она обеспечила плавную передачу власти и обеспечила преемственность для своего сына. Она призвала визирей и приказала им платить жалованье армии для обеспечения порядка, а затем заставила их присягнуть на верность ее сыну как их новому халифу в его отсутствия и держал все вместе до тех пор, пока аль-Хади не вернулся в Багдад. Аль-Хади стал халифом в возрасте 25 лет, самым молодым халифом, когда-либо правившим Аббасидами. Его брат Харун ар-Рашид стал его наследным принцем в 22 года. Это было проблемой для аль-Хади, поскольку большую часть своего правления он провел, пытаясь вырвать титул наследного принца у аль-Рашида - независимо от того, был ли он предоставлен ему раньше. или после смерти отца – и поставить на его место своего 7-летнего сына Джафара. Поскольку Джафар был очень молод и назначение его наследным принцем противоречило закону и мудрости, аль-Хади пытался оказать давление на Харуна и убедить его уйти в отставку. Итак, Харун сбежал из столицы и не возвращался туда до конца жизни брата. Однако попытка аль-Хади свергнуть своего брата вызвала дальнейший конфликт между ним и его матерью Хайзуран, поскольку каждый из них стремился к тому, чтобы их сыновья стали следующими халифами: аль-Хади для Джафара и Хайзуран для Харуна. [10]

Аль-Хади считался его избирателями «просвещенным правителем» и продолжал «прогрессивные» шаги своего предшественника Аббасидов. Как и его отец, он был очень открыт для жителей своей империи и позволял гражданам посещать его во дворце в Багдаде, чтобы обратиться к нему. Он был физически силен и славился своей храбростью, талантом в управлении и щедростью. Однако он был жестоким, дерзким и ревностным. Аль-Хади был особенно недоброжелателен к гражданам-немусульманам, поскольку продолжал преследования своего отца и подавил многочисленные внутренние восстания. Он подавил восстание хариджитов, отразил византийское вторжение и при этом захватил некоторую территорию. [11]

Аль-Хади также был известен своей жестокостью и преследованием сейидов и шиитов . Он наложил дальнейшие ограничения на Алидов и остальных потомков халифата Омейядов и жестоко обращался с ними. Он урезал все пособия, ранее назначенные им аль-Махди, из-за опасений восстания Алидов. [12] Он приказал своим агентам следить за всей деятельностью «Алидов» и разместить среди них шпионов. [13] и приказал им ежедневно регистрироваться в местных органах власти. В 786 году Алиды Хиджаза во главе с Али ибн Хусейном подняли восстание в ответ на эти условия. Они получили контроль над Мединой , освободили пленных, заключили в тюрьму агентов Аббасидов и сделали Масджид ан-Наби своим командным центром. Затем они направились в Мекку , где жители отказали им во въезде и заставили противостоять армии Аббасидов во главе с аль-Хади в долине Фахх, после чего Али ибн Хусейн и его товарищи потерпели поражение и были убиты в битве при Фаххе . Это событие стало известным, и ибн Хусейн стал известен как Шахид Фахх (мученик Фахха). Однако двоюродный брат ибн Хусейна, Идрис бин Абдаллах , бежал в Марокко при помощи Вадиха, египетского почтового менеджера, где он основал государство Идриси . После событий в Фахе аль-Хади обвинил имама аль-Казима , одного из защитников своего брата, в провоцировании революционеров. Он арестовал имама и приговорил его к казни, но умер, не успев осуществить свое решение.

Не хотелось и внутренних конфликтов. Сообщается, что после безвременной смерти аль-Махди его мать Аль-Хайзуран пожелала продолжать заниматься политикой, как она привыкла во время правления аль-Махди: «Хайзуран хотела доминировать над своим сыном. Она продолжала давать аудиенции в своих покоях. и обсуждать государственные дела:

«Она продолжала монополизировать принятие решений, не советуясь с ним ( аль-Хади ), она вела себя так же, как и раньше, во время правления аль-Махди, люди приходили и проходили через ее дверь. Она использовала свою власть над ним во всех его дела, вообще не советуясь с ним, взяв на себя единоличный контроль над вопросами предписаний и запретов, как она это сделала ранее с его отцом». [ нужна ссылка ]

В первые месяцы недолгого правления аль-Хади на посту халифа он позволил своей матери реализовать те же политические свободы, которые разрешил его отец, и аль-Хади находился в полном подчинении своей матери Хайзуран. Он положительно реагировал на все поступающие к ней просьбы и требования, а когда она беседовала с чиновниками и другими аудиториями и принимала решения и только сообщала ему о своих решениях, он не возражал и одобрял их. Аль-Хайзуран воспользовалась тем, что аль-Хади никогда не отвергала ее личную просьбу, и замаскировала желания своих друзей и просителей, которые приходят к ней, как свои собственные, чтобы получить желаемое. В конце концов дело дошло до того, что просители выстраивались в очередь у ворот Хайзуран, чтобы добиться своих собственных целей, и даже письма из всех провинций были отправлены в ее двор, чтобы сообщить ей о делах и попросить ее об услугах для себя, и все такое. Хади слышал о том, как его офицеры и губернаторы приходили к его матери Хайзуран в надежде, что с ее слов будет сделано то, что они от него хотят. Однако аль-Хади стал противиться ее участию в государственных делах; он чувствовал, что она переборщила, и со временем принял ответные меры против политической власти своей матери. Он не был склонен позволять ей проявлять власть и пытался исключить ее из политики. После серьёзного инцидента он сказал ей:

«Не преступайте существенных границ женской скромности и не переусердствуйте лично с ролью щедрого дарителя. Женщинам недостойно вмешиваться в государственные дела. Женщины не во власти вмешиваться... в вопросы суверенитета. Обратитесь к своим молитвам и четкам». [ нужна ссылка ]

Система гаремов впервые стала полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов. [14] когда был основан гарем Аббасидов . [15] Однако на тот момент мусульманские женщины еще не были полностью изолированы от общества в гареме.

Растущая изоляция женщин и снижение прав женщин, которые пронизали халифат Аббасидов и последние страны региона, были проиллюстрированы борьбой за власть между халифом аль-Хади и его матерью аль-Хайзуран, которая отказалась жить в изоляции, но вместо этого бросила вызов власти халифа, предоставляя свои аудиенции просителям-мужчинам и чиновникам и, таким образом, смешиваясь с мужчинами. [16] Ее сын посчитал это неправильным, публично обратился к вопросу общественной жизни своей матери, собрав своих генералов, и спросил их:

— Кто из нас лучше, ты или я? - спросил халиф аль-Хади у своей аудитории.
«Очевидно, что ты лучше, командующий правоверными», — ответило собрание.
— А чья мать лучше, моя или твоя? продолжал халиф.
— Твоя мать лучше, командующий правоверными.
«Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
«Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
— Тогда почему мужчины приходят к моей матери, чтобы поговорить с ней? [17]

К большому огорчению аль-Хади, Аль-Хайзуран не стал бы подвергаться притеснениям или молчанию. Конфликт был наконец раскрыт публично, когда она заступилась за просителя, Абдаллаха ибн Малика, и публично потребовала ответа от своего сына, который вышел из себя и открыто кричал на нее, и они оба обсуждали:

Хайзуран: Вы должны выполнить мою просьбу.
аль-Хади: Я не буду этого делать.
Хайзуран: Я уже заверил начальника полиции, что это будет сделано.
аль-Хади: Он сын блудницы. Я не буду делать это за него.
Хайзуран: Тогда я никогда больше не буду просить тебя ни о каких одолжениях.
аль-Хади: Меня это не волнует.
аль-Хади продолжал: «Подождите и внимательно прислушайтесь к моим словам.. Тому, кто из моего окружения — моих генералов, моих слуг — придет к вам с петицией, тому отрубят голову и конфискуют имущество. В чем смысл Разве у тебя нет веретена, которым можно заняться, Корана для молитвы, жилища, где можно спрятаться от осаждающих тебя? Берегись себя, и горе тебе, если откроешь свою? рот в пользу кого-либо вообще».

Хайзуран ушел в абсолютном гневе и больше никогда не говорил с ним ни сладких, ни горьких слов. Эта ситуация между королевской матерью и ее сыном так и не разрешилась и осталась открытой раной. Аль-Табари говорит, что другие ссылаются на заигрывания аль-Хади с Харуном. В одном сообщении, которое цитирует аль-Табари, аль-Хади пытался отравить свою мать:

«Яхья ибн аль-Хасан рассказал, что его отец передал ему эту информацию, сказав: «Я слышал, как Калиса рассказывал аль-'Аббасу ибн аль-Фадлу ибн ар-Раби, что Муса послал его матери аль-Хайзуран блюдо риса. Халиса сказала: «Я нашла это вкусным и, соответственно, съела немного, так что у тебя тоже есть немного!» что-то во вред тебе». Итак, они привели собаку; она съела немного и упала замертво. После этого Муса послал к аль-Хайзурану и спросил: «Как тебе понравилось блюдо с рисом?» Она ответила: «Мне оно очень понравилось». много». Он сказал: «Ты не мог это съесть, потому что если бы ты съел, Я бы избавился от тебя. Когда был счастлив какой-нибудь халиф, у которого была мать (еще жива)?» (ст. 30, с. 43–44).

Аль-Хади перенес свою столицу из Багдада в Хадиту незадолго до своей смерти. [18]

Аль-Хади умер в Багдаде в возрасте 26 лет в 786 году, проправив всего год и два месяца. Его брат Харун ар-Рашид совершил поминальную молитву. Похоронен в Исабаде. Ат-Табари отмечает различные версии этой смерти, например, язву брюшной полости или убийство, спровоцированное собственной матерью аль-Хади. Примечание на стр. 42 тома 30 перевода аль-Табари SUNY цитирует стр. 288–289 «Китаб аль-Уюн» в связи с возможностью того, что аль-Хайзуран боялся, что аль-Хади выздоровеет от своей болезни, и поэтому заставил рабынь задушить его. Ат-Табари (т. 30, стр. 42f) отмечает утверждение аль-Хади о независимости от своей матери, его запрет на ее дальнейшее участие в государственных делах и угрозу преемственности Харуна. В этой заметке продолжается: «Конечно, его смерть кажется слишком своевременной для стольких заинтересованных людей, что она должна была быть естественной». Известный мусульманский историк Ибн Халдун опроверг это утверждение. [19]

Военная деятельность

[ редактировать ]

Его недолгое правление было чревато многочисленными военными конфликтами. Восстание Хусейна ибн Али ибн Хасана вспыхнуло, когда Хусейн объявил себя халифом в Медине .

Вскоре после смерти халифа аль-Махди в июле 785 года Хусейн и его последователи подняли восстание в Медине, надеясь воспользоваться пока еще нестабильным положением преемника аль-Махди, аль-Хади. [20] Вероятно, 16 мая 786 года Хусейн и его товарищи по заговору попытались захватить контроль над Мединой. В мечети Пророка Хусейн взошел на кафедру, символически одетый в белое и надев белый тюрбан, и получил верность своих последователей лакабом аль - Муртады мин Аль Мухаммада , «Угодного Богу из дома». Мухаммеда». [21] [22]

Однако повстанцам не удалось сплотить простых людей на свою сторону, и они быстро столкнулись с местным гарнизоном. [21] [23] В последующие дни сторонники Алидов ( аль-Мубайида , «носящие белое») и Аббасидов ( аль-Мусаввида , «носящие черное») неоднократно сталкивались, но последние выходили победителями, ограничивая Алидов и своих сторонников на участок Великой мечети. Поскольку его восстание явно провалилось, Хусейн направился в Мекку вместе с примерно 300 последователями. 28 мая покинул город и [21] [24]

11 июня 786 года в вади Фахх , примерно в [ ар ] 4 километрах (2,5 мили) к северо-западу от Мекки, [20] Небольшой отряд Хусейна столкнулся с армией Аббасидов под командованием нескольких принцев Аббасидов, которые присутствовали в городе со своей вооруженной свитой во время хаджа . [25] [26] В завязавшейся битве Хусейн и более сотни его последователей были убиты, а многие взяты в плен. [27] [28] Многим Алидам удалось избежать битвы, смешавшись с паломниками хаджа. [27] [29] Среди них были Идрис и Яхья, братья Мухаммада ан-Нафса аз-Закии. [27]

Аль-Хади подавил восстание и убил Хусейна и многих его последователей, но Идрис бин Абдаллах , двоюродный брат Хусейна, сбежал и с помощью Вадиха , египетского почтового менеджера, достиг прибрежного Магриба. [30] где он позже основал государство Идриси в 788 году.

Аль-Хади также подавил восстание хариджитов и отразил византийское вторжение. Армии Аббасидов фактически захватили у последнего некоторую территорию.

У Аль-Хади было две жены. Одной из них была Любаба , дочь Джафара, сына халифа аль-Мансура . Второй была Убайда, дочь Гитрифа ибн Атты и, следовательно, племянница Аль-Хайзуран бинт Атта (сестра Гитрифа ибн Атты). [31] Одной из его наложниц была Гадир, также известная как Амат-аль-Азиз, которая принадлежала Раби ибн Юнусу, могущественному и амбициозному камергеру халифов аль-Мансура и аль-Махди. Сначала ее представили аль-Махди, который, в свою очередь, представил ее аль-Хади. Она была его любимой наложницей и родила ему двух старших сыновей. [32] После смерти аль-Хади Харун ар-Рашид женился на ней. [33] Другой наложницей была Рахим, мать его сына Джафара. [32] Другой наложницей была Хилана. После смерти аль-Хади она стала наложницей его брата Харуна ар-Рашида. [34] Другими его сыновьями были аль-Аббас, Абдаллах, Исхак, Исмаил, Сулейман и Муса. Из двух дочерей одной была Умм Иса , вышедшая замуж за халифа аль-Мамуна , а другой — Умм аль-Аббас, получившая прозвище Нуна. [35] Все они были рождены от наложниц. [32] Два его сына, Исмаил и Джафар, женились на дочерях Харун-Рашида, Хамдуне и Фатиме соответственно. [36]

Преемственность

[ редактировать ]

Историк аль-Табари отмечает различные версии смерти аль-Хади, например, язву брюшной полости или убийство, спровоцированное собственной матерью аль-Хади.

Аль-Хади сменил его младший брат Харун ар-Рашид . После своего вступления на престол Харун возглавил пятничную молитву Багдада в Великой мечети , а затем публично восседал, пока официальные лица и миряне выстраивались в очередь, чтобы присягнуть на верность и заявить о своем счастье в связи с его восхождением к Амиру аль-Муминину. [37] Он начал свое правление с назначения очень способных министров, которые так хорошо выполняли работу правительства, что значительно улучшили положение народа. [38]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ аль-Суюти, Тарих аль-Хулафа (История халифов)
  2. ^ Стэнли Лейн-Пул, Монеты восточных халифов в Британском музее
  3. ^ Эбботт 1946 , с. 24.
  4. ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 31.
  5. ^ Эбботт 1946 , с. 32.
  6. ^ Эбботт 1946 , с. 26.
  7. ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 29.
  8. ^ Эбботт 1946 , стр. 26, 20.
  9. ^ Хидри, Тарих-и Халафат-и Аббасиян, стр. 51
  10. ^ Такуш, Давлат-и Аббасиян, стр. 94.
  11. ^ аль-Суюти, Тарих аль-Хулафа (История халифов)
  12. ^ Абу л-Фарадж аль-Исфахани, аль-Агани, том. 5, с. 6
  13. ^ Такуш, Давлат-и Аббасиян, стр. 92.
  14. ^ Элеонора Абделла Думато (2009). «Уединение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года.
  15. ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета, 2019. JSTOR   10.3366/j.ctvnjbg3q . Доступ 27 марта. 2021.
  16. ^ Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5.
  17. ^ Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5.
  18. ^ Льюис, Бернард (1986). «Хадита» . В Херцфельде, Э. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3 (2-е изд.). Брилл. п. 29. ISBN  978-9004081185 . Проверено 12 октября 2012 г.
  19. ^ аль-Суюти, Тарих аль-Хулафа (История халифов)
  20. ^ Перейти обратно: а б Тернер 2016 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Векча Валььери 1971 , с. 616.
  22. ^ Босворт 1989 , стр. 18–19, 33.
  23. ^ Босворт 1989 , стр. 19–20, 33–34.
  24. ^ Босворт 1989 , стр. 20–21, 35.
  25. ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 616–617.
  26. ^ Босворт 1989 , стр. 23–24, 30–31.
  27. ^ Перейти обратно: а б с Векча Валььери 1971 , с. 617.
  28. ^ Босворт 1989 , стр. 25–28.
  29. ^ Босворт 1989 , с. 26.
  30. ^ Юстас 1971 , с. 1031.
  31. ^ Эбботт 1946 , стр. 67–68.
  32. ^ Перейти обратно: а б с Эбботт 1946 , с. 66.
  33. ^ Эбботт 1946 , с. 137.
  34. ^ Килпатрик, Х. (2023). Книга монастырей . Библиотека арабской литературы. Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 309, 449. ISBN.  978-1-4798-2572-1 .
  35. ^ аль-Табари, Мухаммад ибн Ярир (1989). История ат-Табари Том. 30: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785–809 гг. Н.э./ 169–1 гг. Хиджры. Персидская библиотека. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 100-1 58–59. ISBN  978-0-88706-564-4 .
  36. ^ Эбботт 1946 , с. 157.
  37. ^ Бобрик 2012 , с. 36.
  38. ^ Новые развлечения арабских ночей, Том 3

Библиография

[ редактировать ]
аль-Хади
Кадетское отделение Бану Хашим
Родился: 26 апреля 764 г.   Умер: 786 г.
Суннитские титулы ислама
Предшественник Халиф Аббасидского халифата
785–786
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 94c47daee99cae19fb3211d5ce281ad5__1722563280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/d5/94c47daee99cae19fb3211d5ce281ad5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Hadi - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)