аль-Хади
аль-Хади Абу Мухаммад Муса бин Аль-Махди Аль-Хади | |||||
---|---|---|---|---|---|
Халиф Амир аль-Муминин | |||||
Четвертый халиф Аббасидского халифата | |||||
Царствование | 24 июля 785 г. - 14 сентября 786 г. | ||||
Предшественник | аль-Махди | ||||
Преемник | Харун ар-Рашид | ||||
Рожденный | 26 апреля 764 г. Рай , Аббасидский халифат (на территории современной провинции Тегеран ) | ||||
Умер | 14 сентября 786 г. (22 года) Багдад , Аббасидский халифат | ||||
Похороны | Хадита | ||||
Супруга |
| ||||
Проблема | |||||
| |||||
Династия | Аббасид | ||||
Отец | аль-Махди | ||||
Мать | аль-Хайзуран | ||||
Религия | Суннитский ислам |
Абу Мухаммад Муса ибн Мухаммад аль-Хади ( арабский : Абу Мухаммад Муса ибн аль-Махди аль-Хади ; 26 апреля 764 г. - 14 сентября 786 г. н.э.) [1] более известный под своим лакабом аль-Хади ( الهادي ), был четвертым арабским Аббасидов халифом , который сменил своего отца аль-Махди и правил с 169 г. хиджры (785 г. н. э.) до своей смерти в 170 г. хиджры (786 г. н. э.). Его короткое правление закончилось внутренним хаосом и борьбой за власть с его матерью. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Аль-Хади родился в 764 году. Его отцом был аль-Махди, а аль-Хайзуран бинт Атта была матерью обоих халифов Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида. [3] У нее был еще один сын по имени Иса ибн аль-Махди. [4] и дочь по имени Банука или Бануджа. [5] Его мать, аль-Хайзуран, родилась в Мекке и выросла в Джураше. [6] У нее было две сестры Салсал бинт Атта. [7] и Асма бинт Атта, [4] и брат Гитриф ибн Атта. [7] Она была любимой женой аль-Махди. Аль-Махди консультировался с ней по важным вопросам обороны и управления, а офицеры и священнослужители день и ночь приходили к ее двери, чтобы получить от халифа то, что они хотели, через нее, а просители выстраивались в очередь перед ее дверью, и там было многолюдно, как на рынке. . Влияние Хайзуран в общественной и политической жизни постепенно возрастало от вмешательства и решительных вторжений во время правления ее мужа до более мощных и широких во время правления двух ее сыновей. [8] У Аль-Хади также было несколько сводных братьев; Убайдалла , Ибрагим , Мансур , Али, Абдалла. У него также были сводные сестры; Аббаса была его старшей сводной сестрой, другими были Улайя и Алия.
Аль-Хади был старшим сыном аль-Махди и аль-Хайзурана и старшим братом Харуна ар-Рашида. Он был очень дорог своему отцу и был назначен своим отцом первым наследным принцем в возрасте 16 лет и выбран лидером армии. [9] Перед своей смертью аль-Махди предположительно отдал предпочтение своему второму сыну Харуну ар-Рашиду в качестве своего преемника, взяв его в несколько военных экспедиций в 779 и 781 годах, чтобы подготовить его к тому, чтобы он стал следующим халифом, как его готовил его собственный отец, но умер до того, как могла произойти официальная передача титула наследного принца. Не говоря уже о том, что их мать Хайзуран играла в этих мыслях аль-Махди водителя и была напарницей. С другой стороны, ар-Рашид был генералом и, возможно, сопровождал своего отца на войну, чтобы обучаться и выполнять свою профессию.
Халифат
[ редактировать ]Независимо от намерения, в 785 году Аль-Махди погиб во время экспедиции вместе со своим сыном Харуном, который поспешил обратно в Багдад, чтобы сообщить об этом своей матери. После безвременной кончины аль-Махди Хайзуран взял ситуацию под свой контроль. Она обеспечила плавную передачу власти и обеспечила преемственность для своего сына. Она призвала визирей и приказала им платить жалованье армии для обеспечения порядка, а затем заставила их присягнуть на верность ее сыну как их новому халифу в его отсутствия и держал все вместе до тех пор, пока аль-Хади не вернулся в Багдад. Аль-Хади стал халифом в возрасте 25 лет, самым молодым халифом, когда-либо правившим Аббасидами. Его брат Харун ар-Рашид стал его наследным принцем в 22 года. Это было проблемой для аль-Хади, поскольку большую часть своего правления он провел, пытаясь вырвать титул наследного принца у аль-Рашида - независимо от того, был ли он предоставлен ему раньше. или после смерти отца – и поставить на его место своего 7-летнего сына Джафара. Поскольку Джафар был очень молод и назначение его наследным принцем противоречило закону и мудрости, аль-Хади пытался оказать давление на Харуна и убедить его уйти в отставку. Итак, Харун сбежал из столицы и не возвращался туда до конца жизни брата. Однако попытка аль-Хади свергнуть своего брата вызвала дальнейший конфликт между ним и его матерью Хайзуран, поскольку каждый из них стремился к тому, чтобы их сыновья стали следующими халифами: аль-Хади для Джафара и Хайзуран для Харуна. [10]
Аль-Хади считался его избирателями «просвещенным правителем» и продолжал «прогрессивные» шаги своего предшественника Аббасидов. Как и его отец, он был очень открыт для жителей своей империи и позволял гражданам посещать его во дворце в Багдаде, чтобы обратиться к нему. Он был физически силен и славился своей храбростью, талантом в управлении и щедростью. Однако он был жестоким, дерзким и ревностным. Аль-Хади был особенно недоброжелателен к гражданам-немусульманам, поскольку продолжал преследования своего отца и подавил многочисленные внутренние восстания. Он подавил восстание хариджитов, отразил византийское вторжение и при этом захватил некоторую территорию. [11]
Аль-Хади также был известен своей жестокостью и преследованием сейидов и шиитов . Он наложил дальнейшие ограничения на Алидов и остальных потомков халифата Омейядов и жестоко обращался с ними. Он урезал все пособия, ранее назначенные им аль-Махди, из-за опасений восстания Алидов. [12] Он приказал своим агентам следить за всей деятельностью «Алидов» и разместить среди них шпионов. [13] и приказал им ежедневно регистрироваться в местных органах власти. В 786 году Алиды Хиджаза во главе с Али ибн Хусейном подняли восстание в ответ на эти условия. Они получили контроль над Мединой , освободили пленных, заключили в тюрьму агентов Аббасидов и сделали Масджид ан-Наби своим командным центром. Затем они направились в Мекку , где жители отказали им во въезде и заставили противостоять армии Аббасидов во главе с аль-Хади в долине Фахх, после чего Али ибн Хусейн и его товарищи потерпели поражение и были убиты в битве при Фаххе . Это событие стало известным, и ибн Хусейн стал известен как Шахид Фахх (мученик Фахха). Однако двоюродный брат ибн Хусейна, Идрис бин Абдаллах , бежал в Марокко при помощи Вадиха, египетского почтового менеджера, где он основал государство Идриси . После событий в Фахе аль-Хади обвинил имама аль-Казима , одного из защитников своего брата, в провоцировании революционеров. Он арестовал имама и приговорил его к казни, но умер, не успев осуществить свое решение.
Не хотелось и внутренних конфликтов. Сообщается, что после безвременной смерти аль-Махди его мать Аль-Хайзуран пожелала продолжать заниматься политикой, как она привыкла во время правления аль-Махди: «Хайзуран хотела доминировать над своим сыном. Она продолжала давать аудиенции в своих покоях. и обсуждать государственные дела:
- «Она продолжала монополизировать принятие решений, не советуясь с ним ( аль-Хади ), она вела себя так же, как и раньше, во время правления аль-Махди, люди приходили и проходили через ее дверь. Она использовала свою власть над ним во всех его дела, вообще не советуясь с ним, взяв на себя единоличный контроль над вопросами предписаний и запретов, как она это сделала ранее с его отцом». [ нужна ссылка ]
В первые месяцы недолгого правления аль-Хади на посту халифа он позволил своей матери реализовать те же политические свободы, которые разрешил его отец, и аль-Хади находился в полном подчинении своей матери Хайзуран. Он положительно реагировал на все поступающие к ней просьбы и требования, а когда она беседовала с чиновниками и другими аудиториями и принимала решения и только сообщала ему о своих решениях, он не возражал и одобрял их. Аль-Хайзуран воспользовалась тем, что аль-Хади никогда не отвергала ее личную просьбу, и замаскировала желания своих друзей и просителей, которые приходят к ней, как свои собственные, чтобы получить желаемое. В конце концов дело дошло до того, что просители выстраивались в очередь у ворот Хайзуран, чтобы добиться своих собственных целей, и даже письма из всех провинций были отправлены в ее двор, чтобы сообщить ей о делах и попросить ее об услугах для себя, и все такое. Хади слышал о том, как его офицеры и губернаторы приходили к его матери Хайзуран в надежде, что с ее слов будет сделано то, что они от него хотят. Однако аль-Хади стал противиться ее участию в государственных делах; он чувствовал, что она переборщила, и со временем принял ответные меры против политической власти своей матери. Он не был склонен позволять ей проявлять власть и пытался исключить ее из политики. После серьёзного инцидента он сказал ей:
- «Не преступайте существенных границ женской скромности и не переусердствуйте лично с ролью щедрого дарителя. Женщинам недостойно вмешиваться в государственные дела. Женщины не во власти вмешиваться... в вопросы суверенитета. Обратитесь к своим молитвам и четкам». [ нужна ссылка ]
Система гаремов впервые стала полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов. [14] когда был основан гарем Аббасидов . [15] Однако на тот момент мусульманские женщины еще не были полностью изолированы от общества в гареме.
Растущая изоляция женщин и снижение прав женщин, которые пронизали халифат Аббасидов и последние страны региона, были проиллюстрированы борьбой за власть между халифом аль-Хади и его матерью аль-Хайзуран, которая отказалась жить в изоляции, но вместо этого бросила вызов власти халифа, предоставляя свои аудиенции просителям-мужчинам и чиновникам и, таким образом, смешиваясь с мужчинами. [16] Ее сын посчитал это неправильным, публично обратился к вопросу общественной жизни своей матери, собрав своих генералов, и спросил их:
- — Кто из нас лучше, ты или я? - спросил халиф аль-Хади у своей аудитории.
- «Очевидно, что ты лучше, командующий правоверными», — ответило собрание.
- — А чья мать лучше, моя или твоя? продолжал халиф.
- — Твоя мать лучше, командующий правоверными.
- «Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
- «Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
- — Тогда почему мужчины приходят к моей матери, чтобы поговорить с ней? [17]
К большому огорчению аль-Хади, Аль-Хайзуран не стал бы подвергаться притеснениям или молчанию. Конфликт был наконец раскрыт публично, когда она заступилась за просителя, Абдаллаха ибн Малика, и публично потребовала ответа от своего сына, который вышел из себя и открыто кричал на нее, и они оба обсуждали:
- Хайзуран: Вы должны выполнить мою просьбу.
- аль-Хади: Я не буду этого делать.
- Хайзуран: Я уже заверил начальника полиции, что это будет сделано.
- аль-Хади: Он сын блудницы. Я не буду делать это за него.
- Хайзуран: Тогда я никогда больше не буду просить тебя ни о каких одолжениях.
- аль-Хади: Меня это не волнует.
- аль-Хади продолжал: «Подождите и внимательно прислушайтесь к моим словам.. Тому, кто из моего окружения — моих генералов, моих слуг — придет к вам с петицией, тому отрубят голову и конфискуют имущество. В чем смысл Разве у тебя нет веретена, которым можно заняться, Корана для молитвы, жилища, где можно спрятаться от осаждающих тебя? Берегись себя, и горе тебе, если откроешь свою? рот в пользу кого-либо вообще».
Хайзуран ушел в абсолютном гневе и больше никогда не говорил с ним ни сладких, ни горьких слов. Эта ситуация между королевской матерью и ее сыном так и не разрешилась и осталась открытой раной. Аль-Табари говорит, что другие ссылаются на заигрывания аль-Хади с Харуном. В одном сообщении, которое цитирует аль-Табари, аль-Хади пытался отравить свою мать:
- «Яхья ибн аль-Хасан рассказал, что его отец передал ему эту информацию, сказав: «Я слышал, как Калиса рассказывал аль-'Аббасу ибн аль-Фадлу ибн ар-Раби, что Муса послал его матери аль-Хайзуран блюдо риса. Халиса сказала: «Я нашла это вкусным и, соответственно, съела немного, так что у тебя тоже есть немного!» что-то во вред тебе». Итак, они привели собаку; она съела немного и упала замертво. После этого Муса послал к аль-Хайзурану и спросил: «Как тебе понравилось блюдо с рисом?» Она ответила: «Мне оно очень понравилось». много». Он сказал: «Ты не мог это съесть, потому что если бы ты съел, Я бы избавился от тебя. Когда был счастлив какой-нибудь халиф, у которого была мать (еще жива)?» (ст. 30, с. 43–44).
Аль-Хади перенес свою столицу из Багдада в Хадиту незадолго до своей смерти. [18]
Аль-Хади умер в Багдаде в возрасте 26 лет в 786 году, проправив всего год и два месяца. Его брат Харун ар-Рашид совершил поминальную молитву. Похоронен в Исабаде. Ат-Табари отмечает различные версии этой смерти, например, язву брюшной полости или убийство, спровоцированное собственной матерью аль-Хади. Примечание на стр. 42 тома 30 перевода аль-Табари SUNY цитирует стр. 288–289 «Китаб аль-Уюн» в связи с возможностью того, что аль-Хайзуран боялся, что аль-Хади выздоровеет от своей болезни, и поэтому заставил рабынь задушить его. Ат-Табари (т. 30, стр. 42f) отмечает утверждение аль-Хади о независимости от своей матери, его запрет на ее дальнейшее участие в государственных делах и угрозу преемственности Харуна. В этой заметке продолжается: «Конечно, его смерть кажется слишком своевременной для стольких заинтересованных людей, что она должна была быть естественной». Известный мусульманский историк Ибн Халдун опроверг это утверждение. [19]
Военная деятельность
[ редактировать ]Его недолгое правление было чревато многочисленными военными конфликтами. Восстание Хусейна ибн Али ибн Хасана вспыхнуло, когда Хусейн объявил себя халифом в Медине .
Вскоре после смерти халифа аль-Махди в июле 785 года Хусейн и его последователи подняли восстание в Медине, надеясь воспользоваться пока еще нестабильным положением преемника аль-Махди, аль-Хади. [20] Вероятно, 16 мая 786 года Хусейн и его товарищи по заговору попытались захватить контроль над Мединой. В мечети Пророка Хусейн взошел на кафедру, символически одетый в белое и надев белый тюрбан, и получил верность своих последователей лакабом аль - Муртады мин Аль Мухаммада , «Угодного Богу из дома». Мухаммеда». [21] [22]
Однако повстанцам не удалось сплотить простых людей на свою сторону, и они быстро столкнулись с местным гарнизоном. [21] [23] В последующие дни сторонники Алидов ( аль-Мубайида , «носящие белое») и Аббасидов ( аль-Мусаввида , «носящие черное») неоднократно сталкивались, но последние выходили победителями, ограничивая Алидов и своих сторонников на участок Великой мечети. Поскольку его восстание явно провалилось, Хусейн направился в Мекку вместе с примерно 300 последователями. 28 мая покинул город и [21] [24]
11 июня 786 года в вади Фахх , примерно в 4 километрах (2,5 мили) к северо-западу от Мекки, [20] Небольшой отряд Хусейна столкнулся с армией Аббасидов под командованием нескольких принцев Аббасидов, которые присутствовали в городе со своей вооруженной свитой во время хаджа . [25] [26] В завязавшейся битве Хусейн и более сотни его последователей были убиты, а многие взяты в плен. [27] [28] Многим Алидам удалось избежать битвы, смешавшись с паломниками хаджа. [27] [29] Среди них были Идрис и Яхья, братья Мухаммада ан-Нафса аз-Закии. [27]
Аль-Хади подавил восстание и убил Хусейна и многих его последователей, но Идрис бин Абдаллах , двоюродный брат Хусейна, сбежал и с помощью Вадиха , египетского почтового менеджера, достиг прибрежного Магриба. [30] где он позже основал государство Идриси в 788 году.
Аль-Хади также подавил восстание хариджитов и отразил византийское вторжение. Армии Аббасидов фактически захватили у последнего некоторую территорию.
Семья
[ редактировать ]У Аль-Хади было две жены. Одной из них была Любаба , дочь Джафара, сына халифа аль-Мансура . Второй была Убайда, дочь Гитрифа ибн Атты и, следовательно, племянница Аль-Хайзуран бинт Атта (сестра Гитрифа ибн Атты). [31] Одной из его наложниц была Гадир, также известная как Амат-аль-Азиз, которая принадлежала Раби ибн Юнусу, могущественному и амбициозному камергеру халифов аль-Мансура и аль-Махди. Сначала ее представили аль-Махди, который, в свою очередь, представил ее аль-Хади. Она была его любимой наложницей и родила ему двух старших сыновей. [32] После смерти аль-Хади Харун ар-Рашид женился на ней. [33] Другой наложницей была Рахим, мать его сына Джафара. [32] Другой наложницей была Хилана. После смерти аль-Хади она стала наложницей его брата Харуна ар-Рашида. [34] Другими его сыновьями были аль-Аббас, Абдаллах, Исхак, Исмаил, Сулейман и Муса. Из двух дочерей одной была Умм Иса , вышедшая замуж за халифа аль-Мамуна , а другой — Умм аль-Аббас, получившая прозвище Нуна. [35] Все они были рождены от наложниц. [32] Два его сына, Исмаил и Джафар, женились на дочерях Харун-Рашида, Хамдуне и Фатиме соответственно. [36]
Преемственность
[ редактировать ]Историк аль-Табари отмечает различные версии смерти аль-Хади, например, язву брюшной полости или убийство, спровоцированное собственной матерью аль-Хади.
Аль-Хади сменил его младший брат Харун ар-Рашид . После своего вступления на престол Харун возглавил пятничную молитву Багдада в Великой мечети , а затем публично восседал, пока официальные лица и миряне выстраивались в очередь, чтобы присягнуть на верность и заявить о своем счастье в связи с его восхождением к Амиру аль-Муминину. [37] Он начал свое правление с назначения очень способных министров, которые так хорошо выполняли работу правительства, что значительно улучшили положение народа. [38]
См. также
[ редактировать ]- Аль-Фадл ибн Салих
- Ибрагим ибн Салих , зять аль-Хади
Ссылки
[ редактировать ]- ^ аль-Суюти, Тарих аль-Хулафа (История халифов)
- ^ Стэнли Лейн-Пул, Монеты восточных халифов в Британском музее
- ^ Эбботт 1946 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 31.
- ^ Эбботт 1946 , с. 32.
- ^ Эбботт 1946 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Эбботт 1946 , с. 29.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 26, 20.
- ^ Хидри, Тарих-и Халафат-и Аббасиян, стр. 51
- ^ Такуш, Давлат-и Аббасиян, стр. 94.
- ^ аль-Суюти, Тарих аль-Хулафа (История халифов)
- ^ Абу л-Фарадж аль-Исфахани, аль-Агани, том. 5, с. 6
- ^ Такуш, Давлат-и Аббасиян, стр. 92.
- ^ Элеонора Абделла Думато (2009). «Уединение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года.
- ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета, 2019. JSTOR 10.3366/j.ctvnjbg3q . Доступ 27 марта. 2021.
- ^ Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5.
- ^ Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5.
- ^ Льюис, Бернард (1986). «Хадита» . В Херцфельде, Э. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 3 (2-е изд.). Брилл. п. 29. ISBN 978-9004081185 . Проверено 12 октября 2012 г.
- ^ аль-Суюти, Тарих аль-Хулафа (История халифов)
- ^ Перейти обратно: а б Тернер 2016 .
- ^ Перейти обратно: а б с Векча Валььери 1971 , с. 616.
- ^ Босворт 1989 , стр. 18–19, 33.
- ^ Босворт 1989 , стр. 19–20, 33–34.
- ^ Босворт 1989 , стр. 20–21, 35.
- ^ Вечча Валььери 1971 , стр. 616–617.
- ^ Босворт 1989 , стр. 23–24, 30–31.
- ^ Перейти обратно: а б с Векча Валььери 1971 , с. 617.
- ^ Босворт 1989 , стр. 25–28.
- ^ Босворт 1989 , с. 26.
- ^ Юстас 1971 , с. 1031.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 67–68.
- ^ Перейти обратно: а б с Эбботт 1946 , с. 66.
- ^ Эбботт 1946 , с. 137.
- ^ Килпатрик, Х. (2023). Книга монастырей . Библиотека арабской литературы. Нью-Йоркский университет Пресс. стр. 309, 449. ISBN. 978-1-4798-2572-1 .
- ^ аль-Табари, Мухаммад ибн Ярир (1989). История ат-Табари Том. 30: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785–809 гг. Н.э./ 169–1 гг. Хиджры. Персидская библиотека. Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 100-1 58–59. ISBN 978-0-88706-564-4 .
- ^ Эбботт 1946 , с. 157.
- ^ Бобрик 2012 , с. 36.
- ^ Новые развлечения арабских ночей, Том 3
Библиография
[ редактировать ]- Босворт, CE , изд. (1989). История ат-Табари, Том XXX: Халифат Аббасидов в равновесии: Халифаты Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида, 785–809 гг. Н.э./169–192 гг . хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-88706-564-4 .
- аль-Масуди , Золотые луга, Аббасиды, пер. Пол Лунде и Кэролайн Стоун, Кеган Пол, Лондон и Нью-Йорк, 1989 год.
- Эбботт, Набия (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна аль-Рашида . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-86356-031-6 .
- Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. ISBN 978-1416567622 .
- Тернер, Джон П. (2016). «Фахх» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_26920 . ISSN 1873-9830 .
- Векча Валььери, Л. (1971). «аль-Хусейн б. Али, Сахиб Факх̲к̲х̲» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 615–617. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2979 . OCLC 495469525 .
- Юсташ, Д. (1971). «Идрис I» . В Льюисе, Б .; Менаж, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 1031. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_3492 . OCLC 495469525 .