Jump to content

Al-Khayzuran

Al-Khayzuran
Бамбук
Супруга халифа Аббасидов
Рожденный Джораш, недалеко от современного Биша , Саудовская Аравия.
Умер 789
Мадинат ас-Салам, Багдад
Супруг Аль-Махди
Дети
Имена
Аль-Хайзуран бинт Атта
(арабский: Аль-Хайзаран Бинт Ата)
Отец Атта
Религия ислам

Аль-Хайзуран бинт Атта ( араб . الخيزران بنت عطاء , романизированный : al-ḵayzurān bint ʿaṭāʾ ) (умерла в 789 г.) была женой аббасидского халифа Аль -Махди и матерью обоих халифов Аль-Хади и Харуна ар-Рашида . Она сохраняла фактическое влияние с 775 по 789 годы во время правления мужа и сыновей и известна своим огромным влиянием на государственные дела.

Хотя формально аль-Хайзуран не была правителем, тем не менее она была первой женщиной в истории ислама, правившей де-факто , и первой женщиной в истории мусульман, носившей на свое имя золотые монеты. Она стала одной из самых влиятельных женщин своего времени под именем своего мужа и сыновей аль-Махди, аль-Хади и аль-Харуна. Во время правления аль-Махди аль-Хайзуран часто появлялся при дворе, когда присутствовал халиф, а также пользовался огромной политической властью, и халиф узнавал ее мнение по большинству вопросов, прежде чем отдавать приказы.

Аль-Хайзуран была также первой женщиной, которая имела собственную бюрократию и суд, принимала петиции и аудиенцию у чиновников и народа, а также командовала и запрещала в халифате. Независимо от государственной казны, она приобрела огромное богатство, имея обширные торговые связи с другими странами. В то время как аль-Махди большую часть времени проводил на охоте и развлечениях, она, оказывая влияние на двор, имела возможность проводить в своем доме собрания для управления халифатом. Даже после его смерти она продолжала обладать высшей властью и влиянием во времена своих сыновей.

На момент безвременной кончины аль-Махди аль-Хайзуран в столице (Багдаде) уже взяла на себя управление государственными делами и, скрывая его смерть и выплачивая жалованье армейским офицерам, она обеспечила преданность солдат своему сыну аль-Махди. Хади как новый халиф. но аль-Хади выступил против того, чтобы его мать делила и сотрудничала с неоспоримой властью в халифате, и аль-Хайзуран убил его после серьезных споров. Она привела к власти Харуна ар-Рашида . В отличие от своего брата, аль-Харун не выступал против матери, официально передал всю власть матери и полагался на ее советы.

Аль-Хайзуран был родом из Джораша, недалеко от современного Биша , Саудовская Аравия . Она была похищена из дома бедуином , который затем продал ее на невольничьем рынке недалеко от Мекки Аль-Махди во время его паломничества. Официально порабощение мусульман было незаконным, однако все источники, тем не менее, непреклонны в том, что она была рабыней, и нарушение официального правила, запрещающего порабощение мусульман, не было чем-то необычным на практике в этом контексте. [ 1 ]

Правление Аль-Махди

[ редактировать ]

Аль-Хайзурана описывали как красивого, умного и одаренного человека. В то время женщины-рабыни гарема , называемые джарья или джавари , славились тем, что занимались музыкой, пением, астрологией, математикой и теологией, чтобы поддерживать интерес своего хозяина, и Аль-Хайзуран регулярно брал уроки фикха у самых известных людей. выучил кадис . [ 1 ]

В конце концов она стала фавориткой Аль-Махди. После его вступления на пост халифа в 775 году она убедила его освободить ее и жениться на ней; лишив свою первую жену, принцессу Райту (дочь халифа Ас-Саффаха ) ее привилегий, а также понизив ее сына с должности наследника престола. Вместо этого Аль-Махди называет сыновей Аль-Хайзурана своими наследниками, несмотря на то, что называть так имена сыновей раба противоречило обычаю. Будучи королевой, аль-Хайзуран теперь имела высшую власть над гаремом халифа; даже халифу приходилось вести себя в этой области согласно ее желанию. Она быстро взяла на себя управление этим сложным учреждением, начиная от общественной жизни и заканчивая планированием вечеринок и церемоний, включая управление поступающими большими суммами денег.

С этого момента она стала самой могущественной и влиятельной женщиной в империи, сопровождая Аль-Махди всякий раз, когда он приходил ко двору. Она пряталась за занавеской, а если была с чем-то не согласна, то клала руку ему на спину, чтобы его не было видно. Аль-Хайзуран всегда имел прямой доступ к халифу: ее предложения всегда принимались, люди, которых она рекомендовала, пользовались благосклонностью и продвигались по службе, и по ее заступничеству он прощал врагов или смягчал смертные приговоры. [ 1 ]

Серебряный дирхам халифа аль-Махди ( годы правления 775–785), отчеканенный в Багдаде в 778/9 г.

При дворе она была в союзе с Бармакидами . Во время правления Аль-Махди Аль-Хайзуран обладала необычайной и необычной для любого человека степенью власти, не говоря уже о женщине: она обсуждала и помогала решать все военные и государственные дела, она не уединялась в гареме, ее влияние на всех -Махди позволил ей осуществлять политическую власть вне гарема над всеми и чем угодно и где угодно, она встречала просителей, как мужчин, так и женщин, которые просили ее об одолжении или заступались за них перед ее мужем-халифом. В число этих просителей входили судебные чиновники, военные офицеры, дворяне и купцы, и у нее был свой собственный двор, где она проводила аудиенции с генералами, политиками и чиновниками в своих покоях, общаясь с мужчинами и обсуждая государственные дела, или они передавали ее петиции государству в конверты. Аль-Махди даже позволил ей встретиться с иностранными послами и подписать официальные документы для управления империей. Все эти меры были новшествами, которые считались культурно неприемлемыми для женщины и подчеркивали ее влияние и власть во всей империи. [ 1 ]

Дворец Аль-Хайзуран, как и халифа, охранялся солдатами, а ее земли простирались за пределы столицы, а также она управляла рядом предприятий и фабрик через агентов, которые подчинялись ей непосредственно, у нее также был крупный бизнес за границей и от нее зависели многие купцы и дворяне столицы и ее предместий; она владела сотнями рабов, имела много служанок и вела роскошный образ жизни. Ее годовой доход составлял одну треть от дохода халифата, и эта сумма удвоилась во время халифата ее сыновей Аль-Хади и Харуна ар-Рашида и составляла более половины общего дохода халифата. По мере того как ее муж старел, ее власть при дворе росла, и она даже наградила некоторых своих родственников должностями. Пока аль-Махди проводил кампанию на западе и севере или путешествовал по империи с целью осмотра достопримечательностей, она управляла делами в Багдаде от его имени. Она также вызвала в суд свою мать, двух сестер и двух братьев, выдала свою сестру Сальсал замуж за принца Джафара и назначила своего брата Гатрифа губернатором Йемена. [ 1 ]

Помимо двух сыновей, у пары была дочь по имени Банука. Аль-Махди так любил ее, что нарядил ее мальчиком, чтобы она могла сопровождать его в его путешествиях. Когда она умерла в 16 лет, [ 2 ] ее отец устроил скандал, потребовав публичных соболезнований, что было сочтено неправильным для дочери. [ 1 ]

Однажды, когда Хайзуран находилась в своей квартире в окружении других императорских женщин, служанка заметила ей, что у двери стоит Музна, вдова Марвана II , последнего халифа Омейядов. Музна была бедной, и ее история и ситуация настолько тронули сердце Хайзурана, что она организовала ее обеспечение. Когда Хайзуран и Махди в тот вечер ужинали вместе, она сообщила ему о случившемся. Махди хвалил ее благотворительность, а Музна пользовалась королевским покровительством до своей смерти во время последующего правления. [ 3 ] [ нужны разъяснения ]

Правление Мусы аль-Хади

[ редактировать ]

В 785 году Аль-Махди погиб во время экспедиции вместе со своим сыном Харуном, который поспешил обратно в Багдад, чтобы сообщить ей. Двое ее сыновей также отсутствовали в городе, и, чтобы обеспечить наследование для своего сына, она призвала визирей и приказала им платить жалованье армии для обеспечения порядка, а затем заставила их присягнуть на верность ее сыну как своему новому Халиф в его отсутствие. [ 1 ]

Сообщается, что Аль-Хайзуран хотела продолжать заниматься политикой во время правления своего сына: «Хайзуран хотела доминировать над своим сыном, как она ранее доминировала над его отцом аль-Махди». [ 1 ] Она продолжала давать аудиенции в своих покоях и обсуждать государственные дела во время правления своего сына Аль-Хади:

«Она продолжала монополизировать процесс принятия решений, не советуясь с ним [аль-Хади], Хайзуран в первой половине правления Хади решал его дела и обращался с ним так же, как она поступала с его отцом до него, принимая на себя абсолютную власть командовать. и запрети. Она в первую часть правления Хади вела себя так же, как и раньше... Во время правления аль-Махди люди приходили и проходили через ее дверь, и она решала дела государства». [ 1 ]

Аль-Хади, однако, выступал против ее участия в государственных делах, и он не был склонен допускать проявления ею власти и пытался исключить ее из них, как сообщается, говоря: «Женщины не во власти вмешиваться... в вопросах суверенитета смотрите на свои молитвы и четки». [ 1 ] Он не одобрял тот факт, что его мать давала аудиенции просителям, политикам, чиновникам и генералам и совещалась с ними и, таким образом, смешивалась с мужчинами, что он считал неправильным, и публично обратился к вопросу общественной жизни своей матери, собрав своих генералов, и спросил: их:

— Кто из нас лучше, ты или я? - спросил халиф аль-Хади у своей аудитории.
«Очевидно, что ты лучше, командующий правоверными», — ответило собрание.
— А чья мать лучше, моя или твоя? продолжал халиф.
— Твоя мать лучше, командующий правоверными.
«Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
«Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
— Тогда почему мужчины приходят к моей матери, чтобы поговорить с ней? [ 1 ]

До этого периода мусульманские женщины еще не были полностью изолированы от общества в гареме, но система гарема должна была стать полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов . [ 4 ] когда был основан гарем Аббасидов . [ 5 ]

Несмотря на свое сопротивление, Аль-Хади не удалось поколебать чрезвычайный авторитет своей матери, и она отказалась уйти из политики в гарем. Конфликт, наконец, был раскрыт публично, когда она заступилась за просителя, Абдаллаха ибн Малика, и публично потребовала ответа от своего сына, который вышел из себя, открыто накричал на нее и сказал:

«Подождите и внимательно выслушайте мои слова.... Кто из моего окружения — моих генералов, моих слуг — придет к вам с прошением, тому отрубят голову и конфискуют имущество. Что означают эти свиты? Разве у тебя нет веретена, которым можно заняться, Корана для молитвы, жилища, где можно спрятаться от осаждающих тебя? Берегись себя, и горе тебе, если откроешь? твой рот в пользу кого-либо вообще». [ 1 ]

Ходят слухи, что после этого инцидента Аль-Хайзуран приказала убить своего старшего сына Аль-Хади. [ 1 ] Одна из причин заключается в том, что она узнала, что он планировал убить своего брата Харуна ар-Рашида, а другая - в том, что он пытался отравить ее сам, что она обнаружила после того, как впервые позволила своей собаке съесть блюдо, которое он ей прислал. [ 1 ] Одна из версий утверждает, что она дала задание убить его одной из его рабынь-наложниц, или джавари , чтобы задушить его подушками. [ 1 ]

Правление Харуна ар-Рашида

[ редактировать ]

Ее второй сын, халиф Харун ар-Рашид, в отличие от своего брата, не возражал против участия матери в государственных делах, а вместо этого открыто признавал ее политические способности, публично доверял ее советам и управлял царством вместе с ней. [ 1 ] Он с гордостью отмечал, что у него не было причин стыдиться того, что он делился своей властью с женщиной, если она обладала такими способностями и блеском, как Аль-Хайзуран. [ 1 ]

Хотя трудно сказать, в каких именно вопросах она продвигала свою политику, тем не менее признается, что она участвовала в принятии решений, формировавших политику Халифата. А в это время Аль-Хайзуран сохранил все полномочия империи и фактически правил вместо халифа. Свою полноценную власть над сыном она также узаконила старой и популярной поговоркой: «Право матери – право Бога». [ 1 ]

«Истории не описывают подробно политические достижения Хайзуран, но в ее честь чеканились монеты, в ее честь назывались дворцы, а кладбище, на котором были похоронены последующие правители Аббасидов, носит ее имя, и все это свидетельствует не только о статусе, но и о гражданской позиции Хайзуран. щедрость». [ 6 ]

Когда она умерла в 789 году, ее сын нарушил правила, которые требовали, чтобы он не выказывал печали, и вместо этого публично продемонстрировал свою печаль и принял участие в ее похоронах, которые привлекли большое внимание. [ 1 ]

Аль-Хайзуран была матерью халифов Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида. [ 7 ] У нее был еще один сын по имени Иса, [ 8 ] и дочь по имени Банука или Бануджа. [ 9 ] Она родилась в Мекке и выросла в Джураше. [ 10 ] У нее было две сестры Салсал [ 11 ] и Асма, [ 8 ] и брат Гитриф. [ 11 ] Она была любимой женой аль-Махди. [ 12 ]

В родительском доме у нее был брат по имени Гитриф ибн Атта, две дочери Гитрифа; Убайда и Азиза женились на Аль-Хайзуране, у них двое сыновей, Муса и Харун соответственно. Таким образом, две ее племянницы тоже стали его невестками.

Нет. Член семьи Связь
1 Аль-Махди Муж
2 Муса аль-Хади Сын
3 Харун ар-Рашид Сын
4 Один ибн аль-Махди Младший сын
5 Банука бинт аль-Махди Дочь
6 Любаба бинт Джафар Невестка
7 Убайда бинт Гитриф Невестка
8 Зубайда бинт Джафар Невестка
9 Азиза бинт Гитриф Невестка
10 Умм Мухаммад Невестка

Наследие

[ редактировать ]

Многие историки литературы полагают, что Аль-Хайзуран и ее сильная личность оказали ключевое влияние на Шахерезаду . [ нужна ссылка ] главный герой «Тысячи и одной ночи» . На многие истории повлиял Харун ар-Рашид и его сказочный двор.

Аль-Хайзуран была второй и последней женщиной в истории халифата, которая была матерью более чем одного халифа (матерью двух халифов). Первой женщиной была Валлада , мать обоих халифов Омейядов; аль-Валид I и Сулейман .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-579868-5 .
  2. ^ Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. п. 20. ISBN  978-1416567622 .
  3. ^ Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. п. 23. ISBN  978-1416567622 .
  4. ^ Элеонора Абделла Думато (2009). «Уединение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года.
  5. ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета, 2019. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.3366/j.ctvnjbg3q. Доступ 27 марта. 2021.
  6. ^ Грин, Том. 2016. «Малик I: Хайзуран и Зубайда» . Саудовская Арамко Мир. Январь – февраль 2016 г. Том. 67, нет. 1, стр. 44.
  7. ^ Эбботт 1946 , с. 24.
  8. ^ Jump up to: а б Эбботт 1946 , с. 31.
  9. ^ Эбботт 1946 , с. 32.
  10. ^ Эбботт 1946 , с. 26.
  11. ^ Jump up to: а б Эбботт 1946 , с. 29.
  12. ^ Эбботт 1946 , стр. 26, 20.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ed475bc7db680d132882d78c1449572__1718982780
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8e/72/8ed475bc7db680d132882d78c1449572.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Al-Khayzuran - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)