Al-Khayzuran
Al-Khayzuran Бамбук | |||||
---|---|---|---|---|---|
Супруга халифа Аббасидов | |||||
Рожденный | Джораш, недалеко от современного Биша , Саудовская Аравия. | ||||
Умер | 789 Мадинат ас-Салам, Багдад | ||||
Супруг | Аль-Махди | ||||
Дети | |||||
| |||||
Отец | Атта | ||||
Религия | ислам |
Аль-Хайзуран бинт Атта ( араб . الخيزران بنت عطاء , романизированный : al-ḵayzurān bint ʿaṭāʾ ) (умерла в 789 г.) была женой аббасидского халифа Аль -Махди и матерью обоих халифов Аль-Хади и Харуна ар-Рашида . Она сохраняла фактическое влияние с 775 по 789 годы во время правления мужа и сыновей и известна своим огромным влиянием на государственные дела.
Хотя формально аль-Хайзуран не была правителем, тем не менее она была первой женщиной в истории ислама, правившей де-факто , и первой женщиной в истории мусульман, носившей на свое имя золотые монеты. Она стала одной из самых влиятельных женщин своего времени под именем своего мужа и сыновей аль-Махди, аль-Хади и аль-Харуна. Во время правления аль-Махди аль-Хайзуран часто появлялся при дворе, когда присутствовал халиф, а также пользовался огромной политической властью, и халиф узнавал ее мнение по большинству вопросов, прежде чем отдавать приказы.
Аль-Хайзуран была также первой женщиной, которая имела собственную бюрократию и суд, принимала петиции и аудиенцию у чиновников и народа, а также командовала и запрещала в халифате. Независимо от государственной казны, она приобрела огромное богатство, имея обширные торговые связи с другими странами. В то время как аль-Махди большую часть времени проводил на охоте и развлечениях, она, оказывая влияние на двор, имела возможность проводить в своем доме собрания для управления халифатом. Даже после его смерти она продолжала обладать высшей властью и влиянием во времена своих сыновей.
На момент безвременной кончины аль-Махди аль-Хайзуран в столице (Багдаде) уже взяла на себя управление государственными делами и, скрывая его смерть и выплачивая жалованье армейским офицерам, она обеспечила преданность солдат своему сыну аль-Махди. Хади как новый халиф. но аль-Хади выступил против того, чтобы его мать делила и сотрудничала с неоспоримой властью в халифате, и аль-Хайзуран убил его после серьезных споров. Она привела к власти Харуна ар-Рашида . В отличие от своего брата, аль-Харун не выступал против матери, официально передал всю власть матери и полагался на ее советы.
Жизнь
[ редактировать ]Аль-Хайзуран был родом из Джораша, недалеко от современного Биша , Саудовская Аравия . Она была похищена из дома бедуином , который затем продал ее на невольничьем рынке недалеко от Мекки Аль-Махди во время его паломничества. Официально порабощение мусульман было незаконным, однако все источники, тем не менее, непреклонны в том, что она была рабыней, и нарушение официального правила, запрещающего порабощение мусульман, не было чем-то необычным на практике в этом контексте. [ 1 ]
Правление Аль-Махди
[ редактировать ]Аль-Хайзурана описывали как красивого, умного и одаренного человека. В то время женщины-рабыни гарема , называемые джарья или джавари , славились тем, что занимались музыкой, пением, астрологией, математикой и теологией, чтобы поддерживать интерес своего хозяина, и Аль-Хайзуран регулярно брал уроки фикха у самых известных людей. выучил кадис . [ 1 ]
В конце концов она стала фавориткой Аль-Махди. После его вступления на пост халифа в 775 году она убедила его освободить ее и жениться на ней; лишив свою первую жену, принцессу Райту (дочь халифа Ас-Саффаха ) ее привилегий, а также понизив ее сына с должности наследника престола. Вместо этого Аль-Махди называет сыновей Аль-Хайзурана своими наследниками, несмотря на то, что называть так имена сыновей раба противоречило обычаю. Будучи королевой, аль-Хайзуран теперь имела высшую власть над гаремом халифа; даже халифу приходилось вести себя в этой области согласно ее желанию. Она быстро взяла на себя управление этим сложным учреждением, начиная от общественной жизни и заканчивая планированием вечеринок и церемоний, включая управление поступающими большими суммами денег.
С этого момента она стала самой могущественной и влиятельной женщиной в империи, сопровождая Аль-Махди всякий раз, когда он приходил ко двору. Она пряталась за занавеской, а если была с чем-то не согласна, то клала руку ему на спину, чтобы его не было видно. Аль-Хайзуран всегда имел прямой доступ к халифу: ее предложения всегда принимались, люди, которых она рекомендовала, пользовались благосклонностью и продвигались по службе, и по ее заступничеству он прощал врагов или смягчал смертные приговоры. [ 1 ]

При дворе она была в союзе с Бармакидами . Во время правления Аль-Махди Аль-Хайзуран обладала необычайной и необычной для любого человека степенью власти, не говоря уже о женщине: она обсуждала и помогала решать все военные и государственные дела, она не уединялась в гареме, ее влияние на всех -Махди позволил ей осуществлять политическую власть вне гарема над всеми и чем угодно и где угодно, она встречала просителей, как мужчин, так и женщин, которые просили ее об одолжении или заступались за них перед ее мужем-халифом. В число этих просителей входили судебные чиновники, военные офицеры, дворяне и купцы, и у нее был свой собственный двор, где она проводила аудиенции с генералами, политиками и чиновниками в своих покоях, общаясь с мужчинами и обсуждая государственные дела, или они передавали ее петиции государству в конверты. Аль-Махди даже позволил ей встретиться с иностранными послами и подписать официальные документы для управления империей. Все эти меры были новшествами, которые считались культурно неприемлемыми для женщины и подчеркивали ее влияние и власть во всей империи. [ 1 ]
Дворец Аль-Хайзуран, как и халифа, охранялся солдатами, а ее земли простирались за пределы столицы, а также она управляла рядом предприятий и фабрик через агентов, которые подчинялись ей непосредственно, у нее также был крупный бизнес за границей и от нее зависели многие купцы и дворяне столицы и ее предместий; она владела сотнями рабов, имела много служанок и вела роскошный образ жизни. Ее годовой доход составлял одну треть от дохода халифата, и эта сумма удвоилась во время халифата ее сыновей Аль-Хади и Харуна ар-Рашида и составляла более половины общего дохода халифата. По мере того как ее муж старел, ее власть при дворе росла, и она даже наградила некоторых своих родственников должностями. Пока аль-Махди проводил кампанию на западе и севере или путешествовал по империи с целью осмотра достопримечательностей, она управляла делами в Багдаде от его имени. Она также вызвала в суд свою мать, двух сестер и двух братьев, выдала свою сестру Сальсал замуж за принца Джафара и назначила своего брата Гатрифа губернатором Йемена. [ 1 ]
Помимо двух сыновей, у пары была дочь по имени Банука. Аль-Махди так любил ее, что нарядил ее мальчиком, чтобы она могла сопровождать его в его путешествиях. Когда она умерла в 16 лет, [ 2 ] ее отец устроил скандал, потребовав публичных соболезнований, что было сочтено неправильным для дочери. [ 1 ]
Однажды, когда Хайзуран находилась в своей квартире в окружении других императорских женщин, служанка заметила ей, что у двери стоит Музна, вдова Марвана II , последнего халифа Омейядов. Музна была бедной, и ее история и ситуация настолько тронули сердце Хайзурана, что она организовала ее обеспечение. Когда Хайзуран и Махди в тот вечер ужинали вместе, она сообщила ему о случившемся. Махди хвалил ее благотворительность, а Музна пользовалась королевским покровительством до своей смерти во время последующего правления. [ 3 ] [ нужны разъяснения ]
Правление Мусы аль-Хади
[ редактировать ]В 785 году Аль-Махди погиб во время экспедиции вместе со своим сыном Харуном, который поспешил обратно в Багдад, чтобы сообщить ей. Двое ее сыновей также отсутствовали в городе, и, чтобы обеспечить наследование для своего сына, она призвала визирей и приказала им платить жалованье армии для обеспечения порядка, а затем заставила их присягнуть на верность ее сыну как своему новому Халиф в его отсутствие. [ 1 ]
Сообщается, что Аль-Хайзуран хотела продолжать заниматься политикой во время правления своего сына: «Хайзуран хотела доминировать над своим сыном, как она ранее доминировала над его отцом аль-Махди». [ 1 ] Она продолжала давать аудиенции в своих покоях и обсуждать государственные дела во время правления своего сына Аль-Хади:
- «Она продолжала монополизировать процесс принятия решений, не советуясь с ним [аль-Хади], Хайзуран в первой половине правления Хади решал его дела и обращался с ним так же, как она поступала с его отцом до него, принимая на себя абсолютную власть командовать. и запрети. Она в первую часть правления Хади вела себя так же, как и раньше... Во время правления аль-Махди люди приходили и проходили через ее дверь, и она решала дела государства». [ 1 ]
Аль-Хади, однако, выступал против ее участия в государственных делах, и он не был склонен допускать проявления ею власти и пытался исключить ее из них, как сообщается, говоря: «Женщины не во власти вмешиваться... в вопросах суверенитета смотрите на свои молитвы и четки». [ 1 ] Он не одобрял тот факт, что его мать давала аудиенции просителям, политикам, чиновникам и генералам и совещалась с ними и, таким образом, смешивалась с мужчинами, что он считал неправильным, и публично обратился к вопросу общественной жизни своей матери, собрав своих генералов, и спросил: их:
- — Кто из нас лучше, ты или я? - спросил халиф аль-Хади у своей аудитории.
- «Очевидно, что ты лучше, командующий правоверными», — ответило собрание.
- — А чья мать лучше, моя или твоя? продолжал халиф.
- — Твоя мать лучше, командующий правоверными.
- «Кто из вас, — продолжал аль-Хади, — хотел бы, чтобы мужчины распространяли новости о вашей матери?»
- «Никто не любит, когда говорят о его матери», — ответили присутствующие.
- — Тогда почему мужчины приходят к моей матери, чтобы поговорить с ней? [ 1 ]
До этого периода мусульманские женщины еще не были полностью изолированы от общества в гареме, но система гарема должна была стать полностью институционализированной в исламском мире при халифате Аббасидов . [ 4 ] когда был основан гарем Аббасидов . [ 5 ]
Несмотря на свое сопротивление, Аль-Хади не удалось поколебать чрезвычайный авторитет своей матери, и она отказалась уйти из политики в гарем. Конфликт, наконец, был раскрыт публично, когда она заступилась за просителя, Абдаллаха ибн Малика, и публично потребовала ответа от своего сына, который вышел из себя, открыто накричал на нее и сказал:
- «Подождите и внимательно выслушайте мои слова.... Кто из моего окружения — моих генералов, моих слуг — придет к вам с прошением, тому отрубят голову и конфискуют имущество. Что означают эти свиты? Разве у тебя нет веретена, которым можно заняться, Корана для молитвы, жилища, где можно спрятаться от осаждающих тебя? Берегись себя, и горе тебе, если откроешь? твой рот в пользу кого-либо вообще». [ 1 ]
Ходят слухи, что после этого инцидента Аль-Хайзуран приказала убить своего старшего сына Аль-Хади. [ 1 ] Одна из причин заключается в том, что она узнала, что он планировал убить своего брата Харуна ар-Рашида, а другая - в том, что он пытался отравить ее сам, что она обнаружила после того, как впервые позволила своей собаке съесть блюдо, которое он ей прислал. [ 1 ] Одна из версий утверждает, что она дала задание убить его одной из его рабынь-наложниц, или джавари , чтобы задушить его подушками. [ 1 ]
Правление Харуна ар-Рашида
[ редактировать ]Ее второй сын, халиф Харун ар-Рашид, в отличие от своего брата, не возражал против участия матери в государственных делах, а вместо этого открыто признавал ее политические способности, публично доверял ее советам и управлял царством вместе с ней. [ 1 ] Он с гордостью отмечал, что у него не было причин стыдиться того, что он делился своей властью с женщиной, если она обладала такими способностями и блеском, как Аль-Хайзуран. [ 1 ]
Хотя трудно сказать, в каких именно вопросах она продвигала свою политику, тем не менее признается, что она участвовала в принятии решений, формировавших политику Халифата. А в это время Аль-Хайзуран сохранил все полномочия империи и фактически правил вместо халифа. Свою полноценную власть над сыном она также узаконила старой и популярной поговоркой: «Право матери – право Бога». [ 1 ]
- «Истории не описывают подробно политические достижения Хайзуран, но в ее честь чеканились монеты, в ее честь назывались дворцы, а кладбище, на котором были похоронены последующие правители Аббасидов, носит ее имя, и все это свидетельствует не только о статусе, но и о гражданской позиции Хайзуран. щедрость». [ 6 ]
Когда она умерла в 789 году, ее сын нарушил правила, которые требовали, чтобы он не выказывал печали, и вместо этого публично продемонстрировал свою печаль и принял участие в ее похоронах, которые привлекли большое внимание. [ 1 ]
Семья
[ редактировать ]Аль-Хайзуран была матерью халифов Мусы аль-Хади и Харуна ар-Рашида. [ 7 ] У нее был еще один сын по имени Иса, [ 8 ] и дочь по имени Банука или Бануджа. [ 9 ] Она родилась в Мекке и выросла в Джураше. [ 10 ] У нее было две сестры Салсал [ 11 ] и Асма, [ 8 ] и брат Гитриф. [ 11 ] Она была любимой женой аль-Махди. [ 12 ]
В родительском доме у нее был брат по имени Гитриф ибн Атта, две дочери Гитрифа; Убайда и Азиза женились на Аль-Хайзуране, у них двое сыновей, Муса и Харун соответственно. Таким образом, две ее племянницы тоже стали его невестками.
Нет. | Член семьи | Связь |
---|---|---|
1 | Аль-Махди | Муж |
2 | Муса аль-Хади | Сын |
3 | Харун ар-Рашид | Сын |
4 | Один ибн аль-Махди | Младший сын |
5 | Банука бинт аль-Махди | Дочь |
6 | Любаба бинт Джафар | Невестка |
7 | Убайда бинт Гитриф | Невестка |
8 | Зубайда бинт Джафар | Невестка |
9 | Азиза бинт Гитриф | Невестка |
10 | Умм Мухаммад | Невестка |
Наследие
[ редактировать ]Многие историки литературы полагают, что Аль-Хайзуран и ее сильная личность оказали ключевое влияние на Шахерезаду . [ нужна ссылка ] главный герой «Тысячи и одной ночи» . На многие истории повлиял Харун ар-Рашид и его сказочный двор.
Аль-Хайзуран была второй и последней женщиной в истории халифата, которая была матерью более чем одного халифа (матерью двух халифов). Первой женщиной была Валлада , мать обоих халифов Омейядов; аль-Валид I и Сулейман .
См. также
[ редактировать ]- Лубана бинт Али ибн аль-Махди была женой аббасидского халифа Мухаммада аль-Амина.
- Умм Иса , принцесса Аббасидов.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Мернисси, Фатима; Мэри Джо Лейкленд (2003). Забытые королевы ислама. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-579868-5 .
- ^ Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. п. 20. ISBN 978-1416567622 .
- ^ Бобрик, Бенсон (2012). Великолепие халифа: ислам и Запад в золотой век Багдада . Саймон и Шустер. п. 23. ISBN 978-1416567622 .
- ^ Элеонора Абделла Думато (2009). «Уединение» . В Джоне Л. Эспозито (ред.). Оксфордская энциклопедия исламского мира . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала 6 марта 2021 года.
- ^ Эль-Ажари, Таф. Королевы, евнухи и наложницы в истории ислама, 661–1257 гг. Издательство Эдинбургского университета, 2019. JSTOR, www.jstor.org/stable/10.3366/j.ctvnjbg3q. Доступ 27 марта. 2021.
- ^ Грин, Том. 2016. «Малик I: Хайзуран и Зубайда» . Саудовская Арамко Мир. Январь – февраль 2016 г. Том. 67, нет. 1, стр. 44.
- ^ Эбботт 1946 , с. 24.
- ^ Jump up to: а б Эбботт 1946 , с. 31.
- ^ Эбботт 1946 , с. 32.
- ^ Эбботт 1946 , с. 26.
- ^ Jump up to: а б Эбботт 1946 , с. 29.
- ^ Эбботт 1946 , стр. 26, 20.
Библиография
[ редактировать ]- Ибн Касир , Аль Бидайя ва ан-Нихая
- Аль-Тахби, Сират Алам ан-Нубала
- Аль-Заркали, Аль-Алам
- Ахмад Халил Джума, Несаа мин ат-тарих
- Грин, Том. 2016. «Малик I: Хайзуран и Зубайда» . Саудовская Арамко Мир. Январь – февраль 2016 г. Том. 67, нет. 1, стр. 42–45.
- Зайнаб Хусаян, Маджаам Алам Ак-несаа
- Эбботт, Пророк (1946). Две королевы Багдада: мать и жена Харуна Аль Рашида Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-86356-031-6 .