Али аль-Хади
Али аль-Хади | |
---|---|
Али Аль-Хади | |
![]() | |
10-й шиитский имам | |
В офисе 835–868 | |
Предшественник | Мухаммад аль-Джавад |
Преемник | Хасан аль-Аскари |
Заголовок |
|
Персональный | |
Рожденный | в. 7 марта 828 г. н. э. (16 зу аль-хиджа 212 г. хиджры ) |
Умер | в. 21 июня 868 г. ( 40 лет) (26 Джумада аль-Тани 254 г. хиджры) Самарра , империя Аббасидов |
Причина смерти | Отравлен Аббасидами (большинство шиитских источников) |
Место отдыха | Храм Аль-Аскари , Самарра 34 ° 11'54,5 "с.ш. 43 ° 52'25" в.д. / 34,198472 ° с.ш. 43,87361 ° в.д. |
Религия | Шиитский ислам |
Супруг | Худайт (или Сьюзен, или Салил) |
Дети | |
Родители |
Часть серии о шиитском исламе. |
Двенадцатилетний шиизм |
---|
![]() |
Али ибн Мухаммад аль-Хади ( араб . عَلي إبن مُحَمَّد الهادي ; 828–868 гг. н. э .) был потомком исламского пророка Мухаммеда и десятым имамом шиитов -двунадесятников , сменив своего отца Мухаммада аль-Джавада ( ум. ) . Али родился в Медине в 828 году и известен под титулами аль-Хади (араб. الهادي , букв. «проводник») и ан-Наки (араб. النقي , букв. «выдающийся»). После смерти его отца в 835 году большинство последователей аль-Джавада с готовностью приняли имамата Али, который в то время был еще ребенком. Проводя параллели с историей о юном Иисусе в Коране , источники Twelver приписывают Али исключительные врожденные знания, которые позволили ему стать имаматом, несмотря на его юный возраст.
Как и большинство своих предшественников, Али аль-Хади держался в стороне от политики, пока около 848 года не был вызван из Медины в столицу халифом аль Самарру аббасидским - Мутаваккилем ( годы правления 847–861 ), известным своей враждебностью к шиитам . Там аль-Хади содержался под пристальным наблюдением до своей смерти в 868 году во время халифата Аббасидов аль-Мутаза ( годы правления 866–869 ). Тем не менее, ему удалось связаться с подпольной сетью представителей, которые от его имени организовывали финансовые и религиозные дела шиитской общины. Большинство шиитских источников возлагают ответственность за его смерть от яда в возрасте около сорока лет на Аббасидов, за исключением аль-Муфида ( ум. 1022 ). Его образ в источниках Twelver представляет собой пацифиста, преследуемого имама, который претерпел многочисленные попытки членов двора Аббасидов унизить и опозорить его. Эти источники также сообщают о более серьезных случаях обыска домов, временного заключения и даже заговоров против аль-Хади.
Ограничение жизни аль-Хади в Самарре знаменует конец прямого руководства имамов шиитской общиной. Аль-Хади приписывают богословский трактат о свободе воли и некоторые другие короткие тексты. Некоторые чудеса также приписывают аль-Хади в источниках Twelver, которые часто подчеркивают его предвидение различных инцидентов. После его смерти большинство его последователей приняли имамат его сына Хасана аль-Аскари , который также содержался под стражей в Самарре до своей необъяснимой смерти несколько лет спустя. Некоторые вместо этого последовали за Джафаром , другим сыном аль-Хади, который стал известен как Джафар аль-Кадхаб ( букв. « Джафар, лжец » в источниках двунадесятников ). Однако после смерти Джафара эта ветвь в конечном итоге была поглощена основным шиитом-двунадесятником. Гробницы аль-Хади и его преемника аль-Аскари расположены в храме аль-Аскари в Самарре, современный Ирак . Священное место для паломников-шиитов, храм стал объектом нападения суннитских боевиков совсем недавно, в 2007 году.
Титулы
[ редактировать ]Али ибн Мухаммад, десятый имам из Двенадцати имамов , был известен под титулами аль-Хади (араб. الهادي , букв. «проводник») и ан-Наки (араб. النقي , букв. «выдающийся»). [1] Он был также известен как аль-Мутаваккиль (араб. المتوكل على الله , букв. «тот, кто полагается на Бога»), но этот титул, возможно, использовался редко, чтобы избежать путаницы с аббасидским халифом аль-Мутаваккилем ( годы правления 847–861 ). . [2] Ввиду ограниченной жизни в гарнизонном городе Самарра под наблюдением Аббасидов Али и его сын Хасан носят титул аль-Аскари (араб. عسكري , букв. «Военные»). [3] [4] Али аль-Хади также упоминается в шиитской хадисной литературе как Абу аль-Хасан аль-Талит (арабский: أبوالحسن الثالث , букв. «Абу аль-Хасан, третий»), [5] чтобы отличить его от своих предшественников, а именно Мусы аль-Казима ( ум. 799 ) и Али аль-Рида ( ум. 818 ), седьмого и восьмого из Двенадцати Имамов соответственно. [6]
Жизнь
[ редактировать ]Рождение ( ок. 828 г. )
[ редактировать ]Али аль-Хади родился 16 зу аль-хиджа 212 года хиджры (7 марта 828 года н.э. ) в Сорайе, деревне недалеко от Медины , основанной его прадедом Мусой аль-Казимом. [7] В окне от Зу аль-Хиджа 212 г. хиджры (март 828 г.) до Зу аль-Хиджа 214 г. хиджры (февраль 830 г.) указаны и другие даты. [5] [2] хотя эти альтернативы могут быть менее надежными. [8] По этому случаю шииты также ежегодно отмечают 15-й Зу аль-Хиджа. [9] Али аль-Хади был сыном Мухаммада аль-Джавада ( ум. 835 ), девятого из Двенадцати имамов, а его матерью была Самана (или Сьюзен), освобожденная рабыня ( умм валад ) магрибского происхождения. [8] [1] Историк Тереза Бернхаймер считает возможным, что вместо этого Али родился у Умм аль-Фадла, дочери аббасидского халифа аль-Мамуна ( годы правления 813–833 ). [5] хотя этот брак часто считается без проблем. [8] [10] [3] Что касается места его рождения, шиитский историк аль-Масуди ( ум. 956 ) расходится с общепринятым мнением. «Итбат аль-Васия» , приписываемая ему коллективная биография шиитских имамов, [11] сообщает, что Али впервые был доставлен в Медину где-то после 830 года, когда аль-Джавад и его семья покинули Ирак, чтобы совершить хадж в Мекку . [12]
Правление аль-Мутасима ( годы правления 833–842 )
[ редактировать ]Али аль-Хади в этот период жил в Медине. [13] Вероятно, вызванный аль-Мутасимом ( годы правления 833–842 ), его отец аль-Джавад и его жена Умм аль-Фадл отправились в столицу Аббасидов Багдад в 835 году. [14] оставив Али в Медине. [15] Мухаммад аль-Джавад умер в Багдаде в том же году. [16] в возрасте около двадцати пяти лет. [1] [8] В течение этого короткого периода шиитские источники обвиняют аль-Мутасима в многочисленных попытках дискредитировать аль-Джавада и, наконец, в убийстве его ядом. [16] [17] при этом суннитские источники умалчивают о причине его смерти. [18] Али аль-Хади было около семи лет, когда умер его отец. [19] Среди прочего, многочисленные шиитские рассказы в Итбате и Далаил аль-имама показывают, что Али проявил сверхъестественную бдительность в тот самый момент, когда умер его отец. [20] Далаил аль-имама - еще одна ранняя коллективная биография шиитских имамов, которую часто приписывают автору-двунадесятнику Ибн Джариру ибн Рустаму аль-Табари. [21]
После смерти отца юный Али, вероятно, оказался под враждебной опекой Аббасидов. [22] В эти годы даже Мухаммад ибн Фарадж, доверенный соратник предыдущих шиитских имамов, вероятно, не мог напрямую связаться с Али, о чем свидетельствует сообщение в Бихар аль-Анваре : [23] сборник шиитских хадисов семнадцатого века, составленный выдающимся ученым-двунадесятником Мохаммадом-Бакером Маджлеси ( ум. 1698 ). Итбат сообщает, что Умар ибн аль-Фарадж ар-Рухаджи, чиновник Аббасидов, известный своей враждебностью к шиитам, [24] посетил Медину вскоре после смерти аль-Джавада и отдал Али под опеку наставника-нешиита по имени Абу Абдаллах аль-Джунайди. [25] [26] Это было сделано для того, чтобы изолировать Али от шиитов до такой степени, что Итбат сообщает, что его держали под домашним арестом. [25] В рассказе «Итбат» также описывается, как аль-Джунайди был настолько впечатлен знаниями ребенка, что в конце концов стал шиитом. [26] [26] Об этих исключительных врожденных знаниях молодого Али также заявляет видный богослов-двунадесятник аль-Муфид ( ум. 1022 ) в своем биографическом труде «Китаб аль-Иршад» , который большинство шиитов считают достоверным и не преувеличенным. [27] В связи с этими сообщениями исламист Мэтью Пирс проводит параллели с еврейскими псалмами , христианскими Евангелиями и Кораном , особенно со стихом Корана 3:46 об Иисусе : «Он будет говорить с людьми в колыбели». [27]
Правление аль-Ватика ( годы правления 842–847 )
[ редактировать ]Али аль-Хади вышел из изоляции с приходом на престол менее враждебного халифа аль-Ватика в 842 году, который ранее возглавил погребальную молитву по аль-Джаваду. [28] Шиитская община в этот период была относительно свободной. [1] [13] а ранний историк Абу аль-Фарадж аль-Исфахани ( ум. 967 давались стипендии ) сообщает, что Алидам , [29] то есть потомки Али ибн Аби Талиба ( ум. 661 ), первого шиитского имама. Сам Алид, Али аль-Хади, также был менее ограничен в этот период. [1] [13] Достигнув совершеннолетия, он занялся преподаванием в Медине, возможно, привлекая большое количество студентов из Ирака, Персии и Египта , где Дом Мухаммеда традиционно находил наибольшую поддержку. [13] В отчете Ибрагима ибн Махзияра аль-Ахвази описывается визит к Али аль-Хади в 228 г. хиджры (842-843 гг.) с целью доставки некоторых товаров в сопровождении своего брата Али. [30] Оба брата были доверенными соратниками аль-Джавада. [31] [32] [23] По мнению исламиста Шоны Ф. Уордроп, это может быть признаком того, что молодой Али начал возобновлять связи с верными последователями своего отца аль-Джавада. [33] В последующие пять лет Али аль-Хади успешно установил контакты с представителями нескольких регионов. [33] Отчет в Итбате об этом периоде может показать политическую осведомленность молодого Али, хотя в некоторых других источниках ему придается чудесный аспект. [34] Этот отчет датирован 232 годом хиджры (846-847 гг.) и передан слугой при дворе аль-Ватика по имени Хайран аль-Хадим, которого Али аль-Хади спрашивает о здоровье халифа. Хайран сообщает ему, что аль-Ватик умирает, добавляя, что, по общему мнению, ему наследует его сын. Али, однако, правильно предсказывает воцарение брата халифа Джафара аль-Мутаваккиля ( годы правления 847–861 ). [35]
Правление аль-Мутаваккиля ( годы правления 847–861 )
[ редактировать ]Частично из-за возобновления оппозиции зайдитов-шиитов , [36] аль-Мутаваккиль преследовал мутазилитов и шиитов, [37] [4] [29] до такой степени, что даже суннитские источники отмечают его враждебность к шиитам. [36] Халиф мог назначить смертную казнь через бичевание любому, кто оклеветал сподвижников или жен пророка. [37] к некоторым из них шииты относятся негативно. [38] Он также открыто проклял Али ибн Аби Талиба и приказал клоуну высмеивать Али на его банкетах, пишет ученый-двунадесятник Мухаммад Х. Табатабай ( ум. 1981 ). [39] была снесена святыня сына Али, Хусейна ( ум. 680 ) По его приказу в Кербеле . [37] на гробницу поливали воду, а землю вспахивали и обрабатывали, чтобы удалить любые следы гробницы, [39] чтобы остановить паломничество шиитов к этому месту, [19] что он также объявил вне закона. [40]
Кампания арестов и пыток аль-Мутаваккиля в 846 году привела к гибели некоторых сподвижников Али аль-Хади в Багдаде, аль-Мадаине , Куфе и Саваде . [41] Их заменили новые представители, в том числе Хасан ибн Рашид и Айюб ибн Нух . [42] Политика аль-Мутаваккиля также привела к нищете многих Алидов в Хиджазе и Египте. [39] [43] Говорят, что халиф наказал тех, кто торговал с Алидами, тем самым изолировав их в финансовом отношении. [40] Деревня Фадак , ранее возвращенная Алидам аль-Мамуном, теперь была конфискована аль-Мутаваккилем и передана потомку раннего халифа Умара ( годы правления 634–644 ). [44] по имени Абдуллах ибн Умар аль-Базьяр. [40] Халиф также уволил чиновников, подозреваемых в симпатиях к шиитам, в том числе губернатора Саймары и Сиравана в провинции Джибаль . [45] Наместником священных городов Хиджаза аль-Мутаваккиль назначил Умара ибн Фараджа, который не позволял Алидам отвечать на религиозные запросы или принимать подарки, тем самым ввергая их в нищету. [46] Халиф также создал новую армию, известную как Шакирия , которую набирали из антиалидских районов, таких как Сирия , Аль-Джазира ( Верхняя Месопотамия ), Джибаль, Хиджаз и из Абны , проаббасидской этнической группы. [41] Он реализовал эту политику с помощью своих чиновников, особенно Ахмада ибн аль-Хасиба аль-Джарджараи ( ум. 879 ) и аль-Фатха ибн Хакана ( ум. 861 ). [47]
Вызван в Самарру ( ок. 848 г. )
[ редактировать ]Именно во времена халифата аль-Мутаваккиля правитель Медины Абдаллах ибн Мухаммад написал халифу и предупредил его о подрывной деятельности аль-Хади: [7] утверждая, что он спрятал оружие и книги для своих последователей. [48] Альтернативно, Итбат приписывает это дело Бурахье аль-Аббаси, руководителю молитв в Медине, который, возможно, посоветовал халифу удалить аль-Хади из города, потому что он якобы вел агитацию против халифа. [49] Когда аль-Хади узнал об обвинениях, он тоже написал аль-Мутаваккилю и защищался. [7] Халиф ответил уважительно, но также попросил его вместе с семьей переехать в новую столицу Аббасидов Самарру. [7] гарнизонный город, где турецкая гвардия, к северу от Багдада. размещалась [50] [19] В этом письме также сообщалось об увольнении Абдаллаха с его поста в Медине. [51] и записано в Китаб аль-Иршад и Китаб аль-Кафи , обширном сборнике шиитских хадисов, составленном выдающимся ученым-двунадесятником аль-Кулайни ( ум. 941 ). [51] Исламист Вильфёрд Маделунг предполагает, что письмо является подлинным. [7] в то время как Уордроп рассматривает почтительный и примирительный тон письма как признак того, что халиф был осторожен и не спровоцировал восстание Алидов в Медине, хотя нет никаких доказательств того, что аль-Хади действительно намеревался восстать. [52] Мусульманский академик Джассим М. Хусейн предполагает, что аль-Хади был вызван в Самарру и содержался там, потому что расследования чиновников халифа, включая Абдаллаха, связали шиитского имама с подпольной деятельностью имамитов в Багдаде, аль-Мадаин. и Куфа. [53] Таким образом, халиф решил следовать политике своего предшественника аль-Мамуна, который присоединил к своему двору имамов аль-Рида и аль-Джавада, чтобы контролировать и ограничивать их. [54]
Письмо халифа, вероятно, было датировано Джумада аль-Тани 233 г. хиджры (январь 848 г.). [7] [19] [4] но передано аль-Мофидом, автором аль-Иршада , неверно как Джумада аль-Сани 243 г. хиджры (октябрь 857 г.) . [7] [55] И Уордроп, и Маделунг считают последнюю дату маловероятной. [7] [49] в то время как первая дата также подтверждается Бихаром , в котором говорится, что аль-Хади провел двадцать лет своей жизни в Самарре. [56] Эскорт, сопровождавший аль-Хади в Самарру, в разных источниках упоминается по-разному: Яхья ибн Хартама, Яхья ибн Хубайра или Аттаб ибн Аби Аттаб. [57] В сообщении аль-Масуди добавляется, что этот эскорт обыскал резиденцию аль-Хади в Медине, не обнаружив никаких доказательств подрывной деятельности. [58] [36] [59] Он также успокоил общественные беспорядки, заверив местных жителей, что аль-Хади не причинит вреда. [59] [60] Аналогичное сообщение приводит суннитский историк Ибн Халликан ( ум. 1282 ). [48]
Жизнь при дворе Аббасидов
[ редактировать ]
Когда аль-Хади подъехал к Багдаду, люди собрались, чтобы увидеть его, и его тепло принял губернатор Исхак ибн Ибрагим аль-Тахири , который приветствовал его за пределами города. [7] Позже, когда аль-Хади прибыл в Самарру 23 рамадана 233 года хиджры (1 мая 848 года), халиф не сразу принял его, а выделил для него дом. [7] расположен в квартале аль-Аскар ( букв. « армейский » ) города, который в основном был занят армией. [4] Точнее, его резиденция находилась в центре города на улице Аби Ахмада. [61] Сопроводив аль-Хади в Самарру, Яхья передал халифу рекомендации ат-Тахири и турецкого полководца Васифа , которые, видимо, убедили халифа относиться к аль-Хади почтительно. [62] [3] Тем не менее, есть сообщение, что аль-Хади был временно помещен под домашний арест после прибытия в Самарру. [63]
Али аль-Хади жил в Самарре под постоянным наблюдением до своей смерти, примерно двадцать лет спустя. [4] [5] Среди современных авторов Эдвард Д.А. Халмс, Муджан Момен , Хамид Мавани и Реза Аслан сравнивают аль-Хади с заключенным того периода. [64] [4] [65] [66] В частности, ему редко удавалось встретиться с рядовыми шиитами. [67] [68] [69] о чем свидетельствует нехватка таких сообщений в ранних источниках. [68] Например, Бихар описывает группу нетерпеливых посетителей аль-Хади, которые, тем не менее, понятия не имели, как выглядит их имам. [70] В сообщениях об этом периоде изображен преследуемый аль-Хади, который часто страдал от попыток аль-Мутаваккиля и других при дворе унизить и обесчестить его. [71] А если серьезно, есть некоторые свидетельства того, что аль-Мутаваккиль по крайней мере однажды пытался убить аль-Хади в этот период. [4] Табатабай и мусульманский академик Абдулазиз Сачедина идут еще дальше, написав, что халиф неоднократно намеревался убить аль-Хади и заставлял обыскивать его дом. [39] [72] Сачедина считает, что страх перед общественными волнениями помешал аль-Мутаваккилю убить аль-Хади, который к этому времени был признан набожным и ученым деятелем. [72]

Напротив, Маделунг цитирует аль-Хади, который сказал, что он приехал в Самарру не добровольно, но никогда не покинет город, так как ему нравится там хорошая вода и воздух. [7] По его мнению, аль-Хади было разрешено свободно передвигаться по городу, и он продолжал отправлять (письменные) инструкции своим представителям по всей империи Аббасидов и получать через них пожертвования шиитов. [7] Сачедина рассматривает эту свободу передвижения как признак того, что аль-Хади не представляет серьезной угрозы. [72] в то время как Уордроп предполагает, что пассивное духовное превосходство шиитских имамов, вероятно, считалось более серьезной угрозой, чем вооруженное восстание, которое можно было легко подавить. [73]
О том, что аль-Хади оставался в контакте со своими последователями, так же думает исламист Фархад Дафтари , [19] Сачедина, [72] и Хусейн, [74] но последний автор полагает, что аль-Хади отправлял и получал свои сообщения тайно, под бдительным оком халифа. [74] Для Уордропа определенный цикл чести и подозрений, вероятно, был неизбежен при дворе аль-Мутаваккиля. Тем не менее, в случае с аль-Хади как шиитским имамом с активными последователями, образ, предлагаемый источниками Twelver, сильно склонен к подозрениям и преследованиям. [75] Уордроп также отмечает, что большинство сообщений об аль-Хади относятся к этому периоду, возможно, потому, что аль-Хади был более «заслуживающим освещения в прессе» в Самарре, поскольку был близок как к центру власти, так и к многочисленному шиитскому населению Ирака. [76] По ее мнению, многие из этих сообщений могут быть преувеличены, но они, скорее всего, основаны на правде, и поэтому их неразумно игнорировать. [77]
Примеры отчетов за период
[ редактировать ]Уордроп также изучает несколько репрезентативных отчетов об аль-Хади этого периода: Китаб аль-Кафи сообщает, что аль-Мутаваккиль приказал ночью обыскать резиденцию аль-Хади по наводке аль-Батаи, сторонника Алидов халиф. Обыск не выявил никаких доказательств подрывной деятельности, а изъятые деньги позже были возвращены аль-Хади. [78] После обыска аль-Мутаваккиль с облегчением пригласил аль-Хади поздно вечером выпить с ним вина. Последний отказался и вместо этого прочитал стихи, моральная тема которых тронула халифа до слез. [79] [43] Сообщения о тщетных поисках появляются также в «Мурудже» аль-Масуди и в «Вафаят аль-айан» Ибн Халликана. [80] [81] Незадолго до свержения аль-Мутаваккиля в 861 г. [43] о временном заключении аль-Хади сообщается в Иламе историком-двунадесятником ат-Табарси ( ум. 1153 ) и в Бихаре , под стражей некоего Али ибн Каркара. Халиф, возможно, приказал своему близкому советнику Ибн Хакану отравить заключенного в тюрьму аль-Хади. [82] В биографическом труде «Аль-Хараидж» , написанном ученым-двунадесятником Кутб ад-Дином ар-Раванди ( ум. 1178 ), также датированном 861 годом, также сообщается о домашнем аресте аль-Хади под руководством Саида аль-Хаджиба, которому якобы было приказано убить Имам. В своем отчете посетитель находит аль-Хади сидящим рядом с открытой могилой в своем доме, но тот заверяет его, что ему не причинят вреда, потому что аль-Мутаваккиль вскоре умрет. [83] Итбат сообщает, что молитва аль-Хади во дворце однажды была прервана членом суда, обвинившим его в лицемерии. [84] На официальном банкете, на который его пригласили, аль-Хади заставил замолчать человека, который продолжал громко перебивать его, предсказывая скорую смерть, сообщает Бихар . [85] В отчете об авторитете Зурары, члена суда, говорится, что халиф предложил награду любому, кто поставит аль-Хади в неловкое положение. Предложение было принято индейцем, знатоком различных трюков, говорится в сообщении, и он организовал так, чтобы буханки хлеба ушли, когда аль-Хади потянулся к ним, вызвав смех в толпе. [86] Бихар сообщает, что аль-Мутаваккиль временно запретил своим сотрудникам обслуживать аль-Хади по совету родственника по прозвищу Хариса, который предупредил халифа, что это повышает политический имидж аль-Хади среди людей. Этот отчет двунадесятников чудесным образом заканчивается тем, что халиф отказывается от своей политики после того, как неожиданный ветерок распахнул занавески для аль-Хади, а не для стражи. [87]
Более поздние годы (861–868)
[ редактировать ]Али аль-Хади продолжал жить в Самарре после убийства аль-Мутаваккиля в 861 году, в течение короткого правления аль-Мунтасира ( годы правления 861–862 ), за которым последовали четыре года правления аль-Мустаина ( годы правления 862–862). 866 г. ), и до своей смерти в 868 г. во время халифата аль-Мутаза ( годы правления 866–869 ). [4] [39] [7] В частности, аль-Мунтасир и аль-Мустаин несколько смягчили антиалидскую политику аль-Мутаваккиля, и, таким образом, аль-Хади в те годы жил более свободно. [43] Например, аль-Мунтасир, очевидно, вернул Фадак Алидам и разрешил им посетить могилу Хусейна. [74] , при аль-Мустаине его губернатор Египта арестовал лидера Алидов Ибн Аби Худру и депортировал его и его сторонников в Ирак в 862 году. Тем не менее, по словам суннитского историка Мухаммада ибн Юсуфа аль-Кинди ( ум. 961 ) [74] Также в Египте был убит последователь аль-Хади по имени Мухаммад ибн Хаджар, а имущество другого последователя, Саифа ибн аль-Лайса, было конфисковано правителем, по словам аль-Кулайни. [74] В другом месте некоторые сторонники аль-Хади были арестованы в Самарре, а его главный агент в Куфе Айюб ибн Нух подвергся судебному преследованию со стороны местного судьи ( кади ). [88]
С другой стороны, Хусейн пишет, что восстания Алидов вспыхнули в 864–865 годах в Куфе, Табаристане , Рае , Казвине , Египте и Хиджазе. [88] Он добавляет, что лидером повстанцев в Мекке был имамит по имени Мухаммад ибн Маруф аль-Хилали ( ум. 864 ), а лидера куфанских повстанцев Яхья ибн Умара ( ум. 864 ) восхвалял Абу Хашим аль-Джафари: агент аль-Хади. Позже, при аль-Мутазе, Аббасиды обнаружили связи между некоторыми повстанцами в Табаристане и Рае и некоторыми деятелями имамитов, близкими к аль-Хади, которые были арестованы в Багдаде и депортированы в Самарру. В их число входили Мухаммад ибн Али аль-Аттар, Абу Хашим аль-Джафари и, очевидно, два сына аль-Хади, а именно Хасан и Джафар. Дополнительные ссылки на аль-Хади приводит суннитский историк аль-Табари ( ум. 923 ). Хусейн предполагает, что все это подготовило почву для убийства аль-Хади Аббасидами во время халифата аль-Мутаза. [89] Сачедина также считает, что ограничения в отношении аль-Хади были возобновлены при аль-Мутазе, которого шиитские источники обвиняют в убийстве аль-Хади. [43]
Смерть (868)
[ редактировать ]По словам ат-Табари и аль-Кулайни, аль-Хади умер 26 джумада аль-Сани 254 года хиджры (21 июня 868 года) в возрасте около сорока лет во время халифата аль-Мутаза. [5] [90] Другие зарегистрированные даты приходятся на Джумада аль-Тани и Раджаб 254 года хиджры (июнь – июль 868 года). [5] В частности, по этому случаю шииты ежегодно отмечают 3 раджаба. [9] Большинство шиитских авторов отмечают, что он был отравлен Аббасидами. [5] [91] [92] Исключение составляют аль-Муфид, который умалчивает о причине смерти аль-Хади. [4] историк шиитского толка аль-Якуби ( ум. 897-8 ), который пишет, что он умер загадочным образом, [93] и аль-Исфахани, который не включает аль-Хади в число мучеников Алидов в своей биографической книге «Макатиль аль-Талибийин» . [3] Среди современных авторов Табатабай считает, что аль-Хади был отравлен по наущению аль-Мутаза. [39] в то время как Хусейн связывает убийство аль-Хади с тем, что Аббасиды обнаружили его связь с продолжающимися шиитскими восстаниями. [89] Напротив, Момен говорит, что к моменту смерти аль-Хади «реальная власть» находилась в руках турецких генералов и что убийство аль-Хади не принесло бы халифу никакой политической выгоды. [4] Способ его смерти в источниках также сообщается по-разному. [7]
Помимо аль-Хади, шиитские источники возлагают ответственность за смерть нескольких шиитских имамов на Аббасидов. Молчание суннитских источников здесь шиитские авторы объясняют атмосферой страха и запугивания при Аббасидах. В частности, традиционалист-двунадесятник Ибн Шахрашуб ( ум. 1192 ) сказал, что он написал свой «Манакиб эль Аби Талиб» , «чтобы выявить то, что они [сунниты] подавляли». [17] Существует также традиция, приписываемая Мухаммаду аль-Бакиру ( ум. 732 ), пятому из Двенадцати Имамов, о том, что ни один из них не избежит несправедливой смерти после достижения славы, за исключением последнего, рождение которого будет скрыто от общественность. [94] Похожая традиция приписывается аль-Риде, восьмому из Двенадцати имамов, на этот раз в ответ на слова последователя, который выразил надежду увидеть имама у власти, потому что «люди выразили верность » аль-Риде и «монеты был поражен» от его имени. [95]
Говорят, что погребальную молитву возглавил аль-Муваффак ( ум. 891 ), брат халифа. Однако большое количество скорбящих заставило семью принести тело аль-Хади обратно в дом, где он затем был похоронен. [7] Позже различные покровители-шииты и сунниты превратили дом в главную святыню. Совсем недавно комплекс был перестроен в 1868–1869 годах по просьбе Насер ад-Дина Шаха Каджара ( годы правления 1848–1896 ), правителя Персии и двунадесятника, а в 1905 году был добавлен золотой купол. [5] Помимо аль-Хади, в святыне также находятся могилы его сына Хасана аль-Аскари , [5] и его сестра Хакима Хатун . [96] Будучи важным местом паломничества шиитов, храм подвергся бомбардировке в феврале 2006 года и сильно пострадал. [97] Еще одно нападение 13 июня 2007 г. разрушило два минарета святыни. [98] [99] Иракские власти возлагают ответственность за оба нападения на суннитскую экстремистскую группировку « Аль-Каида» . [100] [101]
- Храм дважды пострадал от взрывов в 2006 и 2007 годах.
- Храм Аль-Аскари в 2017 году, частично восстановлен после взрывов.
Личные качества
[ редактировать ]Принимая во внимание предвзятость своих источников-двунадесятников, историк Дуайт М. Дональдсон ( ум. 1976 ) пишет, что аль-Хади производит на него впечатление «добродушного, тихого человека», который годами терпел «ненависть» аль-Мутаваккиль с достоинством и терпением. [93] Для Уордропа образ аль-Хади в шиитских источниках — это «пацифистский, преследуемый имам», которого всегда не трогают попытки врагов «унизить и напасть на него». [102] В этих отчетах, добавляет она, аль-Хади сохраняет отстраненную и достойную позу в угрожающих ситуациях, тем самым впечатляя других уверенностью в своей вере в защиту Бога. [103] В таких ситуациях ответом аль-Хади в шиитских источниках часто является призыв к вмешательству Бога посредством молитвы. [103] ибо он считал «призыв угнетенных против угнетателя» более мощным, чем «кавалерия, оружие или духи», [104] в традиции, приписываемой ему в Бихаре . [105] Чтобы продемонстрировать то, что она описывает как отстраненность аль-Хади от «тривиальных тревог ад-дуньи [материального мира]», Уордроп упоминает случай, когда в его доме ночью обыскивали деньги и оружие: [106] как указано в двенадцати источниках аль-Кафи , аль-Иршад и Илам . [107] Согласно этому рассказу, солдаты, ворвавшиеся в его дом, нашли его молящимся, а затем он помог им в поисках. [106] После этого тщетного поиска и подобных эпизодов аль-Хади снова взывает к силе Бога в шиитских источниках, вместо того чтобы предаваться «словесным атакам или яростному молчанию». [108]
Имамат
[ редактировать ]Обозначение
[ редактировать ]После смерти аль-Джавада в 835 году большинство его последователей признали его сына Али следующим имамом. [19] [29] Как и его отец, Али аль-Хади был еще несовершеннолетним, когда в возрасте около семи лет унаследовал пост имамата. [19] Однако благодаря прецеденту аль-Джавада имамат Али получил широкое признание без особых возражений. [109] хотя в обоих случаях ближайшее окружение их предшественников должно было сыграть заметную роль в консолидации их имамата. [110] [54] Единственное сообщение о преемственности Али аль-Хади содержится в нескольких источниках, включая аль-Кафи , аль-Иршад и Бихар . [111] Согласно этому сообщению, назначение ( насс ) было устно передано некоему Абу аль-Хайрани аль-Джавадом, который таким образом назначил своего сына Али своим преемником. [112] Уордроп идентифицирует этого человека как Ахмада ибн Хаммада аль-Марвази, который был близок к аль-Джаваду. [113] в то время как в других местах его называют Хайран аль-Хадим, слуга аль-Джавада. [114] Во всяком случае, Абу аль-Хайрани затем написал нескольким известным имамитским деятелям, сообщив об этом назначении, с указанием вскрывать письма в случае его смерти. Устное обозначение было также подслушано Ахмадом ибн Мухаммадом ибн Исой, уважаемым имамитом из Кума , [115] который случайно оказался там, чтобы узнать о здоровье аль-Джавада. [112]
Когда аль-Джавад умер, Ахмад встретился с Мухаммадом ибн аль-Фараджем аль-Рухаджи и десятью другими неназванными деятелями имамитов и слушал Абу аль-Хайрани. [116] Из них Мухаммад был представителем аль-Джавада, [117] который вышел на первый план после его смерти. Действительно, встреча состоялась в доме Мухаммеда и именно он пригласил Абу аль-Хайрани присоединиться к ним. [46] На встрече утверждение Абу аль-Хайрани было неохотно подтверждено Ахмадом, заявившим, что он предпочитает, чтобы честь досталась арабу, а не неарабу ( аджам ). [118] После некоторых размышлений группа приняла имамата Али, говорится в докладе. [119] Дополнительные доказательства можно найти в завещании, приписываемом аль-Джаваду в Китаб аль-Кафи , в котором оговаривается, что его сын Али унаследует от него и будет нести ответственность за своего младшего брата Мусу и его сестер. [120] [7] По мнению мусульманского юриста и академика Хоссейна Модарресси , отчет о его преемственности предполагает, что старшинство Али над его братом было недостаточным, и шиитскую общину нужно было убедить в том, что Али был назначен непосредственно его отцом. [114] Небольшая группа первоначально последовала за Мусой в качестве своего имама, но вскоре вернулась к Али аль-Хади после того, как Муса отмежевался от них. [7] [29]
Представители
[ редактировать ]Бернхаймер считает имамата аль-Хади поворотным моментом для шиитов: прямое руководство шиитской общиной со стороны имамов фактически закончилось вызовом аль-Хади в Самарру, где он находился под постоянным наблюдением халифов Аббасидов до своей смерти. [5] Тем не менее, подобно своим предшественникам, аль-Хади тайно общался с подпольной сетью представителей ( вокала , сг. вакиль ), [7] [121] которые отвечали за финансовые и религиозные дела имамитов-шиитов, [31] [122] и особенно для сбора религиозных пошлин, таких как Хумс ( букв. « одна пятая » ). [123] Эти агенты постепенно взяли на себя функцию руководства и организации шиитской общины, следуя тому же принципу политического квиетизма, которого придерживались шиитские имамы. [43] Их усилия, похоже, были разделены на четыре географических региона; первый включал Багдад, Мадаин, Савад и Куфу, второй район включал Басру и Ахваз , третий включал Кум и Хамадан , а четвертый включал Хиджаз, Йемен и Египет. [54] Каждая из этих четырех областей была поручена агенту, который также отвечал за назначение местных агентов в своем районе. [124]
Имамитские источники также описывают некоторые неудачные попытки Аббасидов перехватить агентов, в том числе притворное сочувствие Ибн Хакана к проникновению в сеть или прерванные в последнюю минуту миссии агентов. [125] Тем не менее, были волны репрессий со стороны аль-Мутаваккиля в 850 году и аль-Мустаина в 862 году. [126] Некоторые из арестованных агентов умерли под пытками, другие были заключены в тюрьму. [41] Среди доверенных агентов аль-Хади были Али ибн Махзиар Ахвази , [а] [31] [126] Усман ибн Саид аль-Асади , [б] [128] Ахмад ибн Исхак аль-Ашари , [129] Али ибн Билал , [с] [130] Ибрагим ибн Мухаммад аль-Хамадани , [д] [126] Али ибн Джафар , [131] Айюб ибн Нух , [40] [132] Хасан ибн Рашид , [42] [133] и Мухаммад ибн аль-Фарадж ар-Рухаджи . [и] [117] Из-за подпольного характера этой сети, вероятно, были и такие, кто ложно утверждал, что представляет аль-Хади. [128] В частности, Фарис ибн Хатим ибн Махавайх аль-Казвини изначально был представителем аль-Хади и его посредником среди имамитов, живших в Джибале, охватывающем центральную и западную части современного Ирана . [135] Фарис был вовлечен в спор с Али ибн Джафаром около 862 года, и в результате аль-Хади запретил ему получать милостыню от его имени. Однако он продолжал делать это, не пересылая их аль-Хади. [136] который отлучил Фариса от церкви в 864 году за растрату религиозных пожертвований. [136] [137] Поскольку Фарис продолжал открыто подстрекать против аль-Хади, последний призвал к его смерти. [136] [137] и он действительно был убит при имамате Хасана аль-Аскари. [137] [138]
Чудеса
[ редактировать ]Среди шиитов-двунадесятников аль-Хади считается знатоком языков персов , славян , индийцев и набатеев . [7] Точно так же ат-Табарси пишет, что аль-Хади выражался на семидесяти трех языках, вероятно, со ссылкой на хадис, приписываемый Мухаммеду, о том, что его община будет разделена на семьдесят три группы. [139] Однако это было характерно не только для аль-Хади, и чудеса речи приписывают всем шиитским имамам. [139] Одно из многих подобных сообщений об аль-Хади передано Ибрагимом ибн Махзияром, который описывает встречу с молодым аль-Хади в 228 году хиджры (842-843 гг.) в компании его брата Али и их слуги Масрура, о котором говорится следующее: В тот день аль-Хади послал за ним и заговорил с ним на своем родном персидском языке. [30]
В источниках Twelver также приписывают Али аль-Хади предсказание смерти аль-Мутаваккиля, который либо заключил в тюрьму, либо унизил аль-Хади. [7] Вариации этого рассказа появляются в источниках Двенадцати, Бихар , [140] аль-Хараидж , [141] Итбат и Уюн аль-муджизат . [142] Его предвидение также подчеркивается в другом сообщении, появившемся, например, в Бихаре , согласно которому аль-Хади уже знал религиозные вопросы своих посетителей. Переданный Исхаком ибн Абдаллахом аль-Алави, дальним родственником аль-Хади, вопрос касался значения поста в день рождения исламского пророка, в день, когда он получил свое божественное послание, в день, когда земля была сплющен, и день Гадир Хумм . [143] , в этом ключе Али аль-Хади показал своему спутнику видение рая По словам аль-Иршада . [144] Однажды Бихар описывает, что солдаты, которым было поручено убить аль-Хади, не осмелились причинить ему вред из-за «его внушающего трепет присутствия», видя вокруг него сотню поднятых мечей. [106] В присутствии аль-Мутаваккиля аль-Хади опроверг утверждение женщины, выдававшей себя за Зайнаб , дочери Али ибн Аби Талиба. По общему мнению, он сделал это, спустившись в львиный ров халифа, чтобы доказать, что они не причиняют вреда истинным потомкам Али ибн Аби Талиба. Этому женщина отказалась подражать. Рассказывают также, что аль-Хади оживил на ковре изображение льва, который затем съел жонглера, пытавшегося своими трюками унизить имама по приказу аль-Мутаваккиля. Другая традиция гласит, что он превратил горсть песка в золото для бедных. [7] Отправившись в Самарру, несмотря на ясное небо, аль-Хади приготовился к сильному дождю, который действительно случился через несколько часов, к изумлению его сопровождающих. Однако, когда его спросили об этом, аль-Хади отверг любую чудесную интерпретацию инцидента, заявив, что он просто распознал признаки надвигающейся бури как местный житель. [62] как сообщает аль-Мурудж аль-Масуди. [145]
Преемственность
[ редактировать ]У Али аль-Хади осталось два сына, а именно Джафар и его старший брат Хасан . [7] [93] Последний родился в Медине в семье умм валад , имя которой в разных источниках дается по-разному: Худайт, Сьюзен или Салил. [146] После аль-Хади большинство его последователей признали своим следующим имамом его взрослого сына Хасана, [147] [148] который широко известен под титулом аль-Аскари ( букв. « военный » ) из-за его почти пожизненного заключения в гарнизонном городе Самарра, [4] [147] после переезда туда с отцом в детстве. [147] Имамитские источники сообщают, что аль-Хади назначил Хасана своим преемником за месяц до своей смерти в 868 году. [147] Это назначение произошло после смерти его старшего сына Мухаммеда , которого некоторые ожидали стать следующим имамом. [7]
После смерти аль-Хади его другой сын Джафар безуспешно претендовал на имамат себе. [149] он упоминается как Джафар аль-Кадхаб ( букв. « Джафар, лжец » ). и поэтому в имамитских источниках [135] Некоторые, очевидно, считали Джафара особенно непригодным для этой должности из-за его плохой репутации. [150] [151] Таким образом, смерть Мухаммеда и плохая репутация Джафара способствовали приходу на престол Хасана. [152] Однако он был неизвестен многим имамитам, как предполагает Итбат , и представители аль-Хади, должно быть, сыграли важную роль в консолидации имамата Хасана. [148] Тем не менее, некоторые считали аль-Хади последним имамом, и Хасан, как говорят, написал имамитам по всей империи Аббасидов, чтобы развеять их сомнения относительно его имамата. [152]
Когда Хасан аль-Аскари умер, не оставив явного наследника в 874 году, некоторые из его последователей отвергли его имамата, поскольку, как они утверждали, имам не мог быть бездетным. Среди них ныне вымершие Мухаммадиты утверждали, что Мухаммад ибн Али аль-Хади, должно быть, был законным одиннадцатым имамом, хотя он умер раньше своего отца. Для них Мухаммед был Махди, [152] [151] [3] мессианская фигура в исламе (вновь) появится в конце времен, чтобы искоренить несправедливость и зло. [153] Вероятно, к этой группе был связан Ибн Нусайр , который считал Али аль-Хади божеством и утверждал, что является его пророком. Его считают основателем Нусайри , ныне исчезнувшей шиитской секты Гали . [3] Гулаты ( букв. « преувеличители » ) верили в божественность шиитских имамов. [154]
Уже сделано
[ редактировать ]Те, кто принял имамата Джафара, младшего сына аль-Хади, известны как джафариты. Ее члены пришли к этому утверждению по-разному. [155] Одна фракция обратилась к Джафару после смерти его брата Хасана аль-Аскари в 874 году, который не оставил очевидного наследника. [155] Другая подгруппа джафаритов считала, что аль-Аскари сам назначил Джафара своим преемником. Среди них выделялся куфанский богослов Али ибн Тахи (или Талхи) аль-Хаззаз. [156] Этот Али причислялся к фафитам , [157] многие из которых таким образом присоединились к джафаритам. [158] [157] Еще одна подгруппа считала, что Джафар был прямо назначен своим отцом аль-Хади своим преемником. [159] Другой подгруппой были нафиситы , которые считали, что преемником аль-Хади должен был стать его старший сын Мухаммед. Говорят, что перед своей смертью при жизни аль-Хади Мухаммад назначил своим преемником своего младшего брата Джафара, пропустив старшего Хасана. Точнее, они считали, что Мухаммад доверил свое завещание своему слуге Нафису, который передал его Джафару. Таким образом, последний заявил, что является преемником Мухаммеда. Сам Нафис был убит. [160]
Точно так же некоторые последователи Фариса ибн Хатима утверждали, что ему наследовал его сын Мухаммад. [136] который назначил своего брата Джафара следующим имамом перед своей смертью при жизни аль-Хади. Соответственно, они приняли имамата Джафара вместо аль-Аскари. [138] Очевидно, это был акт неповиновения Хасану аль-Аскари. [138] который встал на сторону своего отца аль-Хади, когда тот отлучил Фариса от церкви за растрату религиозных средств и открытое подстрекательство против него. [136] [137] В любом случае Джафар вскоре умер, и некоторые затем обратились к его потомкам за лидерством. [161] Тем не менее, джафариты вымерли к 373 году хиджры (983-984), поскольку некоторые из них обратились в основные шииты-двунадесятники, а некоторые эмигрировали в Египет или куда-либо еще и присоединились к суфийским орденам. [161]
Работает
[ редактировать ]Богословский трактат о свободе воли и различные короткие тексты приписываются аль-Хади и цитируются в «Тухаф аль-укул» , сборнике хадисов «Двенадцать». [7] По словам Мавани, большинство шиитских хадисов о Хумсе также приписываются аль-Хади и его предшественнику аль-Джаваду. [162] Некоторые считают Хумса примером дискреционной власти имамов как религиозных и светских шиитских лидеров, которые в данном случае противодействовали перенаправлению закята (еще одной исламской милостыни) «на поддержание угнетателей [халифов] и обеспечение их богатого образа жизни». по мнению шиитского юриста Хусейна-Али Монтазери ( ум. 2009 г. ). [162] Одним из примеров является ответ аль-Хади на письмо своего нового агента Хасана ибн Рашида, в котором первый описывает хумс как сбор с имущества и продуктов, а также с торговцев и ремесленников после того, как они обеспечили себя. [123] Эта последняя часть поясняется в письме аль-Хади другому агенту по имени Ибрагим ибн Мухаммад аль-Хамадани, в котором объясняется, что хумс взимается после предоставления земли и иждивенцев, а также после хараджа ( земельного налога) для правителя. . [163]
Дональдсон цитирует одну из пророческих традиций, связанных с авторитетом аль-Хади через Али ибн Аби Талиба, которая определяет веру ( иман ) как содержащуюся в сердцах людей, подтвержденную их делами ( амаль ), тогда как капитуляция ( ислам) ) — это то, что выражает язык, что только подтверждает союз. [13] Хадис, приписываемый аль-Хади в аль-Кафи, предсказывает затмение его внука, двенадцатого имама, и называет его аль-худжой ( букв. « доказательство » ) из Дома Мухаммеда . [164] Мавани цитирует другой хадис, приписываемый аль-Хади и переданный ат-Табарси, следующим образом.
После сокрытия вашего Каима группа религиозных учёных ( улемов ) призовёт людей поверить в его имамата [Аль-Каима] и защитить его религию, используя доказательства, посланные Аллахом, чтобы они могли спасти слабоумные верующие либо от обманов сатаны и его последователей, либо от обманов антиалидов ( ан-навасиба ). Если ни один из этих улемов не останется, то все отойдут от религии Аллаха. Однако, пока пилот держит руль корабля, улемы будут твердо держаться за сердца слабоумных шиитов, не давая им сбиться с пути. Эти улемы являются самыми превосходными в глазах Всевышнего Аллаха. [165]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Он был агентом аль-Джавада, а затем аль-Хади в Ахвазе. [31] [126] Он написал две книги, а именно, «Китаб аль-Малахим» и «Китаб аль-Каим» , обе о оккультизме . [31] Два сына Али ибн Махзиара, по имени Ибрагим и Мухаммад, позже служили в Ахвазе представителями Мухаммада аль-Махди. [127]
- ↑ Он был назначен агентом аль-Хади в Багдаде, служил агентом Хасана аль-Аскари после аль-Хади, а позже был признан первым из четырех заместителей Мухаммеда аль-Махди , последнего имама в Twelver. Шииты. [5] Его сын Мухаммад считается вторым заместителем аль-Махди. [128]
- ↑ Он был представителем аль-Хади, базирующимся в Васите , хотя родом он был из Багдада. Ранее он также был последователем аль-Джавада, а затем верным сторонником аль-Аскари. Современный имамитский традиционалист Мухаммад ибн Ахмад ибн Яхья передал от аль-Хади со слов Али ибн Билала. [130]
- ↑ Он был агентом аль-Хади в Хамадане, и его потомки продолжали служить следующим имамам в том же качестве. [126]
- ↑ Он был последователем аль-Риды и агентом аль-Джавада и аль-Хади. Он также считается надежным передатчиком хадисов на шиитском языке. Действительно, он сообщил от аль-Казима и написал книгу «Китаб аль-Масаил» , которую передал Ахмад ибн Хилал. Очевидно, именно в его доме шииты встретились после смерти аль-Джавада и признали имамата его сына аль-Хади. [117] Позже аль-Хади предупредил его в письме о враждебности аль-Мутаваккиля, и вскоре Мухаммед был заключен в тюрьму, а его имущество было конфисковано. Когда его освободили после восьми лет заключения, он попросил аль-Хади помочь вернуть свое имущество. Имам ответил тепло, но также добавил, что эта собственность не принесет Мухаммеду никакой пользы. Действительно, вскоре он умер. [134]
Сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Момент 1985 , с. 43.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 96.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Льюис 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Момент 1985 , с. 44.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Бернхаймер 2017 .
- ^ Амир-Моэцци 1994 , с. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Маделунг 1985 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маделунг 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Момент 1985 , с. 239.
- ^ Момент 1985 , с. 42.
- ^ Пирс 2016 , с. 4.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 96–7.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Дональдсон 1933 , с. 210.
- ^ Медофф 2016 .
- ^ Уордроп 1988 , с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Пирс 2016 , с. 44.
- ^ Пирс 2016 , стр. 43–4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Листы 2013 , с. 62.
- ^ Пирс 2016 , стр. 142, 219n83.
- ^ Пирс 2016 , с. 4, 163.
- ^ Уордроп 1988 , с. 104.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 218.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 104–6.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , стр. 103–4, 120n35.
- ^ Перейти обратно: а б с Пирс 2016 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Пирс 2016 , с. 144.
- ^ Уордроп 1988 , с. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хусейн 1986 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , стр. 107–8.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Багестани 2014 .
- ^ Хусейн 1986 , с. 4.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 108.
- ^ Уордроп 1988 , с. 109.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 109–10.
- ^ Перейти обратно: а б с Амир-Моэцци 1994 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б с Сурдел 1970 , с. 126.
- ^ Пикен 2008 , с. 596.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Табатабай 1975 , с. 184.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хусейн 1986 , с. 50.
- ^ Перейти обратно: а б с Хусейн 1986 , с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн 1986 , стр. 49–50.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Сачедина 1981 , с. 28.
- ^ Саджади 2018 .
- ^ Хусейн 1986 , стр. 50–1.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 105.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 47–8.
- ^ Перейти обратно: а б Дональдсон 1933 , с. 211.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 112.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 209.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , стр. 112–3.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 113–4.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 26, 50.
- ^ Перейти обратно: а б с Хусейн 1986 , с. 81.
- ^ Табатабай 1975 , стр. 183–4.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 112, 122n69.
- ^ Уордроп 1988 , с. 114.
- ^ Дональдсон 1933 , стр. 211–3.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , стр. 114–5.
- ^ Дональдсон 1933 , с. 212.
- ^ Нортедж 2006 .
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 115.
- ^ Уордроп 1988 , с. 135.
- ^ Халмс 2008 .
- ^ Мавани 2013 , с. 123.
- ^ Аслан 2008 , с. 190.
- ^ Хусейн 1986 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 229.
- ^ Сачедина 1981 , с. 26.
- ^ Уордроп 1988 , с. 230.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 126–7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Сачедина 1981 , с. 27.
- ^ Уордроп 1988 , с. 103.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хусейн 1986 , с. 51.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 141–4.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 124–5.
- ^ Уордроп 1988 , с. 126.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 133–4.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 141–2.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 141–2, 152n47.
- ^ Сачедина 1981 , с. 28, 205н34.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 138, 152n34.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 135–6.
- ^ Уордроп 1988 , с. 129.
- ^ Уордроп 1988 , с. 130.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 130–1.
- ^ Уордроп 1988 , с. 131-2.
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн 1986 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн 1986 , с. 53.
- ^ Хусейн 1986 , с. 181н83.
- ^ Дафтари и Нанджи 2014 , с. 644.
- ^ Хусейн 1986 , с. 176н162.
- ^ Перейти обратно: а б с Дональдсон 1933 , с. 216.
- ^ Сачедина 1981 , с. 64.
- ^ Сачедина 1981 , с. 65.
- ^ Эспозито 2004 , с. 105.
- ^ Адамец 2017 , стр. 388.
- ^ «Взрыв произошел в ключевом шиитском храме Ирака» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 7 ноября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Взрыв в Ираке нанес ущерб шиитскому храму» . Би-би-си. Архивировано из оригинала 2 октября 2016 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Лидер Аль-Каиды в Ираке «убит повстанцами» » . Новости АВС . 2007.
- ^ Кейв, Дэмиен; Боули, Грэм (2007). «Лидеры шиитов призывают к спокойствию после нового нападения на храм» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Уордроп 1988 , с. 118.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 146.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 145–6.
- ^ Уордроп 1988 , с. 153н58.
- ^ Перейти обратно: а б с Уордроп 1988 , с. 147.
- ^ Уордроп 1988 , с. 153н61-63.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 147–8.
- ^ Уордроп 1988 , с. 97.
- ^ Уордроп 1988 , с. 17.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 14, 24n63, 217, 232n1.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , стр. 14–5.
- ^ Уордроп 1988 , с. 24.
- ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , с. 64.
- ^ Уордроп 1988 , с. 217.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 15, 217.
- ^ Перейти обратно: а б с Уордроп 1988 , с. 311.
- ^ Уордроп 1988 , с. 15.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 16, 217.
- ^ Уордроп 1988 , с. 16.
- ^ Уордроп 1988 , с. 62.
- ^ Хусейн 1986 , с. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 221.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 81–2.
- ^ Уордроп 1988 , с. 226.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хусейн 1986 , с. 82.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 4, 82.
- ^ Перейти обратно: а б с Хусейн 1986 , с. 83.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 227.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , стр. 219–20, 306–7.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 226–7.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 225–6.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 220, 222.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 311–2.
- ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Модарресси 1993 , стр. 71–2.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уордроп 1988 , с. 225.
- ^ Перейти обратно: а б с Модарресси 1993 , с. 73.
- ^ Перейти обратно: а б Пирс 2016 , с. 107.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 137–8, 152n32.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 137, 152n30-1.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 136–7, 152n29.
- ^ Уордроп 1988 , с. 111.
- ^ Пирс 2016 , с. 202н92.
- ^ Уордроп 1988 , с. 123н81.
- ^ Элиаш 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Дафтари 2013 , стр. 62–3.
- ^ Перейти обратно: а б Уордроп 1988 , с. 231.
- ^ Дафтари 2013 , стр. 62, 63.
- ^ Сачедина 1981 , с. 45.
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн 1986 , с. 62.
- ^ Перейти обратно: а б с В 2013 году .
- ^ Бличфельдт 1985 , стр. 7.
- ^ Солома 2001 .
- ^ Перейти обратно: а б Хусейн 1986 , с. 59.
- ^ Хусейн 1986 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , с. 81.
- ^ Сачедина 1981 , с. 90.
- ^ Хусейн 1986 , с. 61.
- ^ Хусейн 1986 , стр. 61–2.
- ^ Перейти обратно: а б Модарресси 1993 , стр. 83–4.
- ^ Перейти обратно: а б Мавани 2013 , с. 147.
- ^ Уордроп 1988 , стр. 223–4.
- ^ Хуссейн 1986 , стр. 30, 166n117.
- ^ Мавани 2013 , с. 187.
Ссылки
[ редактировать ]- Адамец, Людвиг В. (2017). Исторический словарь ислама (Третье изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 9781442277236 .
- Амир-Моэцци, Мохаммед Али (1994). Божественное руководство в раннем шиизме: источники эзотерики в исламе . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780585069722 .
- Аслан, Реза (2008). Нет бога, кроме Бога: истоки, эволюция и будущее ислама . Случайный дом. ISBN 9781407009285 .
- Багестани, Эсмаил (2014). «Джавад, Имам» . Энциклопедия мира ислама (на персидском языке). Том. 11. Фонд Исламской энциклопедии . ISBN 978-9644470127 .
- Бернхаймер, Тереза (2017). «Али ль-Хади» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун; Матринг, Денис; Навас, Джон; Стюарт, Девин Дж. (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_24990 . ISBN 9789004335714 .
- Бличфельдт, Ян-Олаф (1985). Ранний махдизм: политика и религия в период становления ислама . Э. Дж. Брилл. ISBN 9789004076433 .
- Дафтари, Фархад (2013). История шиитского ислама . ИБ Таурис. ISBN 9780755608669 .
- Дафтари, Фархад; Нанджи, Азим (2014). «Двунадесятник шиизма» . В Фитцпатрике, Коэли; Уокер, Адам Хани (ред.). Мухаммед в истории, мысли и культуре: Энциклопедия Пророка Божьего . Том. 2. АВС-КЛИО. стр. 644–651. ISBN 9781610691772 .
- Дональдсон, Дуайт М. (1933). Шиитская религия: история ислама в Персии и Ираке . АМС Пресс. ISBN 9780598503787 .
- Элиаш, Дж. (2012). «Хасан аль-Аскари» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). Справочник по Бриллу в Интернете. дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2762 . ISBN 9789004161214 .
- Эспозито, Джон Л., изд. (2004). Оксфордский словарь ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199757268 .
- Хальм, Хайнц (2001). «ШОЛАТ» . Энциклопедия Ираника . Том. XI/1. стр. 62–4. ISSN 2330-4804 .
- Халмс, Эдвард Д.А. (2008). « АЛИ АЛЬ-ХАДИ» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. п. 43. ИСБН 9780700715886 .
- Хусейн, Джассим М. (1986). Сокрытие Двенадцатого Имама: историческая справка . Рутледж Кеган и Пол. ISBN 9780710301581 .
- Льюис, Б. (2012). «аль-Аскари» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_0810 . ISBN 9789004161214 .
- Маделунг, В. (1985). « Али аль-Хади» . Энциклопедия Ираника . Том. Я/8. стр. 861–2. ISSN 2330-4804 .
- Маделунг, В. (2012). «Мухаммад б. Али ар-Рида» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5343 .
- Мавани, Хамид (2013). Религиозная власть и политическая мысль в двунадесятническом шиизме: от Али до пост-Хомейни . Рутледж. ISBN 9780415624404 .
- Медофф, Луи (2016). «Мохаммад аль-Джавад, Абу Джафар» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). ISSN 2330-4804 .
- Модарресси, Хосейн (1993). Кризис и консолидация в период формирования шиитского ислама: Абу Джафар ибн Киба ар-Рази и его вклад в имамитскую шиитскую мысль . Дарвин Пресс. ISBN 0878500952 .
- Момен, Муджан (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300034998 .
- Нортедж, Аластер (2006). «САМАРРА» . В Мери, Йозеф В. (ред.). Средневековая исламская цивилизация. Энциклопедия . Том. 1. Рутледж. стр. 694–697. ISBN 9780415966924 .
- Пакатчи, Ахмад (2013). «Хасан Аскари, Имам» . Энциклопедия мира ислама (на персидском языке). Том. 20. Фонд «Исламская энциклопедия» . ISBN 9786006326191 .
- Пикен, Гэвин (2008). «Шиизм (Аль-Шиа)» . В Неттоне, Ян Ричард (ред.). Энциклопедия исламской цивилизации и религии . Рутледж. стр. 596–7. ISBN 9780700715886 .
- Пирс, Мэтью (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Сачедина, Абдулазиз Абдулхусейн (1981). Исламский мессианизм: идея Махди в двунадесятническом шиизме (PDF) . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780873954426 .
- Саджади, Садек (2018). "Проснуться" . В Дафтари, Фархад (ред.). Энциклопедия ислама . Перевод Халили, Александр. дои : 10.1163/1875-9831_isla_COM_036126 .
- Сурдел, Д. (1970). «Аббасидский халифат». Ин Холт, премьер-министр; Ламбтон, Энн К.С.; Льюис, Бернард (ред.). Кембриджская история ислама, том 1A: Центральные исламские земли от доисламских времен до Первой мировой войны . Издательство Кембриджского университета. стр. 104–139. LCCN 73-77291 .
- Табатабай, Сайид Мохаммад Хоссейн (1975). Шиитский ислам . Перевод Сайида Хоссейна Насра (Первое изд.). Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 0873953908 .
- Уордроп, Сан-Франциско (1988). Жизни имамов, Мухаммада аль-Джавада и Али аль-Хади и развитие шиитской организации (докторская диссертация). Эдинбургский университет.