Курайшиты
Курайшиты Курайшиты | |
---|---|
Оседлое аднанитов арабское племя | |
Этническая принадлежность | араб |
Нисба | аль-Кураши (Аль-Кураши) |
Расположение | Мекка , Хиджаз (Западная Аравия) |
Происходил от | Фихр ибн Малик |
Родительское племя | Я ненавижу это |
Филиалы |
|
Язык | арабский |
Религия | Политеизм (230–630) Ислам (630 – настоящее время) |
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Курайшиты племенем , ( араб . قُرَيْشٌ ) были арабским населявшим и контролировавшим Мекку и ее Каабу . В его состав входило 10 основных кланов, в том числе клан Хашим , в котором исламский пророк Мухаммед родился . К 600 году нашей эры курайшиты стали богатыми торговцами, доминировавшими в торговле между Индийским океаном , Восточной Африкой и Средиземноморьем . [1] они водили караваны в Газу и Дамаск Летом Йемен , а зимой в . Они также добывали и преследовали на этих маршрутах другие предприятия. Они были известны своим хилмом , что означает «уравновешенность» или «отсутствие вспыльчивости». На практике это означало, что они ставили деловые интересы на первое место и сохраняли определенное единство, несмотря на соперничество. [2]
Когда Мухаммед начал распространять ислам в Мекке, курайшиты поначалу не проявляли особого беспокойства. Однако сопротивление росло, поскольку он оспаривал существование других богов, кроме Аллаха (арабское слово, обозначающее Бога или бога Авраама). [3] [4] [5] Когда отношения ухудшились, Мухаммед и его последователи мигрировали в Медину ( Хиджра ) после переговоров с Бану Аус и Хазраджем о посредничестве в их конфликте. [6] [7] Курайшиты помешали мусульманам совершить паломничество в Мекку . Не сумев достичь мирного решения, Мухаммед решил противостоять курайшитам посредством вооруженного конфликта, начав с набегов на мекканские караваны. [8] Это привело к нескольким крупным сражениям, в том числе при Бадре , Ухуде и Транше . [9] После этих конфликтов и последующих изменений в политическом ландшафте Медины, включая изгнание трех основных еврейских племен, Мухаммед, как сообщается, переключил свое внимание с караванов курайшитов на северные племена, такие как Бану Лахайан и Бану Мусталик . [10]
По мере того как положение Мухаммеда в Медине становилось все более устойчивым, отношение к нему в его родном городе становилось все более одобрительным. , Аль-Худайбийский договор устанавливающий десятилетнее перемирие с мекканцами, позволил Мухаммеду совершить умру в Мекке в следующем году. Во время этого паломничества Мухаммад примирился со своей семьей, кланом Хашим, символом которого стал его брак с Маймуной бинт аль-Харис . Несколько видных мекканцев, таких как Халид ибн аль-Валид и Амр ибн аль-Ас , признали растущее влияние Мухаммеда в Аравии и обратились в ислам. [11]
В конце 629 г. воюющая сторона среди курайшитов, вопреки совету их вождя Абу Суфьяна , поддержала один из своих клиентских кланов в конфликте против хузаа , союзников Мухаммеда. Этот акт был расценен как нарушение Худайбийского договора. Когда Мухаммед продвигался со своей армией для осады Мекки, Абу Суфьян вместе с другими, включая союзника Мухаммеда Хузаи Будайла ибн Варку, встретился с Мухаммедом, чтобы попросить амнистию для всех курайшитов, которые не сопротивлялись. Таким образом, Мухаммед беспрепятственно вошел в Мекку, и почти все ее жители обратились в ислам. [12] Впоследствии руководство мусульманской общиной традиционно перешло к члену курайшитов, как это было в случае с Рашидун , Омейядов и халифатами Аббасидов , а также якобы с Фатимидами .
Имя
[ редактировать ]Источники различаются относительно этимологии слова курайшит, при этом одна теория утверждает, что это была уменьшительная форма слова кирш (акула). [13] Арабский специалист по генеалогии Хишам ибн аль-Кальби утверждал, что не было одноименного основателя курайшитов; [14] скорее, название произошло от такарруша , арабского слова, означающего «собрание» или «ассоциация». Курайшиты получили свое имя, когда Кусай ибн Килаб , потомок Фихра ибн Малика в шестом поколении, собрал своих родственников и взял под свой контроль Каабу. До этого потомки Фира жили разрозненными кочевыми группами среди своих родственников Кинана. [15] Нисба . или фамилия курайшитов — Кураши , хотя в первые века исламской уммы большинство членов племени курайшитов обозначались своим конкретным кланом, а не племенем Позже, особенно после 13 века, претенденты курайшитского происхождения использовали фамилию Кураши . [13]
История
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]курайшитов Прародителем был Фихр ибн Малик , полная генеалогия которого, согласно традиционным арабским источникам, была следующей: Фихр ибн Малик ибн ан-Надр ибн Кинана ибн Хузайма ибн Мудрика ибн Ильяс ибн Мудар ибн Низар ибн Маад ибн Аднан. [15] образом, Фихр принадлежал к племени Кинана и его происхождение восходит к Аднану Исмаильтянину Таким , полулегендарному отцу « северных арабов ». Согласно традиционным источникам, Фихр возглавил воинов Кинаны и Хузаймы для защиты Каабы, в то время главного языческого святилища в Мекке, против племен из Йемена ; однако святилище и связанные с ним привилегии продолжали находиться в руках йеменского племени хузаа . Курайшиты получили свое имя, когда Кусай ибн Килаб , потомок Фихра ибн Малика в шестом поколении, собрал своих родственников и взял под свой контроль Каабу. До этого потомки Фира жили разрозненными кочевыми группами среди своих родственников Кинана. [15]
Основание в Мекке
[ редактировать ]Все средневековые мусульманские источники согласны с тем, что Кусай объединил потомков Фихра и сделал курайшитов доминирующей силой в Мекке. [16] После завоевания Мекки Кусай выделил квартиры различным кланам курайшитов. Те, кто поселился вокруг Каабы, были известны как курайшиты аль-Битах («Курайшиты пустыни»), и в их число входили все потомки Кааба ибн Луайя и других. Кланы, поселившиеся на окраинах святилища, были известны как Курайшиты аль-Завахир («Курайшиты с окраин»). По словам историка Ибн Исхака , младший сын Кусая, Абд Манаф , стал известным еще при жизни своего отца и был выбран Кусаем своим преемником на посту хранителя Каабы. Он также возложил другие обязанности, связанные с Каабой, на других своих сыновей Абд аль-Уззу и Абда, при этом гарантируя, что все решения курайшитов должны приниматься в присутствии его старшего сына Абд ад-Дара ; последнему также были предоставлены церемониальные привилегии, такие как хранитель военного знамени курайшитов и надзиратель за водой и продовольствием для паломников, посещающих Каабу. [17]
По словам историка Ф.Э. Петерса , рассказ Ибн Исхака показывает, что Мекка во времена Кусая и его ближайших потомков еще не была торговым центром; скорее, экономика города была основана на паломничестве к Каабе, и «то, что считалось [редактировано] муниципальными учреждениями [назначенными Кусайем], имело отношение только к военным операциям и контролю над святыней». [18] В то время курайшиты не занимались торговлей; вместо этого им поручали религиозные службы, от которых они получали значительную прибыль. Они также получали прибыль от налогов, взимаемых с прибывающих паломников. Хотя Кусай казался сильным лидером курайшитов, официально он не был царем племени, а был одним из многих ведущих шейхов (вождей племени). [19]
По словам историка Джеральда Р. Хотинга , если верить традиционным источникам, дети Кусая «должно быть, жили во второй половине пятого века». [20] Однако историк У. Монтгомери Уотт утверждает, что сам Кусай, вероятно, умер во второй половине VI века. Вопрос о преемственности между естественным преемником Кусая Абд ад-Даром и выбранным им преемником Абд Манафом привел к разделению курайшитов на две фракции; те, кто поддерживал клан Абд ад-Дар , включая кланы Бану Сам , Бану Ади , Бану Махзум и Бану Джума , стали известны как аль-Ахлаф («Союзники»), а те, кто поддерживал клан Абд Манаф , включая Бану Тайм , Бану Асад , Бану Зухра и Бану аль-Харит ибн Фихр были известны как аль-Мутайябун («Ароматный»). [13]
Контроль над торговлей с Меккой
[ редактировать ]К концу VI века Фиджарская война разразилась между курайшитами и кинанами с одной стороны и различными племенами Кайси с другой, включая Хавазин , Бану Такиф , Бану Амир и Бану Сулайм . Война разразилась, когда представитель племени Кинани убил члена племени Амири, сопровождавшего караван Лахмидов в Хиджаз. Нападение произошло во время священного сезона, когда боевые действия обычно были запрещены. Покровителем племени Кинани был Харб ибн Умайя , вождь курайшитов. Этот покровитель и другие вожди попали в засаду хавазинов в Нахле, но смогли бежать. В сражениях, произошедших в последующие два года, кайсы одержали победу, но на четвёртый год ситуация изменилась в пользу курайшитов и Кинаны. После еще нескольких столкновений мир был восстановлен. [21] По словам Ватта, фактической целью Фиджарской войны был контроль над торговыми путями Неджда . Несмотря на особенно жесткое сопротивление со стороны основных торговых соперников курайшитов, сакифа из Таифа и клана Бану Наср из Хавазина, курайшиты в конечном итоге взяли под свой контроль торговлю с западной Аравией. [22] Курайшиты получили контроль над торговлей Таифа, и многие курайшиты приобрели поместья в Таифе, где климат был прохладнее. [15]
Деревня-святилище Мекка превратилась в крупный арабский торговый центр. По словам Ватта, к 600 году нашей эры лидеры курайшитов «были преуспевающими торговцами, получившими что-то вроде монополии в торговле между Индийским океаном и Восточной Африкой, с одной стороны, и Средиземноморьем, с другой». [15] Кроме того, курайшиты отправляли торговые караваны в Йемен зимой и караваны в Газу , Босру , Дамаск и аль-Ариш летом. [15] [23] Курайшиты установили связи с торговцами в этих сирийских городах. Они также заключили политические или экономические союзы со многими бедуинскими (кочевыми арабскими) племенами в северных и центральных аравийских пустынях, чтобы обеспечить безопасность своих торговых караванов. Курайшиты инвестировали свои доходы в создание своих торговых предприятий и делились прибылью с племенными союзниками, чтобы превратить финансовое состояние в значительную политическую власть в Хиджазе (западная Аравия). [23] По словам Фреда Доннера :
[К концу VI века] мекканская торговля процветала как никогда прежде, и лидеры этой торговли [курайшиты] превратились из простых купцов в настоящих финансистов. Они больше не были заинтересованы в том, чтобы «покупать дешево и продавать дорого», но также в организации денег и людей для реализации своих коммерческих целей. Короче говоря, возник класс людей с хорошо развитыми управленческими и организаторскими способностями. Это было событие, необъявленное и почти уникальное для Центральной Аравии. [24]
Бану Махзум и Бану Умайя , в частности, приобрели огромные богатства за счет торговли и имели наибольшее влияние среди курайшитов в мекканской политике. [23] Бану Умайя и Бану Науфал , еще один клан, происходящий от Абд Манафа, который разбогател благодаря своему коммерческому предприятию, отделились от фракции аль-Мутайябуна в 605 году и начали вести бизнес с аль-Ахлафом . [13] Их финансовое состояние позволило им стать собственной силой. [13] Во время коммерческого инцидента, когда аль-Ас ибн Ваиль ас-Сахми отнял у йеменского купца его торговлю, аль-Мутайябун реформировался в Хильф аль-Фудул , который состоял из Бану Хашим и Бану Мутталиб , которые, как и Бану Умайя были потомками Абд Манафа, а также кланов Тайм, Асад, Зухра и аль-Харис ибн Фихр. [13] Бану Хашим обладали наследственными правами, связанными с паломничеством к Каабе, хотя Бану Умайя в конечном итоге были самым сильным кланом курайшитов. [20] По словам Уотта, «во всех историях доисламского периода, по общему признанию, присутствует легендарный элемент, но основная схема событий кажется примерно правильной, даже если большая часть датировок неопределенна». [13]
Конфликт с Мухаммедом
[ редактировать ]Курайшиты, доминирующее племя Мекки , поначалу не проявили особого беспокойства, когда Мухаммед начал проповедовать свою новую веру в городе. Однако по мере того, как послание Мухаммеда все больше бросало вызов традиционным мекканским религиозным и социальным практикам, постепенно возникала напряженность. [3] [5] Когда отношения с курайшитами ухудшились, Мухаммед координировал постепенную эмиграцию своих последователей в Медину , в конечном итоге совершив путешествие сам, после того как переговоры с различными фракциями в Медине создали там базу поддержки. Это событие, известное как Хиджра , последовало за сложными переговорами с различными группами в Медине, где Мухаммед рассматривался как потенциальный посредник в продолжающихся межплеменных конфликтах, хотя его роль, вероятно, была более многогранной, чем просто посредничество. В Медине Мухаммед получил божественное откровение, позволяющее мусульманам защищать себя, включая нападение на торговые караваны курайшитов в ответ на их продолжающуюся враждебность и преследования. [25]
Получив добычу от каравана в Нахле , Мухаммед узнал о более крупном караване курайшитов, возвращающемся из Газы . Он попытался перехватить его, но караван изменил маршрут. Вместо этого Мухаммед столкнулся с войсками курайшитов под предводительством Амра ибн Хишама . [25] и, несмотря на численное превосходство, выиграл битву при Барде , завоевав престиж и последователей. [26]
Поражение курайшитов при Бадре было значительным, в результате чего они потеряли многих своих влиятельных и опытных людей и свой престиж. [26] Стремясь восстановить свою честь, курайшиты во главе с Абу Суфьяном мобилизовали 3000 солдат для противостояния Мухаммеду, что привело к битве при Ухуде . Первоначально силы Мухаммеда одержали верх, но произошла неудача, когда его лучники покинули свои позиции и преследовали бегущих мекканских солдат. Мекканский военный стратег Халид ибн аль-Валид воспользовался этим, и силы Мухаммеда отступили. Курайшиты не стали преследовать дальше, считая свою цель достигнутой. [10]
В Медине некоторые еврейские племена выразили удовлетворение поражением Мухаммеда, что побудило его нацелиться на Бану Надир , вытеснить их в Хайбар и другие поселения и захватить их собственность. Курайшиты, чьи караваны все еще подвергались нападениям и подстрекаемые евреями Хайбара, осознали важность оккупации Медины. Они вели переговоры с различными бедуинскими племенами и сумели собрать 10-тысячное войско. [10]
Чтобы защититься от войск курайшитов, Мухаммед по совету одного из своих последователей приказал вырыть ров вокруг Медины. Это привело к битве у траншеи . Траншея препятствовала продвижению курайшитов, и Мухаммед вел тайные переговоры с Гатафаном, чтобы вызвать недоверие среди своих врагов. Неблагоприятная погода в конечном итоге привела к тому, что осаждающие потеряли боевой дух и отступили.
После этого Мухаммед обратил свое внимание на Бану Курайза , которых обвинили в предательстве мусульман путем сговора с курайшитами. После осады их мужчин приговорили к казни, а женщин и детей взяли в плен. Это событие стало важным поворотным моментом: Мухаммед укрепил свой контроль в Медине.
Затем внимание Мухаммеда переключилось на другие племена, такие как Бану Лахайан и Бану Мусталик . Бану Надир были изгнаны из Медины после того, как их обвинили в заговоре против Мухаммеда, а Бану Мусталик потерпели поражение в битве, и многие пленники позже были освобождены. [11]
Со временем напряженность между Мухаммедом и народом Мекки ослабла, что привело к заключению Аль-Худайбийского договора , десятилетнего перемирия. Затем Мухаммеду и его последователям было разрешено совершить умру в следующем году в Мекке. Некоторое время спустя Мухаммед напал на населенный евреями Хайбар, где он ввел практику, которая впоследствии создала прецедент для мусульман по отношению к евреям и христианам, а именно джизью . [11] Он не убивал тех, кто сдался, а позволил им остаться и возделывать свои поля, при этом половина урожая доставалась ему и его последователям. [27] В ходе этой экспедиции в его владение также перешла еврейская колония Вади аль-Кура , что обогатило мусульманскую общину. [11]
В начале 627 года Мухаммед предпринял умру, известную как «совершенное паломничество» в Мекку, во время которого он примирился со своей семьей, Бану Хашим , что было скреплено женитьбой на Маймуне бинт аль-Харис . Некоторые важные люди Мекки, такие как Халид ибн аль-Валид и Амр ибн аль-Ас , признали Мухаммеда человеком будущего в Аравии и приняли ислам. В декабре 629 года, после того как воюющая сторона в Мекке, вопреки совету Абу Суфьяна, решила поддержать один из своих клиентских кланов против Хузаа, которые были в союзе с Мухаммедом, что привело к нарушению договора аль-Худайбия, Мухаммад затем выступил со своей армией в Мекку. Поскольку желающих сражаться со стороны Мекки становилось все меньше и меньше, Абу Суфьян вместе с несколькими другими, включая друга Мухаммеда, Будайла ибн Варка аль-Хузай, отправился просить об амнистии для всех курайшитов, отказавшихся от вооруженного сопротивления. Таким образом, Мухаммаду удалось беспрепятственно войти в Мекку, и почти все жители приняли ислам. [12]
Исламское лидерство
[ редактировать ]В 630 году Мухаммед победоносно вошел в Мекку , побудив остальных курайшитов принять ислам. По словам Доннера, Мухаммед стремился укрепить единство своей расширяющейся мусульманской общины, «победив эту могущественную группу [курайшитов]»; с этой целью он гарантировал курайшитам участие и влияние в зарождающемся исламском государстве. Таким образом, несмотря на давнюю вражду с Мухаммедом, курайшиты стали политическими и экономическими партнерами и стали ключевым компонентом мусульманской элиты. Многие ведущие представители племени курайши заняли ключевые государственные посты и вошли в политический круг Мухаммеда. [28] По мнению Доннера, включение курайшитов «в правящую элиту Исламского государства, весьма вероятно, было ответственным за то, что, по-видимому, является более тщательно организованным и систематическим подходом к управлению государством, который практиковал Мухаммед в последние годы своей жизни, поскольку организационные навыки курайшитов были использованы на службе ислама». [29]
После смерти Мухаммеда в 632 году между курайшитами и двумя другими компонентами мусульманской элиты, ансарами и сакифами, возникло соперничество за влияние в государственных делах. [30] Ансары хотели, чтобы один из них стал преемником пророка на посту халифа убедил их , но Умар согласиться на Абу Бакра. [13] Во время правления Абу Бакра ( годы правления 632–634 ) и Умара ( годы правления 634–644 ) некоторые ансары были обеспокоены своими политическими интересами. [31] Курайшиты, очевидно, обладали реальной властью в тот период, отмеченный мусульманскими завоеваниями . Во время Первой Фитны ансары, которые поддерживали халифа Али из Бану Хашим против двух фракций, представляющих конкурирующие кланы курайшитов, потерпели поражение. Впоследствии они были исключены из политической элиты, в то время как Сакифы сохранили определенное влияние благодаря своим давним отношениям с курайшитами. [32]
Хадис , утверждающий, что халиф должен быть из курайшитов, стал почти повсеместно принятым мусульманами, за исключением хариджитов . [13] Действительно, контроль над Исламским государством, по сути, сводился к борьбе между различными группировками курайшитов. [32] Во время первой гражданской войны в эти группировки входили Бану Умайя, представленная Муавией ибн Аби Суфьяном , Бану Хашим, представленная Али, и другие лидеры курайшитов, такие как аз-Зубайр ибн аль-Аввам из Бану Асад и Тальха ибн Убайд Аллах. из Бану Тайм. [33] Позже, во время Второй Фитны , эти же самые группировки снова боролись за контроль над халифатом , и Омейяды одержали победу по завершении войны в 692/693 году. В 750 году вопрос о том, какой клан Курайши будет держать бразды правления, был снова поднят, но на этот раз Аббасиды , ветвь Бану Хашим, одержали победу и перебили большую часть Бану Умайя. После этого за исламское лидерство разгорелась борьба между различными ветвями Бану Хашим. [34]
Кланы
[ редактировать ]Клан | Генеалогия | Альянсы | Известные участники |
---|---|---|---|
Бану Абд ад-Дар | Абд ад-Дар ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Ахлафы | Муаб ибн Умар |
Бану Махзум | Махзум ибн Яказа ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Ахлафы | Абу Джахль , Валид ибн Аль-Мугира, Абу Хузайфа ибн аль-Мугира Халид ибн аль-Валид , |
Бану Ади | Ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Ахлафы | Аль-Хаттаб ибн Нуфайл Умар ибн Аль-Хаттаб , Зайд ибн Амр , Аль-Шифа бинт Абдулла Абдулла ибн Умар |
Бану Сам | Самм ибн Амр ибн Хусайс ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Ахлафы | аль-Ас ибн Ваиль, Амр ибн аль-Ас |
Бану Джума | Джума ибн Амр ибн Хусайс ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Ахлафы | Умайя ибн Халаф, Суфван ибн Умайя |
Бану Абд Шамс (затем Омейяды ) | Абд Шамс ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Ахлаф | Умайя ибн Абд Шамс , Абу Суфьян ибн Харб , Укба ибн Аби Муайт Усман ибн Аффан , Умм Хабиба Он слушал меня |
Бану Науфаль | Науфал ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Ахлаф | Джубайр ибн Мутим |
Бану Эмир | Амир ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Сухайль ибн Амр, Абдулла ибн Сухайль | |
Бану Хашим (затем Бану Абдул-Мутталиб ) | Хашим ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Фудул | Мухаммед Абд аль-Мутталиб , Хамза ибн Абдул Мутталиб , Абу Талиб ибн Абдул Мутталиб , Аббас ибн Абдул Мутталиб Или |
Бану Зухра | Зухра ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Фудул | 'Абд Манаф ибн Зухра, Вахб ибн 'Абд Манаф , Амина Абд ар-Рахман ибн Ауф , Саад ибн Аби Ваккас |
Banu Taym | Тайм ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Фудул | Абу Бакр Тальха ибн Убайд Аллах , Аиша бинт Аби Бакр , Асма бинт Аби Бакр |
Бану Асад | Асад ибн Абд аль-Узза ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Фудул | Хадиджа , Варака ибн Науфаль Зубайр ибн аль-Аввам Абдулла ибн аз-Зубайр |
Бану аль-Харис ибн Фихр | Аль-Харис ибн Фихр. [15] | Муттаябун затем Фудул | Абу Убайда ибн аль-Джарра |
Бану Муталлиб | Аль-Муталлиб ибн Абд Манаф ибн Кусай ибн Килаб ибн Мурра ибн Кааб ибн Луай ибн Галиб ибн Фихр. [15] | педантичный | Аль-Шафии (известный ученый) |
Дерево отношений курайшитов
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Босворт и др. 1998 , с. 434.
- ^ Босворт и др. 1998 , с. 435.
- ^ Перейти обратно: а б Буль и Уэлч 1993 , с. 364.
- ^ «Мухаммед | Биография, история и факты | Британника» . www.britanica.com . 24 мая 2023 г. Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Льюис 2002 , с. 35–36.
- ^ Буль и Уэлч 1993 , с. 364-367.
- ^ «Аус и Хазрадж» . www.brown.edu . Проверено 27 мая 2023 г.
- ^ Буль и Уэлч 1993 , с. 269.
- ^ Буль и Уэлч 1993 , с. 369-370.
- ^ Перейти обратно: а б с Буль и Уэлч 1993 , с. 370.
- ^ Перейти обратно: а б с д Буль и Уэлч 1993 , с. 371.
- ^ Перейти обратно: а б Буль и Уэлч 1993 , с. 372.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ватт 1986 , стр. 435.
- ^ Питерс 1994 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Ватт 1986 , стр. 434.
- ^ Питерс 1994 , стр. 14–15.
- ^ Питерс 1994 , с. 15.
- ^ Питерс 1994 , стр. 15–16.
- ^ Питерс 1994 , с. 16.
- ^ Перейти обратно: а б Хоутинг 2000 , с. 22.
- ^ Черт 1965 , с. 883.
- ^ Черт 1965 , с. 884.
- ^ Перейти обратно: а б с Доннер 1981 , с. 51.
- ^ Доннер 1981 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Буль и Уэлч 1993 , с. 364-369.
- ^ Перейти обратно: а б Уоттс 1961 , стр. 124–127.
- ^ Зейтлин, Ирвинг М. (19 марта 2007 г.). Исторический Мухаммед . Политика. п. 135. ИСБН 978-0-7456-3999-4 .
- ^ Доннер 1981 , с. 77.
- ^ Доннер 1981 , стр. 77–78.
- ^ Доннер 1981 , с. 273.
- ^ Доннер 1981 , стр. 273–274.
- ^ Перейти обратно: а б Доннер 1981 , с. 274.
- ^ Доннер 1981 , стр. 274–275.
- ^ Доннер 1981 , с. 275.
Библиография
[ редактировать ]- Льюис, Бернард (2002). Арабы в истории . Оксфорд, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280310-8 .
- Босворт, CE; Льюис; Пеллат; Донзел, Э.Дж. Ван (1998). Энциклопедия ислама, том V (Кхе-Махи): [Fasc. 79-98, 98а] . Брилл. ISBN 978-90-04-07819-2 .
- Буль, Ф.; Уэлч, AT (1993). «Мухаммед» . Энциклопедия ислама . Том. 7 (2-е изд.). Брилл. ISBN 978-90-04-09419-2 .
- Доннер, Фред М. (1981). Ранние исламские завоевания . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400847877 .
- Черт, JW (1965). «Фиджар». В Льюисе, Б; Пеллат, Ч; Шахт, Дж. (ред.). Энциклопедия ислама . Том. 2 C – G (2-е изд.). Лейден: Брилл. стр. 883–884. ISBN 90-04-07026-5 .
- Хоутинг, Г. Р. (2000) [1986]. Первая династия ислама: Халифат Омейядов, 661–750 гг. Н. Э. (2-е изд.). Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-24073-5 .
- Питерс, Ф.Е. (1994). Мекка: Литературная история мусульманской Святой Земли . Принстон: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-03267-Х .
- Ватт, В. Монтгомери (1961). Мухаммед: Пророк и государственный деятель . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-881078-0 .
- Ватт, В. Монтгомери (1986). «Курайш». Энциклопедия ислама . Том. V: Кхе-Махи (Новая ред.). Лейден и Нью-Йорк: Брилл. стр. 434–435. ISBN 90-04-07819-3 .