Аль-Худайбийский договор
Тип | Мирное соглашение |
---|---|
Подписано | Март 628 г. н.э. ( Зуль-Каада 6 г. хиджры) |
Расположение | аль-Худайбия |
Срок действия | 10 января 630 г. н.э. (20 Рамадана 8 года хиджры) |
Переговорщики | |
Вечеринки | |
Язык | арабский |
Договор аль-Худайбия ( араб . صُلح الْحُدَيْبِيَة , латинизированный : Ṣulḥ аль-Худайбия ) — событие, произошедшее при жизни исламского пророка Мухаммеда . Это был важнейший договор между Мухаммедом, представителем штата Медина , и племенем курайшитов в Мекке в марте 628 года (соответствует Зу аль-Кида , 6 г.х. ). Договор помог снизить напряженность между двумя городами, подтвердил мир сроком на 10 лет и разрешил последователям Мухаммеда вернуться в следующем году в мирное паломничество, которое позже было известно как Первое паломничество .
Часть серии о |
Мухаммед |
---|
Фон
[ редактировать ]В результате отклонения его послания и преследования его последователей исламский пророк Мухаммед покинул свой родной город Мекку в 622 году и переселился со своими последователями в город-оазис Медину . [1] Там у него было больше последователей, и он основал местную опору власти. Трижды его войска сражались с мекканскими противниками во главе с его собственным племенем Курайшиты . [2] Таким образом, Мекка была запретной зоной для мусульман. [3] со своим старым святилищем Каабой . это был центр паломничества Хотя с доисламских времен , похоже, что мусульманам было предписано совершать паломничество к Каабе только в мединский период. [4] До сих пор мусульмане молились, повернувшись лицом к Иерусалиму . [5] но в какой-то момент в Медине Мухаммед, как сообщается, получил божественное откровение, приказывающее ему вместо этого повернуться лицом к Мекке. [3]
Традиционный аккаунт
[ редактировать ]В марте 628 года, после сна, в котором он обходил Каабу, Мухаммед решил отправиться в паломничество. [6] Предвидя бурную реакцию Мекки, он пригласил своих бедуинов и союзников из племени в предместьях Медины присоединиться к нему, но большинство отказалось, вероятно, потому, что не видели перспективы трофеев или ожидания военных действий. [6] [7] Мухаммед с группой из примерно 1500 мусульман Медины, а также с некоторыми союзниками по племенам двинулся в сторону Мекки, чтобы совершить умру (малое паломничество). [8] [а] Существуют противоречивые сведения о том, носили ли мусульмане оружие. [10] Они были одеты как паломники и имели с собой жертвенных животных. [11] Узнав об этом, мекканцы приняли это приближение за нападение и послали кавалерийский отряд численностью 200 человек, чтобы остановить его. Мухаммед избежал нападения, выбрав нетрадиционный маршрут, и разбил свои палатки в месте Худайбия, на границе священной территории Каабы. [8]
Курайшиты отправили к нему на переговоры своих эмиссаров, которым он заявил, что прибыл совершить паломничество и не имеет враждебных намерений. Тем не менее курайшиты посчитали слабостью и признанием своего поражения позволить ему безоговорочно войти в город. Сообщается, что они сказали: «Даже если он пришел, не желая сражаться, клянусь Богом, он никогда не войдет [в святилище] силой против нашей воли, и бедуины никогда не [будут иметь причины] говорить это о нас» . [12] В какой-то момент он отправил своего близкого помощника Усмана в Мекку для проведения переговоров. Распространился слух, что его убили. Мухаммед поклялся отомстить за его смерть и пообещал своим последователям сражаться с мекканцами до конца. Залог стал известен как « Залог Древа» ( байат аль-шаджара ). Слух оказался ложным, и курайшиты послали своего эмиссара Сухайля ибн Амра для достижения соглашения. После переговоров стороны договорились решить вопрос мирным путем и был составлен договор. [13] [14] В основных моментах заявлено: [15]
- Между обеими сторонами будет заключено перемирие сроком на десять лет.
- Тот, кто бежит к Мухаммаду от курайшитов без разрешения своего опекуна, будет отправлен обратно к курайшитам, а тот, кто придет к курайшитам от мусульман, не будет отправлен обратно.
- Тому, кто желает заключить завет с Мухаммадом, будет разрешено это сделать, и тому, кто желает заключить завет с курайшитами, будет разрешено это сделать.
- Мусульмане вернутся в Медину, не совершив паломничества, но им будет разрешено в следующем году, и они останутся в Мекке на три дня, в течение которых курайшиты покинут город. Мусульмане не будут носить никакого оружия, кроме мечей в ножнах. [15]
Документ был написан Али . Когда он писал: «Это то, о чем Мухаммад, апостол Божий, договорился с Сухайлом бен Амром». [16] Сухайль возразил, что он не верит в свое пророчество и поэтому может написать только свое имя, на что Мухаммед согласился. [16] После того, как документ был написан, сын Сухайля Абу Джандал принял ислам и присоединился к мусульманам, но в соответствии с договором был передан Сухайлю. [13] Умар и некоторые другие мусульмане были недовольны перемирием с людьми, которых они считали врагами Бога. [17] Мухаммед призвал своих последователей побрить головы и принести в жертву своих животных. Они не хотели этого делать, но последовали за ним после того, как он подал пример. Когда мусульмане затем вернулись в Медину, была ниспослана Сура 48 Корана. [13]
Последствия
[ редактировать ]Те новообращенные, которые позже бежали в Медину, были возвращены в соответствии с договором. Абу Басир , один из вернувшихся, бежал на морское побережье, и позже к нему присоединились еще около 70 человек, включая Абу Джандаля. Они сформировали партизанский отряд и начали совершать набеги на мекканские караваны в Сирию. В конце концов мекканцы попросили Мухаммеда вернуть их в Медину. Исключение из договора было позже в одностороннем порядке создано мусульманами, когда некоторые мусульманские женщины из Мекки бежали в Медину, поскольку Коран запретил их возвращение. [13]
Во время договора Бану Бакр присоединились к курайшитам, а Бану Хузаа присоединились к мусульманам. [18] Какое-то время они поддерживали мир; однако основные мотивы, зародившиеся в доисламскую эпоху , усугубленные постоянным желанием мести, в конечном итоге привели к возобновлению военных действий.
Бану Бакр атаковала Бану Хузаа в Аль-Ватире в Шаабане , 8 года хиджры, игнорируя условия договора. Группа курайшитов во главе с Сафваном ибн Умайей , Икримой ибн Амром и Сухайлом ибн Амром снабжала Бану Бакр людьми и оружием под покровом темноты, без ведома Абу Суфьяна ибн Харба . [19] [18] Столкнувшись с агрессией со стороны своих противников, члены Бану Хузаа искали убежища в Священном Святилище – Каабе. Однако их не пощадили, и Науфаль, лидер Бану Бакр, убил двадцать из них в нарушение установленных обычаев. В ответ Бану Хузаа немедленно направила делегацию в Медину, чтобы сообщить Мухаммеду о нарушении перемирия и попросить его о помощи. [18]
Это положило начало завоеванию Мекки.
Оценка и наследие
[ редактировать ]В долгосрочной перспективе договор оказался выгодным для мусульман и часто рассматривается как «важный шаг» в консолидации власти Мухаммеда. [20] Подписав договор, курайшиты безоговорочно признали Мухаммеда равным себе. [21] и, получив доступ к паломничеству к Каабе, Мухаммед смог повысить привлекательность ислама для тех племен, которые высоко ценили Каабу. [20] Биограф Мухаммеда Ибн Хишам позже писал: «Ни одна предыдущая победа в исламе не была более великой, чем эта... когда было перемирие и война была отменена, и люди встречались в безопасности и советовались друг с другом, никто не говорил об исламе разумно, не вступая в него». [22] Перемирие позволило Мухаммеду беспрепятственно расширить свои владения в других частях Аравии. Историк Фред Доннер предположил, что самой целью попытки паломничества было обеспечение перемирия с мекканцами, поскольку Медина оказалась в ловушке между двумя враждебными городами (еврейской крепостью Хайбар на севере и Меккой на юге) и была очень уязвима. Однако он не мог просто умолять мекканцев о перемирии; умело обработав ситуацию, он получил ее, не спрашивая. Тем не менее, это была «отчаянная авантюра», которая могла бы закончиться катастрофой, если бы курайшиты решили не заключать мир. [23] Вскоре после этого он осадил и нейтрализовал Хайбар. [24] Тогда другие племена могли свободно перейти на любую сторону, и Мухаммад смог привлечь на свою сторону некоторых из тех, кто ранее был в союзе с курайшитами. [25] По мнению исламиста Монтгомери Уотта , договор, который означал снятие Мединской блокады торговли Мекки с Сирией и предоставление курайшитам других уступок, был задуман Мухаммедом для улучшения отношений с курайшитами и привлечения их к исламу. [26]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Доннер 2010 , стр. 42–43.
- ^ Доннер 2010 , стр. 43–44, 46–47.
- ^ Jump up to: а б Хоутинг 1986 , с. 1.
- ^ Доннер 2010 , стр. 64–65.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 35.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1971 .
- ^ Гийом 1998 , с. 499.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1956 , стр. 46.
- ^ Фишбейн 1997 , стр. 68–70.
- ^ Доннер 1979 , с. 240 н.
- ^ Гийом 1998 , стр. 499–500.
- ^ Доннер 1979 , с. 240.
- ^ Jump up to: а б с д Гёрке 2000 , с. 241.
- ^ Али 1981 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Ватт 1956 , стр. 47–48.
- ^ Jump up to: а б Гийом 1998 , с. 504.
- ^ Али 1981 , стр. 61–62.
- ^ Jump up to: а б с Аль-Мубаракпури, Сафи-ур-Рахман (2008). Запечатанный нектар (Ар-Рахик аль-Махтум) (PDF) . Аль-Мадина Аль-Мунавварра, Саудовская Аравия: Даруссалам. п. 458. ИСБН 978-9960899558 . Проверено 28 декабря 2021 г. Альтернативный URL
- ^ Мухаммад ибн Умар-аль-Вакиди, Китаб аль-Магази (Бейрут: Муассасат аль-Алами, 1989), Том. 2, с. 782-783.
- ^ Jump up to: а б Доннер 1979 , с. 241.
- ^ Ватт 1956 , стр. 48.
- ^ Гийом 1998 , с. 507.
- ^ Доннер 1979 , стр. 242–244.
- ^ Доннер 1979 , с. 245.
- ^ Ватт 1956 , стр. 48–49.
- ^ Ватт 1956 , стр. 49.
Источники
[ редактировать ]- Энтони, Шон (2020). Мухаммед и империи веры: создание пророка ислама . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 9780520340411 .
- Али, Фаррух Б. (1981). «Аль-Худайбия: Альтернативная версия». Мусульманский мир . 71 (1): 47–62. дои : 10.1111/j.1478-1913.1981.tb03426.x .
- Доннер, Фред М. (1979). «Политическая консолидация Мухаммада в Аравии вплоть до завоевания Мекки: переоценка». Мусульманский мир . 69 (4): 229–247. дои : 10.1111/j.1478-1913.1979.tb03388.x .
- Доннер, Фред М. (2010). Мухаммед и верующие у истоков ислама . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0674050976 .
- Фишбейн, Майкл, изд. (1997). История ат-Табари, Том VIII: Победа ислама: Мухаммад в Медине, 626–630 гг. Н.э./5–8 хиджры . Серия SUNY по ближневосточным исследованиям. Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3149-8 .
- Гёрке, Андреас (2000). «Историческая традиция об аль-Худайбии: исследование рассказа Урва Б. аз-Зубайра». В Моцки, Харальд (ред.). Биография Мухаммеда: проблема источников . Лейден: Брилл. стр. 240–275. ISBN 978-90-04-11513-2 .
- Гийом, Альфред (1998) [1955]. Жизнь Мухаммеда: перевод Сират Расул Аллах Исхака . Карачи: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-636033-1 .
- Хоутинг, Джеральд Р. (1986). «Аль-Худайбия и завоевание Мекки: пересмотр традиции о захвате мусульманами святилища» Иерусалимские исследования на арабском языке и исламе 8 : 1–2
- Кеннеди, Хью (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с 6 по 11 века (Третье изд.). Абингдон, Оксон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-1-138-78761-2 .
- Ватт, В. Монтгомери (1956). Мухаммед в Медине . Лондон: Кларендон Пресс.
- Ватт, В. Монтгомери (1971). «Аль-Худайбия » В Льюисе, Б .; Зверинец, ВЛ ; Пеллат, Ч. и Шахт Дж. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание Том III: Х – Ирам . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 539. OCLC 495469525 .