Манат (богиня)
Чувствовать | |
---|---|
Богиня судьбы, удачи, времени, смерти и судьбы. | |
Главный культовый центр | Мекка |
Обитель | Аль-Мушаллал |
Символы | Убывающая луна, чаша смерти |
Область | Аравия |
Генеалогия | |
Братья и сестры | Аль-Лат , Аль-Узза |
Супруга | Конечно |
Эквиваленты | |
Греческий эквивалент | Ананке |
Часть серии мифов о |
Религии древний Ближний Восток |
---|
Доисламские арабские божества |
Арабские божества другого семитского происхождения |
Манат ( арабский : Манат Арабское произношение: [maˈnaːh] pausa , [maˈnaːt] или древнеарабское манават; также транслитерируется как манах ) была доисламской арабской богиней, которой поклонялись на Аравийском полуострове до возникновения ислама и исламского пророка Мухаммеда в 6/7 веке. Она была среди трех главных богинь Мекки наряду со своими сестрами Аллат и Аль-Уззой . [1] и среди них она была самой оригинальной и самой старой. [2]
Этимология
[ редактировать ]Есть два возможных значения имени богини. Во-первых, оно, вероятно, произошло от арабского корня « мана ». [3] таким образом, ее имя будет означать «отмерять» или, альтернативно, «определять». [3] [2] во-вторых, оно происходит от арабского слова maniya, означающего «судьба». [4] Оба значения соответствуют ее роли богини судьбы и судьбы. [3] [2] Доисламские теофорные имена , включая Манат, хорошо известны в арабских источниках. [5]
Поклонение
[ редактировать ]Считается богиней судьбы, удачи, времени и судьбы. [2] [6] она была старше и Аль-Лата , и Аль-Уззы, поскольку теофорные имена, включая ее, такие как Абд-Мана или Зайд-Мана, встречаются раньше, чем имена, содержащие Аль-Лат или Аль-Узза. [7] Но помимо того, что она была самой древней из трех главных богинь Мекки, [7] она также, вполне возможно, была одной из самых древних представителей семитского пантеона. [8] [9]
Ее ныне утраченная главная святыня находилась между Меккой и Мединой, на побережье Красного моря . [10] вероятно, в аль-Мушаллале, где был установлен ее идол. [11] Бану Аус и Бану Хазрадж считались одними из наиболее преданных богине племен, настолько, что место для принесения ей жертвоприношений обычно называлось по его значению для Хазраджа. [11] как известно из стихотворения, скорее всего написанного Абд-аль-Уззой ибн-Вадиа аль-Музани:
Клятва, правдивая и справедливая, я поклялсяМанах, в священном месте Хазраджа [1]
Ее ранние изображения включали ее деревянный портрет, залитый жертвенной кровью. [2] но самым заметным ее изображением был ее идол, воздвигнутый в аль-Мушаллале. [11] Когда доисламские арабы совершали паломничество в аль-Мушаллал, они брили головы и некоторое время стояли перед идолом Маната. [1] Они не считали бы свое паломничество завершенным, если бы не посетили ее кумира. [1]
Ее идол, вероятно, также был среди 360 идолов в Каабе . По словам Ибн аль-Кальби , когда верующие обходили Каабу, они скандировали ее имя вместе с именем ее сестер аль-Лат и аль-Уззы, ища их благословения и заступничества. [12]
Считалось также, что Манат охраняет могилы, на что указывает надпись на могиле: «И пусть Душара, Манат и Кайша проклянут любого, кто продаст эту гробницу, или купит ее, или отдаст ее в залог, или подарит ее, или сдаст ее в аренду, или оформит ее. себе какой-либо документ, касающийся его, или хоронит в нем кого-либо, кроме вписанного выше». [2]
После возникновения ислама
[ редактировать ]Упоминание в «Сатанинских» стихах
[ редактировать ]Все различные версии этой истории восходят к одному рассказчику, Мухаммаду ибн Каабу, который отделился на два поколения от биографа Ибн Исхака . В своей основной форме история сообщает, что Мухаммад стремился обратить своих родственников и соседей по Мекке в ислам . Когда он читал эти стихи суры ан-Наджм , считающиеся откровением от ангела Гавриила ,
- Думали ли вы об аль-Лате и аль-Уззе?
- и Манат, третий, другой?
- ( Коран 53:19–20 )
Сатана искушал его произнести следующую фразу:
- Это возвышенные гараники , на чье заступничество надеются. (По-арабски это возвышенные журавли, и на их заступничество действительно надеются.)
Эта строка была взята из религиозных песнопений мекканских многобожников, которые молились трем богиням во время обхода Каабы. [12]
Разрушение Храма
[ редактировать ]В том же месяце, когда Халид ибн аль-Валид выполнил миссию по уничтожению Аль-Уззы и Сувы , Саад бин Заид аль-Ашхали был отправлен с 20 всадниками. [13] в Аль-Машаллаль, чтобы уничтожить идола по имени Манат, которому поклонялись политеистические племена Аль-Аус и Аль-Хазрадж в Аравии. По преданию, появилась чернокожая женщина, обнаженная, с растрепанными волосами, плача и бившая себя в грудь. Саад немедленно убил ее, уничтожил идола и разбил гроб, вернувшись после выполнения своего поручения. [14] [15] [16]
Группа, совершившая этот рейд, ранее была преданными поклонниками аль-Маната. [ нужна ссылка ] . По некоторым источникам, в том числе ибн Кальби , Али был послан снести аль-Манат; однако сэр Уильям Мьюир утверждает, что есть больше доказательств того, что рейд был осуществлен Саадом и что для Мухаммеда было бы нехарактерно посылать Али, поскольку Мухаммед посылал бывших верующих разрушать идолов. [17]
Храм Сомнатх
[ редактировать ]Нападение на храм Сомнатх в Индии в 1024 году, Махмуда Газни возможно, было вызвано верой в то, что идол Маната был тайно перенесен в храм. [18] По словам придворного поэта Газневидов Фаррухи Систани , который утверждал, что сопровождал Махмуда в его набеге, Сомнат (в персидском переводе) был искаженной версией су-маната, относящейся к богине Манат. По его словам, а также более позднему историку Газневидов Абу Саиду Гардези , изображения других богинь были уничтожены в Аравии, но изображение Манат было тайно отправлено в Катиавар (в современном Гуджарате ) на хранение. Поскольку идол Маната представлял собой аниконическое изображение из черного камня, его легко можно было спутать с лингамом в Сомнатхе. Говорят, что Махмуд разбил идола, забрал его части в качестве добычи и положил на землю, чтобы люди могли ходить по нему. В своих письмах в халифат Махмуд преувеличивал размеры, богатство и религиозное значение храма Сомнатха, получая взамен от халифа грандиозные титулы. [19]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Аль-Кальби 2015 , с. 13 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Тейт 2005 , с. 170 .
- ^ Jump up to: а б с Фиппс 1999 , с. 22 .
- ^ Гриффо и Биркли 2011 , с. 104 .
- ^ ван дер Тоорн, Бекинг и ван дер Хорст 1999 , стр. 568 .
- ^ Андрэ 2012 , с. 17 .
- ^ Jump up to: а б Аль-Кальби 2015 , с. 12 .
- ^ Хан 2006 , с. 98 .
- ^ Ван Донзель 1994 , с. 246 .
- ^ Иордания 2014 , с. 187 .
- ^ Jump up to: а б с Папаконстантину и Шварц 2016 , стр. 253 .
- ^ Jump up to: а б Аль-Кальби 2015 , с. 17 .
- ^ Абу Халил, Шавки (1 марта 2004 г.). Атлас биографии Пророка: места, народы, достопримечательности . Дар-ус-Салам. п. 226. ИСБН 978-9960-897-71-4 .
- ↑ Список битв Мухаммеда , заархивированный 26 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Мубаракпури, Сафиур Рахман (6 октября 2020 г.). Запечатанный нектар . Независимо опубликовано. ISBN 9798694145923 . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ «Саад бин Заид Аль-Ашхали также был отправлен», Witness-Pioneer.com. Архивировано 27 сентября 2011 г. на Wayback Machine.
- ^ Мьюир, сэр Уильям (1861). «Жизнь Магомета и история ислама до эпохи Хиджры» . Проверено 17 декабря 2014 г.
- ^ Акбар, MJ (31 декабря 2003 г.). Тень мечей: джихад и конфликт между исламом и христианством . Роли Букс Прайвит Лимитед. ISBN 9789351940944 .
- ^ Тапар, Ромила (2004), Соманатха: Многие голоса истории , Penguin Books India, стр. 45–51, ISBN 1-84467-020-1
Библиография
[ редактировать ]- Аль-Кальби, Ибн (2015). Книга идолов . Издательство Принстонского университета. ISBN 9781400876792 .
- Андре, Тор (2012). Мухаммед: Человек и его вера . Курьерская корпорация. ISBN 9780486119090 .
- Браун, Дэниел В. (2011). Новое введение в ислам . Джон Уайли и сыновья. ISBN 9781444357721 .
- Гриффо, Кедар; Биркли, Майкл (2011). Религия, политика и масонство: жестокая атака на древнюю Африку . lulu.com. ISBN 9780557886005 . [ самостоятельный источник ]
- Джордан, Майкл (2014). Словарь богов и богинь . Издательство информационной базы. ISBN 9781438109855 .
- Хан, Насир (2006). Восприятие ислама в христианских странах: исторический обзор . Международная специализированная книжная служба. ISBN 9788256015016 .
- Папаконстантину, Ариетта; Шварц, Дэниел Л. (2016). Обращение в поздней античности: христианство, ислам и не только: документы Фонда Эндрю В. Меллона . Рутледж. ISBN 9781317159735 .
- Фиппс, Уильям Э. (1999). Мухаммед и Иисус: сравнение пророков и их учений . А&С Черный. ISBN 9780826412072 .
- Тейт, Карен (2005). Священные места Богини: 108 направлений . Издательство CCC. ISBN 9781888729177 .
- ван дер Торн, Карел; Бекинг, Боб; ван дер Хорст, Питер (1999). MСловарь божеств и демонов в Библии . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 9780802824912 .
- Ван Донзел, EJ (1994). Исламский настольный справочник . БРИЛЛ. ISBN 9789004097384 .