Ханаанская религия
Часть серии о |
Древняя ближневосточная мифология |
---|
Ханаанская религия — это группа древних семитских религий, практиковавшихся хананеями, жившими в древнем Леванте, по крайней мере, с раннего бронзового века до первых веков нашей эры. Ханаанская религия была политеистической , а в некоторых случаях и монолатристичной . На него повлияли соседние культуры, особенно древнеегипетские и месопотамские религиозные практики. Пантеон возглавляли бог Эль и его супруга Ашера , а также другие важные божества, включая Ваала , Анат , Астарту и Мота .
Ханаанская религиозная практика включала принесение в жертву животных , почитание мертвых и поклонение божествам в святилищах и священных рощах . Религия также представляла собой сложную мифологию , включающую истории о божественных битвах и циклах смерти и возрождения. Археологические данные, особенно из таких мест, как Угарит , и литературные источники, включая угаритские тексты и еврейскую Библию , предоставили большую часть наших текущих знаний о ханаанской религии. Религия оказала значительное влияние на соседние культуры и более поздние религиозные традиции, включая древнюю израильскую религию и финикийскую религию .
Убеждения [ править ]
мертвых жизнь Верования в загробную и культ
Хананеи верили, что после физической смерти нпш (обычно переводимый как « душа ») уходит из тела в землю Мот (Смерти). Тела хоронили вместе с погребальным инвентарем , а мертвым предлагали еду и питье, чтобы они не беспокоили живых. Умерших родственников почитали и иногда просили о помощи. [1] [2]
Космология [ править ]
Ни одна из табличек с надписями, найденных с 1928 года в ханаанском городе Угарит (разрушенном около 1200 г. до н.э.), не раскрывает космологию . Синтез практически невозможен без Иеромбала и Филона Библского (ок. 64–141 гг. н. э.) через Евсевия , до и после сильного греческого и римского влияния в регионе.
Согласно пантеону, известному в Угарите как Ильм ( Элогим ) или дети Эла , предположительно полученному Филоном Библосом из Санхуниатона Берифуса ( Бейрут ), создатель был известен как Элион, который был отцом божеств, а в по греческим источникам он был женат на Берут (Бейрут = город). Этот брак божества с городом, по-видимому, также имеет библейские параллели с историями о связи между Мелькартом и Тиром ; Чемос и Моав ; Танит и Баал-Хаммон в Карфагене , Яхе и Иерусалиме .
Союз Эль Элиона и его супруги Ашеры будет изображением первобытных Кроноса и Реи в греческой мифологии или римского Сатурна и Опса.
В ханаанской мифологии были горы-близнецы Таргизизи и Тарумаги, которые удерживают небосвод над океаном, вращающимся вокруг Земли, тем самым ограничивая землю. У. Ф. Олбрайт , например, говорит, что Эль-Шаддай является производным от семитской основы, которая появляется в аккадском языке шаду («гора») и шадда'у или шаддуа («горец»), одном из имен Амурру. . Филон из Библа утверждает, что Атлас был одним из Элохимов, что явно вписывается в историю Эль-Шаддая как «Бога горы (ов)». Гарриет Луцки представила доказательства того, что Шаддай была атрибутом семитской богини, связав этот эпитет с еврейским šad «грудь», что означает «тот, что из груди». Идея о том, что две горы ассоциируются здесь как груди Земли, вполне вписывается в ханаанскую мифологию. Идеи пар гор, кажется, довольно распространены в ханаанской мифологии. В поздний период этой космологии трудно сказать, какие влияния (римские, греческие или еврейские) могли повлиять на сочинения Филона.
Мифология [ править ]
Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( Апрель 2024 г. ) |
В Цикле Баала Баал Хадад бросает вызов Яму и побеждает его, используя два магических оружия (называемых «Водитель» и «Преследователь»), созданных для него Котар-ва-Хасисом . После этого, с помощью Атирата и Аната, Баал уговаривает Эла предоставить ему дворец. Эль одобряет, и Котар-ва-Хасис строит дворец. После того, как дворец построен, Баал издает оглушительный рев из окна дворца и бросает вызов Моту. Мот входит через окно и проглатывает Баала, отправляя его в Подземный мир. Поскольку некому дать дождь, в отсутствие Баала наступила ужасная засуха. Другие божества, особенно Эль и Анат, обезумели из-за того, что Баала забрали в Подземный мир. Анат отправляется в Подземный мир, нападает на Мота с ножом, измельчает его на куски и разбрасывает повсюду. После победы над Мотом Баал может вернуться и освежить Землю дождем. [3]
Список божеств [ править ]
Группа божеств в четырехуровневой иерархии, возглавляемая Эль и Ашерой. [а] [б] им поклонялись последователи ханаанской религии; это подробный список: [6]
- Аглибол , бог луны и брат Малакбеля. Часть трио богов Пальмиры, Сирия, наряду с Белом и Ярхиболом. Также входит в другое трио с Баалшамином и Малакбелем.
- Анат , девственная богиня войны и раздора, сестра и предполагаемая супруга Баала Хадада .
- Арсай , богиня подземного мира, одна из трех дочерей Баал-Хадада.
- Арсу , бог вечерней звезды и брат-близнец Азизоса.
- Аштар-Чемош , жена Чемоша и богиня моавитян.
- Ашера , царица-супруга Эль ( угаритская религия ), Элькунирсы ( хеттская религия ), Яхве ( израильская религия ), Амурру ( аморейская религия ), Ану ( аккадская религия ) и Амма ( религия в доисламской Аравии ) [7] Символизируется шестом Ашеры в еврейской Библии.
- Ашима , богиня судьбы
- Астарта , богиня войны, охоты и любви.
- Атаргатис , жена Хадада, богини плодородия и главной богини северной Сирии.
- Аттар , бог утренней звезды («сын утра»), который пытался занять место мертвого Ваала и потерпел неудачу. Мужской аналог Аттарта.
- Азисос , бог утренней звезды и брат-близнец Арсу.
- Баала , собственно Баала, жена или женский аналог Баала (также Белили ) [8]
- Баалат Гебал , богиня Библоса, Финикия
- Хадад , часто известный как Баал «Господь», бог бурь, грома, молнии и воздуха. Царь богов. В бою использует оружие Водитель и Преследователь. Часто упоминается как Баалшамин . [9]
- Баал Хермон , титульное местное божество горы Хермон.
- Баал Хаммон , бог растительного плодородия и обновитель всех энергий Древнего Карфагена.
- Баалшамин также называл Баал-Шамема и Баал-Шамаима, верховного бога неба Пальмиры, Сирия, чей храм был разрушен 23 августа 2015 года ИГИЛ . Его атрибутами были орел и молния. Часть троицы божеств наряду с Аглиболом и Малакбелем. [10]
- Ваал-Цефон или Ваалцефон, собственно Баал-Цафон или Сафон. Альтернативная форма Баала Хадада как господина горы Цафон.
- Bel , or Bol, [11] был главным богом Пальмиры, Сирия, чей храм был разрушен 30 августа 2015 года боевиками ИГИЛ. [12]
- Вефиль , ставший популярным во времена Нововавилонской империи в Сирийском регионе и в поселении самарианско-иудейской диаспоры на Элефантине, Египет.
- Чемош , возможно, один из сыновей Эла, бога войны и разрушения и национального бога моавитян и аммонитян.
- Дагон (Даган) бог плодородия и зерна, отец Баал Хадада
- Эль , также называемый Иль или Элион ( «Всевышний»), бог творения, муж Атирата. [с] [д]
- Эрец, богиня земли
- Эшмун , бог, или Баалат Асклепий , богиня врачевания.
- Гад , бог удачи
- Гупан и Угар , боги-посланники бога погоды Баала, которые всегда появляются в паре.
- Хаурун — бог подземного мира, соправитель подземного мира, брат-близнец Мелькарта, сын Мота. Беторон в Израиле получил свое название от Хорона. [ нужна ссылка ]
- Ишхара , богиня эблаитского происхождения.
- Ишат, богиня огня, жена Молоха. Она была убита Анат . [14] [15] [16]
- Котарат , семь богинь брака и беременности
- Котар-ва-Хасис , искусный бог мастерства, создал Ягруша и Аймура (Водителя и Преследователя) – оружие, которым пользовался бог Баал Хадад.
- Лотан , извилистый семиглавый змей, союзник Яма.
- Малакбел , бог солнца, растительности, благосостояния, ангел Бэла и брат Агильбола. Часть троицы божеств в Пальмире, Сирия, вместе с Аглиболом и Баалшамином.
- Манузи , бог погоды и муж Лилури. Им обоим в жертву приносились быки.
- Маркод , бог танца
- Мелькарт , «царь города», бог Тира, подземного мира и цикла растительности в Тире , соправитель подземного мира, брат-близнец Хорона и сын Мота.
- Милком национальный бог аммонитян ,
- Мисор , брат-близнец Сыдыка.
- Молох , предполагаемый бог огня, муж Ишат, [18] может быть отождествлен с Milcom.
- Мот или Мавет, бог смерти (не поклоняются и не приносят подношения)
- Никкал-ва-Иб , богиня садов и фруктов
- Пидрей, богиня света и молнии, одна из трех дочерей Баал-Хадада. [19]
- Кадешту , букв. «Святая», предполагаемая богиня любви, желания и похоти. Также титул Ашеры .
- Кос , национальный бог идумеев
- Решеф , бог чумы и исцеления
- Шадрафа , бог медицины и исцеления
- Шахар и Шалим , горные боги-близнецы рассвета и заката соответственно. Шалим был связан с загробным миром через вечернюю звезду и ассоциировался с миром. [20]
- Шамаим (букв. «небо»), бог небес. [ нужна ссылка ]
- Шапаш , также транслитерируемая Шапшу, богиня солнца; иногда отождествляют с месопотамским богом солнца Шамашом . [17] (стр. 418) чей пол оспаривается. Некоторые авторитеты считают Шамаш богиней. [21]
- Сыдык , бог праведности или справедливости, иногда является побратимом Мисора и связан с планетой Юпитер. [22] [23]
- Таллай, богиня зимы, снега, холода и росы, одна из трех дочерей Баал Хадада. [24]
- Ям (букв. море-река) бог моря и рек, [25] также называется судьей Нахаром (судья реки) [26] [27] [28] [ нужна полная цитата ]
- Ярхибол , солнечный бог и «повелитель весны». Часть троицы верховных богов Пальмиры и Сирии вместе с Аглиболом и Белом.
- Ярих , бог луны и муж Никкала. Город Иерихон , вероятно, был его культовым центром.
Практики [ править ]
Религиозные практики [ править ]
Археологические исследования на месте Телль-эс-Сафи обнаружили останки ослов, а также некоторых овец и коз в слоях раннего бронзового века, датируемые 4900 лет назад, которые были импортированы из Египта для принесения в жертву. Одно из жертвенных животных, целый осел, было найдено под фундаментом здания, что привело к предположению, что это был «фундамент», заложенный перед зданием жилого дома. [29]
Считается практически невозможным восстановить четкую картину ханаанской религиозной практики. Хотя жертвоприношение детей хананеями было известно окружающим народам, в древних финикийских или классических текстах о нем нет упоминаний. По мнению К. Л. Нолла, в условиях военного кризиса божественному покровителю осажденного города приносились человеческие жертвы, а также приносились в жертву военнопленные богу-победителю. [30] Библейское представление ханаанской религии всегда отрицательно. [31] Рональд Хендель считает, что израильтяне пренебрегали ханаанской религией, потому что хотели отмежеваться от своих ханаанских предков и сформировать новую национальную идентичность. [32]
Ханаанская религиозная практика высоко ценила обязанность детей заботиться о своих родителях, при этом сыновья возлагали ответственность за их похороны и организацию ухода за их гробницами. [33]
Ханаанские божества, такие как Ваал, были представлены фигурами, которые помещались в святилищах, часто на вершинах холмов или на «высотах», окруженных рощами деревьев, что осуждается в еврейской Библии у Осии (ст. 13а), где, вероятно, содержалось Столб Ашеры и стоячие камни или столбы. [34]
Погребальные обряды [ править ]
Погребальные обряды играли важную роль в ханаанской религии и включали ритуалы почитания умершего и кормления «npš» (происхождение еврейского слова «״נפש״», которое обычно переводится как «душа»), когда оно двигалось в Мот, землю смерть. Ритуалы в честь умершего включали в себя подношения благовоний , возлияния , музыку , пение религиозных песен, а иногда и трансовые ритуалы, оракулы и некромантию.
Раскопки в Тель-Мегиддо позволили лучше понять ханаанскую погребальную практику. В могилах там обнаружено большое количество сосудов для вина, а также сосудов из пчелиного воска, животного жира, оливкового масла, смолы и даже ванили. Этот погребальный инвентарь мог использоваться как часть погребального пира, как подношение умершим или и то, и другое. Кроме того, свидетельства употребления опиума были обнаружены на «стоянке позднего бронзового века на юге Леванта». Наличие погребального инвентаря может указывать на сходство ханаанской практики с древнеегипетским обычаем обеспечивать умершего припасами для загробной жизни. [35]
История [ править ]
Хананеи [ править ]
Регион Леванта был заселен людьми, которые сами называли эту землю «ка-на-на-ум» еще в середине второго тысячелетия до нашей эры. [36] Существует несколько возможных этимологий упомянутого слова. Этимология слова «Ханаан» неизвестна.
Хотя « финикийцы » и « хананеи » относятся к одной и той же культуре, археологи и историки обычно называют левантийцев бронзового века , до 1200 г. до н.э., хананеями; и их потомки железного века , особенно те, кто жил на побережье, как финикийцы. Совсем недавно термин «ханаанцы» использовался для обозначения вторичных внутренних государств железного века (включая филистимлян и государства Израиля и Иуды ). [и] [ф] [37] которыми не управляли арамейцы — отдельная и тесно связанная этническая группа. [39] [ нужна полная цитата ] ДНК современных арабов и евреев совпадает с ДНК древних хананеев. [40]
Влияния [ править ]
Ханаанская религия находилась под сильным влиянием их более могущественных и густонаселенных соседей и демонстрирует явное влияние месопотамских и египетских религиозных практик. Как и у других народов Древнего Ближнего Востока, ханаанские религиозные верования были политеистическими : семьи обычно сосредотачивались на почитании умерших в форме домашних богов и богинь, Элохимов , признавая при этом существование других божеств, таких как Ваал и Эль , Мот , Кос , Ашера и Астарта. Короли также играли важную религиозную роль и на некоторых церемониях, таких как hieros gamos Нового года , возможно, почитались как боги. «В центре ханаанской религии находилась забота царей о религиозной и политической легитимности и установлении установленной Богом правовой структуры, а также упор крестьян на плодородие сельскохозяйственных культур, стад и людей». [41] [42]
Роберт Г. Болинг утверждает, что в Ханаане не было «местного пантеона». Вместо этого хананеи выборочно поклонялись «самым важным и интересным божествам» своих соседей, давали им несколько имен и не упоминали их географическое происхождение. Как и язык, их боги также менялись с течением времени. Болинг считает это неудивительным, поскольку Ханаан был сухопутным мостом между Азией и Африкой, где часто происходил межкультурный обмен. [43]
Карфаген [ править ]
Пуническая религия в западном Средиземноморье была прямым продолжением финикийской разновидности политеистической древней ханаанской религии. Однако значительные местные различия возникли на протяжении столетий после основания Карфагена и других пунических сообществ в других местах Северной Африки , южной Испании, Сардинии , западной Сицилии и Мальты , начиная с девятого века до нашей эры. После завоевания этих регионов Римской республикой в третьем и втором веках до нашей эры пунические религиозные обряды продолжались, в некоторых случаях сохраняясь до четвертого века нашей эры.
Эллинистический период [ править ]
На протяжении эллинистического периода в нееврейских частях Ханаана греческая религия росла наряду с ранее существовавшими ханаанскими традициями, а не заменяла их. Учитывая древнюю ханаанскую практику поклонения на открытом воздухе, греческий обычай поклоняться Зевсу на простом алтаре на вершине горы Ида или Олимпа не мог показаться таким уж странным. Новые хозяева присвоили греческие имена древним ханаанским божествам. [44]
Контакты с другими областями [ править ]
Этот раздел в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( февраль 2017 г. ) |
Ханаанская религия находилась под влиянием его периферийного положения, промежуточного положения между Египтом и Месопотамией, религии которой оказывали растущее влияние на ханаанскую религию. Например, в период гиксосов на колесницах , когда в Египте правили Марианну , в их столице Аварисе , Ваал стал ассоциироваться с египетским богом Сетом и считался тождественным; особенно с Сетом в его форме Сутеха. С тех пор иконографически Ваал изображался в короне Нижнего Египта и в египетской позе, поставив одну ногу перед другой. Точно так же Атират (известная под своим более поздним еврейским именем Ашера), Аттарт (известная под своим более поздним греческим именем Астарта) и Анат отныне изображались в Хатхор египетских париках, похожих на .
С другой стороны, Жан Боттеро предположил, что Я из Эблы (возможный предшественник Яма ) приравнивался к месопотамскому богу Эа во времена Аккадской империи . также оказывалось сильное хурритское и митаннитское В среднем и позднем бронзовом веке на ханаанскую религию хурритской богине Хебат поклонялись влияние. В Иерусалиме , а Ваала считали эквивалентом хурритского бога бури Тешуба и хеттского бога бури Тарханта . Ханаанские божества, по-видимому, были почти идентичны по форме и функциям соседним арамейцам на востоке, а Баал-Хадад и Эль можно выделить среди более ранних амореев , которые в конце раннего бронзового века вторглись в Месопотамию .
Перенесенное на запад финикийскими моряками, ханаанское религиозное влияние можно увидеть в греческой мифологии , особенно в трехстороннем разделении между олимпийцами Зевсом , Посейдоном и Аидом , отражающем разделение между Ваалом , Ямом и Мотом , а также в истории о подвигах Геркулеса . отражая рассказы о тирийце Мелькарте , которого часто отождествляли с Гераклом. [45]
Источники [ править ]
Современные знания о ханаанской религии исходят из:
- литературные источники, преимущественно из позднего бронзового века Угарита , [46] дополнено библейскими источниками
- археологические открытия
Литературные источники [ править ]
До тех пор, пока Клод Ф.А. Шефер не начал в 1929 году раскопки в Рас-Шамре на севере Сирии (место, исторически известное как Угарит ) и не обнаружил в нем архив глиняных табличек бронзового века, написанных алфавитной клинописью , [47] современные ученые мало что знали о ханаанской религии, поскольку сохранилось мало записей.
Папирус, похоже, был предпочтительным средством письма, но в то время как в Египте папирус может сохраняться столетиями в чрезвычайно сухом климате, ханаанские записи просто разлагаются во влажном средиземноморском климате . [48] В результате повествования, содержащиеся в Библии, представляли собой почти единственные источники информации о древней ханаанской религии. Эта запись была дополнена несколькими второстепенными и третичными греческими источниками: ( Лукиана « О сирийской богине» , фрагментами «Финикийской истории» Филона Библского и сочинениями Дамасия ). Совсем недавно детальное изучение угаритского материала, других надписей из Леванта, а также архива Эблы из Тель-Мардиха, раскопанного в 1960 году совместной итало-сирийской командой, пролило больше света на раннюю ханаанскую религию. [48] [49]
Согласно «Энциклопедии религии» , тексты Угарита представляют собой часть более крупной религии, основанной на религиозных учениях Вавилона. Ханаанские писцы, написавшие тексты Ваала , также были обучены писать вавилонской клинописью, включая шумерские и аккадские тексты всех жанров. [50]
Археологические источники [ править ]
Археологические раскопки последних нескольких десятилетий позволили узнать больше о религии древних хананеев. [39] Раскопки города Рас-Шамра (1928 г.) и обнаружение в нем архива бронзового века с алфавитными клинописными текстами на глиняных табличках предоставили массу новой информации. Детальное изучение угаритского материала, других надписей из Леванта, а также архива Эблы из Тель-Мардиха, раскопанного в 1960 году совместной итало-сирийской командой, пролило больше света на раннюю ханаанскую религию. [ нужна ссылка ]
Сноски [ править ]
- ^ «Хенди (1994:176,177) описывает четыре иерархических уровня в сиро-палестинской мифологии. Первый уровень состоит из божества Эль (или его эквивалентов) и Ашеры. Второй уровень состоит из активных божеств или богов-покровителей, например Ваала, и третий, боги-ремесленники, например Котар-ва-Хасис. Самый низкий уровень состоит из богов-посланников, не имеющих независимой воли, которых Хэнди приравнивает к «ангелам» Библии». [4]
- ^ Согласно сиро-палестинскому восприятию космоса, четырехчастная иерархия божественного царства может быть изображена следующим образом: Авторитетные Божества: Эль; Активные Божества: Баал; Божества-ремесленники: Котар; Божества-посланники: gpn w ugr ... [5]
- ^ [Второзаконие 32:8–9] предполагает, что Яхве , первоначально бог-воин из Синая/Фарана/Едома/Теймана, был известен отдельно от Эль на раннем этапе раннего Израиля. [13]
- ^ В то время как израильтяне произошли от хананеев бронзового века, происхождение Яхве неопределенно (см. Яхве §Происхождение бронзового века ). После появления Яхве (распространенного в ) железного века царствах Израиля (Самарии) и Иуды произошел сдвиг в теофорическом именовании, при котором оригинальные и наиболее древние библейские имена отдавали дань уважения Элу (Исра эль , Дани эль , Саму эль , Миха эль и др.) стали вытесняться именами, воздающими дань уважения Яхве .
- ^ Древний Израиль и Иудея не были «общинами веры» в отличие от своих соседей, каждый из которых также имел своих собственных божеств. Мы не можем знать подробно, какова была религия этих древних обществ, но книги Судей и царей , а также археологические данные сходятся в том, что большая часть религиозной практики в этих двух царствах в значительной степени соответствовала местным образцам («поклонение Ваалам»). [37]
- ^ Библия, я думаю, не является ни исторической, ни историографической, а второстепенным собранием традиций. [38]
Ссылки [ править ]
- ^ Сигал, Алан Ф. Жизнь после смерти: история загробной жизни в религиях Запада
- ^ Аннетт Рид (11 февраля 2005 г.). «Жизнь, смерть и загробная жизнь в Древнем Израиле и Ханаане» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 мая 2005 года . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ Уилкинсон, Филип (2009). «Мифы Угарита». Мифы и легенды: иллюстрированное руководство по их происхождению и значению . Дорлинг Киндерсли. стр. 158–159. ISBN 1405344032 . Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Эванс, Аннетт Х.М. (2007). Монотеизм и Яхве: развитие еврейских представлений об ангелах: египетские и эллинистические связи, ок. от 600 г. до н.э. до ок. 200 г. до н. э. (кандидатская диссертация). Стелленбосский университет. п. 291.
- ^ Хэнди, Лоуэлл К. (1994). «Резюме – космическая иерархия» . Среди воинства Небесного: Сиро-палестинский пантеон как бюрократия . Айзенбрауны. стр. 169–170. ISBN 978-0-931464-84-3 .
- ^ Таннен, Труди. «Ханаанская религия» . Архивировано из оригинала 12 мая 2014 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ «Атират» . 23 декабря 2020 г. Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Гуизепи, Роберт. «Ханаанская культура и религия» . сайт History-World.org . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Баал» . Британская энциклопедия . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ «Экстремисты взрывают храм Баалшамина в Пальмире, на фотографиях» . Телеграф . 25 августа 2015 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Тейксидор, Хавьер (1979). Пантеон Пальмиры . Архив Брилла. п. 1. ISBN 90-04-05987-3 .
- ^ Куинн, Бен (1 сентября 2015 г.). «Разрушение ИГИЛ храма Бела в Пальмире показано на спутниковых снимках» . Хранитель . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Смит, Марк С. (2002). Ранняя история Бога: Яхве и другие божества в древнем Израиле . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 32е, н. 45. ИСБН 978-0-8028-3972-5 .
- ^ Горелик, Леонард; Уильямс-Форте, Элизабет; Древние печати и Библия . Международный институт региональных исследований Месопотамии. п. 32.
- ^ Дитрих, Манфрид; Лорец, Освальд; Ugarit Research: Международный ежегодник древности Сирии и Палестины , том 31. стр. 362.
- ^ Канг, Са-Мун, Божественная война в Ветхом Завете и на древнем Ближнем Востоке . п. 79.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джонстон, Сара Айлс (30 ноября 2004 г.). Религии Древнего мира: Путеводитель . Кембридж: Издательство Гарвардского университета. ISBN 0-674-01517-7 .
- ^ «предполагается, но не подтверждено», согласно [17] (стр.335)
- ^ Виггинс, Стив (2003). «Пидрей, Таллай и Арсей в цикле Ваала» . Журнал северо-западного семитского языка . 29 : 83–101.
- ^ Ботервек, Г.Дж.; Ринггрен, Х.; Фабри, HJ (2006). Богословский словарь Ветхого Завета . Том. 15. Албан Букс Лимитед. п. 24. ISBN 978-0-8028-2339-7 . Проверено 15 декабря 2014 г.
- ^ Вятт, Ник (19 июля 2005 г.). Вот такая божественность окружает короля . Эшгейт. п. 104. ИСБН 978-0-7546-5330-1 .
- ^ «26 религий» . Университет Юты. Архивировано из оригинала 24 февраля 2020 года . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Колер, Кауфманн; Певец, Исидор. «Мелхиседек» . Еврейская энциклопедия . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ Гордон, Сайрус Х. (1965). Общие предпосылки греческой и еврейской цивилизаций . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Библиотека Нортона. п. 171. ИСБН 978-0-393-00293-5 .
- ^ Угаритский текст: КТУ 1.1 IV 14.
- ^ «Раскопки, Южный Левант» . fas.harvard.edu . Программа Шелби Уайт и Леона Леви. Гарвардский университет. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 1 октября 2014 г.
- ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новое видение археологией древнего Израиля и происхождения его священных текстов . п. 242.
- ^ Бингер, Тильда. Ашера: Богини в Угарите, Израиле и Ветхом Завете . п. 35.
- ^ Бостром, Филипп (21 июня 2016 г.). «Хананеи импортировали жертвенных животных из Египта, как обнаружили археологи» . Гаарец .
- ^ Нолл, КЛ (2007). «Ханаанская религия». Религиозный компас. 1: 61-92. https://doi-org.uml.idm.oclc.org/10.1111/j.1749-8171.2006.00010.x
- ^ Дэвид Ноэль Фридман; Аллен К. Майерс (31 декабря 2000 г.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Амстердамского университета. п. 214.
- ^ Хендель, Рональд (2005). Вспоминая Авраама: культура, память и история в еврейской Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–30. ISBN 978-0-19-978462-2 .
- ^ Лоуренс Боадт; Ричард Дж. Клиффорд; Дэниел Дж. Харрингтон (2012). «11». Чтение Ветхого Завета: Введение . Паулист Пресс.
- ^ Брюс С. Берч (1 января 1997 г.). Осия, Иоиль и Амос . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 33, 56.
- ^ Штайнмейер, Натан (9 июня 2023 г.). «Ханаанские погребальные обычаи: выливаем по усопшим» . Общество библейской археологии . Натан Штайнмейер.
- ^ Обе, Мария Э. (1987) [1910]. Финикийцы и Запад . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. п. 9.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвис, Филип Р. (1 апреля 2016 г.). «Ранний иудаизм (ы)» . О происхождении иудаизма . Рутледж. п. 15. ISBN 978-1-134-94502-3 .
- ^ Томпсон, Томас Л. «Взгляд из Копенгагена: Израиль и история Палестины» . Библия и ее толкование . Марк Эллиотт, Патриция Лэнди . Проверено 15 сентября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Табб, Джонатан. Хананеи . Издательство Британского музея.
- ^ «ДНК библейских хананеев живет в современных арабах и евреях» . Нэшнл Географик . 28 мая 2020 г. Архивировано из оригинала 17 февраля 2021 г. . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ аннотация, К.Л. Нолл (2007) «Ханаанская религия», Religion Compass 1 (1), 61–92. дои : 10.1111/j.1749-8171.2006.00010.x
- ^ Москати, Сабатино. Лицо Древнего Востока , 2001.
- ^ Олбрайт, Уильям Фоксвелл (2018). Яхве и боги Ханаана: исторический анализ двух контрастирующих религий (1-е изд.). Айзенбрауны. ISBN 978-0931464010 .
- ^ Хальперн-Зильберштейн, Мари-Кристин (1990), Финкельштейн, Луи; Дэвис, У. Д. (ред.), «Археология эллинистической Палестины» , Кембриджская история иудаизма: Том 2: Эллинистическая эпоха , Кембриджская история иудаизма, том. 2, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 2. 28, ISBN 978-0-521-21929-7 , получено 19 марта 2023 г.
- ^ Куган, Майкл Д.; Смит, Марк С. (15 марта 2012 г.). Истории Древнего Ханаана, второе издание . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 978-1-61164-162-2 . Проверено 9 февраля 2017 г.
- ^ Ричард, Сюзанна Ближневосточная археология: читатель , иллюстрированное издание Эйзенбрауна (1 августа 2004 г.) ISBN 978-1-57506-083-5 , с. 343
- ^ Шеффер, Клод Ф.А. (1936). «Клинописные тексты Рас Шамра~Угарита» (PDF) . Лондон: Издательство Оксфордского университета. Архивировано из оригинала (PDF) 20 сентября 2011 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Олмо Лете, Грегорио дель (1999), «Ханаанская религия: согласно литургическим текстам Угарита» (CDL)
- ^ Хиллерс Д.Р. (1985) «Анализ отвратительного: наше понимание ханаанской религии» (Еврейский ежеквартальный обзор, 1985)
- ^ Энциклопедия религии - Библиотека Макмиллана, исх. – Страница 42
- ^ Смит, Марк С. Ранняя история Израиля (2-е изд.). стр. 6–13.
- ^ Хамфрис, В. Ли (весна 1993 г.). «Обзор Ранней истории Бога ». Журнал Американской академии религии . 61 (1): 157–160. JSTOR 1465020 .
Источники [ править ]
- Москатти, Сабатино (1968). Мир финикийцев . Феникс/Гигант.
- Рибикини, Серджио (1997). «Верования и религиозная жизнь». В Сабатино, Маоскати (ред.). Финикийцы . Риссоли.
- ван дер Торн, Карел (1995). Словарь божеств и демонов в Библии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Э. Дж. Брилл. ISBN 0-8028-2491-9 .
- Хаанат, Лилина (ред.). «Библиография ханаанских и финикийских исследований» . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года.
- Доусон, Тесс (2009). Шепот Камня. Натиб Кадиш: современная ханаанская религия . О Книги. ISBN 978-1-84694-190-0 .
Внешние ссылки [ править ]
- К. Л. Нолл . «Ханаанская религия» . Университет Брэндона .