Список людей, которых считали божествами
Это список известных людей, которых считали божествами сами или другие .
Имперские культы и культы личности [ править ]
ВОЗ | Изображение | Когда | Известность |
---|---|---|---|
Фараоны | 3150–30 гг. до н.э. | Египетские фараоны были царями Древнего Египта и считались богами своей культуры. Их титулы приравнивали их к таким аспектам, как бог-ястреб Гор , богиня-стервятник Нехбет и богиня-кобра Ваджет . Египтяне верили, что, когда их фараон умрет, он продолжит руководить ими в следующей жизни, поэтому его похороны были грандиозными и завершенными до совершенства — чтобы доставить ему удовольствие в следующей жизни и обеспечить его бессмертие, чтобы защитить свой народ. См. Список фараонов . [1] [2] | |
Нарам-Син из Аккада | 2255–2119 гг. до н.э. | Первый месопотамский император, заявивший, что он бог. [ нужна ссылка ] | |
Японские императоры | ??? – 1945 [3] | Утверждается, по крайней мере некоторыми синтоистами , в том числе правительственными чиновниками, как божественные потомки богини Аматэрасу . Хирохито , император Сёва , отверг «ложную концепцию» своей божественности в Декларации человечества в 1945 году. [4] | |
Китайские императоры | 221 г. до н.э. – 1911 г. н.э. | Обожествляются как « Сыны Неба », по крайней мере , некоторыми конфуцианцами , начиная с династии Цинь при Цинь Ши Хуанди . [5] | |
Александр Великий | 356 г. до н.э. – 323 г. до н.э. | Чтобы узаконить захват власти (в Египте) и быть признанным потомком длинного рода фараонов, Александр принес жертвы богам в Мемфисе и отправился посоветоваться со знаменитым оракулом Амона-Ра в оазис Сива в Ливийской пустыне, в которым он был объявлен сыном божества Амона. С тех пор Александр часто называл Зевса-Аммона своим истинным отцом, а после его смерти на валюте он изображался украшенным рогами, используя рога Аммона как символ своей божественности.[80] Греки интерпретировали это послание, адресованное богами всем фараонам, как пророчество. [ нужна ссылка ] | |
Правители Натчеза | 700–1730 гг. н.э. | Натчезы были теократией, управляемой «Великим Солнцем». Этого правителя иногда считали королем-богом. [6] | |
Пурнаварман | 395–434 гг. н.э. | Царь сунданского индийского королевства по имени Таруманагара . Судя по этим надписям, он приступил к гидравлическому проекту. [7] : 53–54 а также отождествлял себя с Вишну , что указывает на то, что он и его королевство придерживались вишнуитской веры. | |
Сайлендрас | 7–11 вв. н. э. | Династия Сайлендра на Яве была активными пропагандистами буддизма Махаяны и покрыла равнины Центральной Явы буддийскими памятниками, включая всемирно известный Боробудур . [8] | |
Маджапахита Короли | 1293–1597 | Яванские правители крупнейшего королевства Юго-Восточной Азии в Индонезии . После смерти их изображали как индуистских богов (см., например, Раден Виджая ). [ нужна ссылка ] | |
Далай-лама | 1391 – настоящее время | Считается реинкарнацией Авалокитешвары в тибетском буддизме . Панчен-ламы — воплощения Амитабхи . [9] [10] [11] | |
Императоры инков | 1438–1533 | Императоры инков имели статус, очень похожий на статус фараонов Египта. [ нужна ссылка ] | |
Непальские короли | 1768–2008 | В Непале цари династии Шах считались воплощениями Вишну . [12] |
Посмертное обожествление [ править ]
ВОЗ | Изображение | Когда | Известность |
---|---|---|---|
Гильгамеш | Где-то между 2800 и 2500 годами до н.э. [13] | Большинство историков в целом сходятся во мнении, что Гильгамеш был историческим царем шумерского города-государства Урук . [14] [13] который, вероятно, правил где-то в начале раннединастического периода ( ок. 2900–2350 до н. Э.). [14] [13] Несомненно, что в более поздний раннединастический период Гильгамешу поклонялись как богу в различных местах Шумера. [14] В двадцать первом веке до нашей эры Уту-Хенгал , царь Урука, принял Гильгамеша своим божеством-покровителем. [14] Особенно любили Гильгамеша цари Третьей династии Ура, называя его своим «божественным братом» и «другом». [14] В этот период вокруг него сложилось большое количество мифов и легенд. [14] Вероятно, в период Среднего Вавилона ( ок. 1600 г. до н. э. – ок. 1155 г. до н. э. ) писец по имени Син-леки-уннинни сочинил « Эпос о Гильгамеше» , эпическую поэму, написанную на аккадском языке , повествующую о героических подвигах Гильгамеша. [14] В начале стихотворения Гильгамеш описывается как «на одну треть человека, на две трети божественный». [14] | |
Имхотеп | 2600 г. до н.э. | Древнеегипетский архитектор и врач, чей статус через две тысячи лет после его смерти был повышен до уровня бога, став богом медицины и исцеления. Он был египетским канцлером фараона Джосера , вероятным архитектором Джосера ступенчатой пирамиды и верховным жрецом бога Солнца Ра в Гелиополе . Постепенное обожествление Имхотепа, по-видимому, завершилось около 525 г. до н.э. О его божественности ясно свидетельствует надпись, примыкающая к его изображению в храме Птолемеев в Каср-эль-Агузе, недалеко от Луксора : «Сын Птаха , милосердный бог, рожденный богом южной стены (Птахом), подателем жизни, который одаривает дарами тех, кого любит, слушает (тех, кто призывает его), дает лекарства от всех болезней». Обожествление Имхотепа привело к обожествлению его матери по имени Хереду-анх и жены Ренпетнеферт. В Мемфисе и на священном острове Филе существовали посвященные ему храмы. Греки отождествляли Имхотепа со своим божественным целителем и врачом Асклепием (который также исцелял людей во сне). [15] | |
Королева Карфагена Дидона | 814 г. до н.э. | Основательница и первая царица Карфагена , после смерти она была обожествлена своим народом именем Танит и уподоблена Великой Богине Астарте (римлянка Юнона ). [16] Культ Танит пережил разрушение Карфагена римлянами; в сам Рим его завез император Септимий Север, родившийся в Северной Африке. Он был полностью погашен указами Феодосия конца IV века. | |
Гомер | 8 век до нашей эры | Почитался в Александрии Птолемеем IV Филопатором . | |
Ромул и Рем | 771–717 гг. до н.э. | Основатели Рима , сыновья Марса , Ромул служил первым царем. Согласно книге « История Рима» (написанной между 27 и 9 годами до нашей эры историком Титом Ливием ), Ромул был сыном Реи Сильвии , весталки, которая забеременела близнецами Ромулом и Ремом от бога Марса. [17] После его смерти Ромул был определен как бог Квирин , божественная личность римского народа. Вознесение Ромула на небо и обожествление в качестве бога Квирина упоминается в « поэме Овидия Метаморфозы» , книга 14 (написанной незадолго до 8 г. н.э.). Овидий изображает бога Юпитера , обещающего Марсу право перевести его сына Ромула на бессмертие. [18] Сейчас он считается мифологической фигурой, а его имя является производным от названия Рим, которое в конечном итоге может происходить от слова, означающего «река». Некоторые ученые, в частности Андреа Карандини , верят в историчность Ромула, отчасти из-за открытия Муруса Ромула в 1988 году на северном склоне Палатинского холма в Риме. [19] | |
Пифагор Самосский | в. 570–495 гг. до н.э. | Пифагор был основателем одноименной религии пифагорейства . [20] Посмертная легенда утверждала, что Пифагор был смертным воплощением «гиперборейского Аполлона ». [21] [22] и что он доказал свою божественность Абарису Гиперборейцу , показав ему свое золотое бедро. [21] | |
Гефестион | 356–324 гг. до н.э. | Обожествленный Александром Македонским | |
Александр Великий | 356–323 гг. до н. э. | Некоторые полагают, что он подразумевал, что был полубогом , активно используя титул «Сын Аммона – Зевс ». Титул ему даровали египетские жрецы бога Аммона у Оракула бога в оазисе Сива в Ливийской пустыне . [23] | |
Юлий Цезарь | 42 г. до н.э. | Обожествлен римским сенатом через два года после убийства . [24] | |
Антиной | 111–130 гг. н.э. | Обожествлен Адрианом . Он последний неимперский человек, формально обожествленный в западной цивилизации. [ нужна ссылка ] | |
Мария, Мать Иисуса | 300 г. н. э. | В 300 году н. э. она почиталась как Богиня-Мать в христианской секте Коллиридианство , которая была распространена по всей Фракии . Коллиридианство состояло в основном из женщин-последователей и женщин-священников. [25] | |
Гуань Юй | 581–618 гг. н. э. | Гуань Юй был обожествлен еще во времена династии Суй , и до сих пор ему широко поклоняются среди китайского народа: как коренное китайское божество, дхармапала в буддизме и божество-хранитель в даосизме . Он также пользуется большим уважением в конфуцианстве . В Гонконге и полиция, и гангстеры считают его божественным объектом почитания. В некоторых школах даосизма и китайского буддизма ему придавался божественный или полубожественный статус. [26] | |
Или | 599–661 гг. н. э. | Согласно вере алавитов , Али ибн Аби Талиб является одним из членов троицы ( Али - Мухаммед - Салман Перс ), примерно соответствующей христианским Отцу, Сыну и Святому Духу. [27] второй эманацией Бога иллахизме Ярсан считает его и верховным божеством в али- . | |
Тан Гоан-конг | 657–711 гг. н. э. | Также известный как Чэнь Юаньгуан, он был генералом и чиновником династии Тан. Его обожествляли и поклонялись потомки иммигрантов из Чжанчжоу в Тайвань , Сингапур и Малайзию, все называли его «Священным герцогом, основателем Чжанчжоу» ( 開漳聖王 ; Кай Чжан шэнванг ; Кхай Чан Сенг-онг ). [28] | |
Сугавара-но Мичидзанэ | 845–903 гг. н. э. | Придворный японского императора изгнан из столицы и обожествлен после его смерти, чтобы успокоить его гневный дух. Поклонялись как Тэндзин , ками учёности. | |
Лин Моньян | 987 г. н. э. или позже | Фуцзяньские шаманки почитались как морская богиня во всем прибрежном Китае и в китайской диаспоре под именем Мазу. | |
Аль-Хаким би-Амр Аллах | 985–1021 гг. н.э. | Шестой фатимидский халиф в Египте, правивший с 996 по 1021 год. Представители друзов верят, что фатимидский халиф аль-Хаким би-Амр Аллах является Махди . Мусульманский ученый и ранний проповедник Наштакин ад-Дарази утверждал, что халиф был воплощением Бога. Из-за этого он был казнен Аль-Хакимом, который не провозгласил себя Богом. проповедь - Сегодня друзы полностью отвергают Дарази . Ад [29] [30] [31] [32] [33] | |
Токугава Иэясу | 1616 | Обожествлен своими преемниками посмертно под именем Тосё Дайгонген. | |
Ху Тяньбао | 17 век | Согласно книге «Чего бы не обсуждал мастер» ( китайский : 子不語 ), написанной Юань Мэй ( китайский : 袁枚 ) во времена династии Цин , Туэр Шэнь был человеком по имени Ху Тяньбао ( 胡天保 ), который влюбился в очень красивый императорский инспектор провинции Фуцзянь. Однажды его поймали на том, что он подглядывал за инспектором через стену ванной, после чего признался в своей неохотной привязанности к другому мужчине. Императорский инспектор приговорил Ху Тяньбао к смертной казни через избиение. Через месяц после смерти Ху Тяньбао он явился во сне мужчине из своего родного города и заявил, что, поскольку его преступление было совершено из любви, чиновники преступного мира решили исправить несправедливость, назначив его богом и хранителем гомосексуальных привязанностей. [34] | |
Сюнди Гонг | 1831–1861 | 108 мужчин с Хайнаня , которые возвращались домой из Вьетнама с заработанными ими деньгами и другими мигрантами для своих семей, когда их убили пираты. | |
Gauchito Gil | 1840-е годы, предположительно 1847 год. | Почитается как народный святой и божество в Аргентине . [ нужна ссылка ] | |
Джордж Вашингтон | 1865 – настоящее время | Почитается как ками в гавайских синтоистских святилищах . [35] В куполе Капитолия США он также изображен возносящимся на Олимп и ставшим богом , на знаменитой картине под названием «Апофеоз Вашингтона» . | |
Каничи Оцука | 1891 – настоящее время | Синрейкё утверждает, что его основатель: «Бог стал единым с человеческим телом, появился среди человечества и основал Синрейкё». [36] | |
Мария Францишка Козловская | в. 1924 – настоящее время | По крайней мере, некоторые мариавиты верят, что Бог-Отец стал Марией , Бог-Сын стал Иисусом , а Святой Дух стал Марией Франциской Козловской (1862–1921, отлученной от церкви римско-католической монахиней из Польши ). Трудно сказать, обожествила ли она себя или была обожествлена невольно при жизни или посмертно. В 1967 году архиепископ Мария Рафаэль Войцеховский официально засвидетельствовал, что в период 1936–1938 годов архиепископ Мария Михал Ковальский написал: «Мать сказала мне, что она присутствовала при сотворении мира и что она устроила мир». (для слова «мать» он использовал польское слово «mateczka», которое является уменьшительным и титулом Марии Францишки). [37] [38] | |
ЛЛ Заменгоф | 20 век – настоящее время | Считается богом среди представителей религии Оомото . [ нужна ссылка ] | |
Хосе Ризал | 20 век – настоящее время | Обожествлен некоторыми людьми на Филиппинах из-за его вклада в филиппинскую революцию . [39] [40] | |
Уоллес Фард Мухаммад | 20 век – настоящее время | Посмертно (?) обожествлен Илией Мухаммедом . Ему также присвоены другие титулы «Нации ислама» . [41] | |
Адольф Гитлер | 1958 – настоящее время | Обожествлен некоторыми неонацистами, особенно среди последователей эзотерического нацизма . Заявление о божественности Гитлера впервые было сделано Савитри Деви в ее книге «Молния и Солнце» . Деви считала, что Гитлер был аватаром индуистского бога Вишну . [42] Позже его продвигал чилийский неонацист Мигель Серрано . | |
Джон Колтрейн | 1967–1981 | После смерти Колтрейна община под названием «Храм Ярдберд» в Сан-Франциско начала поклоняться ему как воплощению Бога. [43] Конгрегация присоединилась к Африканской православной церкви ; это включало изменение статуса Колтрейна с бога на святого. [43] Образовавшаяся в результате Африканская православная церковь Св. Иоанна Колтрейна в Сан-Франциско является единственной африканской православной церковью, которая включает музыку Колтрейна и его тексты в качестве молитв в свою литургию. [44] |
Непроизвольное обожествление [ править ]
ВОЗ | Изображение | Когда | Известность |
---|---|---|---|
Узаир | ? | В Коране утверждается, что группа евреев, которых часто интерпретируют как йеменских евреев , верили, что « Узаир » был сыном Бога. [Коран 9:30 ] [45] Некоторые утверждают, что Узаир был Эзрой . Ездра основал иудаизм Второго Храма. [46] и считается очень важной фигурой в иудаизме . [47] Представление о «сыне Божием» как о Боге во плоти сейчас категорически отвергается в иудаизме. | |
Антиох II Теос | 286–246 гг. до н.э. | Селевкидский правитель. Младший сын Антиоха I и Стратоники , сменил отца в 261 году. Он освободил Эфес, Ионию, Киликию и Памфилию от египетского владычества, а в обмен на их автономию города Малой Азии дали ему титул Теос («Бог»). [48] | |
Апостол Павел и Варнава | Осень 49 г. н. э. [49] | Согласно истории, записанной в Книге Деяний 14:8–18 , апостол Павел и его товарищ Варнава исцелили калеку на улице в городе Листра в Малой Азии во время второго миссионерского путешествия Павла. [50] Горожане сразу приняли их за греческих богов Гермеса и Зевса соответственно и попытались принести им жертвы. [50] | |
Мастер Цин Шуй | 1047–1101 | Чаньский буддийский монах во время праздника Северной песни в уезде провинции Аньси Цюаньчжоу . Говорят, что он спас город Аньси во время засухи, вызывая дождь, переходя с места на место. В знак почтения жители деревни построили храмы, посвященные ему, и, таким образом, он стал Божеством в китайской народной религии . [51] | |
Чжэн Хэ | 1371–1433 | Ему поклоняются некоторые жители Китая и Юго-Восточной Азии. [52] | |
Кумари | ~ 17 век – настоящее время | Это маленькие девочки, которым поклоняются как индуисты , так и буддисты как воплощению индуистской богини Дурги (непальского Таледжу ) в Непале. Их собирают в препубертатном возрасте , и им поклоняются, пока они не достигнут половой зрелости . Их культ есть в странах Южной Азии , особенно в Непале . [ нужна ссылка ] | |
Джон Николсон | 19 век – настоящее время | Вдохновил культ Никала Сейна. [ нужна ссылка ] | |
Jiddu Krishnamurti | 1909 – настоящее время | Отказался от статуса мессии и воплощения Майтрейи , данного ему Теософским обществом . [ нужна ссылка ] | |
Хайле Селассие I | 1930-е годы – настоящее время | Среди большинства последователей движения Растафари Хайле Селассие рассматривается как второе пришествие Иисуса Христа , воплощенного Бога, Черного Мессии и «Законного Правителя Земли», который также приведет африканские народы к свободе. Расты говорят, что его императорские титулы (то есть Царь царей, Лев-победитель колена Иуды и Корень Давида) были предсказаны как принадлежащие вернувшемуся Мессии в Откровении 5:5 . Их вера в его божественность впервые появилась на Ямайке , вскоре после его коронации в Аддис-Абебе в 1930 году . [53] До коронации его звали Рас (что означает принц) Тафари. | |
Мэри Бейкер Эдди | 1947 – настоящее время | Основатель христианской науки , Эдди был впервые обожествлен благодаря частной публикации «Судьба Матери-Церкви» Блисс Кнапп . Хотя книга распространяется в читальных залах Христианской науки, она не считается официальной литературой, а сама Эдди отрицает любые сравнения с Иисусом и утверждения о том, что она является Вторым Христом. [ нужна ссылка ] | |
Принц Филипп, герцог Эдинбургский | 1950-е ~ 1960-е годы – настоящее время | Считается богом в деревне Яонанен , карго-культе в Вануату . [54] См. движение принца Филиппа . | |
Раввин Менахем Мендель Шнеерсон | 1990-е – настоящее время | Хотя после его смерти в 1994 году большинство его последователей считали его мессией, одна группа обожествила его. [55] | |
Радж Патель | 2010 – настоящее время | В январе 2010 года некоторые приверженцы Share International , после заявления Бенджамина Крема , пришли к выводу, что Патель может быть Майтрейей . [56] Патель отрицает, что он Майтрейя . [56] |
Самообожествление [ править ]
ВОЗ | Изображение | Когда | Известность |
---|---|---|---|
Нарам-Син | 2255–2119 гг. до н.э. | Первый месопотамский царь, заявивший о своей божественности. [57] Он пометил себя символом дингир , определяющим божество. После него его сын Шар-Кали-Шарри , а затем и месопотамские цари продолжили традицию. В число этих царей входили Шульги , Амар-Син , Шу-Син и Ибби-Син из династии Ура III ; Шу-Илишу , Иддин-Даган , Ишме-Даган , Липит-Иштар , Ур-Нинурта , Бур-Син , Липит-Энлиль , Эрра-имитти , Энлиль-бани , Замбия , Итер-пуша , Ур-дукуга , Син-магир , Дамик-илишу из династии Исина ; и Рим-Син I и Рим-Син II из династии Ларса . [58] | |
Шульги | 2037–2028 гг. до н.э. | Возвращено самообожествление в период Ура III. [58] | |
Амар-Син | 2046–2037 гг. до н.э. | Преемник Шульги [58] | |
Шу-Син | 2037–2028 гг. до н.э. | Строил храмы для себя. [58] | |
Эмпедокл из Акрагаса | в. 490 – ок. 430 г. до н.э. | Эмпедокл из Акрагаса был философом-досократиком с острова Сицилия , который в одном из сохранившихся стихотворений заявляет, что стал « божественным существом ... уже не смертным». [59] за которым следуют описания того, как он совершает действия, обычно предназначенные для богов. [59] Более поздний историк Диоген Лаэртий утверждал, что Эмпедокл покончил жизнь самоубийством , прыгнув на гору Этна, чтобы убедить людей в том, что он бессмертный бог. [60] легенда, на которую также ссылается римский поэт Гораций . [61] | |
Фарнаваз I Иберийский | 326–234 гг. до н.э. | Иберийский царь (годы правления 299–234 до н. Э.) | |
Антиох IV Эпифан | 215–164 гг. до н. э. | Селевкидский правитель (годы правления 175–164); единственный царь Селевкидов, претендующий на божественные почести, называвший себя Теосом Эпифанем «Явителем Бога» и Никифором «Приносящим победу». Почти завоеванный Птолемеем Египет , главный соперник Селевкидов среди государств диадохов . Известная попытка навязать древнегреческую религию евреям восстанию путем преследований, что привело к Маккавеев ; помнят как главного гонителя в еврейской традиции. [48] | |
Антиох I | в. 86 г. до н.э. –38 г. до н.э. | Король Коммагены , учредивший культ себя и нескольких синкретических греко-персидских божеств на горе Немруд и в других местах. [62] | |
Саймон Магус | 1–4 века | Считается богом в симонианстве . По словам Иринея , он «прославлялся многими, как если бы он был богом; и он учил, что это он сам появился среди иудеев как Сын, но сошел в Самарии как Отец, тогда как к другим народам он пришел в образе Словом, Он представлял себя высочайшей из всех сил, то есть Существом, которое является Отцом всего, и позволял называть себя любым титулом, которым люди хотели обращаться к Нему». [63] | |
Веледа | 1 век | Германская пророчица при жизни считалась божеством. [ нужна ссылка ] | |
Исмаил I | 16 век | Самопровозглашал себя эманацией Бога и считался таковым орденом Кызылбаш - Сафавия , Кызылбаш - туркменскими подданными и алевитами . [64] [65] | |
Danila Filippovich | 1700 | Он поверил, что он Бог, и основал хлыстовство . (Существуют различные транслитерации его имени, в том числе Данила Филипов, Данила Филипич и Даниил Филиппович.) [66] | |
Kondratii Selivanov | 1780-е годы | Кондратий Селиванов провозгласил себя одновременно покойным Петром III России и самим Христом и основал скопцев . [67] | |
Хун Сюцюань | 19 век | Китаец, утверждавший, что он младший брат Иисуса и, следовательно, сын Божий. Возглавил восстание тайпинов , завоевав большую часть Китая, прежде чем потерпел поражение и совершил самоубийство. [ нужна ссылка ] | |
Бог Торнадо | ~1887 | Филиппинский шаман , называвший себя «Богом Вихря». [ нужна ссылка ] | |
Отец Божественный | ~20 век | Его последователи считали его Богом во плоти. [68] | |
Тахер Сайфуддин | 20 век | заявил, что он Илах уль- Ард (Бог на Земле). В Высоком суде Бомбея [69] [70] | |
Лу де Палингбур | 20 век | Разведенный голландец по имени Лууренс Воортуйзен, который называл себя «Лу, торговец угрями», что является переводом его провозглашенного имени «Лу де Палингбоер». Он был человеком, который смешивал маркетинг европейских угрей с прозелитизмом. Его последователи также считали его живым Богом, выполняющим миссию против зла. [71] | |
Иегова Мик | 21 век | «Я тот, кто создал Адама и Еву . Я создал их тела и их кровь», [...] «Я до сих пор использую людей, говоря через них, как я говорил через Иисуса Христа, пока он не попал на Небеса ». Есть от 120 до 1000 последователей, которые считают его Богом. [72] [73] | |
Сатья Саи Баба | 20 век | которого последователи считали реинкарнацией аватара Даттатреи Индуистский гуру , . Он утверждал, что обладал способностью исцелять, воскрешать мертвых, появляться более чем в одном месте одновременно, материализовать предметы, такие как украшения, и т. д. [ нужна ссылка ] | |
Яхве бен Яхве | 20 век | Он родился как Хулон Митчелл-младший, и его самопровозглашенное имя означает «Бог, Сын Божий». Он мог считать себя только сыном Бога , а не Бога, но многие из его последователей явно считают его воплощением Бога. [74] [75] | |
Мицуо Матаеши | 20 век | В 1997 году он основал Партию Всемирного экономического сообщества, основываясь на своем убеждении в том, что он есть Бог и Христос. [76] | |
Мехер Баба | ~1930 | Индийский духовный учитель, назвавший себя Аватаром. [77] [78] [79] Бог в человеческом обличье. [80] [81] | |
Метры | ~1940 | Согласно вере Миты , Мита (Пераза) была воплощением Святого Духа на земле. [82] | |
Джим Джонс | 1955 | Основатель Храма Народов , который начинался как часть основной протестантской конфессии, превратился в культ личности а затем со временем . Один из преданных Джонса утверждал, что Джонс сказал: «Если ты увидишь во мне своего спасителя, я буду твоим спасителем. Если ты увидишь во мне своего Бога, я буду твоим Богом»; [83] однако Джонс также называл себя атеистом. [84] | |
Виссарион | 1961 | Утверждает, что он вернулся Иисусом Христом, что делает его не «Богом», а « словом Божьим ». [ нужна ссылка ] | |
Франсуа Дювалье | 1960–1970-е годы | Гаитянский диктатор утверждал, что он является физическим воплощением островного государства. Дювалье намеренно смоделировал свой образ по образу барона Самеди , одного из ива , или духов, гаитянского Вуду. Он часто надевал солнцезащитные очки, чтобы скрыть глаза, и разговаривал сильным гнусавым тоном, характерным для ива . Пропаганда режима утверждала, что «Папа Док был един с Ива , Иисусом Христом и самим Богом ». [85] На самом знаменитом изображении того времени изображен стоящий Иисус Христос, положивший руку на плечо сидящего Папы Дока, с подписью: «Я избрал его». [86] Дювалье объявил себя «нематериальным существом», а также «флагом Гаити» вскоре после своего первого избрания. [87] В 1964 году он опубликовал катехизис, в котором Молитва Господня была перефразирована, чтобы воздать должное Дювалье, а не Богу. [87] [88] | |
Нирмала Шривастава | 1970 | Гуру и богиня сахаджа-йоги , провозгласившая себя воплощением Святого Духа (Ади Шакти ), утверждала, что все остальные воплощения (например, Кришна, Христос и т. д.) были ее аспектами. [89] [90] | |
Франсиско Масиас Нгема | 1970-е годы | Его партия использовала лозунг (официально провозглашенный им в 1974 году): «Нет другого Бога, кроме Масиаса». Католическое духовенство также было обязано проповедовать, что «Бог создал Экваториальную Гвинею благодаря Масиасу». [91] [92] [93] | |
Аполлон Киболой | 1985 | Называет себя «Назначенным Сыном Божьим» в своей собственной реставраторской церкви под названием « Царство Иисуса Христа» . [94] | |
Джозеф Кони | 1987 | Провозглашает себя представителем Бога и духовным медиумом , и некоторые считают это культом личности , и утверждает, что его посещает многонациональное войско из 13 духов, включая китайского призрака. [ нужна ссылка ] | |
Рюхо Окава | 1986 | Основатель Happy Science , которому его последователи поклоняются как «Эль Кантаре» и реинкарнация Элохима , Одина , Тота , Осириса и Будды . [95] [96] | |
Эми Карлсон | в. 2006 – 2021 гг. | Основатель Love Has Won . Провозглашала себя Богом, а также Иисуса, нескольких светских исторических личностей, святой Жанны д'Арк и коренной гавайской богини Пеле . Последователи называют ее «Мама-Бог» и, как выяснилось, мумифицировали ее , чтобы продолжать поклоняться ей. [ нужна ссылка ] |
См. также [ править ]
- Адвайта Веданта
- Апофеоз
- Он независим
- Брахман
- Теория мифа о Христе
- Культ личности
- Культурный герой
- Божественность # Смертные
- Обожествление (христианское)
- Эвгемеризм
- Люди святые
- комплекс Бога
- Бог в индуизме
- Богочеловек (индуистский аскет)
- Культ героя
- Идолопоклонство
- Имперский культ
- Воплощение
- Список претендентов на аватар
- Список претендентов на Будду
- Список божеств
- Список полубогов
- Список претендентов на Махди
- Список претендентов на мессию
- Список людей, утверждавших, что они Иисус
- Махавакья
- Истцы Майтрейи
- Комплекс Мессии
- Религия в Древнем Риме
- Священный король
- Шактьявеша Аватар
- Тат Твам Аси
- « Ты Бог »
- Почитание мертвых
Ссылки [ править ]
- ^ «Правители Египта, сначала цари, а затем фараоны, были богами, а также людьми, правившими по божественному праву. Каждый царь был «сыном божьим», который в момент смерти стал единым целым со своим отцом, бог на космических небесах ». Кристофер Найт, Роберт Ломас (2001). Ключ Хирама: фараоны, масоны и открытие тайных свитков Иисуса , 100. ISBN 978-1931412759 . Публикация «Попутные ветры».
- ^ «Царь играл сверхчеловеческую роль, будучи проявлением бога или различных божеств на земле. Основной первоначальный титул короля, имя Гора , провозглашал, что он был аспектом одного из главных богов, Гора, бога неба. который изображался в виде сокола, к этому были добавлены и другие определения, в частности, «Сын Ра [бога Солнца]» и «Совершенный Бог», оба введенные во время 4-й династии ( ок. 2575–2465 гг. До н.э.), когда были построены великие пирамиды . Эпитет «Сын Ра» ставил царя в тесные, но зависимые отношения с ведущей фигурой пантеона». Мерриам-Вебстер (1999). Энциклопедия мировых религий) . Мерриам Вебстер, Inc. ISBN 978-0877790440 .
- ^ Хирохито отрицал, что сам является живым богом, но мифическое происхождение по-прежнему является основой синтоистского поклонения, включая церемонии и молитвы, совершаемые нынешним императором . Агентство Императорского двора
- ^ Декларация Хирохито 1945 года на японском и английском языках : «Связи между нами и нашим народом всегда основывались на взаимном доверии и привязанности. Они не зависят от простых легенд и мифов. Они не основаны на ложном представлении о божественности Императора. и что японцы превосходят другие расы и им суждено править миром».
- ^ Моте, ФРВ (1999). Императорский Китай: 900–1800 гг . Издательство Гарвардского университета. ISBN 0674012127 .
- ^ Лидера сообщества будут называть Великим Солнцем. Общественная организация Натчеза была основана на отношении членов общины к Великому Солнцу. В 17 веке французские исследователи и колонисты встретили этого лидера, который жил в большом доме на вершине платформенного холма на месте, которое сейчас сохраняется в штате Миссисипи как Великая деревня Натчез. Великое Солнце пользовалось статусом живого бога [1]
- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0824803681 .
- ^ «Покровители буддизма, Сайлендры в разгар своего могущества на центральной Яве построили впечатляющие памятники и храмовые комплексы, самым известным из которых является Боробудур на равнине Кеду» (цитата по Hall 1985: 109).
- ^ Штейн 1972, с. 84
- ^ Дас, Сарат Чандра. Вклады в религию и историю Тибета (1970), с. 82. Издательство Манджушри, Нью-Дели. Впервые опубликовано в Журнале Азиатского общества Бенгалии , Vol. ЛИ (1882).
- ^ Геше Джампа Тинлей. Практика необычной Гуру-Йоги, 2003 , с. 76 (in Russian)
- ^ Чарльз Хэвиленд (9 мая 2005 г.). «Непал и божественная монархия» . Би-би-си . Проверено 3 июля 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Дэлли, Стефани (1989), Мифы Месопотамии: Сотворение мира, Потоп, Гильгамеш и другие , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 40, ISBN 0192835890
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992), Боги, демоны и символы древней Месопотамии: иллюстрированный словарь , The British Museum Press, стр. 89–71, ISBN 0714117056
- ^ Брэндон, SGF (Сэмюэл Джордж Фредерик) (2014). Верования, ритуалы и символы Древнего Египта, Месопотамии и Плодородного полумесяца . Кавендиш Сквер Паблишинг, ООО. ISBN 978-1627125697 . OCLC 862222059 .
- ^ Вергилий, Энеида 1.446f, Силий Италикус, Пуника 1.81f
- ^ Ливий и.4.2. С момента основания города .
{{cite book}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Кн. XIV: 805-828 Обожествление Ромула. «Метаморфозы (Клайн) 14, Коллекция Овидия, Центр электронных текстов Университета Вирджинии» . ovid.lib.virginia.edu . Проверено 16 февраля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Карандини. Рождение Рима. Боги, лары, герои и люди на заре цивилизации (Турин: Эйнауди, 1997) и Карандини. Рем и Ромул. От квиритских районов до римского города (775/750 – примерно 700/675 до н.э.) (Турин: Эйнауди, 2006)
- ^ Жмудь, Леонид (2012). Пифагор и ранние пифагорейцы . Перевод Виндла, Кевина; Ирландия, Рош. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 1–3. ISBN 978-0199289318 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ридвег, Кристоф (2005) [2002]. Пифагор: его жизнь, учение и влияние . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета. п. 2. ISBN 978-0801474521 .
- ^ Порфирий, Вит. Пиф. 20; Ямвлих, Вит. Пиф. 31, 140; Элиан, Различные истории , ii. 26; Диоген Лаэртий, VIII. 36.
- ^ «Не последним из многих необычных фактов об Александре является то, что и при жизни, и после смерти ему поклонялись как богу греки и древние македоняне , а также, например, египтяне (для которых он был фараоном). С этим фактом был связан эпизод, приведший к смерти Каллисфена в 327 году. Греки и древние македонцы считали, что формальное почтение следует оказывать только богам. во всяком случае, не верил, что он действительно был живым богом, по крайней мере, в том смысле, в котором были Зевс или Дионис, тем не менее, он не сделал ничего, чтобы опровергнуть мнение о том, что он действительно был божественным, а не просто. божественное происхождение, было частью общего пакета саморекламы, который включал в себя чеканку серебряных медальонов в Индии, изображающих его с атрибутами Зевса . Благодаря исключительной силе личности и масштабам достижений он привлек к себе большое количество простых греков и македонцев. разделять этот взгляд на себя и действовать в соответствии с ним, посвящая святыни своему культ ». Картледж, Пол (2004). «Александр Македонский». История сегодня . 54 :1.
- ^ Мюррей, Шеанна (13 сентября 2022 г.). «Становление богом: Обожествление Юлия Цезаря» . Прогулки по Риму . Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ Блок, Корри (08 октября 2013 г.). Коран в христианско-мусульманском диалоге: исторические и современные интерпретации . Рутледж. п. 186. ИСБН 9781135014056 .
- ^ «Люди поклоняются императору Гуаню не только как небесному божеству, защищающему закон, но и как богу войны, богу богатства и богу праведности. Они молятся императору Гуаню по многим причинам…» Император Гуань
- ^ Л. Эспозито, Джон; Моисей, Мэтт (1995). "Алавия" Оксфордская энциклопедия современного исламского мира, том. 1 . Нью-Йорк, США: Издательство Оксфордского университета. п. 64. ИСБН 0-19-509612-6 .
- ^ «По Чиак Кенг: До 1982 года здесь могли молиться только Тани» . www.straitstimes.com. 16 февраля 2017 г. Проверено 03 января 2021 г.
- ^ Бретт, Майкл (2001). Возвышение Фатимидов: мир Средиземноморья и Ближнего Востока в десятом веке нашей эры . Лейден, Нидерланды: Koninklijke Brill NV. п. 470.
- ^ Фришауэр, Вилли (1970). Ага Ханы . Бодли Хед.
- ^ Исмаил К. Пунавала (1999). «Обзор - Фатимиды и их традиции обучения». Журнал Американского восточного общества . 119 (3): 542. дои : 10.2307/605981 . JSTOR 605981 .
- ^ Гамаль Нкрума (10 декабря 2009 г.). «Безумный халиф» . Еженедельник Аль-Ахрам в Интернете. Архивировано из оригинала 27 марта 2013 года . Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Элькамель, Сара (24 августа 2010 г.). «Халиф Каира: Правление и загадочное исчезновение Аль-Хакима би-Амра Аллаха» . Египет Независимый . Проверено 16 марта 2013 г.
- ^ Соньи, Майкл (1998). «Культ Ху Тяньбао и дискурс гомосексуализма восемнадцатого века». Поздний императорский Китай . 19 :1–25. дои : 10.1353/конец.1998.0004 . S2CID 144047410 .
- ^ «Энциклопедия синтоизма: специальные темы: святыни и гавайцы японского происхождения» . Eos.kokugakuin.ac.jp . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Когда я сидел один, скрестив ноги, как великая статуя Будды в Наре, я чувствовал, что подо мной находится земля размером с арбуз, и я мог видеть, как по ней ходит другой я. испытать настоящее «я», глядя сверху вниз на другое «я» на этой маленькой планете. Я был и понимал все на этой земле ( Домашняя страница «История Синрейкё»: 5) на веб-сайте Университета Вирджинии . автор Джеффри Хэдден .
- ^ Карась, Марцин. «Мать – Божественная Утешительница, Спасительница Мира» (PDF) .
- ^ «Комментарии» . varpho.livejournal.com . 24 августа 2007 года . Проверено 05 сентября 2021 г.
- ^ «Культ ризализма (эссе Джона Э. Ройеки) | FilipinoWriter.com » www.philippinowriter.com . Архивировано из оригинала 9 сентября . Получено 15 января.
- ^ «Ризалистский культ (филиппинская религия)» . Britannica.com . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Достопочтенный Илия Мухаммед назвал Учителя ответом на того, кого мир ожидал последние 2000 лет под именами Мессия, второе пришествие Иисуса, Христа, Иеговы, Бога и Сына Человеческого. ." NOI.org цитирует Элайджу Мухаммеда. Архивировано 7 декабря 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ «Савитри Деви: мистический фашист, воскрешенный альтернативными правыми» . www.bbc.com . 29 октября 2017.
В наши дни нетрудно найти обсуждения книг Савитри Деви на неонацистских интернет-форумах, особенно книги «Молния и Солнце», в которой излагается теория о том, что Гитлер был аватаром – воплощением – индуистского бога Вишну.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фридман, Сэмюэл Г. (1 декабря 2007 г.). «Воскресная религия, вдохновленная субботними вечерами» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 ноября 2018 г.
- ^ Полатник, Гордон. «Джазовая церковь» . Elvispelvis.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2006 года.
- ^ Энциклопедия иудаики, том 6, Энциклопедия иудаики Иерусалим, стр. 1108
- ^ Брюггеманн 2002 , стр. 75, 144.
- ^ Новая энциклопедия иудаизма , Эзра
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Библейский словарь Харпера, Сан-Франциско: Харпер и Роу, 1985.
- ^ Кестенбергер, Андреас Дж.; Келлум, Л. Скотт; Куорлз, Чарльз (2009). Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет . Нэшвилл, Теннесси: B&H Academic. п. 400. ИСБН 978-0805443653 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Барклай, Уильям (2003). Деяния апостолов . Новая Библия для ежедневного изучения. Луисвилл, Кентукки и Лондон: Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 126–128. ISBN 978-0664226756 .
- ^ «Храм в пещерах Чин Сви - Основатель» . chinswee.org. Архивировано из оригинала 26 января 2021 г. Проверено 03 января 2021 г.
- ^ «Специальная тема об исследованиях Чжэн Хэ» . Jllib.cn. Архивировано из оригинала 18 мая 2013 г. Проверено 20 апреля 2014 г. .
- ↑ Растафарианцы считают Хайле Селассие I Богом, отчасти потому, что за пророчеством Маркуса Гарви – «Посмотрите на Африку, где будет коронован черный король, он станет Искупителем» – сразу последовало восхождение Хайле Селассие на пост императора Эфиопии. . Би-би-си
- ^ «Принц Филипп — островной бог?» . Новости Би-би-си . 10 июня 2007 года . Проверено 8 мая 2010 г.
- ^ «Любавичский Ребе как Бог» . Гаарец . 11 февраля 2007 г. Проверено 10 октября 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Скотт Джеймс (4 февраля 2010 г.). «В эпоху Интернета невольный господин последователей нью-эйджа» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 мая 2010 г.
- ^ Кляйнер, Фред (2005). Искусство Гарднера сквозь века. Томсон-Уодсворт. п. 41. ISBN 0534640958 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Фрейн, Дуглас Р. Справочник богов и богинь Древнего Ближнего Востока: три тысячи божеств Анатолии, Сирии, Израиля, Шумера, Вавилонии, Ассирии и Элама . Издательство Пенсильванского государственного университета, 2021. [ ISBN отсутствует ] [ нужна страница ]
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Грегори, Эндрю (2013). Досократики и сверхъестественное: магия, философия и наука в ранней Греции . Нью-Йорк и Лондон: Bloomsbury Academic. п. 178. ИСБН 978-1472504166 .
- ^ Диоген Лаэртий, viii. 69
- ↑ Гораций, Ars Poetica , 465–466.
- ^ Международный фонд Немруда (2015). «Номос: Священный закон царя Антиоха» . Проверено 27 ноября 2015 г.
- ^ Ириней, Книга I «Против ересей» , глава XXIII. Иустин Мученик сообщает: «Был некий самаритянин Симон, уроженец деревни под названием Гитто, который в царствование Клавдия Цезаря и в вашем царственном городе Риме совершал могущественные магические действия посредством искусства дьяволов. действующий в нем, Его считали богом...» Иустин Мученик , Первое извинение, глава XXVI.
- ^ Ложа дервишей: архитектура, искусство и суфизм в Османской Турции , Раймонд Лифчез, с. 35
- ^ Шииты Ливана под властью Османской империи, 1516–1788 , Стефан Винтер, с. 13
- ↑ В его учении о Двенадцати обязательствах говорилось: «Я Бог, предсказанный пророками; я сошел на землю, чтобы спасти человеческие души; нет Бога, кроме меня. Нет другого учения. Не ищите его». Статья из Санкт-Петербургского государственного университета. Архивировано 9 июля 2012 г. на archive.today (здесь есть небольшой спор, поскольку есть сайты, указывающие на то, что он учил всех хлыстов, которые могли мистическим образом стать воплощением Бога через него)
- ^ Смит, Дуглас (22 ноября 2016 г.). Распутин: Вера, власть и закат Романовых . Макмиллан. п. 86. ИСБН 978-0-374-24084-4 .
- ↑ Отец Дивайн: Общий обзор , Тимоти Миллер, 1999, дата обращения 6 июня 2007 г., «Последователи Отца Дивайна провозгласили его Богом во плоти, и для большинства американцев ничто не могло быть более нелепым, чем маленькое афроамериканское божество».
- ^ Милли Газетт. «Бора: исламская секта, превращенная в культ» . Milligazette.com . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Диссиденты Боры бросают вызов репрессивному священству» . Rediff.com Новости Индии. 05.03.2011 . Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ De God die Lou heette (голландский язык) Телепрограмма VPRO «Бог, которого звали Лу».
- ^ Международная ассоциация культовых исследований (2001). «Кения – «Бог» и 400 последователей, живущих в Кении». Журнал культовых исследований . 18 (4).
- ↑ BBC News (12 ноября 2001 г.). « Кенийский «Бог» послал СПИД в качестве «наказания ». Проверено 29 декабря 2004 г.
- ^ «Он назвал себя« великим магистром небесной ложи, архитектором вселенной »». Криминальная библиотека. Архивировано 17 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ↑ Miami Herald (15 октября 2001 г.). «Старое послание о самоуважении было вытеснено тем, которое возводит их лидера в Великого Мастера Всего, Бога Вселенной, Великого Владыку, Вечного Отца и преследуемого Мессию » .
- ^ «После выборов в верхнюю палату премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми должен передать кресло премьер-министра Иисусу Матаёси, единственному истинному Богу». : cgunson.com : Матаеши. Архивировано 25 ноября 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Журнал Awakener , том 9, номер 4, 1964, стр. 15
- ^ Журнал Awakener , том 4, номер 2, 1956, стр. 27
- ^ Калчури (1986) с. 2324
- ^ Бэби (1987) с. 269
- ^ Журнал Awakener , том 11, номер 1, 1966, стр. 9
- ↑ В эссе журнала «Проблемы Латинской Америки», том 13, говорится, что она учила, что «когда падающая звезда, движущаяся вдалеке, внезапно приблизилась к ней и приземлилась ей на лоб, наполнив комнату светом (Круз). Она стала живым воплощением Святого Духа. , который в тот момент открыл ей имя Бога в эту новую эпоху: «МИТА» или «Дух Жизни».
- ^ Джонстаун: Храм жизни и смерти народов. Архивировано 14 марта 2009 г. в Wayback Machine . Американский опыт, PBS.org.
- ↑ Джонс, Джим в разговоре с Джоном Махером, «Стенограмма обнаруженной ленты ФБР Q 622». Альтернативные соображения о Джонстауне и Храме народов . Джонстаунский проект: Государственный университет Сан-Диего.
- ^ Райт, Джайлз. «Франсуа «Папа Док» Дювалье» . TheDictatorship.com . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Проверено 9 ноября 2015 г.
- ^ Николлс, Дэвид (1996) [1-й паб. 1979]. От Дессалина до Дювалье: раса, цвет кожи и национальная независимость на Гаити (пересмотренная редакция). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. стр. xvi. ISBN 978-0813522401 . LCCN 95-8893 . OCLC 32396546 . ОЛ 8025482М .
Перед открытием плотины Пелигра появились тысячи плакатов, в которых говорилось, что «только Дювалье способен использовать энергию Пелигра и передать ее своему народу». Другие видели, как Иисус положил руку на Дювалье и провозгласил: «Я выбрал его».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кофеле-Кале, Ндива (2006). «Культ государственного суверенитета» . Международное право ответственности за экономические преступления (2-е изд.). Олдершот, Англия: Издательство Ashgate. п. 261. ИСБН 978-1409496090 . LCCN 2006006433 . OCLC 64289359 . ОЛ 7991049М .
Не удовлетворен тем, что является флагом Гаити. . . Дювалье также объявил себя «нематериальным существом» вскоре после того, как стал «пожизненным президентом» и издал для верующих «Катехизис революции», содержащий следующую версию Молитвы Господней: «Наш Док, пребывающий в Национальном дворце на Жизнь, да святится имя Твое нынешними и будущими поколениями. Да будет воля Твоя в Порт-о-Пренсе, как и в провинции. Дайте нам сегодня наше новое Гаити и не прощайте преступлений тем антипатриотам, которые ежедневно плюют на нашу страну; введи их в искушение и, отравленные их же ядом, не избавь их от всякого зла. . .'
- ^ Фуркан, Жан М. (1964). Катехизис революции [ Катехизис революции ] (PDF) (на французском языке). Порт-о-Пренс: Государственная типография . п. 37. Архивировано (PDF) из оригинала 27 сентября 2015 года.
Наш Док, находящийся в Национальном дворце жизни, пусть Ваше имя будет благословлено нынешними и будущими поколениями, пусть Ваша Воля будет исполнена в Порт-о-Пренсе и в провинции. . Дайте нам сегодня наше новое Гаити, никогда не прощайте обид людям без гражданства, которые каждый день пускают слюни по нашей Родине, пусть они поддаются искушению и под тяжестью своего зла пускают слюни: не избавляйте их от всякого зла. Аминь.
- ^ Джудит Кони, Сахаджа Йога: процессы социализации в новом религиозном движении Южной Азии (1999), с. 27 «Она серьезно начала свою миссию спасения, завоевав репутацию целительницы... Затем, 2 декабря 1979 года, в Лондоне она недвусмысленно заявила своим последователям о своей божественности: «[Сегодня] тот день, когда я заявляю, что Я тот, кто должен спасти человечество. Я заявляю, что я тот, кто есть Ади Шакти, кто есть Мать всех матерей, кто есть Изначальная Мать, Шакти, чистейшее желание воплотившегося Бога. на этой Земле, чтобы придать себе смысл...» С тех пор ее последователи чаще всего понимают ее как Деви, Богиню индийской мифологии, вернувшуюся, чтобы спасти мир».
- ^ «:: Сахаджа Йога-тамильский: Ади Шакти Тирумулар» . 6 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 6 марта 2009 г.
- ^ Сундиата, Ибрагим К. (1988). «Корни африканского деспотизма: вопрос политической культуры» . Обзор африканских исследований . 31 (1): 9–31. дои : 10.2307/524581 . ISSN 0002-0206 . JSTOR 524581 . S2CID 154948219 .
- ^ Баяр, Жан-Франсуа (2005). Иллюзия культурной идентичности . К. Херст. ISBN 978-1850656609 .
- ^ «Масиас Нгема: безжалостный и кровавый диктатор» . Afroarticles.com. Архивировано из оригинала 13 марта 2016 г. Проверено 20 апреля 2014 г.
- ^ «Евангелист Киболой поддерживает Дутерте» . Филиппинская звезда . 8 февраля 2016 г. . Проверено 9 февраля 2016 г.
- ^ Кестенбаум, Сэм (16 апреля 2020 г.). «Внутри маргинальной японской религии, которая утверждает, что может вылечить Covid-19» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Счастливая наука — самый ленивый культ на свете» . 3 октября 2012 г.