Jump to content

аль-Хаким би-Амр Аллах

аль-Хаким би-Амр Аллах
Правитель по повелению Бога
Золотой динар аль-Хакима, отчеканенный в 391 г. хиджры (1000/1001 г. н.э.)
Имам халиф Фатимидского халифата
Царствование 14 октября 996 г. - 13 февраля 1021 г.
Предшественник аль-Азиз Биллах
Преемник аз-Захир ли-Изаз Дин Аллах
Рожденный аль-Мансур
13 августа 985 г.
Каир , Фатимидский Египет
Исчезнувший 13 февраля 1021 г. (35 лет)
Мокаттам , Каир, Фатимидский Египет
Проблема
  • аль-Захир
  • Ситт Египет
Имена
Абу Али аль-Мансур аль-Хаким би-Амр Аллах
Династия Фатимид
Отец аль-Азиз Биллах
Мать ас-Сайида аль-Азизия
Религия Исмаилитский шиитский ислам

Абу Али аль-Мансур ( арабский : أبو علي المنصور , латинизированный : Абу Али аль-Мансур ; 13 августа 985 - 13 февраля 1021), более известный под своим царственным именем аль-Хаким би-Амр Аллах ( арабский : الحاكم بأم ر الله , латинизированный : аль-Хаким би-Амр Аллах , букв. «Правитель по повелению Бога»), шестой фатимидский халиф и шестнадцатый исмаилитский имам (996–1021). Аль-Хаким является важной фигурой в ряде шиитских в мире сект исмаилитов, таких как 15 миллионов низаритов и 1–2 миллиона мустали , в дополнение к 2 миллионам друзов . [1] [2] [3] [4] [5]

Истории аль-Хакима могут оказаться противоречивыми, поскольку существуют разные взгляды на его жизнь и наследие. [6] [7] Историк Пол Уокер пишет: «В конечном счете, оба взгляда на него, безумного и деспотичного тирана (подобно германским и римским деспотам), иррационально склонного убивать окружающих по своей прихоти, и идеального верховного правителя, божественно назначенного и избранного, каждое действие которого было справедливый и праведный, должны были упорствовать, один среди его врагов и тех, кто восстал против него, а другой - в сердцах истинно верующих, которые, хотя и были, возможно, озадачены событиями, тем не менее оставались горячо верными ему до конца». [8] Критики ошибочно называют его [9] как « Нерон Египетский». [10]

Биография

[ редактировать ]

Абу Али аль-Мансур родился в 985 году нашей эры в Каире и был первым правителем Фатимидов, родившимся в Египте. Абу Али аль-Мансур был провозглашен наследником ( вали аль-ахд ) в 993 году н.э. и стал преемником своего отца Аль-Азиза Биллаха (975–996) в возрасте одиннадцати лет, 14 октября 996 года, вместе с халифом. титул аль-Хаким Би-Амр Аллах . Сообщается, что у Аль-Хакима были голубые глаза с красновато-золотыми крапинками. [11]

Родословная

[ редактировать ]

Аль-Хаким родился в четверг, 3 раби аль-авваля в 985 году нашей эры ( 375 г. хиджры ). У его отца, халифа аль-Азиза бил-Лаха, было две супруги. Одним из них был умм аль-валад , известный только под титулом Сайида аль-Азизия или аль-Азиза (ум. 385/995). [12] Она была мелькитской христианкой, два брата которой были назначены патриархами мелькитской церкви. [ который? ] Халиф аль-Азиз. [12] В разных источниках говорится, что либо один из ее братьев, либо ее отец был отправлен аль-Азизом послом на Сицилию . [12]

Аль-Азиза считается матерью Ситт аль-Мульк , одной из самых известных женщин в истории ислама, у которой были бурные отношения со своим сводным братом аль-Хакимом и, возможно, она убила его. [12] Некоторые, такие как летописец крестоносцев Вильгельм Тирский , утверждали, что аль-Азиза также была матерью халифа аль-Хакима, хотя большинство историков отвергают это. [ нужна ссылка ] Вильгельм Тирский зашел так далеко, что заявил, что разрушение аль-Хакимом Храма Гроба Господня в 1009 году произошло из-за его стремления опровергнуть насмешки о том, что он был христианином, рожденным от христианки. [12] Напротив, летописец аль-Мусаббихи рассказывает, что в 981 году мать аль-Хакима-мусульманка обратилась за помощью к заключенному в тюрьму исламскому мудрецу по имени ибн аль-Ваша и попросила его помолиться за ее заболевшего сына. Мудрец написал весь Коран на внутренней поверхности чаши и велел ей вымыть из нее сына. Когда аль-Хаким выздоровел, она в знак благодарности потребовала освобождения мудреца. Ее просьба была удовлетворена, и мудрец и его соратники были освобождены из тюрьмы. [12]

Друзские источники утверждают, что мать аль-Хакима была дочерью Абдул-Лаха, одного из сыновей аль-Муизза ли-Дина Аллаха и, следовательно, племянницей аль-Азиза. [12] Историки, такие как Делия Кортезе, критически относятся к этому утверждению:

[Это] более вероятно, что эта женщина на самом деле была женой аль-Хакима, а не его матерью. Можно утверждать, что акцент друзов на происхождении аль-Хакима от эндогамного союза служил доктринальной цели усиления харизмы, генеалогически передаваемой со «святым семейством», тем самым повышая политический и доктринальный статус, который они наделяют аль-Хакима. [12]

В 996 году отец аль-Хакима халиф аль-Азиз начал поездку в Сирию (которая удерживалась Фатимидами только силой оружия и находилась под давлением византийцев). Халиф заболел в начале путешествия в Бильбейсе и несколько дней пролежал в постели. Он страдал от «камня с болями в кишечнике». Когда он почувствовал, что его конец близок, он поручил Кади Мухаммаду ибн ан-Нуману и генералу Абу Мухаммаду аль-Хасану ибн Аммару позаботиться об аль-Хакиме, которому тогда было всего одиннадцать. Затем он поговорил со своим сыном. Позже Аль-Хаким вспоминал об этом событии:

«Я нашел его, на теле которого не было ничего, кроме тряпок и бинтов. Я поцеловал его, и он прижал меня к своей груди, восклицая: «Как я скорблю о тебе, возлюбленный моего сердца», и слезы текли из его глаз. я здоров». сказал: « Иди, мой хозяин, и играй, ибо меня и, увидев меня на вершине платана, воскликнул: «Сойди, мальчик мой; пусть Бог защитит тебя и нас всех». Когда я спустился, он надел мне на голову тюрбан, украшенный драгоценностями, поцеловал землю передо мной и сказал: «Слава Повелителю верующих, с милостью Божией и его благословением. «Затем он вывел меня в этом одеянии и показал всем людям, которые целовали землю передо мной и приветствовали меня титулом Халифа». [13]

На следующий день он и его новый двор проследовали из Билбейса в Каир за верблюдом, несущим тело его отца, и с ногами мертвого халифа, торчащими из носилок. [13] Они прибыли незадолго до вечерней молитвы, и его отец был похоронен на следующий вечер рядом с могилой его предшественника аль-Муиза. Аль-Хаким был приведен к присяге Барджаваном , «белым евнухом, которого аль-Азиз назначил устадом «наставником»». [13]

Поскольку было неясно, унаследует ли он положение своего отца, эта успешная передача власти стала демонстрацией стабильности династии Фатимидов. Отец Аль-Хакима намеревался, чтобы евнух Барджаван исполнял обязанности регента, пока аль-Хаким не станет достаточно взрослым, чтобы править самостоятельно. Ибн Аммар и Кади Мухаммад ибн Нуман должны были помогать в опеке нового халифа.

Тем не менее, кутамские берберы воспользовались шансом восстановить свое доминирующее положение в государстве, которое ослабло при аль-Азизе из-за притока турецких и дайламитских наемников с исламского Востока ( машарика , «жители Востока»). Они вынудили несовершеннолетнего аль-Хакима уволить христианского визиря Ису ибн Нестория (который был казнен вскоре после этого) и назначить своего лидера Ибн Аммара главой правительства с титулом васита («посредник»), а не полным визирем. [14] [15] [16] В то время должность сифара, «государственного секретаря», также была объединена с этой должностью. Затем Ибн Аммар принял титул Амин ад-Даула, «тот, кому доверяли в империи». [13] Это был первый случай, когда термин «империя» ассоциировался с государством Фатимидов. [13] Правление Ибн Аммара быстро переросло в берберскую тиранию: он немедленно начал комплектовать правительство берберами, которые фактически занимались грабежом государственной казны. Попытки берберов отстранить от власти другие заинтересованные группы — не только турок и другие этнические контингенты армии, но и гражданскую бюрократию , чья зарплата была урезана, — оттолкнули не только Машарика , но и встревожили Барджавана. Барджаван связался с фатимидским губернатором Дамаска , турком Манджутакином , и предложил ему отправиться в Египет и свергнуть Ибн Аммара. Манджутакин согласился, но потерпел поражение от войск Ибн Аммара под командованием Сулеймана ибн Джафара ибн Фалаха в Аскалоне и был взят в плен. Однако вскоре Барджаван нашел нового союзника в лице лидера Кутамы Джайша ибн Самсама, губернатора Триполи , которого Ибн Фалах уволил и заменил своим собственным братом. Джейш и Барджаван собрали последователей из других недовольных берберских лидеров и начали восстание в Каире в октябре 997 года. Ибн Аммар был вынужден бежать, и Барджаван заменил его на посту Васита . [17] [18] [19]

Во время своего правления Барджавану удалось сбалансировать две фракции, выполняя требования Машарика, одновременно заботясь о Кутаме. В этом ключе он помиловал Ибн Аммара и восстановил ему ежемесячное жалование в размере 500 золотых динаров . Однако после убийства Баджарвана 26 марта 1000 года халиф аль-Хаким взял на себя бразды правления и начал чистку элиты Фатимидов, в ходе которой Ибн Аммар и многие другие лидеры Кутамы были казнены. [17] [19] Чтобы обеспечить свою власть, Хаким ограничил полномочия и сроки полномочий своих васитов и визирей, которых в течение оставшихся 20 лет его халифата было более 15.

Внешние конкуренты и Дом знаний

[ редактировать ]
Мечеть аль-Хаким

Самым жестким и последовательным противником Аль-Хакима был халифат Аббасидов в Багдаде , который стремился остановить влияние исмаилизма . Это соревнование привело к появлению Багдадского манифеста 1011 года, в котором Аббасиды утверждали, что линия, которую представлял аль-Хаким, не произошла законным образом от Али. Его дипломатическим и миссионерским средством был исмаилитский да'ва «Миссия» с организационным центром власти в Каире .

Он основал Дом знаний в 1004 году нашей эры, который конкурировал с Багдадским Домом мудрости и в конечном итоге превзошел его, став номером 1 в мире.

Внутренние беспорядки и группы

[ редактировать ]

Правление Аль-Хакима характеризовалось всеобщими беспорядками. Армия Фатимидов была обеспокоена соперничеством между двумя противоборствующими группировками, турками и берберами . Напряженность между халифом и его визирями (так называемыми васитами ) росла, и ближе к концу его правления начало формироваться движение друзов , религиозная секта, обожествлявшая аль-Хакима как проявление Бога. Сообщается, что члены этой секты обращались с молитвами к аль-Хакиму, которого они считали «проявлением Бога в Его единстве». [20]

Багдадский манифест

[ редактировать ]

Встревоженный расширением владений Фатимидов, аббасидский халиф аль-Кадир Багдада принял ответные меры, чтобы остановить распространение исмаилизма в самом центре своего королевства. В частности, в 1011 году он собрал при своем дворе ряд ученых -суннитов и двунадесятников-шиитов и приказал им заявить в письменном документе, что Хаким и его предшественники не имели подлинного происхождения от Али и Фатимы . Этот так называемый Багдадский манифест был зачитан в пятничных мечетях во всех владениях Аббасидов, обвиняя Фатимидов в еврейском происхождении . Кроме того, из-за предполагаемой матери аль-Хакима-христианки его обвинили в чрезмерной симпатии к немусульманам, предоставлении им больше привилегий, чем они должны были быть предоставлены при исламском правлении. Подобные обвинения выражались в стихах, критикующих Фатимидов. Кадир также заказал несколько опровержений исмаилитских доктрин, в том числе написанных мутазилитами Али б. Саид аль-Истакри (1013 г.). [21]

Международные отношения

[ редактировать ]

За время своего относительно долгого правления Хаким столкнулся с многочисленными трудностями и восстаниями. Хотя он не потерял ни одной важной территории в Северной Африке , тамошние общины исмаилитов подверглись нападению со стороны суннитских боевиков во главе со своими влиятельными юристами- маликитами . Отношения между Фатимидами и карматами также оставались враждебными. С другой стороны, сирийская политика Хакима оказалась успешной, поскольку ему удалось распространить гегемонию Фатимидов на эмират Алеппо .

Аль-Хаким поддерживал дипломатические отношения между Империей Фатимидов и многими странами. Умелая дипломатия была необходима для установления дружественных или хотя бы нейтральных отношений с Византийской империей , преследовавшей в начале 11 века экспансионистские цели. [22]

Географически самая дальняя дипломатическая миссия аль-Хакима была в Китае при династии Сун . [22] Египетский морской капитан Фатимидов, известный как Домият, отправился в место буддийского паломничества в Шаньдуне в 1008 году нашей эры. [22] Именно с этой миссией он стремился преподнести китайскому императору Чжэньцзуну Сун подарки от своего правящего халифа аль-Хакима. [22] Это восстановило дипломатические отношения между Египтом и Китаем, которые были потеряны во время краха династии Тан в 907 году. [22]

Исчезновение и преемственность

[ редактировать ]

В последние годы своего правления аль-Хаким проявлял растущую склонность к аскетизму и регулярно уходил для медитации. В ночь с 12 на 13 февраля 1021 года в возрасте 35 лет аль-Хаким отправился в одно из своих регулярных ночных медитационных путешествий на холмы Мокаттам на окраине Каира, но не вернулся. При обыске нашли только его лошадь и окровавленную одежду. [23] Его исчезновение осталось загадкой. [21] [24]

Современные историки оценили, могла ли сестра аль-Хакима Ситт аль-Мульк приложить руку к его исчезновению, но не появилось никаких исторических доказательств ее причастности. [25] Аль-Мульк будет инициировать шаги по объявлению ее племянника аз-Захира ли-Изаза Дин Аллаха преемником своего отца на посту имама-халифа. Наследник, которого назначил аль-Хаким, был отстранен от суда, а аль-Мульк была назначена регентом ее 16-летнего племянника. После того, как аз-Захир достиг совершеннолетия, аль-Мульк занимала должности в его администрации до своей смерти в 1023 году.

Прозвище в западной литературе

[ редактировать ]

В западной литературе его называют «безумным халифом». [26] [27] [28] Этот титул во многом обусловлен его беспорядочным и репрессивным поведением в отношении религиозных меньшинств, находящихся под его командованием, как рассказывает историк Хант Джанин: аль-Хаким «был известен как «Безумный халиф» из-за его многочисленных жестокостей и эксцентричности»; [29] его преследование христиан рассматривается как фактор, способствовавший крестовым походам , поскольку он не только запретил паломничество в Святую Землю, но и приказал снести Храм Гроба Господня в Иерусалиме в 1009 году. Церковь была реконструирована его сыном и преемником. аль-Захир , а историк Майкл Боннер указывает, что этот термин также используется из-за резкой разницы между аль-Хакимом и его предшественниками и преемниками, а также указывает, что такое преследование является крайней редкостью в исламе в ту эпоху. «В своей столице Каире этот неуравновешенный (и, по мнению большинства, безумный) халиф бушевал, в частности, против христиан... В целом такие эпизоды оставались исключительными, как и эпизоды насильственного обращения в ислам». [30] Историк Майкл Фосс также отмечает этот контраст: «За более чем триста пятьдесят лет, с того времени, как халиф Омар заключил договор с патриархом Софронием , до 1009 года, когда безумный аль-Хаким начал нападения на христиан и евреев, город Иерусалим и Святая Земля были открыты для Запада, их приветствовали легко, и путь туда был не более опасен, чем путешествие из Парижа в Рим... Вскоре [после аль-Хакима] паника закончилась, в 1037 г. Мустансир пришел к мировому соглашению с императором Михаилом IV ». [31]

Как отметил один известный журнал, аль-Хаким привлек интерес современных историков больше, чем любой другой член династии Фатимидов, потому что:

«Его эксцентричный характер, непоследовательность и радикальные изменения в его поведении и политике, крайняя строгость его личной жизни, мстительная и кровавая безжалостность его отношений с высшими должностными лицами его правительства в сочетании с навязчивой идеей пресечь все признаки коррупции и безнравственность в общественной жизни, его попытки уничтожения христиан и призывы к систематическому разрушению всех христианских святынь на Ближнем Востоке, кульминацией которых стало разрушение святейшей Церкви Воскресения в Иерусалиме , его обожествление группой экстремистских исмаилитов миссионеры, которые стали предшественниками и основателями религии друзов , [которые] в совокупности резко контрастируют с правлением любого из его предшественников и преемников, а также любого мусульманского правителя... Вопрос в том, в какой степени его поведение может можно объяснить как рационально мотивированное и обусловленное обстоятельствами, а не как непостижимую работу безумного разума». [32]

Утверждение о том, что аль-Хаким был сумасшедшим, а версия событий вокруг него оспаривается некоторыми учеными, такими как Вилли Фришауэ, как простая пропаганда, который заявляет: «Его враги называли его «безумным халифом», но он укрепил репутацию Каира как центра цивилизации». [1] В сочинении историка Хайнца Хальма делается попытка развеять «эти искаженные и враждебные сведения, утверждающие, что антифатимидская традиция пыталась сделать из этого халифа настоящего монстра». [2] в то время как П. Дж. Ватикиотис пишет, что «преследование [аль-Хакимом] христиан и евреев и законодательство, принятое с этой целью между 1004 и 1020 годами, похоже, были политикой, преследующей оправданную цель». [33]

аль-Хаким и исмаилизм

[ редактировать ]

Аль-Хаким сохранял большой интерес к организации и деятельности Фатимидского исмаилитского да'ва (проповеди) с центром в Каире. Во время его правления оно систематически усиливалось за пределами владений Фатимидов, особенно в Ираке и Персии . В Ираке даи теперь сосредоточили свои усилия на ряде местных амиров и влиятельных вождей племен, при поддержке которых они стремились искоренить Аббасидов . Первым среди фатимидских даи этого периода, действовавших в восточных провинциях, был Хамид ад-Дин Кирмани , наиболее опытный исмаилитский теолог-философ всего периода Фатимидов. Деятельность Кирмани и других даи вскоре привела к конкретным результатам в Ираке: в 1010 г. правитель Мосула , Куфы и других городов признал сюзеренитет Хакима. 16-й имам Фатимидов, халиф аль-Хаким би-Амр Аллах (996–1021) приказал своему даи Харуну ибн Мухаммаду в Йемене принимать решения только в свете Дааим аль-Ислам. [21]

В 1013 году он завершил строительство аль-Джами аль-Анвара, начатое его отцом. Широко известная как «Мечеть Хакима», со временем она пришла в упадок. В 1970-х годах Давуди Бохрас , шиитская секта исмаилитов, под руководством Мохаммеда Бурхануддина восстановила тогда полуразрушенную мечеть, используя новые методы строительства и материалы, сохранив при этом как можно больше архитектурных и художественных особенностей. [34] Их попытки вызвали резкую критику со стороны некоторых ученых, реставраторов и историков искусства, которые рассматривали эти усилия как строительство «нового здания», а не реставрацию. [35]

Дом знаний

[ редактировать ]

В области образования и обучения одним из наиболее важных вкладов Хакима стало основание в 1005 году Дар аль-Ильма (Дома знаний) в Каире. [36] Широкий спектр предметов, от Корана и хадисов до философии и астрономии, преподавался в Дар аль-Ильме, который был оборудован обширной библиотекой. Во время своего правления аль-Хаким бесплатно предоставлял бумагу, чернила, ручки и чернильницы всем, кто там учился. [37] Доступ к образованию был открыт для общественности, и многие даи Фатимидов прошли, по крайней мере, часть своего обучения в этом крупном учебном заведении, которое служило исмаилитскому дааву (миссии) до падения династии Фатимидов. [21] На протяжении более 100 лет Дар аль-Ильм зарекомендовал себя как центр обучения, где астрономы, математики, грамматики, логики, врачи, филологи, юристы и другие проводили исследования, читали лекции и сотрудничали. Всех приветствовали, и это не было ограничено политическим давлением или партийным влиянием. [38]

Сеансы мудрости

[ редактировать ]

Хаким сделал образование исмаилитов и даи Фатимидов своим приоритетом; в его время в Каире были организованы различные учебные занятия ( маджалис ). Хаким предоставил финансовую поддержку и пожертвования для этой образовательной деятельности. Частные «сеансы мудрости» ( маджалис аль-хикма ), посвященные эзотерическим доктринам исмаилитов и предназначенные исключительно для посвященных, теперь стали организовываться так, чтобы быть доступными для различных категорий участников. Сам Аль-Хаким часто присутствовал на этих заседаниях, проходивших во дворце Фатимидов . [21] Название «маджалис аль-хикма» до сих пор используется друзами, низаритами и тайяби-исмаилитами как название здания, в котором проводятся их религиозные собрания и богослужения, часто сокращенно называемого «меджлис» (сессия).

Он разрешил бы женщинам посещать дом знаний для обучения, чтобы они могли обучать других женщин и их детей, изучая широкий спектр предметов, от ислама до философии . [ нужна ссылка ]

Аль-Хаким — центральная фигура в истории религиозной секты друзов , одноименный основатель которой ад-Дарази провозгласил его воплощением Бога в 1018 году. [1] [2] [21] Хамза ибн Али ибн Ахмад считается основателем друзов и основным автором друзских рукописей. [39] он провозгласил, что Бог стал человеком и принял облик человека, аль-Хаким би-Амр Аллах. [1] [2] [40] [41]

Межрелигиозные отношения

[ редактировать ]

По мнению религиоведа Ниссима Дана, отношения аль-Хакима с другими монотеистическими религиями можно разделить на три отдельных этапа. [42]

Первый период

[ редактировать ]

С 996 по 1006 год, когда большую часть исполнительных функций халифа выполняли его советники, шиитский аль-Хаким «вел себя подобно сменившим его шиитским халифам, проявляя враждебное отношение по отношению к мусульманам -суннитам , тогда как отношение к «Люди Книги » – евреи и христиане – проявляли относительную терпимость в обмен на налог джизья ». [42]

В 1005 году аль-Хаким приказал публично опубликовать проклятия против первых трех халифов ( Абу Бакра , Умара и Усмана ) и против Аиши , жены Мухаммеда , за отказ в халифате двоюродному брату и зятю Мухаммеда Али, который, по словам шиитских верований, был законным пророческим преемником.

По словам историка Ниссима Дана, аль-Хаким приказал, чтобы «проклятия были зарегистрированы против воина Муавии I , основателя халифата Омейядов , и против других членов ближайшего окружения Мухаммеда из сахабов – соотечественников Мухаммеда на пути ислама. " [42] Это соответствовало шиитской практике, как изложил мусульманский ученый аятолла Хайдари: «Последователи Ахль аль-Байта [шииты] говорят: «О Аллах, прокляни всю Бану Умайя »». [43] Шииты утверждают, что из ненависти к Али Муавия приказал не произносить тальбию (поскольку ее продвигал Али) и приказал людям проклинать его ( Саад ибн Аби Ваккас отказался это сделать). Шииты считают, что Муавия и все халифы Омейядов (за возможным исключением Умара II ) были насибитами, которые «являются лицемерами, для которых ненависть к Али является их религией… Они не просто ненавидят Али, но они поклоняются Аллаху». и ищите близости к Нему, ненавидя Али». [43]

Всего через два года после публикации проклятий аль-Хаким прекратил эту практику. [42] включение фразы ас-салах хайр мин ан-наум «молитва предпочтительнее сна», которая следовала за молитвой фаджр В это время аль-Хаким приказал прекратить , - он видел в ней суннитское дополнение. Вместо этого он приказал, чтобы Хайи Сала Хайр аль-Амаль после вызова было произнесено слово « » «приди к лучшему из дел». Он также запретил использование двух молитв – Салят ат-Таравих и Салат ад-Духа, поскольку они, как считалось, были сформулированы суннитскими мудрецами. [42]

Религиозные меньшинства

[ редактировать ]

В 1004 году аль-Хаким постановил, что христиане больше не могут праздновать Крещение или Пасху . [44] Он также запретил употребление вина ( набид ) и даже других опьяняющих напитков, не приготовленных из винограда ( фука ), как мусульманам, так и немусульманам. [42] Это создало трудности как для христиан (которые использовали вино в своих религиозных обрядах ), так и для евреев (которые использовали его в своих религиозных праздниках ).

В 1005 году аль-Хаким приказал, чтобы евреи и христиане следовали гияру , «закону различения» - в данном случае минтак или зуннар «пояс» (греч. ζωνάριον) и имамах «тюрбан», оба черного цвета. Кроме того, евреи должны носить деревянное ожерелье из теленка, а христиане — тяжелый железный крест. В общественных банях евреи должны заменять теленка колоколом. Кроме того, женщины Людей Книги должны были носить туфли двух разных цветов: красную и черную. Они оставались на месте до 1014 г. [45] и были тематизированы и протестованы арабским христианским поэтом Сулейманом аль-Газзи в его диване . [46] [47]

Следуя современному шиитскому мышлению, в этот период аль-Хаким также издал множество других ограничительных постановлений ( сиджиллат ). Эти сиджилаты включали запрет на вход в общественную баню с непокрытыми поясницами, запрет женщинам появляться на публике с непокрытыми лицами, а также закрытие многих клубов и развлекательных заведений. [42] [48]

Второй период

[ редактировать ]

С 1007 по 1012 год «было особенно терпимое отношение к суннитам и меньшее рвение к шиитскому исламу, тогда как отношение к «Людям Книги» было враждебным». [42] 18 октября 1009 года аль-Хаким приказал разрушить Гроб Господень и связанные с ним постройки, очевидно, возмущенный тем, что он считал мошенничеством, совершенным монахами во время «чудесного» схождения Благодатного огня , ежегодно отмечаемого в церкви во время Пасхальное бдение. Летописец Яхья отмечал, что «щадилось только то, что было слишком трудно снести». Шествия были запрещены, а несколько лет спустя все монастыри и церкви в Палестине, как сообщалось, были разрушены или конфискованы. [44] Лишь в 1042 году византийский император Константин IX взялся за реконструкцию Гроба Господня с разрешения преемника аль-Хакима.

Третий период

[ редактировать ]

Аль-Хаким в конечном итоге позволил не желающим христианам и евреям, принявшим ислам, вернуться к своей вере и восстановить свои разрушенные молитвенные дома. [49] Действительно, с 1012 по 1021 год аль-Хаким

стал более терпимым к евреям и христианам и враждебным к суннитам. По иронии судьбы, у него сложилось особенно враждебное отношение к мусульманам-шиитам. Именно в этот период, в 1017 году, уникальная религия друзов начала развиваться как самостоятельная религия, основанная на откровении ( Кашфе ) аль-Хакима как божественного. [42]

Хотя очевидно, что Хамза ибн Али халифа был главным даи , есть утверждения, что аль-Хаким верил в свою божественность. [50] [51] [52] [53] [54] Другие ученые не согласны с этим утверждением о прямой божественности, в частности сами друзы, отмечая, что его сторонником был ад-Дарази , которого (по некоторым данным) аль-Хаким казнил за ширк . Письма показывают, что ад-Дарази пытался получить контроль над движением Муваххидун , и это утверждение было попыткой заручиться поддержкой халифа, который вместо этого счел его еретическим. [55] [56]

Супруг и проблема

[ редактировать ]

Матерью наследника аль-Хакима Али аз-Захира была умм аль-валад Амина Рукайя, дочь покойного принца Абдаллаха, сына аль-Муиза. Некоторые считают ее такой же, как женщина в предсказании аль-Хамиди, в котором говорилось, что «в 390/1000 году аль-Хаким выберет девочку-сироту из хорошего происхождения, воспитанную [?] его отцом аль-Азизом, и что она станет матерью его преемницы». [ нужна ссылка ] Хотя летописец аль-Макризи утверждает, что сводная сестра аль-Хакима Ситт аль-Мульк была враждебно настроена по отношению к Амине, другие источники говорят, что она предоставила ей и ее ребенку убежище, когда они бежали от преследований аль-Хакима. Некоторые источники говорят, что аль-Хаким женился на джарии (молодой служанке), известной под титулом Сайида, но историки не уверены, является ли это просто еще одним именем Амины. [12]

Помимо аль-Захира, у аль-Хакима была дочь по имени Ситт Миср (ум. 455/1063), которая, как говорили, была принцессой щедрого покровительства и благородного характера. [12]

В литературе

[ редактировать ]

История жизни аль-Хакима вдохновила (предположительно через Антуана Исаака Сильвестра де Саси ) французского писателя Жерара де Нерваля (1808–1855), который изложил свою версию этой истории («Histoire du Calif Hakem»: История халифа Хакема ) как приложение к его «Путешествию на Восток» (1851 г.).

Он - главный персонаж в «Узник Аль-Хакима» романе американского писателя Брэдли Стеффенса , в котором рассказывается о десятилетнем заключении Ибн аль-Хайсама под властью аль-Хакима. [57]

Вымышленная версия аль-Хакима представлена ​​в Роберта Э. Ховарда посмертно опубликованном рассказе «Ястребы над Египтом».

«Спящий в песках» Роман английского писателя и популярного историка Тома Холланда содержит еще одну художественную экранизацию фигуры аль-Хакима.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Вилли Фришауэр (1970). Ага Ханы . Бодли Хед. п. ?. ( Какая страница? )
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Исмаил К. Пунавала. «Обзор - Фатимиды и их традиции обучения». Журнал Американского восточного общества . 119 (3): 542. дои : 10.2307/605981 . JSTOR   605981 .
  3. ^ Бретт 2001 , с. 470.
  4. ^ Дафтари, Ферхад . «ХАКЕМ БЕ-АМР-АЛЛАХ» . Энциклопедия Ираника . Проверено 24 апреля 2016 г.
  5. ^ Бретт 2001 , с. 418.
  6. ^ Гамаль Нкрума (10 декабря 2009 г.). «Безумный халиф» . Еженедельник Аль-Ахрам в Интернете. Архивировано из оригинала 27 марта 2013 года . Проверено 16 марта 2013 г.
  7. ^ Сара Элькамель (24 августа 2010 г.). «Халиф Каира: Правление и загадочное исчезновение аль-Хакима би-Амра Аллаха» . Египет Независимый . Проверено 16 марта 2013 г.
  8. ^ Уокер, Пол (2010). Халиф Каира: Аль-Хаким би-Амр Аллах, 996-??? . Американский университет в Каире Press. п. 352. ИСБН  978-9774163289 .
  9. ^ Джером Мерфи-О'Коннор (23 февраля 2012 г.). Ключи от Иерусалима: Сборник сочинений . ОУП Оксфорд. п. 245. ИСБН  978-0-19-964202-1 .
  10. ^ Ахмед (Шейх) (1974). Мусульманская архитектура: от появления ислама в Аравии до возникновения Великого Халифата Омейядов в Испании . Пакистанский институт искусств и дизайна книжной продукции. п. 51.
  11. ^ Филлис Дж. Джестис (2004). Святые люди мира: Межкультурная энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 341. ИСБН  978-1-57607-355-1 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Делия Кортезе и Симонетта Кальдерини (2006). Женщины и Фатимиды в мире ислама . Издательство Эдинбургского университета . ISBN  0-7486-1733-7 .
  13. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и О'Лири, Де Лейси (1923). Краткая история Фатимидского халифата . Рутледж .
  14. ^ Лев 1987 , стр. 344–346.
  15. ^ Дафтари 1990 , стр. 186–187.
  16. ^ Кеннеди 2004 , стр. 327–328.
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Листы 1990 , с. 187.
  18. ^ Кеннеди 2004 , с. 328.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лев 1987 , стр. 345–346.
  20. ^ Мортимер, Эдвард, Вера и сила: Политика ислама , Vintage Books, 1982, стр. 49
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Д-р Фархад Дафтари (19 октября 2011 г.). «аль-Хаким би-Амр Аллах» . Энциклопедия Ираника, Том. 11, стр. 572–573, изд. Эхсан Яршатер, Нью-Йорк, 2003 г. Институт исмаилитских исследований. Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 16 марта 2013 г.
  22. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Шен, Фувэй (1996). Культурный поток между Китаем и внешним миром . Пекин: Издательство иностранных языков. ISBN  7-119-00431-Х .
  23. ^ Кордуан, Винфрид (4 февраля 2013 г.). Соседние конфессии: христианское введение в мировые религии . Межвузовская пресса. ISBN  978-0-8308-7197-1 .
  24. ^ Макарим, Сами Насиб (1974). Вера друзов . Нью-Йорк: Книги Каравана. п. 25. ISBN  0-88206-003-1 .
  25. ^ Хаери, Шахла (2020). Незабываемые королевы ислама: преемственность, власть, пол . Издательство Кембриджского университета. п. 16. ISBN  978-1107123038 .
  26. ^ Британника
  27. ^ Первый крестовый поход: новая история, Томас Эсбридж
  28. ^ Британика 1810 г.
  29. ^ Хант Джанин (2005). Стремление к обучению в исламском мире, 610–2003 . McFarland & Company Inc. ISBN  0786419547 .
  30. ^ Майкл Боннер (2006). Джихад в исламской истории: доктрины и практика . Издательство Принстонского университета. ISBN  0691125740 .
  31. ^ Майкл Фосс (1997). Люди Первого крестового похода: раскрыта правда о христианско-мусульманской войне . Аркадное издательство. ISBN  1559704144 .
  32. ^ Вилферд Маделунг (2013). Журнал ближневосточных исследований . Том. 37–3. п. 280.
  33. ^ Ватикиотис 1957 , с. 153.
  34. ^ Саифия (2016). аль-Джами аль-Анвар: Светящаяся мечеть . Нортхолт, Миддлсекс, Великобритания: Алджамеа-тус-Сайфия. ISBN  978-1-5262-0503-2 . OCLC   990015520 .
  35. ^ Сусанна Мюлюля. «Исламский Каир воображаемый: из исторических городских трущоб в машину времени для туризма?» (PDF) . Строим мир посредством межкультурного диалога : 225. Архивировано из оригинала (PDF) 15 сентября 2018 года . Проверено 3 мая 2014 г.
  36. ^ Макризи, 1853–54, 1995; Хальм, 1997, стр. 71–78
  37. ^ Вирани, Шафик Н. (1 апреля 2007 г.). Исмаилиты в средние века . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/acprof:bear/9780195311730.001.0001 . ISBN  978-0-19-531173-0 .
  38. ^ «Дом знаний Каира — AramcoWorld» . www.aramcoworld.com .
  39. ^ Хендрикс, Скотт; Окея, Ученна, ред. (2018). Величайшие религиозные лидеры мира: как религиозные деятели помогли сформировать мировую историю [2 тома] . АВС-КЛИО. п. 11. ISBN  978-1440841385 .
  40. ^ Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения - страница 95 Мордехая Нисана
  41. ^ Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус - страница 41 Ниссима Дана
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ниссим Дана (2003). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Сассекс Академик Пресс. ISBN  1-903900-36-0 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аятолла Сейид Камаль Хайдари. Ненависть Муавии ибн Аби Суфьяна к Имаму Али-Сейиду Камалю Хайдари ENG SUBS . Телевидение Аль-Каусар . Ютуб. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 года. [ сомнительно обсудить ]
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Роберт Оустерхаут, «Восстановление Храма: Константин Мономах и Гроб Господень» в Журнале Общества историков архитектуры , Vol. 48, № 1 (март 1989 г.), с.66–78
  45. ^ Стиллман, Йедида Кальфон (2000). Стиллман, Норман А. (ред.). Арабская одежда: краткая история – от зари ислама до наших дней . Темы исламоведения. Том. 2. Бостон: Издательство Brill . п. 106. ИСБН  90-04-11373-8 .
  46. ^ Масалха, Нур (24 февраля 2022 г.). Палестина на протяжении тысячелетий: история грамотности, обучения и образовательных революций . Издательство Блумсбери. стр. 122–123. ISBN  978-0-7556-4296-0 . Проверено 16 января 2024 г.
  47. ^ Ноубл, Сэмюэл (17 декабря 2010 г.). «Сулейман аль-Газзи». В Томасе, Дэвиде; Маллетт, Александр (ред.). Христианско-мусульманские отношения. Библиографическая история. Том 2 (900-1050) . БРИЛЛ. стр. 618–622. ISBN  978-90-04-21618-1 . Проверено 16 января 2024 г.
  48. ^ Тилье, Матье (2022). «Право и мессианизм у Фатимидов 1000 года» . Евразия около 1000 года. Культуры, религии и общества развивающегося мира : 205–236. дои : 10.2307/jj.1357315.11 .
  49. ^ Сэр Томас Уокер Арнольд (1896). Проповедь ислама: история распространения мусульманской веры . А. Констебль и компания. п. 343 . Томас Уокер Арнольд проповедует.
  50. ^ Джон Эспозито , Ислам: прямой путь , стр.47
  51. ^ Ниссим Дана (2003). Друзы на Ближнем Востоке: их вера, лидерство, идентичность и статус . Сассекс Академик Пресс. п. 3. ISBN  9781903900369 . Проверено 15 марта 2013 г.
  52. ^ Мордехай Нисан (2002). Меньшинства на Ближнем Востоке: история борьбы и самовыражения . МакФарланд. п. 95. ИСБН  9780786451333 . Проверено 16 марта 2013 г.
  53. ^ Черин Бадави (2004). Египет . След. п. 96. ИСБН  9781903471777 . Проверено 16 марта 2013 г.
  54. ^ Зейдан Аташи (1997). Друзы и евреи в Израиле: общая судьба? . Сассекс Академик Пресс. п. 12. ISBN  9781898723387 . Проверено 16 марта 2013 г.
  55. ^ Суэйд, Сами (2006). Исторический словарь друзов . Исторические словари народов и культур. Том. 3. Мэриленд, США: Scarecrow Press. ISBN  0-8108-5332-9 .
  56. ^ Суэйд, Сами (1998). Друзы: аннотированная библиография . Киркланд, Вашингтон, США: Публикации ISES. ISBN  0-9662932-0-7 .
  57. ^ Узник Аль-Хакима. Клифтон, Нью-Джерси: Blue Dome Press, 2017. ISBN   1682060160

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
аль-Хаким би-Амр Аллах
Родился: 13 августа 985 г.   Умер: 12 февраля 1021 г.
Царственные титулы
Предшественник Фатимидский халиф
14 октября 996 г. - 12 февраля 1021 г.
Преемник
Титулы шиитского ислама
Предшественник Имам исмаилизма
14 октября 996 г. - 12 февраля 1021 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bfe432904a82d4e81fc0924bb2cca49d__1721719740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/9d/bfe432904a82d4e81fc0924bb2cca49d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
al-Hakim bi-Amr Allah - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)