Кади аль-Фадил
Мухий ад-Дин (или Муджир ад-Дин ) Абу Али Абд ар-Рахим ибн Али ибн Мухаммад ибн аль-Хасан аль-Лахми аль-Байсани аль-Аскалани , более известный под почетным именем аль-Кади аль-Фадил ( араб .: судья , латинизировано : аль-Хади аль-Фадиль , букв. Превосходный [1] 3 апреля 1135 — 26 января 1200) — чиновник, служивший последним , Фатимидов а также ставший секретарем и главным советником первого Айюбидов султана халифам Саладина .
Кади аль-Фадил родился в Аскалоне в семье кади и финансового чиновника. Он отправился учиться в Каир , столицу Фатимидов. Он поступил в канцелярию Фатимидов и быстро отличился элегантностью своего стиля прозы. В начале 1160-х годов ему покровительствовали визири Руззик ибн Талаи и Шавар , дослужившийся до должности главы фискального отдела, контролирующего армию, и получив имя, под которым он известен. Несмотря на свое видное положение в государстве Фатимидов, он быстро встал на сторону своего товарища- суннита Саладина во время визиря последнего и поддержал его в свержении династии Фатимидов , что было достигнуто в 1171 году.
В новом режиме Айюбидов Кади аль-Фадил был важной фигурой, выступая в качестве главного советника Саладина. Он был оставлен во главе египетской администрации во время войн Саладина в Леванте . В результате историки часто приписывают ему титул визиря, которого он никогда не имел. После смерти Саладина в 1193 году Кади аль-Фадил служил сыну Саладина аль-Афдалю , правителю Дамаска , прежде чем перейти на сторону второго сына Саладина, аль-Азиза , правителя Египта. Он вышел в отставку после 1195 года и умер в 1200 году.
Репутация Кади аль-Фадиля среди современников и последующих поколений основывается главным образом на его мастерстве эпистолярного писателя . Его стиль вызывал большое восхищение и широко подражался последующим поколениям. Корпус его писем также является важным историческим источником того периода. Кроме того, он основал медресе в Каире и подарил этому учреждению свою большую библиотеку.
Жизнь
[ редактировать ]Служба при Фатимидах
[ редактировать ]
Кади аль-Фадил родился 2 апреля 1135 года в Аскалоне . [2] Его отец, известный как аль-Кади аль-Ашраф (ум. 1149/50), служил там судьей ( кади ) и финансовым контролером ( назиром ). [3] [4] Точное значение эпитета «аль-Байсани» неясно: по одной версии, семья происходила из Байсана , а по другой — из Аскалона, но что Кади аль-Ашраф ранее служил кади в Байсане. [5]
Кади аль-Фадиль получил базовое образование в своем родном городе. [6] перед переездом в Каир в ок. 1148/49 , где по инициативе отца поступил канцелярию ( диван аль-инша ) Фатимидского халифата . стажером в [3] Многолетний глава канцелярии Ибн Халлал стал его покровителем в течение его последующей карьеры. [6] Это обучение включало административную практику и особенно искусство эпистолярного и секретарского письма. Однако , несмотря на его собственный титул кади , неясно, получал ли Кади аль-Фадил также юридическое образование на каком-либо этапе. Этот титул был обычным явлением для чиновников в администрации Фатимидов как почетное звание, а при режиме исмаилитов- шиитов Фатимидов в Каире не было суннитских школ, где он, как суннит, мог бы получить необходимую подготовку. [7]
По словам энциклопедиста XIII века Якута аль-Хамави , в это время отец Кади аль-Фадиля попал в опалу, поскольку не сообщил Каиру об освобождении губернатором Аскалона важного заложника. Его имущество было конфисковано, и вскоре он умер в нищете. Согласно этому сообщению, Кади аль-Фадилю пришлось прервать свое обучение и отправиться пешком в Александрию . [8] он стал секретарем кади Александрии Ибн где к 1153 году Хадида. [3] Его небольшой зарплаты в три золотых динара в месяц не хватало, чтобы заботиться о его матери, брате и сестре, оставшихся в Аскалоне, но после падения в том Аскалона крестоносцам же году остальная часть его семьи переехала в Египет. [9] В Александрии располагалась юридическая школа Малики , но также неизвестно, посещал ли он ее. Единственная доступная информация исходит от более позднего писателя аль-Мундхири , который сообщает, что во время своего пребывания в Александрии Кади аль-Фадил учился у двух выдающихся юристов Абу Тахира ас-Силафи и Ибн Ауфа . [10] На этом посту он отличился благодаря искусному языку своих донесений, был вызван в Каир визирем Руззиком ибн Талаи (визирь: 1161–1163) и назначен главой армейского бюро ( диван аль-Джайш ). [2] [3] [11]
Когда Руззик был свергнут Шаваром , Кади аль-Фадил стал секретарем сына Шавара, Камиля. [3] Во время конфликтов Шавара с Диргамом он встал на сторону первого и даже был на какое-то время заключен в тюрьму вместе с Камилем в августе 1163 года, когда Диргам захватил власть. После окончательной победы при Шаваре в мае 1164 года Кади аль-Фадил был освобожден и удостоен множества почестей, включая эпитет аль-Фадиль ( букв. « Прекрасный/Добродетельный » ), под которым он известен. [2] [12]
Смена подданства и падение Фатимидского халифата
[ редактировать ]![]() |
Часть серии о |
Саладин |
---|
Будучи сторонником Шавара, Кади аль-Фадил первоначально выступал против Ширкуха , курдского генерала, который вторгся в Египет от имени своего сирийского господина Нур ад-Дина . Поддержка Кади аль-Фадиля распространилась на поддержку решения Шавара обратиться к крестоносцам за помощью против сирийских войск. [13] Тем не менее, в течение короткого времени ему удалось завоевать дружбу Ширкуха и остаться на службе в канцелярии как при нем, так и при его племяннике и преемнике Саладине . [11] Источники по-разному описывают предысторию этих событий. Современные историки обычно считают правдивость этих сообщений сомнительной, поскольку они изо всех сил стараются оправдать Кади аль-Фадиля за его внезапный переход от Фатимидов к Айюбидам . [14]
Это изменение нетрудно понять. Хотя Кади аль-Фадил был высокопоставленным чиновником государства Фатимидов, он, вероятно, был преданным суннитом, как и большая часть гражданской бюрократии того времени. Поэтому его преданность династии Фатимидов и секте исмаилитов была в лучшем случае сомнительной, и ему не составило труда передать свою преданность суннитам Айюбидам. [15] Сам режим Фатимидов уже находился в упадке, ему бросили вызов могущественные визири, превратившие халифов в марионеток. Официальная секта исмаилизма потеряла свою привлекательность и была ослаблена спорами и расколами, а легитимность династии все больше подвергалась сомнению из-за возрождения суннитов, которое частично спонсировалось собственными визирями Фатимидов. [16]
В 1167/8 году новым главой канцелярии стал Кади аль-Фадил, заменивший своего старого покровителя Ибн Халлала. Когда последний умер 4 марта 1171 года, он стал секретарем Саладина. [3] Начиная с 1170 года, Саладин постепенно приступил к свержению режима Фатимидов и замене исмаилизма суннитским исламом. [17] [18] Египетский историк XIV века аль-Макризи приписывает Саладину и Кади аль-Фадилю общую причину свержения династии Фатимидов: [19] Говорят, что сам Саладин заметил: «Я взял Египет не силой оружия, а пером Кади аль-Фадиля». [2] [20]
Когда Саладин сразу сверг режим Фатимидов после смерти халифа аль-Адида в сентябре 1171 года, Кади аль-Фадиль сыграл ведущую роль в проведении последующих изменений в военном и финансовом управлении Египтом. [3] Роль Кади аль-Фадиля в подавлении предполагаемого заговора сторонников Фатимидов в апреле 1174 года неясна. Последствия включали казнь ряда бывших чиновников Фатимидов, в первую очередь поэта Умары ибн Аби аль-Хасана аль-Ямани . Рассказ Кади аль-Фадиля о масштабах заговора противоречит ограниченным масштабам репрессий, и это дело, вероятно, было урегулированием старых разногласий внутри бывшей административной элиты Фатимидов. [21]
Служба при Саладине
[ редактировать ]Имад ад-Дин аль-Исфахани , друг и соратник, поступивший на службу Саладину по заступничеству Кади ад-Дина, [22] пишет о нем, что он был «главной движущей силой дел режима Саладина», но его точные обязанности неясны. [23] Саладина часто называли визирем Хотя Кади аль-Фадил , он никогда не носил этого титула. Тем не менее он был ближайшим советником и главным секретарем правителя Айюбидов до смерти Саладина. [2] [3] Он сопровождал Саладина в его походах в Сирию. [3] но в источниках он главным образом связан с Египтом, где прошла большая часть его карьеры. Таким образом, в 1188/89 году Саладин возобновил поручение Кади аль-Фадиля контролировать все дела Египта, а в 1190/91 году ему было поручено снарядить флот для помощи Саладину в его осаде Акры . [23]
В то же время во время отсутствия Саладина в войнах против крестоносцев управление Египтом формально было передано другим членам клана Айюбидов. Кади аль-Фадил критиковал брата Саладина аль-Адиля . После того, как он покинул Египет, Кади аль-Фадил успешно лоббировал замену аль-Адиля своим другом, племянником Саладина Таки ад-Дином . [24] По неизвестным причинам Кади аль-Фадил не присутствовал ни при величайшей победе Саладина в битве при Хаттине (1187 г.), ни при последующем взятии Иерусалима . [25]
В христианских источниках Кади аль-Фадиля обвиняют в чистке против зимми в первые годы правления Саладина, в ходе которой христиан изгоняли и им запрещали занимать посты в государственной финансовой администрации. [26] В то же время, однако, Кади аль-Фадл спонсировал ряд еврейских врачей, в том числе знаменитого философа Маймонида , которого он защищал от обвинений в отступничестве . [27] [28] и посвятивший свою книгу «О ядах и противоядиях» . своему покровителю [1]
Заняв свой видный пост, Кади аль-Фадил стал богатым человеком: как сообщается, он получал годовую зарплату в размере 50 000 золотых динаров и стал успешным торговцем, торгующим с Индией и Северной Африкой. [29] За городскими стенами Каира изменение течения Нила обнажило большие участки земли, которые были чрезвычайно плодородными. Кади аль-Фадил купил большую часть поместий и превратил эти поместья в фруктовый сад, снабжавший столицу фруктами. [30]
Последние годы и смерть
[ редактировать ]После смерти Саладина в Дамаске в марте 1193 года Кади аль-Фадил первоначально служил своему старшему сыну аль-Афдалю , правителю Дамаска. Из-за беспорядочного руководства аль-Афдаля он быстро вернулся в Египет, где поступил на службу к аль-Азизу , второму сыну Саладина, захватившему там власть. [3] [25] Когда два брата вступили в конфликт, Кади аль-Фадилю удалось добиться мира между ними в 1195 году. [3] После этого он вышел в отставку и умер 26 января 1200 года. [2] [3] Он был похоронен на кладбище Карафа в Каире. На его могиле воздвигнут мавзолей. [25]
О выжившей семье Кади аль-Фадиля практически ничего не известно. Из его многочисленных сыновей примечателен только аль-Кади аль-Ашраф Ахмад Абу'л-Аббас , который служил айюбидским правителям Египта до своей смерти в 1245/46 году. [29]
Сочинения и покровительство обучению
[ редактировать ]Уже при жизни Кади аль-Фадил пользовался большим уважением, главным образом из-за «исключительного качества его частного и официального эпистолярного стиля», который хвалили, ставили в качестве образца и подражали последующим поколениям писателей. [3] Этот стиль был подобен стилю Имада ад-Дина аль-Исфахани и «сочетал в себе богатство (возможно, немного менее многословное) и гибкость формы с реалистической трактовкой фактов — урок, который слишком часто забывали более поздние авторы, что делает его стиль переписка ценный исторический источник». [3] Сам аль-Исфахани восхваляет своего современника как «господина слова и пера» и пишет, что так же, как шариат аннулировал все предыдущие законы, так и стиль Кади аль-Фадиля отверг все предыдущие традиции в посланной литературе ( инша ). [27] В результате многие из его канцелярских посланий были включены в труды других авторов, от летописцев, таких как аль-Исфахани и Абу Шама, до составителей литературы инша , в первую очередь аль-Калкашанди . [3] Другие сохранились в виде рукописей по сей день, и работа по их редактированию и публикации все еще продолжается. [3] [27] Однако они по-прежнему представляют собой лишь часть из 100 томов приписываемой ему официальной и частной переписки. [27]
Будучи главой канцелярии, Кади аль-Фадил также вел официальный дневник (известный как Мутаджаддидат или Маджараят ). Он не сохранился, за исключением нескольких отрывков из него, которые были включены в более поздние истории, особенно в «Аль-Макризи», и являются бесценным источником о правлении Саладина в Египте. [3] [27] [31] Однако , по словам историка XIII века Ибн аль-Адима , этот дневник на самом деле вел другой историк, Абу Галиб аль-Шайбани. [3]
Кади аль-Фадиль также был активным поэтом. Многие из его произведений включены в его послания. Его сборник стихов был опубликован в двух томах в Каире в 1961 и 1969 годах под редакцией Ахмада А. Бадави и Ибрагима аль-Ибьяри. [27] [32]
Известный библиофил, Кади аль-Фадиль собрал большую библиотеку, большую часть которой он пожертвовал медресе маликитской и , которое он основал в 1184/85 году шафиитской юриспруденции в Каире, Фадилийя. Он включал в себя зал для изучения чтения Корана , детский дом и частную резиденцию Кади аль-Фадиля. [27] [33] Его сын Ахмад служил там учителем, а внук работал библиотекарем. [33]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кремер 2005 , с. 31.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Шешен 2001 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Брокельманн и Каэн 1978 , стр. 376.
- ^ Живой 1999 , стр. 14.
- ^ Лев 1999 , стр. 14–15, 19.
- ^ Jump up to: а б Живой 1999 , с.
- ^ Лев 1999 , стр. 15-16.
- ^ Лев 1999 , стр. 19-20.
- ^ Лев 1999 , стр. 14, 20.
- ^ Лев 1999 , стр. 16-17.
- ^ Jump up to: а б Живой 1999 , с.
- ^ Лев 1999 , стр. 20-21.
- ^ Живой 1999 , стр. 21.
- ^ Лев 1999 , стр. 18–19, 21.
- ^ Лев 1999 , стр. 17–19, 78.
- ^ Бретт 2017 , стр. 276–277, 280 и далее..
- ^ Бретт 2017 , с. 293.
- ^ Лев 1999 , стр. 84–86.
- ^ Лев 1999 , стр. 86.
- ^ Лев 1999 , стр. 92.
- ^ Лев 1999 , стр. 86–94.
- ^ Лев 1999 , стр. 29-30.
- ^ Jump up to: а б Лев 1999 , стр. 22.
- ^ Лев 1999 , стр. 22-23.
- ^ Jump up to: а б с Живой 1999 , стр. 23.
- ^ Лев 1999 , стр. 188.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шешен 2001 , с. 115.
- ^ Лев 1999 , стр. 189–190.
- ^ Jump up to: а б Живой 1999 , стр. 24.
- ^ Лев 1999 , стр. 114.
- ^ Лев 1999 , стр. 25, 43.
- ^ Брокельманн и Каэн 1978 , стр. 376–377.
- ^ Jump up to: а б Лев 1999 , стр. 128.
Источники
[ редактировать ]- Бретт, Майкл (2017). Империя Фатимидов . Эдинбургская история исламских империй. Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-4076-8 .
- Брокельманн, К. и Каэн, Кл. (1978). «Ад-Хади аль-Фадиль» . Ин ван Донзель, Э .; Льюис, Б .; Пеллат, Ч. и Босворт, CE (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том IV: Иран – Ха . Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 376–377. OCLC 758278456 .
- Кремер, Джоэл Л. (2005). «Маймонид: интеллектуальный портрет». В Сискин, Кеннет (ред.). Кембриджский компаньон Маймонида . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. стр. 10–57. ISBN 978-0-521-52578-7 .
- Лев, Яаков (1999). Саладин в Египте . Лейден: Брилл. ISBN 90-04-11221-9 .
- Шешен, Рамазан (2001). «Кади аль-Фазиль» . Энциклопедия ислама TDV, Том. 24 (Каани-и Ширази - Кастамону) (на турецком языке). Стамбул: Фонд «Туркие Диянет» , Центр исламских исследований. стр. 114–115. ISBN 978-975-389-451-7 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хельбиг, Адольф Х. (1908). Аль-Кади аль-Фадиль, визирь Саладина. Биография (кандидатская диссертация) (на немецком языке). Лейпциг: В. Другулин.
- Хилленбранд, Кэрол (2019). «Спин-докторы Саладина: лекция Протеро ». Труды Королевского исторического общества . 29 : 65–77. дои : 10.1017/S0080440119000033 . S2CID 211952166 .
- Джексон, Д. (1995). «Некоторые предварительные размышления о канцелярской переписке кади аль-Фадиля» . В Вермюлене, США; Де Смет, Д. (ред.). Египет и Сирия в эпоху Фатимидов, Айюбидов и мамлюков, Часть 1 . Лувен: Издательство Peeters. стр. 207–218. ISBN 90-6831-683-4 .
- 1135 рождений
- 1200 смертей
- Должностные лица Фатимидского халифата
- Люди из Ашкелона
- Люди из султаната Айюбидов
- Саладин
- Люди XII века из Фатимидского халифата
- Мусульмане-сунниты
- Арабскоязычные поэты XII века
- Средневековые авторы писем
- Арабскоязычные писатели XII века
- Библиофилы
- Мусульмане крестовых походов
- Египет под властью султаната Айюбидов