Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани
Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани, или Наджм ад-Дин Абу Мухаммад аль-Хаками | |
---|---|
Рожденный | 1121 г. н. э. (515 г. хиджры) аль-Зараиб, Йемен |
Умер | Суббота, 6 апреля 1174 г. (2 Рамадан 569 г.х.) |
Род занятий | факих (юрисконсульт), историк, поэт |
Академическая работа | |
Эра | Период Аббасидов |
Школа или традиция | Шафииты , Сунниты |
Основные интересы | Традиционная арабская литература |
Известные работы |
|
Под влиянием | Литература литературного движения во второй период Аббасидов (фрагментация халифата) |
Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани ( арабский : Умара ибн Аби аль-Хасан аль-Ямани ) [ н 1 ] был историком, юристом и поэтом Йемена с большой репутацией, который был тесно связан с покойным Фатимидским халифатом Египта. Он был казнен по приказу Саладина в Каире 6 апреля 1174 года за участие в заговоре с целью восстановления правления Фатимидов. Его «Тарих аль-Яман» — самая ранняя и в некотором смысле самая важная история Йемена исламской эпохи. [ 4 ]
Биография
[ редактировать ]Умара , неизменно получившая титул аль-факих («Юрист»), родилась ок. 1121. Его Тарих дает город аз-Зараиб. [ н 2 ] ( الزرائب ), провинция Ибб на севере Йемена, как место его рождения. Племенной округ Бану Хакам обозначен его наименованием « аль-Хаками ». [ 1 ] Он происходил из племени Кахтан через аль-Хакама ибн Саада аль-Ашира. [ н 3 ] из Бану Мадхидж . В 1136-7 годах он отправился в Забид , где четыре года изучал юриспруденцию. В 1154–1155 годах во время паломничества в Мекку он привлек внимание правителя Мекки Касима ибн Аби Фалиты . [ н 4 ] который отправил его своим посланником в Халифат Исмаилитов Фатимидов . В мае 1155 года Умара прибыла ко двору в Каире шестилетнего халифа Аль-Фаиза би-Насра Аллаха . Визирь Талаи ибн Рузик [ n 5 ] был эффективным правителем, называя себя аль-Малик аш-Салих , «Добродетельный король». В присутствии обоих Умара прочитал свою панегирик- касыду . Этот короткий отрывок представляет собой перефраз:
О, если бы звезды приблизились ко мне, чтобы я образовал из них ожерелье во славу Тебя; ибо слов недостаточно. [...] Халиф и его визирь, чьи судьи защищают ислам и народы. Их щедрость направлена на то, чтобы Нил увеличился, превратившись в уменьшающийся поток; что побеждает обильные дожди. [ 7 ]
Талаи ибн Руззик, окруживший себя учёными, кади и катибами , [ 8 ] отдал предпочтение Умаре с отличием. Умара проживал в столице Фатимидов до декабря 1155 года, а к апрелю 1156 года вернулся в Мекку, а затем отправился в Забид. В том же году Касим еще раз отправил его посланником в Египет, где он оставался до своей смерти. Ибн Руззику, ревностному исмаилиту, не удалось обратить Умару, который оставался стойким в своей суннитской ортодоксальной вере и шафиитской школе. Несмотря на религиозные различия и большую общительность Умары, они стали постоянными спутниками, причем Умара сочинил многочисленные панегирики визирю и его сыновьям.
В 1160 году аль-Фаиз умер в возрасте 11 лет, и Ибн Руззик посадил на трон своего двоюродного брата аль-Адида , также несовершеннолетнего. [ 9 ] Когда Ибн Рузик умер в 1161 году, ему на короткое время наследовал его сын Руззик ибн Талаи , принявший титул аль-Малик аль-Адиль ан-Насир . После убийства аль-Адиля в 1162 году конкурирующий претендент Шавар был назначен визирем с помощью султана Алеппо , атабека Нур ад-Дина Махмуда чей курдский генерал Ширкух повел свою армию в Египет. Нур ад-Дином завязалась пятилетняя борьба за контроль над ослабленным царством Фатимидов Между крестоносцами и Иерусалимского королевства , кульминацией которой стало убийство Шавара в 1168 году и вступление на престол представителя Нур ад-Дина Ширкуха. визирь. Ширкух умер позже в том же году, и аль-Адид передал визират племяннику Ширкуха, Саладину , который получил титул аль-Малик ан-Насир («Король-помощник»). К 1171 году аль-Адид был на грани смерти, когда он был формально свергнут Саладином как последний халиф династии Фатимидов, и сюзеренитет Аббасидского халифата был восстановлен над Египтом.
Заговор и казнь
[ редактировать ]Когда был раскрыт заговор с участием Амальрика Иерусалимского с целью восстановления правления Фатимидов, Умара был среди восьми арестованных главных заговорщиков. Он и его сообщники были приговорены к смертной казни через удушение. Казнь состоялась в Каире в субботу апреля 1174 года.
Имад ад-Дин аль-Исфахани писал в своей книге «Харидат аль-Каср» : [ 10 ]
Тело [Умары] было выставлено на кресте вместе с телами других лиц, обвиненных в заговоре против [Саладина] и в том, что они письмом пригласили франков [ т. е. крестоносцев] прийти и помочь в размещении сына аль-Адида. на троне. Но они приняли среди себя человека, принадлежавшего к армии, который не был уроженцем Египта, и этот человек сообщил об этом Саладину. Когда их привели к князю, они не стали отрицать своих намерений.
Доказательствами, подтверждающими подозрения в причастности Умары к заговору, было его предложение Туран Шаху , брату Саладина, возглавить силы вторжения для завоевания Йемена. Отсутствие командира значительно увеличило бы шансы на успех заговора.
Другим фактором мог быть влиятельный глава канцелярии Саладина аль-Кади аль-Фадил (1135–1200). Умара какое-то время поддерживал с ним дружеские отношения, и именно аль-Фадль предложил Умаре написать историю Йемена. Однако они стали заклятыми врагами, и его ненависть к Умаре и другим сторонникам Саладина, возможно, подпитывала подозрения. [ 11 ]
Некоторые стихи Умары в честь Саладина и его семьи включены в его Диван (сборник поэтических произведений). Однако в обращении к Саладину, озаглавленном « Шикая тал-Мутазаллим ва Никайя таль-Мутааллим» («Жалоба угнетенных и боль страждущих»), он описывает свое несчастное положение. В другом, «Люди дворца», он открыто оплакивает падение Фатимидов.
Аль-Макризи говорит, что причиной его смерти стало следующее стихотворение, сочиненное Умарой:
Те, кто обманул свою преданность, не избегут последствий Божьего гнева [...] Их жгучая жажда не будет утолена рукой благороднейшего из сотворенных существ, Печатью Апостолов [...] Любовь Имамов является основой веры в Бога и всех добрых дел. Они — божественный Свет истинного руководства, факелы, пронзающие тьму ночи.
Умару также обвинили в написании этого сомнительного стиха:
Эта религия (ислам) взяла свое начало от человека, который стремился называться господином народов.
Идрис Имад ад-Дин цитирует стихи ас-Салиха ибн Руззика, обращенные к Умаре, призывающие его стать шиитом . На той же странице он отмечает: «Странно, что Умара, который отказался присоединиться к доктринам Фатимидов-исмаилитов, когда они правили, отдал свою жизнь, чтобы восстановить их власть». [ n 6 ]
Работает
[ редактировать ]- Земля Йемена и ее история (переведена Генри Касселсом Кеем на английский язык и опубликована под названием «Яман, ее раннесредневековая история» Наджма ад-Дина Омары Аль-Хаками… ; (оригинальные тексты с переводом и примечаниями; Лондон: Эдвард Арнольд, 1892 г.), Умара ибн Али аль-Хаками (1120 или 1121–1174), Ибн Халдун и Мухаммад ибн Якуб Джанади.
- Ан-Нукат аль-Асрия иль-Вузара иль Мисрия (( Современные анекдоты о визирях Египта) [ н 7 ]
- Современные тонкости, рассказы о визирях Египта ; Французско-арабское издание, издаваемое французским востоковедом Хартвигом Деренбургом .
- Диван Умары, или неизвестные стихи, представленные двумя другими редакторами Абд ар-Рахманом ибн Исмаилом Абу Шамахом; ок. В 1250 году был написан его «Китаб ар-Равадхатайн фи Ахбар ад-Давлатайн » ( »), посвященный «Книга двух садов двум правителям Нур ад-Дину и Саладину. (Байрут, Муассасат ар-Рисала, 1997.)
- Имад ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад Катиб аль-Исфахани (1125–1201), первый секретарь Саладина по делам Сирии, в «Харидат аль-каср ва-джаридат аль-Аср» опубликовал стихи Умары и краткую биографию в рифмованной прозе.
- Муфид фи Ахбар Забид ( Муфид фи Ахбар Забид ) («Книга инструкций по истории Забида»), [ н 8 ]
Рукописи
[ редактировать ]- Рукопись А, Париж , 610 г., из старых фондов; Кот. Нет. 2147. [ n 9 ]
- Рукопись B, Гота 2256, описанная Вильгельмом Перчем ; Кот. IV, с. 268. [ n 10 ]
- Рукопись C, Oxford 835 (Марш, 72; Ури, Каталог, стр. 181). [ n 11 ]
- Рукопись Д. Азиатский музей Санкт-Петербург , Россия, 298. [ n 12 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ Также известный как Наджм ад-Дин Абу Мухаммад аль-Хаками или Умара ибн Аби Хасан ибн Али ибн Зайдан, [ 1 ] или аль-Факих Абу Мухаммад (Имад ад-Дин дает ему фамилию Абу Хамза), Умара ибн Аби'-Хасан Али Райдан ибн Ахмад аль-Хаками аль-Ямани, [ 2 ] или даже Омара аль-Ямани, юрист. [ 3 ]
- ↑ Биограф XIII века Ибн Халликан , чей рассказ, по мнению Кея, по-видимому, взят из текста Умары, имеет Мертан ( مرطان ) в провинции Тихама , в долине Васаа к югу от Мекки . Этот город не идентифицирован. [ 5 ]
- ^ де Слейн, Биографический словарь Ибн Халликана , т.I. п. 106
- ^ Ибн Халликан ошибочно называет имя этого эмира Касимом ибн Хашимом ибн Фалитой. См. де Слан II, с.368, №3. [ 6 ]
- ^ де Слейн, Биографический словарь Ибн Халликана , том. И. п. 657
- ^ Ас-Салих предложил ему крупную сумму, чтобы побудить его стать шиитом. [ 12 ]
- ^ Копия этого трактата с поправками автора находится в Bib. du Roi, anciens Fonds No.810 Он вставляет ряд своих собственных стихотворений и отчет о своем общении с визирами Шаваром и ас-Салихом. [ 13 ]
- ^ Название опущено в Книге Хроник прославленного Кади Омары Яманитянина (Brit. Mus. MS.,). Умара упоминает книгу одного из первых царей династии Бану Наджа, Абу ат-Тами Джайяша, под названием «Китаб аль-Муфид фи Ахбар Забид» , упомянутую в «Кашф аз-Зунун» . [ 14 ]
- ^ Барон де Слейн , с. 380.
- ^ Примечание: ( Копия была завершена в ночь на четверг восемнадцатого числа Джумада аль-Авваля шестьсот пятьдесят девятого года ) «Копия была завершена в ночь перед «Четвергом линз» 18-го Джумада аль- авваль , 659». Это был популярный праздник в Каире и Египте, который отмечался 20 апреля 1261 года нашей эры.
- ^ Д.С. Марголиут , профессор арабского языка Оксфордского университета, оценил, что копия была сделана в Египте. доктор Готтейл , профессор семитских языков Колумбийского колледжа Нью-Йорка ; начались сопоставления.
- ^ Notes by Baron Victor Rosen (Saint Peterburg, 1881, p. 255-256)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Кей 1892 , с. в.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 368.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 367.
- ^ Кей 1892 , с. iv.
- ^ Кей 1892 , стр. v, примечание.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 368, №3.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 369.
- ^ Бьянкис 2000 , с. 150
- ^ Бианкис 2000 , стр. 149–151.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 370.
- ^ Кей 1892 , стр. viii–ix.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 372, №12.
- ^ Ибн Халликан 1843 , с. 370, №10.
- ^ Кей 1892 , с. xii.
Ссылки
[ редактировать ]- Кей, Генри Кассельс (1892). Яман, его раннесредневековая история . Лондон: Эдвард Арнольд.
- Аби Хасан аль-Ямани (Ибн), Умара (1893 г.). Деренбург , Хартвиг (ред.). Китаб фихи ан-нукат аль-Асрия (Умара дю Йемен) . Том. 1 (Серия ред.). Париж : L'École des Langues Orientales Vivantes.
- Ибн Халликан (1843 г.). Биографический словарь Ибн Халликана в переводе с арабского. Том. II . Перевод барона Мак Гукина де Слейна . Париж: Фонд восточных переводов Великобритании и Ирландии. OCLC 832287342 .
- Бьянки, Тьерри (2000). «Талаши б. Руззик» . В Бирмане, Пи Джей ; Бьянкис, Th . Босворт, CE ; ван Донзель Э. и Генрихс В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . Том X: Т – У. Лейден: Э. Дж. Брилл. стр. 149–151. ISBN 978-90-04-11211-7 .
- 1121 рождение
- 1174 смерти
- Историки средневекового исламского мира XII века
- Арабскоязычные поэты XII века
- Юристы XII века
- Люди XII века из Фатимидского халифата
- Египетские историки XII века
- Люди, казненные путем удушения
- Суды по делу об измене
- Йеменские писатели
- Казни XII века
- Ученые из султаната Айюбидов
- Йеменские мусульмане-сунниты
- Послы в Фатимидском халифате
- Саладин
- Историки Йемена