Идрис Имад ад-Дин
Идрис Имад ад-Дин | |
---|---|
Идрис Имад ад-Дин | |
![]() Мавзолей Идриса Имада ад-Дина в Шибаме в 2011 году. | |
Даи аль-Мутлак | |
В офисе 1428–1468 | |
Предшественник | Али Шамс ад-Дин II |
Преемник | аль-Хасан Бадр ад-Дин II |
Персональный | |
Рожденный | 1392 |
Умер | 10 июня 1468 г. |
Место отдыха | Шибам , Йемен |
Религия | Шиитский ислам |
Родитель |
|
Секта | Тайибитский исмаилизм |
Идрис Имад ад-Дин ибн аль-Хасан аль-Кураши ( арабский : إدريس عماد الدين بن الحسن القرشي , латинизированный : Идрис Имад ад-Дин ибн аль-Хасан аль-Кураши 1 ; 392 — 10 июня 1468) — 19-й Дай аль. -Мутлак тайибитов -исмаилитов с 1428 по 1468 год. Крупный религиозный и политический лидер Йемена 15-го века , а также известный богослов, Идрис был также важным средневековым исмаилитским историком, чья работа имеет фундаментальное значение для истории Фатимидский халифат и общины исмаилитов в Йемене.
Жизнь
[ редактировать ]Идрис родился в 1392 году в Шибаме на севере Йемена и происходил из семьи Бану аль-Валид аль-Анф из племени курайшитов . Семья предоставила ) тайибитов-исмаилитов главных миссионеров ( даи в Йемене, начиная с начала 13 века. [1] [2] Полное название этих миссионеров, Даи аль-Мутлак ( букв. « абсолютный/неограниченный миссионер » ), обозначало их положение как фактических лидеров общины тайибитов в качестве наместников скрытого имама . [1] [3] Эта власть распространялась не только на Йемен, но и на общину тайиби в Индии. [1] Дед Идриса Абдаллах Фахр ад-Дин был шестнадцатым Даи аль-Мутлаком , за ним следовал его отец аль-Хасан Бадр ад-Дин I , а после его смерти в 1418 году его дядя Али Шамс ад-Дин II , умерший в 1428. [1]
В юности Идрис получил хорошее образование и принимал активное участие в управлении общиной Тайиби. Когда его дядя умер в 1428 году, он сменил его на посту девятнадцатого Даи аль-Мутлака , и эту должность он будет занимать до конца своей жизни. [1] Его первой резиденцией была цитадель Хараз . [1] его предшественники, он был в союзе Расулидами Забида Как и против зайдитских имамов Саны с . Вместе с Расулидом аль-Маликом аз-Захиром ( годы правления 1428–1439 ) он неоднократно воевал против зайдитского имама аль-Мансура Али ( годы правления 1391–1436 ) и отбил многочисленные крепости из-под контроля зайдитов. [4] Когда в 1454 году Расулиды были заменены Тахиридами , Идрис поддерживал дружеские отношения с новыми правителями Забида, братьями Тахиридами Амиром ( годы правления 1454–1460 ) и Али ( годы правления 1460–1479 ). [4] После катастрофической чумы 1436/7 года, которая стоила ему нескольких родственников, Идрис вернулся в родной Шибам. Суннитская Бора откололась от Давуди Бора во время правления Идриса. [1]
Идрис уделял особое внимание миссионерской деятельности в западной Индии и способствовал успеху миссионеров Тайиби в Гуджарате . [4] По мнению более поздних индийских учёных-тайибитов Хауджа ибн Малака и шейха Кутба , именно Идрис первым планировал перенести штаб-квартиру миссионерского движения тайибитов из Йемена в Индию, хотя в действительности это произошло лишь через столетие после его смерти в Индии. 10 июня 1468 г. [1] Его сыновья, аль-Хасан Бадр ад-Дин II и аль-Хусейн Хусам ад-Дин , а затем его внуки, Али Шамс ад-Дин III и Мухаммад Изз ад-Дин I , сменили его на посту Даи аль-Мутлака . Мухаммад Изз ад-Дин I, 23-й Даи аль-Мутлак , был последним представителем своей линии, и после его смерти первый индиец Юсуф ибн Сулейман был назначен его преемником. [1] [5]
Мавзолей Идриса в Шибаме был реконструирован в 2010 году 52-м Даи аль-Мутлаком из ветви Давуди Бора тайибитского исмаилизма и является частым местом паломничества верующих Бохры как из Йемена, так и из Индии. [1]
- Цитадель Идриса, Шибам
- Реконструированный мавзолей Идриса в 2013 году.
- Могила Идриса в 2011 году
Работает
[ редактировать ]Часть серии об Исламе. Исмаилизм |
---|
![]() |
![]() |
Помимо своих религиозных и политических обязанностей, Идрис был также преданным учёным и плодовитым писателем. Его книги «станут основополагающими произведениями Тайиби дава ». [1] Его любимое место для письма, рядом с озером Биркат-Джавджаб недалеко от Шибама, до сих пор показывают посетителям. [1] Ученый-тайиби XVI века Хасан ибн Нух приписывает Идрису одиннадцать произведений. Современный историк Айман Фуад Сайид перечисляет одиннадцать, авторство которых достоверно, и еще три, авторство которых приписывается Идрису, но сомнительно. [1]
Исторические произведения
[ редактировать ]Его основная работа — семитомный «Уюн аль-ахбар» («Текущие источники исторических отчетов»), история ислама от Мухаммеда до 21 исмаилитского имама вплоть до конца Фатимидского халифата , а также начала Тайиби- да'ва в Йемене при династии Сулайхидов . [1] [6] В нем Идрис использовал большое количество исмаилитских и неисмаилитских источников, некоторые из которых больше не сохранились. [2] Единственная общая история исмаилизма, фактически написанная исмаилитским автором в средние века, [6] эта работа сделала его «самым известным исмаилитским историком». по словам Фархада Дафтари , [2] и представляет уникальный исмаилитский взгляд на историю Фатимидского халифата и его доверенных лиц в Йемене. [1] Наряду с работой его египетского современника аль-Макризи , « Уюн аль-Ахбар» является «возможно, самым подробным источником по истории Фатимидов». [1]
« Уюн аль-ахбар» публиковалась в ряде критических изданий: [1] [2]
- Тома 4–6, под редакцией Мустафы Галиба, Дар аль-Андалус, Бейрут, 1975–1984 гг.
- Том 5, посвященный Фатимидам, под редакцией Фархата Дашрави, Тунис, 1979 г. и снова Мухаммада аль-Яллави, Дар аль-Гарб аль-Ислами, Бейрут, 1985 г.
- Все семь томов Ахмада Члейлата, Махмуда Фахури, Юсефа С. Фаттума, Мамуна Сагерджи и Аймана Фуада Сайида, Лондон и Дамаск, 2007–2010 гг.
- Отрывки из томов 5 и 6 были переведены на английский язык Шайнулом Дживой в книге «Основатель Каира». Фатимидский имам-халиф аль-Муизз и его эпоха , IB Tauris, Лондон и Нью-Йорк, 2013 г.
- Том 7 с кратким английским переводом Аймана Фуада Сайида совместно с Полом Уокером и Морисом Померанцем в роли Фатимидов и их преемников в книге «Яман: история исламского сообщества» , IB Tauris (совместно с Институтом исмаилитских исследований ) , Лондон и Нью-Йорк, 2002 г.
« Уюн аль-ахбар» дополняется двумя меньшими произведениями: двухтомным «Нужат аль-афкар» («Прогулка для ума» или «Наслаждение мыслями») и его продолжением « Раудат аль-ахбар» («Сад исторических отчетов/информации»), в которых особое внимание уделяется общине тайиби в Йемене от распада династии Сулайхидов до дней Идриса. [1] [2]
Богословские труды
[ редактировать ]Среди его теологических работ « Захр аль-Маани» («Цветы смыслов»), трактат об эзотерической доктрине тайибитов ( хакаик ), выделяется как «высшая оценка сочинений тайибитов» (Дафтари). [1] [2] Метафизические идеи даи XI века Хамида ад-Дина аль-Кирмани особенно вдохновили Идриса. [2] Он также составил шесть более коротких богословских диатриб: одну в формате вопросов и ответов по богословским вопросам; теологическое толкование аспектов, связанных с исламским календарем ; трактат о строгом соблюдении полного поста Рамадана ; опровержение ; зайдитского трактата богословского полемический трактат против атеиста, которого называли не иначе как «Верблюд»; и опровержение практики некоторых индийцев наблюдать за луной, чтобы определить начало и конец Рамадана. [1] [2]
Наконец, он был автором дивана , в котором подражал поэту эпохи Фатимидов аль-Муайаду аль-Ширази . Темы его стихов были в основном религиозными, они восхваляли Мухаммеда, Али и его семью, исмаилитских имамов. Некоторые занимаются вопросами доктрины, а другие выражают свои собственные духовные убеждения. [1]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Кутбуддин 2018 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Листы 2015 , с. 235.
- ^ Дафтари 2007 , стр. 238–239, 264.
- ^ Перейти обратно: а б с Листы 2007 , с. 268.
- ^ Дафтари 2007 , с. 268–269.
- ^ Перейти обратно: а б Листы 2007 , с. 5.
Источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2007). Исмаилиты: их история и доктрины (второе изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-61636-2 .
- Блокнот, Фархад (2015). «Идрис Имад ад-Дин, Сайид». В Лимане, Оливер (ред.). Биографическая энциклопедия исламской философии Академик Блумсбери. стр. 100-1 234–236. ISBN 978-1-4725-6944-8 .
- Джива, Шаинул (2013). Основатель Каира: Фатимидский имам-халиф аль-Муиз и его эпоха . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-2223-2 .
- Кутбуддин, Тахера (2018). «Идрис Имад ад-Дин» . Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама (3-е изд.). Брилл Онлайн. дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_32368 . ISSN 1873-9830 .
- Сайид, Айман Фуад; Уокер, Пол Э.; Померанц, Морис А. (2002). Фатимиды и их преемники в Ямане: история исламской общины . Лондон и Нью-Йорк: IB Tauris. ISBN 978-0-8577-1258-5 .
- 1392 рождения
- 1468 смертей
- Арабскоязычные поэты XV века.
- Историки средневекового исламского мира XV века
- Монархи Ближнего Востока XV века
- арабские историки
- Бану аль-Валид аль-Анф
- Похороны в Йемене
- 15 век в Йемене.
- Исмаилитские богословы
- Помост Тайиби
- История исмаилизма
- Арабские люди 15 века
- Исмаилиты XV века
- Исламские религиозные лидеры XV века