Умм аль-Китаб (шиитская книга)
«Умм аль-Китаб» ( араб . أمّ الکتاب , букв. «Мать Книги») — синкретическое шиитское произведение, возникшее в среде гулатов VIII века Куфы (Ирак) X века . Позже он был перенесен в Сирию нусайритами , чья окончательная редакция работы сохранилась в персидском переводе, выполненном низаритскими исмаилитами Центральной Азии . [ 1 ] Работа сохранилась только на персидском языке. [ 2 ] Он не содержит заметных элементов исмаилитской доктрины. [ 3 ] но учитывая тот факт, что исмаилитские авторы, начиная с 10-го века, находились под влиянием ранних идей гулата , таких как те, которые можно найти в Умм аль-Китаб , [ 4 ] и особенно учитывая влияние этих идей на поздний тайибитский исмаилизм , [ 5 ] некоторые исмаилиты действительно считают эту работу одной из самых важных работ в своей традиции. [ 1 ]
Работа представляет собой откровение тайных знаний шиитского имама Мухаммада аль-Бакира (677–732) своему ученику Джабиру ибн Язиду аль-Джуфи (умер около 745–750 ). [ 6 ] Его доктринальное содержание во многом соответствует тому, что ересиографы IX–X веков приписывали различным гулатов . сектам [ 6 ] с особым сходством с идеями Мухаммисы . [ 1 ] Он содержит подробное изложение типичного гулатского мифа о ранее существовавших тенях (араб. aẓilla ), сотворивших мир своим падением с благодати, что также можно найти в « Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла», приписываемом аль- Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (умер до 799 г.). [ 6 ]
Язык работы, должно быть, был мультикультурным, поскольку он включает в себя арабские, персидские и арамейские термины. Появляются ортодоксальные и инославные еврейские , зороастрийские , манихейские и мандейские мотивы. Тон и стиль работы намекают на то, что авторы работы, вероятно, принадлежали к среднему классу и держались на некоторой дистанции от других мусульманских групп, таких как политически активные шииты и сторонники аскетизма . [ 7 ]
Трактат предлагает эзотерическую герменевтику, касающуюся космологии, природы человека и поклонения в контексте Корана . [ 8 ]
Книга может быть попыткой примирить дуалистическую космологию , существовавшую у доисламских персов, с исламским монотеизмом . Говорят, что некоторые принципы зла, такие как персидский персонаж Ариман , являются всего лишь более поздним воплощением падшего ангела Азазила , который, в свою очередь, обязан своим существованием Богу. [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Регистрация 2015 .
- ^ Персидский текст под редакцией Иванова, 1936 г. Полный итальянский перевод Филиппани-Ронкони, 1966 г. Частичный немецкий перевод Тейденса, 1977 г. Немецкий перевод некоторых частей текста в Halm 1981 , стр. 36 и далее. и Хальм 1982 , стр. 113 и далее.
- ^ Блокнот 2015 г .; Де Смет 2020 , с. 303.
- ^ Ранние исмаилитские авторы, адаптировавшие гулатов идеи , включают Джафара ибн Мансура аль-Ямана (умер около 957 г .; см. De Smet 2020 , стр. 303, 308) и Абу Якуба ас-Сиджистани (умер после 971 г.; см. Де Смет 2020, стр. 304, 307–308).
- ^ Де Смет 2020 , стр. 320–321 и др .
- ^ Jump up to: а б с Солома 2001–2012 гг .
- ^ Бейнхауэр-Келер 2004 .
- ^ Наср и Аминразави 2008 , с. 16.
- ^ Фридман 2010 , с. 97.
Библиография
[ редактировать ]Третичные источники
[ редактировать ]- Дафтари, Фархад (2015). «Омм аль-Кетаб» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Хальм, Хайнц (2001–2012). «Шолат» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Энтони, Шон В. (2011). «Легенда об Абдаллахе ибн Сабахе и дате Умм аль-Китаб» . Журнал Королевского азиатского общества . 21 (1): 1–30. JSTOR 23011519 .
- Бейнхауэр-Кёлер, Бербель (2004). «Мотивы ангельского падения Умм аль-Китаб. Расследования спонсорства синкретического произведения еретиков-шиитов». В Ауфарте, Кристоф; Штукенбрюк, Лорен (ред.). Падение ангелов . Темы в библейских повествованиях. Том 6. Лейден: Брилл. стр. 161–175. дои : 10.1163/9789047404330_010 . ISBN 978-90-04-12668-8 .
- Де Смет, Дэниел (2020). «Интеллектуальное взаимодействие йеменского тайибизма с ранней шиитской традицией». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 299–321. ISBN 978-1-83860-485-1 .
- Филиппани-Ронкони, Пио (1964). «Заметки о сотериологии и космическом символизме Уммуль-китаба». АИОН . 14 (1): 111–134.
- Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . Исламская история и цивилизация. Том. 77. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-17892-2 .
- Хямеен-Анттила, Яакко (2001). «Восхождение и нисхождение в исламском мифе». В Уайтинге, Роберт М. (ред.). Мифология и мифологии: методологические подходы к межкультурным влияниям. Материалы второго ежегодного симпозиума проекта «Ассирийское и вавилонское интеллектуальное наследие», состоявшегося в Париже, Франция, 4-7 октября 1999 г. Хельсинки: Проект неоассирийского текстового корпуса. стр. 47–67. ISBN 9789514590498 . OCLC 912739664 . (помещает Умм аль-Китаб в месопотамский контекст)
- Иванов, Владимир (1932). «Заметки об Уммул-китабе исмаилитов Средней Азии». Журнал исламских исследований . 6 :419–481.
- Наср, SH ; Аминразави, Мехди (2008). Антология философии в Персии: исмаилитская мысль в классическую эпоху . ИБТаурис. ISBN 978-0-857-71042-0 .
- Радтке, Бернд (1990). «Иранские и гностические элементы в раннем Ташаввуфе. Наблюдения относительно Умм аль-Китаб» В Ньоли, Герардо ; Панайно, Антонио (ред.). Материалы первой европейской конференции по иранским исследованиям, состоявшейся в Турине 7-11 сентября 1987 года Обществом Иранологии Европы. Том 2: Средний и новый ирановедение . Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. стр. 100-1 519–529. ISBN 9788863230765 . OCLC 956121455 .
Первоисточники
[ редактировать ]- Филиппани-Ронкони, Пио (1966). Уммуль-китаб: Введение, перевод и примечания Пио Филиппани-Ронкони . Неаполь: Институт Восточного университета Неаполя. ISBN 978-88-97278-43-6 . OCLC 635942972 . (итальянский перевод)
- Хальм, Хайнц (1981). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. II. Материалы». Ислам . 58 (1): 15–86. дои : 10.1515/islm.1981.58.1.15 . (Немецкие переводы частей текста на стр. 36 и далее.)
- Хальм, Хайнц (1982). Исламский гнозис: шииты и алавиты . Цюрих и Мюнхен: Артемис Верлаг. ISBN 978-3-7608-4530-2 . (Немецкие переводы частей текста на стр. 113 и далее.)
- Иванов, Владимир (1936). «Уммул-китаб». Дер Ислам . 23 (1–2): 1–132. дои : 10.1515/islm.1936.23.1-2.1 . (редакция персидского текста)
- Тейденс, Э.Ф. (1977). «Мифолого-гностическая подоплека Умм аль-Китаб». Акта Ираника . VII : 241–526. OCLC 470066089 . (частичный немецкий перевод)