Jump to content

Умм аль-Китаб (шиитская книга)

«Умм аль-Китаб» ( араб . أمّ الکتاب , букв. «Мать Книги») — синкретическое шиитское произведение, возникшее в среде гулатов VIII века Куфы (Ирак) X века . Позже он был перенесен в Сирию нусайритами , чья окончательная редакция работы сохранилась в персидском переводе, выполненном низаритскими исмаилитами Центральной Азии . [ 1 ] Работа сохранилась только на персидском языке. [ 2 ] Он не содержит заметных элементов исмаилитской доктрины. [ 3 ] но учитывая тот факт, что исмаилитские авторы, начиная с 10-го века, находились под влиянием ранних идей гулата , таких как те, которые можно найти в Умм аль-Китаб , [ 4 ] и особенно учитывая влияние этих идей на поздний тайибитский исмаилизм , [ 5 ] некоторые исмаилиты действительно считают эту работу одной из самых важных работ в своей традиции. [ 1 ]

Работа представляет собой откровение тайных знаний шиитского имама Мухаммада аль-Бакира (677–732) своему ученику Джабиру ибн Язиду аль-Джуфи (умер около 745–750 ). [ 6 ] Его доктринальное содержание во многом соответствует тому, что ересиографы IX–X веков приписывали различным гулатов . сектам [ 6 ] с особым сходством с идеями Мухаммисы . [ 1 ] Он содержит подробное изложение типичного гулатского мифа о ранее существовавших тенях (араб. aẓilla ), сотворивших мир своим падением с благодати, что также можно найти в « Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла», приписываемом аль- Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи (умер до 799 г.). [ 6 ]

Язык работы, должно быть, был мультикультурным, поскольку он включает в себя арабские, персидские и арамейские термины. Появляются ортодоксальные и инославные еврейские , зороастрийские , манихейские и мандейские мотивы. Тон и стиль работы намекают на то, что авторы работы, вероятно, принадлежали к среднему классу и держались на некоторой дистанции от других мусульманских групп, таких как политически активные шииты и сторонники аскетизма . [ 7 ]

Трактат предлагает эзотерическую герменевтику, касающуюся космологии, природы человека и поклонения в контексте Корана . [ 8 ]

Книга может быть попыткой примирить дуалистическую космологию , существовавшую у доисламских персов, с исламским монотеизмом . Говорят, что некоторые принципы зла, такие как персидский персонаж Ариман , являются всего лишь более поздним воплощением падшего ангела Азазила , который, в свою очередь, обязан своим существованием Богу. [ 9 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Регистрация 2015 .
  2. ^ Персидский текст под редакцией Иванова, 1936 г. Полный итальянский перевод Филиппани-Ронкони, 1966 г. Частичный немецкий перевод Тейденса, 1977 г. Немецкий перевод некоторых частей текста в Halm 1981 , стр. 36 и далее. и Хальм 1982 , стр. 113 и далее.
  3. ^ Блокнот 2015 г .; Де Смет 2020 , с. 303.
  4. ^ Ранние исмаилитские авторы, адаптировавшие гулатов идеи , включают Джафара ибн Мансура аль-Ямана (умер около 957 г .; см. De Smet 2020 , стр. 303, 308) и Абу Якуба ас-Сиджистани (умер после 971 г.; см. Де Смет 2020, стр. 304, 307–308).
  5. ^ Де Смет 2020 , стр. 320–321 и др .
  6. ^ Jump up to: а б с Солома 2001–2012 гг .
  7. ^ Бейнхауэр-Келер 2004 .
  8. ^ Наср и Аминразави 2008 , с. 16.
  9. ^ Фридман 2010 , с. 97.

Библиография

[ редактировать ]

Третичные источники

[ редактировать ]
  • Дафтари, Фархад (2015). «Омм аль-Кетаб» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
  • Хальм, Хайнц (2001–2012). «Шолат» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .

Вторичные источники

[ редактировать ]
  • Энтони, Шон В. (2011). «Легенда об Абдаллахе ибн Сабахе и дате Умм аль-Китаб» . Журнал Королевского азиатского общества . 21 (1): 1–30. JSTOR   23011519 .
  • Бейнхауэр-Кёлер, Бербель (2004). «Мотивы ангельского падения Умм аль-Китаб. Расследования спонсорства синкретического произведения еретиков-шиитов». В Ауфарте, Кристоф; Штукенбрюк, Лорен (ред.). Падение ангелов . Темы в библейских повествованиях. Том 6. Лейден: Брилл. стр. 161–175. дои : 10.1163/9789047404330_010 . ISBN  978-90-04-12668-8 .
  • Де Смет, Дэниел (2020). «Интеллектуальное взаимодействие йеменского тайибизма с ранней шиитской традицией». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 299–321. ISBN  978-1-83860-485-1 .
  • Филиппани-Ронкони, Пио (1964). «Заметки о сотериологии и космическом символизме Уммуль-китаба». АИОН . 14 (1): 111–134.
  • Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . Исламская история и цивилизация. Том. 77. Лейден: Брилл. ISBN  978-90-04-17892-2 .
  • Хямеен-Анттила, Яакко (2001). «Восхождение и нисхождение в исламском мифе». В Уайтинге, Роберт М. (ред.). Мифология и мифологии: методологические подходы к межкультурным влияниям. Материалы второго ежегодного симпозиума проекта «Ассирийское и вавилонское интеллектуальное наследие», состоявшегося в Париже, Франция, 4-7 октября 1999 г. Хельсинки: Проект неоассирийского текстового корпуса. стр. 47–67. ISBN  9789514590498 . OCLC   912739664 . (помещает Умм аль-Китаб в месопотамский контекст)
  • Иванов, Владимир (1932). «Заметки об Уммул-китабе исмаилитов Средней Азии». Журнал исламских исследований . 6 :419–481.
  • Наср, SH ; Аминразави, Мехди (2008). Антология философии в Персии: исмаилитская мысль в классическую эпоху . ИБТаурис. ISBN  978-0-857-71042-0 .
  • Радтке, Бернд (1990). «Иранские и гностические элементы в раннем Ташаввуфе. Наблюдения относительно Умм аль-Китаб» В Ньоли, Герардо ; Панайно, Антонио (ред.). Материалы первой европейской конференции по иранским исследованиям, состоявшейся в Турине 7-11 сентября 1987 года Обществом Иранологии Европы. Том 2: Средний и новый ирановедение . Рим: Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. стр. 100-1 519–529. ISBN  9788863230765 . OCLC   956121455 .

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Филиппани-Ронкони, Пио (1966). Уммуль-китаб: Введение, перевод и примечания Пио Филиппани-Ронкони . Неаполь: Институт Восточного университета Неаполя. ISBN  978-88-97278-43-6 . OCLC   635942972 . (итальянский перевод)
  • Хальм, Хайнц (1981). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. II. Материалы». Ислам . 58 (1): 15–86. дои : 10.1515/islm.1981.58.1.15 . (Немецкие переводы частей текста на стр. 36 и далее.)
  • Хальм, Хайнц (1982). Исламский гнозис: шииты и алавиты . Цюрих и Мюнхен: Артемис Верлаг. ISBN  978-3-7608-4530-2 . (Немецкие переводы частей текста на стр. 113 и далее.)
  • Иванов, Владимир (1936). «Уммул-китаб». Дер Ислам . 23 (1–2): 1–132. дои : 10.1515/islm.1936.23.1-2.1 . (редакция персидского текста)
  • Тейденс, Э.Ф. (1977). «Мифолого-гностическая подоплека Умм аль-Китаб». Акта Ираника . VII : 241–526. OCLC   470066089 . (частичный немецкий перевод)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a907c7aab0315877b0656d5babd4b5b5__1707052200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a9/b5/a907c7aab0315877b0656d5babd4b5b5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Umm al-kitab (Shi'i book) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)