Джабир ибн Язид аль-Джуфи
Джабир ибн Язид аль-Джуфи ( араб . جابر بن یزید الجُعفی ), умер ок. 745–750 , был куфанским передатчиком хадисов и сподвижником шиитских имамов Мухаммада аль-Бакира (677–732) и Джафара ас-Садика ( ок. 700–765 ). [ 1 ] Его репутация среди более поздних мусульман была неоднозначной: в то время как некоторые суннитские и шиитские ученые считали его надежным авторитетом, другие отвергали его за его предполагаемые «экстремистские» или «преувеличенные» ( гулат ) идеи. [ 1 ] В некоторых источниках говорится, что он следовал идеям «преувеличителя» аль-Мугиры ибн Саида , тогда как другие источники отрицают это. [ 1 ]
Иногда его признавали бабом ( вратами) пятого шиитского имама-двунадесятника Мухаммада аль-Бакира, который рассказал ему 70 (или 70 000) секретных хадисов. Джабир также является основным рассказчиком некоторых других хадисов, собранных в книге « Рисалат аль-Джуфи» . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Шииты не отвергают Джабира как гали ( букв. « тот, кто преувеличивает » ), возможно, потому, что он встал на сторону аль-Бакира в конфликте с аль-Мугирой бин Саидом аль-Иджли, известным гали . [ 5 ] [ 6 ]
Джабир также является передатчиком гулатской книги « Умм аль-Китаб» . [ 7 ] который содержит ответы Мухаммада аль-Бакира на вопросы, заданные его последователями. [ 2 ] В основной части этой книги аль-Бакир раскрывает аль-Джуфи тайны, такие как то, как был создан космос, как человеческая душа попала в этот мир и как она могла быть избавлена от него. [ 4 ] Ибн Хаджар говорит: Абу Наим со слов Тори сказал, что всякий раз, когда Джабир хадис говорит: «Хадатна и скажи нам», его повествование верно. По словам Суфьяна, Ибн Махди сказал: «Я никогда не видел никого более благочестивого, чем он, в пересказе хадисов». Ибн Алия сказал со ссылкой на Шааба, что: Джабир является садиком в пересказе хадиса. Также Яхья бин Аби Бакир со слов Шубы сказал, что: Всякий раз, когда Джабир рассказывает хадисы и слухи, он является одним из самых надежных людей. Также передано от Зухайра бин Муавии: «Когда он говорил: «Вы слышали, он был одним из самых правдивых людей». Ваки говорит: «Сомневайтесь во всем, что хотите, но не сомневайтесь в том, что Джабир заслуживает доверия». Адель Навихаз говорит: «Джабир — один из последователей и правоведов Имамии, выходец из народа Куфы. У него много традиций. Его познания в религии обширны. Некоторые из великих ученых хадисов хвалили его, а другие обвиняли его. верующего в Раджата. Джабер умер в Куфе. У него есть книга под названием «Тафсир аль-Коран», о которой упоминает Заркали в книге «Алам». сподвижники Имама Бакира и Джафара Садика. [ 8 ] По мнению Генри Корбина , эта книга напоминает «Евангелие детства от Фомы» , тем самым иллюстрируя сходство между шиитской имамологией и гностической христологией . Основная концепция этой работы — описание нуминозного опыта. Его центральным мотивом является психологическое и философское объяснение духовных символов, в котором верующим предписывается совершать акты самоочищения и обновления. Цвета используются для обозначения теорий и уровней сознания, которые человек должен распознать в себе. [ 9 ]
Имя
[ редактировать ]Его кунья упоминается в источниках как Абу Абдулла, Абу Мухаммад и Абу Язид, но, похоже, чаще всего используется Абу Мухаммад. Помимо аль-Джуфи, в некоторых источниках его нисба упоминается также как аль-Куфи. [ 10 ]
Отношения с шиитскими имамами
[ редактировать ]Год его прибытия в Медину будет около 96-го. Согласно сообщению, которое цитировалось Джабиром, при первой встрече с пятым шиитским имамом Мухаммадом Бакиром он представился куфием из семьи Джуфи: и его мотивацией было учиться у аль-Бакира. [ 10 ]
Чтобы поехать в Медину, но, вероятно, из-за чувствительности жителей Медины к куфитам шиитской религии , Имам аль-Бакир попросил Джабира сказать жителям Медины, что он из Медины, потому что всякий, кто войдет в город и сделает не оставив его, считается одним из них. На этой встрече имам подарил Джабиру две книги и попросил его не раскрывать содержание одной из этих двух книг во время правления Омейядов , а раскрывать ее содержание после заката их правления. Если это повествование верно, оно раскрывает высокое положение Джабира среди аль-Бакира. [ 10 ]
Джабир также был факихом (юристом). Традиционная шиитская и суннитская литература содержит противоречивые сообщения и повествования о Джабире, что вызвало разные и даже противоречивые мнения о его статусе. Говорят, что шестой шиитский имам Джафар ас-Садик считал Джабира так же, как Салмана-перса считал пророк Мухаммед . Но в другом случае ас-Садик запретил упоминать имя Джабира, поскольку считал, что если невежественные люди услышат его хадисы, они будут насмехаться над ним. В другом случае Джабир сказал аль-Бакиру: «Ты доверил мне слова и тайны, которые очень тяжелы и иногда заставляют меня терять терпение, и я чувствую, что схожу с ума». Родственники посоветовали ему в такой ситуации отправиться в пустыню и там выкопать глубокую яму и рассказать тайны. [ 10 ]
Говорят, что Джабир получил большую часть своих знаний в Медине от имама аль-Бакира и учился у него 18 лет. Он якобы слышал около 70 000 хадисов, но никому не рассказал о 50 000 хадисах. [ 11 ]
Джабир, вероятно, встречался с имамом Джафаром ас-Садиком в Ираке и, как говорят, слышал от него рассказы. Джабир был очень активным рассказчиком. Говорят, что если бы Джабира не существовало, Куфа была бы лишена хадисов. [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с В течение 2007-2012 гг .
- ^ Jump up to: а б Ряд 2000 , стр. 107–108
- ^ Сафари, Немат Эла (2013). Джабер бин Язид Джафи (на персидском языке). Энциклопедия исламского мира.
- ^ Jump up to: а б Кольберг 1993 , с. 399.
- ^ Строка 2000 , стр. 108, 109.
- ^ Бакли 2020 .
- ^ Солома 2001–2012 гг .
- ^ Маерефат, Мохамад Хади. Тафсир и комментаторы . п. 384.
- ^ Корбин, Генри (2001). История исламской философии . Перевод Лиадайн Шеррард при содействии Филипа Шеррарда. Лондон и Нью-Йорк: Кеган Пол Интернэшнл. стр. 75–76.
- ^ Jump up to: а б с д «Джабир ибн Язид аль-Джуфи» . Энциклопедия исламского мира .
- ^ Jump up to: а б Тавуси, Саид. «Джабир ибн Язид аль-Джуфи» . Центр Большой исламской энциклопедии .
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Бакли, РП (2020). «Мухаммад аль-Бакир» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Три изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_36641 . ISBN 9789004413443 .
- Дакаке, Мария (2007–2012). «Джабер Джофи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника . Том. ХIV/3. стр. 312–313.
- Хальм, Хайнц (2001–2012). «Шолат» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Кольберг, Итан (1993). Пеллат, Генрихс; Се Эдмунд Босворт; Эйю ван Донзель (ред.). МУХАММАД Б. АЛИ ЗАЙН АЛЬ-АБИДИН . Нью-Йорк: Энциклопедия ислама, Том VII.
- Лалани, Арзина Р. (2000). Ранняя шиитская мысль: учение имама Мухаммада аль-Бакира . ИБ Таурис. ISBN 978-1860644344 .