аль-Муфаддал ибн Умар аль-Джуфи
аль-Муфадал ибн Умар аль-Джуфи | |
---|---|
Аль-Муфаддал бин Омар Аль-Джаафи | |
Рожденный | до 748 [ а ] |
Умер | до 799 |
Область | Ди (Ирак) |
Принадлежность | ранний шиизм / гулат |
Муфаддал Традиция | |
Гулат | Сочинения: |
Идеи:
| |
Под влиянием: | |
Нон- гулат | Сочинения: |
Идеи: Телеологический аргумент (аргумент от замысла) | |
Под влиянием: Двенадцатилетний шиизм |
Абу Абдаллах аль-Муфадал ибн Умар аль-Джуфи ( арабский : أبو عبد الله المفضل بن عمر الجعفي ), умер до 799 года, был одним из первых шиитских лидеров и предполагаемым автором ряда религиозных и философские сочинения. Современник имамов Джафара ас-Садика ( ок. 700–765 ) и Мусы аль-Казима (745–799), [ 1 ] он принадлежал к тем кругам в Куфе , которых более поздние шиитские авторы-двунадесятники называли гулатами («преувеличителями») за их «преувеличенное» почитание имамов . [ 2 ]
Будучи менялой денег, аль-Муфаддал обладал значительной финансовой и политической властью. Вероятно, он также отвечал за управление финансовыми делами имамов в Медине . [ 3 ] Какое-то время он был последователем знаменитого гулатов лидера Абу аль-Хаттаба (умер в 755–756 гг.), который утверждал, что имамы божественны. [ 4 ] Ранние имами [ б ] ересиографы и нусайритские источники считают аль-Муфаддала стойким сторонником идей Абу аль-Хаттаба, который позже породил собственное гулатов движение ( Муфадалийя ). Однако вместо этого шиитские источники-двунадесятники сообщают, что после того, как Джафар ас-Садик отверг Абу аль-Хаттаба в 748 году, аль-Муфаддал порвал с Абу аль-Хаттабом и стал доверенным соратником сына Джафара Мусы аль-Казима. [ 5 ]
ряд произведений, известных под общим названием « Традиция Муфаддала », большинство из которых сохранились до сих пор. Аль-Муфаддалу приписывают [ 6 ] Вероятно, они были ошибочно приписаны аль-Муфаддалу авторами более поздних 9–11 веков. Будучи одним из ближайших доверенных лиц Джафара ас-Садика, аль-Муфаддал был привлекательной фигурой для авторов различных шиитских убеждений: приписывая ему свои собственные идеи, они могли наделить эти идеи авторитетом имама. [ 7 ] Сочинения, приписываемые аль-Муфаддалу, очень различаются по своему характеру и объему, но главным оратором в большинстве из них является Джафар ас-Садик. [ 8 ]
Большая часть дошедших до нас сочинений, приписываемых аль-Муфаддалу, возникла среди гулатов , ранней ветви шиитского ислама. [ 2 ] [ с ] Постоянной темой в этих текстах является миф о сотворении мира через падение от благодати ранее существовавших «теней» или человеческих душ, которых Бог наказал за их непослушание, спрятавшись от них и низвергнув их на семь небес . [ 9 ] Китаб аль-Хафт ва-л-Ацилла ( Книга семи и теней , 8-11 века) [ 10 ] развивает тему семи первородных Адамов , которые управляют семью небесами и начинают семь исторических мировых циклов . [ 11 ] « Китаб аль-Сират» ( «Книга Пути » , написанная около 874–941 гг .) описывает инициатический «путь», ведущий верующих обратно через семь небес к Богу. [ 12 ] Те, кто растет в религиозной преданности и знании, поднимаются вверх по цепи бытия , но другие перерождаются в человеческие тела, тогда как неверующие путешествуют вниз и перевоплощаются в животные, растительные или минеральные тела. [ 13 ] [ д ] Те, кто достигает седьмого неба и достигает ранга Баб («Врата»). [ и ] наслаждайтесь блаженным видением Бога и делитесь божественной силой проявлять себя в мире материи. [ 14 ]
Среди дошедших до нас негулатских текстов , приписываемых аль-Муфаддалу, большая часть которых сохранилась в шиитской традиции двунадесятников, два трактата выделяются своим философским содержанием. Это « Таухид аль-Муфадал» ( аль-Муфаддала» «Таухид ) и « Китаб аль-Ихлиджа» ( «Книга миробалана» плодов ), в обеих из которых Джафар ас-Садик представляет аль-Муфаддалу доказательство существования Бога . [ 12 ] Телеологический аргумент, используемый в « Таухид аль-Муфадал» , вдохновлен сирийской христианской литературой (особенно комментариями к Гексамерону ) и в конечном итоге восходит к эллинистическим моделям, таким как » псевдоАристотеля « De mundo (3/2 века до н.э.) и стоическое богословие. как записано в книге Цицерона (106–43 гг. до н.э.) De natura deorum . [ 15 ] Диалектический Китаб стиль « аль-Ихлиладжа» более типичен для раннего мусульманского спекулятивного богословия ( калам ), [ 16 ] и работа, возможно, первоначально была автором писца VIII века Мухаммада ибн Лайта . [ 17 ] Обе работы можно рассматривать как часть попытки реабилитировать аль-Муфаддала как надежного передатчика хадисов в шиитской традиции двунадесятников. [ 18 ]
Жизнь
[ редактировать ]Аль-Муфаддал был неарабским маулой («клиентом») Джуфа , племени, входившего в южноаравийскую конфедерацию Мадххидж . [ 12 ] Помимо того, что он был менялой денег в Куфе (Ирак), о его жизни известно очень мало. Вероятно, он управлял финансовыми делами шиитских имамов Джафара ас-Садика ( ок. 700–765 ) и Мусы аль-Казима (745–799), проживавших в Медине (Аравия). Используя свою профессиональную сеть, он активно собирал средства для имамов Медины, тем самым играя важную роль посредника между имамами и шиитской общиной. [ 3 ] Дата его смерти неизвестна, но он умер раньше Мусы аль-Казима, который умер в 799 году. [ 19 ] [ ж ]
В какой-то момент его жизни отношения аль-Муфаддала с Джафаром ас-Садиком испортились из-за его приверженности учениям куфанских гулатов лидера Абу аль-Хаттаба (умер в 755–756 гг.). [ 12 ] Абу аль-Хаттаб был назначенным представителем Джафара, но в ок. В 748 году имам отлучил его от церкви за его «экстремистские» или «преувеличенные» ( гулат ) идеи, особенно за то, что он объявил Джафара божественным. [ 4 ] Однако позже аль-Муфаддал отрекся и прекратил все контакты с Хатабийей (последователями Абу аль-Хаттаба), что привело к примирению с Джафаром. [ 12 ]
Этот эпизод по-разному понимался более поздними шиитскими авторами. С одной стороны, ранние имамиты (т.е. прото-двунадесятники-шииты) [ б ] ересиографы сообщают о существовании секты гулатов , названной в его честь, Муфаддалийя , которая объявила Джафара Богом, а аль-Муфаддала своим пророком или имамом. Неизвестно, действительно ли когда-либо существовали Муфадалийя , а если и существовали, то действительно ли они придерживались доктрин, приписываемых им ересиографами. [ 12 ] Тем не менее, аль-Муфаддал также пользовался большим уважением среди членов других сект гулатов , таких как Мухаммиса , [ г ] и некоторые из приписываемых ему сочинений содержат гулата . идеи [ 12 ] его даже обвиняли В некоторых хадисах в попытке заразить старшего сына Джафара Исмаила идеями Абу аль-Хаттаба. [ 12 ] Кроме того, большинство работ, приписываемых аль-Муфаддалу, сохранились у Нусайри , [ 19 ] секта гулатов , которая существует и по сей день и которая иногда считала аль-Муфаддала Бабом ( официальным заместителем имама и «воротами» к его тайным знаниям). [ 20 ] [ ч ]
С другой стороны, более поздние шиитские источники-двунадесятники часто утверждают, что аль-Муфаддал никогда не поддавался ереси. [ 4 ] и они часто подчеркивают, что именно аль-Муфаддал был назначен Джафаром, чтобы вернуть Хаттабийю на правильный путь. [ 21 ] Некоторые из работ, приписываемых аль-Муфаддалу, такие как « Китаб аль-Ихлиладжа» и « Таухид аль-Муфаддал» , явно опровергают тех, кто отрицает исключительное единство ( таухид ) Бога. Эти работы, возможно, были написаны для того, чтобы реабилитировать аль-Муфаддала в рамках традиции двунадесятников и доказать его надежность как передатчика хадисов. [ 18 ] Но даже среди ученых-двунадесятников существовали разногласия. Например, в то время как аль-Шейх аль-Муфид ( ок. 948–1022 ) восхвалял аль-Муфаддала как ученого человека и надежного соратника имамов, ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ) и Ибн аль-Гадаири ( эт. первая половина 11 века) [ 22 ] объявил его неверующим еретиком. [ 23 ]
Гулат работает
[ редактировать ]Китаб аль-Хафт ва-л-Ацилла ( Книга семи и теней )
[ редактировать ]
Содержание
[ редактировать ]Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла ( Книга семи и теней ), также известная как Китаб аль-Хафт аш-Шариф ( Благородная книга семи ) или просто Китаб аль-Хафт ( Книга семи ) , [ я ] 8–11 вв., [ 25 ] это, пожалуй, самая важная работа, приписываемая аль-Муфаддалу. [ 26 ] В нем очень подробно изложен гулатский миф о ранее существовавших «тенях» (араб. aẓilla ), чье падение с благодати привело к созданию материального мира. Эта тема ранее существовавших теней, по-видимому, была типичной для куфанского гулата VIII века : она также появляется в других ранних гулатных произведениях, таких как « Умм аль-Китаб» , и, возможно, в конечном итоге восходит к Абдаллаху ибн Харбу ( ум. после 748 г.) . ). [ 27 ]
На протяжении всей работы большое внимание уделяется необходимости не допускать попадания знаний, полученных от Джафара ас-Садика , которого называют мавлана («наш господин»), в чужие руки. Это тайное знание передано Джафаром аль-Муфаддалу, но предназначено только для истинно верующих ( муминун ). [ 28 ] Оно включает в себя такие понятия, как переселение душ ( танасукх или метемпсихоз ) и идею о том, что семь Адамов существуют на семи небесах , каждый из которых руководит одним из семи исторических мировых циклов . [ 11 ] Эта последняя идея может отражать влияние исмаилизма . [ 28 ] где появление каждого нового пророка (Адама, Ноя , Авраама , Моисея , Иисуса , Мухаммеда , Мухаммада ибн Исмаила ) также считается началом нового мирового цикла. [ 29 ]
Центральным элементом « Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла» является миф о творении, включающий ранее существовавшие «тени», который также встречается во многих других произведениях гулатов с немного другими деталями. [ 30 ] Согласно этому мифу, первыми сотворенными существами были человеческие души, первоначально обитавшие в присутствии Бога в виде теней. Когда тени не повиновались Богу, он в наказание создал завесу ( хиджаб ), под которой спрятался. [ Дж ] Затем Бог создал семь небес как жилище для непокорных душ, согласно их греху. На каждом из небес Бог также создал тела из своего света для прибывших туда душ, а из непослушания душ создал Дьявола . Наконец, из потомков Бога-Дьявола были созданы тела животных и различных других подлунных существ ( масухийя ). [ 31 ]
Состав и наследие
[ редактировать ]Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла состоит как минимум из одиннадцати различных текстовых слоев, которые добавлялись с течением времени, каждый из которых содержит несколько разные версии гулата . концепций и идей [ 10 ] Самые ранние слои были написаны в Куфе 8-9 веков, возможно, частично самим аль-Муфаддалом или его близкими соратниками Юнусом ибн Забьяном и Мухаммадом ибн Синаном (умер в 835 г.). [ 32 ] Возможным указанием на это является тот факт, что Мухаммад ибн Синан также написал две работы, посвященные теме ранее существовавших теней: « Китаб аль-Асилла» ( «Книга теней» ) и « Китаб аль-Анвар ва-Худжуб» ( «Книга теней») . Свет и вуаль ). [ 33 ] В шиитских библиографических источниках также перечислены несколько других куфанских авторов 8-9 веков, написавших « Китаб аль-Асилла» или «Книгу теней» . [ 34 ] аль-Муфаддала В общей сложности сохранились как минимум три произведения, тесно связанные с « Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла» , все они, вероятно, датируются 8-м или 9-м веком: [ 35 ]
- Мухаммада ибн Синана «Китаб аль-Анвар ва-Худжуб» ( «Книга света и завесы »)
- анонимный труд под названием « Китаб аль-Ашбах ва-л-ацилла» ( «Книга явлений и теней» ). [ к ]
- еще одна анонимная работа также называется « Китаб аль-Асилла» ( «Книга теней »). [ л ]
зародилась в среде раннего куфанского гулата , Хотя Китаб аль-Хафт ва-л-азилла она была значительно расширена членами более поздней секты гулатов, называемой Нусайри (теперь называемой алавитами ), которые действовали в Сирии 10-го века . [ 36 ] Нусайри, вероятно, также были ответственны за окончательную форму произведения XI века. [ 12 ] Однако Китаб аль-Хафт ва-л-Ацилла сохранился не нусайритами, а сирийскими низаритами-исмаилитами . [ 12 ] Как и « Умм аль-Китаб» , еще один гулатский труд, переданный низаритскими исмаилитами Центральной Азии , он содержит идеи, которые – несмотря на то, что они в значительной степени не связаны с доктриной исмаилитов – [ 37 ] оказал влияние на различных более поздних авторов-исмаилитов, начиная с 10 века. [ м ]
Китаб аль-Сират ( Книга Пути )
[ редактировать ]Китаб аль-Сират ( «Книга Пути ») — еще один предполагаемый диалог между аль-Муфаддалом и Джафаром ас-Садиком, вероятно, составленный в период между Малым и Большим Затмением (874–941). [ 12 ] [ н ] Эта работа посвящена концепции инициатического «пути» (араб. sirāṭ ), ведущего адепта к небесному восхождению к Богу, при этом каждое из семи небес соответствует одной из семи степеней духовного совершенства. Он также содержит ссылки на типичные гулата идеи , такие как таджаллин (проявление Бога в человеческой форме), танасух ( метемпсихоз или переселение души), масх / расх (метаморфоза или перевоплощение в нечеловеческие формы) и концепцию творения через падение с благодати ранее существовавших существ (как в Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла , см. выше). [ 38 ]
Философскую основу произведения составляет позднеантичная концепция великой цепи бытия, связывающей все сущее в одну великую космическую иерархию. Эта иерархическая система простирается от верхнего мира духа и света (населенного ангелами и другими чистыми душами) до нижнего мира материи и тьмы (населенного людьми, а ниже — животными, растениями и минералами). Человечество воспринимается как занимающее среднее положение в этой иерархии, находящееся на вершине мира тьмы и внизу мира света. [ 39 ] Те люди, которым не хватает надлежащих религиозных знаний и веры, перерождаются в других человеческих телах, которые сравниваются с «рубашками» ( кумсан , пой. камиш ), которые душа может снова надевать и снимать. Это называется танасух или насх . Но вместо этого серьёзные грешники перерождаются в телах животных ( маскх ), а худшие преступники перерождаются в тела растений или минералов ( расх ). [ 13 ] [ д ] С другой стороны, те верующие, которые совершают добрые дела и продвигаются в познании, также поднимаются вверх по лестнице, надевая все более чистые и сияющие «рубашки» или тела, в конечном итоге достигая царства божественного. [ 14 ] Этот восходящий путь представлен как состоящий из семи ступеней, превышающих человеческую, каждая из которых расположена на одном из семи небес : [ 40 ]
- аль-Мумтаха : Испытанный, первое небо
- аль-Мухлиш : Благочестивый, второе небо.
- аль-Мухташ : Избранные, третье небо
- ан-Наджиб : Благородный, четвертое небо.
- ан-Накиб : Глава пятого неба.
- аль-Ятим : Уникальный, шестое небо.
- аль-Баб : Врата, седьмое небо.
На каждой ступени посвященный получает шанс получить новый уровень «скрытого» или «оккультного» ( батин ) знания. Если посвященному удастся усвоить это знание, он сможет подняться на следующую ступень. Если же они потеряют интерес или начнут сомневаться в уже полученных знаниях, они могут потерять свою чистую и светлую «рубашку», получив взамен более тяжелую и темную, и снова спуститься вниз по шкале бытия. Те, кто достигает седьмой степени (Баба или «Врат») [ и ] им дарованы чудесные способности, такие как способность становиться невидимыми или видеть и слышать все вещи, включая блаженное видение Бога, без необходимости смотреть или слушать. В частности, они способны проявлять себя обычным существам в мире материи ( таджаллин ), принимая форму человека и являясь кому угодно по своему желанию. [ 41 ] Эта способность разделена между «Вратами» на седьмом небе и Богом, который также проявляет себя миру, принимая человеческий облик. [ 39 ]
Тема небесного восхождения через семь степеней духовного совершенства также исследуется в других гулатных произведениях, в том числе в анонимном «Китаб аль-Маратиб ва-л-дарадж» ( «Книга степеней и стадий »), а также в различных произведениях, приписываемых Мухаммаду ибн Синану. (умер в 835 г.), Ибн Нусайр (умер после 868 г.) и другие. [ 42 ] В работах 9-го и 10-го веков, приписываемых шиитскому алхимику Джабиру ибн Хайяну , семь градусов, соответствующих семи небесам (которые сами связаны с семью планетами ), заменены пятьюдесятью пятью градусами, имеющими аналогичные названия (включая аль-Мумин). аль-Мумтаха , ан-Наджиб , ан-Накиб , аль-Ятим , аль-Баб ). Эти пятьдесят пять градусов соответствуют пятидесяти пяти небесным сферам, на которые ссылается Платон в «Тимее» и упоминает Аристотель в его «Метафизике» . [ 43 ]
Другие гулата произведения
[ редактировать ]- аль-Рисала аль-Муфадалийя ( Послание Муфаддали ) [ о ] представляет собой краткий диалог между аль-Муфаддалом и Джафаром ас-Садиком, дата и происхождение которого неясны. он сильно напоминает « Китаб аль-Хафт ва-ль-Ацилла» и «Китаб аль-Сират» . По доктрине и терминологии [ 12 ] Его основной темой является классический богословский вопрос об отношениях между единым трансцендентным Богом ( аль-ма'на , букв. « смысл » ), с одной стороны, и его многочисленными атрибутами ( шиффат ) и именами ( асма' ) с другой. [ 44 ]
- Ма якун 'инда Сухур аль-Махди ( Что произойдет при появлении Махди ) [ п ] представляет собой длинный апокалиптический текст о состоянии мира в последние времена, как раз перед возвращением ( раджа ) Махди . [ q ] Самая ранняя известная версия сохранилась в произведении нусайрийского автора аль-Хасиби (умер в 969 г.), [ 45 ] но текст, вероятно, восходит к 9 веку и, возможно, даже к самому аль-Муфаддалу. [ 46 ] Хотя в основном речь идет о действиях, которые Махди предпримет, чтобы отдать справедливость угнетенным, работа также содержит ссылки на основные шиитские идеи, такие как временные брачные контракты ( мута ), а также на гулатскую идею мировых циклов. [ 47 ] Утверждалось, что концептуализация раджа текстах 8-9 веков в этом и подобных гулатных повлияла на развитие шиитской доктрины двунадесятников в 10-м веке после возвращения двенадцатого и « скрытого » имама Мухаммада аль-Махди . [ 48 ]
- Китаб Ма ифтарада Аллах Сала аль-джаварих мин аль-иман ( Книга о вере, которую Бог наложил на члены тела ), также известная как Китаб аль-Иман ва-ль-ислам ( Книга веры и покорности ) и, возможно, идентичная к Рисалат аль-Майях ( Послание Чванливого ), упомянутый шиитским библиографом-двунадесятником ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ), [ р ] представляет собой длинное письмо Джафара ас-Садика аль-Муфаддалу. [ 49 ] Его сохранили имамиты (т.е. прото-двунадесятники). [ б ] ученый аль-Саффар аль-Кумми (умер в 903 г.). [ 50 ] Вероятно, написанный как реакция на негативное изображение гулата ересиографами имамитами - , он опровергает типичные обвинения гулата в предполагаемой распущенности и сексуальной распущенности. Он также содержит ссылку на неясную идею, также встречающуюся в Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла, но приписываемую здесь Абу аль-Хаттабу (умер в 755–756 гг.), что религиозные заповеди и ограничения являются «мужскими» ( риджал ). и что знать этих «людей» — значит знать религию. [ 12 ]
Произведения, созданные под влиянием мутазилитов
[ редактировать ]Два трактата, приписываемые аль-Муфаддалу, « Таухид аль-Муфадал» и « Китаб аль-Ихлиладжа» , отличаются от других трактатов, приписываемых аль-Муфаддалу, отсутствием какого-либо содержания, которое является специфически шиитским по своей природе. Хотя оба были сохранены шиитским ученым 17-го века Мухаммадом Бакиром аль-Маджлиси (умер в 1699 г.), единственным элементом, связывающим их с шиизмом, является их приписывание Джафару ас-Садику и аль-Муфаддалу. На их содержание, по-видимому, повлиял мутазилизм , рационалистическая школа исламского спекулятивного богословия ( калам ). [ 12 ] Часто передаваемые вместе в рукописной традиции, [ 51 ] их можно рассматривать как часть попытки реабилитации аль-Муфаддала среди шиитов-двунадесятников, для которых аль-Муфаддал был важен как рассказчик многочисленных хадисов от имамов Джафара ас-Садика и его сына Мусы аль-Казима . [ 18 ] Обе работы были также известны другим ученым-двунадесятникам, таким как ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ), Ибн Шахрашуб (умер в 1192 году) и Ибн Тавус (1193–1266). [ 52 ]
Таухид аль-Муфадал аль-Муфадаля ( Таухид )
[ редактировать ]Таухид аль-Муфадал ( букв. « Декларация аль-Муфаддала о единстве Бога » ) [ с ] намеревается доказать существование Бога на основе аргумента замысла (также называемого телеологическим аргументом ). Работа состоит из серии лекций о существовании и единстве ( таухиде ) Бога, представленных аль-Муфаддалу Джафаром ас-Садиком, который отвечает на вызов, брошенный ему самопровозглашенным атеистом Ибн Аби аль-Авджа. '. [ 53 ] В четырех «сессиях» ( маджалис ) Джафар доказывает, что космический порядок и гармония, которые можно обнаружить во всей природе, требуют существования мудрого и провиденциального творца. [ 54 ] Шиитский библиограф-двунадесятник ан-Наджаши ( ок. 982–1058 ) также называет эту работу « Китаб Факкир» ( букв. « Книга размышлений » ), имея в виду тот факт, что Джафар часто начинает свои увещевания с слово факкир (подумайте!). [ 55 ]
« Таухид аль-Муфадал» не является оригинальным произведением. Вместо этого это переработанная версия работы, также приписываемой знаменитому мутазилитскому литератору аль-Джахизу (умер в 868 г.), под названием «Китаб ад-Далахил ва-ль-итибар ала аль-хальк ва-л-тадбир» ( «Книга о Доказательства и размышления о творении и управлении ). [ 56 ] Приписывание этой работы аль-Джахизу, вероятно, также является ложным, хотя оригинал, вероятно, был написан в 9 веке. [ 57 ] По сравнению с псевдо -Джахиза «Китаб ад-Далаил» , « Таухид аль-Муфадал» добавляет введение, которое создает рамочную историю с участием аль-Муфаддала, Ибн Аби аль-Авджи и Джафара ас-Садика, а также рифмованные восхваления Бога. в начале каждой главы и краткий заключительный отрывок. [ 58 ]
Ученые придерживаются различных взглядов на происхождение этой работы. По словам Мельхема Чокра, версии, приписываемые аль-Муфаддалу и аль-Джахизу, основаны на неизвестной более ранней работе, причем версия, приписываемая аль-Муфаддалу, более верна оригиналу. [ 59 ] По мнению Чокра, в какой-то момент эта работа должна была быть переведена сирийским автором на арабский язык с греческого оригинала, возможно, из неизвестного герметического труда. [ 60 ] Однако и Ханс Дайбер , и Йозеф ван Эсс » псевдоДжахиза, идентифицируют оригинальную работу, на которой был основан «Китаб ад-Далахил как « Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» ( «Книга размышлений и созерцания» 9-го века. ), написанную несторианцем Христиан Джибриль ибн Нух ибн Аби Нух ан-Насрани аль-Анбари . [ 61 ] Как бы то ни было, «Китаб аль-Фикр ва-л-итибар» Джибриля ибн Нуха , « Таухид аль-Муфадал» псевдоДжахиза и «Китаб ад-Далаил» являются лишь тремя самыми ранними среди многих дошедших до нас версий работы: адаптации были также сделаны Несторианский христианский епископ Илия Нисибисский (умер 1056), [ 62 ] суннитский мистик аль-Газали (умер в 1111 г.), [ 63 ] и андалузский еврейский философ Бахья ибн Пакуда (умер в первой половине XII века). [ 64 ]
Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далаил содержит множество параллелей с сирийской христианской литературой, особенно с комментариями к Гексамерону (шести дням творения, описанным в Бытии ), написанным Иаковом Эдесским ( ок. 640–708 ) и Моисеем. бар Кефа ( ок. 813–903 ), а также с энциклопедическим трудом Иова Эдесского по натурфилософии под названием « Книга сокровищ» ( ок. 817 ). [ 65 ] Его телеологическое доказательство существования Бога, основанное на обсуждении четырех элементов , минералов, растений, животных, метеорологии и человека, вероятно, было вдохновлено » псевдо-Аристотеля ( « De mundo « О Вселенной» , 3/2). век до н.э.), произведение, также использованное упомянутыми выше сирийскими авторами. [ 66 ] В частности, в «Таухид аль-Муфадал» / «Китаб ад-Далаил» содержится такой же акцент на идее, что Бог, которого уже в псевдоаристотелевском « De mundo» называют «единым», можно познать только через мудрость, пронизывающую его творческие произведения, в то время как его собственная сущность ( кунь ) остается скрытой для всех. [ 67 ]
Идея о том, что созерцание творений природы ведет к познанию Бога, также встречается в Коране . [ 60 ] Однако в случае с « Таухид аль-Муфадал / Китаб ад-Далаил » идея заключена в философскую основу, которая явно восходит к эллинистическим моделям. » псевдоАристотеля Помимо «De mundo (3/2 века до н. э.), существует также много параллелей с » Цицерона (106–43 до н. э.) «De natura deorum , особенно со стоическими взглядами на телеологию и божественное провидение , изложенными в работах Цицерона. [ 68 ] Некоторые из врагов, упомянутых в работе, - Диагор (V век до н.э.) и Эпикур (341–270 до н.э.), [ 69 ] обоих с поздней античности порицали за предполагаемый атеизм . [ 70 ] а также Мани ( ок. 216–274 или 277 гг. н. э., пророк-основатель манихейства ), некий Дуси и все те, кто отрицал провидение и целеустремленность ( ʿamd ) Бога. [ 60 ]
Китаб аль-Ихлиладжа ( Книга плодов Миробалана )
[ редактировать ]Китаб аль-Ихлиладжа ( Книга плодов миробалана ) [ т ] Это еще одна работа, в которой аль-Муфаддал просит Джафара ас-Садика представить доказательства существования и единства Бога в ответ тем, кто открыто исповедует атеизм. [ 71 ] По сравнению с « Таухид аль-Муфадал» , рамочная история здесь менее хорошо интегрирована в основной текст, который, несмотря на то, что он написан в форме послания, не решает напрямую обеспокоенность аль-Муфадала по поводу появления людей, которые публично отрицали бы существование Бога. [ 72 ] В самом послании автор (предположительно Джафар ас-Садик) рассказывает о своей встрече с индийским врачом, который утверждал, что мир вечен и поэтому не нуждается в создателе. [ 73 ] Прием плодов миробалана (возможно, миробалана черного или терминалии ретикулата , растения, используемого в Аюрведе ) [ 74 ] то, что индийский врач перемалывал как отправную точку для созерцания, автору послания удается убедить врача в существовании Бога. [ 75 ] Диалектический стиль дебатов типичен для ранней мусульманской спекулятивной теологии ( калам ). [ 16 ] Такие науки, как астрология и медицина, представляются происходящими из божественного откровения. [ 55 ] Мельхем Чокр предложил писца ( катиб ) и спекулятивного богослова VIII века Мухаммада ибн Лайта в качестве первоначального автора « Китаб аль-Ихлиладжа» , основываясь на сходстве с другими произведениями, приписываемыми Ибн Лайту, и на приписывании ему в Ибн аль-Лейте. Надима ( ок. 932 – ок. 995 или 998 ) Фихрист произведения под названием «Китаб аль-Ихлиладжа фи аль-итибар» ( «Книга о плодах Миробалана на созерцании »). [ 17 ]
Другие работы
[ редактировать ]Некоторые другие работы, приписываемые аль-Муфаддалу или переданные им, до сих пор сохранились:
- Завещание аль Муфаддала - [ в ] представляет собой короткий текст, претендующий на роль завещания аль-Муфаддала шиитам Куфы. Само завещание содержит лишь довольно общие призывы к благочестию и правильному религиозному поведению, но за ним следует абзац, в котором Джафар ас-Садик упрекает куфанских шиитов в их враждебности по отношению к аль-Муфаддалу, освобождая своего ученика от всех обвинять. [ 76 ] Текст вполне может быть подлинным, хотя более поздние авторы, стремившиеся реабилитировать его, могли приписать его аль-Муфаддалу. [ 12 ]
- Дуа самат , также называемый Дуа Шаббур , [ v ] — это молитва ( дуа ), приписываемая Джафару ас-Садику, предположительно переданная от Джафара аль-Муфаддалом, а затем Мухаммадом ибн Усманом аль-Амри (умер в 917 или 918 году), вторым заместителем Скрытого имама Мухаммада аль-Амри . -Махди во время Малого Затмения (874–941). Это переработанная версия первоначального талмудического заклинания, которое евреи использовали для изгнания грабителей и воров. Очевидно, он использовался среди мусульман во времена Мухаммада ибн Усмана аль-Амри, который одобрял эту практику, но говорил, что у него есть «более полная» версия, переданная имамом Джафаром аль-Садиком. Эта версия почти идентична версии, сохранившейся в Талмуде, с добавлением только имен пророка Мухаммеда и некоторых членов его семьи. [ 77 ]
- «Ривайат аль-Рузз ва-ма фихи мин аль-фадль» — это трактат, приписываемый аль-Муфаддалу, о полезных свойствах риса . [ 12 ]
- аль-Хикам аль-Джафарийя ( «Джафарийские афоризмы ») представляет собой сборник моральных афоризмов ( хикам ), приписываемых Джафару ас-Садику и переданных аль-Муфаддалом. [ 78 ]
Есть также некоторые работы, приписываемые аль-Муфаддалу или переданные им, которые упоминаются в других источниках, но сейчас утеряны:
- Китаб Илал аль-Шараи ( Книга причин религиозных законов ) [ 79 ]
- Китаб Яум ва-Лайла ( Книга дня и ночи ) [ 80 ]
- Китаб ( Книга ), записная книжка, содержащая хадисы, предположительно записанные аль-Муфаддалом. [ 81 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Абу аль-Хаттаб был отвергнут Джафаром ас-Садиком в ок. 748 г. и умер в 755–756 гг. ( Амир-Моэцци, 2013 ). В этот период Джафар ас-Садик приказал аль-Муфаддалу вернуть последователей Абу аль-Хаттаба на правильный путь, и, как говорят, аль-Муфаддал на короткое время стал последователем самого Абу аль-Хаттаба. Эти события, должно быть, произошли в средний период жизни аль-Муфаддала ( Тернер 2006 , стр. 183).
- ^ Jump up to: а б с Хотя термин «Имами» является синонимом слова «Двенадцать», когда речь идет о периоде с ок. Начиная с 941 года , ученые также используют его для обозначения той ветви раннего шиизма, которая в конечном итоге развилась в двунадесятный шиизм , прежде чем число имамов было зафиксировано в двенадцати. Идея двенадцати имамов еще не встречается в трудах аль-Барки (умер в 887 или 893 году), но несколько хадисов, в которых упоминается, что будет двенадцать имамов, были записаны ас -Саффаром аль-Кумми (умер в 903 году). Самый ранний текст, в котором однозначно перечислены двенадцать имамов в том виде, в каком мы их знаем сейчас, — это Али ибн Ибрагима аль-Кумми (умер в 919 г.) «Тафсир аль-Кумми» . Тем не менее, окончательное установление числа имамов в двенадцать стало обычным явлением только со времен аль-Кулайни (умер в 941 году), и доктрина, которая в конечном итоге отличала шиизм двунадесятников от более ранних форм шиизма имамитов, - это вера в Главное Сокрытие. двенадцатого имама Мухаммада аль-Махди , произошедшего в 941 году (считалось, что двенадцатый имам исчез еще мальчиком в 874 году, положив начало тому, что известно как Маленькое затмение ). См. Амир-Моэцци, 2007–2012 гг .; Кольберг 1976 , с. 521.
- ^ Гулаты были широко распространены в 8-9 веках, но сейчас почти вымерли. Нусайри или алавиты — единственная секта гулатов , существующая сегодня (см. Halm 2001–2012 ).
- ^ Jump up to: а б Концепция перевоплощения в человеческое ( насх ), животное ( маскх ) или растительное и минеральное ( расх ) тела также является распространенной темой в других гулатских текстах. « Китаб аль-Хафт ва-ль-асилла» идет несколько дальше, чем «Китаб аль-сират» , описывая также и другие формы иерархии внутри одного класса: у людей женские тела стоят ниже мужских, а среди животных несъедобные виды стоят ниже съедобных. те; см. Асатрян 2017 , стр. 152–153. Некоторые другие формы, такие как васх и фасх , описаны в контексте работ Нусайри Фридманом 2010 , с. 106.
- ^ Jump up to: а б О концепции Баба в шиизме см. MacEoin 1988–2011 .
- ^ Подробный обзор биографических сведений об аль-Муфаддале можно найти в Асатрян, 2017 , стр. 46–61.
- ^ О Мухаммисе см. Асатрян 2000–2013 .
- ^ Модаресси 2003 , с. 333 также описывает аль-Муфаддала как «лидера школы Муфаввида шиитского экстремизма ». Ересиографы описали Муфаввиду как секту гулатов , которая считала, что имамы были делегированы (араб. тафвид ) Богом для выполнения божественных задач, таких как создание и поддержание вселенной. Однако Асатрян 2000–2012b отмечает, что хадисы, в которых аль-Муфаддалу приписывают взгляды Муфаввиды, всегда заканчиваются опровержением этих взглядов со стороны имама. Согласно Асатряну 2017 , стр. 98–111, идеи, подобные тафвиду, часто идут рука об руку с обожествлением пророков и имамов, практикуемое гулатами , а концепция отдельной группы, называемой Муфаввида , вероятно, является простой конструкцией ересиографы.
- ^ Издание арабского текста в книгах Тамир и Халифе 1960 , Галиб 1964 и Тамир 2007 ; критическое издание главы 59 в «Асатрян 2020» , стр. 296–298; обсуждение различных изданий в Асатрян 2017 , стр. 18–19. Об этом тексте см. также Halm 1978 ; Хальм 1981 г. (продолжение Хальма 1978 г.); Капеццоне 1999 ; Асатрян 2017 , 13–42 и др . Согласно Маделунгу 1963 , с. 181, а затем Хальм 1978 , с. 220 и Асатрян 2012 , с. 145, слово «хафт» является персидским заимствованием, означающим «семь» (Маделунг ссылается на использование слов «аль-хафт» и «аль-хафтийя» для обозначения семичастных вещей, таких как семь Адамов или семь небес, в Tāmir & Khalifé 1960 , стр. 125, 128, 130 ср. Галиб 1964 , стр. 163, 167, 171; Тамир 2007 , стр. 173, 176, 179).
- ^ В версии мифа Китаб аль-Сират (см. ниже), после того как Бог скрыл себя, некоторые из ранее существовавших существ (которые в этой работе не называются тенями) отрицали, что фигура, в которой Бог явился им был действительно божественным, настаивая на том, что он всего лишь человек (см. Асатрян 2017 , с. 139).
- ^ Об анонимном Китаб аль-Ашбах ва-л-ацилла см. Асатрян 2015 .
- ↑ Об анонимном Китаб аль-Ацилле (найденном в другой работе под названием « Китаб аль-Курси ») см. Асатрян 2016 , стр. 131–135.
- ^ Ранние исмаилитские авторы, которые адаптировали гулатов идеи , включают Джафара ибн Мансура аль-Ямана (умер около 957 г .; см. De Smet 2020 , стр. 303, 308; гулаты Джафара ибн Мансура аль-Ямана оказали влияние на Китаб аль ). -Кашф обсуждаются Асатряном 2020 ) и Абу Якубом ас-Сиджистани (умер после 971 г.; см. Де Смет 2020, стр. 304, 307–308). Влияние этих идей было широко распространено в тайибитском исмаилизме (см. De Smet 2020, стр. 320–321 и др. ).
- ^ Издание арабского текста в Capezzone 1995 г. и Ибн Абд аль-Джалиля 2005 г. Об этом тексте см. также Capezzone 1993 . Его не следует путать с аналогичным названием «Китаб аль-Сират» 9-го века , написанным гулятским автором Исхаком аль-Ахмаром ан-Нахаи (умер в 899 году, см. Асатрян 2000–2012a ; Асатрян 2017 , стр. 200 св Исхак Ахмар аль -Нахаи ).
- ^ Издание арабского текста в книге Абу Муса и аль-Шейх Муса, 2006 г. , стр. 9-18.
- ^ Модаресси 2003 , с. 335 отмечает, что полный арабский текст был сохранен аль-Хасиби (умер в 969 г.) в его «аль-Хидая аль-кубра» (изд. Бейрут, 1986, стр. 392–437), а несколько отличающиеся версии сохранились у Хасана ибн Сулеймана аль-Хилли. ( около г. 1399 ) в его «Мухтасаре Басаир ад-дараджате» (изд. Наджаф 1950, стр. 178–192) и Мухаммадом Бакиром аль-Маджлиси (умер в 1699 г.) в его «Бихар аль-анвар» ( аль-Маджлиси 1983 , том . 53, стр. 1–35). Сильно сокращенный перевод версии аль-Маджлиси Тернера, 2006 г. , стр. 177–180. Об этом тексте см. также Anthony 2012b .
- ^ О концепции Махди в шиитском исламе см. Amir-Moezzi 2007–2012 .
- ^ Modaressi 2003 , стр. 335–336 отмечает, что текст цитируется ас-Саффаром аль-Кумми (умер в 903 г.) в его «Baṣāʾir al-darajat» (под редакцией М. Кучабаги, Тебриз, стр. 526–536) и что короткий фрагмент из него также встречается у Ибн Бабавайха (умер в 991 г.) «Илал аш-Шараи» (изд. FT аль-Йезди, Кум, том 1, стр. 238–239). Отождествление Модаресси этого произведения с « Рисалат аль-Майях», упомянутым ан-Наджаши, основано на той же цепочке передачи.
- ^ Арабский текст в аль-Маджлиси 1983 , том. 3, с. 57–151 (см. Модаресси 2003 , стр. 334; Асатрян 2000–2012b ; Тернер 2006 , стр. 184, 194, примечание 42). Эта работа, вероятно, идентична « Китаб фи бад аль-хальк ва-л-хатс ала аль-итибар» ( «Книга о начале творения и побуждении к созерцанию »), упомянутой ан-Наджаши, который также называл эту работу « Китаб». Факкир ( букв. « Книга мысли » ); см. Chokr 1993 , часть вторая, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 10; Модаресси 2003, с. 334. Согласно Chokr 1993, истинное название, данное в самой работе, — « Китаб аль-Адилья ала аль-хальк ва-л-тадбир ва-л-радд ала аль-каилин би-л-ихмал ва-мункири аль-хамд». ( Книга о доказательствах созидания и управления и об опровержении сторонников небрежности и отрицателей целеустремленности ).
- ^ Арабский текст в аль-Маджлиси 1983 , том. 3, стр. 152–198 (см. Модаресси 2003 , стр. 334; Асатрян 2000–2012b ; Тернер 2006 , стр. 184, 194, примечание 43).
- ^ Арабский текст в книге Хасана ибн Шу'бы аль-Харрани « Тухаф аль-Укул» , изд. аль-Гаффари Тегеран, стр. 513–515 (по ссылке Модаресси 2003 , стр. 334), изд. Бейрут 1996, стр. 382–384 (по ссылке: Асатрян 2017 , стр. 60, прим. 71).
- ^ Арабский текст в аль-Маджлиси 1983 , том. 90, стр. 96–101; оригинальный талмудический текст в Талмуде , Моэд Катан , 17a–17b (ссылается на Модаресси 2003 , стр. 336). Другие версии арабского текста и значение слова самат см. также Modaressi 2003, p. 336.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Модаресси 2003 , с. 333. Асатрян 2000–2012b также упоминает кунья Абу Мухаммеда.
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2000–2012б ; Хальм 2001–2012 гг . О гулате в более общем плане см. далее Hodgson 1960–2007 ; Антон, 2018 . Об их космологии и теологии см. Асатрян 2017 , стр. 137–161.
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2000–2012б . Становление менял как центральных фигур, обладавших значительной финансовой и политической властью, совпало с приходом к власти имамата Джафара ас-Садика; см. Асатрян 2017 , с. 58. По этому поводу см. далее Асатрян 2014 .
- ^ Jump up to: а б с Амир-Моэцци 2013 .
- ^ Асатрян 2000–2012б . Тернер 2006 , с. 183 обсуждает рассказ ученого-протодвунадесятника аль-Каши ( первая половина X века), который цитирует некоторые сообщения , в которых утверждается, что аль-Муфаддал ненадолго впал в ересь во время своего пребывания с Абу аль-Хаттабом, и что Джа Фар неохотно отверг аль-Муфаддала как неверного. Однако большинство шиитских источников-двунадесятников отрицают, что аль-Муфаддал когда-либо был замешан в какой-либо ереси (см. Amir-Moezzi 2013 ).
- ^ Термин «Традиция Муфаддала» см. Halm 1978 ; Хальм 1981 ; Де Смет 2020 , с. 300. Список работ дан Модаресси 2003 , стр. 333–337 и Асатряном 2000–2012b (кратко изложено в разделах ниже).
- ^ Асатрян 2017 , с. 59.
- ^ Асатрян 2000–2012б . Многие из последователей Джафара ас-Садика принадлежали к гулатам , что также может частично объяснить, почему этот имам занимает такое большое место в гулатских сочинениях, таких как те, которые приписывают аль-Муфаддалу; см . Gleave 2008–2012 .
- ^ Асатрян 2017 , стр. 140–141; ср. Хальм 2001-2012 гг .
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2017 , с. 16. Каждый из одиннадцати слоев подробно анализируется Асатряном 2017 , стр. 17–42. Асатрян 2000–2012б насчитал всего семь слоев.
- ^ Jump up to: а б Глив 2008–2012 гг . О танасухе см. далее Асатрян 2017 , стр. 150–154. О семи Адамах и мировых циклах ( адвар ) см. Асатрян 2017 , стр. 38, 140–143, 196 св. семи Адамов . О мировых циклах в целом см. Daftary 1994–2011 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Асатрян 2000–2012б .
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2017 , стр. 150–151.
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2017 , стр. 145–147.
- ^ Дайбер 2014 , стр. 171–178; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 10–17.
- ^ Jump up to: а б Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 21.
- ^ Jump up to: а б Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Хафару аль-Садику , 22. О Мухаммаде ибн аль-Лайсе см. Chokr 1993, первая часть, глава III, Обвиняемые в зандаке при ар-Рашиде (из с 170/786 по 193/809) , 4 Мухмад б. аль-Лайт .
- ^ Jump up to: а б с Глив 2008–2012 гг . Тернер 2006 , с. 184, напротив, предполагает, что они, возможно, были написаны до того, как аль-Муфаддал приобрел репутацию ненадежного галина среди некоторых авторов-двенадцати X/XI веков. Аргумент Тернера заключается в том, что ложные атрибуции делаются для того, чтобы придать произведению авторитетность, и что не имеет смысла приписывать произведение кому-то, считающемуся ненадежным. Глив, с другой стороны, предполагает, что приписывание кому-либо «ортодоксальной» доктрины может повысить репутацию этого человека как надежного человека.
- ^ Jump up to: а б Модаресси 2003 , с. 333.
- ^ Асатрян 2000–2012б . О концепции Баба в шиизме см. MacEoin 1988–2011 .
- ^ Амир-Моэцци 2013 ; Глив 2008–2012 гг . Ученый-двунадесятник аль-Каши ( первая половина X века) действительно цитировал некоторые сообщения , в которых утверждалось, что аль-Муфаддал ненадолго впал в ересь во время своего пребывания с Абу аль-Хаттабом, и что Джафар неохотно отвергал - Муфаддал как неверный (см. Turner 2006 , стр. 182–183).
- ^ Об Ибн аль-Гадаири см. Kohlberg 2000 .
- ^ Асатрян 2000–2012б . См. далее Асатрян 2017 , с. 46.
- ^ Фоторепродукция Галиба 1964 , с. 202 (редактированный текст на стр. 198).
- ^ Асатрян 2017 , с. 16. Различные названия обсуждаются Асатряном, 2017, стр. 18–19.
- ^ Глив 2008–2012 ; Асатрян 2017 , с. 16.
- ^ Хальм 2001–2012 гг . Об Абдаллахе ибн Харбе см. Энтони 2012a , стр. 309–310. Различные версии мифа резюмированы Асатряном 2017 , стр. 138–145. По теме уже существующих теней вообще см. также Capezzone 2017 .
- ^ Jump up to: а б Глив 2008–2012 гг .
- ^ Дафтари 1994–2011 . В исмаилитской версии доктрины мировых циклов Мухаммед является инициатором текущего, предпоследнего цикла, в то время как внук Джафара ас-Садика Мухаммад ибн Исмаил является скрытым и ожидаемым инициатором последнего цикла.
- ^ Асатрян 2017 , с. 138.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 140–141.
- ^ Асатрян 2017 , с. 61. Дата Мухаммада ибн Синана указана Хальмом как 2001–2012 гг .
- ^ Асатрян 2017 , с. 63. Хальм 1981 , с. 67 предложил Мухаммада ибн Синана, который был учеником аль-Муфаддала, в качестве автора всего Китаб аль-Хафт ва-л-ацилла (повторено в Хальме 2001–2012 ), но это было отвергнуто Асатряном 2017 , стр. 64 –65.
- ^ Это Абу Салих Мухаммад Абу аль-Хасан Бузурдж (современник Джафара ас-Садика), Абд ар-Рахман ибн аль-Касир аль-Хашими (умер в 802 г.) и Ахмад ибн Мухаммад ибн Иса (современник Мухаммеда аль-Джавад , умер в 835 году, и Али аль-Хади , умер в 868 году); См. Асатрян 2017 , с. 74.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 63–65. Эти три произведения сравниваются на стр. 65–71 и ориентировочно датируются 8 или 9 веком на стр. 72–78.
- ^ Асатрян 2017 , с. 123.
- ^ Хальм 2001–2012 гг . О том факте, что Умм аль-Китаб изначально также не имела отношения к исмаилизму, см. De Smet 2020 , с. 303.
- ^ Асатрян 2000–2012б . О небесном восхождении через семь небес, соответствующих семи степеням духовного совершенства, см. Асатрян 2017 , стр. 145–147 (краткое изложение представлено ниже). стр . Версия мифа о сотворении и падении Китаб аль-Сирата обсуждается в Асатрян 2017, 139 и сравнение с другими версиями мифа на стр. 139–145.
- ^ Jump up to: а б Асатрян 2017 , с. 145.
- ^ Асатрян 2017 , с. 146.
- ^ Асатрян 2017 , с. 147.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 145–149. Об Ибн Нусайре см. Friedman 2000–2010 ; Штайгервальд 2010 .
- ^ Краус 1942 , стр. 84, 91–92, 95–97. О взаимосвязи между произведениями, приписываемыми Джабиру, и «Китаб аль-Сират» (а также другими произведениями гулата ) см. далее Capezzone 2020 , стр. 57 и др .
- ^ Асатрян 2017 , с. 60.
- ^ Модаресси 2003 , с. 335; информацию о различных произведениях, в которых сохранился этот текст, см. также в пояснительной сноске выше.
- ^ Тернер 2006 , с. 192 не исключает возможности того, что приписывание этого текста аль-Муфаддалу является достоверным.
- ^ Модаресси 2003 , с. 335; Асатрян 2000–2012б . О мировых циклах ( adwār , Sing. Dawr ) см. Daftary 1994–2011 .
- ^ Тернер 2006 , стр. 175, 192.
- ^ Модаресси 2003 , стр. 335–336.
- ^ Модаресси 2003 , с. 335.
- ^ Они встречаются вместе в аль-Маджлиси 1983 , том. 3, стр. 57–198 и в маджмуа, хранящемся в библиотеке Принстонского университета (ms. Princeton New Series 1307), последняя из которых также содержит еще одну работу ( Китаб Мишбах аль-шариа ), приписываемую Джафару ас-Садику: см. Кольберг 1992 , с. 187. Сезгин 1967 , с. 530 относится к Китаб ат-Таухид ва-л-ихлиладжа , что, по мнению Кольберга, возможно, представляет собой объединение обеих работ.
- ^ Асатрян 2017 , стр. 59–60. Об использовании этих работ Ибн Таусом см. Kohlberg 1992 , стр. 187, 226.
- ^ Тернер 2006 , с. 184; Модаресси 2003 , с. 334; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 17. Место действия дано в al-Majlisi 1983 , vol. 3, с. 57–58. Об Ибн Аби аль-Авдже см. далее Chokr 1993, вторая часть, глава VII, «Абд аль-Карим б. Аби л-Ава и его группа .
- ^ Тернер 2006 , с. 184; Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 13–14. Другое обсуждение содержания этой работы, но приписываемое аль-Джахизу, а не аль-Муфаддалу, можно найти в Daiber 2014 , стр. 171–178.
- ^ Jump up to: а б Модаресси 2003 , с. 334.
- ^ Асатрян 2000–2012b , ссылка на Чокр 1993 , стр. 85–87, 100–102.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 14; Асатрян 2000–2012б ; Дайбер 2014 , с. 172.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 15. По словам Чокра, некоторые из этих рифмованных восхвалений содержат следы доктрины гулата .
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 12.
- ^ Jump up to: а б с Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Два произведения, приписываемые Шафару аль-Садику , 14.
- ^ Дайбер 2014 , с. 172, со ссылкой на Дайбера 1975 , 159 и далее; Ван Эсс 1980 » псевдоДжахиза , стр. 65, 79, примечание 7. Дайбер и ван Эсс говорят только о «Китаб ад-Далаиле и его более поздних адаптациях, игнорируя « Таухид аль-Муфадал» .
- ^ В своем Рисале фи Худут аль-Халам ва-вахданийят аль-Халик ва-татлит аль-аканим ; см. Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11.
- ^ В своей книге «Аль-Хикма фи махлукат Аллах »; см. Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11; Дайбер 2014 , с. 180.
- ^ В его Китаб аль-Хидая иля фарахид аль-кулуб ; см. Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 11; Дайбер 2014 , с. 180.
- ^ Дайбер 2014 , с. 173.
- ^ Дайбер 2014 , стр. 171–175.
- ^ Дайбер 2014 , стр. 175–178.
- ^ Chokr 1993 , deuxième party, глава I, 3 Deux ouvrages attribués à ٦a'far al-Sadiq , 14. О роли провидения в Таухид аль-Муфадал , см. также там же , 13. Согласно Furley 1989 , p. 202, «божье провидение - его самая выдающаяся характеристика в стоицизме, особенно в том виде, в каком она представлена Бальбом в De natura deorum 2».
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 14; Дайбер 2014 , с. 173; ср. кратко Винярчик 2016 , стр. 40–41.
- ↑ О репутации атеиста Диагора см. резюме Винярчика, 2016 , стр. 128–129. О репутации Эпикура как атеиста см. Obbink 1989 , p. 202. По вопросу об атеизме Эпикура в более общем плане см. ссылки, цитируемые Винярчиком 2016 , с. 24, прим. 84 и с. 71, примечание 49.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 19; Глив 2008–2012 гг .; Модаресси 2003 , с. 334.
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3. Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 19.
- ^ Тернер 2006 , с. 184.
- ^ Тернер 2006 , с. 194, примечание 43. Согласно словарю Вера , арабский термин ихлилай скорее относится к эмблическому миробалану ( Phyllanthus emblica ).
- ^ Chokr 1993 , вторая часть, глава I, 3 Две работы, приписываемые Шафару аль-Садику , 22; Кольберг 1992 , с. 187.
- ^ Модаресси 2003 , с. 334; Асатрян 2000–2012б .
- ^ Модаресси 2003 , с. 336. См. также более кратко Асатрян 2000–2012b .
- ^ Глив 2008–2012 гг . Издание арабского текста на Тамире 1957 г.
- ^ Модаресси 2003 , с. 335; Асатрян 2000–2012б .
- ^ Модаресси 2003 , с. 336; Асатрян 2000–2012б .
- ^ Модаресси 2003 , с. 337; Асатрян 2000–2012б .
Библиография
[ редактировать ]Третичные источники
[ редактировать ]- Амир-Моэцци, Мохаммад Али (2007–2012 гг.). «Ислам в Иране vii. Концепция Махди в двунадесятническом шиизме» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Амир-Моэцци, Мухаммед Али (2013). «Хаттабия» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Энтони, Шон В. (2018). «Гулат (экстремистские шииты)» Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27473 .
- Асатрян, Мушег (2000–2012а). «Эсхак Ахмар Нахаи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Асатрян, Мушег (2000–2012б). «Мофазал аль-Джуфи» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Асатрян, Мушег (2000–2013). «Мохаммед» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия .
- Дафтари, Фархад (1994–2011). «Магазин (1)» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Фридман, Ярон (2000–2010). «Мохаммад б. Ношайр» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия .
- Глив, Роберт (2008–2012). «Джафар аль-Шадек II. Учение» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Хальм, Хайнц (2001–2012). «Шолат» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Ходжсон, MGS (1960–2007). «Гулат». В Бирмане, П .; Бьянкис, Т. ; Босворт, CE ; ван Донзель, Э .; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама, второе издание . дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_2517 .
- Кольберг, Итан (2000). «Хазаэри» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- МакЭойн, Денис М. (1988–2011). «Глава (1)» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Энциклопедия Ираника .
- Штайгервальд, Диана (2010). «Ибн Нусайр». Во флоте, Кейт; Кремер, Гудрун ; Матринг, Денис; Навас, Джон; Роусон, Эверетт (ред.). Энциклопедия ислама, Три . дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23483 .
Вторичные источники
[ редактировать ]- Энтони, Шон В. (2012a). Халиф и еретик: Ибн Саба и истоки шиизма . Исламская история и цивилизация. Том. 91. Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004216068 . ISBN 978-90-04-20930-5 .
- Энтони, Шон В. (2012b). «Махди и сокровища аль-Талакана». Арабика . 59 (5): 459–483. дои : 10.1163/157005812X618907 .
- Асатрян, Мушег (2012). Ересь и рационализм в раннем исламе: истоки и эволюция традиции Муфадал (докторская диссертация). Йельский университет.
- Асатрян, Мушег (2014). «Банкиры и политика: сеть шиитских менял в Куфе восьмого-девятого века и их роль в шиитском сообществе». Журнал персидских исследований . 7 (1): 1–21. дои : 10.1163/18747167-12341262 .
- Асатрян, Мушег (2015). «Ранняя шиитская космология: Китаб аль-ашбах ва л-асилла и ее среда» . Изучите Исламику . 110 : 1–80. дои : 10.1163/19585705-12341311 .
- Асатрян, Мушег (2016). «Шиитская подпольная литература между Ираком и Сирией: «Книга теней» и история раннего Гулата». В Лангерманне, Ю. Цви; Робинсон, Роберт Г. (ред.). Тексты в пути в Средневековом Средиземноморье . Университетский парк: Издательство Пенсильванского государственного университета. стр. 128–161. ISBN 9780271071091 .
- Асатрян, Мушег (2017). Споры в формирующемся шиитском исламе: мусульмане-гулаты и их верования . Лондон: ИБ Таурис. ISBN 9781784538958 .
- Асатрян, Мушег (2020). «Ранние исмаилиты и другие мусульмане: полемика и заимствования в Китаб аль-Кашфе». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 273–298. ISBN 978-1-83860-485-1 .
- Капеццоне, Леонардо (1993). «Новый источник для изучения исламского инакомыслия: Китаб аль-Сират, приписываемый Муфадалу бен Умару аль-Гуфи» . Журнал востоковедения . 67 (3/4): 265–273. JSTOR 41922961 .
- Капеццоне, Леонардо (1999). «Аспект критики имами неортодоксальных традиций: Китаб аль-хафт валь-азилла и многочисленные редакции Китаб аль-азилла». Анналы Ка Фоскари . 38 (3): 171–193.
- Капеццоне, Леонардо (2002). «Вопрос о неортодоксальности Муфадала ибн Умара аль-Гуфи в «Танких аль-Макал» аль-Мамакани» . Современный Восток . 21 (1): 147–157. дои : 10.1163/22138617-08201010 . JSTOR 25817817 .
- Капеццоне, Леонардо (2017). «Предсуществование и тени. Гностический мотив или литературный?». В Хасане, Ияс Хасан (ред.). Литература на окраинах Хадаба. Перекрещенные взгляды на классическую арабскую прозу . Бейрут/Марсель: Diacritiques Éditions/Французский институт Ближнего Востока. стр. 336–361. ISBN 979-10-97093-00-6 .
- Капеццоне, Леонардо (2020). «Одиночество сироты: Шабир ибн Хайян и шиитская неортодоксальная среда третьего/девятого-четвертого/десятого веков» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 83 (1): 51–73. дои : 10.1017/S0041977X20000014 . S2CID 214044897 .
- Чокр, Мельхем (1993). Зандака и зиндики в исламе во втором веке Хиджры . Дамаск: Французский институт Дамаска. doi : 10.4000/books.ifpo.5349 . ISBN 9782901315025 . OCLC 910729151 .
- Дайбер, Ганс (1975). Богословско-философская система Муаммара ибн Аббада ас-Сулами (ум. 830 г. н.э.) . Бейрутские тексты и исследования. Том 19. Бейрут/Висбаден: Восточный институт Немецкого восточного общества. ISBN 3515018409 . OCLC 963435324 .
- Дайбер, Ганс (2014). «Возможные отголоски De mundo в арабо-исламском мире: христианские, исламские и еврейские мыслители». В Томе, Йохан К. (ред.). Космический порядок и божественная сила: Псевдо-Аристотель, О космосе . Тюбинген: Мор Зибек. стр. 169–180. дои : 10.1628/978-3-16-156432-1 . ISBN 978-3-16-152809-5 .
- Де Смет, Дэниел (2020). «Интеллектуальное взаимодействие йеменского тайибизма с ранней шиитской традицией». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 299–321. ISBN 978-1-83860-485-1 .
- Фридман, Ярон (2010). Нусайри-алавиты: введение в религию, историю и идентичность ведущего меньшинства в Сирии . Исламская история и цивилизация. Том. 77. Лейден: Брилл. doi : 10.1163/ej.9789004178922.i-328 . ISBN 978-90-04-17892-2 .
- Ферли, Дэвид Дж. (1989). Цицерона «Аристотелевский материал в De natura » deorum В Фортенбо, Уильям В.; Штайнмец, Питер (ред.). Знание Цицерона о перипатах . Исследования Университета Рутгерса в области классических гуманитарных наук. Том. IV. Нью-Брансуик: Издатели транзакций. стр. 100-1 201–219. дои : 10.4324/9780429336461 . ISBN 9780429336461 . S2CID 169943525 .
- Хальм, Хайнц (1978). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. I. Передатчики еретической муфадальной традиции». Ислам . 55 (2): 219–266. дои : 10.1515/islm.1978.55.2.219 . S2CID 160481806 .
- Хальм, Хайнц (1981). «Книга теней». Муфадалская традиция шулатов и истоки нусаиризма. II. Материалы». Ислам . 58 (1): 15–86. дои : 10.1515/islm.1981.58.1.15 . S2CID 162219074 .
- Кольберг, Этан (1976). «От Имамии к Итна-Ашарии» . Бюллетень Школы восточных и африканских исследований . 39 (3): 521–534. дои : 10.1017/S0041977X00050989 . JSTOR 614712 . S2CID 155070530 .
- Кольберг, Этан (1992). Средневековый мусульманский ученый за работой: Ибн Тавус и его библиотека . Лейден: Брилл. дои : 10.1163/9789004451162 . ISBN 978-90-04-09549-6 .
- Краус, Пол (1942). «Высокопоставленные лица религиозной иерархии по мнению Хабира ибн Хайяна» . Бюллетень Французского института восточной археологии . 41 : 83–97.
- Маделунг, Уилферд (1963). «Китаб-аль-хафт ва'ль-азилла (рецензия на книгу)». Дер Ислам . 38 : 180–182.
- Модаресси, Хосейн (2003). Традиции и выживание: библиографический обзор ранней шиитской литературы . Оксфорд: Один мир. ISBN 1-85168-331-3 .
- Оббинк, Дирк (1989). «Атеизм Эпикура» . Греческие, римские и византийские исследования . 30 (2): 187–223.
- Сезгин, Фуат (1967). История арабской литературы, Том I: Науки о Коране, хадиты, история, фикх, догматика, мистика. Примерно до 430 г. Лейден: Брилл. ISBN 978-90-04-02007-8 .
- Тернер, Колин П. (2006). «Традиция Муфадала» и доктрина раджи: свидетельства Гулувва в эсхатологии двунадесятного шиизма?» . Иран . 44 : 175–195. дои : 10.1080/05786967.2006.11834685 . JSTOR 4300708 . S2CID 170603436 .
- Ван Эсс, Йозеф (1980). «Ранние исламские богословы о существовании Бога». В Семаане, Халил И. (ред.). Ислам и средневековый Запад: аспекты межкультурных отношений. Доклады, представленные на девятой ежегодной конференции Центра исследований средневековья и раннего Возрождения Университета штата Нью-Йорк в Бингемтоне . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 64–81. ISBN 0-87395-409-2 . (перепечатано в Ван Эсс, Джозеф (2018). Мелкие шрифты . Лейден: Брилл. стр. 1431–1445. дои : 10.1163/9789004336483_099 . ISBN 978-90-04-31224-1 . )
- Винярчик, Марек (2016). Диагор Мелосский: вклад в историю древнего атеизма . Вклад в Altertumskunde. Том. 350. Перевод Збироховского-Кости, Витольда. Берлин и Бостон: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110448047 . ISBN 978-3-11-044377-6 .
Первоисточники
[ редактировать ]Китаб аль-Хафт ва-л-Ацилла
- Асатрян, Мушег (2020). «Ранние исмаилиты и другие мусульмане: полемика и заимствования в Китаб аль-Кашфе». В Мир-Касимове, Орхан (ред.). Интеллектуальные взаимодействия в исламском мире: нить исмаилитов . Лондон: ИБ Таурис. стр. 273–298. ISBN 978-1-83860-485-1 . (стр. 196–198 содержат критическое издание главы 59)
- Галиб, Мустафа (1964). аль-Хафт аш-Шариф . Бейрут: Дар аль-Андалус. OCLC 977409505 .
- Тамир, Ариф; Халифе, Игнас Абдо (1960). Китаб аль-Хафт ва-л-Аиллат, приписываемый аль-Муфадалу ибн Умару аль-Афи, передает слова имама Гафара ибн М. Ас-Садика . Бейрут: Печать. Католик. OCLC 459827793 .
- Тамир, Ариф (2007) [1981]. Китаб аль-Хафт ва-л-Ацилла . Бейрут: Дар ва-Мактабат аль-Хилал. ISBN 978-9953-75-266-2 . (издание основано на другой рукописи по сравнению с Тамиром и Халифе, 1960 г. )
Китаб аль-Сират
- Капеццоне, Леонардо (1995). «Китаб аль-Сират, приписываемый Муфадалу ибн Умару аль-Гуфи: издание единственной рукописи (Париж, Национальная библиотека Ar. 1449/3) и вводное исследование» . Журнал востоковедения . 69 (3–4): 295–416. JSTOR 41880880 .
- Ибн Абд аль-Джалил, аль-Мунсиф (2005). Китаб аль-Сират . Бейрут: Дар аль-Мадар аль-Ислами. ISBN 9789959292636 . OCLC 812186733 .
Другой
- Абу Муса; аль-Шейх Муса, ред. (2006). Силсилат аль-Турат аль-Алави. Том. 6: аль-Маджмуа аль-Муфадалийя . Дияр Акль (Ливан): Дар ли-Аджл аль-Марифа. OCLC 652937966 .
- аль-Маджлиси, Мухаммад Бакир (1983). Бихар аль-анвар аль-джамиа ли-дурар ахбар аль-аимма аль-атхар . Бейрут: Дар Ихья аль-Турат аль-Араби. ( Таухид аль-Муфадал , том 3, стр. 57–151; Китаб аль-Ихлиладжа , том 3, стр. 152–198; Маякун Синда Сухур аль-Махди , том 53, стр. 1–38)
- Тамир, Ариф (1957). аль-Хикам аль-Джафарийя, ли-л-Имам аль-Садик Джафар ибн Мухаммад . Бейрут: аль-Матбаа аль-Катуликийя. ОСЛК 23505958 .