Диагор из Мелоса
Диагор Мелосский ( греч . Διαγόρας ὁ Μήλιος ) или Диагор «Атеист» был греческим поэтом и софистом V века до нашей эры. На протяжении всей античности его считали атеистом , но о том, во что он на самом деле верил, достоверно известно очень мало. Анекдоты о его жизни свидетельствуют о том, что он выступал против древнегреческой религии . Он якобы разрубил деревянную статую Геракла и использовал ее, чтобы поджарить чечевицу и раскрыл тайны Элевсинских мистерий . Афиняне . обвинили его в асебее ( нечестии ) и изгнали из своего города Он умер в Коринфе .
Жизнь
[ редактировать ]Диагор был сыном Телеклида или Телеклита и родился на острове Мелос , одном из Киклад . По мнению Суда , [1] он был учеником Демокрита после того, как Демокрит заплатил 10 000 драхм за освобождение Диагора из плена после жестокого покорения Мелоса (416 г. до н. э.); [2] однако ни в каких ранних источниках не упоминается связь с Демокритом. В Суде также сообщается, что в юности Диагор приобрел некоторую репутацию лирического поэта, и это, вероятно, является причиной его упоминания среди лириков Симонида , Пиндара и Вакхилида . Среди его восхвалений упоминается, в частности, восхваление Арианфа из Аргоса, который в остальном неизвестен, еще один - Никодору , государственному деятелю Мантинеи , и третий - мантинейцам. Никодора прославляли как государственного деятеля и законодателя на его родине; Элиан сообщает нам, что Диагор был любовником Никодора и помогал Никодору в его законодательстве . [3] Конституция Мантинеи позже была оценена Аристотелем и Полибием как редкий пример демократической умеренности и равновесия. [4]
В своих «Облаках » афинский драматург-комик Аристофан ссылается на Диагора как на известную фигуру того времени: [5] вторая дошедшая до нас версия, вероятно, относится к 419–17 гг. До н.э. Диодор сообщает нам [6] что несколько лет спустя, c. В 415 г. до н.э. его обвинили в нечестии, и он счел за лучшее бежать из Афин, чтобы избежать преследования, а классические источники говорят о награде за его поимку или убийство. [7] Религия могла быть лишь предлогом для обвинения, поскольку то, что он был мелийцем, делало его объектом подозрений со стороны афинян. В 416 г. до н. э. Мелос был завоеван афинянами и жестоко с ними обращался, и вполне возможно, что Диагор, возмущенный таким обращением, мог принять участие в партийной борьбе в Афинах и тем самым навлечь на себя подозрение. демократической партии. Впоследствии Диагор отправился в Коринф, где, как утверждает Суда, и умер.
Философия
[ редактировать ]Мало что известно наверняка о его философских взглядах и природе его предполагаемого атеизма. Достоверно известно лишь то, что Диагор был оскорблен поклонением афинским национальным богам .
Древние анекдоты
[ редактировать ]Цицерон , [8] письмо в I веке до нашей эры рассказывает о том, как друг Диагора пытался убедить его в существовании богов, указывая, сколько вотивных изображений рассказывает о людях, спасаемых от штормов на море «благодаря клятвам, данным богам». , на что Диагор ответил, что «нигде нет изображений потерпевших кораблекрушение и утонувших в море». И Цицерон приводит еще один пример, когда Диагор находился на корабле в плохую погоду, и команда думала, что они сами навлекли на себя беду, взяв на борт этого нечестивца. Затем он задался вопросом, был ли на борту других лодок, попавших в тот же шторм, также «Диагора». [9]
Этот и подобные анекдоты [10] точно описать его отношение к народной религии. О том, что он отстаивал свою позицию с большой твердостью и, может быть, с большей свободой, остроумием и смелостью, чем это было желательно, свидетельствует, по-видимому, тот факт, что он, в частности, получил в древности эпитет атеиста. Возможно, он просто отрицал прямое вмешательство богов в мир, но, поскольку он не верил в личное существование афинских богов и их человеческий образ действий, афиняне вряд ли могли рассматривать его как нечто иное, как атеист.
Христианский писатель Афинагор Афинский (II век нашей эры) пишет о Диагоре:
Афиняне не без оснований признали Диагора виновным в атеизме, поскольку он не только разгласил орфическое учение, опубликовал мистерии Элевсина и Кабиров , изрубил деревянную статую Геркулеса , чтобы сварить ему репу, но и открыто заявил, что существует вообще не был Богом. [11]
Возвращаясь к обвинению против Диагора, вынудившему его покинуть Афины, отметим, что это было время, когда скептицизм начал подрывать основы древнего народного верования. Суд над теми, кто разрушил статуи Гермеса , осквернение мистерий и обвинение Алкивиада — вот симптомы, показывающие, что неверие, питаемое рассуждениями философов и софистов , стало представляться очень опасным для народа. консервативная партия в Афинах. Нет сомнения, что Диагор не обращал внимания на устоявшуюся религию народа и, возможно, время от времени высмеивал ее; но он также отважился на прямые нападки на общественные учреждения афинского богослужения, такие как Элевсинские мистерии , которые он старался принизить в общественном сознании, и, как говорят, он помешал многим людям стать посвященными в них. По крайней мере, в этом обвиняют его древние: [12] а историк Мелантий в своей работе о мистериях упоминает об указе, изданном против Диагора. Во всех этих религиозных спорах, несомненно, были политические мотивы. Диагор был мелийцем и, следовательно, принадлежал к дорийской расе; он был другом Дориана Мантинеи , которую Афины ненавидели и только недавно отказались от союза с Афинами; дорийцы и ионийцы были против друг друга в различных пунктах своего богослужения, и эта искра вражды переросла в растущую ненависть Пелопоннесской войны . Диагор бежал из Афин вовремя, чтобы избежать последствий нападений, совершенных на него врагами. Поэтому он был осужден, и псефизма была выгравирована на колонне, обещая награду за его голову и один талант тому, кто принесет его мертвое тело в Афины, и два таланта тому, кто предаст его живым афинянам. . [13]
Современная оценка
[ редактировать ]
Дж. М. Робертсон пишет о Диагоре следующее:
Примерно в это же время [415 г. до н. э.] поэт Диагор из Мелоса был объявлен вне закона за атеизм, поскольку он заявил, что ненаказание за определенное беззаконие доказывает отсутствие богов. Небезосновательно предполагалось, что рассматриваемое беззаконие заключалось в резне мелийцев афинянами в 416 г. до н.э., и негодование афинян в этом случае было личным и политическим, а не религиозным. В течение некоторого времени после 415 г. афинские суды прилагали напряженные усилия, чтобы наказать за каждый обнаруженный случай нечестия; Алкивиада и других обвиняли в пародиях на Элевсинские мистерии. Диагор, которому в дальнейшем было поручено разгласить Элевсинские и другие тайны, а также сделать на дрова изображение Геракла , повелев богу совершить свой тринадцатый подвиг - приготовить репу, стал с тех пор одним из пресловутых атеистов древнего мира и за его убийство предлагалась награда в талант серебра, а за пленение его живым — в два таланта; несмотря на это, он, похоже, сбежал. [14]
Отношение Диагора к популярной религии и теологии его эпохи невозможно объяснить, не обратившись к мнениям натурфилософов и интеллектуальному движению того времени. Философы -досократики все чаще объясняли природные явления с точки зрения законов природы без необходимости божественного вмешательства. В частности, атомизм Демокрита заменил бога-правителя мира отношением причины и следствия как источников всех вещей. Демокрит объяснял широко распространенную веру в богов страхом перед необычными и необъяснимыми явлениями в природе; и, исходя из этого принципа, Диагор в то время, когда древнее народное верование уже было поколеблено, особенно в сознании молодежи, выступил с учением, что богов вообще не существует. Его нападки, судя по всему, были направлены главным образом против догм греческой теологии и мифологии , а также против устоявшихся форм богослужения. По моде софистов, карикатурно изображенной Аристофаном в В «Облаках » он заменил деятельность богов активными силами природы; и некоторые отдельные утверждения, дошедшие до нас, позволяют предположить, что он сделал это остроумно.
Дженнифер Майкл Хехт пишет о Диагорасе следующее:
Поэт Диагор из Мелоса был, пожалуй, самым известным атеистом пятого века. Хотя он не писал об атеизме, анекдоты о его неверии позволяют предположить, что он был самоуверенным, почти дразнящим и очень публичным человеком. Он раскрыл всем тайные ритуалы религии Элевсинских мистерий и «таким образом сделал их обычными», то есть целенаправленно демистифицировал заветный тайный обряд, видимо, чтобы спровоцировать на размышления своих современников. В другой известной истории друг указал на дорогую выставку обетных подарков и сказал: «Вы думаете, что боги не заботятся о человеке? Да ведь из всех этих обетных изображений вы можете видеть, как много людей избежали ярости штормов в море, молясь богам, которые благополучно доставили их в гавань». На что Диагор ответил: «Да, действительно, но где изображения всех тех, кто потерпел кораблекрушение и погиб в волнах?» Хороший вопрос. Диагору было предъявлено обвинение в осквернении тайн, но он сбежал. Его разыскивали по всей Афинской империи, что указывало на серьезность обвинений, но его не нашли. [15]
Издания
[ редактировать ]- Марек Винярчик (редактор), Реликвии Диагора Мелия и Теодора Киренея , Лейпциг, 1981 (Тейбнеровская библиотека греческих и римских письменностей).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Suda, Diagoras , delta,523
- ^ Судас, 68 А 10а.
- ^ Элиан, Различные истории , ii. 23
- ^ Аристотель, Политея 1318b; Полибий, VI 43.1.
- ^ Аристофан, Облака , 830 г.
- ^ Диодор Сицилийский, xiii. 6
- ^ Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды над нечестием: переоценка». Дике (16): 46–51. дои : 10.13130/1128-8221/4290 .
- ^ Цицерон, De Natura Deorum , III 89 ( Текст из Латинской библиотеки )
- ^ Цицерон, О природе богов , III 37.
- ^ Диоген Лаэртский, VI. 59
- ^ «Афинагор, Мольба к христианам , глава 4» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 г. Проверено 16 марта 2008 г.
- ^ Кратер, ап. Схолий Аристофана ; Таррей, ап. пот Лисий, ок. Андоцид ; Джозеф. в. Апион ii. 37; Татьян, нареч. Греческий
- ^ Школа. к Аристофу. Средний. 1013, 1073; Диодор Сицилийский, xiii. 6.
- ^ История свободомыслия, древнего и современного, до периода Французской революции, Дж. М. Робертсон, четвертое издание, переработанное и расширенное, в двух томах, Vol. Я, Уоттс, 1936. стр. 173–174.
- ^ Хехт, Дженнифер Майкл (2003). «Что случилось с Зевсом и Герой?, 600 г. до н. э. – 1 г. н. э.» . Сомнение: история . Харпер Сан-Франциско. стр. 9–10 . ISBN 0-06-009795-7 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии .
{{cite encyclopedia}}
: Отсутствует или пусто |title=
( помощь )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вассалло, Кристиан (2021). Пресократики в Геркулануме: исследование раннегреческой философии в эпикурейской традиции . Берлин и Бостон: Де Грюйтер. ( св. Диагорас Мелиус )
- Уитмарш, Тим (2016). «Диагор, Беллерофонт и осада Олимпа». Журнал эллинистических исследований . 136 : 182–186.
- Винярчик, Марек (2016). Диагор Мелосский: вклад в историю древнего атеизма . Beiträge zur Altertumskunde. Том 350. Перевод Збироховского-Косьчи, Витольда. Берлин и Бостон: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110448047 . ISBN 978-3-11-044377-6 .