Jump to content

Диагор из Мелоса

Диагор Мелосский ( греч . Διαγόρας ὁ Μήλιος ) или Диагор «Атеист» был греческим поэтом и софистом V века до нашей эры. На протяжении всей античности его считали атеистом , но о том, во что он на самом деле верил, достоверно известно очень мало. Анекдоты о его жизни свидетельствуют о том, что он выступал против древнегреческой религии . Он якобы разрубил деревянную статую Геракла и использовал ее, чтобы поджарить чечевицу и раскрыл тайны Элевсинских мистерий . Афиняне . обвинили его в асебее ( нечестии ) и изгнали из своего города Он умер в Коринфе .

Диагор был сыном Телеклида или Телеклита и родился на острове Мелос , одном из Киклад . По мнению Суда , [1] он был учеником Демокрита после того, как Демокрит заплатил 10 000 драхм за освобождение Диагора из плена после жестокого покорения Мелоса (416 г. до н. э.); [2] однако ни в каких ранних источниках не упоминается связь с Демокритом. В Суде также сообщается, что в юности Диагор приобрел некоторую репутацию лирического поэта, и это, вероятно, является причиной его упоминания среди лириков Симонида , Пиндара и Вакхилида . Среди его восхвалений упоминается, в частности, восхваление Арианфа из Аргоса, который в остальном неизвестен, еще один - Никодору , государственному деятелю Мантинеи , и третий - мантинейцам. Никодора прославляли как государственного деятеля и законодателя на его родине; Элиан сообщает нам, что Диагор был любовником Никодора и помогал Никодору в его законодательстве . [3] Конституция Мантинеи позже была оценена Аристотелем и Полибием как редкий пример демократической умеренности и равновесия. [4]

В своих «Облаках » афинский драматург-комик Аристофан ссылается на Диагора как на известную фигуру того времени: [5] вторая дошедшая до нас версия, вероятно, относится к 419–17 гг. До н.э. Диодор сообщает нам [6] что несколько лет спустя, c. В 415 г. до н.э. его обвинили в нечестии, и он счел за лучшее бежать из Афин, чтобы избежать преследования, а классические источники говорят о награде за его поимку или убийство. [7] Религия могла быть лишь предлогом для обвинения, поскольку то, что он был мелийцем, делало его объектом подозрений со стороны афинян. В 416 г. до н. э. Мелос был завоеван афинянами и жестоко с ними обращался, и вполне возможно, что Диагор, возмущенный таким обращением, мог принять участие в партийной борьбе в Афинах и тем самым навлечь на себя подозрение. демократической партии. Впоследствии Диагор отправился в Коринф, где, как утверждает Суда, и умер.

Философия

[ редактировать ]

Мало что известно наверняка о его философских взглядах и природе его предполагаемого атеизма. Достоверно известно лишь то, что Диагор был оскорблен поклонением афинским национальным богам .

Древние анекдоты

[ редактировать ]

Цицерон , [8] письмо в I веке до нашей эры рассказывает о том, как друг Диагора пытался убедить его в существовании богов, указывая, сколько вотивных изображений рассказывает о людях, спасаемых от штормов на море «благодаря клятвам, данным богам». , на что Диагор ответил, что «нигде нет изображений потерпевших кораблекрушение и утонувших в море». И Цицерон приводит еще один пример, когда Диагор находился на корабле в плохую погоду, и команда думала, что они сами навлекли на себя беду, взяв на борт этого нечестивца. Затем он задался вопросом, был ли на борту других лодок, попавших в тот же шторм, также «Диагора». [9]

Этот и подобные анекдоты [10] точно описать его отношение к народной религии. О том, что он отстаивал свою позицию с большой твердостью и, может быть, с большей свободой, остроумием и смелостью, чем это было желательно, свидетельствует, по-видимому, тот факт, что он, в частности, получил в древности эпитет атеиста. Возможно, он просто отрицал прямое вмешательство богов в мир, но, поскольку он не верил в личное существование афинских богов и их человеческий образ действий, афиняне вряд ли могли рассматривать его как нечто иное, как атеист.

Христианский писатель Афинагор Афинский (II век нашей эры) пишет о Диагоре:

Афиняне не без оснований признали Диагора виновным в атеизме, поскольку он не только разгласил орфическое учение, опубликовал мистерии Элевсина и Кабиров , изрубил деревянную статую Геркулеса , чтобы сварить ему репу, но и открыто заявил, что существует вообще не был Богом. [11]

Возвращаясь к обвинению против Диагора, вынудившему его покинуть Афины, отметим, что это было время, когда скептицизм начал подрывать основы древнего народного верования. Суд над теми, кто разрушил статуи Гермеса , осквернение мистерий и обвинение Алкивиада — вот симптомы, показывающие, что неверие, питаемое рассуждениями философов и софистов , стало представляться очень опасным для народа. консервативная партия в Афинах. Нет сомнения, что Диагор не обращал внимания на устоявшуюся религию народа и, возможно, время от времени высмеивал ее; но он также отважился на прямые нападки на общественные учреждения афинского богослужения, такие как Элевсинские мистерии , которые он старался принизить в общественном сознании, и, как говорят, он помешал многим людям стать посвященными в них. По крайней мере, в этом обвиняют его древние: [12] а историк Мелантий в своей работе о мистериях упоминает об указе, изданном против Диагора. Во всех этих религиозных спорах, несомненно, были политические мотивы. Диагор был мелийцем и, следовательно, принадлежал к дорийской расе; он был другом Дориана Мантинеи , которую Афины ненавидели и только недавно отказались от союза с Афинами; дорийцы и ионийцы были против друг друга в различных пунктах своего богослужения, и эта искра вражды переросла в растущую ненависть Пелопоннесской войны . Диагор бежал из Афин вовремя, чтобы избежать последствий нападений, совершенных на него врагами. Поэтому он был осужден, и псефизма была выгравирована на колонне, обещая награду за его голову и один талант тому, кто принесет его мертвое тело в Афины, и два таланта тому, кто предаст его живым афинянам. . [13]

Современная оценка

[ редактировать ]
Карандашная иллюстрация, нарисованная в период с 2018 по 2020 год и представляющая интерпретацию художника легенды о Диагоре Мелосском, сжигающем статую Геракла.

Дж. М. Робертсон пишет о Диагоре следующее:

Примерно в это же время [415 г. до н. э.] поэт Диагор из Мелоса был объявлен вне закона за атеизм, поскольку он заявил, что ненаказание за определенное беззаконие доказывает отсутствие богов. Небезосновательно предполагалось, что рассматриваемое беззаконие заключалось в резне мелийцев афинянами в 416 г. до н.э., и негодование афинян в этом случае было личным и политическим, а не религиозным. В течение некоторого времени после 415 г. афинские суды прилагали напряженные усилия, чтобы наказать за каждый обнаруженный случай нечестия; Алкивиада и других обвиняли в пародиях на Элевсинские мистерии. Диагор, которому в дальнейшем было поручено разгласить Элевсинские и другие тайны, а также сделать на дрова изображение Геракла , повелев богу совершить свой тринадцатый подвиг - приготовить репу, стал с тех пор одним из пресловутых атеистов древнего мира и за его убийство предлагалась награда в талант серебра, а за пленение его живым — в два таланта; несмотря на это, он, похоже, сбежал. [14]

Отношение Диагора к популярной религии и теологии его эпохи невозможно объяснить, не обратившись к мнениям натурфилософов и интеллектуальному движению того времени. Философы -досократики все чаще объясняли природные явления с точки зрения законов природы без необходимости божественного вмешательства. В частности, атомизм Демокрита заменил бога-правителя мира отношением причины и следствия как источников всех вещей. Демокрит объяснял широко распространенную веру в богов страхом перед необычными и необъяснимыми явлениями в природе; и, исходя из этого принципа, Диагор в то время, когда древнее народное верование уже было поколеблено, особенно в сознании молодежи, выступил с учением, что богов вообще не существует. Его нападки, судя по всему, были направлены главным образом против догм греческой теологии и мифологии , а также против устоявшихся форм богослужения. По моде софистов, карикатурно изображенной Аристофаном в В «Облаках » он заменил деятельность богов активными силами природы; и некоторые отдельные утверждения, дошедшие до нас, позволяют предположить, что он сделал это остроумно.

Дженнифер Майкл Хехт пишет о Диагорасе следующее:

Поэт Диагор из Мелоса был, пожалуй, самым известным атеистом пятого века. Хотя он не писал об атеизме, анекдоты о его неверии позволяют предположить, что он был самоуверенным, почти дразнящим и очень публичным человеком. Он раскрыл всем тайные ритуалы религии Элевсинских мистерий и «таким образом сделал их обычными», то есть целенаправленно демистифицировал заветный тайный обряд, видимо, чтобы спровоцировать на размышления своих современников. В другой известной истории друг указал на дорогую выставку обетных подарков и сказал: «Вы думаете, что боги не заботятся о человеке? Да ведь из всех этих обетных изображений вы можете видеть, как много людей избежали ярости штормов в море, молясь богам, которые благополучно доставили их в гавань». На что Диагор ответил: «Да, действительно, но где изображения всех тех, кто потерпел кораблекрушение и погиб в волнах?» Хороший вопрос. Диагору было предъявлено обвинение в осквернении тайн, но он сбежал. Его разыскивали по всей Афинской империи, что указывало на серьезность обвинений, но его не нашли. [15]

  • Марек Винярчик (редактор), Реликвии Диагора Мелия и Теодора Киренея , Лейпциг, 1981 (Тейбнеровская библиотека греческих и римских письменностей).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Suda, Diagoras , delta,523
  2. ^ Судас, 68 А 10а.
  3. ^ Элиан, Различные истории , ii. 23
  4. ^ Аристотель, Политея 1318b; Полибий, VI 43.1.
  5. ^ Аристофан, Облака , 830 г.
  6. ^ Диодор Сицилийский, xiii. 6
  7. ^ Филоник, Якуб (2013). «Афинские суды над нечестием: переоценка». Дике (16): 46–51. дои : 10.13130/1128-8221/4290 .
  8. ^ Цицерон, De Natura Deorum , III 89 ( Текст из Латинской библиотеки )
  9. ^ Цицерон, О природе богов , III 37.
  10. ^ Диоген Лаэртский, VI. 59
  11. ^ «Афинагор, Мольба к христианам , глава 4» . Архивировано из оригинала 30 ноября 2010 г. Проверено 16 марта 2008 г.
  12. ^ Кратер, ап. Схолий Аристофана ; Таррей, ап. пот Лисий, ок. Андоцид ; Джозеф. в. Апион ii. 37; Татьян, нареч. Греческий
  13. ^ Школа. к Аристофу. Средний. 1013, 1073; Диодор Сицилийский, xiii. 6.
  14. ^ История свободомыслия, древнего и современного, до периода Французской революции, Дж. М. Робертсон, четвертое издание, переработанное и расширенное, в двух томах, Vol. Я, Уоттс, 1936. стр. 173–174.
  15. ^ Хехт, Дженнифер Майкл (2003). «Что случилось с Зевсом и Герой?, 600 г. до н. э. – 1 г. н. э.» . Сомнение: история . Харпер Сан-Франциско. стр. 9–10 . ISBN  0-06-009795-7 .

В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Смит, Уильям , изд. (1870). Словарь греческой и римской биографии и мифологии . {{cite encyclopedia}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь )

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Вассалло, Кристиан (2021). Пресократики в Геркулануме: исследование раннегреческой философии в эпикурейской традиции . Берлин и Бостон: Де Грюйтер. ( св. Диагорас Мелиус )
  • Уитмарш, Тим (2016). «Диагор, Беллерофонт и осада Олимпа». Журнал эллинистических исследований . 136 : 182–186.
  • Винярчик, Марек (2016). Диагор Мелосский: вклад в историю древнего атеизма . Beiträge zur Altertumskunde. Том 350. Перевод Збироховского-Косьчи, Витольда. Берлин и Бостон: Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110448047 . ISBN  978-3-11-044377-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23d74ffa51c4dd319589fcd619854f70__1715931840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/70/23d74ffa51c4dd319589fcd619854f70.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Diagoras of Melos - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)