Облака
Облака | |
---|---|
![]() Стрепсиад, его сын и Сократ (с гравюры XVI века) | |
Написал | Аристофан |
Хор | Облака (богини) |
Персонажи |
Тихие роли
|
Параметр | 1. Дом Стрепсиада 2. Мышление (школа Сократа) |
«Облака» ( др.-греч . Νεφέλαι , Нефелай ) — греческая комедия, написанная драматургом Аристофаном . Высмеивая интеллектуальную моду классических Афин , она была первоначально поставлена в городе Дионисии в 423 году до нашей эры и не была принята так хорошо, как надеялся автор, став последней из трех пьес, участвовавших в фестивале в том году. Он был пересмотрен между 420 и 417 годами до нашей эры и впоследствии был распространен в виде рукописи. [3]
Ни одна копия оригинальной постановки не сохранилась, и научный анализ показывает, что исправленная версия представляет собой неполную форму Старой комедии . Однако эта незавершенность не очевидна в переводах и современных исполнениях. [4]
Ретроспективно «Облака » можно считать первой дошедшей до нас «комедией идей». [5] и считается литературными критиками одним из лучших образцов жанра. [6] Однако пьеса также по-прежнему известна своей карикатурой на Сократа и цитируется Платоном в « Апологии» как фактор, способствовавший суду и казни философа. [7] [8]
Персонажи
[ редактировать ]- Сократ, философ, руководящий The Thinkery [9]
- Стрепсиад, студент, присоединившийся к The Thinkery
- Фидиппид, его сын
- Херефонт , ученик Сократа
- Облака, образующие хор
- Руководитель хора
- Раб
- Студенты
- Первый Студент
- Неправильный аргумент
- Правильный аргумент
- Первый кредитор
- Второй кредитор
- Свидетель
- Ксантиас
Сюжет
[ редактировать ]Пьеса начинается с того, что Стрепсиад внезапно садится в постели, а его сын Фидиппид блаженно спит на кровати рядом с ним. Стрепсиад жалуется зрителям, что он слишком обеспокоен домашними долгами, чтобы заснуть - его жена (избалованное детище аристократического клана) поощряла дорогостоящий интерес их сына к ставкам на скачки. Стрепсиад, придумав план выхода из долгов, осторожно будит юношу и умоляет сделать что-нибудь для него. Фидиппид сначала соглашается сделать то, что его просят, но затем меняет свое мнение, когда узнает, что отец хочет записать его в «Мысль», школу для бездельников и бездельников, с которой ни один уважающий себя спортивный молодой человек не осмеливается связываться. Стрепсиадес объясняет, что студенты «Мысли» учатся превращать второстепенные аргументы в выигрышные, и это единственный способ победить их потерпевших кредиторов в суде. Фидиппида, однако, не удалось убедить, и Стрепсиад решает записаться на «Мысли», несмотря на свой преклонный возраст.
Там он знакомится со студентом, который рассказывает ему о некоторых недавних открытиях, сделанных Сократом, главой «Мысли», в том числе о новой единице измерения для определения расстояния, пройденного блохой (блошиная лапка , созданная из крохотного отпечатка на воске). ), точная причина жужжания комара (его задний конец напоминает трубу) и новое применение большого циркуля (как своего рода рыболовный крючок для кражи плащей с крючков через стену спортзала). Впечатленный, Стрепсиад просит познакомить его с человеком, стоящим за этими открытиями. Желание вскоре исполняется; Сократ появляется над головой, его носят в корзине на конце веревки, чтобы лучше наблюдать за Солнцем и другими метеорологическими явлениями. Философ спускается и быстро начинает церемонию введения в должность нового пожилого студента, кульминацией которой является парад Облаков, богинь-покровительниц мыслителей и других бездельников. Облака прибывают, величественно воспевая о краях, откуда они возникли, и о земле, которую они сейчас посетили, самой прекрасной во всей Греции. Представленный им как новый приверженец, Стрепсиад умоляет сделать его лучшим оратором в Греции на сто миль. Они отвечают обещанием блестящего будущего. Сократ ведет его в темный Мыслительный цех на первый урок, и Облака выходят вперед, чтобы обратиться к аудитории.
Отложив облачные костюмы, Хор заявляет, что это самая умная пьеса автора и что она стоила ему величайших усилий. Он упрекает публику за провал пьесы на фестивале, где она уступила произведениям низших авторов, и хвалит автора за оригинальность и за его смелость в высмеивании влиятельных политиков, таких как Клеон . Затем Хор возобновляет свой вид в виде облаков, обещая божественную милость, если публика накажет Клеона за коррупцию, и упрекает афинян за возню с календарем, поскольку это вывело Афины из строя с луной.
Сократ возвращается на сцену в раздражении, протестуя против некомпетентности своего нового пожилого ученика. Он вызывает Стрепсиада на улицу и пытается продолжить уроки, включая форму медитативной инкубации, в которой старик лежит под одеялом, в то время как мысли должны возникать в его уме естественным путем. В результате инкубации Стрепсиад использует одеяло для мастурбации ; наконец, Сократ отказывается иметь с ним что-либо большее. Облака советуют Стрепсиаду найти кого-нибудь помоложе, чтобы он научился за него. Его сын Фидиппид впоследствии уступает угрозам Стрепсиада и неохотно возвращается с ним в Мысль, где они сталкиваются с персонифицированными аргументами Высшего (Правильного) и Низшего (Неправильного), соратников Сократа. Высший аргумент и Низший аргумент спорят друг с другом о том, кто из них может предложить лучшее образование. Высший Аргумент встает на сторону Справедливости и богов, предлагая подготовить Фидиппида к серьезной дисциплинированной жизни, типичной для людей, уважающих старые обычаи; Низший Аргумент, отрицая существование Справедливости, предлагает подготовить его к жизни в лёгкости и удовольствиях, типичной для людей, которые знают, как найти выход из неприятностей. В конце дебатов быстрый опрос аудитории показывает, что педерасты – люди, обученные «Низшим аргументам», – заняли самые влиятельные позиции в Афинах. Высший Аргумент принимает свое неизбежное поражение, Низший Аргумент ведет Фидиппида в Мысль, чтобы получить образование, которое изменит его жизнь, а Стрепсиад возвращается домой счастливым. Облака вторично выходят вперед, чтобы обратиться к зрителям, требуя присвоить им первое место в конкурсе фестиваля, взамен обещают хорошие дожди – иначе они уничтожат посевы, разобьют крыши, испортят свадьбы.
История возобновляется тем, что Стрепсиад возвращается в «Мысль» за своим сыном. Появляется новый Фидиппид, поразительно преобразившийся в бледного интеллектуального человека, которым он когда-то боялся стать. Радуясь возможности найти выход из финансовых затруднений, Стрепсиад ведет молодежный дом на празднование, всего за несколько мгновений до того, как первый из их обиженных кредиторов прибывает со свидетелем, чтобы вызвать его в суд. Стрепсиад возвращается на сцену, противостоит кредитору и презрительно отпускает его. Приходит второй кредитор и подвергается такому же обращению, прежде чем Стрепсиад возвращается в дом, чтобы продолжить празднование. Облака зловеще поют о надвигающемся фиаско, и Стрепсиад снова возвращается на сцену, теперь в беде, жалуясь на избиение, которое только что нанес ему новый сын в споре по поводу празднования. Фидиппид хладнокровно и нагло спорит со своим отцом о праве отца бить своего сына и о праве сына бить своего отца. В конце он угрожает избить и свою мать, после чего Стрепсиад приходит в ярость против «Мысли», обвиняя Сократа в своих последних проблемах. Он ведет своих рабов, вооруженных факелами и мотыгами, в яростную атаку на школу с сомнительной репутацией. Встревоженных студентов преследуют за кулисами, и хор, которому нечего праздновать, тихо уходит.
Историческая справка
[ редактировать ]«Облака» представляют собой отход от основных тем ранних пьес Аристофана – афинской политики, Пелопоннесской войны и необходимости мира со Спартой. Спартанцы недавно прекратили свои ежегодные вторжения в Аттику после того, как афиняне взяли спартанских заложников в битве при Сфактерии в 425 году, и это, в сочетании с поражением, понесенным афинянами в битве при Делии в 424 году, создало подходящие условия для перемирие. Таким образом, первоначальная постановка «Облаков » в 423 г. до н.э. произошла в то время, когда Афины с нетерпением ждали периода мира. Клеон , популистский лидер провоенной фракции в Афинах, был мишенью всех ранних пьес Аристофана, а его попытки привлечь к ответственности Аристофана за клевету в 426 году лишь подлили масла в огонь. Аристофан, однако, выделил Клеона для особого обращения в своей предыдущей пьесе «Рыцари» о нем относительно мало упоминаний в 424 году, и в «Облаках» .
Освободившись от политических и военных проблем, Аристофан в «Облаках» сосредотачивается на более широкой проблеме, лежащей в основе многих конфликтов, изображенных в его пьесах, – проблеме Старого и Нового, или борьбе идей. [10] Научные рассуждения ионийских мыслителей, таких как Фалес в шестом веке, стали обычным явлением во времена Аристофана, и это привело, например, к растущей вере в то, что цивилизованное общество не было даром богов, а, скорее, постепенно развилось из примитивного общества. звероподобное существование человека. [11] Примерно в то же время, когда «Облака» были созданы , Демокрит в Абдере разрабатывал атомистическую теорию космоса, а Гиппократ в Косе устанавливал эмпирический и научный подход к медицине. Анаксагор , произведения которого изучал Сократ, жил в Афинах, когда Аристофан был юношей. Анаксагор пользовался покровительством таких влиятельных фигур, как Перикл , но у олигархических элементов также были политические защитники, и Анаксагор был обвинен в нечестии и изгнан из Афин около 437 г. до н.э.
Битва идей привела к некоторым маловероятным дружеским отношениям, которые преодолевали личные и классовые различия, например, между социально активным Периклом и неземным Анаксагором, а также между красивым аристократом Алкивиадом и уродливым плебеем Сократом . Более того, Сократ отличился от толпы своим героизмом при отступлении после битвы при Делии, и это могло еще больше выделить его для насмешек среди его товарищей. [12] Ему было сорок пять лет, и он был в хорошей физической форме, когда «Облака». были сняты [13] тем не менее, его лицо легко поддавалось карикатурному изображению мастерами масок, что, возможно, способствовало тому, что его часто характеризовали поэты-комики. [14] Фактически, одна из пьес, победивших «Облака» в 423 году, называлась «Коннус» , написанная Амеипсием, и она тоже высмеивала Сократа. [15] Существует известная история, сообщенная, например, Элианом, согласно которой Сократ радостно поднялся со своего места во время представления « Облаков» и стоял, молча отвечая на шепот иностранцев в фестивальной публике: «Кто такой Сократ ?» [16]
Изображение Сократа
[ редактировать ]Платон, похоже, считал Облака фактором, способствовавшим суду и казни Сократа в 399 г. до н.э. В наше время его мнение находит некоторую поддержку. [17] Однако пьесы Аристофана в целом не смогли сформировать общественное мнение по важным вопросам, о чем свидетельствует их неэффективная оппозиция Пелопоннесской войне, продемонстрированная в пьесе «Лисистрата» , и популистам, таким как Клеон. Более того, суд над Сократом последовал за травмирующим поражением Афин от Спарты, спустя много лет после постановки пьесы, когда подозрения в отношении философа подогревались общественной враждебностью к его опальным соратникам, таким как Алкивиад . [18]
Сократ представлен в «Облаках» как мелкий воришка, мошенник и софист, проявляющий явный интерес к физическим спекуляциям. Однако в нем все же можно узнать ту самобытную личность, которую определили в диалогах Платона. [19] Появляются практика аскетизма (как, например, идеализируется Хором в строках 412–19), дисциплинированное, замкнутое мышление (как описано Хором в строках 700–6) и разговорная диалектика (как описано Сократом в строках 489–90). быть карикатурами на сократовское поведение, позже более сочувственно описанное Платоном. Сократ-аристофан гораздо больше интересуется физическими спекуляциями, чем Сократ Платона, однако возможно, что настоящий Сократ действительно проявлял сильный интерес к таким спекуляциям во время своего развития как философа. [20] и есть некоторая поддержка этому в диалогах Платона «Федон 96А» и «Тимей» .
Утверждалось, что Аристофан изобразил в карикатуре «досократического» Сократа и что философ, изображенный Платоном, был более зрелым мыслителем, находящимся под влиянием такой критики. [19] И наоборот, возможно, что карикатура Аристофана на философа просто отражает его собственное незнание философии. [21] Согласно еще одной точке зрения, «Облака» лучше всего понимать в связи с произведениями Платона как свидетельство исторического соперничества между поэтическим и философским способами мышления. [22]
Облака и старая комедия
[ редактировать ]Во время собственно парабасиса (строки 518–626) Хор показывает, что оригинальная пьеса была плохо принята, когда она была поставлена. Ссылки в том же парабазисе на пьесу Евполиса под названием «Марикас», созданную в 421 г. до н.э., и критика политика-популиста Гипербола, подвергшегося остракизму в 416 г., указывают на то, что вторая версия «Облаков» , вероятно, была написана где-то между 421–16 гг. до н.э. Парабазис также включает в себя призыв к зрителям привлечь Клеона к ответственности за коррупцию. Поскольку Клеон умер в 422 году, можно предположить, что этот призыв был сохранен из оригинальной постановки в 423 году, и, таким образом, дошедшая до нас пьеса должна быть частичной переработкой оригинальной пьесы. [23]
Переработанная пьеса представляет собой неполную форму Старой комедии . Старая комедия традиционно ограничивает количество актеров тремя или четырьмя, однако, когда «Высший» и «Низший» вступают в действие, на сцене уже есть три актера, и в этот момент нет песни, которая позволяла бы сменить костюм. Пьеса необычайно серьезна для старой комедии, и, возможно, именно по этой причине оригинальная пьеса провалилась в Городе Дионисии. [17] В результате такой серьезности в исходе нет праздничной песни , и это тоже нехарактерное упущение. Типичный аристофанический хор, даже если он вначале враждебен по отношению к главному герою, к концу пьесы становится командой поддержки главного героя. Однако в «Облаках» Хор сначала выглядит сочувствующим, но к концу пьесы становится виртуальным антагонистом.
В пьесе различными новыми способами адаптируются следующие элементы старой комедии.
- Пародос : Появление хора в этой пьесе необычно тем, что пение начинается за сценой за некоторое время до появления хора. Возможно, скрытый хор не был полностью слышен публике, и это могло быть одной из причин провала оригинальной пьесы. [24] Причем величественная вступительная песня скорее типична для трагедии, чем для комедии. [25]
- Парабазис : Собственно парабазис (строки 518–62) составлен эвполидовым тетраметром, а не обычным анапестическим тетраметром . Аристофан не использует эвполидов ни в одной из своих дошедших до нас пьес. [26] В остальном первый парабазис (510–626) условен. Однако второй парабазис (1113–1130) имеет укороченную форму и включает эпирему в четырехстопном хорее, но без песен и антипирремы, необходимой для традиционной симметричной сцены.
- Агон : В пьесе два агона. Первый - между Высшим и Низшим (949–1104). Аргументы Верхнего приводятся в обычном анапестическом тетрастопе, но Нижний излагает свою точку зрения в четырехстопных ямбах - вариации, которую Аристофан оставляет для аргументов, которые не следует воспринимать всерьез. [27] Аналогичное различие между анапестическими и ямбическими аргументами проводится в агонах в «Рыцарях». [28] и Лягушки . [29] Второй агон в «Облаках» происходит между Стрепсиадом и его сыном (1345–1451) и написан четырехстопным ямбом для обоих говорящих.
- Эпизоды : Неофициальный диалог между персонажами ведется традиционно трехстопным ямбом . Однако сцена, представляющая Высшее и Низшее, ведется короткими строками анапестического ритма (889–948). Позже, в агоне между Стрепсиадом и его сыном, строка диалога трехстопным ямбом (1415 г.) – адаптированная из « Еврипида » Алкестиды – вставляется в речь четырехстопным ямбом, переход, который кажется нехарактерно неуклюжим. [30]
английские переводы
[ редактировать ]- Бенджамин Данн Уолш , Комедии Аристофана , т. 1, 1837. В 3 т. Английский метр.
- Уильям Джеймс Хики , 1853 — проза: полный текст , полный текст (вики-источник)
- Бенджамин Б. Роджерс , 1924 – стих: полный текст
- Артур С. Уэй , 1934 – стихи
- ФЛ Лукас , 1954 – стихи
- Роберт Хеннинг Уэбб , 1960 — стихи
- Уильям Эрроусмит , 1962 — проза и стихи
- Алан Х. Зоммерштейн, 1973 – проза и стихи: доступны для цифрового кредита.
- Томас Дж. Уэст и Грейс Старри Уэст, 1984 – проза
- Питер Майнек , 1998 – проза
- Чарльз Коннаган (проза), Джон Кертис Франклин (метрический перевод хоровой лирики), 2000 [1] [2]
- Эдвард Томлинсон, Саймон Р.Б. Эндрюс и Александра Аутуэйт, 2007 г. - проза и стихи (для Калои к'Агатои)
- Георгий Теодоридис, 2007 – проза: полный текст
- Ян К. Джонстон , 2008 — стих: полный текст
- Майкл А. Тюллер, 2011 – проза
- Моисей Хадас : доступен для цифрового кредита
- Аттик, 2021 – проза и стихи с комментариями: полный текст
- Аарон Пучиган, 2021 г.
Существуют более ранние переводы на другие языки, в том числе:
- Итальянский : Бартоломио и Пьетро Розитини де Прат'Альбоино. «Туманности» в «Комедиях шутливого Аристофана» . Венеция («Винегия»), 1545 год. [31]
- Немецкий : Исаак Фрёрайзен. Нубес. Красивая и художественная игра, в которой вы наглядно увидите, чем мошенничество и обман часто заканчивается . Страсбург («Страсбург»), 1613 г.
- Латынь : Стефан Берглер и Карл Андреас Дукер . «Облака» . В одиннадцати комедиях Аристофана на греческом и латинском языках . nl|Сэмюэль и Джон Лухтманс , предшественники Brill Publishers . Лейден («Голландский луг»), 1760 год.
Адаптации
[ редактировать ]- Эндрю Дэвид Ирвин, 2007 – проза, Сократ на суде: пьеса, основанная на облаках Аристофана и апологии Платона, Критон и Федон, адаптированные для современного исполнения
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака Алан Соммерштейн, Penguin Classics 1973, стр. 37
- ^ там же
- ^ Облака (1970) , стр. XXIX
- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака А. Сомерштейн, Penguin Classics 1973, стр. 107
- ^ Риторика, комедия и языковое насилие в облаках Аристофана Дафна О'Реган, Oxford University Press, США, 1992, стр. 6
- ^ Аристофан: Старая и новая комедия - Шесть эссе в перспективе Кеннет Дж. Рекфорд, UNC Press 1987, стр. 393
- ^ Извинения в переводе Бенджамина Джоуэтта, раздел 4.
- ↑ Извинение, греческий текст, под редакцией Дж. Бернета, раздел 19c.
- ^ Этот список персонажей соответствует недавнему переводу Аарона Пучигана, сделанному в 2021 году.
- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака А. Зоммерштейн, Penguin Classics 1973, страницы 16–17
- ^ Ранняя греческая философия Мартин Уэст, в «Оксфордской истории классического мира», Дж. Бордман, Дж. Гриффин и О. Мюррей (редакторы), Oxford University Press 1986, стр. 121
- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнианцы, Облака А. Зоммерштейн, Penguin Classics 1973, страницы 108
- ^ Облака (1970) , стр. XVIII
- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака А. Зоммерштейн, Penguin Classics 1975, стр. 31
- ^ Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака А. Зоммерштейн, Penguin Classics 1975, стр. 16
- ^ Облака (1970) , стр. XIX
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аристофан: Лисистрата, Ахарнийцы, Облака А. Зоммерштейн, Penguin Classics 1973, стр. 109
- ^ Облака (1970) , страницы XIV – XV.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Постмодернистский Платос Кэтрин Х. Цукерт , University of Chicago Press, 1996, стр. 135.
- ^ Сократическое движение Пол Вандер Вердт, Cornell University Press, 1994, стр. 74
- ^ Облака (1970) , страницы XXII
- ^ Постмодернистский Платос Кэтрин Х. Цукерт, University of Chicago Press, 1996, стр. 133, комментарий к Сократу и Аристофану , University of Chicago Press, 1994. Лео Штрауса
- ^ Облака (1970) , страницы XXVIII–XXIX.
- ^ Облака (1970) , стр. 99, примечание 275–90.
- ^ Облака (1970) , страница XXVIII
- ^ Облака (1970) , стр. 119, примечание 518–62.
- ^ Аристофан: Осы Д. Макдауэлл (ред.), Oxford University Press, 1971, стр. 207, примечание 546–630.
- ^ Рыцари 756–940
- ^ Лягушки 895–1098
- ^ Аристофан: Осы Д. Макдауэлл (редактор), Oxford University Press, 1971, стр. 187, примечание 1415
- ^ библиографическая студия pera sas ( Лукка, Италия ). «Аристофан. Комедии шутливого Аристофана» . черезLibri . Проверено 7 декабря 2020 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Довер, KJ (1970). Аристофан: Облака . Издательство Оксфордского университета.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Аристофан. Хики, Уильям Джеймс (ред.). Облака – через цифровую библиотеку Персея .
- Брюле, Пьер (сентябрь 2007 г.). «Облака и проблема неверия в V веке». Норма в религиозных вопросах в Древней Греции. Материалы XII международной конференции CIERGA . Дополнения Kernos (№ 21) (на французском языке). Ренн. стр. 49–67.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Ирвин, Эндрю Дэвид (2008). Сократ на суде: пьеса, основанная на облаках Аристофана и апологии Платона, Критоне и Федоне, адаптированная для современного исполнения . Торонто: Университет Торонто Press. ISBN 978-0-8020-9783-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с Облаками , в Wikisource
- Облака в переводе Уильяма Джеймса Хики из Project Gutenberg
- Облака в переводе Яна Джонстона
- Облака : Учебное пособие
- Джон Кертис Франклин – Аристофана Облака Эссе
- О сатире в « Облаках » Аристофана есть очень хороший анализ «Облаков» и сатиры в целом. (Включает полную версию текста с комментариями).
Аудиокнига «Облака» в общественном достоянии на LibriVox