Гиппарх (диалог)
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2024 г. ) |
Гиппарх греческий ( / h ɪ ˈ p ɑːr k ə s / ; писателю : Ἵππαρχος ), или Гиппарх , — это диалог, приписываемый классическому греческому философу и Платону . Как и во многих оригинальных произведениях Платона, Сократ пытается определить один термин, в данном случае «любовь к наживе», или philokerdēs ( φιλοκερδές ) в оригинальном тексте.
По поводу подлинности произведения ведутся споры. Стилистически диалог во многом похож на « Минос» . Это единственные диалоги между Сократом и единственным анонимным собеседником; это единственные диалоги, в названиях которых указано имя давно умершего человека; и это единственные диалоги, которые начинаются с того, что Сократ поднимает вопрос «что есть». [1] Таким образом, многие ученые приходят к выводу, что оба были написаны одним и тем же автором, вероятно, вскоре после середины четвертого века до нашей эры. [2]
В диалоге Сократ рассказывает о жизни Гиппарха , тирана Афин VI века и сына знаменитого правителя Писистрата . Гиппарх был известен своими принципами, одна из которых касалась справедливости среди друзей, и поэтому в диалоге есть вторая тема, касающаяся интеллектуальной честности в диалектической дискуссии. [2]
Краткое содержание [ править ]
Сократ беседует с другом, который, в отличие от других платонических диалогов, не является титульным Гиппархом и остается безымянным на протяжении всего текста. Диалог открывается прямым вопросом, которым Сократ задает тему всей дискуссии, а именно «что такое корыстолюбие» ( τί γὰρ τὸ φιλοκερδές ). Его друг отвечает, что он считает, что «стоит извлекать выгоду из бесполезных вещей» (225а), что Сократ доказывает невозможным, поскольку все люди, делающие прибыль, знают свое призвание и отличают достойное от бесполезного в своей конкретной области. (225б-226д). Сократ продолжает утверждать, что приобретение — это добро, а потеря — зло, с чем соглашается его друг (227а), а затем пытается показать, что, поскольку все люди хотят добра, обязательно все люди должны любить приобретение (227с).
Друг Сократа предполагает, что им двоим необходимо переопределить свой термин, если спор будет развиваться, и предполагает, что «любовь к наживе» — это тот, кто «считает нужным извлекать выгоду из того, на что честные люди не осмеливаются» ( 227д). Всякая выгода хороша, говорит он, но некоторая выгода влечет за собой «чистые потери», когда она вредит получателю (227e). Сократ напоминает своему другу, что они согласились, что выгода — это хорошо, поэтому она не может причинить вреда, и предполагает, что он нечестен с ним. Затем дискуссия отклоняется к рассказу (228b-229d) о Гиппархе , сыне знаменитого Писистрата , который стал известен своими изречениями, одно из которых, видимо, было «никогда не обманывай друга», поэтому Сократ упоминает эту историю как жалобу. . В истории упоминается любопытная версия смерти Гиппарха, убитого двумя другими афинянами из-за восхищения маленького мальчика.
Диалог завершается тем, что Сократ доказывает своему другу, который неохотно соглашается, что любая выгода хороша.
Ссылки [ править ]
- ^ Томас Л. Пангл , (1987), Корни политической философии: десять забытых сократических диалогов , стр. 78. Издательство Корнеллского университета, ISBN 978-0801494659
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джон Мэдисон Купер , Д.С. Хатчинсон, ред., Платон, Полное собрание сочинений , Индианаполис, Индиана, Hackett Publishing, 1997, ISBN 978-0-87220-349-5 , страница 609.
Внешние ссылки [ править ]
- В греческом Wikisource есть оригинальный текст, относящийся к этой статье: Ἵππαρχος
- Платон, Гиппарх из цифровой библиотеки Персея
- Бесплатная общедоступная аудиокнига «Гиппарх» в переводе Джорджа Берджеса
- Аудиокнига «Апокриф», являющаяся общественным достоянием, на LibriVox . В коллекцию входит Гиппарх. Джордж Берджес , переводчик (1855).