Перитроп

Перитроп ( греч . περιτροπή ) — это Сократа аргумент Протагора против взгляда на субъективную истину , представленного в « книге Платона, известной как Теэтет» (169–171e). Это составляло часть восьмого возражения первого, аргумента «переворачивания столов», который утверждал, что доктрина Протагора была опровергнута сама собой. [1] Перитроп – как основное возражение – также использовался греческими философскими комментаторами, а также современными философами. [2]

Обзор [ править ]

Сам термин произошел от древнегреческого слова , которое означает «поворот назад» и сравнивается с образом змеи, пожирающей собственный хвост. [3] Перитроп Сократа описал взгляд Протагора как теорию, которая больше не требует критики, поскольку она уже пожирает сама себя. [3] Считается, что Секст Эмпирик дал это имя в комментарии к взглядам Протагора в книге « Против логиков». [4] написано около 200 г. н.э. [5] С тех пор это имя постоянно используется, поскольку аргумент Сократа обеспечивает основу классической логики высказываний и, следовательно, большей части традиционной западной философии (или аналитической философии ). Например, Секст отметил, что знаменитая доктрина Протагора о том, что человек является мерой всех вещей, опровергает сама себя, потому что «одна из вещей, которая кажется (судится) правдивой, заключается в том, что не всякая видимость истинна». [6] Позже это предположение было опровергнуто из-за ошибки в интерпретации Секста, согласно которой доктрина меры Протагора сводилась к субъективистскому тезису о том, что любая видимость верна. [7]

Хорошо известные свидетельства перитропа также включают Авиценну и Фому Аквинского , а в наше время Роджера Скрутона , Майлса Берниата и многих других. Это слово иногда используется для описания форм аргументации, аналогичных по природе тому, что Сократ опрокинул Протагора. Среди современных философов, опровергающих субъективную истину Протагора, Эдмунд Гуссерль и Джон Андерсон . [8]

На протяжении многих веков перитроп использовался прежде всего как инструмент опровержения версий скептицизма. [9] которые предполагают, что истина непознаваема , и это можно оспорить, ответив перитропом - вопросом: « Ну, тогда откуда вы знаете, что это правда?» Такого рода скептицизм и подобные взгляды считаются «самоопровергаемыми». Другими словами, философ сохранил то, что он отверг, посредством самого отрицания. В общем, версии перитропа можно использовать для оспаривания многих утверждений о невозможности универсальности.

В книге «Что сказал Платон » Пол Шори отмечает: «Первый аргумент, выдвинутый Сократом, — это так называемый перитроп , если использовать более поздний технический термин, что мнение Протагора разрушает само себя, ибо, если истина — это то, что выдвигает каждый человек, и большинство человечества фактически отвергает определение истины, данное Протагором, это основано на собственном прагматическом показателе Протагора, который чаще показывает ложь, чем истину».

В книге «Современная философия: введение и обзор » (1996) Роджер Скрутон формулирует аргумент следующим образом: «Писатель, который говорит, что истин не существует или что всякая истина «просто субъективна», просит вас не верить ему. Итак, не."

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Чаппелл, Тимоти (2005). Чтение «Теэтета» Платона . Индианаполис: Hackett Publishing Company, Inc., с. 108. ИСБН  3896653156 .
  2. ^ Мендельсон, Майкл (2002). Многие стороны: протагоровский подход к теории, практике и педагогике спора . Дордрехт: Springer Science & Business Media. п. 19. ISBN  1402004028 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Ловушка, Фрэнсис (2002). Природа морального мышления . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 101–102. ISBN  0203003055 .
  4. ^ (389-90).
  5. ^ Тиндейл, Кристофер В. (18 сентября 2012 г.). Темные чемпионы разума: конструктивные стратегии софистического аргумента . Университет Южной Каролины Press. ISBN  9781611172331 .
  6. ^ Бернит, МФ (2012). Исследования древней и современной философии, Том 1 . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 27. ISBN  9780521750721 .
  7. ^ Картер, Дж. (2016). Метаэпистемология и релятивизм . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 37. ИСБН  9781349673759 .
  8. ^ Бернит, МФ (2012). Исследования в области древней и современной философии . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 27. ISBN  9780521750721 .
  9. ^ Фогелин, Роберт (1999). Философы Витгенштейна-Арг . Оксон: Рутледж. п. 229. ИСБН  9780415203784 .

Внешние ссылки [ править ]