Памятные вещи (Ксенофонт)
Memorabilia (оригинальное название на древнегреческом языке : Ἀπομνημονεύματα , латинизированное : Apomnemoneumata — сборник сократических диалогов Ксенофонта ) , ученика Сократа . Самый длинный и самый известный из Меморабилии сократических сочинений Ксенофонта, « », по сути, представляет собой апологию (защиту) Сократа , отличающуюся как от «Апологии Сократа» Ксенофонта перед присяжными , так и Платона» от «Апологии главным образом тем, что в «Апологиях» Сократ представлен как защищающийся перед присяжными. , тогда как первый представляет собой собственную защиту Сократа Ксенофонтом, предлагая поучительные примеры разговоров и деятельности Сократа, а также периодические комментарии Ксенофонта. Памятные вещи оказали особое влияние на философию киников , а затем и стоиков .
Заголовок
[ редактировать ]«Меморабилия» также известна под своим латинским названием «Commentarii» и множеством английских переводов («Воспоминания», «Мемуары», «Беседы Сократа» и т. д.).
Дата составления
[ редактировать ]Памятные вещи, вероятно, были завершены после 371 г. до н. э., поскольку один отрывок (III.5), по-видимому, предполагает военную ситуацию после поражения спартанцев в битве при Левктре в том же году.
Структура и содержание
[ редактировать ]« Памятные вещи» состоят из 39 глав, разбитых на четыре книги; Книга I содержит 7 глав, Книга II содержит 10 глав, Книга III содержит 14 глав и Книга IV содержит 8 глав.
Общую организацию памятных вещей не всегда легко разобрать:
- Книга I. После непосредственной защиты Сократа (I.1-I.2) остальная часть книги I состоит из рассказа о благочестии и воздержании Сократа.
- Книги II и III посвящены в основном показу того, какую пользу Сократ принес своей семье, друзьям и различным афинянам, пришедшим к нему за советом.
- Книга IV представляет собой более подробный отчет о том, как Сократ обучал одного конкретного ученика, Евтидема. Он включает в себя ранний пример (возможно, самый ранний) Аргумента замысла (т.е. Телеологического аргумента ) (IV.3, ожидаемый уже в I.4). В главе 4 дается связанное с этим описание естественного закона .
В длинных первых двух главах работы Ксенофонт утверждает, что Сократ был невиновен в предъявленных ему формальных обвинениях: непризнании афинских богов, введении новых богов и развращении молодежи. В дополнение к утверждению, что Сократ был наиболее благочестивым и, как наиболее владеющий собой из людей, с наименьшей вероятностью развращать молодежь, Ксенофонт имеет дело с неформальными политическими обвинениями, не затронутыми напрямую в « Апологии Ксенофонта Платона» (или собственной «Апологии» ). Ксенофонт защищает Сократа от обвинений в том, что он побудил афинскую молодежь презирать демократию как режим, и защищает связь Сократа с Критием , худшим из Тридцати тиранов , недолго правивших Афинами в 404-403 годах, и Алкивиадом , блестящим ренегатом-демократом. политик и генерал. Часто утверждалось, что Ксенофонт здесь отвечает не на обвинения, прозвучавшие в воздухе во время суда над Сократом в 399 г. до н. э., а на обвинения, выдвинутые несколько лет спустя афинским софистом Поликратом в его «Обвинении Сократа». . Но работа Поликрата утеряна, а наши источники для ее реконструкции запоздали и ненадежны. Предположение о том, что Ксенофонт отвечал Поликрату пункт за пунктом, может быть вызвано как традиционно низким уважением к литературным способностям Ксенофонта, так и любым историческим влиянием Поликрата. Роль Поликрата является одним из вопросов в дебатах о том, отражает ли отношение Ксенофонта к Сократу исторического Сократа или является в значительной степени вымышленным вкладом в литературные дебаты о Сократе. Эти дебаты, в свою очередь, являются важным элементом нашего понимания суда над Сократом и, в частности, дебатов о том, были ли религиозные термины официального обвинения против Сократа (нечестие) прикрытием для политической враждебности против него.
Оставшуюся часть «Памятных вещей» Ксенофонт посвящает демонстрации того, как Сократ принес пользу своим друзьям и широкому кругу других афинян. Таким образом, он состоит из эпизодов, в основном довольно коротких и объемом не более нескольких страниц, в которых Сократ общается с самыми разными людьми: названными и неназванными товарищами, учителями-соперниками, известными и менее известными афинянами. Некоторые собеседники появляются несколько раз. Обычно Ксенофонт указывает причину, по которой он пишет об определенном разговоре, а также иногда вставляет замечание в повествование или в его завершение.
Сравнение с диалогами Платона.
[ редактировать ]Сократ Ксенофонта скорее дает практические советы, чем задает острые философские вопросы, а Ксенофонт больше заинтересован в защите Сократа, чем в развитии его философии. Если Сократ Платона делает упор на самопознании, то Сократ Ксенофонта говорит больше о самоконтроле. Тем не менее, «Памятные вещи» также содержат очаровательные декорации (включая разговор Сократа с очаровательной куртизанкой ( гетерой ) Феодотой в III.11 и его резкие разговоры с двумя из Тридцати тиранов в I.2). И Ксенофонт, вероятно, стремился охватить более широкий круг читателей, многие из которых, возможно, приветствовали более приземленные советы, которые дает его Сократ.
Влияние
[ редактировать ]Изображение Сократа Ксенофонтом оказало влияние на древность и помогает нам понять, как различные школы древней мысли использовали Сократа. Самообладание Сократа Ксенофонта соответствует его роли в вдохновении древнего цинизма , который, как традиционно считалось, был основан последователем Сократа Антисфеном . Ясно, что стоики широко использовали версию аргумента замысла Ксенофонта, и их понимание естественного закона также чем-то было обязано Сократу, если не только Сократу Ксенофонта.
Помимо Платона и Аристофана, Ксенофонт — единственный современник Сократа, чьи сочинения о последнем сохранились.
Рассказ Ксенофонта о том, как Гераклу пришлось выбирать между добродетелью и пороком , история, которую он приписывает Продику , стала популярным мотивом в древнегреческой и римской культуре. он снова стал популярным В эпоху Возрождения .
Переводы
[ редактировать ]- Ксенофонт, Памятные вещи , пер. Эми Л. Боннетт, вступление. , Итака Кристофер Брюэлл : Издательство Корнельского университета , The Agora Editions, 1994.
- Ксенофонт, «Мемуары Сократа», в книге «Беседы Сократа», переведенные Хью Треденником и Робином Уотерфилдом, отредактированные с новым материалом Робином Уотерфилдом, стр. 53–216. Хармондсворт: Пингвин, 1990. [Сборник содержит все сократовские произведения Ксенофонта.]
- Ксенофонт, Ксенофонт IV: Memorabilia, O Economicus, Symposium, Apology , пер. EC Marchant, Кембридж: Издательство Гарвардского университета, Классическая библиотека Леба , 1923. [Включает древнегреческий текст и английский перевод на последующих страницах.]
- Ксенофонт. Памятные мысли Сократа, перевод Эдварда Биши, 1888 г.
- Ксенофонт, Памятные вещи , пер. Генри Грэм Дакинс, Лондон: Макмиллан, 1897. (В томе 3 « Сочинений Ксенофонта в четырех томах» ). ссылка
- Ксенофонт, «Анабасис, или Экспедиция Кира и памятные вещи Сократа», перевод преподобного Дж. С. Уотсона, Лондон: Джордж Белл и сыновья, Ковент-Гарден, 1875.
Ссылки
[ редактировать ]- ДеФилиппо, Дж. и П. Мицис. «Сократ и стоический естественный закон». 252–271 Вандер Ваердт, 1994 г. (см. Ниже).
- Дорион, Луи-Андре, изд. «Памятники». Париж, том. 1 , Введение и Книга 1 (2003 г.); Том 2, книги II и III (2010 г.); и том 3, книга IV, 2010 г. [Лучшее современное издание «Памятных вещей» с новым изданием текста, новым переводом и обширными примечаниями - на французском языке.]
- Грей, Вивьен Дж. Обрамление Сократа: литературная интерпретация памятных вещей Ксенофонта. Hermes Einzelschriften 79. Штутгарт: Франц Штайнер, 1998.
- Джонсон, Дэвид. «Сократ Ксенофонта о справедливости и законе». Древняя философия 23 (2003) 255-281. [Возражает Моррисон ниже.]
- Ливингстон, Найл. Комментарий к «Бусирису» Исократа . Brill, 2001. [Отвергает мнение о том, что Поликрат был источником Ксенофонта.]
- Макферран, Марк. Религия Сократа . Издательство Penn State University Press, 1996. [Включает защиту взглядов Ксенофонта на сократическую религию.]
- Моррисон, Дональд. «Сократ Ксенофонта о справедливом и законном». Древняя философия 15 (1995) 329-347. [Утверждает, что Сократ Ксенофонта — юридический позитивист.]
- Пэнгл, Томас Л. Сократовский образ жизни: памятные вещи Ксенофонта. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 2018.
- Штраус, Лео, Сократ Ксенофонта , Итака: Издательство Корнельского университета, 1972.
- Вандер-Ваердт, Пол, изд. Сократическое движение , издательство Корнеллского университета, 1994. [Прекрасный сборник эссе с разных точек зрения, многие из которых посвящены Сократу Ксенофонта.]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- В греческом Wikisource есть оригинальный текст, связанный с этой статьей: Мемуары.
- Генри Грэма Дакинса Перевод в «Памятных вещей» Project Gutenberg