Jump to content

Антисфен

Антисфен
Портретный бюст Антисфена, найденный на вилле Кассия в Тиволи, Лацио , 1774 год ( Музей Пио-Клементино )
Рожденный в. 446 г. до н.э. [1]
Умер в. 366 г. до н.э. [1] (около 80 лет)
Афины
Эра Древнегреческая философия
Область Западная философия
Школа Цинизм
Основные интересы
Аскетизм , этика , язык , литература , логика
Известные идеи
Закладывание основ цинической философии
Различие между смыслом и ссылкой

Антисфен ( / æ n ˈ t ɪ s θ ɪ n z / ; [2] Древнегреческий : Антисфен , произносится [antis.tʰén.ε:s] ; в. 446 – ок. 366 г. до н.э.) [1] был греческим философом и учеником Сократа . Антисфен впервые изучил риторику под руководством Горгия, прежде чем стал ярым учеником Сократа. Он перенял и развил этическую сторону учения Сократа, пропагандируя аскетический образ жизни, прожитый в соответствии с добродетелью . Более поздние писатели считали его основателем цинической философии.

Антисфен родился ок. 446 г. до н.э., сын Антисфена, афинянин . Считалось, что его мать была фракийкой . [3] хотя некоторые говорят, что он был фригийцем (это мнение, вероятно, возникло на основе его саркастического ответа человеку, который оскорбил его как неподлинного афинского гражданина), что мать богов была фригийкой. [4] (имеется в виду Кибела , анатолийский аналог греческой богини Реи ). [5] В юности он сражался при Танагре (426 г. до н.э.) и был учеником сначала Горгия , а затем Сократа ; ему так хотелось услышать слова Сократа, что он ежедневно шел пешком от порта Пирея до Афин (около 9 километров) и уговаривал своих друзей сопровождать его. [6] В конце концов он присутствовал при смерти Сократа. [7] Он так и не простил преследователей своего господина и, как говорят, сыграл важную роль в их наказании. [8] Он пережил битву при Левктре (371 г. до н. э.), поскольку, как сообщается, он сравнил победу фиванцев с группой школьников, избивающих своего учителя. [9] Хотя Евдокия Макремболитисса якобы сообщает нам, что он умер в возрасте 70 лет, [10] он, по-видимому, был еще жив в 366 г. до н.э., [11] и ему, должно быть, было около 80 лет, когда он умер в Афинах, ок. 365 г. до н.э. Говорят, что он читал лекции в Киносарге . [12] гимназия для афинян, рожденных от матерей-иностранок, близ храма Геракла . Преисполненный энтузиазма по поводу сократической идеи добродетели, он основал собственную школу в Киносарге, куда привлекал беднейшие классы простотой своей жизни и учения. Он носил плащ, носил с собой посох и кошелек, и этот костюм стал униформой его последователей. [6]

Диоген Лаэртий говорит, что его сочинения составили десять томов, но от них остались лишь фрагменты. [6] Его любимым стилем, кажется, были диалоги, некоторые из которых представляли собой яростные нападки на его современников, как, например, на Алкивиада во втором из двух его произведений, озаглавленного «Кир» , на Горгия в его «Архелее» и на Платона в его «Сафоне» . [13] Его стиль был чист и элегантен, и Феопомп даже говорил, что Платон украл у него многие его мысли. [14] Цицерон , прочитав некоторые произведения Антисфена, нашел его произведения приятными и назвал его «человеком более умным, чем ученым». [15] Он обладал значительным остроумием и сарказмом и любил играть словами; говоря, например, что он скорее попадет к воронам ( кораке ), чем к льстецам ( колаке ), ибо одни пожирают мертвых, а другие живых. [16] Сохранились две декламации, названные «Аякс» и «Одиссей» , носящие чисто риторический характер.

Прозвище Антисфена было (Абсолютный) Собака ( ἁπλοκύων , Diog. Laert. 6.13) [17] [18] [19]

Философия

[ редактировать ]
Мраморный бюст Антисфена по одноименному оригиналу ( Британский музей )

По словам Диогена Лаэртского

[ редактировать ]

В своих «Жизнеописаниях и мнениях выдающихся философов» Диоген Лаэртий перечисляет следующие любимые темы Антисфена: «Он хотел доказать, что добродетели можно научить; и что благородство принадлежит никому иному, как добродетельным. И он считал добродетель достаточной самой по себе. для обеспечения счастья, так как для этого не нужно ничего другого, кроме силы духа. И он утверждал, что добродетель есть дело дел и не нуждается в запасе слов или учености, что мудрый человек самодостаточен для всех благ; другие - его; что дурная репутация - это хорошо и почти то же самое, что и боль; что мудрый человек будет руководствоваться в своих общественных действиях не установленными законами, а законом добродетели, который он также женится, чтобы иметь; дети от союза с прекраснейшими женщинами; кроме того, он не пренебрегает любовью, ибо только мудрый человек знает, кто достоин любви». [20]

Антисфен был учеником Сократа, от которого он усвоил фундаментальную этическую заповедь о том, что добродетель , а не удовольствие целью существования является . Все, что делает мудрый человек, говорил Антисфен, соответствует совершенной добродетели. [21] а удовольствие не только ненужно, но и положительное зло. Сообщается, что он сдерживал боль [22] и даже дурная репутация ( греч . ἀδοξία ) [23] быть благословением, и он сказал: «Я лучше буду злиться, чем испытывать удовольствие». [24] Однако вполне вероятно, что он не считал бесполезными все удовольствия, а только то, что является результатом удовлетворения чувственных или искусственных желаний, ибо мы находим его восхваляющим удовольствия, исходящие «из души» человека, [25] и удовольствия от мудро выбранной дружбы. [26] Высшее благо он вложил в жизнь, прожитую согласно добродетели — добродетели, состоящей в действии, которая, будучи достигнута, никогда не теряется и освобождает мудрого человека от ошибки. [27] Он тесно связан с разумом, но для того, чтобы он мог развиваться в действии и быть достаточным для счастья, ему требуется помощь сократической силы ( греч . Σωκρατικὴ ἱσχύς ). [21]

Его работа по натурфилософии Физикус» ) содержала теорию природы богов , в которой он утверждал, что существует множество богов, в которых верят люди, но только один естественный Бог . [28] Он также сказал, что Бог не похож ни на что на земле и поэтому не может быть понят ни при каких представлениях. [29]

В логике Антисфена беспокоила проблема универсалий . Как настоящий номиналист , он считал, что определение и предикация либо ложны, либо тавтологичны , поскольку мы можем только сказать, что каждый индивидуум есть то, что он есть, и не можем дать ничего, кроме описания его качеств, например, что серебро по цвету похоже на олово. . [30] Таким образом, он не поверил платоновской системе идей. «Лошадь я вижу, — сказал Антисфен, — но лошадиную часть я не вижу». [31] Определение — это всего лишь обходной метод установления идентичности: «дерево — это растительный рост» логически не более чем «дерево — это дерево».

Философия языка

[ редактировать ]
Антисфен, часть фрески Афинского национального университета.

Антисфен, по-видимому, отличал «общий объект, который можно согласовать со значением высказывания», от «конкретного объекта экстенсиональной референции». Это «предполагает, что он проводит различие между смыслом и ссылкой». [32] Основным основанием этого утверждения является цитата из »» Александра Афродисийского «Комментариев к « Темам с тройным различием:

  1. смысловая среда, с помощью которой они говорят
  2. внешний по отношению к смысловой среде объект, о чем идет речь
  3. прямое указание на вещь, означающее … τὸ … } [33]

Антисфен и циники

[ редактировать ]

В более поздние времена Антисфена стали считать основателем киников , но нет никакой уверенности в том, что он узнал бы этот термин. Аристотель , писавший поколение спустя, несколько раз ссылается на Антисфена. [34] и его последователи «Антисфенейцы», [30] но не делает никаких упоминаний о цинизме. [35] Существует много более поздних историй о печально известном цинике Диогене Синопском, который преследовал следы Антисфена и стал его верной собакой. [36] но столь же сомнительно, что эти двое мужчин когда-либо встречались. Некоторые ученые, основываясь на обнаружении в Синопе испорченных монет , датируемых периодом 350–340 гг. до н. э., полагают, что Диоген переехал в Афины только после смерти Антисфена. [37] и утверждалось, что истории, связывающие Антисфена с Диогеном, были изобретены стоиками в более поздний период, чтобы обеспечить преемственность, связывающую Сократа с Зеноном через Антисфена, Диогена и Кратеса . [38] Эти рассказы были важны для стоиков, поскольку они создали цепь учения, идущую от Сократа до Зенона. [39] Другие утверждают, что доказательства на монетах слабы, и, таким образом, Диоген мог переехать в Афины задолго до 340 г. до н.э. [40] Также возможно, что Диоген перед изгнанием посетил Афины и Антисфен и вернулся в Синопу. [37]

Антисфен, конечно, вел строгий аскетический образ жизни. [41] и он разработал многие принципы цинической философии, которые стали источником вдохновения для Диогена, а затем и для циников. Говорили, что он заложил фундамент города, который они впоследствии построили. [42]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Луз, Менахем (2019). «Изображение Сократа Антисфеном» из «Спутника Брилла по приему Сократа» . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. п. 124. ИСБН  978-90-04-39674-6 .
  2. ^ Джонс, Дэниел; Роуч, Питер Джеймс; Хартман, Джеймс; Сеттер, Джейн, ред. (2006). Кембриджский словарь английского произношения (17-е изд.). Кембриджский университет.
  3. ^ Суда , Антисфен .; Лаэрций 1925 , § 1.
  4. ^ «Словарь греческой и римской биографии и мифологии — Антисфен» . www.perseus.tufts.edu . Архивировано из оригинала 31 мая 2021 г. Проверено 10 августа 2021 г.
  5. ^ «КИБЕЛА (Кибела) — Фригийская Богиня, Мать Богов» . www.theoi.com . Проверено 10 августа 2021 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с  Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Антисфен ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 146.
  7. ^ Платон, Федон , 59б.
  8. ^ Лаэрций 1925 , § 9.
  9. ^ Плутарх, Ликург , 30.
  10. Евдокия, Виолариус , 96.
  11. ^ Диодор Сицилийский, xv. 76,4
  12. ^ Лаэрций 1925 , § 13.
  13. ^ Афиней, с. 220с-е
  14. ^ Афиней, xi. 508c-d
  15. ^ « Κῦρος δ᾽, ε᾽ mihi sic placuit ut cetera Antisthenis, hominis acuti magis quam eruditi ». Цицерон, Epistulae ad Atticum , Книга XII, Письмо 38, раздел 2. В английском переводе: «Четвертая (δ᾽) и пятая (ε᾽) книги Кира мне показались такими же приятными, как и другие, сочиненные Антисфеном. скорее острый, чем ученый».
  16. ^ Лаэрций 1925 , § 4.
  17. ^ Принс, Сьюзен (факультет классической литературы, Университет Колорадо, Боулдер). «Обзор ЛЕ. Навиа - Антисфен Афинский: Приведение мира в порядок» . Классический обзор Брин Мора . Проверено 6 августа 2017 г. {{cite journal}}: CS1 maint: multiple names: authors list (link)Навиа, Луис Э. (2001). Антисфен Афинский: Приведение мира в порядок . Вестпорт: Гринвуд Пресс. стр. XII, 176. ISBN.  0-313-31672-4 .
  18. ^ Мэгилл, Фрэнк Н. (2003). Древний мир: Словарь мировой биографии . Рутледж. п. 89 . ISBN  978-1-135-45740-2 .
  19. ^ Судья Гарри Джордж; Блейк, Роберт (1988). Всемирная история . Издательство Оксфордского университета. п. 104 . ISBN  978-0-19-869135-8 .
  20. ^ Лаэрций 1925 , § 10.
  21. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 11.
  22. ^ Джулиан, Орация , 6.181b
  23. ^ Лаэрций 1925 , § 3, 7.
  24. ^ Лаэрций 1925 , § 3.
  25. ^ Ксенофонт, Симпозиум , iv. 41.
  26. ^ Лаэрций 1925 , § 12.
  27. ^ Лаэрций 1925 , § 11–12, 104–105.
  28. ^ Цицерон, О природе богов , i. 13.
  29. Климент Александрийский, Строматы , ст.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аристотель, Метафизика , 1043b24.
  31. ^ Симплиций, в Arist. Кот. 208, 28
  32. ^ Принц, Сьюзен (2015). Антисфен Афинский: тексты, переводы и комментарии . Издательство Мичиганского университета. п. 20
  33. ^ Prince 2015, стр. 518–522 (Литературные останки Антисфена: т. 153B.1).
  34. ^ Аристотель, Метафизика , 1024b26; Риторика , 1407а9; Темы , 104б21; Политика , 1284а15
  35. ^ Лонг 1996, стр. 32.
  36. ^ Лаэрций 1925 , § 6, 18, 21; Дион Златоуст, Речи , VIII. 1-4; Элиан, х. 16; Стобеус, Флорилегий , 13.19
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лонг 1996, стр. 45.
  38. ^ Дадли 1937, страницы 2-4.
  39. ^ Навиа, Диоген Циник , стр. 100.
  40. ^ Навиа, Диоген Циник , страницы 34, 112-3.
  41. ^ Ксенофонт, Симпозиум , iv. 34–44.
  42. ^ Лаэрций 1925 , § 15.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Бранхам, Р. Брахт; Казе, Мари-Одиль Гуле, ред. (1996). Циники: циническое движение в древности и его наследие . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
  • Фуэнтес Гонсалес, Педро Пабло (2013). «В защиту встречи двух псов, Антисфена и Диогена: история напряженной дружбы». Тетради классической филологии: греческие и индоевропейские исследования . 23 : 225–267 (перепечатка в: В. Сувак [ред.], Antisthenica Cynica Socratica, Прага: Oikoumene, 2014, стр. 11–71).
  • Гатри, Уильям Кейт Чемберс (1969). Просвещение пятого века . История греческой философии. Том. 3. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
  • Мейер П.А., Новый взгляд на Антисфена: логос, предикат и этика в его философии , Амстердам: Amsterdam University Press BV, 2017
  • Навиа, Луис Э. (1996). Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  • Навиа, Луис Э. (1995). Философия цинизма Аннотированная библиография . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
  • Рэнкин, HD (1986). Антисфен Сократик . Амстердам: AM Хакерт. ISBN  90-256-0896-5 .
  • Рэнкин, HD (1983). Софисты, сократики и циники . Лондон: Крум Хелм. ISBN  9780389204213 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Сэйр, Фарранд (1948). «Антисфен Сократик». Классический журнал . 43 : 237–244.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 91756d4002689590317b12555f87990e__1708404360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/91/0e/91756d4002689590317b12555f87990e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Antisthenes - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)