Антисфен
Антисфен | |
---|---|
Рожденный | в. 446 г. до н.э. [1] |
Умер | в. 366 г. до н.э. [1] (около 80 лет) Афины |
Эра | Древнегреческая философия |
Область | Западная философия |
Школа | Цинизм |
Основные интересы | Аскетизм , этика , язык , литература , логика |
Известные идеи | Закладывание основ цинической философии Различие между смыслом и ссылкой |
Антисфен ( / æ n ˈ t ɪ s θ ɪ n iː z / ; [2] Древнегреческий : Антисфен , произносится [antis.tʰén.ε:s] ; в. 446 – ок. 366 г. до н.э.) [1] был греческим философом и учеником Сократа . Антисфен впервые изучил риторику под руководством Горгия, прежде чем стал ярым учеником Сократа. Он перенял и развил этическую сторону учения Сократа, пропагандируя аскетический образ жизни, прожитый в соответствии с добродетелью . Более поздние писатели считали его основателем цинической философии.
Жизнь
[ редактировать ]Антисфен родился ок. 446 г. до н.э., сын Антисфена, афинянин . Считалось, что его мать была фракийкой . [3] хотя некоторые говорят, что он был фригийцем (это мнение, вероятно, возникло на основе его саркастического ответа человеку, который оскорбил его как неподлинного афинского гражданина), что мать богов была фригийкой. [4] (имеется в виду Кибела , анатолийский аналог греческой богини Реи ). [5] В юности он сражался при Танагре (426 г. до н.э.) и был учеником сначала Горгия , а затем Сократа ; ему так хотелось услышать слова Сократа, что он ежедневно шел пешком от порта Пирея до Афин (около 9 километров) и уговаривал своих друзей сопровождать его. [6] В конце концов он присутствовал при смерти Сократа. [7] Он так и не простил преследователей своего господина и, как говорят, сыграл важную роль в их наказании. [8] Он пережил битву при Левктре (371 г. до н. э.), поскольку, как сообщается, он сравнил победу фиванцев с группой школьников, избивающих своего учителя. [9] Хотя Евдокия Макремболитисса якобы сообщает нам, что он умер в возрасте 70 лет, [10] он, по-видимому, был еще жив в 366 г. до н.э., [11] и ему, должно быть, было около 80 лет, когда он умер в Афинах, ок. 365 г. до н.э. Говорят, что он читал лекции в Киносарге . [12] гимназия для афинян, рожденных от матерей-иностранок, близ храма Геракла . Преисполненный энтузиазма по поводу сократической идеи добродетели, он основал собственную школу в Киносарге, куда привлекал беднейшие классы простотой своей жизни и учения. Он носил плащ, носил с собой посох и кошелек, и этот костюм стал униформой его последователей. [6]
Диоген Лаэртий говорит, что его сочинения составили десять томов, но от них остались лишь фрагменты. [6] Его любимым стилем, кажется, были диалоги, некоторые из которых представляли собой яростные нападки на его современников, как, например, на Алкивиада во втором из двух его произведений, озаглавленного «Кир» , на Горгия в его «Архелее» и на Платона в его «Сафоне» . [13] Его стиль был чист и элегантен, и Феопомп даже говорил, что Платон украл у него многие его мысли. [14] Цицерон , прочитав некоторые произведения Антисфена, нашел его произведения приятными и назвал его «человеком более умным, чем ученым». [15] Он обладал значительным остроумием и сарказмом и любил играть словами; говоря, например, что он скорее попадет к воронам ( кораке ), чем к льстецам ( колаке ), ибо одни пожирают мертвых, а другие живых. [16] Сохранились две декламации, названные «Аякс» и «Одиссей» , носящие чисто риторический характер.
Прозвище Антисфена было (Абсолютный) Собака ( ἁπλοκύων , Diog. Laert. 6.13) [17] [18] [19]
Философия
[ редактировать ]По словам Диогена Лаэртского
[ редактировать ]В своих «Жизнеописаниях и мнениях выдающихся философов» Диоген Лаэртий перечисляет следующие любимые темы Антисфена: «Он хотел доказать, что добродетели можно научить; и что благородство принадлежит никому иному, как добродетельным. И он считал добродетель достаточной самой по себе. для обеспечения счастья, так как для этого не нужно ничего другого, кроме силы духа. И он утверждал, что добродетель есть дело дел и не нуждается в запасе слов или учености, что мудрый человек самодостаточен для всех благ; другие - его; что дурная репутация - это хорошо и почти то же самое, что и боль; что мудрый человек будет руководствоваться в своих общественных действиях не установленными законами, а законом добродетели, который он также женится, чтобы иметь; дети от союза с прекраснейшими женщинами; кроме того, он не пренебрегает любовью, ибо только мудрый человек знает, кто достоин любви». [20]
Этика
[ редактировать ]Антисфен был учеником Сократа, от которого он усвоил фундаментальную этическую заповедь о том, что добродетель , а не удовольствие целью существования является . Все, что делает мудрый человек, говорил Антисфен, соответствует совершенной добродетели. [21] а удовольствие не только ненужно, но и положительное зло. Сообщается, что он сдерживал боль [22] и даже дурная репутация ( греч . ἀδοξία ) [23] быть благословением, и он сказал: «Я лучше буду злиться, чем испытывать удовольствие». [24] Однако вполне вероятно, что он не считал бесполезными все удовольствия, а только то, что является результатом удовлетворения чувственных или искусственных желаний, ибо мы находим его восхваляющим удовольствия, исходящие «из души» человека, [25] и удовольствия от мудро выбранной дружбы. [26] Высшее благо он вложил в жизнь, прожитую согласно добродетели — добродетели, состоящей в действии, которая, будучи достигнута, никогда не теряется и освобождает мудрого человека от ошибки. [27] Он тесно связан с разумом, но для того, чтобы он мог развиваться в действии и быть достаточным для счастья, ему требуется помощь сократической силы ( греч . Σωκρατικὴ ἱσχύς ). [21]
Физика
[ редактировать ]Его работа по натурфилософии (« Физикус» ) содержала теорию природы богов , в которой он утверждал, что существует множество богов, в которых верят люди, но только один естественный Бог . [28] Он также сказал, что Бог не похож ни на что на земле и поэтому не может быть понят ни при каких представлениях. [29]
Логика
[ редактировать ]В логике Антисфена беспокоила проблема универсалий . Как настоящий номиналист , он считал, что определение и предикация либо ложны, либо тавтологичны , поскольку мы можем только сказать, что каждый индивидуум есть то, что он есть, и не можем дать ничего, кроме описания его качеств, например, что серебро по цвету похоже на олово. . [30] Таким образом, он не поверил платоновской системе идей. «Лошадь я вижу, — сказал Антисфен, — но лошадиную часть я не вижу». [31] Определение — это всего лишь обходной метод установления идентичности: «дерево — это растительный рост» логически не более чем «дерево — это дерево».
Философия языка
[ редактировать ]Антисфен, по-видимому, отличал «общий объект, который можно согласовать со значением высказывания», от «конкретного объекта экстенсиональной референции». Это «предполагает, что он проводит различие между смыслом и ссылкой». [32] Основным основанием этого утверждения является цитата из »» Александра Афродисийского «Комментариев к « Темам с тройным различием:
- смысловая среда, с помощью которой они говорят
- внешний по отношению к смысловой среде объект, о чем идет речь
- прямое указание на вещь, означающее … τὸ … } [33]
Антисфен и циники
[ редактировать ]В более поздние времена Антисфена стали считать основателем киников , но нет никакой уверенности в том, что он узнал бы этот термин. Аристотель , писавший поколение спустя, несколько раз ссылается на Антисфена. [34] и его последователи «Антисфенейцы», [30] но не делает никаких упоминаний о цинизме. [35] Существует много более поздних историй о печально известном цинике Диогене Синопском, который преследовал следы Антисфена и стал его верной собакой. [36] но столь же сомнительно, что эти двое мужчин когда-либо встречались. Некоторые ученые, основываясь на обнаружении в Синопе испорченных монет , датируемых периодом 350–340 гг. до н. э., полагают, что Диоген переехал в Афины только после смерти Антисфена. [37] и утверждалось, что истории, связывающие Антисфена с Диогеном, были изобретены стоиками в более поздний период, чтобы обеспечить преемственность, связывающую Сократа с Зеноном через Антисфена, Диогена и Кратеса . [38] Эти рассказы были важны для стоиков, поскольку они создали цепь учения, идущую от Сократа до Зенона. [39] Другие утверждают, что доказательства на монетах слабы, и, таким образом, Диоген мог переехать в Афины задолго до 340 г. до н.э. [40] Также возможно, что Диоген перед изгнанием посетил Афины и Антисфен и вернулся в Синопу. [37]
Антисфен, конечно, вел строгий аскетический образ жизни. [41] и он разработал многие принципы цинической философии, которые стали источником вдохновения для Диогена, а затем и для циников. Говорили, что он заложил фундамент города, который они впоследствии построили. [42]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Луз, Менахем (2019). «Изображение Сократа Антисфеном» из «Спутника Брилла по приему Сократа» . Koninklijke Brill NV, Лейден, Нидерланды: Brill. п. 124. ИСБН 978-90-04-39674-6 .
- ^ Джонс, Дэниел; Роуч, Питер Джеймс; Хартман, Джеймс; Сеттер, Джейн, ред. (2006). Кембриджский словарь английского произношения (17-е изд.). Кембриджский университет.
- ^ Суда , Антисфен .; Лаэрций 1925 , § 1.
- ^ «Словарь греческой и римской биографии и мифологии — Антисфен» . www.perseus.tufts.edu . Архивировано из оригинала 31 мая 2021 г. Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «КИБЕЛА (Кибела) — Фригийская Богиня, Мать Богов» . www.theoi.com . Проверено 10 августа 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Антисфен ». Британская энциклопедия . Том. 2 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 146. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Платон, Федон , 59б.
- ^ Лаэрций 1925 , § 9.
- ^ Плутарх, Ликург , 30.
- ↑ Евдокия, Виолариус , 96.
- ^ Диодор Сицилийский, xv. 76,4
- ^ Лаэрций 1925 , § 13.
- ^ Афиней, с. 220с-е
- ^ Афиней, xi. 508c-d
- ^ « Κῦρος δ᾽, ε᾽ mihi sic placuit ut cetera Antisthenis, hominis acuti magis quam eruditi ». Цицерон, Epistulae ad Atticum , Книга XII, Письмо 38, раздел 2. В английском переводе: «Четвертая (δ᾽) и пятая (ε᾽) книги Кира мне показались такими же приятными, как и другие, сочиненные Антисфеном. скорее острый, чем ученый».
- ^ Лаэрций 1925 , § 4.
- ^ Принс, Сьюзен (факультет классической литературы, Университет Колорадо, Боулдер). «Обзор ЛЕ. Навиа - Антисфен Афинский: Приведение мира в порядок» . Классический обзор Брин Мора . Проверено 6 августа 2017 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: multiple names: authors list (link) — Навиа, Луис Э. (2001). Антисфен Афинский: Приведение мира в порядок . Вестпорт: Гринвуд Пресс. стр. XII, 176. ISBN. 0-313-31672-4 . - ^ Мэгилл, Фрэнк Н. (2003). Древний мир: Словарь мировой биографии . Рутледж. п. 89 . ISBN 978-1-135-45740-2 .
- ^ Судья Гарри Джордж; Блейк, Роберт (1988). Всемирная история . Издательство Оксфордского университета. п. 104 . ISBN 978-0-19-869135-8 .
- ^ Лаэрций 1925 , § 10.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лаэрций 1925 , § 11.
- ^ Джулиан, Орация , 6.181b
- ^ Лаэрций 1925 , § 3, 7.
- ^ Лаэрций 1925 , § 3.
- ^ Ксенофонт, Симпозиум , iv. 41.
- ^ Лаэрций 1925 , § 12.
- ^ Лаэрций 1925 , § 11–12, 104–105.
- ^ Цицерон, О природе богов , i. 13.
- ↑ Климент Александрийский, Строматы , ст.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аристотель, Метафизика , 1043b24.
- ^ Симплиций, в Arist. Кот. 208, 28
- ^ Принц, Сьюзен (2015). Антисфен Афинский: тексты, переводы и комментарии . Издательство Мичиганского университета. п. 20
- ^ Prince 2015, стр. 518–522 (Литературные останки Антисфена: т. 153B.1).
- ^ Аристотель, Метафизика , 1024b26; Риторика , 1407а9; Темы , 104б21; Политика , 1284а15
- ^ Лонг 1996, стр. 32.
- ^ Лаэрций 1925 , § 6, 18, 21; Дион Златоуст, Речи , VIII. 1-4; Элиан, х. 16; Стобеус, Флорилегий , 13.19
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Лонг 1996, стр. 45.
- ^ Дадли 1937, страницы 2-4.
- ^ Навиа, Диоген Циник , стр. 100.
- ^ Навиа, Диоген Циник , страницы 34, 112-3.
- ^ Ксенофонт, Симпозиум , iv. 34–44.
- ^ Лаэрций 1925 , § 15.
Ссылки
[ редактировать ]- Бранкаччи, Альдо. Логотипы Ойкейос. «Философия языка» Антисфена , Неаполь: Библиополис, 1990)
- Дадли, Дональд Р. (1937), История цинизма от Диогена до VI века нашей эры . Кембридж
- Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 2:6. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба. § 1–19.
- Лонг, А.А. (1996), «Сократовская традиция: Диоген, Кратес и эллинистическая этика», в Брахт Бранхам, Р.; Гуле-Кейз Мари-Одиль, Циники: циническое движение в древности и его наследие . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-21645-8
- Луис Э. Навиа, (2005). Циник Диоген: Война против всего мира . Книги о человечности. ISBN 1-59102-320-3
- Принц, Сьюзен (2015). Антисфен Афинский: тексты, переводы и комментарии . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-11934-9
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бранхам, Р. Брахт; Казе, Мари-Одиль Гуле, ред. (1996). Циники: циническое движение в древности и его наследие . Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Фуэнтес Гонсалес, Педро Пабло (2013). «В защиту встречи двух псов, Антисфена и Диогена: история напряженной дружбы». Тетради классической филологии: греческие и индоевропейские исследования . 23 : 225–267 (перепечатка в: В. Сувак [ред.], Antisthenica Cynica Socratica, Прага: Oikoumene, 2014, стр. 11–71).
- Гатри, Уильям Кейт Чемберс (1969). Просвещение пятого века . История греческой философии. Том. 3. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Мейер П.А., Новый взгляд на Антисфена: логос, предикат и этика в его философии , Амстердам: Amsterdam University Press BV, 2017
- Навиа, Луис Э. (1996). Классический цинизм: критическое исследование . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- Навиа, Луис Э. (1995). Философия цинизма Аннотированная библиография . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
- Рэнкин, HD (1986). Антисфен Сократик . Амстердам: AM Хакерт. ISBN 90-256-0896-5 .
- Рэнкин, HD (1983). Софисты, сократики и циники . Лондон: Крум Хелм. ISBN 9780389204213 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Сэйр, Фарранд (1948). «Антисфен Сократик». Классический журнал . 43 : 237–244.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Антисфен» . Интернет-энциклопедия философии .
- Жизни и сочинения о циниках , каталог литературных ссылок на древних циников
- Ксенофонт , Симпозиум , Книга IV.
- 440-е годы до н.э., рождение
- Смерти 360-х годов до нашей эры
- Афиняне V века до н.э.
- Греческие философы V века до н.э.
- Афиняне IV века до н.э.
- Греческие философы IV века до нашей эры.
- Древнегреческие специалисты по этике
- Аскеты
- Циники-философы
- Ученики Сократа
- Классические греческие философы
- Древние афинские философы