Эномай из Гадары
Эномай Гадарянин ( греч . Οἰνόμαος Γαδαρεύς , Оиномаос Гадарянин ; 2 век нашей эры), был язычником. [1] Циник- философ. Он известен главным образом длинными отрывками из работы, критикующей оракулов , которые сохранились среди сочинений Евсевия Кесарийского .
Жизнь
[ редактировать ]Эномай был уроженцем Гадары , [2] которая тогда была частично эллинизированной общиной на севере Иордании. он указан В « Хрониках Иеронима » как процветавший на 224-й Олимпиаде (117–121 гг. н. э.): « Плутарх Херонейский, Секст , Агатобул и Эномай считаются выдающимися философами». [3] Он также упоминается в «Хронографии Георгия Синкелла» философ Секст , а также Агафобул и Эномай». , связанной с событиями с 109 по 120 год нашей эры. « Становились известными [4]
Было высказано предположение, что Эномай идентичен философу Абнимосу ха-Гарди , который несколько раз упоминается в Талмуде и Мидраше как языческий друг раввина Меира . [5] Хотя это не невозможно, в еврейских историях нет ничего, что могло бы убедительно связать с Эномаем. [6]
Работает
[ редактировать ]Согласно Суде , Эномай написал следующие произведения: [7]
- О цинизме
- Республика (государство)
- О философии по Гомеру
- О Крате и Диогене
- И другие книги на другие темы.
Император Юлиан также упоминает, что Эномай писал трагедии. [8] В этот список, однако, не входит наиболее известная нам работа, а именно его нападки на оракулов , которые иногда озаглавлены «Против оракула» ( Κατα Χρηστηρίων ), но правильное название которых, по-видимому, было «Обнаружение обманщиков». ( Γοήτων Φωρά , латынь : Detectio Praestigiatorum ).
Обнаружение обманщиков
[ редактировать ]Длинные отрывки из этого труда сохранились Евсевием в его Praeparatio Evangelica . [9] Эномай был спровоцирован на написание этой работы, будучи обманутым оракулом. [10] В доступных нам отрывках Эномай атакует различные легендарные рассказы об оракулах (особенно об Оракуле в Дельфах ), запуская шутливую атаку на предполагаемого бога ( Аполлона ), стоящего за пророческими заявлениями:
В такой великой опасности все смотрели на вас, и вы были и информатором о будущем, и советчиком относительно текущих действий. И хотя они считали вас заслуживающим доверия, вы были уверены, что они глупцы; и что нынешняя возможность была удобна для того, чтобы привлечь простаков и повести их с головой не только в школы софистики в Дельфах и Додоне, но также и в места гаданий на ячмене и пшеничной муке, а также к чревовещателям. [11]
Его презрение достигает кульминации в нападках на шарлатанство, которое он видит в заявлениях:
И мне кажется, что вы не лучше так называемых чудотворцев, более того, даже не лучше остальных шарлатанов и софистов. Однако я не удивляюсь тому, что они бросают людей ради платы; но я удивляюсь тебе, богу, и человечеству, что они платят за то, чтобы их бросили. [12]
Естественно, не всех в римском мире мысли Эномая впечатлили; император Юлиан обвинил его в нечестии:
Пусть циник не будет бесстыдным или дерзким, как Эномай,презирающий все божественное и человеческое: лучше пусть он, подобно Диогену , будет почтителен к божественному. [13]
Эномай, как и большинство циников, не был атеистом, но считал, что боги не интересуются человеческими делами. Одной из его мишеней были стоики , которые считали, что судьба управляет всем, но при этом признавали свободу человека в том, как мы реагируем на судьбу:
Ибо, конечно, самое смешное из всех вещей — это смешение и сочетание двух представлений, будто что-то находится во власти человека и что, тем не менее, существует фиксированная причинно-следственная связь. [14]
Это очевидное противоречие лежало в основе нападок Эномая на оракулов, поскольку Аполлон в Дельфах, будучи далеким от возможности творить свою волю, был вынужден судьбой сделать свои заявления. Что еще более важно, по мнению Эномая, пророческие заявления, если они верны, лишают людей свободы воли.
Примечания
[ редактировать ]- ^ https://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/judaica/ejud_0002_0015_0_15022.html ЭНОМАУС ИЗ ГАДАРЫ°
- ↑ Бланк, Дэвид, «Филодем» , Стэнфордская энциклопедия философии (весеннее издание 2019 г.), Эдвард Н. Залта (ред.), по состоянию на 3 июня 2020 г.
- ^ «Джером, Хроника (2005), стр. 188–332» .
- ^ Джордж Синкеллос , Пол Таффин, Уильям Адлер, Хронография Джорджа Синкеллоса ISBN 0199241902, 2002 г., стр. 503.
- ^ Эномай из Гадары на JewishEncyclepedia.com
- ^ Дональд Р. Дадли (1937), История цинизма , с. 162. Метуэн
- ^ Suda , Oinomaos
- ^ Джулиан, Орация , vii.
- ^ Евсевий, Подготовка к евангелизации , книга v. 18-36; книга VI. 7.
- ^ Евсевий, Подготовка к евангелизации , книга v. 22.
- ^ Евсевий, Подготовка к евангелизации , книга v. 25
- ^ Евсевий, Подготовка к евангелизации , книга v. 29.
- ^ Джулиан, Орация , vi.
- ^ Евсевий, Евангелическая подготовка , книга VI. 7.