Бион Борисфен
Бион Борисфен ( греч . Βίων Βορυσθενίτης , Быт .: Βίωνος; ок. 325 — ок. 250 до н. э.) — греческий философ. После продажи в рабство , а затем освобождения, он переехал в Афины , где учился почти во всех философских школах. Однако в циническом больше всего его помнят за его обличительные речи стиле. Он высмеивал глупость людей, нападал на религию и восхвалял философию.
Жизнь
[ редактировать ]Бион был родом из города Ольвии на северном побережье Черного моря в устье реки Борисфен (современный Днепр ). Он жил ок. 325-в. 250 г. до н.э., но точные даты его рождения и смерти неизвестны. Страбон [1] упоминает его как современника Эратосфена , родившегося в 275 г. до н. э. Диоген Лаэртий сохранил запись, в которой Бион описывает свое происхождение от Антигона II Гоната , царя Македонии . [2] Его отец был вольноотпущенником и торговцем соленой рыбой, с чем совмещал занятие контрабандой. Его мать, Олимпия, была лакедемонской проституткой. Вся семья была продана в рабство из-за какого-то проступка, совершенного отцом. Вследствие этого Бион попал в руки ритора , который сделал его своим наследником. Сжег библиотеку своего покровителя, он отправился в Афины и занялся философией, в ходе которой последовательно воспринял догматы почти всех сект. Сначала он был академиком, обучавшимся у Ксенократа. [3] и Ящики Афин , [4] потом он стал циником , [4] (возможно, при Крате Фивском ), впоследствии присоединился к Феодору , [5] киренский философ , чей предполагаемый атеизм , как предполагается, повлиял на Биона, [6] он стал учеником Теофраста Перипатетика и, наконец , . [5] Следуя примеру софистов того периода, Бион путешествовал по Греции и Македонии и был принят в литературный кружок при дворе Антигона II Гонатаса . [7] Впоследствии он преподавал философию на Родосе . [8] и умер в Халкиде на Эвбее . [6]
Философия
[ редактировать ]Из-за его ранней связи с Академией , Диоген Лаэртий поместил Биона в число академиков, но в его жизни или мыслях нет ничего, что могло бы предполагать близость к платонизму и современные ученые считают его циником , хотя и нетипичным с сильными гедонистическими или киренскими наклонностями. . [9] [10] Большая часть того, что Лаэртий говорит о Бионе, по-видимому, взята из враждебных источников, поэтому следует проявлять осторожность при использовании его рассказа для реконструкции жизни и мыслей Биона. [11] Лаэрций представляет нам человека значительной интеллектуальной остроты, но вполне готового напасть на всех и вся. По сути, он был популярным писателем и в своих «Диатрибах» высмеивал глупость людей. Восхваляя бедность и философию, он нападал на богов, музыкантов, геометров , астрологов и богатых и отрицал эффективность молитвы . Лаэрций утверждает, что Бион был атеистом (от которого он якобы отказался на момент своей смерти). [12] но сохранившиеся фрагменты демонстрируют лишь религиозный скептицизм в отношении мистических религий , оракулов и т. д. [11] Цитаты Биона, записанные Телесом и сохраненные Стобеем, показывают человека, который «трактует обычные человеческие проблемы в духе здравого смысла, хотя для акцентирования использует все приемы современного стиля прозы. с этим может столкнуться любой человек, от универсалий старости изгнания , бедности, , рабства , страха смерти до более частного случая ворчащей жены». [11]
Его влияние отчетливо прослеживается у последующих писателей, например, в сатирах Мениппа . Гораций намекает на свою сатиру и едкое остроумие. [13] Примерами этого остроумия являются его высказывания:
- «Скупой не владел богатством, но владел им».
- «Нечестие было спутником доверчивости, [а] алчность — столицей порока».
- «Хорошие рабы действительно свободны, а плохие свободные — действительно рабы».
Одно высказывание сохранилось у Цицерона : [14]
- «Бесполезно рвать на себе волосы, когда мы в горе, так как горе не лечится облысением».
Другой цитирует Плутарх : [15]
- «Хотя мальчики бросают камни в лягушек, занимаясь спортом, лягушки умирают не во время спорта, а всерьёз».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Страбон i.2.2
- ^ Диоген Лаэртий, iv. 46–47
- ^ Диоген Лаэртий, iv. 10
- ^ Jump up to: а б Диоген Лаэртский, IV. 51
- ^ Jump up to: а б Диоген Лаэртский, IV. 52
- ^ Jump up to: а б Диоген Лаэртский, IV. 54
- ^ Диоген Лаэртий, iv. 46, 54
- ^ Диоген Лаэртий, iv. 49, 53
- ^ Эдуард Целлер , Очерки истории греческой философии , 13-е издание, стр. 247
- ^ Луис Э. Навиа, (1996), Классический цинизм: критическое исследование , страницы 154–5. Гринвуд
- ^ Jump up to: а б с Дональд Дадли, (1937) История цинизма , страницы 64–6.
- ^ Диоген Лаэртий, iv. 54: «В своих фамильярных разговорах он часто яростно критиковал веру в богов, вкус, который он унаследовал от Теодора». См. также iv. 56.
- ^ Гораций, Послания , ii. 2,60
- ^ Цицерон, Тускуланские диспуты , iii. 62: «В которой эта острота Бионуса, самого глупого царя, в трауре вырвала себе волосы, как будто лысина должна была облегчить его горе».
- ^ Плутарх, Моралия , xii. 66
Ссылки
[ редактировать ]Лаэртий, Диоген (1925). . Жизнеописания выдающихся философов . Том. 1:4. Перевод Хикса, Роберта Дрю (издание в двух томах). Классическая библиотека Леба.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Киндстранд, Ян, (1976) Бион Борисфена: Сборник фрагментов с введением и комментариями . Acta Universitatis Upsaliensis. ISBN 91-554-0486-3
Внешние ссылки
[ редактировать ]Цитаты, связанные с Бионом Борисфеном в Wikiquote