Нигиус Гончар
Публий Нигидий Фигул (ок. 98–45 до н. э.) [1] был ученым Поздней Римской республики и одним из преторов 58 г. до н.э. [2] Он был другом Цицерона , которому он оказал поддержку во время заговора Катилинария . [3] [4] Нигидий встал на сторону оптиматов в гражданской войне между Юлием Цезарем и Помпеем Великим .
Среди его современников репутация ученого Нигидия была второй после Варрона . Даже в свое время его работы считались зачастую заумными, возможно, из-за их эзотерического пифагореизма , в который Нигидий включил стоические элементы. Иероним называет его Пифагориком и магом , [3] «Пифагорейец и маг », а в средневековой и ренессансной традициях он изображается как маг, прорицатель или оккультист . Его обширные произведения сохранились лишь во фрагментах, сохранившихся другими авторами.
Политическая карьера
[ редактировать ]К 63 г. до н. э. Нигидий был принят в сенат . [5] Возможно, он был эдилом что Нигидий был в состоянии ссылаться ( comellare ) на присяжных или плебейского трибуна в 60 г. до н.э., когда Цицерон упоминает , в 59 г. [6] Он был претором в 58 г. [7] но никаких дальнейших официальных должностей для него не зарегистрировано, пока он не служил легатом в 52–51 г. до н.э. в Азии под руководством Квинта Минуция Терма . Он покинул азиатскую провинцию в июле 51 года. [8]
Арнальдо Момильяно пытался объяснить очевидные противоречия между активной политической карьерой Нигидиуса и его оккультными практиками:
Нигидий Фигул и его друзья были светскими людьми. Они ожидали помощи от странных религиозных практик в попытках контролировать то, что ускользало от них в быстро меняющемся мире, в котором они жили. Они оставили позади традиционные способы переговоров с богами и пытались найти более безопасные правила взаимодействия между людьми и богами. [9]
Даже Варрон, хотя и был воспитан в стоицизме Элия Стило и в скептическом антиохийском платонизме , потребовал для себя пифагорейских похорон. [10] Историк XIX века Теодор Моммзен сравнил оккультные интересы Поздней республики с « стуком по духам и перемещением столов », которые очаровывали «людей самого высокого ранга и величайших знаний» в викторианскую эпоху . [11]
Пифагореизм не был связан с определенной политической точкой зрения в Риме. Нигидий оставался стойким среди консервативных республиканцев в сенате, но Публий Ватиний , другой самый известный пифагореец среди своих политических современников, был ярым и давним сторонником Цезаря. Три выдающихся римских интеллектуала середины I века до нашей эры — Цицерон, Варрон и Нигидий — поддержали Помпея в гражданской войне. Цезарь не только проявил снисхождение к Варрону, но и признал его научные достижения, назначив его развивать публичную библиотеку в Риме. Цезаря И Цицерон, и Варрон написали почти все свои труды по религии во время диктатуры . Но, несмотря на «довольно неумелые и неумелые» усилия Цицерона, [12] Нигидий умер в изгнании, не получив помилования.
Стипендия
[ редактировать ]По словам Цицерона, [13] Нигидий с некоторым успехом пытался возродить доктрины пифагорейства , которые включали бы математику , астрономию и астрологию , а также тайны магической традиции . Предполагается, что он предсказал величие Октавиана , будущего Августа , в день его рождения. [14] Апулея Записи [15] что, наняв волшебных мальчиков ( magici pueri ), он помог найти пропавшую сумму денег.
Его Commentarii grammatici, по крайней мере, в 29 книгах, представлял собой сборник лингвистических , грамматических и антикварных заметок. Нигидиус считал значение слов естественным, а не созданным человеком. Особое внимание он уделял орфографии , [3] и стремился дифференцировать значения грамматических падежей с одинаковыми окончаниями с помощью отличительных знаков : вершина , обозначающая долгую гласную , когда-то ошибочно приписывалась ему, но теперь доказано, что она старше. [16] В этимологии он старался, где это возможно, найти римское объяснение слов; например, он образовал frater («брат») от fere alter , «практически другой (сам)». Квинтилиан [17] говорит о риторическом трактате «De gestu» его .
Научный подход « Комментариев» можно сравнить с подходом Варрона по сочетанию грамматических тем и антиквариата, но эзотерические и научные интересы Нигидия отличают его. [18] Известные названия его работ включают две книги о небесной сфере : одну по греческой системе, а другую по «варварским» , или негреческим системам, сохранившийся фрагмент которых указывает на то, что он занимался египетской астрологией . [19] Его астрологические работы опирались на этрусскую традицию и оказали влияние на Марсиана Капеллу , хотя, вероятно, через посреднический источник. [20] Нигидий также писал о ветрах и животных.

Его работы по теологии и другим религиозным темам, таким как гадание, включали De Diis («О богах»), [3] исследование различных культов и церемоний, а также трактаты по гаданию ( De augurio privato и De extis , последний посвящен гаруспичности ) и толкованию снов ( De somniis ). Историк литературы Джан Бьяджо Конте отмечает, что «количество дошедших до нас его фрагментов не соответствует общему восхищению потомков этим интересным учёным-философом-ученым-магом» и объясняет эту утрату «обширностью и особенно неясность произведений». [21]
В литературе
[ редактировать ]Лукан завершает первую книгу своего эпоса «Гражданская война» (также известного как « Фарсалия ») изображением Нигидия, произносящего ужасные пророчества, частично основанные на астрологических чтениях. Иоганн Кеплер обсуждает астрономические последствия этого отрывка с Гервартом фон Гогенбургом в их переписке 1597 года. Английский перевод соответствующих писем доступен в Интернете.
Первоисточники
[ редактировать ]Основные источники о жизни Нигидия Фигула включают несколько упоминаний в письмах Цицерона и схолиаста о Лукане, Bellum Civile I. 639. Основные источники фрагментов включают Авла Геллия , [22] Плиний и Ноний . Важные исследования 19-го века о Нигидиусе включают Тойфеля , «История римской литературы» , 170, и М. Герца, «De NF studiis atque operibus» (1845).
Издания
[ редактировать ]Фрагменты сочинений Нигидиуса собраны А. Свободой, П. Nigidii Figuli Operum Reliquiae (Амстердам, 1964, обновлено по изданию 1889 года), с «Вопросами Нигидиана» , длинным и очень полезным введением на латыни . «Свобода» включает обзор источников фрагментов (стр. 138–140).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Иероним в своем «Хрониконе » является авторитетным источником даты смерти Нигидия.
- ^ Джан Бьяджо Конте (4 ноября 1999 г.). Латинская литература: история . JHU Пресс . стр. 100-1 220–. ISBN 978-0-8018-6253-3 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1911 года .
- ^ Плутарх , Цицерон , 20; Цицерон, Про Сулла , XIV. 42.
- ^ Цицерон, Про Суллу 42; Светоний , Август 94,5; Плутарх , Цицерон 20.2.
- ^ Джованни Никколини, I fasti dei tribuni della plebe (Милан, 1934), с. 281, на основе Цицерона, Ad Atticum 2.2.3.
- ^ Цицерон, Пятому брату 1.2.16
- ^ Цицерон, Тимей 2; TRS Бротон , Магистраты Римской республики , т. 2, 99–31 до н. э. (Нью-Йорк: Американская филологическая ассоциация, 1952), стр. 190, 193 (примечание 5), 194, 239, 245.
- ^ Арнальдо Момильяно , «Богословские усилия римских высших классов в первом веке до нашей эры», Classical Philology 79 (1984), с. 201.
- ^ Плиний , Historia naturalis 35.160 ; Момильяно, «Богословские усилия», с. 201–202.
- ^ Теодор Моммзен , История Рима , том. IV (Лондон, 1867 г.), с. 563 (перевод Диксона).
- ^ Момильяно, «Богословские усилия», стр. 200–201.
- ^ Тимей 1.
- ^ Светоний , Жития двенадцати цезарей , Август 94.
- ^ Апулей , Апология 42.
- ^ См. Ревило П. Оливер , «Апекс и сицилийский », Американский журнал филологии, 87 (1966) 129–170; Марчелло Де Мартино, «Noctes Atticae, 13, 26 e il presunto 'equivoco' di Gellio: riaperto il caso del 'casus interrogandi'», в Indogermanische Forschungen, 111, 2006, S. 192–226.
- ^ Квинтилиан , Инст. он молится xi. 3. 143
- ^ Джан Бьяджо Конте, Латинская литература (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999), стр. 220–221 онлайн.
- ^ А. Свобода, Реликвии П. Нигидии Поттера (Амстердам, 1964), стр.128
- ^ Стефан Вайншток, « Марсиан Капелла и космическая система этрусков», Журнал римских исследований 36 (1946) 101–129.
- ^ Джан Бьяджо Конте, Латинская литература (издательство Университета Джонса Хопкинса, 1999), стр. 10. 221.
- ^ Леофранк Холфорд-Стривенс рассматривает несколько упоминаний о Нигидиусе в книге «Авл Геллий: ученый Антонина и его достижения» (Oxford University Press, 2005), ограниченный предварительный просмотр онлайн ; Найдите Нигидиуса.
- Источники
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- рождение 90-х годов до н.э.
- 45 до н.э. смертей
- Древнеримские астрологи
- Латинские писатели Золотого века
- Неопифагорейцы
- Философы Римской Италии
- Римские республиканские преторы
- Древнеримские религиоведы
- Древнеримские антиквары
- Римляне I века до н.э.
- Философы I века до нашей эры
- Древние римские изгнанники
- Волхвы
- Древние оккультисты