Онейромантия
Онейромантия (от греческого : όνειροϛ , латинизированного : oneiros , букв. «сон», и μαντεία , manteia , «пророчество») — это форма гадания , основанная на снах , которая также использует сны для предсказания будущего. Растения онейрогена также можно использовать для создания или усиления состояний сознания, подобных сну. Иногда сновидцу кажется, что он переносится в другое время или место, и это предлагается как доказательство того, что по возвращении он действительно предоставляет божественную информацию. [1] [2]
Онейрокритическая литература
[ редактировать ]Онейрокритическая литература — традиционный (древний и средневековый) литературный формат толкования сновидений . Древними источниками онейрокритической литературы являются кеметский (египетский), аккадский (вавилонский) и эллинский (греческий). Средневековыми источниками онейрокритической литературы являются астика (индуистская), персидская, арабская и европейская.
Древняя онейрокритическая литература
[ редактировать ]Месопотамия
[ редактировать ]Древние шумеры в Месопотамии оставили свидетельства толкования снов, датируемые как минимум 3100 годом до нашей эры. [3] [4] На протяжении всей истории Месопотамии сны всегда считались чрезвычайно важными для гадания. [4] [5] и месопотамские цари уделяли им пристальное внимание. [4] [3] Гудеа , царь шумерского города-государства Лагаш (годы правления ок. 2144–2124 гг. до н.э.), перестроил храм Нингирсу в результате сна, в котором ему было сказано это сделать. [4] Стандартный аккадский эпос о Гильгамеше содержит многочисленные рассказы о пророческой силе снов. [4] Во-первых, самому Гильгамешу снятся два сна, предсказывающие прибытие Энкиду . [4] Позже Энкиду снится встреча героев с великаном Хумбабой . [4] Сны также иногда рассматривались как средство заглянуть в другие миры. [4] и считалось, что душа или какая-то ее часть вышла из тела спящего и действительно посетила места и людей, которых сновидец видел во сне. [6] В Таблице VII эпоса Энкиду рассказывает Гильгамешу сон, в котором он увидел, как боги Ану , Энлиль и Шамаш приговорили его к смерти. [4] Ему также снится сон, в котором он посещает Подземный мир . [4]
Ассирийский (годы правления 883–859 до н.э.) построил храм Маму, возможно , царь Ашурнасирпал II богу снов, в Имгур-Энлиле , недалеко от Калху . [4] Более поздний ассирийский царь Ашурбанипал (годы правления 668–627 гг . до н.э.) во время отчаянной военной ситуации увидел сон, в котором ему явилась его божественная покровительница, богиня Иштар , и пообещала, что приведет его к победе. [4] Вавилоняне . и ассирийцы делили сны на «хорошие», посланные богами, и «плохие», посланные демонами [5] Сохранившийся сборник предзнаменований снов под названием «Ишкар Закику» записывает различные сценарии сновидений, а также прогнозы того, что произойдет с человеком, который видит каждый сон, очевидно, на основе предыдущих случаев. [4] [7] Некоторые перечисляют различные возможные исходы, основываясь на случаях, когда люди видели похожие сны с разными результатами. [4] Упомянутые сценарии снов включают в себя различные ежедневные рабочие события, поездки в разные места, семейные дела, половые акты и встречи с людьми, животными и божествами. [4]
Египетский
[ редактировать ]В Древнем Египте еще в 2000 году до нашей эры египтяне записывали свои сны на папирусе . Люди с яркими и значительными мечтами считались благословенными и особенными. [8] Древние египтяне верили, что сны подобны оракулам , приносящим послания от богов. Они думали, что лучший способ получить божественное откровение — это сновидение, и поэтому они вызывали (или « высиживали ») сны. Египтяне ходили в святилища и спали на специальных «кроватях снов» в надежде получить совет, утешение или исцеление от богов. [9]
Самая старая из обнаруженных к настоящему времени онейрокритических рукописей — это «Сонник Рамссайда», который сейчас находится в Британском музее. [10] Уникальный образец книги-толкователя из доэллинистического Египта. Сохранившиеся фрагменты были переведены на английский язык Касией Шпаковской. [11]
Между лапами Сфинкса находится стела, описывающая , как Тутмос IV восстановил Сфинкса в результате сна, пообещав стать фараоном .
Греческий
[ редактировать ]Гадание во сне было общей чертой греческой и римской религии и литературы всех жанров. Аристотель и Платон обсуждают сны в различных произведениях. Единственный сохранившийся греко-римский сонник « Онейрокритика » был написан Артемидором . Артемидор цитирует большое количество предыдущих авторов, все из которых сейчас утеряны. К ним относятся Астрампсих, Никифор, Герман и Мануил Палеолог. [12] [13] [14] [15]
- В книге XIX « Одиссеи » Пенелопа сказала, что «мечты... которые исходят из ворот полированного рога, приводят к осуществлению истинных результатов, когда их видит любой смертный». (Здесь может быть каламбур [16] из /KRainō/ 'Я исполняю' с /KeRas/ 'рог'.)
- Точно так же Геродот отличал [17] /oneiros/ (или /enar/) как «вещий, посланный Богом сон» от /en-upnion/ «непрогнозирующий сон».
- В схеме Артемидора «oneiros был разделен на две большие категории: ... allēgorikos , что соответствует платоновской теории предсказательного сна, действующего в нечистой душе, и ... theōrēmatikos , который представляет собой сон, представленный в чистое состояние души». [18]
Библейский
[ редактировать ]Сны встречаются в Библии как предзнаменования или послания от Бога ;
- Бог разговаривает с Аврамом , пока он находится в глубоком сне (Бытие 15);
- Бог говорит с Авимелехом , царем Герарским, во сне о его намерениях относительно Сарры, жены Авраама (Бытие 20);
- Иаков мечтает о лестнице на небо (Бытие 28);
- его сын Иосиф мечтал о своем будущем успехе (Бытие 37), истолковал сны египетского виночерпия и пекаря, находясь в тюрьме (Бытие 40), и истолковал сны ( фараона египетского Бытие 41);
- Сон мадианитянина о ячменном хлебе и истолкование его друга о том, что это Гедеона армия . Гедеон подслушивает это и позже побеждает мадианитянскую армию (Судьи 7);
- Соломон беседовал с Богом во сне (3 Царств 3);
- Даниил истолковывал сны (в Книге Даниила 2 и 4);
- Иосифу , когда он был обручен с Марией, во сне было сказано не бояться взять Марию в жены (Матфея 1);
- волхвам ; во сне сказано избегать Ирода на пути домой (Мф. 2)
- Иосифу, ныне мужу Марии , во сне было приказано бежать с Марией и Иисусом в Египет (Матфея 2);
- Жена Пилата пострадала во сне из-за Иисуса (Мф. 27);
- Павлу В видении было сказано идти в Македонию (Деяния 16).
В Деяниях 2:17 апостол Петр цитирует Иоиля 2:28, говоря, что из-за излившегося сейчас Духа «... старцам вашим будут сниться сны».
Средневековая онейрокритическая литература
[ редактировать ]Астика
[ редактировать ]Соответствующий материал включен в несколько Пуран, таких как Линга Пурана . [19]
арабский
[ редактировать ]Здесь сны о конкретных цифрах [20] или о чтении конкретных глав [21] Корана являются одними из главных предметов прогнозирования. Самым известным из арабских текстов онейромантии является « Великая книга толкования сновидений» , сборник ранних научных исследований XV века.
Европейский
[ редактировать ]«Ахмет» — это адаптация арабской книги под вкусы европейской читательской аудитории.
, созданные на основе более старой литературы, Современные сонники до сих пор широко используются в Европе и Соединенных Штатах и обычно продаются вместе с талисманами на удачу.
японский
[ редактировать ]Сэй Сёнагон упоминает, что ее сны были истолкованы в «Книге подушек» . [22]
« Тайхэйки » , военная хроника XIV века, изображает императора Годайго, выбирающего Кусуноки Масасигэ в качестве лидера своих войск на основании зловещего сна. [23]
Другие онейромантические традиции
[ редактировать ]Коренные жители Чонталь из мексиканского штата Оахака используют цветущее растение Calea zacatechichi для онейромантии, помещая его под подушку сновидца. Точно так же Entada rheedii используется в различных африканских культурах.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Да, Джулианна. (2002). Колдовство и магия . В Майкле Шермере . Скептическая энциклопедия лженауки . АВС-КЛИО. стр. 278-282. ISBN 1-57607-654-7
- ^ Регал, Брайан. (2009). Лженаука: критическая энциклопедия . Гринвуд. п. 55. ISBN 978-0-313-35507-3
- ^ Jump up to: а б Селигман, К. (1948), Магия, сверхъестественное и религия . Нью-Йорк: Рэндом Хаус
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Блэк, Джереми; Грин, Энтони (1992). Боги, демоны и символы Древней Месопотамии: Иллюстрированный словарь . Остин, Техас: Издательство Техасского университета. стр. 71–72, 89–90. ISBN 0714117056 .
- ^ Jump up to: а б Оппенгейм, Луизиана (1966). Мантические сны на древнем Ближнем Востоке в книге Г. Е. фон Грюнебаума и Р. Кайуа (ред.), «Сны и человеческие общества» (стр. 341–350). Лондон, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Кайуа, Р. (1966). Логико-философские проблемы сна . В Г. Е. фон Грюнебауме и Р. Кайлосе (ред.), Мечта и человеческие общества (стр. 23–52). Лондон, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- ^ Нильс П. Хессель: Гадательные тексты I: ... онейромантические приметы . Харрасовиц Верлаг, 2007.
- ^ Линкольн, Дж. С. (1935). Сон в примитивных культурах Лондон: Крессетт.
- ^ 1991. Языки сновидений: Антропологические подходы к изучению сновидений в других культурах. В книге Гакенбах Дж., Шейх А., ред., «Образы снов: призыв к ментальному оружию». Амитивилль, Нью-Йорк: Бэйвуд.
- ^ «Сонник — Google Arts & Culture» . Google Культурный институт . Архивировано из оригинала 26 октября 2016 года . Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ Шпаковская, Касия: За закрытыми глазами: Сны и кошмары в Древнем Египте . Классическая пресса Уэльса, Суонси, 2003. http://texts.00.gs/Behind_Closed_Eyes.htm.
- ^ «Сонник Астрампсиха» .
- ^ «Сонник Никифора» .
- ^ «Сонник Германоса» .
- ^ «Сонник Мануила Палеолога» .
- ^ Оберхельман 1981, с. 3
- ^ Оберхельман 1981, с. 4
- ^ Оберхельман 1981, с. 8
- ^ Линга Пурана . ООО "Даймонд Карман Букс" ISBN 81-288-0679-3 . стр. 60-62
- ^ Гауда 1991, стр. 296-301.
- ^ Гауда 1991, стр. 402-409.
- ^ Познакомьтесь с классикой - Pillow Book [Знакомство с классикой - Книга-подушка]. dion.ne.jp (на японском языке). Архивировано из оригинала 22 октября 2014 г.
- ^ Кин 1999 , стр. 880–881.
Ссылки
[ редактировать ]
- Шандесон, Кристоф; дю Буше, Жюльен (2023). Греческий онейрокритицизм. От Артемидора до Фуко . Париж: Les Belles Lettres. ISBN 9782251454337 .
- Кин, Дональд (1999) [1993]. История японской литературы, Том. 1: Семена в сердце - японская литература с древнейших времен до конца шестнадцатого века (изд. в мягкой обложке). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0-231-11441-7 .
- Ногель, Скотт Б.: Ночные шифры: намекающий язык снов на древнем Ближнем Востоке . Нью-Хейвен, 2007.
- Оберхелман, Стивен Майкл: Онейрокритическая литература позднеримской и византийской эпох Греции . Докторская диссертация, Университет Миннесоты, 1981 г.
- Йехия Гауда: сны и их значения в старой арабской традиции . Вантедж Пр, Нью-Йорк, 1991.