Психоаналитический сонник
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
![]() |
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( февраль 2011 г. ) |
Психоаналитическая интерпретация сновидений — это подраздел интерпретации сновидений , а также подраздел психоанализа, впервые разработанный Зигмундом Фрейдом в начале 20 века. Психоаналитическая интерпретация снов – это процесс объяснения значения того, как бессознательные мысли и эмоции обрабатываются в уме во время сна.
В психоаналитической интерпретации сновидений использовался ряд методов, включая метод интерпретации сновидений Фрейда, символический метод и метод декодирования. Фрейдистский метод наиболее широко используется в психоанализе в прошлом веке. Психоаналитическая интерпретация снов используется в основном в терапевтических целях в различных ситуациях. Хотя эти теории используются, ни одна из них не была надежно доказана, и многое остается открытым для дискуссий среди исследователей. Некоторые исследования показали, что области интерпретации сновидений могут быть недействительными, и поэтому в психоаналитической интерпретации сновидений наблюдается снижение важности.
теория Фрейда
[ редактировать ]
Фрейд считал, что сновидения представляют собой замаскированное исполнение подавленного желания. Он считал, что изучение снов открывает самый простой путь к пониманию бессознательной деятельности разума. [ 1 ] Его теории утверждают, что сны состоят из двух частей: проявленного содержания, которое представляет собой запоминающийся сон после того, как мы просыпаемся, и скрытого содержания, или сна, который мы не помним, который считается частью бессознательного. Он предположил, что скрытое, или незапоминающееся, содержание сновидения состоит из трех элементов: сенсорных впечатлений во время сна, остатков, оставшихся со вчерашнего дня, и влечений Ид, которые уже являются частью сновидца. [ 2 ]
Фрейд считал, что репрессия Супер-Эго ослабляется во время сна из-за отсутствия произвольной двигательной активности . Это создает повышенную вероятность того, что подсознательные импульсы от Ид достигнут сознания. Согласно идее, которую предложил Фрейд, сновидение считается хранителем сна. Сны позволяют удовлетворить определенные потребности посредством визуальной фантазии или явного содержания. Это уменьшает влияние этих побуждений со стороны Ид, которые часто могут заставить сновидца проснуться, чтобы их реализовать. С точки зрения непрофессионала, сны позволяют удовлетворить определенные потребности без необходимости осознавать такое удовлетворение сознательным разумом. Однако содержание манифеста не является всеобъемлющим, поскольку оно представляет собой искаженную версию скрытого содержания. [ 3 ]
На заре психоаналитического движения Фрейд и его последователи считали сновидения главным инструментом самоанализа, а также важной частью лечения. [ 1 ] [ 4 ] На понимание и интерпретацию сновидений в то время сильно повлияла теория Фрейда о конфликте влечений. пациента Терапия была разработана для выявления скрытого содержания подавленной сексуальности и бессознательного ума . Чтобы понять сон, терапевту пришлось исследовать скрытое содержание сна посредством процесса свободных ассоциаций . [ 5 ] [ 6 ]
Другие теоретические основы
[ редактировать ]Символический метод утверждал, что сны должны рассматриваться во всей их полноте и, следовательно, имеют единое значение. Это уступило место очень узким толкованиям. Отдельные события во сне не имели значения, только сон в целом мог правильно передать сообщение. Этот метод часто считался хитрым. Практикующие даже зашли так далеко, что заявили, что для того, чтобы правильно интерпретировать сны, нужно иметь талант или дар в этом методе. Поскольку эта практика слишком сильно опиралась на широкий смысл и в ней было относительно мало людей, способных интерпретировать, Фрейд в конечном итоге отверг ее. [ 7 ]
Метод декодирования рассматривал события и предметы во сне как символы, которые с помощью ключа в качестве ориентира переводятся в более широкие символы. Более узкий взгляд создает множество проблем. Универсального ключа не существует, поэтому символы могут означать разные вещи для разных интерпретаторов. Этот метод также концентрируется только на самих снах, игнорируя жизнь пациентов наяву. Фрейд, также считавшийся произвольным и неточным, отверг и метод декодирования. [ 7 ]
Роберт Лэнгс (1928–2014) разработал пересмотренную версию психоаналитической психотерапии, известную как «адаптивная парадигма». Это особая модель разума, и особенно его бессознательного компонента, значительно отличающаяся от других форм психоаналитической и психодинамической психотерапии. Лэнгс рассматривает бессознательное как адаптивную сущность, функционирующую вне непосредственного осознания.
Поскольку сознание считает травмы и стрессы, связанные со смертью, невыносимыми, оно склонно отрицать вызывающее тревогу значение травматических событий, но тем самым также теряет потенциальную мудрость, которую может дать травматический опыт. [ 8 ] По мнению Лангса, сознательный разум таким образом адаптируется, пережив событие, которое казалось невыносимым, но в то же время не может адаптироваться, оставляя в бессознательном состоянии то, что оно могло бы получить от этого опыта. Таким образом, важной целью адаптивной терапии является доступ к мудрости бессознательного, которая отрицается на сознательном уровне из-за боли и тревоги, связанных с травмирующим событием.
По мнению Лангса, бессознательная обработка информации достигает сознательного разума исключительно через закодированные сообщения, которые передаются в повествовательных коммуникациях, таких как сны. Он утверждает, что, как правило, сны являются ответами на текущие травмы и адаптивные вызовы и что их сюжетные линии обычно передают два набора значений: первый выражен непосредственно как история как история, а второй выражен в коде и неявно, замаскирован. в образах рассказа. Мы можем использовать нашу бессознательную мудрость, правильно расшифровывая наши сны, то есть связывая сновидения с травмами, которые их вызвали – процесс, который Лэнгс называет «триггерным декодированием». Этот процесс, по мнению Лангса, является сутью самоисцеления, основанного на глубоком прозрении. [ 9 ]
Современный психоаналитический подход
[ редактировать ]Развитие классического психоанализа, в котором психология Эго постепенно заменила психологию Ид, сильно повлияло на клиническую психоаналитическую практику. [ 10 ] Одной из основных характеристик современного психоаналитического подхода является изменение акцента, который Фрейд делал на эдипальной фазе и исследовании бессознательного, в сторону исследования Эго, защит Эго и доэдипальных фаз развития. Это изменение также отражено в недавних достижениях в понимании сновидений. Хотя современные аналитики основывают свое понимание сновидений на многих открытиях Фрейда, они полагают, что Фрейд, сосредоточив внимание на эдипальных конфликтах, не смог уделить должного внимания изучению эмоциональных переживаний в течение первых трех лет жизни. Более того, они приходят к выводу, что этот опыт часто дает толчок к созданию сновидения. Акцент на защите эго и снижение важности бессознательного привели к дальнейшим последствиям для интерпретации сновидений. Значение скрытого содержания сновидения в клинической практике сместилось в сторону явного содержания сновидения. [ 11 ] [ 5 ] [ 2 ]
В отличие от идеи Фрейда о том, что скрытое содержание сновидения может быть раскрыто путем реализации свободных ассоциаций, современные аналитики полагают, что бессознательный или скрытый смысл сновидения не открывается на основе ассоциаций пациента с материалом сновидения. По их мнению, эти ассоциации являются дополнительной защитой, маскировкой примитивных конфликтов пациента и раскрывают только то, что сновидец сознательно чувствует или думает по поводу сновидения. [ 4 ] Кроме того, в современном психоанализе сны являются ценным инструментом для изучения пресловутых конфликтов. Не соглашаясь с мнением Фрейда о том, что истинный смысл сновидения вытекает из его скрытого содержания, современные аналитики убеждены, что «то, что человек видит во сне, и есть сон».
Современные аналитики используют манифестное содержание, чтобы понять бессознательное пациента. Они пытаются понять символизм явного содержания сновидения по отношению к общему содержанию сеанса. Во время сеанса, на котором пациент описывает сновидение, все, что пациент говорит и делает после входа в кабинет терапевта, считается ассоциацией со сном и используется для развязывания его манифестного содержания. Представители современной психоаналитической школы убеждены, что генетическая история пациента и неразрешенные конфликты раскрываются в переносе и символизируются в сновидениях пациента. Поскольку пациент сообщает о сне аналитику, аналитики полагают, что это косвенное сообщение аналитику об основном чувстве переноса. [ 12 ] [ 13 ] Современный психоаналитический взгляд подчеркивает важность сновидений в анализе переноса и контрпереноса. Сны рассматриваются как отражение психоаналитических отношений и отражают проблемы переноса и контрпереноса. Эта особенность очень заметна в подходе, принятом школой межличностной психологии. [ 10 ]
Современные аналитики рассматривают сновидение как результат всей личности и полагают, что оно многое говорит о всей структуре личности пациента. Вместо того, чтобы применять сны, как это делал Фрейд, для выяснения того, что скрывает пациент, современные аналитики должны использовать сны, чтобы понять, почему пациент прячется и почему для этого используются определенные способы. Если эти сопротивления характера эффективно проанализировать, то основное качество сновидений пациента должно существенно измениться; они должны стать более ясными и менее замаскированными.
Содержание и преемственность
[ редактировать ]Сновидение можно определить как «последовательность восприятий, мыслей и эмоций во время сна, которая переживается как серия реальных событий. Природа этих событий, содержание сновидения могут быть известны интервьюерам только в форме словесной или устной речи». письменный отчет». [ 3 ] Содержание сновидений, по-видимому, развивается одновременно с когнитивным и эмоциональным развитием в детстве . Однако по достижении совершеннолетия в содержании сновидений появляются лишь немногие различия. Наиболее очевидная изменчивость содержания сновидений, по-видимому, связана с появлением агрессии , которая, к тому же, сильно различается в зависимости от возраста, как было продемонстрировано в большинстве исследований. Несмотря на оригинальность и креативность, проявляющуюся в когнитивной конструкции сновидений, и даже с учетом непонятных аспектов содержания сновидений, большинство сновидений более реалистичны и основаны на повседневной жизни, чем предполагалось предыдущими традиционными теориями сновидений. Более того, значительная часть содержания сновидений кажется более очевидной, чем можно было бы ожидать при обзоре клинических теорий, которые подчеркивают маскировку и/или символизм при понимании сновидений. [ 3 ]
Эрнест Хартманн был одним из теоретиков, которые рассматривали сны как контекстуализацию доминирующей эмоции, выражающую ее посредством графического изображения. Эта закономерность наиболее отчетливо обнаруживается во снах людей, испытывающих сильные эмоции (например, в обычных стрессовых ситуациях), а не серьезных травм. Даже если доминирующей эмоции нет и присутствует несколько эмоций более низкой интенсивности, такая картина, хотя и менее ясная, все же присутствует. Таким образом, Хартманн и его сотрудники опубликовали многочисленные исследования, демонстрирующие важность эмоций во сне и демонстрирующие, что сила центрального образа сновидения связана с силой лежащей в его основе эмоции. [ 14 ]
Более поздние события позволяют предположить, что сны скорее похожи, чем различны, поскольку они драматизируют представления и опасения людей по поводу личных проблем, которые, вероятно, не сильно различаются от страны к стране, как это происходит в культуре. В частности, гипотеза непрерывности постулирует, что содержание повседневных снов отражает состояния и переживания сновидца наяву. Другими словами, элементы снов людей могут быть связаны с соответствующими переменными бодрствования или психологическими переменными. [ 3 ] Результаты исследований показали, что возникновение повторяющихся сновидений, кошмаров и неприятных повседневных снов связано с психологическим благополучием человека. [ 15 ] [ 16 ] Дальнейшие данные показывают, что описания сновидений людей, страдающих определенными психопатологиями, могут отличаться от описаний обычных субъектов контрольной группы (Kramer, 2000; Schredl & Engelhardt, 2001), и что определенные аспекты личности, такие как экстраверсия , [ 17 ] невротизм , [ 18 ] и психологические границы [ 19 ] тесно связаны с содержанием сновидений.
Кроме того, сны имеют значительную последовательность в зависимости от времени и страны, поскольку они выражают личные интересы, тревоги и эмоциональную озабоченность по поводу семьи, друзей, общественной жизни, интересов для отдыха и отношений на работе. [ 20 ] В контексте акцента на личных проблемах иногда происходят искажения обстановки, внезапные изменения сцен или необычные аспекты знакомых персонажей, но сны, как правило, представляют собой разумную симуляцию представлений сновидца о реальности наяву с точки зрения персонажей, социального окружения. взаимодействия, действия и условия. [ 3 ]
Последствия в терапии
[ редактировать ]Клинические наблюдения выявили важность использования толкования сновидений в психотерапии . В частности, в результате толкования сновидений описываются три вида выигрыша. [ 2 ] Проницательность — это первый актив, приобретаемый клиническим использованием сновидений как для терапевта, так и для клиента. [ 21 ] Инсайт концептуализируется как содержащий четыре элемента: метафорическое видение с намерением увидеть себя в совершенно новой перспективе, связь с целью связать различные аспекты своего опыта, внезапность, которая описывается как аффект, демонстрирующий удивление, и новизна, которая означает глубокое исследование своего психического мира. [ 22 ]
Вторым преимуществом является более активное участие клиента в терапевтическом процессе. Работа мечты может облегчить и предоставить доступ к наиболее важным проблемам клиента. [ 23 ] Поэтому толкование сновидений может оказаться полезным для построения терапевтических отношений даже с недоверчивым пациентом. Построение доверительных отношений с клиентом может повысить его/ее активное участие в терапевтическом процессе. [ 23 ] В целом, лучшее понимание динамики и клинического прогресса клиента является одним из наиболее важных достижений, которые были выявлены во многих клинических отчетах. [ 2 ] Интерпретационная работа со сновидениями может предоставить врачам лучший доступ к когнитивным схемам своих клиентов. Это связано с тем, что содержание сновидения может отражать эволюцию Я-концепции клиента, защитных механизмов, основных конфликтов и, наконец, реакций переноса. [ 24 ]
Третье преимущество заключается в том, что приятное или неприятное содержание сновидений играет жизненно важную роль в толковании сновидений. Эмпирические исследования показывают, что приятность сновидений приводит к более высокому уровню надежды и открытости к разрешению конфликтов, тогда как неприятные сны оказывают негативное влияние на прогресс клиентов, поскольку сновидец может сосредоточиться на надвигающихся угрозах и, следовательно, привести к неразрешенным конфликтам. [ 22 ] Важность использования снов в терапии проверялась на протяжении многих лет в ходе некоторых эмпирических исследований. Было обнаружено, что понимание тревожного постоянного сна может уменьшить его возникновение и связанный с ним дискомфорт. [ 25 ]
Фрейд считал, что роль терапевта во многом способствует эффективности работы со сновидениями. Фрейд заявил, что толкователи снов ничем не отличаются от других ученых, поскольку их способность толковать сны — это навык, требующий опыта и знаний предмета. В последние десятилетия авторы и психологи начали не соглашаться с некоторыми частями теории Фрейда. М. Фримен утверждает, что толкование сновидений должно включать в себя некоторую фальсификацию сновидений клиента. [ 7 ] Современные терапевты начинают думать, что интерпретация снов может включать в себя бессознательные мысли о клиенте, но также может включать в себя создание смысла со стороны терапевта. Терапевтическая работа над сновидениями используется в таких практиках, как семейная терапия , групповая терапия , гештальт-терапия , психодрама , клиент-центрированная терапия и когнитивно-поведенческая терапия . Большинство терапевтов, использующих толкование сновидений в терапии, являются психотерапевтами.
Психоаналитики, использующие толкование сновидений, чаще всего используют фрейдистскую теорию сновидений. Если есть другие терапевты, такие как гуманистические и когнитивно-поведенческие терапевты, которые используют толкование сновидений в терапии; в большинстве случаев они с большей вероятностью будут использовать другой метод, чем теория сновидений Фрейда. Большинство психотерапевтов дистанцировались от использования толкования сновидений в терапии. Психоаналитики, которые до сих пор используют работу со сновидениями в терапии, находят преимущества в работе со сновидениями со своими клиентами. Одним из преимуществ является успех в лечении пациентов при использовании толкования снов. [ 26 ] Терапевты, использующие толкование сновидений, которые также проявляют сострадание и помогают клиенту, показывают даже большие результаты и пользу для своих клиентов, чем просто толкование снов. [ 27 ]
Снижение использования
[ редактировать ]Согласно Фрейду, пациенты должны были руководствоваться интерпретацией сновидений посредством свободных ассоциаций с различными аспектами сновидения, тем самым оставляя место для индивидуальной адаптации интерпретации. Фрейд отметил и предупредил читателей, что психологическое значение объектов, людей или событий во сне не должно быть универсальным. Это было правило, которое сам Фрейд даже был близок к нарушению, обобщая, что проникновение в ограниченное пространство и открытие запертых дверей обычно символизируют сексуальную активность, а стрижка волос, потеря зубов и обезглавливание часто символизируют кастрацию. [ 28 ] Из-за отсутствия универсальности значений различной символики в снах толкование сновидений остается на усмотрение практикующего врача. Уже одно это вызывает вопросы относительно обоснованности такого подхода к терапии из-за отсутствия стандарта/исходного уровня. Более того, исследователи обнаружили, что многие сны даже не кажутся отличительными символами, а скорее отражают повседневные действия и заботы, которые занимают наш ум, такие как учеба, покупки, поход на работу и т. д.
Исследования, проведенные Бреннером (1969) и Уолдхорном (1967), понизили классическую точку зрения Фрейда на сновидения с чрезвычайно важной до уровня других психологических явлений. Развитие исследований быстрого сна (Ellman and Antrobus, 1991) также сыграло свою роль в уменьшении важности сновидений как в клиническом, так и в теоретическом психоанализе. Для психоаналитиков сны могут представлять собой проблему, поскольку их интерпретация часто может затмить другие аспекты проблемы пациента и отнять большую часть времени, затрачиваемого на пациента, а во многих случаях интерпретации служат интерпретатору, а не пациенту. Обсуждение сновидений отошло на второй план по сравнению с обсуждением повседневной жизни и того, что происходит здесь и сейчас. [ 29 ]
Сны также трудно запомнить: на следующий день запоминается не более 5–10% снов. Части сна, сохранившиеся на следующий день, скорее всего, исчезнут в одночасье. Однако не все сны негативны и могут многое сказать о повседневной жизни. Более широкие возможности для мечтаний можно представить, подчеркнув их социальный аспект. Благодаря этому методу сновидения имеют иное, но не менее важное значение для психоанализа.
Кроме того, это было обнаружено в исследовании, проведенном Маццони и соавт. (1999), что врач может иметь более сильное влияние, чем многие полагают. В этом исследовании они обнаружили, что люди были более внушаемыми в симуляции, напоминающей клиническую ситуацию. Это означает, что если бы терапевты предположили, что сон мог представлять собой какую-то форму насилия в прошлом, они с большей вероятностью поверили бы, что это произошло, независимо от того, произошло оно или нет. Это имеет опасные последствия для толкования сновидений в клинических условиях, поскольку может внедрить в сознание людей ложные воспоминания. [ 30 ]
Общие аргументы за и против этого процесса
[ редактировать ]У современных психологов есть много проблем с психоанализом и, следовательно, с его формой толкования сновидений. Психоанализ – это теория, которую нелегко проверить. Поскольку целью психоанализа является изучение подсознания человека, не существует точного способа измерить это с научной точки зрения. Фрейд даже признал в «О нарциссизме», опубликованной в 1914 году, что идеи психоанализа не являются основой науки. Все это справедливо и для такой формы толкования снов. Само слово «интерпретация» вызывает вопросы о том, как измерить точность, потому что у всех разные способы интерпретации. [ 31 ]
Одной из популярных теорий, объясняющих причины сновидений, является теория активации-синтеза Хобсона. Эта теория утверждает, что во время сна мы циклически проходим периоды быстрого сна (быстрого движения глаз) примерно каждые 90 минут. В эти периоды активируются различные нейротрансмиттеры, вызывая сновидения. Эта теория конкретно фокусируется на повышении уровня ацетилхолина, который увеличивает активность эмоциональных центров мозга, в то время как снижение серотонина и норадреналина снижает активность в областях мозга, которые контролируют разум, память и внимание. Это означает, что любые сны, представленные в периоды быстрого сна, являются лучшими попытками нашего мозга осмыслить случайность представленной информации. Таким образом, попытка истолковать эти сны сродни попытке найти смысл в случайной тарабарщине. [ 32 ]
Несмотря на то, что существует множество аргументов против использования психоаналитического толкования сновидений и психоанализа в целом, многие психоаналитические общества и институты все еще существуют. Например, Бостонское психоаналитическое общество и институт до сих пор используют многие формы психоанализа, включая интерпретацию снов. Однако некоторым сторонникам легко запутаться во всех идеях психоанализа, и поэтому им трудно защищаться. Это отчасти привело к упадку психоанализа и психоаналитического толкования сновидений. [ 31 ]
Дж. Уильям Домхофф и Дэвид Фоулкс считают, что идея о том, что свободные ассоциации дают доступ к скрытому содержанию сновидения, признана недействительной экспериментальной психологией , заключая, что этот метод просто произволен. [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ]
Терапевтическое применение
[ редактировать ]Психоаналитическая интерпретация сновидений может использоваться в различных терапевтических целях, чтобы помочь пациентам понять свои бессознательные мысли, эмоции и неразрешенные конфликты. Анализ сновидений позволяет пациентам исследовать подавленные воспоминания и травмирующие события. [ 36 ] это может способствовать их нынешнему психологическому стрессу.
Некоторые конкретные терапевтические применения толкования снов включают: [ 37 ]
- Лечение психических расстройств, таких как депрессия и тревога. Выявление коренных причин расстройств посредством анализа сновидений позволяет пациентам решать свои проблемы и улучшать свое психическое здоровье.
- Улучшение самопознания и личностного роста. Интерпретация снов может помочь пациентам лучше понять себя, свои отношения и свой жизненный опыт.
- Укрепление терапевтического альянса. Интерпретация сновидений предоставляет возможности для сочувствия, уважения и сотрудничества между терапевтом и пациентом, тем самым улучшая терапевтические отношения.
Тематические исследования и неофициальные данные показывают, что пациенты, занимающиеся толкованием снов, часто сообщают о терапевтических преимуществах. Однако необходимы дополнительные эмпирические исследования, чтобы установить эффективность этого метода. [ 38 ]
Текущие исследования и будущие направления
[ редактировать ]Хотя психоаналитическая интерпретация сновидений имеет долгую историю, недавние исследования были сосредоточены на интеграции идей когнитивной психологии, нейробиологии и других смежных областей. [ 39 ] Некоторые текущие области исследований включают в себя:
- Изучение нейробиологической основы сновидений с использованием передовых методов визуализации. [ 40 ]
- Исследуя, как сны связаны с консолидацией памяти, [ 41 ] эмоциональная регуляция и когнитивная обработка во время сна
- Исследование роли снов в творчестве, решении проблем и самоорганизации. [ 39 ]
Будущие исследования могут также изучить, как современные психоаналитические подходы рассматривают сновидения как отражение психоаналитических отношений и проблем переноса/контрпереноса. Кроме того, необходимы более строгие эмпирические исследования для оценки эффективности толкования сновидений в различных терапевтических контекстах. [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]- DreamsID (Сны интерпретированные и нарисованные)
- Повторяющийся сон
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Фрейд, Зигмунд (1953). Толкование снов . Лондон: Хогарт Пресс.
- ^ Jump up to: а б с д Крестьянин, Н.; А. Задра (2001). «Работа со сновидениями в терапии: что мы знаем и что нам следует делать?». Обзор клинической психологии . 24 (5): 489–512. дои : 10.1016/j.cpr.2004.05.002 . ПМИД 15325742 .
- ^ Jump up to: а б с д и Домхофф, GW (2005). «Переориентация нейрокогнитивного подхода к сновидениям: критика дебатов Хобсона и Солмса». Мечтаю . 15 :3–20. дои : 10.1037/1053-0797.15.1.3 .
- ^ Jump up to: а б Липпман, П. (2000). Ноктюрны: О слушании снов . Хиллсдейл, Нью-Джерси: The Analytic Press, Inc.
- ^ Jump up to: а б Лейн, RC; М. Харрис (2002). «Изменяющееся место сновидения в истории психоанализа, часть I: Фрейд, эго-психология и школа межличностного общения». Психоаналитический обзор . 89 (6): 829–859. дои : 10.1521/пред.89.6.829.22090 . ПМИД 12743940 .
- ^ Лейн, RC; М. Дэниелс; С. Барбер (1995). «Конфигурационный подход к анализу манифестных сновидений: возможное ускорение коммуникативной психоаналитической психотерапии». Журнал современной психотерапии . 25 (4): 331–365. дои : 10.1007/bf02306568 . S2CID 2403985 .
- ^ Jump up to: а б с Фриман, М. (1989). «Между «наукой» и «искусством» толкования: метод Фрейда толкования снов». Психоаналитическая психология . 6 (3): 293–308. дои : 10.1037/h0079739 .
- ^ Лангс, Р. (2004). Основы адаптивной психотерапии и консультирования. Лондон: Пэлгрейв-Макмиллан.
- ^ Лангс, Р. (1991). Возьмите на себя ответственность за свою эмоциональную жизнь. Нью-Йорк: Генри Холт.
- ^ Jump up to: а б Эллман, С. (2008). «Мечты: комментарий к бумаге Хейзел Ипп». Психоаналитические диалоги . 10 (1): 143–147. дои : 10.1080/10481881009348527 . S2CID 144276835 .
- ^ Лейн, RC (2002). «Споры о мечтах». Психотерапия в частной практике . 16 (1): 39–68. дои : 10.1300/j294v16n01_04 .
- ^ Фосшадж, Дж. (2000). «Организирующие функции сновидения - современная психоаналитическая модель: комментарий к статье Хейзел Ипп». Психоаналитические диалоги . 10 (1): 103–117. дои : 10.1080/10481881009348524 . S2CID 143684914 .
- ^ Липпман, П. (1996). «О снах и межличностном психоанализе». Психоаналитические диалоги . 6 (6): 831–846. дои : 10.1080/10481889609539155 .
- ^ Хартманн, Э. «Сны и кошмары Персея» . Проверено 29 ноября 2011 г.
- ^ Благоров, М .; Л. Фармер; Э. Уильямс (2004). «Связь частоты кошмаров и кошмарного страдания с благополучием». Журнал исследований сна . 13 (2): 129–136. дои : 10.1111/j.1365-2869.2004.00394.x . ПМИД 15175092 . S2CID 10281878 .
- ^ Зандра, А.; С.А. О'Брайен; и округ Колумбия Дондери (1997–98). «Содержание снов, повторение снов и благополучие: применение к более молодой выборке». Воображение, познание и личность . 17 (4): 293–311. doi : 10.2190/llxl-d4db-9cp5-brgt . S2CID 145752858 .
- ^ Бернштейн, DM; Б. Робертс (1995). «Оценка снов с помощью анкет для самоотчета: связь с прошлыми исследованиями и личностью». Мечтаю . 5 : 13–27. дои : 10.1037/h0094420 .
- ^ Шредл, М.; К. Ландграф; О. Зейлер (2003). «Частота кошмаров, кошмарный стресс и невротизм». Североамериканский журнал психологии (5): 345–350.
- ^ Шредл, М.; Г. Шефер; Ф. Хофманн; С. Джейкоб (1999). «Содержание мечты и личность: толстые и тонкие границы». Мечтаю . 9 (4): 257–263. дои : 10.1023/а:1021336103535 . S2CID 143904158 .
- ^ Домхофф, ГВ; К. Мейер-Гомес; М. Шредл (2006). «Мечты как выражение концепций и опасений: сравнение немецких и американских студентов». Воображение, познание и личность . 25 (3): 269–282. doi : 10.2190/fc3q-2ymr-9a5f-n52m . S2CID 144449197 .
- ^ Хилл, CE (1996). Работа со сновидениями в психотерапии . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
- ^ Jump up to: а б Хилл, CE; Ф.А. Келли; Т.Л. Дэвис; Р.Э. Крук; ЛЕ Мальдонадо; М. А. Турксон; ТЛ Воннел; В. Сутхакаран; Дж. С. Зак; АБ Рохлен; г-н Колчкиян; Дж. Н. Кодрингтон (2001). «Предсказатели исхода сеансов толкования сновидений: характеристики клиентов-добровольцев, характеристики снов и тип толкования». Мечтаю . 11 (2): 53–72. дои : 10.1023/а:1009420619940 . S2CID 143530370 .
- ^ Jump up to: а б Дерр, Б.Б.; Д.Г. Зимфер (1996). «Сны в групповой терапии: обзор моделей». Международный журнал групповой психотерапии . 46 (4): 501–515. дои : 10.1080/00207284.1996.11491507 . ПМИД 8898487 .
- ^ Глюксман, М.Л. (1988). «Использование последовательных снов для облегчения и документирования изменений во время лечения». Журнал Американской академии психоанализа . 16 (16): 47–70. дои : 10.1521/jaap.1.1988.16.1.47 . ПМИД 3338966 .
- ^ Уэбб, Делавэр; Дж. Фэган (1993). «Влияние толкования сновидений с использованием психологической кинезиологии на частоту повторяющихся снов». Психотерапия и психосоматика . 59 (3–4): 203–208. дои : 10.1159/000288665 . ПМИД 8416097 .
- ^ Шредл, Майкл; К. Бохуш; Дж. Каль; А. Мадер; А. Сомесан (2000). «Использование снов в психотерапии: опрос психотерапевтов частной практики» . Практика и исследования психотерапии . 9 (9): 81–87. ПМК 3330585 . ПМИД 10793127 .
- ^ Хилл, CE (1999). Работа со сновидениями в терапии: содействие исследованию, пониманию и действию . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.
- ^ Лилиенфилд, Скотт О.; Линн, Стивен Джей; Руссио, Джон; Бейерштейн, Барри Л. (2010). 50 великих мифов популярной психологии: развенчание широко распространенных заблуждений о человеческом поведении . Уайли-Блэквелл. п. 106.
- ^ Петоч, Агнес. Фрейд, психоанализ и символизм . п. 267.
- ^ Маццони, Джулианна А.Л.; Ломбардо, Паскуале; Мальвагиа, Стефано; Лофтус, Элизабет Ф. «Сонник и ложные убеждения» . Профессиональная психология: исследования и практика . Проверено 22 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Кириак, Жан. «Сонник и психоанализ» .
- ^ Лилиенфилд, Скотт О.; Линн, Стивен Джей; Руссио, Джон; Бейерштейн, Барри Л. (2010). 50 великих мифов популярной психологии: развенчание широко распространенных заблуждений о человеческом поведении . Уайли-Блэквелл. п. 107.
- ^ Д. Фулкс, Грамматика снов (1978), Basic Books, 1998
- ^ Домхофф Г.В., Научное исследование снов Американской психологической ассоциации , 2003 г.
- ^ Домхофф, GW (23 сентября 2000 г.). «Теория сновидения за пределами Фрейда и Юнга. Доклад, представленный на симпозиуме «За пределами Фрейда и Юнга?», Высший теологический союз, Беркли, Калифорния» . Проверено 16 сентября 2016 г.
- ^ «Сны и травмы: исцеление травм посредством работы со сновидениями и терапии | Dreamyo» . 17 мая 2024 г. Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ «Исследования и публикации факультета педагогического колледжа | Образование, Колледж | Университета Маркетта» . epublications.marquette.edu . Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Шредл, М.; Бохуш, К.; Каль, Дж.; Мадер, А.; Сомесан, А. (2000). «Использование сновидений в психотерапии: опрос психотерапевтов частной практики» . Журнал психотерапевтической практики и исследований . 9 (2): 81–87. ISSN 1055-050X . ПМК 3330585 . ПМИД 10793127 .
- ^ Jump up to: а б Чжан, Вэй; Го, Беньюй (23 августа 2018 г.). «Сонник Фрейда: другая точка зрения, основанная на теории самоорганизации сновидения» . Границы в психологии . 9 . дои : 10.3389/fpsyg.2018.01553 . ISSN 1664-1078 . ПМК 6115518 . ПМИД 30190698 .
- ^ Скидмор, Сэмюэл (12 ноября 2018 г.). «Сонник: следующий рубеж психоанализа» . Интуиция: Журнал психологии для студентов BYU . 13 (2).
- ^ «Сновидения и консолидация памяти: удивительная связь между сновидениями и памятью | dreamyo» . 17 мая 2024 г. Проверено 17 мая 2024 г.
- ^ Шредл, М.; Бохуш, К.; Каль, Дж.; Мадер, А.; Сомесан, А. (2000). «Использование сновидений в психотерапии: опрос психотерапевтов частной практики» . Журнал психотерапевтической практики и исследований . 9 (2): 81–87. ISSN 1055-050X . ПМК 3330585 . ПМИД 10793127 .