Jump to content

Групповая психотерапия

(Перенаправлено из Групповой терапии )
Групповая психотерапия
МКБ-10-ПКС ГЖ
МКБ-9-СМ 94.41 - 94.44
МеШ D011615

Групповая психотерапия или групповая терапия — это форма психотерапии , в которой один или несколько терапевтов лечат небольшую группу клиентов вместе как группу. Этот термин может на законных основаниях относиться к любой форме психотерапии, проводимой в групповом формате, включая арт-терапию , когнитивно-поведенческую терапию или межличностную терапию , но обычно он применяется к психодинамической групповой терапии, где групповой контекст и групповой процесс явно используются в качестве механизма. изменений путем развития, изучения и изучения межличностных отношений внутри группы.

В более широкую концепцию групповой терапии можно включить любой процесс помощи, происходящий в группе, включая группы поддержки , группы обучения навыкам (таким как управление гневом , осознанность , обучение релаксации или обучение социальным навыкам ) и психообразования группы . Различия между психодинамическими группами, группами активности, группами поддержки, группами решения проблем и психообразовательными группами обсуждались психиатром Чарльзом Монтгомери. [1] Другие, более специализированные формы групповой терапии включают невербальную экспрессивную терапию, такую ​​как арт-терапия , танцевальная терапия или музыкальная терапия .

Основоположниками групповой психотерапии в США были Джозеф Х. Пратт, Тригант Берроу и Пол Шильдер . Все трое действовали и работали на Восточном побережье в первой половине 20 века. В 1932 году Джейкоб Л. Морено представил свою работу по групповой психотерапии Американской психиатрической ассоциации и стал соавтором монографии на эту тему. [2] После Второй мировой войны групповая психотерапия получила дальнейшее развитие Морено, Сэмюэля Славсона , Хаймана Спотница , Ирвина Ялома и Лу Ормонта . Подход Ялома к групповой терапии оказал большое влияние не только в США, но и во всем мире.

Ранним развитием групповой терапии была Т-группа или группа обучения (иногда также называемая группой тренировки чувствительности , группой обучения человеческим отношениям или группой встреч), формой групповой психотерапии, в которой участники (обычно от восьми до 15 человек) узнавать о себе (и о процессах малых групп в целом) через взаимодействие друг с другом. Они используют обратную связь, решение проблем и ролевые игры, чтобы лучше понять себя, других и группы. Он был впервые использован в середине 1940-х годов Куртом Левином , Карлом Роджерсом и его коллегами как метод изучения человеческого поведения в так называемых Национальных учебных лабораториях (также известных как Институт NTL ), созданных Управлением военно-морских исследований и исследований. Национальная ассоциация образования в Бетеле, штат Мэн, в 1947 году.

Морено разработал специфическую и хорошо структурированную форму групповой терапии, известную как психодрама (хотя в статье о психодраме утверждается, что это не форма групповой терапии). Еще одной недавней разработкой теории и метода групповой психотерапии, основанной на интеграции системного мышления, является Агазарян (SCT) Ивонны системно-центрированная терапия , которая рассматривает функционирование групп в рамках принципов системной динамики. Ее метод «функциональной подгруппировки» представляет собой метод организации группового общения, позволяющий с меньшей вероятностью контрпродуктивно реагировать на различия. SCT также подчеркивает необходимость распознавать фазы группового развития и защиты, связанные с каждой фазой, чтобы лучше понять групповую динамику и повлиять на нее.

В Соединенном Королевстве групповая психотерапия изначально развивалась независимо: пионеры С. Х. Фоулкс и Уилфред Бион использовали групповую терапию как подход к лечению боевой усталости во время Второй мировой войны. Фоулкс и Бион были психоаналитиками и включили психоанализ в групповую терапию, признав, что перенос может возникать не только между членами группы и терапевтом, но также и между членами группы. Более того, психоаналитическая концепция бессознательного была расширена за счет признания группового бессознательного, в котором бессознательные процессы членов группы могли отыгрываться в форме иррациональных процессов на групповых сеансах. Фоулкс разработал модель, известную как групповой анализ , и Институт группового анализа , а Бион оказал влияние на развитие групповой терапии в Тавистокской клинике .

Подход Биона можно сравнить с социальной терапией , впервые разработанной в США в конце 1970-х годов Лоис Хольцман и Фредом Ньюманом , которая представляет собой групповую терапию, в которой практикующие врачи относятся к группе, а не к ее отдельным людям, как к фундаментальной единице развития. Задача группы — «построить группу», а не сосредоточиться на решении проблем или «исправлении» отдельных людей.

В Аргентине независимая школа группового анализа возникла на основе работ и учений аргентинского психоаналитика швейцарского происхождения Энрике Пишон-Ривьера . Этот мыслитель разработал групповой подход, который, хотя и не находился под прямым влиянием работ Фоулкса, был полностью с ним совместим. [3]

Терапевтические принципы

[ редактировать ]

Ирвин Ялом предложил ряд терапевтических факторов (первоначально называвшихся лечебными факторами , но переименованных в терапевтические факторы в 5-м издании «Теории и практики групповой психотерапии» (1-е издание 1970 г., 5-е издание 2005 г.).

  • Универсальность
Признание общих переживаний и чувств среди членов группы и того, что они могут быть широко распространенными или универсальными человеческими проблемами, помогает устранить чувство изоляции членов группы, подтвердить их опыт и повысить самооценку.
  • Альтруизм
Группа — это место, где участники могут помогать друг другу, а возможность дать что-то другому человеку может поднять самооценку участника и помочь развить более адаптивные стили преодоления трудностей и навыки межличностного общения.
  • Вселение надежды
В смешанной группе, члены которой находятся на разных стадиях развития или выздоровления, член может быть вдохновлен и ободрен другим участником, который преодолел проблемы, с которыми он все еще борется.
  • Передача информации
Хотя это, строго говоря, не является психотерапевтическим процессом, участники часто сообщают, что было очень полезно получить фактическую информацию от других членов группы. Например, об их лечении или о доступе к услугам.
  • Корректирующее перепросмотр первичного семейного опыта.
Члены группы часто неосознанно отождествляют группового терапевта и других членов группы со своими родителями, братьями и сестрами в процессе, который является формой переноса, специфичной для групповой психотерапии. Интерпретации терапевта могут помочь членам группы понять влияние детского опыта на их личность, и они могут научиться избегать бессознательного повторения бесполезных прошлых интерактивных моделей в сегодняшних отношениях.
  • Развитие техник общения
Групповая обстановка обеспечивает безопасную и благоприятную среду, в которой участники могут идти на риск, расширяя свой репертуар межличностного поведения и улучшая свои социальные навыки.
  • Подражательное поведение
Одним из способов развития социальных навыков члены группы являются процесс моделирования , наблюдения и подражания терапевту и другим членам группы. Например, делиться личными чувствами, проявлять заботу и поддерживать других. [4]
  • Сплоченность
Было предложено [5] что это основной терапевтический фактор, из которого вытекают все остальные. Люди — стадные животные с инстинктивной потребностью принадлежать к группе, и личностное развитие может происходить только в межличностном контексте. Сплоченная группа — это группа, в которой все члены чувствуют принадлежность, принятие и признание.
  • Экзистенциальные факторы
Осознание того, что человек должен брать на себя ответственность за свою жизнь и последствия своих решений.
  • Катарсис
Катарсис – это опыт облегчения эмоционального стресса посредством свободного и беспрепятственного выражения эмоций. Когда участники рассказывают свою историю поддерживающей аудитории, они могут избавиться от хронического чувства стыда и вины.
  • Межличностное обучение
Члены группы достигают более высокого уровня самосознания через процесс взаимодействия с другими членами группы, которые дают обратную связь о поведении члена и влиянии на других.
  • Самопонимание
Этот фактор частично совпадает с межличностным обучением, но относится к достижению более высокого уровня понимания происхождения своих проблем и бессознательных мотиваций, лежащих в основе поведения.

Настройки

[ редактировать ]

Групповая терапия может составлять часть терапевтической среды психиатрического стационара. [6] или амбулаторная психиатрическая частичная госпитализация (также известная как дневной стационар ). [7] В дополнение к классической «разговорной» терапии групповая терапия в институциональных условиях может также включать групповую экспрессивную терапию, такую ​​как драматическая терапия , психодрама , арт-терапия , а также невербальные виды терапии, такие как музыкальная терапия и танцевально-двигательная терапия.

Групповая психотерапия является ключевым компонентом терапевтической среды в терапевтическом сообществе . Вся окружающая среда или среда рассматривается как среда терапии, все взаимодействия и действия рассматриваются как потенциально терапевтические и подлежат исследованию и интерпретации и исследуются на ежедневных или еженедельных собраниях сообщества. [8] Однако взаимодействие между культурой групповой психотерапевтической среды и более управленческими нормами внешних властей может создать «организационную турбулентность», которая может критически подорвать способность группы поддерживать безопасное, но сложное «формирующее пространство». [9] Ученые Оксфордского университета изучали межорганизационную динамику национального демократического терапевтического сообщества в течение четырех лет; они обнаружили, что внешнее управление со стороны властей подорвало терапевтическую модель сообщества, вызвало кризис и привело к трудноразрешимому конфликту, который привел к закрытию сообщества. [10]

Сообщается, что форма групповой терапии эффективна у психотических подростков и выздоравливающих наркоманов. [11] Проективная психотерапия использует внешний текст, такой как роман или кинофильм, чтобы обеспечить «стабильное заблуждение » для первой группы и безопасный фокус для подавленных и подавленных эмоций или мыслей во второй. Группы пациентов читают роман или коллективно смотрят фильм. Затем они коллективно участвуют в обсуждении сюжета, мотивации персонажей и мотивации автора. В случае с фильмами также обсуждаются и обрабатываются звуковое сопровождение, операторская работа и фон. Под руководством терапевта защитные механизмы обходятся за счет использования означающих и семиотических процессов. В центре внимания остается текст, а не личные вопросы. [12] Он был популяризирован в научно-фантастическом романе « Ярость Красного Орка» .

Групповая терапия сейчас часто используется в частной практике. [13]

Групповой анализ получил широкое распространение в Европе, и особенно в Великобритании, где он стал наиболее распространенной формой групповой психотерапии. Растет интерес со стороны Австралии, бывшего Советского Союза и африканского континента. [14]

Исследования эффективности

[ редактировать ]

Метаанализ 2008 года показал, что на начальном этапе индивидуальная терапия может быть немного более эффективной, чем групповая, но эта разница, похоже, исчезает через 6 месяцев. [15] Имеются четкие доказательства эффективности групповой психотерапии при депрессии : метаанализ 48 исследований показал общий размер эффекта 1,03, что является клинически высоко значимым. [16] Аналогичным образом, метаанализ пяти исследований групповой психотерапии для взрослых, переживших сексуальное насилие , показал величину эффекта от умеренной до сильной. [17] а также имеются убедительные доказательства эффективности лечения хронического травматического стресса у ветеранов войны. [18]

Существуют менее убедительные доказательства хороших результатов для пациентов с пограничным расстройством личности , при этом некоторые исследования показывают лишь небольшую или умеренную величину эффекта. [19] Авторы отмечают, что такие плохие результаты могут отражать необходимость дополнительной поддержки для некоторых пациентов в дополнение к групповой терапии. Это подтверждается впечатляющими результатами, полученными при использовании лечения, основанного на ментализации , модели, сочетающей динамическую групповую психотерапию с индивидуальной психотерапией и ведением случаев . [20]

Большинство исследований результатов проводится с использованием ограниченной по времени терапии с диагностически однородными группами. Однако долгосрочная интенсивная интерактивная групповая психотерапия [21] предполагает разнообразное и диагностически неоднородное членство в группах, а также неограниченную временную шкалу терапии. Хорошие результаты также были продемонстрированы для этой формы групповой терапии. [22]

Групповая терапия с компьютерной поддержкой

[ редактировать ]

С середины 1990-х годов значительно возросло количество исследований в области компьютерных вмешательств. [23] [24] Подробный обзор современной практики см.: Компьютерная психотерапия .

В нескольких технико-экономических обоснованиях изучалось влияние поддержки компьютеров, приложений и СМИ на групповые вмешательства. Большинство исследованных вмешательств имели краткое обоснование, которое обычно основывалось на принципах когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Большинство исследований было сосредоточено на:

  • Тревожные расстройства (например, социофобия, генерализованное тревожное расстройство). [25] [26] [27] )
  • Депрессия (например, легкая или умеренная большая депрессия) [28] [29] [30] )
  • Другие расстройства (например, накопительство [31] [32] )

Хотя доказательная база групповой терапии очень ограничена, предварительные исследования индивидуальной терапии [33] предполагает возможное повышение эффективности лечения [34] или эффективность. [35] [36] Кроме того, использование мониторинга с помощью приложений или компьютера исследовалось несколько раз. Заявленные преимущества современного формата включают улучшенный переход между сеансами и общение между пациентом и терапевтом, [29] [32] а также повышение прозрачности и интенсивности лечения. [26] Негативные эффекты могут проявляться в виде диссонанса из-за невыполнения онлайн-заданий или ограничения внутрисессионного группового взаимодействия. [30] И последнее, но не менее важное: групповые явления могут влиять на мотивацию выполнения онлайн-задач. [30]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Монтгомери, Чарльз (январь 2002 г.). «Роль динамической групповой терапии в психиатрии» . Достижения в психиатрическом лечении . 8 (1): 34–41. дои : 10.1192/апт.8.1.34 .
  2. ^ Морено Дж.Л., Дженнингс Х.Х., Уитин Э.С., Национальный комитет по тюрьмам (9 апреля 2018 г.). «Групповой метод и групповая психотерапия» . Маяк Хаус . Проверено 9 апреля 2018 г. - через Google Книги.
  3. ^ Туберт-Окландер Дж., де Тюберт Р.Х. (2004). Оперативные группы: латиноамериканский подход к групповому анализу . Лондон: Издательство Джессики Кингсли. ISBN  978-1-84310-094-2 .
  4. ^ Кислев Э (2015). «Использование участников-наблюдателей в групповой терапии: критическое исследование в свете теории Фуко» . Группа . 39 (1): 9–24. дои : 10.13186/group.39.1.0009 . S2CID   148037934 .
  5. ^ Джойс А.С., Пайпер В.Е., Огродничук Дж.С. (июль 2007 г.). «Терапевтический альянс и переменные сплоченности как предикторы результата краткосрочной групповой психотерапии». Международный журнал групповой психотерапии . 57 (3): 269–96. дои : 10.1521/ijgp.2007.57.3.269 . ПМИД   17661544 . S2CID   19200449 .
  6. ^ Ялом И.Д. (1983). Стационарная групповая психотерапия . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN  978-0-465-03298-3 .
  7. ^ Огродничук Ю.С., Штейнберг П.И. (январь 2005 г.). «Возобновление интереса к дневному лечению» . Канадский журнал психиатрии . 50 (1): 77. дои : 10.1177/070674370505000120 . ПМИД   15754672 .
  8. ^ Кэмплинг П., Хей Р., ред. (1998). Терапевтические сообщества (1-е изд.). Лондон: Издательство Джессики Кингсли. ISBN  978-1-85302-626-3 .
  9. ^ Фишер, доктор медицинских наук (28 сентября 2012 г.). «Организационная турбулентность, проблемы и травмы: теория краха системы психического здоровья». Организационные исследования . 33 (9): 1153–1173. дои : 10.1177/0170840612448155 . S2CID   52219788 .
  10. ^ Фишер, доктор медицинских наук, Ферли Э. (1 января 2013 г.). «Сопротивление гибридизации между способами управления клиническими рисками: противоречие, конкуренция и возникновение неразрешимых конфликтов» . Бухгалтерский учет, организации и общество . 38 (1): 30–49. дои : 10.1016/j.aos.2012.11.002 . S2CID   44146410 .
  11. ^ Джаннини, AJ (2001). «Использование художественной литературы в терапии». Психиатрические времена . 18 (12): 33–34.
  12. ^ Джаннини, AJ (1993). «Танциальные символы». Журнал клинической фармакологии . 33 (12): 1134–1139. дои : 10.1002/j.1552-4604.1993.tb03913.x . ПМИД   7510314 . S2CID   32304779 .
  13. ^ Шварц Дж. (14 июля 2017 г.). «5 причин рассмотреть возможность групповой терапии» . Новости США и мировой отчет .
  14. ^ Робертс Дж. П. (2 января 2018 г.). «Групповая психотерапия». Британский журнал психиатрии . 166 (1): 124–129. дои : 10.1192/bjp.166.1.124 . ПМИД   7894869 . S2CID   12387450 .
  15. ^ Куиджперс, Пим; ван Стратен, Аннемике; Вармердам, Лисанна (2008). «Одинаково ли эффективны индивидуальные и групповые методы лечения депрессии у взрослых?: метаанализ» . Европейский журнал психиатрии . 22 : 38–51. дои : 10.4321/s0213-61632008000100005 .
  16. ^ Макдермут В., Миллер И.В., Браун Р.А. (2001). «Эффективность групповой психотерапии при депрессии: метаанализ и обзор эмпирических исследований» . Клиническая психология: наука и практика . 8 (1): 98–116. дои : 10.1093/clipsy.8.1.98 .
  17. ^ Каллахан К.Л., Прайс Дж.Л., Хилсенрот М.Дж. (октябрь 2004 г.). «Обзор результатов межличностно-психодинамической групповой психотерапии для взрослых, переживших сексуальное насилие в детстве». Международный журнал групповой психотерапии . 54 (4): 491–519. дои : 10.1521/ijgp.54.4.491.42770 . ПМИД   15388403 . S2CID   39715726 .
  18. ^ Канас Н. (январь 2005 г.). «Групповая терапия для пациентов с хроническими стрессовыми расстройствами, связанными с травмой». Международный журнал групповой психотерапии . 55 (1: Специальный выпуск): 161–165. дои : 10.1521/ijgp.55.1.161.56551 . ПМИД   15843254 . S2CID   34930808 .
  19. ^ Канас Н. (2006). «Долгосрочная психодинамическая групповая терапия для пациентов с расстройствами личности». Международный журнал групповой психотерапии . 56 (2): 245–51. дои : 10.1521/ijgp.2006.56.2.245 . S2CID   77964625 .
  20. ^ Бейтман А., Фонаги П. (май 2008 г.). «8-летнее наблюдение за пациентами, лечившимися от пограничного расстройства личности: лечение, основанное на ментализации, по сравнению с обычным лечением». Американский журнал психиатрии . 165 (5): 631–8. дои : 10.1176/appi.ajp.2007.07040636 . ПМИД   18347003 .
  21. ^ Ялом И.Д., Лещ М. (2005). Теория и практика групповой психотерапии (5-е изд.). Нью-Йорк: Основные книги. п. 272. ИСБН  978-0-465-09284-0 .
  22. ^ Лоренцен С., Бёгвальд К.П., Хёгленд П. (июль 2002 г.). «Изменения во время и после долгосрочной аналитической групповой психотерапии». Международный журнал групповой психотерапии . 52 (3): 419–29. дои : 10.1521/ijgp.52.3.419.45511 . ПМИД   12082680 . S2CID   22021822 .
  23. ^ Андерссон Г (28 марта 2016 г.). «Психологическое лечение через Интернет» . Ежегодный обзор клинической психологии . 12 (1): 157–79. doi : 10.1146/annurev-clinpsy-021815-093006 . ПМИД   26652054 .
  24. ^ Хедман Э (2014). «Когнитивно-поведенческая терапия через Интернет: систематический обзор применения, клиническая эффективность и экономическая эффективность». Экспертный обзор фармакоэкономических исследований и результатов исследований . 12 (6): 745–764. дои : 10.1586/erp.12.67 . ПМИД   23252357 . S2CID   12867169 .
  25. ^ Грубер К., Моран П.Дж., Рот В.Т., Тейлор С.Б. (2001). «Компьютерная когнитивно-поведенческая групповая терапия социофобии». Поведенческая терапия . 32 (1): 155–165. дои : 10.1016/s0005-7894(01)80050-2 .
  26. ^ Jump up to: а б Ньюман М.Г., Пшеворски А., Консоли А.Дж., Тейлор С.Б. (июнь 2014 г.). «Рандомизированное контролируемое исследование экологического мгновенного вмешательства плюс краткая групповая терапия генерализованного тревожного расстройства» . Психотерапия . 51 (2): 198–206. дои : 10.1037/a0032519 . ПМЦ   4440457 . ПМИД   24059730 .
  27. ^ Пшеворский А., Ньюман М.Г. (февраль 2004 г.). «Групповая терапия с использованием портативного компьютера при социофобии». Журнал клинической психологии . 60 (2): 179–88. дои : 10.1002/jclp.10246 . ПМИД   14724925 .
  28. ^ Шустер Р., Лейтнер И., Карлбринг П., Лайрейтер А.Р. (июнь 2017 г.). «Изучение смешанных групповых вмешательств при депрессии: рандомизированное контролируемое технико-экономическое обоснование смешанного психообразовательного группового вмешательства с компьютерной и мультимедийной поддержкой для взрослых с депрессивными симптомами» . Интернет-интервенции . 8 : 63–71. дои : 10.1016/j.invent.2017.04.001 . ПМК   6096250 . ПМИД   30135830 .
  29. ^ Jump up to: а б Шустер Р., Фихтенбауэр И., Спарр В.М., Бергер Т., Лайрейтер А.Р. (март 2018 г.). «Возможность смешанного группового лечения (bGT) при большой депрессии: неконтролируемое интервенционное исследование в университетских условиях» . БМЖ Опен . 8 (3): e018412. doi : 10.1136/bmjopen-2017-018412 . ПМЦ   5857649 . ПМИД   29530905 .
  30. ^ Jump up to: а б с Шустер Р., Зигль С., Бергер Т., Лайрейтер А.Р. (2018). «Опыт пациентов в групповой терапии депрессии с помощью Интернета и мобильных устройств и последствия групповой обстановки: качественное последующее исследование» . JMIR психического здоровья . 5 (3): е49. дои : 10.2196/mental.9613 . ПМК   6060305 . ПМИД   29997106 .
  31. ^ Фицпатрик М., Неделькович М., Эбботт Дж.А., Кириос М., Молдинг Р. (июнь 2018 г.). « «Смешанная» терапия: разработка и пилотная оценка когнитивно-поведенческого вмешательства с помощью Интернета в дополнение к очной терапии расстройства накопительства» . Интернет-интервенции . 12 :16–25. дои : 10.1016/j.invent.2018.02.006 . ПМК   6096324 . ПМИД   30135765 .
  32. ^ Jump up to: а б Иванов В.З. (2018). «Усиление групповой когнитивно-поведенческой терапии при расстройстве накопительства с поддержкой клиницистов через Интернет между сеансами: технико-экономическое обоснование» . Журнал клинической психологии . 74 (7): 1092–1105. дои : 10.1002/jclp.22589 . ПМК   6686153 . ПМИД   29411356 .
  33. ^ Эрбе Д., Айхерт Х.К., Рипер Х., Эберт Д.Д. (сентябрь 2017 г.). «Сочетание очных и интернет-интервенций для лечения психических расстройств у взрослых: систематический обзор» . Журнал медицинских интернет-исследований . 19 (9): е306. дои : 10.2196/jmir.6588 . ПМЦ   5622288 . ПМИД   28916506 .
  34. ^ Тейс М.Э., Райт Дж.Х., Иллс Т.Д., Барретт М.С., Вишневски С.Р., Баласубрамани Г.К., Маккроун П., Браун Г.К. (март 2018 г.). «Повышение эффективности психотерапии депрессии: компьютерная и стандартная КПТ» . Американский журнал психиатрии . 175 (3): 242–250. дои : 10.1176/appi.ajp.2017.17010089 . ПМЦ   5848497 . ПМИД   28969439 .
  35. ^ Зверенц Р., Беккер Дж., Никенберг Р.Дж., Зипманн М., Хаген К., Бойтель М.Э. (2017). «Онлайн-самопомощь как дополнение к стационарной психотерапии: эффективность нового смешанного подхода к лечению» . Психотерапия и психосоматика . 86 (6): 341–350. дои : 10.1159/000481177 . ПМИД   29131090 . S2CID   4786098 .
  36. ^ Бергер Т., Кригер Т., Суде К., Мейер Б., Маеркер А. (февраль 2018 г.). «Оценка электронной программы психического здоровья («депрексис») как дополнительного инструмента лечения депрессии в психотерапии: результаты прагматического рандомизированного контролируемого исследования» . Журнал аффективных расстройств . 227 : 455–462. дои : 10.1016/j.jad.2017.11.021 . ПМИД   29154168 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 499d02ab9bb5461bc65bd4c07e553ffe__1703662860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/49/fe/499d02ab9bb5461bc65bd4c07e553ffe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Group psychotherapy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)