Групповая психотерапия
Групповая психотерапия | |
---|---|
МКБ-10-ПКС | ГЖ |
МКБ-9-СМ | 94.41 - 94.44 |
МеШ | D011615 |
Групповая психотерапия или групповая терапия — это форма психотерапии , в которой один или несколько терапевтов лечат небольшую группу клиентов вместе как группу. Этот термин может на законных основаниях относиться к любой форме психотерапии, проводимой в групповом формате, включая арт-терапию , когнитивно-поведенческую терапию или межличностную терапию , но обычно он применяется к психодинамической групповой терапии, где групповой контекст и групповой процесс явно используются в качестве механизма. изменений путем развития, изучения и изучения межличностных отношений внутри группы.
В более широкую концепцию групповой терапии можно включить любой процесс помощи, происходящий в группе, включая группы поддержки , группы обучения навыкам (таким как управление гневом , осознанность , обучение релаксации или обучение социальным навыкам ) и психообразования группы . Различия между психодинамическими группами, группами активности, группами поддержки, группами решения проблем и психообразовательными группами обсуждались психиатром Чарльзом Монтгомери. [1] Другие, более специализированные формы групповой терапии включают невербальную экспрессивную терапию, такую как арт-терапия , танцевальная терапия или музыкальная терапия .
История
[ редактировать ]Основоположниками групповой психотерапии в США были Джозеф Х. Пратт, Тригант Берроу и Пол Шильдер . Все трое действовали и работали на Восточном побережье в первой половине 20 века. В 1932 году Джейкоб Л. Морено представил свою работу по групповой психотерапии Американской психиатрической ассоциации и стал соавтором монографии на эту тему. [2] После Второй мировой войны групповая психотерапия получила дальнейшее развитие Морено, Сэмюэля Славсона , Хаймана Спотница , Ирвина Ялома и Лу Ормонта . Подход Ялома к групповой терапии оказал большое влияние не только в США, но и во всем мире.
Ранним развитием групповой терапии была Т-группа или группа обучения (иногда также называемая группой тренировки чувствительности , группой обучения человеческим отношениям или группой встреч), формой групповой психотерапии, в которой участники (обычно от восьми до 15 человек) узнавать о себе (и о процессах малых групп в целом) через взаимодействие друг с другом. Они используют обратную связь, решение проблем и ролевые игры, чтобы лучше понять себя, других и группы. Он был впервые использован в середине 1940-х годов Куртом Левином , Карлом Роджерсом и его коллегами как метод изучения человеческого поведения в так называемых Национальных учебных лабораториях (также известных как Институт NTL ), созданных Управлением военно-морских исследований и исследований. Национальная ассоциация образования в Бетеле, штат Мэн, в 1947 году.
Морено разработал специфическую и хорошо структурированную форму групповой терапии, известную как психодрама (хотя в статье о психодраме утверждается, что это не форма групповой терапии). Еще одной недавней разработкой теории и метода групповой психотерапии, основанной на интеграции системного мышления, является Агазарян (SCT) Ивонны системно-центрированная терапия , которая рассматривает функционирование групп в рамках принципов системной динамики. Ее метод «функциональной подгруппировки» представляет собой метод организации группового общения, позволяющий с меньшей вероятностью контрпродуктивно реагировать на различия. SCT также подчеркивает необходимость распознавать фазы группового развития и защиты, связанные с каждой фазой, чтобы лучше понять групповую динамику и повлиять на нее.
В Соединенном Королевстве групповая психотерапия изначально развивалась независимо: пионеры С. Х. Фоулкс и Уилфред Бион использовали групповую терапию как подход к лечению боевой усталости во время Второй мировой войны. Фоулкс и Бион были психоаналитиками и включили психоанализ в групповую терапию, признав, что перенос может возникать не только между членами группы и терапевтом, но также и между членами группы. Более того, психоаналитическая концепция бессознательного была расширена за счет признания группового бессознательного, в котором бессознательные процессы членов группы могли отыгрываться в форме иррациональных процессов на групповых сеансах. Фоулкс разработал модель, известную как групповой анализ , и Институт группового анализа , а Бион оказал влияние на развитие групповой терапии в Тавистокской клинике .
Подход Биона можно сравнить с социальной терапией , впервые разработанной в США в конце 1970-х годов Лоис Хольцман и Фредом Ньюманом , которая представляет собой групповую терапию, в которой практикующие врачи относятся к группе, а не к ее отдельным людям, как к фундаментальной единице развития. Задача группы — «построить группу», а не сосредоточиться на решении проблем или «исправлении» отдельных людей.
В Аргентине независимая школа группового анализа возникла на основе работ и учений аргентинского психоаналитика швейцарского происхождения Энрике Пишон-Ривьера . Этот мыслитель разработал групповой подход, который, хотя и не находился под прямым влиянием работ Фоулкса, был полностью с ним совместим. [3]
Терапевтические принципы
[ редактировать ]Ирвин Ялом предложил ряд терапевтических факторов (первоначально называвшихся лечебными факторами , но переименованных в терапевтические факторы в 5-м издании «Теории и практики групповой психотерапии» (1-е издание 1970 г., 5-е издание 2005 г.).
- Универсальность
- Признание общих переживаний и чувств среди членов группы и того, что они могут быть широко распространенными или универсальными человеческими проблемами, помогает устранить чувство изоляции членов группы, подтвердить их опыт и повысить самооценку.
- Альтруизм
- Группа — это место, где участники могут помогать друг другу, а возможность дать что-то другому человеку может поднять самооценку участника и помочь развить более адаптивные стили преодоления трудностей и навыки межличностного общения.
- Вселение надежды
- В смешанной группе, члены которой находятся на разных стадиях развития или выздоровления, член может быть вдохновлен и ободрен другим участником, который преодолел проблемы, с которыми он все еще борется.
- Передача информации
- Хотя это, строго говоря, не является психотерапевтическим процессом, участники часто сообщают, что было очень полезно получить фактическую информацию от других членов группы. Например, об их лечении или о доступе к услугам.
- Корректирующее перепросмотр первичного семейного опыта.
- Члены группы часто неосознанно отождествляют группового терапевта и других членов группы со своими родителями, братьями и сестрами в процессе, который является формой переноса, специфичной для групповой психотерапии. Интерпретации терапевта могут помочь членам группы понять влияние детского опыта на их личность, и они могут научиться избегать бессознательного повторения бесполезных прошлых интерактивных моделей в сегодняшних отношениях.
- Развитие техник общения
- Групповая обстановка обеспечивает безопасную и благоприятную среду, в которой участники могут идти на риск, расширяя свой репертуар межличностного поведения и улучшая свои социальные навыки.
- Подражательное поведение
- Одним из способов развития социальных навыков члены группы являются процесс моделирования , наблюдения и подражания терапевту и другим членам группы. Например, делиться личными чувствами, проявлять заботу и поддерживать других. [4]
- Сплоченность
- Было предложено [5] что это основной терапевтический фактор, из которого вытекают все остальные. Люди — стадные животные с инстинктивной потребностью принадлежать к группе, и личностное развитие может происходить только в межличностном контексте. Сплоченная группа — это группа, в которой все члены чувствуют принадлежность, принятие и признание.
- Экзистенциальные факторы
- Осознание того, что человек должен брать на себя ответственность за свою жизнь и последствия своих решений.
- Катарсис
- Катарсис – это опыт облегчения эмоционального стресса посредством свободного и беспрепятственного выражения эмоций. Когда участники рассказывают свою историю поддерживающей аудитории, они могут избавиться от хронического чувства стыда и вины.
- Межличностное обучение
- Члены группы достигают более высокого уровня самосознания через процесс взаимодействия с другими членами группы, которые дают обратную связь о поведении члена и влиянии на других.
- Самопонимание
- Этот фактор частично совпадает с межличностным обучением, но относится к достижению более высокого уровня понимания происхождения своих проблем и бессознательных мотиваций, лежащих в основе поведения.
Настройки
[ редактировать ]Групповая терапия может составлять часть терапевтической среды психиатрического стационара. [6] или амбулаторная психиатрическая частичная госпитализация (также известная как дневной стационар ). [7] В дополнение к классической «разговорной» терапии групповая терапия в институциональных условиях может также включать групповую экспрессивную терапию, такую как драматическая терапия , психодрама , арт-терапия , а также невербальные виды терапии, такие как музыкальная терапия и танцевально-двигательная терапия.
Групповая психотерапия является ключевым компонентом терапевтической среды в терапевтическом сообществе . Вся окружающая среда или среда рассматривается как среда терапии, все взаимодействия и действия рассматриваются как потенциально терапевтические и подлежат исследованию и интерпретации и исследуются на ежедневных или еженедельных собраниях сообщества. [8] Однако взаимодействие между культурой групповой психотерапевтической среды и более управленческими нормами внешних властей может создать «организационную турбулентность», которая может критически подорвать способность группы поддерживать безопасное, но сложное «формирующее пространство». [9] Ученые Оксфордского университета изучали межорганизационную динамику национального демократического терапевтического сообщества в течение четырех лет; они обнаружили, что внешнее управление со стороны властей подорвало терапевтическую модель сообщества, вызвало кризис и привело к трудноразрешимому конфликту, который привел к закрытию сообщества. [10]
Сообщается, что форма групповой терапии эффективна у психотических подростков и выздоравливающих наркоманов. [11] Проективная психотерапия использует внешний текст, такой как роман или кинофильм, чтобы обеспечить «стабильное заблуждение » для первой группы и безопасный фокус для подавленных и подавленных эмоций или мыслей во второй. Группы пациентов читают роман или коллективно смотрят фильм. Затем они коллективно участвуют в обсуждении сюжета, мотивации персонажей и мотивации автора. В случае с фильмами также обсуждаются и обрабатываются звуковое сопровождение, операторская работа и фон. Под руководством терапевта защитные механизмы обходятся за счет использования означающих и семиотических процессов. В центре внимания остается текст, а не личные вопросы. [12] Он был популяризирован в научно-фантастическом романе « Ярость Красного Орка» .
Групповая терапия сейчас часто используется в частной практике. [13]
Групповой анализ получил широкое распространение в Европе, и особенно в Великобритании, где он стал наиболее распространенной формой групповой психотерапии. Растет интерес со стороны Австралии, бывшего Советского Союза и африканского континента. [14]
Исследования эффективности
[ редактировать ]Метаанализ 2008 года показал, что на начальном этапе индивидуальная терапия может быть немного более эффективной, чем групповая, но эта разница, похоже, исчезает через 6 месяцев. [15] Имеются четкие доказательства эффективности групповой психотерапии при депрессии : метаанализ 48 исследований показал общий размер эффекта 1,03, что является клинически высоко значимым. [16] Аналогичным образом, метаанализ пяти исследований групповой психотерапии для взрослых, переживших сексуальное насилие , показал величину эффекта от умеренной до сильной. [17] а также имеются убедительные доказательства эффективности лечения хронического травматического стресса у ветеранов войны. [18]
Существуют менее убедительные доказательства хороших результатов для пациентов с пограничным расстройством личности , при этом некоторые исследования показывают лишь небольшую или умеренную величину эффекта. [19] Авторы отмечают, что такие плохие результаты могут отражать необходимость дополнительной поддержки для некоторых пациентов в дополнение к групповой терапии. Это подтверждается впечатляющими результатами, полученными при использовании лечения, основанного на ментализации , модели, сочетающей динамическую групповую психотерапию с индивидуальной психотерапией и ведением случаев . [20]
Большинство исследований результатов проводится с использованием ограниченной по времени терапии с диагностически однородными группами. Однако долгосрочная интенсивная интерактивная групповая психотерапия [21] предполагает разнообразное и диагностически неоднородное членство в группах, а также неограниченную временную шкалу терапии. Хорошие результаты также были продемонстрированы для этой формы групповой терапии. [22]
Групповая терапия с компьютерной поддержкой
[ редактировать ]С середины 1990-х годов значительно возросло количество исследований в области компьютерных вмешательств. [23] [24] Подробный обзор современной практики см.: Компьютерная психотерапия .
В нескольких технико-экономических обоснованиях изучалось влияние поддержки компьютеров, приложений и СМИ на групповые вмешательства. Большинство исследованных вмешательств имели краткое обоснование, которое обычно основывалось на принципах когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Большинство исследований было сосредоточено на:
- Тревожные расстройства (например, социофобия, генерализованное тревожное расстройство). [25] [26] [27] )
- Депрессия (например, легкая или умеренная большая депрессия) [28] [29] [30] )
- Другие расстройства (например, накопительство [31] [32] )
Хотя доказательная база групповой терапии очень ограничена, предварительные исследования индивидуальной терапии [33] предполагает возможное повышение эффективности лечения [34] или эффективность. [35] [36] Кроме того, использование мониторинга с помощью приложений или компьютера исследовалось несколько раз. Заявленные преимущества современного формата включают улучшенный переход между сеансами и общение между пациентом и терапевтом, [29] [32] а также повышение прозрачности и интенсивности лечения. [26] Негативные эффекты могут проявляться в виде диссонанса из-за невыполнения онлайн-заданий или ограничения внутрисессионного группового взаимодействия. [30] И последнее, но не менее важное: групповые явления могут влиять на мотивацию выполнения онлайн-задач. [30]
См. также
[ редактировать ]- Семейная терапия
- Генри Эзриэль
- Группы самопомощи для психического здоровья
- Программа двенадцати шагов
- Ударная терапия
- Американская ассоциация групповой психотерапии , основанная в 1943 году.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Монтгомери, Чарльз (январь 2002 г.). «Роль динамической групповой терапии в психиатрии» . Достижения в психиатрическом лечении . 8 (1): 34–41. дои : 10.1192/апт.8.1.34 .
- ^ Морено Дж.Л., Дженнингс Х.Х., Уитин Э.С., Национальный комитет по тюрьмам (9 апреля 2018 г.). «Групповой метод и групповая психотерапия» . Маяк Хаус . Проверено 9 апреля 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Туберт-Окландер Дж., де Тюберт Р.Х. (2004). Оперативные группы: латиноамериканский подход к групповому анализу . Лондон: Издательство Джессики Кингсли. ISBN 978-1-84310-094-2 .
- ^ Кислев Э (2015). «Использование участников-наблюдателей в групповой терапии: критическое исследование в свете теории Фуко» . Группа . 39 (1): 9–24. дои : 10.13186/group.39.1.0009 . S2CID 148037934 .
- ^ Джойс А.С., Пайпер В.Е., Огродничук Дж.С. (июль 2007 г.). «Терапевтический альянс и переменные сплоченности как предикторы результата краткосрочной групповой психотерапии». Международный журнал групповой психотерапии . 57 (3): 269–96. дои : 10.1521/ijgp.2007.57.3.269 . ПМИД 17661544 . S2CID 19200449 .
- ^ Ялом И.Д. (1983). Стационарная групповая психотерапия . Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 978-0-465-03298-3 .
- ^ Огродничук Ю.С., Штейнберг П.И. (январь 2005 г.). «Возобновление интереса к дневному лечению» . Канадский журнал психиатрии . 50 (1): 77. дои : 10.1177/070674370505000120 . ПМИД 15754672 .
- ^ Кэмплинг П., Хей Р., ред. (1998). Терапевтические сообщества (1-е изд.). Лондон: Издательство Джессики Кингсли. ISBN 978-1-85302-626-3 .
- ^ Фишер, доктор медицинских наук (28 сентября 2012 г.). «Организационная турбулентность, проблемы и травмы: теория краха системы психического здоровья». Организационные исследования . 33 (9): 1153–1173. дои : 10.1177/0170840612448155 . S2CID 52219788 .
- ^ Фишер, доктор медицинских наук, Ферли Э. (1 января 2013 г.). «Сопротивление гибридизации между способами управления клиническими рисками: противоречие, конкуренция и возникновение неразрешимых конфликтов» . Бухгалтерский учет, организации и общество . 38 (1): 30–49. дои : 10.1016/j.aos.2012.11.002 . S2CID 44146410 .
- ^ Джаннини, AJ (2001). «Использование художественной литературы в терапии». Психиатрические времена . 18 (12): 33–34.
- ^ Джаннини, AJ (1993). «Танциальные символы». Журнал клинической фармакологии . 33 (12): 1134–1139. дои : 10.1002/j.1552-4604.1993.tb03913.x . ПМИД 7510314 . S2CID 32304779 .
- ^ Шварц Дж. (14 июля 2017 г.). «5 причин рассмотреть возможность групповой терапии» . Новости США и мировой отчет .
- ^ Робертс Дж. П. (2 января 2018 г.). «Групповая психотерапия». Британский журнал психиатрии . 166 (1): 124–129. дои : 10.1192/bjp.166.1.124 . ПМИД 7894869 . S2CID 12387450 .
- ^ Куиджперс, Пим; ван Стратен, Аннемике; Вармердам, Лисанна (2008). «Одинаково ли эффективны индивидуальные и групповые методы лечения депрессии у взрослых?: метаанализ» . Европейский журнал психиатрии . 22 : 38–51. дои : 10.4321/s0213-61632008000100005 .
- ^ Макдермут В., Миллер И.В., Браун Р.А. (2001). «Эффективность групповой психотерапии при депрессии: метаанализ и обзор эмпирических исследований» . Клиническая психология: наука и практика . 8 (1): 98–116. дои : 10.1093/clipsy.8.1.98 .
- ^ Каллахан К.Л., Прайс Дж.Л., Хилсенрот М.Дж. (октябрь 2004 г.). «Обзор результатов межличностно-психодинамической групповой психотерапии для взрослых, переживших сексуальное насилие в детстве». Международный журнал групповой психотерапии . 54 (4): 491–519. дои : 10.1521/ijgp.54.4.491.42770 . ПМИД 15388403 . S2CID 39715726 .
- ^ Канас Н. (январь 2005 г.). «Групповая терапия для пациентов с хроническими стрессовыми расстройствами, связанными с травмой». Международный журнал групповой психотерапии . 55 (1: Специальный выпуск): 161–165. дои : 10.1521/ijgp.55.1.161.56551 . ПМИД 15843254 . S2CID 34930808 .
- ^ Канас Н. (2006). «Долгосрочная психодинамическая групповая терапия для пациентов с расстройствами личности». Международный журнал групповой психотерапии . 56 (2): 245–51. дои : 10.1521/ijgp.2006.56.2.245 . S2CID 77964625 .
- ^ Бейтман А., Фонаги П. (май 2008 г.). «8-летнее наблюдение за пациентами, лечившимися от пограничного расстройства личности: лечение, основанное на ментализации, по сравнению с обычным лечением». Американский журнал психиатрии . 165 (5): 631–8. дои : 10.1176/appi.ajp.2007.07040636 . ПМИД 18347003 .
- ^ Ялом И.Д., Лещ М. (2005). Теория и практика групповой психотерапии (5-е изд.). Нью-Йорк: Основные книги. п. 272. ИСБН 978-0-465-09284-0 .
- ^ Лоренцен С., Бёгвальд К.П., Хёгленд П. (июль 2002 г.). «Изменения во время и после долгосрочной аналитической групповой психотерапии». Международный журнал групповой психотерапии . 52 (3): 419–29. дои : 10.1521/ijgp.52.3.419.45511 . ПМИД 12082680 . S2CID 22021822 .
- ^ Андерссон Г (28 марта 2016 г.). «Психологическое лечение через Интернет» . Ежегодный обзор клинической психологии . 12 (1): 157–79. doi : 10.1146/annurev-clinpsy-021815-093006 . ПМИД 26652054 .
- ^ Хедман Э (2014). «Когнитивно-поведенческая терапия через Интернет: систематический обзор применения, клиническая эффективность и экономическая эффективность». Экспертный обзор фармакоэкономических исследований и результатов исследований . 12 (6): 745–764. дои : 10.1586/erp.12.67 . ПМИД 23252357 . S2CID 12867169 .
- ^ Грубер К., Моран П.Дж., Рот В.Т., Тейлор С.Б. (2001). «Компьютерная когнитивно-поведенческая групповая терапия социофобии». Поведенческая терапия . 32 (1): 155–165. дои : 10.1016/s0005-7894(01)80050-2 .
- ^ Jump up to: а б Ньюман М.Г., Пшеворски А., Консоли А.Дж., Тейлор С.Б. (июнь 2014 г.). «Рандомизированное контролируемое исследование экологического мгновенного вмешательства плюс краткая групповая терапия генерализованного тревожного расстройства» . Психотерапия . 51 (2): 198–206. дои : 10.1037/a0032519 . ПМЦ 4440457 . ПМИД 24059730 .
- ^ Пшеворский А., Ньюман М.Г. (февраль 2004 г.). «Групповая терапия с использованием портативного компьютера при социофобии». Журнал клинической психологии . 60 (2): 179–88. дои : 10.1002/jclp.10246 . ПМИД 14724925 .
- ^ Шустер Р., Лейтнер И., Карлбринг П., Лайрейтер А.Р. (июнь 2017 г.). «Изучение смешанных групповых вмешательств при депрессии: рандомизированное контролируемое технико-экономическое обоснование смешанного психообразовательного группового вмешательства с компьютерной и мультимедийной поддержкой для взрослых с депрессивными симптомами» . Интернет-интервенции . 8 : 63–71. дои : 10.1016/j.invent.2017.04.001 . ПМК 6096250 . ПМИД 30135830 .
- ^ Jump up to: а б Шустер Р., Фихтенбауэр И., Спарр В.М., Бергер Т., Лайрейтер А.Р. (март 2018 г.). «Возможность смешанного группового лечения (bGT) при большой депрессии: неконтролируемое интервенционное исследование в университетских условиях» . БМЖ Опен . 8 (3): e018412. doi : 10.1136/bmjopen-2017-018412 . ПМЦ 5857649 . ПМИД 29530905 .
- ^ Jump up to: а б с Шустер Р., Зигль С., Бергер Т., Лайрейтер А.Р. (2018). «Опыт пациентов в групповой терапии депрессии с помощью Интернета и мобильных устройств и последствия групповой обстановки: качественное последующее исследование» . JMIR психического здоровья . 5 (3): е49. дои : 10.2196/mental.9613 . ПМК 6060305 . ПМИД 29997106 .
- ^ Фицпатрик М., Неделькович М., Эбботт Дж.А., Кириос М., Молдинг Р. (июнь 2018 г.). « «Смешанная» терапия: разработка и пилотная оценка когнитивно-поведенческого вмешательства с помощью Интернета в дополнение к очной терапии расстройства накопительства» . Интернет-интервенции . 12 :16–25. дои : 10.1016/j.invent.2018.02.006 . ПМК 6096324 . ПМИД 30135765 .
- ^ Jump up to: а б Иванов В.З. (2018). «Усиление групповой когнитивно-поведенческой терапии при расстройстве накопительства с поддержкой клиницистов через Интернет между сеансами: технико-экономическое обоснование» . Журнал клинической психологии . 74 (7): 1092–1105. дои : 10.1002/jclp.22589 . ПМК 6686153 . ПМИД 29411356 .
- ^ Эрбе Д., Айхерт Х.К., Рипер Х., Эберт Д.Д. (сентябрь 2017 г.). «Сочетание очных и интернет-интервенций для лечения психических расстройств у взрослых: систематический обзор» . Журнал медицинских интернет-исследований . 19 (9): е306. дои : 10.2196/jmir.6588 . ПМЦ 5622288 . ПМИД 28916506 .
- ^ Тейс М.Э., Райт Дж.Х., Иллс Т.Д., Барретт М.С., Вишневски С.Р., Баласубрамани Г.К., Маккроун П., Браун Г.К. (март 2018 г.). «Повышение эффективности психотерапии депрессии: компьютерная и стандартная КПТ» . Американский журнал психиатрии . 175 (3): 242–250. дои : 10.1176/appi.ajp.2017.17010089 . ПМЦ 5848497 . ПМИД 28969439 .
- ^ Зверенц Р., Беккер Дж., Никенберг Р.Дж., Зипманн М., Хаген К., Бойтель М.Э. (2017). «Онлайн-самопомощь как дополнение к стационарной психотерапии: эффективность нового смешанного подхода к лечению» . Психотерапия и психосоматика . 86 (6): 341–350. дои : 10.1159/000481177 . ПМИД 29131090 . S2CID 4786098 .
- ^ Бергер Т., Кригер Т., Суде К., Мейер Б., Маеркер А. (февраль 2018 г.). «Оценка электронной программы психического здоровья («депрексис») как дополнительного инструмента лечения депрессии в психотерапии: результаты прагматического рандомизированного контролируемого исследования» . Журнал аффективных расстройств . 227 : 455–462. дои : 10.1016/j.jad.2017.11.021 . ПМИД 29154168 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лучинс А.С. (1964). Групповая терапия - Руководство (3-е изд.). Нью-Йорк: Рэндом Хаус. OCLC 599119917 .
- Ялом И.Д. , Лещ М. (2005). Теория и практика групповой психотерапии (5-е изд.). Нью-Йорк: Основные книги. п. 272. ИСБН 978-0-465-09284-0 .