Jump to content

Сергей Панкеев

Сергей Панкеев
Панкеев в 1915 году
Рожденный
Сергей Константинович Панкеев

24 декабря 1886 г.
Одесса , Российская Империя.
Умер 7 мая 1979 г. (92 года)
Вена , Австрия
Другие имена Человек-волк

Сергей Константинович Панкеев 24 декабря 1886 — 7 мая ( 1979) — русский аристократ из Одессы , Российская империя. Панкеев наиболее известен как пациент Зигмунда Фрейда , который дал ему псевдоним Человек-волк (нем. der Wolfsmann ), чтобы защитить свою личность, после сна Панкеева о дереве, полном белых волков.

Биография

[ редактировать ]
Панкеев с женой ок. 1910 год

Панкеев родился 24 декабря 1886 года в родовом имении близ Каховки на реке Днепр . [1] Фрейда Семья Панкеевых (немецкая транслитерация от русского; по-английски это будет транслитерироваться как Панкеев ) была богатой семьей в Петербурге .

Его мать была Константин Матвийович Pankeyev и ее мать была Anna Semenivna, ее Shapovalova.

Родители Панкеева поженились молодыми и жили в счастливом браке, но его мать заболела и поэтому отсутствовала в жизни своих двоих детей. Сам Панкеев позже назовет ее холодной и лишенной нежности. Хотя она проявляла к нему особую привязанность, когда он болел. [2] [1]

Его отец Константин, будучи культурным и заядлым охотником, также был алкоголиком, страдавшим депрессивными эпизодами. Его лечил Моше Вульф (ученик Фрейда). поставил ему диагноз Позже Крепелин маниакально -депрессивного расстройства . Его мать (бабушка Панкеева) впала в депрессивное состояние после смерти дочери и, как предполагалось, умерла от самоубийства. [1] а дяде Панкеевых по отцовской линии нейропсихиатр Корсаков поставил диагноз «паранойя» и поместил в приют. [3] [1]

Сергея и его сестру Анну воспитывали две слуги; Наня, Груша и гувернантка по имени Мисс Овен. Позже образование Сергея перешло к наставникам-мужчинам.

Сергей посещал гимназию в России, но после русской революции 1905 года он провел значительное время, обучаясь за границей. Во время просмотра писем и других файлов Фрейда Джеффри Муссаев Массон обнаружил записи к неопубликованной статье соратницы Фрейда Рут Мак Брансуик . Фрейд попросил ее рассмотреть дело Панкеева, и она обнаружила доказательства того, что Панкеев подвергся сексуальному насилию со стороны члена семьи в детстве. [4]

В 1906 году его старшая сестра Анна покончила жизнь самоубийством, применив ртуть, во время посещения места роковой дуэли Михаила Лермонтова . Она умрет после двух недель агонии.

и к 1907 году у Сергея начали проявляться признаки серьезной депрессии . Отец Сергея, Константин, также страдал депрессией, часто связанной с конкретными политическими событиями того времени, и покончил жизнь самоубийством в 1907 году, приняв чрезмерное количество снотворного, через несколько месяцев после того, как Сергей уехал в Мюнхен лечиться от своего недуга. Находясь в Мюнхене, Панкеев посещал многих врачей и добровольно оставался в ряде элитных психиатрических больниц. Летом он всегда приезжал в Россию.

Во время пребывания в санатории Крепелин он познакомился с медсестрой Терезой-Марией Келлер, в которую влюбился и захотел жениться. Семья Панкеева, узнав об этих отношениях, была против: Келлер не только принадлежала к низшему классу, но и была старше Панкеева и была разведенной женщиной с дочерью.

Пара поженилась в 1914 году.

Человек-волк

[ редактировать ]
Рецепт, выписанный Зигмундом Фрейдом для жены Панкеева, ноябрь 1919 г.

В январе 1910 года врач Панкеева привез его в Вену на лечение к Фрейду. Панкеев и Фрейд много раз встречались друг с другом в период с февраля 1910 года по июль 1914 года и несколько раз после этого, включая краткий психоанализ в 1919 году. «Нервные проблемы» Панкеева включали его неспособность испражняться без помощи клизмы , а также как изнурительная депрессия . Первоначально, по словам Фрейда, Панкеев сопротивлялся полному анализу, пока Фрейд не дал ему годичный срок для анализа, что побудило Панкеева отказаться от своего сопротивления.

Первой публикацией Фрейда о «Человеке-волке» была «Из истории детского невроза» ( Aus der Geschichte einer infantilen Neurose ), написанная в конце 1914 года, но опубликованная только в 1918 году. Лечение Фрейдом Панкеева было сосредоточено на сновидении, у последнего в детстве был ребенок, которого он описал Фрейду:

Мне приснилось, что была ночь и что я лежу в кровати. (Моя кровать стояла изножьем к окну; перед окном рос ряд старых ореховых деревьев. Я знаю, что это была зима, когда мне приснился сон, и ночь.) Внезапно окно открылось само собой. , и я был в ужасе, увидев, что на большом ореховом дереве перед окном сидели белые волки. Их было шесть или семь человек. Волки были совершенно белые и больше походили на лисиц или овчарок, потому что у них были большие хвосты, как у лисиц, а уши у них навострились, как у собак, когда они на что-то обращали внимание. В сильном ужасе, очевидно, от того, что меня съедят волки, я закричал и проснулся. Моя медсестра поспешила к моей кровати, чтобы посмотреть, что со мной случилось. Прошло немало времени, прежде чем я убедился, что это был всего лишь сон; У меня была такая ясная и реалистичная картина оконного проема и волков, сидящих на дереве. Наконец я успокоился, почувствовал себя так, словно избежал какой-то опасности, и снова заснул. (Фрейд, 1918 г.)

Окончательный анализ сна Фрейдом (наряду с вкладом Панкеева) заключался в том, что он стал результатом того, что Панкеев стал свидетелем « первичной сцены » — его родители занимались сексом tergo или moreferarum («сзади» или « по-собачьи ») — в очень молодой возраст. Позже в статье Фрейд предположил, что вместо этого Панкеев стал свидетелем совокупления между животными , которое было смещено к его родителям.

Сон Панкеева сыграл главную роль в теории психосексуального развития Фрейда и наряду с инъекцией Ирмы (собственный сон Фрейда, положивший начало анализу сновидений) был одним из важнейших снов для развития теории Фрейда. Кроме того, случай Панкеева стал одним из основных случаев, использованных Фрейдом для доказательства обоснованности психоанализа. Это было третье подробное тематическое исследование после «Заметок о случае обсессивного невроза» 1908 года (известного также под животным прозвищем « Человек-Крыса »), которое не включало в себя анализ самого Фрейда и которое объединило основные аспекты катарсиса. , бессознательное , сексуальность и анализ сновидений, предложенные Фрейдом в его «Исследованиях истерии» (1895), «Толковании сновидений» (1899) и « Трех очерках по теории сексуальности» (1905).

Дальнейшая жизнь

[ редактировать ]

Позже Панкеев опубликовал свои собственные мемуары под псевдонимом Фрейда и поддерживал контакты с учениками Фрейда до своей смерти (проходя анализ в течение шести десятилетий, несмотря на заявление Фрейда о своем «излечении»), что сделало его одним из самых продолжительных известных пациентов в истории медицины. история психоанализа.

Через несколько лет после окончания психоанализа у Фрейда у Панкеева развился психотический бред . Его заметили на улице, когда он смотрел на свое отражение в зеркале, убежденный, что какой-то врач просверлил ему дырку в носу. [ нужна ссылка ] Рут Мак Брансуик , фрейдистка, объяснила бред вытесненной кастрационной тревогой .

Психоаналитическое движение оказало Панкееву финансовую поддержку в Вене; психоаналитики, такие как Курт Эйсслер, отговаривали его от разговоров с Карин Обхольцер или любыми средствами массовой информации. [5]

В 1938 году жена Панкеева покончила жизнь самоубийством, надышавшись газом. После смерти дочери она находилась в депрессии. [6] Поскольку это совпало с аншлюсом ; и волну самоубийств среди евреев, оказавшихся в ловушке в Австрии, исследования также показали, что она на самом деле была еврейкой. [6] и что ее самоубийство было вызвано ее страхом перед нацистами.

Столкнувшись с серьезным кризисом и не имея возможности получить помощь от Мака Брансуика, сбежавшего в Париж, он обратился к Мюриэл Гардинер , которой удалось получить ему визу для поездки туда. Позже он последовал за ней в Лондон, а затем вернулся в Вену в 1938 году.

Критика интерпретации Фрейда

[ редактировать ]

Критики, начиная с Отто Ранка в 1926 году, поставили под сомнение точность и эффективность психоаналитического лечения Фрейдом Панкеева. [7] Точно так же в середине 20-го века психиатр Херви Клекли отверг диагноз Фрейда как надуманный и полностью умозрительный. [8] Дорпат предположил поведение Фрейда в деле Панкеева как пример газлайтинга (попытки подорвать чье-то восприятие реальности). [9]

Дэниел Гоулман написал в 1990 году в New York Times :

Ключевое вмешательство Фрейда в дело Человека-Волка основывалось на кошмаре, в котором он лежал в постели и видел белых волков, сидящих на дереве перед открытым окном. Фрейд пришел к выводу, что этот сон символизировал травму: Человек-Волк, будучи ребенком, стал свидетелем полового акта своих родителей. Однако версию предполагаемой травмы Фрейда опроверг сам Человек-Волк, Сергей Панкеев, в интервью Карин Обхольцер, журналистке, которая выследила его в Вене в 1970-х годах.

Г-н Панкеев считал интерпретацию своего сна Фрейдом «ужасно надуманной». Г-н Панкеев сказал: «Все это невероятно», поскольку в семьях его окружения маленькие дети спали в спальне няни, а не с родителями.

Г-н Панкеев также оспорил утверждение Фрейда о том, что он был излечен, и заявил, что его возмущает то, что его считают «пропагандой» и «образцом психоанализа». Г-н Панкеев сказал: «Это была теория, согласно которой Фрейд вылечил меня на 100 процентов». Однако «это все ложь». [10]

- Дэниел Гоулман, 6 марта 1990 г.

Мария Тёрёк и Николас Абрахам по-новому интерпретировали случай Человека-волка (в «Волшебном слове человека-волка», криптонимии ), представив своё понятие «криптонима» и того, что они называют «криптонимами». выводы которых они критикуют. По мнению авторов, за заявлениями Панкеева скрываются другие утверждения, а истинное содержание его слов можно прояснить, изучая его многоязычное происхождение. По мнению авторов, Панкеев скрывал тайны, касающиеся своей старшей сестры и как. Человек-Волк одновременно хотел забыть и сохранить эти вопросы, он зашифровал свою старшую сестру, как идеализированную «другую» в сердце самого себя, и проговорил эти тайны вслух загадочно, через слова, скрывающиеся за словами, ребусами , играми слов. и т. д. Например, во сне Человека-Волка, где шесть или семь волков сидели на дереве за окном его спальни, выражение «стая из шести человек», «шестерка» = shiestorka : siestorka = сестра, что дает заключение, что его сестра оказывается в центре травмы.

Корпус образует центральную часть второго плато книги Жиля Делёза и Феликса Гваттари « Тысяча плато» , озаглавленной «Один или несколько волков?» В нем они повторяют обвинение, выдвинутое в «Анти-Эдипе» , в том, что фрейдистский анализ чрезмерно редуктивен и что бессознательное на самом деле представляет собой «машинную сборку». Они утверждают, что волки — это случай стаи или множественности и что сон был частью шизоидного опыта.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Гардинер, Мюриэл (22 марта 2018 г.). Человек-волк и Зигмунд Фрейд . Рутледж. ISBN  978-0-429-92278-7 .
  2. ^ Буирски, Питер (сентябрь 2007 г.). Интерсубъективная практика . Джейсон Аронсон. ISBN  978-0-7657-0383-5 .
  3. ^ Рудинеско, Элизабет (7 ноября 2016 г.). Фрейд: В его время и наше . Издательство Гарвардского университета. ISBN  978-0-674-65956-8 .
  4. ^ «Анальное соблазнение», как пишет Массон, используя «соблазнение» Фрейда как общий термин для обозначения жестокого сексуального обращения. Массон, Джеффри Мусаев. (1984) Нападение на истину: подавление Фрейдом теории соблазнения . Карманные книги, 1984, 1998. ISBN   0-671-02571-6
  5. ^ Фрэнк Саллоуэй , «который боится человека-волка», в: Черная книга психоанализа, éditions les Arènes, Париж, 2005, стр. 84.
  6. ^ Перейти обратно: а б Эткинд, Александр (13 марта 2019 г.). Эрос невозможного: История психоанализа в России . Рутледж. ISBN  978-0-429-72088-8 .
  7. ^ Письма Зигмунда Фрейда и Отто Ранка: внутренний психоанализ (ред. Э. Дж. Либерман и Роберт Крамер) . Балтимор: Издательство Университета Джонса Хопкинса. 2012.
  8. ^ «Я все больше убеждаюсь в том, что некоторые из популярных методов, которые, как предполагается, позволяют обнаружить то, что находится в бессознательном, не могут считаться надежными методами получения доказательств. Они часто включают использование символизма и аналогий таким образом, чтобы интерпретатор мог найти Фрейд, например, на основе простого сна, о котором рассказал мужчина лет двадцати с небольшим и который произошел в возрасте 4 лет, сделал замечательные выводы. 4-летний мальчик мечтал увидеть шесть или семь человек. белые волки, сидящие на дереве. Фрейд истолковал сон таким образом, чтобы убедить себя, что пациент в возрасте 18 месяцев был шокирован, увидев, как его родители трижды подряд занимались сексом, и что это сыграло крайне важную роль. страх быть кастрированным отцом, который Фрейд приписал ему в возрасте 4 лет. Никаких объективных доказательств в поддержку этого вывода так и не было предложено, и реальный страх кастрации так и не вышел на свет сознания, несмотря на годы анализа». Херви Клекли, Маска здравомыслия, 1941 г., пятое издание 1976 г., ISBN   0-9621519-0-4
  9. ^ Дерпт, Теодор Л. (28 октября 1996 г.). Газлайтинг, двойной удар, допрос и другие методы скрытого контроля в психотерапии и психоанализе . Дж. Аронсон. ISBN  978-1-56821-828-1 . Проверено 16 июня 2011 г.
  10. ^ Гоулман, Дэниел (6 марта 1990 г.). «Как терапевт Фрейд потерпел неудачу, считают ученые» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 2 сентября 2022 г.
  • Уитни Дэвис, «Рисование мечты о волках: гомосексуализм, интерпретация и «Человек-волк» Фрейда (Индианаполис: Indiana University Press, 1995), ISBN   978-0-253-20988-7 .
  • Зигмунд Фрейд, «Из истории детского невроза» (1918), перепечатано в журнале Питера Гэя , «Читатель Фрейда» (Лондон: Vintage, 1995).
  • Мюриэл Гардинер, Человек-волк и Зигмунд Фрейд, Лондон, Рутледж, 1971 г.
  • Карин Обхольцер, Человек-волк шестьдесят лет спустя, тр. М. Шоу, Лондон, Рутледж и П. Кеган, 1982, с. 36.
  • Патрик Дж. Махони, Крики Человека-волка, Нью-Йорк: International Universities Press, 1984.
  • «Человек-волк» [Сергей Панкеев], Человек-волк (мемуары Панкеева вместе с эссе Фрейда и Рут Мак Брансуик) (Нью-Йорк: Basic Books, 1971).
  • Джеймс Л. Райс, Россия Фрейда: национальная идентичность в эволюции психоанализа (Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers, 1993), 94–98. ISBN   1-56000-091-0
  • Торок Мария, Авраам Николас, Волшебное слово человека-волка, криптонимия, 1986 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 47187c1139a03ec26d672f4e64b911de__1722805980
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/47/de/47187c1139a03ec26d672f4e64b911de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sergei Pankejeff - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)