Будущее иллюзии
Автор | Зигмунд Фрейд |
---|---|
Оригинальное название | Будущее иллюзий |
Переводчик | (1) У. Д. Робсон-Скотт, (2) Джеймс Стрейчи |
Предмет | Религия |
Издатель | (1) Хогарт Пресс, Лондон (2) WW Нортон и компания |
Дата публикации | 1927 |
Опубликовано на английском языке | (1) 1928 (2) 1989 |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 978-0-393-00831-9 |
ОКЛК | 20479722 |
«Будущее иллюзии» ( нем . Die Zukunft einer Illusion ) — работа 1927 года Зигмунда Фрейда , основателя психоанализа , в которой Фрейд обсуждает происхождение религии, ее развитие и ее будущее. Он проводит психоанализ религии как системы ложных убеждений .
Краткое содержание
[ редактировать ]Фрейд определяет религию как иллюзию, состоящую из «определенных догм, утверждений о фактах и условиях внешней и внутренней реальности, которые говорят человеку нечто такое, чего он сам не открыл, и которые утверждают, что им следует доверять». Религиозные концепции передаются тремя способами и тем самым утверждают нашу веру. «Во-первых, потому, что наши первопредки уже верили им; во-вторых, потому, что мы обладаем доказательствами, дошедшими до нас из древности, и, в-третьих, потому, что вообще запрещено ставить вопрос об их подлинности». С психологической точки зрения эти верования представляют собой феномен исполнения желаний, «исполнения самых старых, сильных и насущных желаний человечества». (гл. 6 стр.38).
Среди них необходимость цепляться за существование отца, продление земного существования будущей жизнью и бессмертие человеческой души. Чтобы отличить иллюзию от ошибки, Фрейд перечисляет научные убеждения, такие как « убеждение Аристотеля о том, что паразиты развиваются из навоза» (стр. 39), как ошибки, но «утверждение некоторых националистов о том, что индогерманская раса единственный, кто способен на цивилизацию» — это иллюзия , просто из-за причастного к этому желания. Говоря более подробно, «для иллюзий характерно то, что они проистекают из человеческих желаний». (стр. 39)
Фрейд, однако, добавляет, что «иллюзии не обязательно должны быть ложными». (стр.39) Он приводит пример девушки из среднего класса, которая питает иллюзию, что принц женится на ней. Хотя это маловероятно, но не невозможно. Тот факт, что это основано на ее желаниях, делает это иллюзией.
Фрейд объясняет религию аналогично тотемизму . Человек по сути является врагом общества [1] и имеет инстинктивные побуждения, которые необходимо сдерживать, чтобы помочь обществу функционировать. «Среди этих инстинктивных желаний есть инцест, каннибализм и жажда убийства». (стр. 10)
Взгляд Фрейда на человеческую природу состоит в том, что она антисоциальна, мятежна и имеет высокие сексуальные и деструктивные тенденции . Деструктивная природа людей порождает предрасположенность к катастрофе, когда людям приходится взаимодействовать с другими членами общества. «Ибо массы ленивы и неразумны; они не любят инстинктивного отречения, и их нельзя убедить аргументами в его неизбежности; и составляющие их индивидуумы поддерживают друг друга, давая волю своей недисциплинированности». (стр. 7)
Человеческая природа настолько разрушительна, утверждает он, что «только благодаря влиянию людей, которые могут подать пример и которых массы признают своими лидерами, их можно побудить выполнять работу и претерпевать отречение, ради которого существует существование цивилизации». зависит от." (стр. 8) Все это создает ужасно враждебное общество , которое могло бы взорваться, если бы не силы цивилизации и развивающееся правительство.
Фрейд далее развивает развитие религии, поскольку акцент на приобретении богатства и удовлетворении инстинктивных побуждений (секс, богатство, слава, счастье, бессмертие) перемещается от «материального к ментальному». В качестве компенсации за хорошее поведение религия обещает награду.
По мнению Фрейда, религия является ответвлением Эдипова комплекса и представляет собой беспомощность человека в мире, когда ему приходится столкнуться с окончательной судьбой смерти, борьбой цивилизации и силами природы. Он рассматривает Бога как проявление детской «тоски по отцу». (стр. 18)
Описание Фрейдом религиозной веры как формы иллюзии основано на идее, что она проистекает из человеческих желаний, не имеющих под собой реальной основы. Он говорит: «Таким образом, мы называем веру иллюзией, когда исполнение желания является важным фактором ее мотивации, и при этом мы игнорируем ее связь с реальностью, точно так же, как сама иллюзия не придает значения проверке». [2]
По словам Фрейда, «боги выполняют тройную задачу: они должны изгнать ужасы природы, они должны примирить людей с жестокостью судьбы, особенно в том, как она проявляется в смерти, и они должны компенсировать им страдания и лишения, которые цивилизованный человек совместная жизнь навязала им». (стр. 19)
Прием
[ редактировать ]Фрейд отправил копию «Будущего иллюзии» своему другу Ромену Роллану . Хотя Роллан в целом согласился с оценкой религии Фрейдом, он сомневался, открыл ли Фрейд истинный источник религиозного чувства, которое он приписывал «океаническому» чувству . [3] Психиатр Карл Юнг , основатель аналитической психологии , писал, что «Будущее иллюзии » «даёт наилучшее из возможных объяснений» более ранних взглядов Фрейда, «которые движутся в пределах устаревшего рационализма и научного материализма конца девятнадцатого века». [4] Критик Гарольд Блум называет «Будущее иллюзии » «одним из величайших провалов религиозной критики». Блум считает, что Фрейд недооценил религию и поэтому не смог эффективно ее критиковать. [5] Сегодня некоторые ученые рассматривают аргументы Фрейда как проявление генетической ошибки , при которой убеждение считается ложным или непроверяемым в зависимости от его происхождения. [6]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фрейд использует немецкое слово Kultur . Иногда его переводили как «культура», а иногда как «цивилизация», обозначая концепцию, промежуточную между ними, а иногда и включающую обе.
- ^ Зигмунд, Фрейд (1990). Будущее иллюзии . Нью-Йорк: WW Нортон и компания. стр. 40 . ISBN 0-393-00831-2 .
- ^ Гей, Питер. Фрейд: Жизнь для нашего времени . Папермак, 1995, с. 544.
- ^ Юнг, Карл. Символы трансформации: анализ прелюдии к случаю шизофрении . Издательство Принстонского университета, 1990, стр. XXIII.
- ^ Блум, Гарольд. Американская религия: появление постхристианской нации . Саймон и Шустер, 1992, с. 34.
- ^ Журнал Американской академии религии 1978 XLVI (3): 351-368; дои : 10.1093/jaarel/XLVI.3.351