Jump to content

Человек-Крыса

« Человек-Крыса » — прозвище, данное Зигмундом Фрейдом пациенту, чья «история болезни» была опубликована под названием Bemerkungen über einen Fall von Zwangsneurose («Заметки о случае обсессивного невроза»] (1909). Это была вторая из шести опубликованных Фрейдом историй болезни и первая, в которой он утверждал, что пациент был излечен с помощью психоанализа .

Это прозвище происходит от того факта, что среди многих навязчивых состояний пациента была одержимость кошмарными фантазиями о крысах. [1]

Чтобы защитить анонимность пациентов, психоаналитические исследования случаев обычно скрывали или замаскировали имена соответствующих лиц ( Анна О. , Маленький Ганс , Человек-Волк , Дора и т. д.). [2] Недавние исследователи установили, что «Человеком-Крысой» на самом деле был адвокат по имени Эрнст Ланцер. [3] (1878–1914), хотя многие другие источники утверждают, что этого человека звали Пауль Лоренц . [4]

История анализа

[ редактировать ]

Ланцер впервые обратился к Фрейду в октябре 1907 года с жалобами на навязчивые страхи и компульсивные импульсы . Фрейд лечил своего пациента чуть более трех месяцев регулярно и ежедневно. В течение следующих трех месяцев лечение было нерегулярным и в лучшем случае спорадическим.

Главный страх Ланцера заключался в том, что с его отцом и подругой (которая позже стала его женой) может случиться что-то ужасное. Его страх вырос из рассказа, который он услышал от своего коллеги-офицера о китайском методе пыток, при котором к ягодицам жертвы привязывали большой горшок с живой крысой, и крыса, поощряемая раскаленной кочергой, прогрызал себе путь через анус жертвы.

Ланцер утверждал, что он фантазировал об убийстве и самоубийстве и у него развился ряд компульсивных иррациональных моделей поведения. Например, он упомянул о своей привычке открывать дверь своей квартиры с 12 ночи до 1 часа ночи, видимо, для того, чтобы туда мог войти призрак его отца. Затем Ланцер смотрел на свой пенис, иногда используя зеркало.

Фрейд призвал Ланцера обсудить детали своей сексуальной жизни (например, его первые попытки мастурбации в 20 лет) и сосредоточился на ряде вербальных ассоциаций со словом « Ratten » («крысы»).

Ланцер познакомил Фрейда с фразой Фридриха Ницше (которую Фрейд позже цитировал): «Я сделал это», — говорит моя Память. «Я не мог этого сделать», — говорит моя Гордость и остается неумолимой. В конце концов — Память уступает». [5] Фрейд неоднократно пересказывал это высказывание, и его использовали более поздние терапевты, такие как Фриц Перлз . [6]

Ланцер прервал анализ с Фрейдом после относительно короткого периода времени и задолго до того, как его перенос был полностью разрешен. Сразу после того, как Фрейд завершил письменную версию истории болезни в октябре 1909 года, он признался Карлу Юнгу , что у его пациента постоянные проблемы. Ланцер погиб во время Первой мировой войны , и позднее исследователи не смогли взять у него интервью.

Статья Фрейда: «Заметки о случае обсессивного невроза».

[ редактировать ]

Фрейду пришлось опубликовать историю болезни Человека-Крысы, потому что он чувствовал необходимость показать миру, что психоанализ может достичь успешных терапевтических результатов. Поскольку Человек-Крыса ранее консультировался с Юлиусом фон Вагнер-Яуреггом , выдающимся коллегой Фрейда в области психиатрии из Венского университета , этот случай стал особенно критическим испытанием терапевтических способностей Фрейда. До октября 1908 года, когда он представил эту историю болезни на первом Международном психоаналитическом конгрессе в Зальцбурге, Австрия , Фрейд еще не опубликовал результаты успешного психоанализа.

Тематическое исследование было опубликовано в 1909 году в Германии. Фрейд принимал пациента с Человеком-Крысой около шести месяцев, несмотря на то, что позднее он утверждал, что лечение длилось около года. [7] Он считал лечение успешным.

У пациента были навязчивые мысли и поведение, которое он чувствовал себя вынужденным осуществлять. [8] Это было вызвано потерей/заменой его пенсне и проблемой оплаты за них, а также влиянием истории, которую он услышал от своего коллеги-офицера о пытках , при которых крысы прогрызали себе путь в анальную полость пенсне. жертва. [9] Затем пациент почувствовал навязчивое желание представить, что эта судьба постигла двух дорогих ему людей, а именно его отца и его невесту. Иррациональная природа этой одержимости проявляется в том факте, что этот мужчина очень уважал свою невесту и что его уважаемый отец уже несколько лет как умер. [10] Фрейд предположил, что эти навязчивые идеи и подобные мысли были вызваны конфликтами, состоящими из комбинации любящих и агрессивных импульсов, касающихся соответствующих людей – то, что Ойген Блейлер позже назвал амбивалентностью . [11]

Человек-Крыса часто защищался от собственных мыслей. У него была тайная мысль, что он хотел бы, чтобы его отец умер, чтобы он мог унаследовать все его деньги и стать достаточно богатым, чтобы жениться, прежде чем опозорить себя, фантазируя, что его отец умрет и не оставит ему ничего. Пациент даже заходит так далеко, что фантазирует о женитьбе на дочери Фрейда, полагая (Фрейд пишет), что «единственная причина, по которой я был с ним так добр и невероятно терпелив, заключалась в том, что я хотел иметь его зятем». [12] – вопрос, связанный с переносом на его конфликты между желанием его матери, чтобы он женился на богатом, как его отец, и бедностью его невесты. [13]

Кроме того, считалось, что эти симптомы удерживают пациента от необходимости принимать трудные решения в его нынешней жизни и предотвращают тревогу , которая может быть связана с непосредственным переживанием гневных и агрессивных импульсов. Старшие сестра и отец пациента умерли, и эти потери считались, наряду с его суицидальными мыслями и склонностью, формировать часть ткани фантазий, вербальных ассоциаций и символических значений, в ловушку которых он попал. [14] Фрейд считал, что они берут свое начало в сексуальных переживаниях младенчества Человека-Крысы, в частности в суровых наказаниях за детскую мастурбацию и превратностях сексуального любопытства.

Во второй теоретической части исследования Фрейд подробно останавливается на таких защитных механизмах, как рационализация , сомнение , устранение и вытеснение . [15]

В более поздней сноске Фрейд сетует, что, хотя «психическое здоровье пациента было восстановлено благодаря анализу… как и многие достойные и многообещающие молодые люди, он погиб в Великой войне ». [16]

Патрик Махони указал на ряд существенных несоответствий между опубликованной историей болезни и процессуальными записями Фрейда, которые были обнаружены среди его бумаг после его смерти. По словам Махони, который является аналитиком и сочувствует общим целям психоанализа, опубликованная история болезни Фрейда «путана» и «непоследовательна» по различным фактическим вопросам, а также демонстрирует «явные» упущения информации. В частности, наблюдается чрезмерный акцент на отце при исключении матери. Махони утверждает, что «Фрейд смешивал важные открытия с преувеличенными утверждениями», некоторые из которых «были сделаны из его рвения защитить и продвигать новую дисциплину». [17]

Наследие

[ редактировать ]

Жак Лакан построил свою раннюю структуралистскую теорию на примере Человека-Крысы, в частности, на полярности отец-богатая жена/сын-бедная жена как силе, передаваемой из поколения в поколение, создающей индивидуальный невроз. [18]

Последние заметки Фрейда об остром обонянии Человека-Крысы позже разовьются в его теорию процесса цивилизации и органического подавления. [19]

Критика Фрейда

[ редактировать ]

Питер Гей в своей книге «Фрейд: жизнь для нашего времени » (1988) пришел к выводу, что «за исключением нескольких интересных отклонений, история болезни, опубликованная Фрейдом, в целом соответствовала записям процесса, которые он делал каждую ночь». [20] Патрик Махони, психоаналитик и профессор английского языка в Монреальском университете , подчеркнул такие несоответствия в своем подробном исследовании «Фрейд и Человек-Крыса», опубликованном в 1986 году издательством Йельского университета .

Доктор Махони сказал, что Фрейд, похоже, постоянно подразумевал, что дело длилось дольше, чем на самом деле. Он также сказал, что Фрейд заявил на лекции, что может угадать имя подруги Человека-Крысы, Гизелы, по анаграмме Глехисамен , которую придумал пациент. [21] На самом деле, записи показывают, что Фрейд сначала выучил ее имя, а затем использовал его, чтобы вывести значение анаграммы. [22] хотя в конкретном исследовании Фрейд просто заявляет, что «когда он рассказал мне это, я не мог не заметить, что это слово на самом деле было анаграммой имени его дамы». [23]

Критики возражали против преуменьшения Фрейдом роли матери Человека-Крысы, а также против нескольких отклонений с его стороны от того, что позже стало стандартной психоаналитической практикой. [24]

Эффективность лечения

[ редактировать ]

Махони признал, что Фрейд добился определенных успехов в восстановлении функциональной жизни своего пациента, хотя и считал, что Фрейд преувеличил степень этого в своем тематическом исследовании. [21] Другие предполагают, что, концентрируясь на построении взаимопонимания со своим пациентом за счет анализа негативного переноса , Фрейд просто добился временного излечения с помощью переноса. [25] Лакан, со своей стороны, пришел к выводу, что, хотя он «не рассматривал Человека-Крысу как случай, излеченный Фрейдом», в нем «Фрейд сделал фундаментальные открытия, которыми мы до сих пор живем, касающиеся динамики и структуры неврозов навязчивых состояний». [26]

В письме, которое Фрейд написал Юнгу вскоре после публикации исследования, он заявил о Человеке-Крысе, что «он смотрит в лицо жизни смело и умело. Единственный момент, который все еще доставляет ему проблемы ( комплекс отца и перенос), показал ясно из моих разговоров с этим умным и благодарным человеком» [27] – немаловажная оговорка. Но хотя Фрейд в истории болезни определенно утверждал, что «крысиный бред у пациента исчез», [28] он также указал на ограниченность времени и глубины анализа: «Пациент выздоровел, и его обычная жизнь начала предъявлять свои требования... которые были несовместимы с продолжением лечения». [14]

Поскольку средняя продолжительность времени, ожидаемого для анализа, увеличилась с месяцев до лет в течение 20-го века, [29] так же и успех дела Человека-Крысы, возможно, стал напоминать скорее симптоматическое облегчение от кратковременной психотерапии или фокальной психотерапии , чем достижение полного психоанализа. [30]

  1. ^ Зигмунд Фрейд, Истории болезни II (PFL 9), с. 93
  2. ^ Кац, Майя Балакирская (2011). «Раввин, священник и психоаналитик: религия в ранней психоаналитической истории болезни». Современное еврейство 31 (1): 3–24. doi:10.1007/s12397-010-9059-y
  3. ^ Фредерик Дж. Верц (22 марта 2003 г.). «Возвращение к случаю Фрейда с Человеком-Крысой: экзистенциально-феноменологический и социально-исторический анализ». Журнал феноменологической психологии .
  4. ^ Стил, Роберт С. (1982). Фрейд и Юнг. Конфликты интерпретации . Law Book Co, Австралазия . ISBN  0-7100-9067-6 .
  5. ^ Цитируется по L. Appignanesi/J, Forrester, «Женщины Фрейда» (2004), с. 113
  6. ^ Ф. Перлз, Дословно гештальт-терапия (1972), с. 45
  7. ^ Махони: Фрейд и Человек-Крыса , стр. 69. Издательство Йельского университета, 1986.
  8. ^ Фрейд, с. 39
  9. ^ Элизабет Рудинеско, Жак Лакан (2005) с. 214-5
  10. ^ Фрейд, с. 48
  11. ^ Фрейд, с. 119
  12. ^ Фрейд, с. 80
  13. ^ Рудинеско, с. 214-5
  14. ^ Перейти обратно: а б Фрейд, с. 88н
  15. ^ Фрейд, 122-8.
  16. ^ Фрейд, с. 128
  17. ^ Махони, Фрейд и Человек-Крыса, стр. 32, 34, 216.
  18. ^ Рудинеско, с. 213-6
  19. ^ Ред. Анджела Ричардс, Цивилизация, общество и религия (PFL 12), стр. 247
  20. ^ Гей, с. 262
  21. ^ Перейти обратно: а б Махони, Патрик. «Заметки о случае навязчивого невроза (Человек-Крыса)» . Архивировано из оригинала 28 июля 2012 года.
  22. ^ ДЭНИЭЛ ГОЛМАН (6 марта 1990 г.). «Как терапевт Фрейд потерпел неудачу, считают ученые» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 августа 2008 г.
  23. ^ Фрейд, с. 105
  24. ^ Гей, с. 263 и с. 266-7
  25. ^ Майкл Томпсон, Правда о технике Фрейда (1995), с. 239
  26. ^ Дж. Лакан, Écrits: A Selection (1997), с. 237-8
  27. ^ Макгуайр, W: Письма Фрейда и Юнга , стр. 255. Princeton University Press, 1974.
  28. ^ Фрейд, с. 100
  29. ^ Джанет Малкольм, Психоанализ (1989), с. 151
  30. ^ Гей, с. 245

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Марк Канзер/Жюль Гленн, Фрейд и его пациенты (1980)

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f78cb5c7bb6053a42593b2488c65e4ff__1717553460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f7/ff/f78cb5c7bb6053a42593b2488c65e4ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Rat Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)