Вызов
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Июль 2015 г. ) |
Тагирм , иногда интерпретируемый как «духовное эхо» или вызов мертвых, был древним шотландским способом гадания . Определение того, что требовалось, варьировалось, но часто включало пытки или жестокое обращение с людьми или животными, а иногда и жертвоприношение животных .
Шотландский писатель Мартен МакГилль Мхартайн описывает три различных способа обращения за помощью к духам, распространенные на Шотландских Гебридских островах в 17 веке. Все связанные с этим действия, которые должны были вызвать духов или демонов в образе животных, которые отвечали бы на вопросы, касающиеся будущего. [1]
В одной из версий тагаирма, который считался одним из наиболее эффективных средств пробуждения дьявола и удовлетворения незаконных желаний, ритуал включал в себя запекание кошек живьём, одну за другой, в течение нескольких дней, не пробуя еды. Эта версия тагаирма якобы вызывала легион чертей в облике черных кошек со своим хозяином во главе, и все они устрашающе визжали. [2] Ритуал описан в книге Густава Майринка о Джоне Ди « Ангел западного окна». [3] [4]
В тексте 1825 года описана другая техника:
Гадание на тагайрме когда-то было известным суеверием среди гэлов и в северных частях низменностей Шотландии. Когда возникал какой-либо важный вопрос, касающийся будущего, и решение которого было во что бы то ни стало желательно, роль пророка предлагалось исполнить какому-нибудь человеку, более проницательному, чем его соседи. Этого человека завернули в теплую дымящуюся шкуру только что убитого быка или коровы, обычно быка, и положили во весь рост в самом диком уголке какого-нибудь одинокого водопада. Затем ему был задан вопрос, и оракул остался в одиночестве, чтобы обдумать его. Здесь он пролежал несколько часов со своимплащ знаний вокруг него и, без сомнения, над его головой, чтобы лучше видеть будущее; оглушенный непрекращающимся ревом потока; все чувства атакованы; его тело дымилось; его фантазия была в смятении; и какая бы идея ни проникла в его разум из стольких источников пророчеств, твердо верилось, что она была передана невидимыми существами, которые, как предполагалось, обитали в таком одиночестве. [5] [6]
Аналогичное описание было дано тагайруму в Троттернише в отчете об этом регионе за 1772 год. [7] Также можно найти ряд очень похожих рассказов о шкурах и водопадах, причем некоторые дополнительно включают в себя избиение прорицателя некоторое время шестом или посохом после того, как его накрыли шкурой животного. [8] [9]
Шотландский писатель-историк сэр Вальтер Скотт презрительно описал третий метод в сноске к своему влиятельному стихотворению « Леди озера» . Далее он добавляет, что это может быть другая ситуация, «когда пейзаж вокруг него не предполагает ничего, кроме ужасающих объектов». Однако Скотт не мог говорить по-шотландски-гэльски , и его представления о гэльской культуре иногда искажались.
Были зафиксированы и другие практикуемые вариации, и то же название применялось и к другим ритуальным обычаям. Говорят, что в одном из вариантов ритуала вызывался демонический кот по имени Большие Уши, который давал призывателям ответы на их вопросы и исполнял их желания. Последняя церемония такого рода, как говорят, была проведена на острове Малл в начале семнадцатого века и была записана в «Лондонской литературной газете» за март 1824 года. [10] [11]
Другие регионы
[ редактировать ]Метод гадания на шкуре животного и водопаде был также известен в Уэльсе . [12]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Мартин, Мартин (1716). Описание западных островов Шотландии (2-е изд.). стр. 110–113 .
- ^ "обращаться" . Маленький словарь . Проверено 18 июня 2015 г.
- ^ Мейринк, Густав (1927). Ангел в ( западном окне на немецком языке). Перевод Митчелла, Майка (2-е изд.). Великобритания: Книги Дедала. стр. 67–71. ISBN 9781903517819 .
- ↑ Мейринк связывает ритуал, возможно, с вымышленной богиней, «Черной Матерью Исаисой». Мейринк, с. 70.
- ^ Армстронг, Роберт Арчибальд (1825). Гэльский словарь в двух частях. К которому добавлена новая гэльская грамматика . Лондон: Джеймс Дункан. п. 535 . Проверено 23 января 2023 г.
- ^ Двелли, Эдвард (1918). Иллюстрированный гэльский словарь Дуэлли . Флот: Жили. п. 920.
- ^ Пеннант, Томас (1774). Путешествие по Шотландии и путешествие на Гебриды, 1772 год . Честер: Джон Монк. п. 360 . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Рамзи, Джон (1888). Шотландия и шотландцы в восемнадцатом веке . Эдинбург: Блэквуд. п. 460 . Проверено 24 января 2023 г.
- ^ Уайзман, Эндрю (2010). «Кошачий вой и воскрешение демонов: древний обряд Тагайрма» . Шотландские исследования . 35 : 174–209. дои : 10.2218/SS.V35.2694 .
- ^ Бриггс, Кэтрин (1976). Энциклопедия фей . Книги Пантеона. стр. 23 («Большие уши»), 388-9 («Тагайрм»). ISBN 0394409183 .
- ^ Лондонская литературная газета , март 1824 г., стр. 172.
- ^ Тревельян, Мари (1909). Фольклор и народные сказания Уэльса . Лондон: Фондовый. п. 5 . Проверено 24 января 2023 г.
В эту статью включен текст из Дуэлли [шотландского] гэльского словаря (1911 г.) .
