Jump to content

Сновидения в аналитической психологии

Майкл Лукас Леопольд Вильманн, Пейзаж мечты Джейкоба , около 1691 года.

Психология сновидений – это область научных исследований в психологии. В аналитической психологии , как и в психоанализе в целом, сновидения являются «королевской дорогой» к пониманию содержания бессознательного . [Ч 1]

Однако, по мнению швейцарского психиатра Карла Юнга , его интерпретация и функция в психике отличаются от точки зрения Фрейда . Юнг объясняет, что «общая функция сновидений состоит в том, чтобы попытаться восстановить наше психологическое равновесие с помощью материала сновидений, который тонким образом восстанавливает полное равновесие всей нашей психики. Это то, что [он] называет дополнительным (дополнительным)». или компенсаторная) функция сновидений в нашей психической конституции». [Д 1] В этом смысле сновидения играют определенную роль в развитии личности , одновременно связывая субъекта с огромным воображаемым резервуаром, которым является коллективное бессознательное . По словам аналитика Томаса Б. Кирша, «Юнг рассматривает сновидение как естественный и нормальный психический феномен, который описывает внутреннюю ситуацию сновидца [и делает его] спонтанным автопортретом в символической форме настоящего состояния его бессознательного» . [Ч 2]

Юнг и его последователи, такие как Мария Луиза фон Франц (для которой сны — это «голос человеческого инстинкта») [1] и Джеймс Хиллман внесли значительный вклад в науку о сновидениях. Карл Густав Юнг предложил двойное прочтение сновидения с точки зрения объекта и субъекта, представляя сновидение как драматический процесс с фазами, проливающими свет на его значение, всегда индивидуальное, но также сводимое к культурным и универсальным проблемам. Его метод интерпретации, « усиление », позволяет нам сравнивать сообщения снов с мифами и культурными произведениями всех эпох. Мария Луиза фон Франц изучала символы сновидений, а Джеймса Хиллмана больше интересует, что представляет собой этот другой мир для сновидца.

Будучи ночным театром символов , сновидения для Юнга являются естественным произведением бессознательного. [Д 2] а также место трансформации личности и путь к тому, что Юнг называет «индивидуацией». Таким образом, сновидение лежит в основе юнгианской психотерапии, целью которой является посредством его изучения и метода усиления связать каждый мотив сновидения с человеческим воображением и, таким образом, раскрыть его значение для сновидца.

Сновидения в аналитической психологии

[ редактировать ]

В аналитической психологии сновидение — это естественный процесс, исходящий из бессознательного. По существу, она имеет несколько функций, которые Юнг исследует в двух основных работах: « Открытие человеком своей души». [С 1] и «О толковании снов» . [Е 1] По мнению Жака Монтанжера, для Юнга сновидение является «органом информации и контроля с двойной функцией»: [2] компенсаторную и проспективную функцию, а также являясь физиологическим регулятором.

Физиологическая функция

[ редактировать ]

В своих ранних работах о сновидениях Юнг рассматривал биологическую и физиологическую полезность снов. Он говорит о «функциональных автоматизмах, которые, как и клеточные реакции, обязательно находят свое оправдание». [Э 2] в процессе сновидения. Некоторые сны даже позволяют телу выражать лихорадочные или болезненные состояния и предвещают будущие биологические расстройства. На самом деле сны могут иметь соматические причины, и этот факт, как указывает Юнг, уже давно признан традиционной и шаманской медициной, а в последнее время и экспериментальной психологией . Точно так же определенные физические события и события окружающей среды, такие как шум, жара или холод, могут провоцировать сновидения. [Э 3] Наконец, некоторые сны имеют травматическое , преследующее содержание, представляющее собой «попытку бессознательного интегрировать шок психически». [Э 4]

Компенсаторно-психическая функция равновесия

[ редактировать ]

По мнению Юнга, основная функция сновидений — способствовать психическому равновесию, так же как они способствуют биологическому равновесию. Напоминая о роли компенсации, упомянутой Альфредом Адлером , [Г 1] он отмечает, что не все, что мы переживаем в течение дня, доходит до нашего сознания. Некоторые явления остаются подсознательными. Во сне скрытый, бессознательный аспект понятия может быть воплощен в образах. [Д 3] Человеческая психика состоит из сознательной и бессознательной частей, последняя из которых выражается в сновидениях, связывая их вместе для сохранения психического равновесия. Для восстановления психической и даже физиологической устойчивости (Юнг говорит о «компенсаторной биологической функции» сновидений), [Г 2] сознание и бессознательное должны быть неразрывно связаны, чтобы развиваться параллельно. [Д 4] Эта компенсаторная функция присутствует во всей его теории. [Ч 3]

В книге «Толкование сновидений» Юнг выделяет четыре значения процесса сновидения с точки зрения его функции психического балансирования. [Э 5] Во-первых, он представляет собой бессознательную реакцию на сознательную ситуацию и поэтому реагирует либо восстановлением дневного содержания, либо его компенсацией. Во-вторых, сновидение раскрывает ситуацию, возникающую из конфликта сознания и бессознательного . Посредством компенсации сновидение представляет собой тенденцию бессознательного трансформировать сознательную установку. [Д 5] Наконец, бессознательные процессы, присущие сновидению, не имеют никакого отношения к сознательной ситуации. [Э 6] Концепция бессознательного Юнга рассматривает сны как «незаменимых посланников, передающих информацию от инстинктивной к рациональной части человеческого разума». [Д 6] Чтобы представить эту нерациональную инстинктивную часть, Юнг принимает во внимание взаимосвязь между личным бессознательным и коллективными основами человеческого воображения. По его мнению, это коллективное бессознательное производит смысл и компенсирует позицию эго , чтобы поддерживать или восстанавливать психическое равновесие; действительно, «сновидение — это спонтанное и символическое самопредставление текущей ситуации бессознательного». [С 2] Таким образом, для Юнга сновидение является выражением общей психической ситуации, которая представляет собой как мгновенное состояние сознания, так и коллективное измерение бессознательного. [я 1] что делает его регулятором энергии, компенсирующим дневную жизнь.

Перспективная функция

[ редактировать ]

Сны обладают функцией предвидения, позволяющей нам найти выход из немедленного конфликта. [я 2] Чтобы уменьшить многозначность термина, Юнг иногда говорит об «интуитивной функции» сновидений. [Г 3] Эта предполагаемая функция на самом деле не является сном-предвестником, но учит сновидца пути, по которому следует идти. [2] Поскольку бессознательное обладает абсолютными знаниями, позволяющими ему предвидеть будущее, Юнг рассматривает эту функцию сновидения как ключ к объяснению определенных «психических» явлений. [Е 7] такие способности, как телепатия . Тем не менее Юнг по-настоящему рассматривает сны только, предсказывающие будущие трансформации личности сновидца, и поясняет, что «было бы неоправданно называть их пророческими, ибо они, по сути, так же мало пророчны, как медицинский или метеорологический прогноз». [Г 4] Таким образом, эти сновидения занимают свое место в рамках индивидуации , центральной концепции Юнга. Он считает, что проспективная функция имеет два значения: она одновременно интегративная и синтетическая (или «редуктивная»). [Ч 2]

В эту перспективную функцию Юнг включает категорию сновидений: те, в которых определенные психические события проникают в бессознательную сферу. Это тот случай, когда сны возвещают о смерти близкого человека. Юнг отмечает, что эти случаи близки к «ситуативному инстинкту». [Э 8] В своей последней работе швейцарский психиатр рассматривает эту категорию сновидений как примеры синхронности , то есть акаузальных связей между реальным событием, с одной стороны, и психическим и эмоциональным состоянием, с другой. И наоборот, сны могут вызывать воспоминания о прошлых событиях, как известных, так и неизвестных субъекту. Юнг сравнивает их с феноменом криптомнезии . [Э 8]

«Песни Оссиана» , Жан Огюст Доминик Энгр , 1811 или 1813 год.

Фрейда Юнг взял пример с психоанализа и его основополагающей работы «Толкование сновидений» (Traumdeutung на немецком языке) и верил, что сновидения можно расшифровать. [Ч 4] Однако фрейдистские концепции, такие как скрытое содержание и явное содержание, не позволяют ему получить значение, соответствующее равновесию субъекта. [Ч 5] Поэтому Юнг разработал различные понятия и практики, специфичные для его теории, основанные на его особом подходе к символу.

Сны и символы: язык снов

[ редактировать ]

Для Юнга сновидение — это «театр символов» в том смысле, что « символ », в отличие от « знака », представляет собой образ, сочетающий в себе противоречивые содержания, одно сознательное, а другое бессознательное. По мнению Юнга, «символ наделен субъективным динамизмом, который оказывает мощное притяжение на человека, действуя как преобразователь психической энергии», - объясняет Томас Б. Кирш. [Ч 2] В этом отношении значимыми остаются чудовищные мотивы: «присутствие в сновидениях чудовищных или гибридных фигур часто указывает на вторжение неоднородных, независимых мотивов, не являющихся частью контекста сновидения». [Э 9] Более того, символы являются естественными, спонтанными продуктами бессознательного, подчиняющимися принципу психической экономии . [Д 7] Таким образом, символика сновидения подчиняется закону наименьшей необходимой силы, объединяя в одном объекте несколько важных ключей, как уже отмечал Ив Делаж в своей книге «Рев» (1921). [Е 10]

Однако один и тот же символ не обязательно имеет одно и то же значение от одного сна к другому. Вот почему Юнг всегда выступал против возможности толкования сновидений с помощью руководств. [Д 8] Повторяющиеся мотивы (например, падение, полет, погоня и т. д.) требуют индивидуального толкования, поскольку их значение зависит от контекста и жизни сновидца. [Д 9] В теории Юнга «учения сновидений» всегда личностны. Таким образом, объяснение сновидения будет полным, если нам удастся указать на «удаленность сновидца от реализации требований коллективного бессознательного ». [С 3] Познание коллективного бессознательного и его воздействия на субъект является решающим этапом юнгианской психотерапии . В ходе лечения всегда наступает момент, когда воображение пациента меняет характер, и интерпретация уже не может основываться (исключительно) на вытесненных личностных элементах. Затем эти конкретные материалы необходимо сравнить с коллективной точки зрения, чтобы расширить интерпретацию. Этот «мифический сдвиг» [Г 5] характеризует юнгианский подход.

Усиление

[ редактировать ]

« Усиление — это своего рода ограниченная, последовательная и направленная работа ассоциации, которая всегда возвращает к квинтэссенции сновидения и стремится прояснить ее, освещая со всех возможных сторон». [3] объясняет Джоланда Якоби, аналитик, близкий к Юнгу. Этот подход обнаруживает точку расхождения между анализом Фрейда, с одной стороны, который представляет собой «монолог » , и анализом Юнга, в котором сновидение является «объектом исследования». [Г 6] по мнению Шарля Бодуэна . Юнг также предостерегает от чрезмерной интерпретации, которая бесплодна и опасна даже для сновидца. [С 4] Французский переводчик Юнга, психиатр Роланд Каэн, также подчеркивает опасность безудержного усиления. Более того, усиление, направленное на то, чтобы «пробудить у аналитика более глубокое понимание его сна», сегодня используется менее широко, поскольку опыт показал, что оно позволяет избежать конфронтации с комплексами. [Ч 6]

На практике метод усиления (который Юнг объясняет во второй части «Толкования сновидений» , составленной из конспектов семинаров 1938 и 1939 годов) заключается в том, чтобы заставить сновидца выразить то, что сразу приходит на ум из сцены сновидения. [Ф 1] Таким образом, аналитик может исследовать максимальное количество возможных значений, составляющих воображаемый мир пациента, вращающийся вокруг «центрального ядра смысла». [Е 11] По мнению Юнга, этот метод позволяет аналитику идентифицировать архетип (ы), констеллированный, то есть возбужденный, в бессознательном субъекте. Таким образом, подход Юнга является исчерпывающим с точки зрения символических мотивов, тогда как Фрейд с его методом свободных ассоциаций [Д 10] развивает тот же мотив, отходя от первоначальной ассоциации к ассоциации на эту ассоциацию и т. д. В то время как аналитик помогает и направляет усиление, крайне важно, чтобы пациент каким-то образом одобрил и даже подтвердил выводы, и «Юнг настаивает на необходимости получения согласия пациента на предлагаемую интерпретацию». [4]

Метод усиления также необходимо применить к каждому элементу сновидения. Например, мотив «лев» вызывает у субъекта жажду власти; [Е 12] затем аналитик снова спрашивает его, что для него означает слово «власть» и так далее. Это личное усиление , которое Юнг расширяет (и это специфично для его теории) через коллективное и культурное усиление. [Е 13] Детские мечты являются частью этого. Затем аналитик должен провести библиографическое исследование и обладать широким культурным опытом, чтобы выявить символические соответствия между мотивами.

Интерпретация на трех уровнях: субъект, объект и перенос.

[ редактировать ]

Юнг ввел схематический анализ в толкование сновидений. Он различал «предметный уровень» и «объектный уровень». Поскольку сновидение компенсирует дневную жизнь сновидца, аналитик может интерпретировать продукцию сновидения на уровне объекта, позволяя субъекту противостоять архетипам , или на уровне субъекта, давая ему/ей возможность повторно присвоить либидинальную энергию, содержащуюся в проекциях. он/она попал на объект. [я 2]

Объектный уровень — это интерпретация, которая относит каждый мотив и символ к внешним элементам. Этот метод разбивает элементы сновидения, чтобы выяснить их значение по мнению сновидца. Субъектный уровень касается самого сновидца. Юнг связывает пример интерпретации с собственным опытом человека, как в этом примере: «Пациентка хочет пересечь реку, когда видит, что ее удерживает за ногу краб. Эта пациентка находится в гомосексуальных отношениях с другом и, по ассоциации приходит к выводу, что клешни краба символизируют монополизирующую привязанность ее подруги. Это интерпретация с точки зрения объекта, но она не исчерпывает материала по отношению к самому субъекту, ибо краб — животное, которое движется назад — свидетельство. регрессивной предрасположенности – и связан с раком, предполагая, что корень гомосексуализма ужасно опасен. [Д 11] Цель этого подхода — отделить элементы сновидения, сохранив только то, что касается сновидца. [Ч 6] пациента Таким образом, субъектно-ориентированная интерпретация уменьшает проекции , выдвигая на передний план бессознательные образы, в то время как усвоение комплексов является для аналитической психологии вопросом их осознания.

Тем не менее, сновидение можно рассматривать на любом из этих двух уровней. [Г 7] поскольку он постоянно погружен в среду примитивного, «адуалистического» (свободного от двойственности) мышления. Феномен мистического участия приводит к слиянию объекта и субъекта в образе сновидения. [Г 8] Юнг добавляет третий уровень интерпретации, уровень переноса , который учитывает два других уровня, а также отношения переноса между сновидцем и аналитиком. [Ч 6] в контексте психотерапии .

Серия снов и драматическая структура

[ редактировать ]
Поль Гоген , «Сон» , 1892.

В «О методе толкования сновидений » Юнг пишет, что «серию сновидений можно сравнить со своего рода монологом, происходящим незаметно для сознания. Этот монолог, вполне понятный во сне, в периоды бодрствования погружается в бессознательное, но в действительности никогда не прекращается. Вероятно, мы и в самом деле постоянно спим, даже в состоянии бодрствования, но сознание производит такой шум, что сон уже не воспринимается нами. [Э 2] Действительно, одной мечты недостаточно; бессознательное всегда использует серию сновидений, чтобы повлиять на сознание, даже если «серия, которая (...) выглядит хронологической, не является истинной серией». [Е 14] Поэтому аналитик должен интерпретировать непрерывные серии сновидений, в которых раскрывается динамика репрезентаций. [5] Юнг приводит два важных примера ценности изучения серий сновидений, на примере «Мисс Миллер» (в «Метаморфозах меня и ее символов ») и физика Вольфганга Паули (которого Юнг также имел в качестве пациента) в «Психологии и алхимии» . Как указывает Юнг, эти серии сновидений, похоже, указывают на бессознательное стремление к централизации и тотальности, которое он называет индивидуацией .

Более того, когда сон слишком сложен, имеет смысл его схематизировать. Например, Юнг рассматривает сновидение как драму , включающую в себя изложение ситуации (места, времени и действующих лиц ) и проблемы, за которыми следуют приключения и, наконец, лизис или результат сна, который также является компенсаторным представлением сновидения. действие мечты. [Е 15] [6] Фактически, большинство снов имеют схожую драматическую структуру, которую ритуал также воспроизводит на сознательном уровне. Специфика аналитической психологии заключается в том, что сновидения рассматриваются как драматические персонификации комплексов. [Д 12]

Концентрический метод и этические принципы интерпретации

[ редактировать ]

В то время как метод свободных ассоциаций действует путем разветвления, постепенно отходя от примитивного образа сновидения, метод Юнга является «концентрическим», стремясь вернуться к образу сновидения. [Е 16] Фрейдистский метод считается слишком защитным, так как допускает приведение к исходной цифре. Поэтому Юнг предпочитает круговой метод обхода. [я 2] это можно найти в духовных традициях, таких как алхимия и гностицизм , и которые он называет amplificatio. Но это не просто технический подход, это еще и этическая позиция практикующего по отношению к сну и сновидцу.

Аналитик должен предположить, что он или она ничего не знает о сновидении и не может сформировать предвзятое или теоретическое мнение. Действительно, Юнг объясняет, что, учитывая «бесконечную изменчивость сновидений», лучше всего «относиться к сну как к совершенно неизвестному объекту». [Г 9] Мария Луиза фон Франц формулирует это так: «Мы должны наблюдать сны как можно объективнее (...). Сновидение несет новое сообщение, которое ни аналитик, ни субъект не могут знать заранее». [7] Аналитик также играет свою роль в этой интерпретации. Аналитик должен направлять сновидца в первоначальной интерпретационной работе по расширению сновидения. С другой стороны, определенные образы могут быть вредными, и обязанность аналитика, особенно посредством переноса, искренне помочь пациенту осознать их. Для Юнга перенос , в отличие от Фрейда, имеет полезную цель в лечении: становясь объектом проекций сновидца, аналитик позволяет ему или ей сделать определенные бессознательные содержания сознательными.

Генезис концепции

[ редактировать ]

Философское и психоаналитическое наследие

[ редактировать ]

Сонник до Юнга

[ редактировать ]
Юнг использует в качестве учебного материала идеи Жерома Кардана , который, как говорят, нашел решение уравнения третьей степени во сне.

Как и в еврейской каббале , для Юнга сон имеет свое собственное значение. [я 1] Тем не менее, на своих различных семинарах Юнг часто прослеживает свой научный интерес к снам у раннехристианских богословов. Таким образом, в своих семинарских записях 1936 и 1937 годов, составляющих первую часть его синтезирующей работы «Толкование сновидений» , он рисует историческую панораму, начиная от Артемидора Далдисского (2-й век) и его « Пяти книг по искусству толкования сновидений» . Сны , Макробию (370 г. до н.э.), через его «Комментарий к сну Сципиона» и Синезию Киренскому (4-5 вв., с «Трактатом о взглядах дю рêве» ) и более современным фигурам, таким как Каспар Пейсер (1525–1602). , автор книги «De somniis» , аббат Ришар (18 век) и его «Теория песен» , Франц Сплиттгербер ( Schlaf und Tod , 1866), а в 20 веке — Ив Делаж (1854–1920) с «Le rêve» (1920). В третьей части той же работы, соответствующей записям семинаров 1940—1941 годов, Юнг посвящает длительное практическое исследование снам Жерома Кардана , затем видениям святой Перпетуи (умерла в 203 г.), применяя метод усиления. . Таким образом, Юнг пытается показать, что эти мыслители до психоанализа и часто в удивительно схожих терминах интересовались сновидениями как чувственными произведениями ума. Для Франсуазы Паро Юнг — наследник мистиков и романтиков. Карл Густав Карус и Готхильф Генрих фон Шуберт . В частности, [Дж 1]

«Наука о сновидениях» Фрейда: влияние и расширение в творчестве Юнга

[ редактировать ]

Помимо этого философского и теологического наследия, наибольшее влияние на молодого Юнга, тогдашнего психиатра университетской психиатрической клиники в Цюрихе , оказал, прежде всего, Фрейд и его наука о сновидениях. Действительно, Юнг полностью признает вклад Фрейда: «Фрейд был важен для меня, особенно благодаря его фундаментальным исследованиям в области психологии истерии и сновидений». [Д 13] говорит он в своей автобиографии . Тем не менее, в то время как Фрейд рассматривал сновидения как конденсацию подавленных бессознательных процессов, Юнг видел в них раскрывающиеся комплексы. Эту идею он развил во время своих экспериментов со словесными ассоциациями вместе с Францем Риклином в Университетской психиатрической клинике в Цюрихе. [Г 10] [С 5] Однако, как и Фрейд, сны, к которым Юнг добавил мечты, фантазии и видения, оставались предпочтительным материалом для анализа. Фрейд настаивал на том, что «любой ключ к сновидениям», то есть любой список символических эквивалентов, имеющих общую ценность, должен быть исключен. Однако он допускает несколько универсальных символов, носимых культурой, и определенные «типичные сны», парадигмы которых можно найти у многих сновидцев. [Ч 7]

Фрейд, однако, рассматривает сны как повторение навязчивых событий прошлого: для него сны — это просто «завуалированное выражение комплекса, независимо от того, связан ли этот комплекс с похотью, властью или сексуальностью». [Е 17] Юнг назвал этот подход reductio in prim figuram и противопоставил его своему собственному концентрическому подходу, который он назвал усилением. Первым понятием, которое подверг критике Юнг, была цензура . Он отказывался говорить о «фасаде» сновидения, так же как он отверг классическое фрейдистское различие между скрытым и явным содержанием, поскольку считал, что «сновидения не вводят в заблуждение, не лгут, не искажают и не маскируют; напротив, они наивно объявляют кто они и что они думают. (...) Их неспособность быть яснее соответствует неспособности сознания понять или захотеть понять рассматриваемую точку». [Д 14] «Фундаментальное отличие от Фрейда состоит в том, что, по мнению Юнга, «сновидение является полностью тем, что оно есть»; [Дж 2] здесь сон имеет свою собственную интерпретацию. и поведения сновидца Более того, в то время как Фрейд рассматривает сновидение как бесцельную сборку образов, фасад, Юнг видит в нем морализирующее послание (касающееся этики ) и, как таковое, имеющее определенную цель. [С 6] Как он неоднократно подчеркивает, его финалистская концепция фундаментально противоположна каузалистской концепции Фрейда. Мечта — это то, что она есть, а не антропоморфная конструкция», — объясняет Шарль Бодуэн . [Г 11] Его теория компенсации сновидения развивает теорию Фрейда о желании сновидения. [Г 12]

Исследование снов Юнга: от психоанализа к аналитической психологии

[ редактировать ]

Еще будучи студентом Бургхельцли в Цюрихе, Юнг прочитал «Толкование сновидений» Фрейда . Затем он сообщил об этом другим студентам своего курса психиатрии , и в частности своему научному руководителю Ойгену Блейлеру . Юнг присоединился к психоаналитическому движению после встречи с Фрейдом в 1907 году. В то время его психиатрическая практика была сосредоточена главным образом на сборе и изучении снов пациентов. Еще в 1906 году Юнг высоко оценил фрейдистский метод в своей книге Psychologie de la démence précoce ( «Психология преждевременного слабоумия »), копию которой он отправил Фрейду, который приветствовал ее. Однако Юнг уже упоминал интерпретацию сновидений Фрейдом в своей психиатрической диссертации 1902 года «Психология и патология скрытых явлений». Как только Юнг начал заниматься психоанализом, он начал расширять свои теоретические исследования сновидений. В 1908 году он опубликовал статью « Фрейдистская теория истерии ». [Д 15] за которым в 1909 году последовал синтез в « Анализ сновидений ». [Д 16] в котором он использовал все концепции Фрейда, такие как цензура, скрытое и явное содержание. Исследование даже завершается рекомендацией не только психиатрам и неврологам, но и психологам использовать психоаналитический метод. [8]

Это было его исследование « О значении числовых сновидений ». [Д 17] В 1910 году Юнг начал дистанцироваться от фрейдистской мысли, и это разделение достигло кульминации в 1912 году, после их официального разрыва. В том же году он опубликовал заключительное обращение « О критике психоанализа ». [Д 18] прежде чем постепенно представить и развить свою собственную теорию. Действительно, Юнг начал развивать свои собственные идеи о значении снов вскоре после разрыва с Фрейдом, в 1912 и 1913 годах. [Ч 2] В этот период он испытал то, что Анри Ф. Элленбергер назвал «творческой болезнью», которая привела его в прямой контакт с бессознательными образами, которые он нарисовал и собрал в своей Красной книге . Пятый том « Теории психоанализа» , озаглавленный « Фантазии бессознательного », [Д 19] с 1912 года излагает постулаты вновь созданной аналитической психологии, которую он определяет как метод исследования бессознательного, не опирающийся на сексуальность, как ее понимал Фрейд. что бессознательное является ключом к этиологии неврозов Юнг объясняет , . Он также показывает, что существуют явные параллели между воображаемым содержанием бессознательного и содержанием мифологии , параллели, которые сновидения выражают в символических терминах.

В 1916 году Карл Густав Юнг опубликовал Allgemeine Gesichtspunkte zur Psychologie des Traumes («Общие точки зрения на психологию сновидений»), в которой развил свое собственное понимание сновидений, сильно отличавшееся от понимания Фрейда. С тех пор сновидения стали материалом для сравнительного изучения, что позволило Юнгу выдвинуть другие концепции и гипотезы, такие как коллективное бессознательное в «Метаморфозах и символах либидо» и архетипы . Позже, когда он обратился к алхимии и ее аллегориям как к рабочему материалу, он, тем не менее, продолжал освещать их мотивы, сравнивая их со снами пациентов. На протяжении всей своей карьеры Юнг накопил значительное количество сновидений, что позволило ему объявить свой метод эмпирическим . В 1928 году он изложил свой метод в статье, озаглавленной « О сновидениях », которая была перепечатана в «Человеке, открывающем свою душу » (1948) и представляет собой наиболее синтетическое введение в его концепцию процесса сновидения.

Сон и бессознательное

[ редактировать ]

Архетипы и мечты

[ редактировать ]
Николае Вермонт, «Сон Улисса» , 1893 год.

По мнению Юнга, сны выражают архетипы, бессознательные структуры, которые формируют человеческое воображение. Фрейд также отметил в «Толковании сновидений » существование «типичных сновидений», снятых большим количеством людей, которые не обозначают личные императивы. Но «Фрейд мало обращал внимания на эти мотивы сновидений», — объясняет Клэр Дорли. [4] Юнг, с другой стороны, связал их с понятием коллективного бессознательного , которое он разработал еще в 1912 году и которое относится к воображаемому резервуару человеческих представлений. Мария Луиза фон Франц утверждает, что «сказки, как и архетипические сны, отражают медленные, глубокие процессы, происходящие в коллективном бессознательном». [9] Мифологические темы богаты такими образами, которые используют сновидения. Эти образы, посредством символа , позволяют нам выйти за пределы сознания и сообщить субъекту о основной проблеме или будущей эволюции бессознательной личности. Если содержание сна слишком шокирует сознание, оно немедленно пробуждается, чтобы избежать его раскрытия. С другой стороны, когда сновидение подчеркивает вполне осознанную проблему, это также провоцирует пробуждение. [Е 18] Эти образы «имеют собственную функцию в силу своего исторического характера [и являются] связующим звеном между рациональной вселенной сознания и миром инстинктов». [Д 20] Таким образом, бессознательное во сне представлено страной мертвых, символизирующей непознаваемое. [Е 19]

Связь между образами снов и образами мифологий, культур и религий позволяет Юнгу размышлять о происхождении сознания. В книге «Человек, открывающий свою душу » он объясняет, что «сходство между типичными мотивами сновидений и мифологическими темами позволяет предположить (...), что мысль сновидения представляет собой более раннюю филогенетическую форму нашей мысли». [Д 21] Таким образом, сознание постепенно возникло бы из бессознательной психики, особенно посредством внимания и воли . Функция предупреждения, которую сохраняют сны, предупреждает субъекта о непосредственной опасности и делает его «своевременной реакцией», [Д 22] свидетельствует о близости процесса сновидения к инстинктам. Таким образом, сновидение представляет собой психический процесс, близкий к тому недифференцированному состоянию между бессознательным и сознательным, которое, в частности, позволяет выразить потребности тела. [Дж 3]

Анима и Анимус

[ редактировать ]

Архетипы мужской анимы и женского анимуса, изображенные в облике противоположного пола, представляют собой реляционные функции сознательного разума с бессознательной психикой в ​​аналитической психологии. [Е 20] Так, Афина у греков, Беатриче у Данте или Елена в » Гете « Фаусте являются культурными репрезентациями анимы для мужчины, которая выступает проводником спящего эго в глубинах бессознательного, а для женщины — анимуса. часто олицетворяется мужским собранием, выносящим категоричные суждения, и состоит из фигур, от отца до брата и любовника. Эти комплексы, которые Юнг называет «контрасексуальными», относительно автономны внутри психики и, таким образом, влияют на сознание через сновидения. Так: «Анима у мужчины всегда является частью системы отношений. Мы можем даже говорить о системе эротических отношений, тогда как анимус у женщин вообще этого не представляет: он предстает как интеллектуальная проблема, система понимания». [Е 21] Поэтому первым шагом в юнгианской психотерапии является объективизация анимы или анимуса посредством изучения серий сновидений.

Использование этих понятий при изучении сновидений было продолжено Гастоном Башляром , который повторно использовал их в «Поэтике мечтаний» (1987). Психоаналитический философ объясняет, что «чистое сновидение, наполненное образами, является проявлением анимы». Хотя Башляр в основном занимается мечтами, он стремится показать, что поэзия занимается раскрытием архетипических моделей, которые, в свою очередь, происходят из мира снов, с целью раскрыть «феноменологию души». [10]

Дети и большие мечты

[ редактировать ]

С 1936 по 1941 год Юнг интересовался детскими снами, и в частности классом сновидений, которые он называл «большими сновидениями» , то есть теми, которые исходят из глубин коллективного бессознательного . Его исследования легли в основу трехтомного труда Les Rêves d'enfants (Детские мечты). Различные культуры также видели великие мечты. Коллективная мечта, по сути, выливает образы, касающиеся группы личностей или даже всего общества. Юнг берет пример кенийского племени, в котором принято рассказывать о своих великих мечтах, которые, таким образом, касаются и принадлежат всему сообществу. Кажется, что эти сны не имеют ничего общего с сознательной ситуацией и окружением сновидца. Иногда они указывают на начало невроза или другого психического заболевания и характеризуются наличием архетипов, которые трудно объяснить опытом или культурой. Юнгианский аналитик Майкл Фордэм изучал эти сновидения в книге «Мой ребенок и психоанализ» . [Г 13] в частности, посредством сборника детских рисунков.

Франц Марк (1880-1916), Сон .

Этот тип снов также имеет большее культурное влияние. Мария Луиза фон Франц изучала влияние великих снов на исторических личностей. В книге «Rêves d'hier et d'aujourd'hui: de Thémistocle à Descartes et à CG Jung» (1990) преемник Юнга утверждает, что некоторые научные теории и мировоззрения имеют происхождение во сне. [11] Это же интервью было опубликовано в виде книги в 1987 году под тем же названием. По ее словам, сказки — это еще и мечты о целом сообществе, которые со временем превратились в повествования. [Ф 2]

Исследование сновидений в аналитической психологии после Юнга.

[ редактировать ]

Изучение сновидений занимает центральное место в аналитической психологии, и к нему обращаются многие юнгианские авторы и аналитики. Карл Альфред Мейер изучает использование снов пациентов в древнегреческих святилищах, в частности, мотив инкубации во сне. [Г 14] Марио Джейкоби с Das Tier im Traum ( Животное во сне , 1967), Верена Каст, Питер Шелленбаум, Барбара Ханна, Катрин Аспер (с Внутренним ребенком во сне , 2001), Хельмут Барц и Адольф Гуггенбюль-Крейг, [12] среди прочего, также используют сны в качестве материала для своих исследований. Другие аналитики, такие как Джеймс А. Холл в «Юнгианском сновидении» , вновь рассмотрели эпистемологический вклад юнгианского видения сновидений. Холл с юнгианским сновидением ( 1983), Мэри Энн Матун в «Понимании снов» (1978), Стрефон Каплан-Уильямс ( Durch Traumarbeit zum eigenen Selbst в 1981), Э. Г. Уитмонт и С.Б. Перера «Сны, Портал к Источнику» (1989) и Гарри Книга Уилмера «Как помогают сны» (1999) пролила новый свет на аналитическую психологию . Исследование сновидений после Юнга в основном представлено тремя основными фигурами: Альфонсом Медером , Джеймсом Хиллманом и Этьеном Перро во Франции.

Альфонс Медер и функция предвидения сновидения.

[ редактировать ]

Близкий друг Юнга с 1906 года, швейцарский аналитик Альфонс Медер посвятил себя изучению предполагаемой функции в сновидениях в двух работах: Sur la formation dessymboles dans les rêves ( Zur Entstehung der Symbolik im Traum ) в 1910 году и La Fonction des reves ( Funktion). des Traumes ) в 1912 году. [13] Несмотря на свою приверженность аналитической психологии, он также поддерживал теорию, которая расходилась с теориями Юнга и Фрейда. По мнению Медера, сон представляет собой комплекс корыстных действий, имеющих катарсическую функцию. Медер также показал, что сексуальная интерпретация сновидения не является немедленной и что сновидение всегда богаче по смыслу, если аналитик не воспринимает его как либидинальное влечение. [Д 23] Наконец, вклад Медера относится прежде всего к проспективной способности сновидений, которую он считает бессознательной и которая идет «от эскиза к эскизу, подготавливая решение конфликтов и реальных проблем, которые субъект пытается представить посредством нащупывающих избранных образов». символы", [Д 24] и которую он излагает в своей статье « О психоаналитическом движении » в главе VII, озаглавленной « Игровая теория сновидений ». [14] Таким образом, сны — это предчувствия, и их не следует путать с пророческими способностями.

Сны и архетипическая психология: Джеймс Хиллман

[ редактировать ]

По мнению американского аналитика Джеймса Хиллмана , «Я» во сне — это не то же самое, что «Я» наяву. Эти два «я» имеют двойственные отношения и, говоря юнгианским языком, являются «тенями друг друга», как он объясняет в «Красоте психики» , «Душе и ее символах ». [Ф 3] В «Сне и подземном мире » Хиллман объясняет, что эго — это образ, «совершенно субъективная фигура, призрак, тень, лишенная «я», которая предается сну». Сновидение не принадлежит мечтателю; он или она лишь играют в этом роль в драматургии сновидения. Поэтому Эго должно заново научиться знакомиться со сном и его миром, создавать с ним близость, говорить на его языке, не стремясь исказить его посредством оскорбительных интерпретаций. Джеймс Хиллман использует выражение «подземный мир», отсылку к миру Аида в греческой мифологии , чтобы обозначить этот мир снов, который является местом символической смерти личности. Таким образом, животные являются носителями души, позволяя нам войти в бессознательный мир. Погруженный в юнгианскую аналитическую практику, Хиллман отвергает только символическую и культурную интерпретацию, предпочитая сосредотачиваться исключительно на самом образе и эмоциях, которые он вызывает у пациента. Таким образом, его архетипическая психология является одновременно расширением теории Юнга и самостоятельной практикой, занимающейся исключительно воображением пациента.

Этьен Перро и язык снов

[ редактировать ]
Сон по Франсиско де Гойе .

Этьен Перро , следуя по стопам Юнга, рассматривает язык птиц и взаимодействие звучностей как способность сновидения выражать параллельную психическую реальность: «Эти внутренние и внешние слушания, эти двойные чтения мы учимся прежде всего из снов. Сны учат нам расшифровывать действительность. Известно, что сновидения часто берут материал из дневной жизни, но они учат нас читать его по-другому. Это чтение содержит очень важный элемент, который представляет собой расшифровку слов по законам не причинным, а фонетическим. законы, следуя способу формирования каламбуров. Это то, что мы называем «языком птиц», и это именно то, что алхимики называли « наукой Геи ». [15] Перро признает, что сновидения имеют определенную мотивацию, независимую от сознания, и даже определенный юмор , который отражается в языке птиц. Деконструируя слово через содержащиеся в нем звуки, сон придает нам другое значение. [16] Например, сон, вызывающий «пергамент», вопреки всякой логике, может быть истолкован выражением «по тропе», следуя языку птиц, выражением, которое относится к символам свободы, непредубежденности и развития личности.

Библиография

[ редактировать ]
  • Карл Юнг (2005). Анализ снов, том 1 . Юнгианская библиотека. Альбин Мишель . п. 444. ИСБН  978-2-226-15883-3 .
  • 1917 Метапсихологическое дополнение к теории сновидений Зигмунда Фрейда.
  • Дополнения 1920 года к теории сновидений Зигмунда Фрейда
  • 1922 Сны и телепатия Зигмунда Фрейда

Критика юнгианской концепции сновидений

[ редактировать ]

Критика юнгианских сновидений и аналитической психологии бывает двух видов: критика со стороны других юнгианских аналитиков и критика, не связанная конкретно с процессом сновидений.

Два аналитика, вдохновленные Юнгианством, являются главными критиками метода интерпретации . Патрисия Берри и Джеймс Хиллман критикуют этот метод за потерю первичного, инстинктивного значения сновидения из-за символического развития. По мнению Берри, метод усиления перемещает образ из личного пространства сновидца в коллективное и культурное пространство и, таким образом, теряет точность, дистанцируясь от исходного образа из-за случайных аналогий. Хиллман критикует символистскую концепцию сновидений за то, что они абстрагируют образы от контекста и превращают их в фиксированные ипостаси, которые затем несут лишь буквальное значение. [17]

Критика о том, что мышление Юнга больше похоже на мистицизм, чем на официальную психологию, повторяется и касается также концепций сновидений и коллективного бессознательного , как резюмирует Франсуаза Паро. [Дж 4] Дебаты инициировали психоаналитики-фрейды, в частности Карл Абрахам , который осудил «задержку бессознательного» швейцарского психиатра, в чем его обвиняет его концепция сновидений. «Религиозный оттенок» концепции бессознательного, который затем становится «мистическим фоном», делает Юнга, по его мнению, «теологом», а не психоаналитиком. [18] Абрахам продолжает: «Разъяснения сновидения Юнгом шокируют нас. И здесь Юнг не принимает во внимание теорию Фрейда, когда говорит, что техника интерпретации состоит в запоминании, «откуда берутся фрагменты сновидения». Оригинальность По его мнению, юнгианское видение состоит из тупиков; таким образом, «перспективная тенденция» - это не оригинальное открытие Юнга или Медера, а просто новое название тупика, которого Фрейд заранее избежал».

Общая критика

[ редактировать ]

Идея о том, что свободные ассоциации по Фрейду обеспечивают доступ к скрытому содержанию сновидений, была опровергнута экспериментальными работами, которые пришли к выводу, что этот метод произволен. [19]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Мария-Луиза фон Франц»: интервью Роланда Биеса , 1978 год, воспроизведено на сайте cgjung.net . Консультировался в 2009 году.
  2. ^ Jump up to: а б Монтанжеро, Жак (1999). Сон и познание (на французском языке). Издания Мардаги. ISBN  978-2-87009-706-9 .
  3. ^ Джоланда Якоби, Психология К.Г. Юнга , Делашо и Нистле, 1950, с. 96.
  4. ^ Jump up to: а б Клэр Дорли, «Les territoires du rêve» на сайте cgjungfrance.com. Архивировано 21 мая 2009 г. в Wayback Machine . Проверено 14 ноября 2009 г.
  5. ^ Юнг - не единственный автор, который считает, что сновидения образуют последовательности, близкие к повествовательным, согласно Жаку Монтанжеру, Rêve et cognition, opcit, p. 159.
  6. ^ См. также Марию Луизу фон Франц , Интерпретация сказок, Ла Фонтен де Пьер, 1990, стр. 56-58.
  7. ^ Мария Луиза фон Франц, Интерпретация сказок , Éditions Jacqueline Renard, Coll. «Каменный фонтан», 1990, с. 31.
  8. ^ См. главу 4 «Фрейд и психоанализ», доступную на сайте cgjungfrance.com. По состоянию на 28 ноября 2009 г.
  9. ^ Мария Луиза фон Франц, Интерпретация сказок , Éditions Jacqueline Renard, Coll. «Каменный фонтан», 1990, с. 182.
  10. ^ «Психоаналитические элементы в творчестве Ж. Башляра: особенность и плодотворность». Архивировано 25 ноября 2009 г. в Wayback Machine Любовью Илиевой и Станимиром Илиевым, на imbm.bas.bg. По состоянию на декабрь 2009 г.
  11. См. также «Путь мечты», адаптированный из снятого на пленку интервью Фрейзера Боа с Марией Луизой фон Франц. Источник: сайт dreamtalk.hypermart.net. Архивировано 21 февраля 2010 г. в Wayback Machine . Доступ в 2009 году.
  12. ^ См. биографию: биографический лист и библиографию на сайте cgjung.net . По состоянию на ноябрь 2009 г.
  13. ^ Мэдер также является автором «Очерка интерпретации некоторых снов» в Archives de Psychology, vol. ВИ, нет. 24 апреля 1907 г.
  14. ^ Альфонс Медер, «Игривая теория сновидений», стр. 413-417, в «О психоаналитическом движении», в L’Année Psychology , том XVIII, Париж, 1911, стр. 389-418, см. онлайн на сайте persee.fr . По состоянию на ноябрь 2009 г.
  15. ^ Этьен Перро, Окрашенный Коран. «Красная книга», за которой следуют «Мемуары бродяги» и подборка химических стихов , «Фонтен де Пьер», 1993, ISBN   978-2-902707-05-8 , глава XXIII, стр. 191.
  16. ^ Перро приводит пример алхимического черного дрозда, который можно объяснить следующим образом: «герметичный сосуд (атанор) — мать Камня. «Мерль» состоит из «mère» (мать) и «l» (вертикальный). ), символизирующий божественную молнию, огонь жертвоприношения, который проникает в земную субстанцию ​​и посвящает ее божественности, таким образом, «мерль» — это атанор, освещенный и освященный небесным огнем», в «La Voie de la Transformation», стр. 300.
  17. О концепции сновидений Джеймса Хиллмана и его критике метода интерпретации Юнга см.: Эндрю Сэмюэлс, Юнг и постъюнгианцы, Routledge, 1986, ISBN   978-0-415-05904-6 , с. 238 и Ричард П. Сагг, Юнгианская литературная критика, Northwestern University Press, 1992, ISBN   978-0-8101-1017-5 , с. 129.
  18. ^ Карл Абрахам, «Критика эссе изложения психоаналитической теории К.Г. Юнга» в журнале «Психоанализ и культура » , Payot, Petite Bibliothèque Payot, Coll. Гуманитарные науки, 1966, с. 207-224.
  19. ^ (ru) Фулкс Д., Граматика снов, Basic Books, 1998 и Домхофф Г.В., «Научное исследование снов», Американская психологическая ассоциация, 2007.
  1. ^ Запись «Сон (интерпретация -)» Роджера Перрона, с. 1472, Том. II.
  2. ^ Jump up to: а б с д п. 1472.
  3. ^ «Идея компенсации сновидений исходит из взглядов Юнга на« психику как саморегулирующуюся систему »», стр. 1473.
  4. ^ Согласно Фрейду, толкование сновидений «занимается осмыслением составляющих элементов явного текста (восстановлением их скрытого значения) с использованием ассоциаций сновидца», в статье Роджера Перрона «Rêve», стр. 1469, Том II.
  5. ^ «Различие между явным и скрытым значениями сновидения Юнг никогда не устанавливал», стр. 1473.
  6. ^ Jump up to: а б с п. 1473.
  7. ^ Запись «Мечта», Роджер Перрон, стр. 1469, Том II.

Карл Густав Юнг , Человек, открывающий свою душу

  1. Книга III, «Сны», стр. 193–337, представляет собой синтетическое введение в размышления Юнга о процессе сновидений.
  2. ^ с. 254.
  3. ^ с. 298.
  4. ^ стр.197: «Поэтому мы не будем искать ассоциативный материал, за исключением случаев, когда это кажется необходимым для придания сновидению полезного значения».
  5. ^ с. 188: «Via regia в бессознательное открывается не сновидениями, как утверждает [Фрейд], а комплексами, которые порождают сновидения и симптомы».
  6. ^ стр. 201-203.

Карл Густав Юнг , «Толкование сновидений».

  1. В этой книге собраны записи семинаров Юнга по анализу сновидений с 1936 по 1941 год.
  2. ^ Jump up to: а б п. 15.
  3. ^ с. 17.
  4. ^ с. 35.
  5. ^ стр. 16-17.
  6. ^ с. 16: Юнг объясняет, что это различие между природой процессов сновидения и сознательным разумом приводит к изумлению субъекта этими явлениями. Первобытные люди называли эти удивительные сны великими снами, а латинские оракулы считали их somnia a deo Missa («сны, посланные богами» на латыни).
  7. ^ «Говорят, что бессознательное обладает способностью выходить за рамки обычного хода времени, воспринимая вещи, которые еще не существуют», с. 21.
  8. ^ Jump up to: а б п. 27.
  9. ^ с. 84.
  10. ^ с. 291.
  11. ^ О методе толкования сновидений», стр. 13: «взяв за основу это ядро, мы можем открыть ключ к толкованию каждого сна в серии». См. также стр. 22.
  12. ^ Пример усиления на основе мотива льва Жерома Кардана см. на стр. 12.
  13. ^ стр. 42-43. Юнг называет этот коллективный подход «методом народной психологии», с. 44.
  14. ^ с. 22.
  15. ^ с. 47.
  16. ^ с. 41.
  17. ^ с. 40.
  18. ^ с. 147.
  19. ^ стр. 85-85.
  20. ^ с. 225.
  21. ^ с. 149.

Шарль Бодуэн (2002). Работы Карла Юнга и комплексная психология . номер 133 (на французском языке). Париж: Маленькая библиотека Пайо. ISBN  2-228-89570-9 .

  1. ^ с. 113.
  2. ^ с. 115, цитируя Человека, открывающего свою душу , с. 237.
  3. ^ с. 116.
  4. ^ с. 116, цитируя Человека, открывающего свою душу , с. 242.
  5. ^ с. 111.
  6. ^ с. 95.
  7. ^ с. 98.
  8. ^ Бодуэн определяет это адуалистическое мышление как недифференцированное состояние, в котором субъект и объект не различимы, что сродни примитивному мышлению, которое Пьер Жане изучал , с. 101.
  9. ^ с. 118.
  10. ^ с. 94.
  11. ^ с. 106.
  12. ^ с. 114.
  13. ^ с. 450.
  14. ^ с. 424.

Эме Анель, Мишель Казенав, Клэр Дорли, Сюзанна Краковяк, Моник Летерье, Вивиан Тибодье (2005). Словарь Юнга . Словарный запас... (на французском языке). Париж: Éditions Ellipses. ISBN  2-7298-2599-1 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )

  1. ^ Jump up to: а б Мечта», запись, стр. 79.
  2. ^ Jump up to: а б с Мечта», запись, стр. 80.

Франсуаза Паро, Presses Universitaires de France, колл. «Первый цикл», 1995, 186 с. ISBN   978-2-13-046815-8

  1. ^ с. 75.
  2. ^ с. 84.
  3. ^ «Понимание сна возвращает нас, как говорит Юнг, к «ящеру внутри нас», поскольку у нас возникает невроз из-за того, что мы игнорируем фундаментальные законы нашего тела, фактически нашу животность», с. 84.
  4. ^ «Мысль Юнга мистична; мудрость бессознательного, выражением которой являются сны, имеет божественную сущность», стр. 85.

Другие ссылки

[ редактировать ]
  1. Человек и его символы , Роберт Лаффон, 1964, стр. 49.
  2. ^ «Подобно тому, как растение производит цветы, психика создает свои символы. Каждый сон свидетельствует об этом процессе», в L'Homme et sessymboles, Роберт Лаффон, 1964, стр. 64.
  3. ^ Очерк исследования бессознательного , Роберт Лаффон, 1964, с. 43.
  4. ^ Очерк исследования бессознательного , Роберт Лаффон, 1964, с. 52.
  5. ^ Например: «те, кому не хватает реализма или слишком высокого мнения о себе, или кто строит грандиозные планы, не имеющие никакого отношения к их реальным способностям, мечтают, что они летают или падают», в L'Homme et sessymboles, Роберт Лаффон, 1964, с. 50.
  6. ^ Человек и его символы , Роберт Лаффон, 1964, с. 52.
  7. ^ Человек и его символы , Роберт Лаффон, 1964, с. 55.
  8. ^ «В целом, совершенно глупо полагать, что существуют готовые систематические руководства по толкованию снов, как если бы вы могли просто купить книгу, чтобы проконсультироваться и найти перевод данного символа. Ни один символ, появляющийся во сне, не может быть абстрагирован от индивидуальный разум, который видит это во сне, и не существует определенного и прямого толкования снов», в L'Homme et sessymboles, Роберт Лаффон, 1964, с. 53.
  9. ^ Очерк исследования бессознательного , Роберт Лаффон, 1964, с. 53.
  10. Юнг критикует метод свободных ассоциаций за то, что он «может полностью игнорировать содержание сновидения и увязнуть в комплексах, которые не обязательно существенны», в L'Homme à la découverte de son âme, стр. 277. -278.
  11. ^ Психология бессознательного , с. 62.
  12. ^ Человек, открывающий свою душу, с. 189.
  13. ^ Моя жизнь. Воспоминания, мечты и мысли , с. 140.
  14. ^ Психология и образование , Бюше/Частель, Париж, 1963, стр. 71-72.
  15. ^ «Фрейдистская теория истерии» никогда не переводилась на французский язык. Эссе опубликовано в: Собрание сочинений К.Г. Юнга, вып. 4, Princeton University Press, 1970, 368 стр., стр. 10–24, §. 27-63
  16. ^ «L'Analyse des rêves» опубликовано в: (en) Собрание сочинений К.Г. Юнга, том. 4, Princeton University Press, 1970, 368 стр., стр. 25–34, §. 64–94, оригинальный текст в Année Psychologique, № XV, 1909, стр. 160–167, доступен на сайте persee.fr. По состоянию на 30 ноября 2009 г.
  17. ^ «О значении снов о числах», в L'Energétique psychic , Женева, университетский книжный магазин Георга, 1973, стр. 107-117.
  18. ^ «Сюр ла критика психоанализа» никогда не переводилась на французский язык. Эссе опубликовано в: Собрание сочинений К.Г. Юнга, вып. 4, Princeton University Press, 1970, 368 стр., стр. 74–77, §. 194-196.
  19. ^ La Théorie de la psychanalise была опубликована на французском языке под названием: La Théorie Psychoanalytique, Париж, Монтень, 1932.
  20. ^ Очерк исследования бессознательного , Галлимар, 1988, стр. 57-58.
  21. ^ Душа и жизнь , с. 211.
  22. ^ Человек, открывающий свою душу , с. 210.
  23. ^ Человек, открывающий свою душу , Пайо, 1962, с. 223.
  24. ^ Альфонс Медер, цитируется Юнгом в книге «Человек в открытии своей души», Payot, 1962, стр. 213.
  1. ^ Джордж Бэйлор и Дэниел Делорье, Сон, его природа, его функции и метод анализа , Les Presses de l'Université du Québec, 1991, стр.90
  2. ^ Мария Луиза фон Франц, Интерпретация сказок , Éditions Jacqueline Renard, Coll. «Каменный фонтан», 1990 г. ISBN   2-907963-08-2 .
  3. ^ Джеймс Хиллман, Красота психики. Душа и ее символы , редактор Le Jour, 1993 г. ISBN   2-89044-489-9 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e85c08f37369497cf6cc347d1eb8fb16__1718627040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/16/e85c08f37369497cf6cc347d1eb8fb16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dreams in analytical psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)