Энантиодромия
Энантиодромия ( древнегреческий : ἐναντίος , латинизированный : энантиос – «напротив» и δρόμος, дромос – «бегущий курс») — принцип, введенный на Западе психиатром Карлом Юнгом . В «Психологических типах » Юнг определяет энантиодромию как «возникновение бессознательной противоположности с течением времени». [1] Это похоже на принцип равновесия в мире природы, поскольку система противостоит любой крайности, чтобы восстановить баланс . Когда дела доходят до крайности, они превращаются в свою противоположность. Юнг добавляет, что «этот характерный феномен практически всегда возникает, когда в сознательной жизни доминирует крайняя, односторонняя тенденция; со временем создается столь же мощная противопозиция, которая сначала подавляет сознательную деятельность, а затем прорывается через сознательный контроль». [1]
Однако, с точки зрения Юнга, вещь психически трансформируется в свою теневую противоположность, подавляя психические силы, которые таким образом катектируются во что-то мощное и угрожающее.
Этот принцип был четко понят и обсужден в принципах традиционной китайской религии, таких как даосизм и инь-ян . Центральная предпосылка « И Цзин» заключается в том, что линии Ян становятся Инь, когда достигают своего максимума, и наоборот. [2]
Обзор
[ редактировать ]Юнг находился под сильным влиянием Фридриха Ницше , и Ницше обсуждает эту идею в нескольких областях своих работ: « Человеческий, слишком человеческий афоризм 1, 2 и 3»; По ту сторону добра и зла, афоризм 2.
Слово «энантиодромия», по-видимому, было придумано Стобеем. [3] но это понятие подразумевается и в Гераклита трудах во фрагменте 126 ДК Гераклит говорит: «Холодное согревает, теплое охлаждает, мокрое сохнет, а пересохшее становится мокрым». . Например, [4] Это также кажется неявным в других его высказываниях, например, «война — отец всего, царь всего» (фр. 53), «они не знают, что различающаяся/противоположная вещь согласуется сама с собой; гармония рефлексивна (παλίντροπος palintropos , используется в составе составного лука, или «в рефлекторном напряжении»), как лук и лира» (фр. 51). В этих и других отрывках идея совпадения противоположностей ясно выражена в характерном для Гераклита загадочном стиле, а также в динамическом движении вперед и назад между ними, порожденном, в частности, противостоянием и конфликтом.
Сам Юнг писал: «Старый Гераклит, который действительно был великим мудрецом, открыл самый чудесный из всех психологических законов: регулирующую функцию противоположностей. Он назвал это энантиодромией, движением в противоположном направлении, имея в виду, что рано или поздно все движется в свою противоположность». [5]
Примерно поколение спустя Платон в « Федоне» ясно сформулировал этот принцип: «Все возникает таким образом, противоположности из своих противоположностей». (раздел 71а). [6]
С тех пор, как много столетий спустя Юнг признал это явление, оно активно изображалось в современной культуре. Например, это было применено к сюжету фильма « Жизнь других» , чтобы показать, как человек, преданный коммунистическому режиму, преодолевает свою лояльность и становится гуманистом .
В частности, Юнг использовал этот термин для обозначения бессознательного, действующего вопреки желаниям сознательного разума , обновляя греческую концепцию акрасии в современных психологических терминах. ( «Аспекты мужского начала» , глава 7, параграф 294).
Энантиодромия. Буквально «идущий вразрез» означает появление бессознательной противоположности с течением времени. Это характерное явление практически всегда имеет место тогда, когда в сознательной жизни господствует крайняя, односторонняя тенденция; со временем выстраивается столь же мощная противопозиция, которая сначала тормозит сознательное действие, а затем прорывает сознательный контроль. («Определения», там же , пар. 709)
Энантиодромия обычно наблюдается в сочетании с симптомами, связанными с острым неврозом , и часто предвещает возрождение личности.
Грандиозный план, по которому строится бессознательная жизнь психики, настолько недоступен нашему пониманию, что мы никогда не сможем узнать, какое зло может быть не необходимо для того, чтобы посредством энантиодромии произвести добро, и какое добро вполне возможно может привести ко злу. («Феноменология духа в сказках», Собрание сочинений 9i , пар. 397)
Энантиодромия также относится к процессу, посредством которого человек ищет и принимает противоположное качество изнутри, усваивая его таким образом, что приводит к индивидуальной целостности. Этот процесс составляет суть понятия Юнга, называемого «путь индивидуации». Человеку необходимо включить противоположный архетип в свою психику, чтобы достичь состояния внутренней «завершенности».
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Юнг, Карл (1990). Психологические типы . п. 426. ИСБН 9780691018133 .
- ^ Олсон, Стюарт Алве (5 ноября 2001 г.). Тайцзи согласно И Цзин: воплощение принципов Книги Перемен . ISBN 9780892819447 .
- ^ Стобеус : Эклоги, физика и этика: стр. [1] (Книга вторая, Том 1, 60)
- ^ Гераклит. «Гераклитова беседа» . Филоктет . Проверено 19 июня 2022 г.
- ^ Юнг, К.Г. (2014). Два очерка по аналитической психологии . Рутледж. п. 72. ИСБН 9781317535362 .
- ^ Платон, Федон, §57a, §71a