Мудрый старик и мудрая старуха
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
![]() |
В юнгианской психологии Мудрая Старуха и Мудрый Старик являются архетипами коллективного бессознательного .
Мудрая Старуха, или старушка-помощница, «является известным в мифах и сказках символом мудрости вечной женской природы». [1] Мудрый Старик, «или какой-то другой очень могущественный аспект вечной мужественности» — ее коллега-мужчина. [2]
Индивидуация
[ редактировать ]По Карла Юнга мнению , процесс индивидуации был отмечен последовательностью архетипов , каждый из которых приобретал преобладание на последовательных стадиях и, таким образом, отражал то, что он называл восходящей психической шкалой или «иерархией бессознательного». [3] : 226 Таким образом, начиная с промежуточного положения « анимы или анимуса … так же, как последние занимают более высокое положение в иерархии, чем тень , так и целостность претендует на положение и ценность, высшую». [4] все еще. Мудрая Старуха и Мужчина, как то, что он называл Маной или сверхличностями , олицетворяли целостность личности: « мать («Первородная Мать» и « Мать-Земля ») как сверхъестественная личность... как «самость» ." [5]
Как Мария-Луиза фон Франц : выразилась [6]
Если человек серьезно и достаточно долго боролся с проблемой анимы (или анимуса), так что он или она больше не отождествляется с ней частично, бессознательное снова меняет свой доминирующий характер и появляется в новой символической форме, представляющей Самость. , сокровенное ядро личности. В сновидениях женщины этот центр обычно персонифицируется как высшая женская фигура – жрица, волшебница, мать-земля или богиня природы или любви. В случае мужчины оно проявляется как мужской инициатор и хранитель (индийский гуру ), мудрый старик, дух природы и так далее.
Мужской инициатор был описан Юнгом как «фигура того же пола, соответствующая имаго отца... мана-личность [является] доминантой коллективного бессознательного, признанным архетипом могущественного человека в форме героя». вождь, маг, знахарь, святой, повелитель людей и духов». [3] : 226–7 Точно так же «мудрая фигура Старухи, представленная Гекатой или Старухой ... Великой Матерью». [7] представлял собой аспект матери-имаго. Таким образом, архетипы коллективного бессознательного можно рассматривать как внутренние репрезентации однополого родителя — как «имаго, созданное на основе родительского влияния плюс специфические реакции ребенка». [3] : 184–5 Следовательно, для юнгианцев «осознание тех содержаний, которые составляют архетип мана-личности, означает, таким образом, «для мужчины второе и истинное освобождение от отца, для женщины — от матери, и тем самым первое восприятие свою уникальную индивидуальность». [8]
Атрибуты маны: положительные и отрицательные.
[ редактировать ]По мнению Юнга, «все архетипы спонтанно развивают благоприятные и неблагоприятные, светлые и темные, хорошие и плохие эффекты». [9] : 267 Таким образом, «доброму мудрецу здесь следует противопоставить соответственно темную, хтоническую фигуру». [9] : 229 и точно так же жрица или сивилла имеет своего двойника в образе «ведьмы… названной Юнгом «ужасной матерью». [10] Взятые вместе, мужчина и женщина, «Охотник или старый маг и ведьма соответствуют негативным родительским образам в магическом мире бессознательного». [11] : 235
Однако суждение о таких коллективных архетипах не должно быть поспешным: «Подобно тому, как все архетипы имеют положительную, благоприятную, светлую сторону, направленную вверх, так же есть у них и сторона, направленная вниз, частично отрицательная и неблагоприятная, частично хтоническая » — так что, например, «женщина-небо — это положительный, а медведь — отрицательный аспект «высшей личности», которая расширяет сознательное человеческое существо вверх, в небесные области, и вниз, в животные области». [11] : 195, 226 Однако оба аспекта, небесный и хтонический, имели для Юнга равную ценность, поскольку он искал то, что он называл coniunctio oppositorum , союзом противоположностей. «Человек становится просветленным, не воображая световые фигуры, — утверждал он, — а делая тьму сознательной». [12] Аналогично, что касается цели самого процесса индивидуации, «самость как целостность является совпадением противоположностей; поэтому она яркая и темная, но ни то, ни другое». [13] На этой стадии развития человек обладает проницательностью или какой-либо другой добродетелью .
Принятие соглашения с фигурами Маны коллективного бессознательного — с родительскими имаго — означало, таким образом, преодоление психического расщепления , чтобы сделать возможным принятие «искаженной стороны Великой Матери»; признание того, что «отец содержит в себе обоих королей одновременно… Искажённого короля и Целого короля». [14]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Якоби, Иоланда . [1964] 1978. «Символы в индивидуальном анализе». В книге «Человек и его символы » под редакцией К.Г. Юнга. Лондон. стр. 331, 335
- ^ Ханна, Барбара . 1988. Стремление к целостности . Бостон. п. 291.
- ^ Jump up to: а б с Юнг, К.Г. 1953. Два очерка по аналитической психологии . Лондон.
- ^ К.Г. Юнг, Aion (Лондон, 1959), с. 31
- ^ Юнг, К.Г. [1969] 1996. Архетипы и коллективное бессознательное . Лондон. стр. 183, 187
- ^ фон Франц, Мария-Луиза . «Процесс индивидуации». В «Символах» под редакцией К.Г. Юнга. п. 207–08.
- ^ Клэр Дуглас, Дочь старухи (Техас, 2006), с. 42
- ^ Юнг, цитируется у Якоби, Иоланда . 1946. Психология К.Г. Юнга: Введение . Лондон. п. 116.
- ^ Jump up to: а б Юнг, К.Г. 1969. Айон: исследования феноменологии личности . Лондон.
- ^ Фрай, Нортроп . 1971. Анатомия критики . Принстон. п. 196.
- ^ Jump up to: а б Юнг, Архетипы
- ^ К.Г. Юнг, Алхимические исследования (Лондон, 1978), с. 265-6
- ^ Юнг, К.Г. 1963. Тайна соединения . Лондон. п. 108 н.
- ^ Блай, Роберт . 1991. Железный Джон . Дорсет. п. 113, 115.