Jump to content

Соматика

Соматический педагог Моше Фельденкрайз.
Соматический педагог Моше Фельденкрайз в 1978 году учит вставать со стула.

Соматика — это область исследований тела и движений , в которой особое внимание уделяется внутреннему физическому восприятию и опыту. Этот термин используется в двигательной терапии для обозначения подходов, основанных на соме , или «теле, воспринимаемом изнутри». [1] [2] включая технику освобождения Скиннера , технику Александера , метод Фельденкрайза , эвтонию , структурную интеграцию Рольфинга и другие. [3] В танце этот термин относится к техникам, основанным на внутренних ощущениях танцора, в отличие от « перформативных техник», таких как балет или современный танец , которые подчеркивают внешнее наблюдение за движением аудитории. [4] [5] Соматические техники можно использовать в работе с телом, психотерапии , танцах или духовных практиках .

Мэри Вигман , учившаяся у Рудольфа фон Лабана , была среди хореографов, чьи телецентрические инновации повлияли на раннее развитие соматики. [6]

Ранним предшественником соматического движения в западной культуре XIX века было движение физической культуры . Это движение стремилось интегрировать двигательные практики, или «гимнастику», связанные с военной и спортивной подготовкой; медицинское лечение; и танцевать. [7] Многие практики физической культуры были привезены в США. [8] Одна американская новаторка, Женевьева Стеббинс , разработала свою собственную систему физической культуры. [9] Некоторые из многочисленных последователей Стеббинса вернулись в Европу; один из них обучал Эльзу Гиндлер , которая признана одной из первых соматических новаторов. [10] [11] [12]

Многие дальнейшие фундаментальные разработки в соматике относятся к началу двадцатого века. [6] В то время возросшая популярность феноменологии и экзистенциализма в философии побудила таких философов, как Джон Дьюи и Рудольф Штайнер, выступить в защиту экспериментального обучения . Между тем, такие хореографы, как Айседора Дункан , Рудольф фон Лабан и Маргарет Х'Дублер, бросили вызов традиционным европейским концепциям танца, представив новые выразительные и открытые парадигмы движений. Вместе эти движения подготовили почву для первого поколения «соматических пионеров», в число которых входили Фредерик Матиас Александер , Моше Фельденкрайз , Мейбл Элсворт Тодд , [13] Герда Александер , Ида Рольф , [14] Милтон Трэгер , [15] Ирмгард Бартениефф и Шарлотта Селвер . Эти пионеры действовали, прежде всего в Европе, на протяжении всего начала двадцатого века. [6] В первую очередь мотивированные собственными травмами, связанными с движением, они представили различные методы, призванные помочь восстановиться после травм и предотвратить их, а также повысить физическую осознанность. [16]

На протяжении двадцатого века практика этого поколения основателей систематизировалась и передавалась их учениками, некоторые из которых, в том числе Анна Халприн , Элейн Саммерс , Бонни Бейнбридж Коэн , [6] и Лулу Свейгард основали свои собственные влиятельные школы или стили. [17] В 1970-х годах американский философ и двигательный терапевт Томас Ханна ввел термин «соматика» для совокупного описания этих связанных экспериментальных практик. [6] [18]

К концу века возникла тенденция «взаимного оплодотворения», когда практикующие комбинировали разные «линии передачи» для формирования своеобразных стилей. [16] В последние десятилетия область соматики расширилась и включила в себя такие танцевальные формы, как контактная импровизация и техника освобождения Скиннера , и стала использоваться в трудотерапии , клинической психологии и образовании . [18]

Дисциплины движения

[ редактировать ]

Традиционные практики

[ редактировать ]
человек в позе вороны рядом с ручьем
Йога сочетает в себе физические и умственные упражнения.

Многие традиционные азиатские дисциплины движения повлияли на западные соматические практики, возникшие в двадцатом веке. [18] Помимо молитвы, древнейшей и наиболее широко практикуемой соматической дисциплиной является йога , но существует и множество других. [19]

Йога — это группа физических , умственных и духовных практик, зародившаяся в современной Индии около 500 г. до н.э. [20] Конечные цели йоги духовны, [21] а практика йоги обычно включает в себя физическое принятие и движение через систематизированные асаны или положения тела. Физиология йоги описывает систему взаимосвязанных тел, имеющих разные, но взаимосвязанные физические и духовные свойства. [22] Концепция потока энергии по телесным каналам вновь появляется в других соматических формах, включая контактную импровизацию и цигун. [23] [24]

Цигун и тай-чи — это традиционные китайские двигательные практики, которые могут служить поддержкой соматической практики. Обычно они включают в себя подвижную медитацию, координацию медленных плавных движений, глубокое ритмичное дыхание и спокойное медитативное состояние ума. Они утверждают, что балансируют и развивают ци , что переводится как «жизненная энергия». [15] [25] Айкидо — японское боевое искусство, включающее внутреннее осознание и эмоциональное состояние неагрессии; некоторые стили подчеркивают это с помощью отдельных тренировок по «развитию ки» . [15] [26]

Практика упражнений

[ редактировать ]

Метод пилатеса был первоначально разработан как соматическая форма тренировки физической подготовки в начале 1920-х годов. [27] Однако большинство современных форм пилатеса сосредоточены на правильной физической технике, а не на проприоцептивном осознании. [28] Основатель метода Джозеф Пилатес подчеркивал соматические принципы связи разума и тела, отслеживания проприоцептивных наблюдений и внимания к дыханию. [27] [28]

Танцоры свободно двигаются во время «джема» контактной импровизации.
Контактная импровизация – соматический стиль постмодернистского танца.

Все формы танца требуют пристального внимания танцора к проприоцептивной информации о положении и движении каждой части тела. [29] [30] но «соматическое движение» в танце относится более конкретно к техникам, в которых основное внимание уделяется личному физическому опыту танцора, а не визуальному опыту публики. [5] [4] Соматика была включена в танцевальные сообщества по всему миру, с вариациями от страны к стране из-за истории появления этой области на местном уровне, а также из-за более широких культурных различий. [16]

Некоторые танцевальные техники считаются соматическими формами. Контактная импровизация — это соматический жанр, разработанный Стивом Пакстоном и другими в 1970-х годах и заключающийся в том, что два или более танцора органично реагируют на физические ощущения, возникающие в результате их взаимного контакта. Контактная импровизация может исполняться для публики, но не предназначена для оказания какого-либо особого визуального воздействия. [31]

» Рут Запоры По словам исследователя танцев Сюзанны Морроу, «Театр действия , разработанный в 1970-х и 1980-х годах, представляет собой технику импровизационного исполнения, основанную на «воплощенном присутствии», состоянии осознания, в котором исполнители поддерживают сознательный контакт со своим соматическим опытом. [32]

Образование

[ редактировать ]

Некоторые преподаватели танцев используют соматические принципы и тренировки, особенно «Анализ движений Лабана» , «Идеокинез» , «Александр» и «Фельденкрайз», на по перформативной технике . занятиях [33] [34] Эти практики используются для тренировки проприоцептивных навыков танцоров и корректировки выравнивания и, как утверждается, снижают риск травм. [33] [35] [36]

Практики соматического обучения – это те, которые развивают осознание учащимися своего внешнего окружения и внутренних ощущений во время танца. Эти практики могут включать в себя исправления с помощью прикосновения в дополнение к устным инструкциям; сосредоточение внимания на энергии и процессах, а не на физических формах, которые они создают; и намеренное расслабление привычно перегруженных мышц. [37] Уорвик Лонг утверждает, что использование соматики в танцевальном обучении за счет углубления знаний танцоров о соме делает их технику более «внутренней, внутренней и персонализированной». Он утверждает, что прямое самопознание, которое предлагает соматика, ценно для сегодняшних профессиональных танцоров, которых все чаще просят работать вне структур канонически кодифицированных техник, таких как балет или техника Грэма . [38]

Альтернативная медицина

[ редактировать ]

Некоторые формы альтернативной медицины считают важным сенсорное восприятие тела.

Техника Александера , ранний пример такой практики, была разработана Фредериком Маттиасом Александром актером . в 1890-х годах [39] Это обучающая соматическая техника, призванная избавиться от привычки учащихся использовать ненужное напряжение в движении. [15] [40]

Метод Фельденкрайза это педагогика соматических движений, разработанная Моше Фельденкрайзом и частично вдохновленная техникой Александера. Он утверждает, что улучшает самочувствие, привлекая внимание к моделям движений, которые, по мнению сторонников, являются неэффективными или излишне напряженными, и заменяя их другими моделями. [15] [41]

Структурная интеграция , включая Рольфинг и Хеллерворк, использует работу с телом, осознанность и переподготовку движений в качестве инструментов соматического обучения. Практикующие утверждают, что делают тело и разум более адаптируемыми и устойчивыми за счет улучшения «выравнивания» и движения. [42] [43]

Трагер использует мягкую работу с телом и расслабляющие упражнения под названием «Ментастика», чтобы исследовать ощущения и легкость в движении. Практикующие входят в медитативное состояние и пытаются физически передать чувство легкости, любопытства и игривости через контакт с практикующим. Ментастика – это исследование веса тела в условиях гравитации. [44]

Некоторые практикующие альтернативную медицину, работающие с психическим здоровьем, имеют соматическую направленность. Например, в соматических переживаниях клиенты учатся отслеживать внутренние ощущения. [45]

Духовные практики

[ редактировать ]

Духовный дискурс в области соматики имеет тенденцию отвергать монотеистические системы, которые помещают духовный авторитет во внешнюю иерархию, вместо этого сакрализуя прямое восприятие внутренней «жизненной силы». [46] Хотя соматическая литература и не сильно связана с какой-либо конкретной духовной традицией, она обычно рассматривает христианство и другие монотеистические религии неблагоприятно и отдает предпочтение эклектичному сочетанию незападных подходов к священному, включая подходы буддизма , даосизма , индуизма и различных видов шаманизма . [46]

Некоторые духовные практики , такие как суфийское вращение и буддийская медитация при ходьбе , особенно связаны с соматикой. [26] [47] Духовность является компонентом работы Бонни Бейнбридж Коэн , лидера современной соматики, которая объединяет элементы дзен-буддизма с современным танцем и анализом движений Лабана . [48]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ханна, Томас (1986). «Что такое соматика?» . Соматика: журнал-журнал телесных искусств и наук . Проверено 17 ноября 2014 г.
  2. ^ Муллан, Келли (31 августа 2012 г.). «Искусство и наука соматики: теория, история и научные основы» . Итоговые проекты MALS, 1995-2019 гг .
  3. ^ Бреслер, Л. (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Международные справочники Springer по образованию. Спрингер Нидерланды. п. 1120. ИСБН  978-1-4020-2998-1 . Проверено 22 июня 2016 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б Уильямсон, А.; Бэтсон, Г.; Уотли, С.; Вебер, Р. (2015). Танец, соматика и духовность: современные сакральные повествования . Интеллект. п. 252. ИСБН  978-1-78320-178-5 . Проверено 16 июня 2016 г. Соматическое движение — это: (а) движение, структурированное вокруг феноменов восприятия, и (б) движение, интерпретируемое через феномены восприятия.
  5. ^ Перейти обратно: а б Броди, Дж.А.; Лобель, Э.Э. (2012). Танец и соматика: принципы обучения и исполнения разума и тела . МакФарланд и компания. п. 6. ISBN  978-0-7864-8958-9 . Проверено 16 июня 2016 г. Основное внимание уделяется индивидуальному опыту: тому, как мы себя чувствуем, а не тому, как воспринимают другие или как, по нашему мнению, нас воспринимают.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и Эдди, Марта (2009). «Краткая история соматических практик и танца: историческое развитие области соматического образования и ее связь с танцем» (PDF) . Журнал танцевальных и соматических практик . 1 (1): 5–27. дои : 10.1386/jdsp.1.1.5_1 . Проверено 6 ноября 2014 г.
  7. ^ Муллан, Келли Джин (2 октября 2014 г.). «Соматика: исследование точек соприкосновения западных дисциплин тела и разума» . Тело, движение и танец в психотерапии . 9 (4): 253–265. дои : 10.1080/17432979.2014.946092 . ISSN   1743-2979 . S2CID   143813800 .
  8. ^ Муллан, Келли. (2016). «Европейские предшественники соматического движения». Глава в книге «Осознанное движение: эволюция соматических искусств и сознательного действия» , под ред. Марта Эдди.
  9. ^ Муллан, Келли (2016) «Гармоническая гимнастика и соматика: генеалогия идей». Течения: Журнал Ассоциации центрирования тела и разума , 19:1, 16-28.
  10. ^ Муллан, Келли Джин (01 сентября 2017 г.). «Истории соматики: прослеживание образовательных предшественников Эльзы Гиндлер, Хаде Каллмейер и Женевьев Стеббинс» . Журнал танцевальных и соматических практик . 9 (2): 159–178. дои : 10.1386/jdsp.9.2.159_1 . ISSN   1757-1871 .
  11. ^ Спидс, Кэрола; Спидс, Кэрола Х. (апрель 1992 г.). Пути улучшения дыхания . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN  978-0-89281-397-1 .
  12. ^ Гейтер, Ульфрид; Хеллер, Майкл С.; Уивер, Джудит О. (2010). «Эльза Гиндлер и ее влияние на Вильгельма Райха и телесную психотерапию». Тело, движение и танец в психотерапии . 5 (1): 59–73. дои : 10.1080/17432971003620113 . S2CID   143759167 .
  13. ^ Фрели, С. (2015). Сознательное движение: соматические трансформации через танец, йогу и прикосновение . Издательство Университета Иллинойса. п. 26. ISBN  978-0-252-09749-2 . Проверено 14 июня 2016 г.
  14. ^ Клэр, Томас (1995). Работа с телом: какой массаж делать и как получить от него максимальную пользу . Уильям Морроу и компания, стр. 40–56 . ISBN  9781591202325 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Кнастер, Мирка (1996). Открытие мудрости тела: всеобъемлющее руководство по более чем пятидесяти практикам разума и тела . Бантам . стр. 188–245, 326–51. ISBN  9780307575500 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с Фортин, Сильви (2002). «Жизнь в движении: развитие соматических практик в разных культурах». Журнал танцевального образования . 2 (4): 128–136. дои : 10.1080/15290824.2002.10387221 . S2CID   145229309 .
  17. ^ Франклин, Эрик. (1996). Динамическое выравнивание с помощью изображений . Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека. п. 4. ISBN  978-0-87322-475-8 .
  18. ^ Перейти обратно: а б с Эллисон, Н. (1999). Иллюстрированная энциклопедия дисциплин тела и ума . Виртуальная справочная библиотека Гейла. Издательская группа Розен. ISBN  978-0-8239-2546-9 . Проверено 16 июня 2016 г.
  19. ^ Элеонора Крисвелл (2011). «Соматика и поверхностная электромиография» . В Крэме, Джеймс (ред.). Введение Крэма в поверхностную электромиографию . Джонс и Бартлетт Обучение. п. 193. ИСБН  9780763732745 . Проверено 1 марта 2015 г.
  20. ^ Сэмюэл, Джеффри (2008). Истоки йоги и тантры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-69534-3 .
  21. ^ Якобсен, Кнут А.; Ларсон, Джеральд Джеймс (2005). Теория и практика йоги: очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона . БРИЛЛ. ISBN  978-90-04-14757-7 .
  22. ^ Фроули, Дэвид (2004). Йога и священный огонь: самореализация и планетарная трансформация . Лотос Пресс. п. 288. ИСБН  978-81-208-2746-2 .
  23. ^ Диллс, Энн; Олбрайт, Энн Купер (2001). Движущаяся история/танцевальные культуры: читатель истории танца . Издательство Уэслианского университета . п. 406. ИСБН  9780819574251 . Проверено 7 ноября 2014 г.
  24. ^ Ой; Бутоу; Муллан; Кларк; Бил; Павлакис; Коте; Лам; Розенталь (31 августа 2009 г.). «Влияние медицинского цигун на качество жизни, усталость, настроение и воспаление у онкологических больных: рандомизированное контролируемое исследование» . Анналы онкологии . 21 (3): 608–614. дои : 10.1093/annonc/mdp479 . ПМК   2826100 . ПМИД   19880433 .
  25. ^ Коэн, Канзас (1999). Путь цигун: искусство и наука китайского энергетического исцеления . Случайный дом Канады. ISBN  978-0-345-42109-8 .
  26. ^ Перейти обратно: а б Пейн, Питер; Крейн-Годро, Марди (24 июля 2013 г.). «Медитативное движение при депрессии и тревоге» . Границы в психиатрии . 4 : 71. doi : 10.3389/fpsyt.2013.00071 . ПМК   3721087 . ПМИД   23898306 .
  27. ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл К., Адамс М., Куин Р., Харрисон М., Грисон Дж. (2013). «Пилатес, осознанность и соматическое обучение» . Сомат-практика J Dance . 5 (2): 141–153. дои : 10.1386/jdsp.5.2.141_1 . ПМЦ   4198945 . ПМИД   25328542 .
  28. ^ Перейти обратно: а б Роухиайнен, Леена (2010). «Развитие метода пилатеса и его связь с соматическим полем» (PDF) . Северный журнал танца . 2 : 57–69 . Проверено 17 ноября 2014 г.
  29. ^ Смитт, Мирим Силлевис; Берд, штат Калифорния (2013). «Измерение и усиление проприоцепции у музыкантов и танцоров». Клин Ревматол . 32 (4): 469–473. дои : 10.1007/s10067-013-2193-7 . ПМИД   23397145 . S2CID   23917260 .
  30. ^ Блезинг, Беттина; Кальво-Мерино, Беатрис; Кросс, Эмили С.; Джола, Коринн; Хониш, Джулиана; Стивенс, Кэтрин Дж. (2012). «Нейрокогнитивный контроль в восприятии и исполнении танца» (PDF) . Акта Психологика . 139 (2): 300–308. дои : 10.1016/j.actpsy.2011.12.005 . ПМИД   22305351 . S2CID   14529071 .
  31. ^ Новак, Синтия Джин (1990). Разделение танца: контактная импровизация и американская культура . Университет Висконсина Пресс . ISBN  978-0-299-12440-3 . Проверено 14 декабря 2014 г.
  32. ^ Морроу, С. (2011). «Психея встречает Сому: доступ к творчеству через Театр действия Рут Запоры». Обучение театру, танцам и исполнительскому мастерству . 1 (2): 99–113. дои : 10.1080/19443927.2010.543987 . S2CID   219628909 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Броди, Джули; Лобель, Элин (2004). «Интеграция фундаментальных принципов, лежащих в основе соматических практик, в класс танцевальной техники». Журнал танцевального образования . 4 (3): 80–87. дои : 10.1080/15290824.2004.10387263 . S2CID   143967135 .
  34. ^ Эдди, Марта Харт (2002). «Танец и соматические исследования в студиях и общественных танцевальных программах». Журнал танцевального образования . 2 (4): 119–127. дои : 10.1080/15290824.2002.10387220 . S2CID   145253337 .
  35. ^ Возны, Нэнси (май 2012 г.). «Вливание соматики» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 14 декабря 2014 г.
  36. ^ Фортин, Сильви; Лонг, Уорик; Лорд, Мадлен (2002). «Три голоса: исследование того, как соматическое образование влияет на занятия по технике современного танца». Исследования в области танцевального образования . 3 (2): 155–179. дои : 10.1080/1464789022000034712 . S2CID   144606556 .
  37. ^ Неттл-Фиол, Ребекка; Ванье, Люк (2011). Танец и техника Александра: исследование недостающего звена (иллюстрированное издание). Издательство Университета Иллинойса. п. 12. ISBN  9780252077937 . Проверено 28 февраля 2015 г.
  38. ^ Лонг, Уорик (2002). Ощущение разницы: взгляды учеников и учителей на интеграцию метода соматического обучения Фельденкрайза и техники современного танца (PDF) (MPEd.). Международная федерация Фельденкрайза® . Проверено 6 ноября 2014 г.
  39. ^ Рутберг, Рут (сентябрь 2007 г.). Мэнди Рис (ред.). «Голос и гендер и другие современные проблемы профессиональной подготовки голоса и речи». Обзор голоса и речи . 35 (1): 164–170. дои : 10.1080/23268263.2007.10769755 . S2CID   144810660 .
  40. ^ Розенберг, Бобби. «Техника Александра и соматическое обучение» (PDF) . Проверено 14 декабря 2014 г. «Частые ссылки [Александра] на «кинестезию», «сенсорное осознание» и «чувство» помещают его прямо в центр области соматики.
  41. ^ Левин, Эндрю (1998). Справочник по работе с телом и массажу . Лоуэлл Хаус . стр. 249–60 . ISBN  9780737300987 .
  42. ^ Левин, Эндрю (1998). Справочник по работе с телом и массажу . Лоуэлл Хаус . стр. 209–234 . ISBN  9780737300987 .
  43. ^ Бенке, Элизабет А. (1998). «Соответствие». Соматика (весна/лето 1998 г.): 24–32. , найден в Джонсон, Дон, изд. (1995). Кость, дыхание и жест: практики воплощения . Североатлантические книги. стр. 317–338. ISBN  9781556432019 . Проверено 28 февраля 2015 г.
  44. ^ Стиллерман, Элейн (2016). Методы массажа и работы с телом (второе изд.). Мосби . стр. 366–83, 402–14. ISBN  9780323239318 .
  45. ^ Левин, Питер А. с Фредериком, Энн: Пробуждение тигра. Исцеление травмы. Североатлантические книги, Беркли, Калифорния, 1997 г. ISBN   1-55643-233-X
  46. ^ Перейти обратно: а б Уильямсон, Аманда (2010). «Размышления и теоретические подходы к изучению духовности в области танцевального образования соматических движений». Журнал танцевальных и соматических практик . 2 (1): 35–61. дои : 10.1386/jdsp.2.1.35_1 .
  47. ^ Холланд, Д. (2004). «Интеграция медитации осознанности и соматического осознания в общественную образовательную среду». Журнал гуманистической психологии . 44 (4): 468–484. дои : 10.1177/0022167804266100 . S2CID   144546983 .
  48. ^ Эдди, Марта (2002). «Соматические практики и танец: глобальные влияния». Журнал танцевальных исследований . 34 (2): 46–62. дои : 10.2307/1478459 . JSTOR   1478459 . S2CID   155396684 .

Общая библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e1256c6d35a3472478e755f9133c31c8__1715610480
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e1/c8/e1256c6d35a3472478e755f9133c31c8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Somatics - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)