Соматика

Соматика — это область исследований тела и движений , в которой особое внимание уделяется внутреннему физическому восприятию и опыту. Этот термин используется в двигательной терапии для обозначения подходов, основанных на соме , или «теле, воспринимаемом изнутри». [1] [2] включая технику освобождения Скиннера , технику Александера , метод Фельденкрайза , эвтонию , структурную интеграцию Рольфинга и другие. [3] В танце этот термин относится к техникам, основанным на внутренних ощущениях танцора, в отличие от « перформативных техник», таких как балет или современный танец , которые подчеркивают внешнее наблюдение за движением аудитории. [4] [5] Соматические техники можно использовать в работе с телом, психотерапии , танцах или духовных практиках .
История
[ редактировать ]
Ранним предшественником соматического движения в западной культуре XIX века было движение физической культуры . Это движение стремилось интегрировать двигательные практики, или «гимнастику», связанные с военной и спортивной подготовкой; медицинское лечение; и танцевать. [7] Многие практики физической культуры были привезены в США. [8] Одна американская новаторка, Женевьева Стеббинс , разработала свою собственную систему физической культуры. [9] Некоторые из многочисленных последователей Стеббинса вернулись в Европу; один из них обучал Эльзу Гиндлер , которая признана одной из первых соматических новаторов. [10] [11] [12]
Многие дальнейшие фундаментальные разработки в соматике относятся к началу двадцатого века. [6] В то время возросшая популярность феноменологии и экзистенциализма в философии побудила таких философов, как Джон Дьюи и Рудольф Штайнер, выступить в защиту экспериментального обучения . Между тем, такие хореографы, как Айседора Дункан , Рудольф фон Лабан и Маргарет Х'Дублер, бросили вызов традиционным европейским концепциям танца, представив новые выразительные и открытые парадигмы движений. Вместе эти движения подготовили почву для первого поколения «соматических пионеров», в число которых входили Фредерик Матиас Александер , Моше Фельденкрайз , Мейбл Элсворт Тодд , [13] Герда Александер , Ида Рольф , [14] Милтон Трэгер , [15] Ирмгард Бартениефф и Шарлотта Селвер . Эти пионеры действовали, прежде всего в Европе, на протяжении всего начала двадцатого века. [6] В первую очередь мотивированные собственными травмами, связанными с движением, они представили различные методы, призванные помочь восстановиться после травм и предотвратить их, а также повысить физическую осознанность. [16]
На протяжении двадцатого века практика этого поколения основателей систематизировалась и передавалась их учениками, некоторые из которых, в том числе Анна Халприн , Элейн Саммерс , Бонни Бейнбридж Коэн , [6] и Лулу Свейгард основали свои собственные влиятельные школы или стили. [17] В 1970-х годах американский философ и двигательный терапевт Томас Ханна ввел термин «соматика» для совокупного описания этих связанных экспериментальных практик. [6] [18]
К концу века возникла тенденция «взаимного оплодотворения», когда практикующие комбинировали разные «линии передачи» для формирования своеобразных стилей. [16] В последние десятилетия область соматики расширилась и включила в себя такие танцевальные формы, как контактная импровизация и техника освобождения Скиннера , и стала использоваться в трудотерапии , клинической психологии и образовании . [18]
Дисциплины движения
[ редактировать ]Традиционные практики
[ редактировать ]
Многие традиционные азиатские дисциплины движения повлияли на западные соматические практики, возникшие в двадцатом веке. [18] Помимо молитвы, древнейшей и наиболее широко практикуемой соматической дисциплиной является йога , но существует и множество других. [19]
Йога — это группа физических , умственных и духовных практик, зародившаяся в современной Индии около 500 г. до н.э. [20] Конечные цели йоги духовны, [21] а практика йоги обычно включает в себя физическое принятие и движение через систематизированные асаны или положения тела. Физиология йоги описывает систему взаимосвязанных тел, имеющих разные, но взаимосвязанные физические и духовные свойства. [22] Концепция потока энергии по телесным каналам вновь появляется в других соматических формах, включая контактную импровизацию и цигун. [23] [24]
Цигун и тай-чи — это традиционные китайские двигательные практики, которые могут служить поддержкой соматической практики. Обычно они включают в себя подвижную медитацию, координацию медленных плавных движений, глубокое ритмичное дыхание и спокойное медитативное состояние ума. Они утверждают, что балансируют и развивают ци , что переводится как «жизненная энергия». [15] [25] Айкидо — японское боевое искусство, включающее внутреннее осознание и эмоциональное состояние неагрессии; некоторые стили подчеркивают это с помощью отдельных тренировок по «развитию ки» . [15] [26]
Практика упражнений
[ редактировать ]Метод пилатеса был первоначально разработан как соматическая форма тренировки физической подготовки в начале 1920-х годов. [27] Однако большинство современных форм пилатеса сосредоточены на правильной физической технике, а не на проприоцептивном осознании. [28] Основатель метода Джозеф Пилатес подчеркивал соматические принципы связи разума и тела, отслеживания проприоцептивных наблюдений и внимания к дыханию. [27] [28]
Танец
[ редактировать ]
Все формы танца требуют пристального внимания танцора к проприоцептивной информации о положении и движении каждой части тела. [29] [30] но «соматическое движение» в танце относится более конкретно к техникам, в которых основное внимание уделяется личному физическому опыту танцора, а не визуальному опыту публики. [5] [4] Соматика была включена в танцевальные сообщества по всему миру, с вариациями от страны к стране из-за истории появления этой области на местном уровне, а также из-за более широких культурных различий. [16]
Жанры
[ редактировать ]Некоторые танцевальные техники считаются соматическими формами. Контактная импровизация — это соматический жанр, разработанный Стивом Пакстоном и другими в 1970-х годах и заключающийся в том, что два или более танцора органично реагируют на физические ощущения, возникающие в результате их взаимного контакта. Контактная импровизация может исполняться для публики, но не предназначена для оказания какого-либо особого визуального воздействия. [31]
» Рут Запоры По словам исследователя танцев Сюзанны Морроу, «Театр действия , разработанный в 1970-х и 1980-х годах, представляет собой технику импровизационного исполнения, основанную на «воплощенном присутствии», состоянии осознания, в котором исполнители поддерживают сознательный контакт со своим соматическим опытом. [32]
Образование
[ редактировать ]Некоторые преподаватели танцев используют соматические принципы и тренировки, особенно «Анализ движений Лабана» , «Идеокинез» , «Александр» и «Фельденкрайз», на по перформативной технике . занятиях [33] [34] Эти практики используются для тренировки проприоцептивных навыков танцоров и корректировки выравнивания и, как утверждается, снижают риск травм. [33] [35] [36]
Практики соматического обучения – это те, которые развивают осознание учащимися своего внешнего окружения и внутренних ощущений во время танца. Эти практики могут включать в себя исправления с помощью прикосновения в дополнение к устным инструкциям; сосредоточение внимания на энергии и процессах, а не на физических формах, которые они создают; и намеренное расслабление привычно перегруженных мышц. [37] Уорвик Лонг утверждает, что использование соматики в танцевальном обучении за счет углубления знаний танцоров о соме делает их технику более «внутренней, внутренней и персонализированной». Он утверждает, что прямое самопознание, которое предлагает соматика, ценно для сегодняшних профессиональных танцоров, которых все чаще просят работать вне структур канонически кодифицированных техник, таких как балет или техника Грэма . [38]
Альтернативная медицина
[ редактировать ]Некоторые формы альтернативной медицины считают важным сенсорное восприятие тела.
Техника Александера , ранний пример такой практики, была разработана Фредериком Маттиасом Александром актером . в 1890-х годах [39] Это обучающая соматическая техника, призванная избавиться от привычки учащихся использовать ненужное напряжение в движении. [15] [40]
— Метод Фельденкрайза это педагогика соматических движений, разработанная Моше Фельденкрайзом и частично вдохновленная техникой Александера. Он утверждает, что улучшает самочувствие, привлекая внимание к моделям движений, которые, по мнению сторонников, являются неэффективными или излишне напряженными, и заменяя их другими моделями. [15] [41]
Структурная интеграция , включая Рольфинг и Хеллерворк, использует работу с телом, осознанность и переподготовку движений в качестве инструментов соматического обучения. Практикующие утверждают, что делают тело и разум более адаптируемыми и устойчивыми за счет улучшения «выравнивания» и движения. [42] [43]
Трагер использует мягкую работу с телом и расслабляющие упражнения под названием «Ментастика», чтобы исследовать ощущения и легкость в движении. Практикующие входят в медитативное состояние и пытаются физически передать чувство легкости, любопытства и игривости через контакт с практикующим. Ментастика – это исследование веса тела в условиях гравитации. [44]
Некоторые практикующие альтернативную медицину, работающие с психическим здоровьем, имеют соматическую направленность. Например, в соматических переживаниях клиенты учатся отслеживать внутренние ощущения. [45]
Духовные практики
[ редактировать ]Духовный дискурс в области соматики имеет тенденцию отвергать монотеистические системы, которые помещают духовный авторитет во внешнюю иерархию, вместо этого сакрализуя прямое восприятие внутренней «жизненной силы». [46] Хотя соматическая литература и не сильно связана с какой-либо конкретной духовной традицией, она обычно рассматривает христианство и другие монотеистические религии неблагоприятно и отдает предпочтение эклектичному сочетанию незападных подходов к священному, включая подходы буддизма , даосизма , индуизма и различных видов шаманизма . [46]
Некоторые духовные практики , такие как суфийское вращение и буддийская медитация при ходьбе , особенно связаны с соматикой. [26] [47] Духовность является компонентом работы Бонни Бейнбридж Коэн , лидера современной соматики, которая объединяет элементы дзен-буддизма с современным танцем и анализом движений Лабана . [48]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Ханна, Томас (1986). «Что такое соматика?» . Соматика: журнал-журнал телесных искусств и наук . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ Муллан, Келли (31 августа 2012 г.). «Искусство и наука соматики: теория, история и научные основы» . Итоговые проекты MALS, 1995-2019 гг .
- ^ Бреслер, Л. (2007). Международный справочник исследований в области художественного образования . Международные справочники Springer по образованию. Спрингер Нидерланды. п. 1120. ИСБН 978-1-4020-2998-1 . Проверено 22 июня 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильямсон, А.; Бэтсон, Г.; Уотли, С.; Вебер, Р. (2015). Танец, соматика и духовность: современные сакральные повествования . Интеллект. п. 252. ИСБН 978-1-78320-178-5 . Проверено 16 июня 2016 г.
Соматическое движение — это: (а) движение, структурированное вокруг феноменов восприятия, и (б) движение, интерпретируемое через феномены восприятия.
- ^ Перейти обратно: а б Броди, Дж.А.; Лобель, Э.Э. (2012). Танец и соматика: принципы обучения и исполнения разума и тела . МакФарланд и компания. п. 6. ISBN 978-0-7864-8958-9 . Проверено 16 июня 2016 г.
Основное внимание уделяется индивидуальному опыту: тому, как мы себя чувствуем, а не тому, как воспринимают другие или как, по нашему мнению, нас воспринимают.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Эдди, Марта (2009). «Краткая история соматических практик и танца: историческое развитие области соматического образования и ее связь с танцем» (PDF) . Журнал танцевальных и соматических практик . 1 (1): 5–27. дои : 10.1386/jdsp.1.1.5_1 . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Муллан, Келли Джин (2 октября 2014 г.). «Соматика: исследование точек соприкосновения западных дисциплин тела и разума» . Тело, движение и танец в психотерапии . 9 (4): 253–265. дои : 10.1080/17432979.2014.946092 . ISSN 1743-2979 . S2CID 143813800 .
- ^ Муллан, Келли. (2016). «Европейские предшественники соматического движения». Глава в книге «Осознанное движение: эволюция соматических искусств и сознательного действия» , под ред. Марта Эдди.
- ^ Муллан, Келли (2016) «Гармоническая гимнастика и соматика: генеалогия идей». Течения: Журнал Ассоциации центрирования тела и разума , 19:1, 16-28.
- ^ Муллан, Келли Джин (01 сентября 2017 г.). «Истории соматики: прослеживание образовательных предшественников Эльзы Гиндлер, Хаде Каллмейер и Женевьев Стеббинс» . Журнал танцевальных и соматических практик . 9 (2): 159–178. дои : 10.1386/jdsp.9.2.159_1 . ISSN 1757-1871 .
- ^ Спидс, Кэрола; Спидс, Кэрола Х. (апрель 1992 г.). Пути улучшения дыхания . Bear & Co. Внутренние традиции / ISBN 978-0-89281-397-1 .
- ^ Гейтер, Ульфрид; Хеллер, Майкл С.; Уивер, Джудит О. (2010). «Эльза Гиндлер и ее влияние на Вильгельма Райха и телесную психотерапию». Тело, движение и танец в психотерапии . 5 (1): 59–73. дои : 10.1080/17432971003620113 . S2CID 143759167 .
- ^ Фрели, С. (2015). Сознательное движение: соматические трансформации через танец, йогу и прикосновение . Издательство Университета Иллинойса. п. 26. ISBN 978-0-252-09749-2 . Проверено 14 июня 2016 г.
- ^ Клэр, Томас (1995). Работа с телом: какой массаж делать и как получить от него максимальную пользу . Уильям Морроу и компания, стр. 40–56 . ISBN 9781591202325 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Кнастер, Мирка (1996). Открытие мудрости тела: всеобъемлющее руководство по более чем пятидесяти практикам разума и тела . Бантам . стр. 188–245, 326–51. ISBN 9780307575500 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фортин, Сильви (2002). «Жизнь в движении: развитие соматических практик в разных культурах». Журнал танцевального образования . 2 (4): 128–136. дои : 10.1080/15290824.2002.10387221 . S2CID 145229309 .
- ^ Франклин, Эрик. (1996). Динамическое выравнивание с помощью изображений . Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека. п. 4. ISBN 978-0-87322-475-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эллисон, Н. (1999). Иллюстрированная энциклопедия дисциплин тела и ума . Виртуальная справочная библиотека Гейла. Издательская группа Розен. ISBN 978-0-8239-2546-9 . Проверено 16 июня 2016 г.
- ^ Элеонора Крисвелл (2011). «Соматика и поверхностная электромиография» . В Крэме, Джеймс (ред.). Введение Крэма в поверхностную электромиографию . Джонс и Бартлетт Обучение. п. 193. ИСБН 9780763732745 . Проверено 1 марта 2015 г.
- ^ Сэмюэл, Джеффри (2008). Истоки йоги и тантры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-69534-3 .
- ^ Якобсен, Кнут А.; Ларсон, Джеральд Джеймс (2005). Теория и практика йоги: очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-14757-7 .
- ^ Фроули, Дэвид (2004). Йога и священный огонь: самореализация и планетарная трансформация . Лотос Пресс. п. 288. ИСБН 978-81-208-2746-2 .
- ^ Диллс, Энн; Олбрайт, Энн Купер (2001). Движущаяся история/танцевальные культуры: читатель истории танца . Издательство Уэслианского университета . п. 406. ИСБН 9780819574251 . Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ Ой; Бутоу; Муллан; Кларк; Бил; Павлакис; Коте; Лам; Розенталь (31 августа 2009 г.). «Влияние медицинского цигун на качество жизни, усталость, настроение и воспаление у онкологических больных: рандомизированное контролируемое исследование» . Анналы онкологии . 21 (3): 608–614. дои : 10.1093/annonc/mdp479 . ПМК 2826100 . ПМИД 19880433 .
- ^ Коэн, Канзас (1999). Путь цигун: искусство и наука китайского энергетического исцеления . Случайный дом Канады. ISBN 978-0-345-42109-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Пейн, Питер; Крейн-Годро, Марди (24 июля 2013 г.). «Медитативное движение при депрессии и тревоге» . Границы в психиатрии . 4 : 71. doi : 10.3389/fpsyt.2013.00071 . ПМК 3721087 . ПМИД 23898306 .
- ^ Перейти обратно: а б Колдуэлл К., Адамс М., Куин Р., Харрисон М., Грисон Дж. (2013). «Пилатес, осознанность и соматическое обучение» . Сомат-практика J Dance . 5 (2): 141–153. дои : 10.1386/jdsp.5.2.141_1 . ПМЦ 4198945 . ПМИД 25328542 .
- ^ Перейти обратно: а б Роухиайнен, Леена (2010). «Развитие метода пилатеса и его связь с соматическим полем» (PDF) . Северный журнал танца . 2 : 57–69 . Проверено 17 ноября 2014 г.
- ^ Смитт, Мирим Силлевис; Берд, штат Калифорния (2013). «Измерение и усиление проприоцепции у музыкантов и танцоров». Клин Ревматол . 32 (4): 469–473. дои : 10.1007/s10067-013-2193-7 . ПМИД 23397145 . S2CID 23917260 .
- ^ Блезинг, Беттина; Кальво-Мерино, Беатрис; Кросс, Эмили С.; Джола, Коринн; Хониш, Джулиана; Стивенс, Кэтрин Дж. (2012). «Нейрокогнитивный контроль в восприятии и исполнении танца» (PDF) . Акта Психологика . 139 (2): 300–308. дои : 10.1016/j.actpsy.2011.12.005 . ПМИД 22305351 . S2CID 14529071 .
- ^ Новак, Синтия Джин (1990). Разделение танца: контактная импровизация и американская культура . Университет Висконсина Пресс . ISBN 978-0-299-12440-3 . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ Морроу, С. (2011). «Психея встречает Сому: доступ к творчеству через Театр действия Рут Запоры». Обучение театру, танцам и исполнительскому мастерству . 1 (2): 99–113. дои : 10.1080/19443927.2010.543987 . S2CID 219628909 .
- ^ Перейти обратно: а б Броди, Джули; Лобель, Элин (2004). «Интеграция фундаментальных принципов, лежащих в основе соматических практик, в класс танцевальной техники». Журнал танцевального образования . 4 (3): 80–87. дои : 10.1080/15290824.2004.10387263 . S2CID 143967135 .
- ^ Эдди, Марта Харт (2002). «Танец и соматические исследования в студиях и общественных танцевальных программах». Журнал танцевального образования . 2 (4): 119–127. дои : 10.1080/15290824.2002.10387220 . S2CID 145253337 .
- ^ Возны, Нэнси (май 2012 г.). «Вливание соматики» . Танцевальный журнал . Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 14 декабря 2014 г.
- ^ Фортин, Сильви; Лонг, Уорик; Лорд, Мадлен (2002). «Три голоса: исследование того, как соматическое образование влияет на занятия по технике современного танца». Исследования в области танцевального образования . 3 (2): 155–179. дои : 10.1080/1464789022000034712 . S2CID 144606556 .
- ^ Неттл-Фиол, Ребекка; Ванье, Люк (2011). Танец и техника Александра: исследование недостающего звена (иллюстрированное издание). Издательство Университета Иллинойса. п. 12. ISBN 9780252077937 . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ Лонг, Уорик (2002). Ощущение разницы: взгляды учеников и учителей на интеграцию метода соматического обучения Фельденкрайза и техники современного танца (PDF) (MPEd.). Международная федерация Фельденкрайза® . Проверено 6 ноября 2014 г.
- ^ Рутберг, Рут (сентябрь 2007 г.). Мэнди Рис (ред.). «Голос и гендер и другие современные проблемы профессиональной подготовки голоса и речи». Обзор голоса и речи . 35 (1): 164–170. дои : 10.1080/23268263.2007.10769755 . S2CID 144810660 .
- ^ Розенберг, Бобби. «Техника Александра и соматическое обучение» (PDF) . Проверено 14 декабря 2014 г.
«Частые ссылки [Александра] на «кинестезию», «сенсорное осознание» и «чувство» помещают его прямо в центр области соматики.
- ^ Левин, Эндрю (1998). Справочник по работе с телом и массажу . Лоуэлл Хаус . стр. 249–60 . ISBN 9780737300987 .
- ^ Левин, Эндрю (1998). Справочник по работе с телом и массажу . Лоуэлл Хаус . стр. 209–234 . ISBN 9780737300987 .
- ^ Бенке, Элизабет А. (1998). «Соответствие». Соматика (весна/лето 1998 г.): 24–32. , найден в Джонсон, Дон, изд. (1995). Кость, дыхание и жест: практики воплощения . Североатлантические книги. стр. 317–338. ISBN 9781556432019 . Проверено 28 февраля 2015 г.
- ^ Стиллерман, Элейн (2016). Методы массажа и работы с телом (второе изд.). Мосби . стр. 366–83, 402–14. ISBN 9780323239318 .
- ^ Левин, Питер А. с Фредериком, Энн: Пробуждение тигра. Исцеление травмы. Североатлантические книги, Беркли, Калифорния, 1997 г. ISBN 1-55643-233-X
- ^ Перейти обратно: а б Уильямсон, Аманда (2010). «Размышления и теоретические подходы к изучению духовности в области танцевального образования соматических движений». Журнал танцевальных и соматических практик . 2 (1): 35–61. дои : 10.1386/jdsp.2.1.35_1 .
- ^ Холланд, Д. (2004). «Интеграция медитации осознанности и соматического осознания в общественную образовательную среду». Журнал гуманистической психологии . 44 (4): 468–484. дои : 10.1177/0022167804266100 . S2CID 144546983 .
- ^ Эдди, Марта (2002). «Соматические практики и танец: глобальные влияния». Журнал танцевальных исследований . 34 (2): 46–62. дои : 10.2307/1478459 . JSTOR 1478459 . S2CID 155396684 .
Общая библиография
[ редактировать ]- Эллисон, Нэнси, изд. (1999). Иллюстрированная энциклопедия дисциплин тела и разума (иллюстрированная, аннотированная ред.). Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9780823925469 . Проверено 1 марта 2015 г.
- Броди, Джули А.; Лобель, Элин Э. (2012). Танец и соматика: принципы обучения и исполнения разума и тела . МакФарланд. ISBN 9780786489589 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с соматикой, на Викискладе?